Введение
Актуальность разработки и стандартизации методики, направленной на изучение степени погруженности подростков в интернет-среду, определяется необходимостью при исследовании различных сторон психической жизни учитывать опосредованность развития и жизнедеятельности человека цифровизацией жизненного пространства. Поэтому существует запрос на создание надежного и валидного инструмента, с помощью которого можно определить степень этого влияния.
Теоретическим обоснованием к созданию методики явился анализ дефиниций, описывающих взаимодействие в системах «человек–цифровая/виртуальная/интернет-среда».
Ряд исследователей [6; 21] рассматривают взаимодействие человека и цифровой среды в контексте слияния, симбиоза, единой субъектности.
Реальное и виртуальное жизненные пространства имеют так много точек пересечения, что появляется новая сфера существования человека. Это область интерференции цифровой и доцифровой среды, имеющая свою специфику, отличную от характеристик составляющих ее «реальностей» [13 ; 21], где человек может выступать и как субъект, и как партнер (со-субъект), и даже как объект влияния информационной среды.
В пространстве «человек–интернет-среда» появились новые явления и понятия, их обозначающие: интернет-зависимость [1; 5; 11; 24 и др.], проблемное (патологическое) использование интернета [9; 25; 30; 34], цифровая социализация [32; 33], цифровая компетентность [20], погруженность [15; 31] и др.
Во многих исследованиях также показана возможность оптимального использования интернета с точки зрения психического развития ребенка [16; 17; 22].
Остановимся на характеристике явления «погруженность в интернет - среду», поскольку оно в нашем случае составляет предмет изучения.
В ряде зарубежных исследований «погруженность» определяется как психологическое состояние, характеризующееся восприятием себя окруженным, включенным и взаимодействующим со средой, которая обеспечивает непрерывный поток стимулов и переживаний [ 27; 35].
Погруженность в интернет-среду понимается нами как термин, характеризующий активность человека в цифровой виртуальной среде, свободный от негативной и клинической коннотации.
Анализ проблемы интернет-активности в рамках деятельностного подхода может опираться на категорию установки. Данная категория позволяет раскрыть сущность готовности к этому взаимодействию, сформированной на базе предварительного опыта и регулирующей поведение человека на осознанном и неосознаваемом уровнях. Такой подход позволяет описать субъекта интернет-активности максимально широко и безоценочно.
Исходя из этого, под погруженностью в интернет-среду мы понимаем установку (disposition), заключающуюся в готовности к использованию технических средств и информационных ресурсов интернета для решения задач различных видов деятельности и осуществления интернет-коммуникации.
В этом смысле в зависимости от степени погруженности интернет-среда может стать как ресурсом для решения актуальных проблем, так и средством ухода от реальности, формирующим и активирующим механизмы психологической защиты.
В структуре интернет-погруженности мы выделяем традиционные компоненты: 1) поведенческий (деятельностный), представленный объемом цифрового потребления; 2) когнитивный, представленный самооценкой цифровой компетентности; 3) аффективный, представленный эмоциональным отношением к интернету.
Наибольшее распространение в исследованиях проблем взаимодействия человека с интернет-средой получили методы наблюдения, анализа продуктов деятельности, беседы, тестирования, а также опроса, проводящегося традиционно или online.
Так, интернет - и компьютерную зависимость пытаются изучать по аналогии с зависимостями в реальной жизни, например, игровой или наркозависимостью (например, «Тест на интернет-аддикцию» K. Young в адаптации В.А. Лоскутовой «Способ диагностики интернет -зависимости» [10]; «Тест интернет-зависимости» Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова [7]).
При изучении проблемного использования интернета ориентируются на близкие к пониманию зависимого поведения критерии (синдром отмены, негативные последствия и др.).
Примером тому является «Шкала проблемного использования Facebook» [29] (несколько русскоязычных адаптаций, например, «Общая шкала проблемного использования интернета» [3]), которая использовалась в ряде исследований в период пандемии, когда степень обращения к интернет-ресурсам для эффективного жизнеобеспечения существенно возросла [4].
В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов представили методику оценки последствий пользования техническим и средствами (МИГ-ТС), позволяющую кроме зависимости фиксировать изменения в психологических границах и сфере потребностей пользователей, их рефлексию и саморегуляцию [14].
В зарубежных исследованиях можно отметить попытки исследования взаимосвязи погруженности и личностных особенностей пользователей социальных сетей с помощью опросника AIPT («Attitudes, Immersion, and Personality Traits») [35].
Довольно широко представлен инструментарий исследования феномена вовлеченности (содержания деятельности в интернет -среде и отношения к ней). В качестве примеров можно привести «Индекс цифровой компетентности» [19], «Методику оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» [23], множество анкет, разработанных в рамках отечественных и зарубежных социологических исследований [2; 18; 26]. Однако валидность и надежность предлагаемых эмпирических методик зачастую недостаточно обоснованы или отсутствуют.
Таким образом, существует необходимость создания стандартизованного психодиагностического инструмента, позволяющего исследовать степень и качество интернет-активности современного пользователя, которое определяется нами через понятие погруженности в интернет-среду.
При создании методики для изучения погруженности в интернет-среду мы опирались на данное выше рабочее определение погруженности.
Это позволило составить первоначальный вариант опросника, учитывающего: деятельностный (объем цифрового потребления) – шкала 1, когнитивный (самооценка цифровой компетентности) – шкала 2, аффективный (эмоциональный аспекты) – шкала 3 компоненты погруженности в интернет-среду, а также возможность определения суммарного Индекса погруженности в интернет -среду.
При выборе содержательных характеристик мы опирались на исследовательские идеи Г.В. Солдатовой и ее коллег [19; 21; 32].
Целью данного исследования была стандартизация на выборке подростков опросника «Индекс погруженности в интернет-среду».
Методы
Стандартизация опросника «Индекс погруженности в интернет-среду» осуществлялась с использованием стандартных процедур проверки валидности, надежности и факторной структуры [8; 12] и проводилась в два этапа.
Целью первого этапа был сбор первичных эмпирических данных о погруженности в интернет-среду, определение конвергентной валидности, коррекция формулировок и содержания опросника.
На этом этапе выборка составила 712 человек (подростки от 11 до 17 лет, 358 девочек, 354 мальчика, средний возраст – 14,3, SD=1,4).
Сбор первичных данных осуществлялся на основе вопросов, структура и содержание которых соответствовали изложенному выше теоретическому подходу.
В этом варианте шкалы «цифровое потребление», «цифровая компетентность» и «эмоциональное отношение» включали несколько вопросов, причем как минимум один вопрос в шкале был комплексным.
Первая шкала содержала вопросы: «Как часто ты пользуешься интернетом?», «Сколько времени ты проводишь в интернете?», «Какими устройствами ты пользуешься для выхода в интернет?» (предлагался список), вопрос с индикаторами интернет-зависимости.
Вторая – «Укажи свой стаж знакомства с интернетом?», «Насколько уверенным пользователем ты себя считаешь?», «Что из перечисленного ты используешь в интернете и как часто?» (предлагался список приложений и программ).
Третья – «Какие эмоции и чувства ты испытываешь, находясь в интернете?», «В интернете тебе нравится (выбрать из перечисленного)».
Для определения конвергентной валидности были применены опросники «Шкала проблемного использования интернета» А.А. Герасимовой, А.Б. Холмогоровой (адаптированная версия Generalized Problematic Internet Use Scale (GPIUS) S. Caplan) [3] и опросник интернет-зависимости – Internet Addiction Test (IAT, K. Young) в переводе и модификации В.А. Лоскутовой [10]. В опросе приняли участие 118 подростков (61 мальчик, 57 девочек, возраст от 12 до 16 лет, среднее значение – 13,8, SD=1,5) из общей выборки первого этапа.
На втором этапе проводилась стандартизация опросника, в ходе которой уточнялась структура опросника (конструктивная валидность) с учетом корректировки количества вопросов и системы подсчета баллов по результатам первого этапа.
Процедуры стандартизации были проведены на новой выборке, состоящей из 430 подростков (от 12 до 17 лет, 274 девочки и 176 мальчиков, средний возраст – 14,8, SD=1,4).
В качестве статистических методов проверки психометрических характеристик методики использовались: методы первичной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для проверки формы распределения, индекс надежности (коэффициент альфа Кронбаха), корреляционный анализ (критерий Спирмена), факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс с нормализацией Кайзера).
Результаты
По итогам первого этапа была подтверждена достаточная конвергентная валидность методики «Индекс погруженности в интернет-среду» на основании полученных коэффициентов корреляции с показателями шкал методики «Проблемного использования интернета» и методики диагностики интернет-зависимости. Данные по шкалам индекса погруженности в интернет-среду рассчитывались на основе предложенной теоретической модели (табл. 1).
Таблица 1. Корреляции показателей погруженности в интернет-среду, показателей проблемного использования интернета и интернет-зависимости (по критерию Спирмена, N=118)
В табл. 1 видно наличие слабых 0,20<rs<0,3 и очень слабых при rs< 0,19, но статистически значимых связей между отдельными шкалами опросника «Индекс погруженности в интернет-среду» и шкалами методики «Проблемного использования интернета», а также шкалой интернет-зависимости.
При этом ожидаемо таких корреляций не оказалось со шкалой 2 – самооценка цифровой компетентности, так как она связана с оценкой навыков пользователя, а не с его психологическим состоянием при работе в интернете.
Также стоит отметить, что содержание шкал опросника погруженности в интернет -среду оказалось крайне слабо связанным с проявлениями интернет-зависимости и наиболее тесно связанным со шкалой «Предпочтение онлайн», то есть предпочтения интернет-коммуникаций личному общению для решения различных задач, что соответствует заявленному подходу к содержанию понятия «погруженность в интернет-среду».
Полученные результаты показали состоятельность методики «Индекс погруженности в интернет-среду» как самостоятельного инструмента, не дублирующего другие инструменты диагностики семантически сходных феноменов.
Проверка интеркорреляционной валидности (табл. 2) показала, что шкалы опросника не являются независимыми друг от друга и имеют средние статистически значимые коэффициенты корреляции друг с другом и с общим показателем погруженности.
Таблица 2. Корреляционные связи шкал опросника «Индекс погруженности в интернет-среду» (критерий Спирмена, N=118)
Наибольшую корреляцию с общим результатом имеет шкала 3: эмоциональное отношение к цифровой информационной среде. Стало понятно, что в методике есть вопросы с частичным дублированием содержания.
Например, высокую корреляцию продемонстрировали ответы на вопрос про умения в интернете с ответами на вопросы о предпочитаемых видах деятельности и используемых устройствах.
На первом этапе исследования также была выявлена недостаточно высокая внутренняя согласованность вопросов по шкале «Эмоциональное отношение к интернет -среде». Поэтому необходимо было решить задачу ее повышения за счет приведения всех ответов к единой оценочной 5-балльной шкале Ликерта.
На втором этапе уточненное содержание вопросов (7 вопросов с 5-балльной оценочной шкалой по каждому) и теоретическая структура опросника проверялись посредством факторного анализа. Проведенный факторный анализ подтвердил структурную основу теоретической модели интернет-погруженности, характерную для структуры установки (табл. 3).
Таблица 3. Результаты факторного анализа
Эмпирически выделились: поведенческий фактор (шкала 1 – цифровое потребление), в который вошли вопросы, связанные с частотой обращения и временем, проведенным в интернете, а также вопросы-индикаторы интернет-зависимости; когнитивный фактор (шкала 2 – самооценка цифровой компетентности), куда вошли вопросы про стаж знакомства с интернетом и самооценку пользовательской уверенности; аффективный фактор (шкала 3 – эмоциональное отношение к интернету), в него вошли вопросы про эмоции и чувства, переживаемые в интернете, и предпочитаемые виды деятельности, связанные с ним.
Статистические данные показали, что трехфакторная структура объясняет 66,22% дисперсии (табл. 4). При этом видно, что поведенческий фактор объясняет более чем вдвое больший процент дисперсии результатов, чем остальные два фактора.
Таблица 4. Факторная структура. Объясненная совокупная дисперсия
Результаты статистического анализа данных, проведенного с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, показали, что шкалы опросника не имеют нормального распределения, а обладают правосторонней асимметрией, что, в принципе, характерно для опросников, изучающих поведение в интернет-среде, в частности, на это указывается в работе по апробации и валидизации шкалы проблемного использования интернета А.А. Герасимовой, А.Б. Холмогоровой [3]. При этом в целом индекс погруженности в интернет - среду имеет нормальное распределение (KS=0,524).
Внутренняя согласованность шкал опросника, которая изучалась с помощью коэффициента альфа Кронбаха, показала достаточно высокие результаты от 0,795 до 0,854 (табл. 5).
Таблица 5. Индекс надежности, коэффициент альфа Кронбаха (N=430)
Ограничениям и к использованию опросника «Индекс погруженности в интернет -среду» являются в первую очередь возрастные характеристики выборки (ориентация на подростков 11-17 лет), а также наличие диагностированной интернет-зависимости, отсутствие положительной мотивации на участие в опросе и ранняя профессионализация молодежи 14-17 лет в области IT-технологий и арт-блогерства, предполагающая высокий уровень цифровой компетентности.
Методика «Индекс погруженности в интернет-среду» дает возможность экспресс-оценки разных сторон готовности подростков к использованию технических средств и информационных ресурсов интернета для решения различных задач и осуществления интернет-коммуникации.
Методика также может использоваться для изучения влияния интернет-среды на различные стороны психической жизни подростков: систему взаимоотношений, учебную деятельность, досуг, психические состояния.
Поскольку респондентами являлись жители Санкт-Петербурга, то перспективным предполагается расширение географии исследования для оценки региональной специфики феномена погруженности в интернет.
Бланк опросника «Индекс погруженности в интернет-среду», процедура обработки ответов и ключи представлены в Приложениях 1 и 2.
Выводы
- Все процедуры по стандартизации методики проведены на репрезентативной выборке, сбалансированной по полу и возрасту и включающей в общей сложности 1142 подростка из 11 образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга.
- Содержательная валидность разработанной методики «Индекс погруженности в интернет-среду» обоснована тем, что в процессе стандартизации, в частности, по результатам факторного анализа, подтверждена теоретическая структура, на основе которой он был разработан. Это отражено в структуре опросника, которая представлена тремя шкалами: цифровое потребление, цифровая компетентность, эмоциональное отношение к цифровой среде.
- Достоинством методики «Индекс погруженности в интернет-среду» является ее достаточно высокая надежность как по отдельным шкалам, так и по внутренней согласованности шкал по всему опроснику (α от 0,795 до 0,854).
- Подтверждена также и достаточная конвергентная валидность методики «Индекс погруженности в интернет-среду» на основе корреляционных связей с показателями шкал методики «Проблемного использования интернета» и методики диагностики интернет- зависимости, что говорит о состоятельности методики как самостоятельного инструмента, не дублирующего другие инструменты диагностики семантически сходных феноменов.
Приложение 1, 2 (PDF)
Литература
- Войскунский А.Е. Современные тенденции киберпсихологических исследований / Под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Коллективная монография. М., 2019. С. 6–13.
- Волченко О.В. Измерение практик использования интернета в социальных науках: обзор основных методов [Электронный ресурс] // Информационное общество. 2017. № 1. С. 47–54.
- Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 56–79. DOI:10.17759/cpp.2018260304
- Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 31–40. DOI:10.17759/pse.2020250603
- Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 2. C. 145–165. DOI:10.17759/psyedu.2017090213
- Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–16.
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / Составители В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антоненко, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерика. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: введение в психометрическое проектирование. Киев: Ника-Центр, 1994. 284 с.
- Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте / В.Н. Колесников // Национальный психологический журнал. 2019. № 1(33). С. 34–46.
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дисс… канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 157 с.
- Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов: колл. монография. Казань: РЦПНН при КМРТ; Й.: Марево, 2002. 240 с.
- Носс И.Н. Психодиагностика: Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 500 с.
- Панов В.И., Патраков Э.В. Интерференция цифровой и доцифровой сред как предмет психологического исследования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 531–541. DOI:10.33910/herzenpsyconf-2020-3-56
- Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека: учеб.-метод. пособие для студентов психологических специальностей. М.: Акрополь, 2015. 115 с.
- Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Возрастно- половые характеристики погруженности подростков в Интернет-среду [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). 2019. № 6 (июнь). ART 2737.
- Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2019. № 194. С. 19–29.
- Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 2. С. 196–207. DOI:10.33910/2686-9527- 2021-3-2-196-207.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Школьник и информационно-коммуникационные технологии: возрастные особенности и регионально-поселенческая специфика / В.С. Собкин (ред.) // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 84–115.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 47–56.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн / Г.У. Солдатова // Национальный психологический журнал. 2016. № 2(22). С. 50–60.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн- реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 87–97. DOI:10.17759/chp.2020160409
- Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI:10.17759/cpp.2019270307
- Татарко А.Н., Макласова Е.В., Лепшокова З.Х., Галяпина В.Н., Ефремова М.В., Дубров Д.И., Бульцева М.А., Бушина Е.В., Миронова А.А. Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 159–179. DOI:10.17759/sps.2020110110
- Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24– 29.
- Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / R.A. Davis // Computers in Human Behavior. 2001. Vol. 17(2). P. 187–195.
- Howard М., Jayne B.S. An Analysis of More Than 1,400 Articles, 900 Scales, and 17 Years of Research: The State of Scales in Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. March 2015. // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. Vol. 18(3). P. 181–187. DOI:10.1089/cyber.2014.0418
- Jennett C., Cox A.L., Cairns P., Dhoparee S., Epps A., Tijs T. et al. Measuring and defining the experience of immersion in games // Int. J. Hum. Comput. Stud. 2008. Vol. 66. P. 641–661. DOI:10.1016/j.ijhcs.2008.04.004
- Liu D., Dede C., Huang R. and Richards J. Virtual, Augmented, and Mixed Realities in Education. Dublin: Springer, 2017. 250 p.
- Marino C., Vieno A., Altoè G., Spada M.M. Factorial validity of the Problematic Facebook Use Scale for adolescents and young adults // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6(1). P. 5– 10.
- Kattein E., Hannah Schmidt H., Brandt D., Bischof G., Bischof A., Besser B., Orlowski S. and Rumpf H-J. Association of Increased Impulsiveness and Internet Use Disorder in Adolescents and Young Adults with Different Main Activities on the Internet // Zeitschrift für Kinder- und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie. 2021. P. 1–8. DOI:10.1024/1422-4917/a000816
- León M., Rehbein L., Labbé C. Van Deursen A.J.A.M., Cerda C. Psychological, cultural and socio-structural factors associated to digital immersion in Chilean adolescents // Journal of Children and Media. Apr 2021. Vol. 15. DOI:10.1080/17482798.2021.1904428
- Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Chigarkova S.V. Digital Socialization of Adolescents in the Russian Federation: Parental Mediation, Online Risks, and Digital Competence // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(4). P. 191–206.
- Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. EU Kids Online. DOI:10.21953/lse.47fdeqj01ofo
- Tóth‐ Király I., Morin A.J.S., Hietajärvi L., Salmela‐ Aro K. Longitudinal Trajectories, Social and Individual Antecedents, and Outcomes of Problematic Internet Use Among Late Adolescents. Child Development, 2021. DOI:10.1111/cdev.13525
- Yu T-K, Lee N-H and Chao C-M The Moderating Effects of Young Adults’ Personality Traits on Social Media Immersion // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. P. 554106. DOI:10.3389/fpsyg.2020.554106
Об авторах
- Людмила Александровна Регуш - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия.
- Елена Вячеславовна Алексеева - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия.
- Ольга Рэмовна Веретина - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия.
- Анна Валерьевна Орлова - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия.
- Юлия Сергеевна Пежемская - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия.
Смотрите также: