Введение
В последние годы увеличилось число научных изысканий в области юридической психологии детства. Особую важность представляют работы, посвященные проблеме сексуальных домогательств в отношении подростков в киберпространстве, в частности онлайн-поведения самих несовершеннолетних в криминальных ситуациях.
Так, Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцева (2023) провели анализ мотивационно-смысловых характеристик участия в секстинге девочек в возрасте от 10 до 18 лет, согласно которому их потребность взаимодействовать с посягателями в Интернете вызвана поиском позитивных эмоциональных связей с другим человеком [2].
Действительно, в Сети исчезают многие коммуникативные барьеры, что позволяет пользователям чувствовать свободу, идеализировать своих партнеров, быстрее сближаться с ними и испытывать интенсивные эмоции на грани с эйфорией [1; 5].
Однако в ситуациях виртуального сексуального домогательства несовершеннолетние подвергаются манипулятивному воздействию, которое им часто трудно выявить и пресечь.
В результате подростки, стремящиеся к приобретению опыта позитивных эмоциональных отношений с людьми, оказываются не готовы к кибератакам со стороны неизвестных им пользователей и в итоге испытывают негативные эмоциональные переживания.
Так, несовершеннолетних в процессе сексуального домогательства могут расстроить сексуализированные изображения, присылаемые интернет-пользователями, а различные интимные просьбы с их стороны способны вызвать беспокойство, отвращение, стыд, грусть, иногда гнев и желание отомстить обидчику [13; 18; 20].
Встречаются и обратные ситуации, когда подростки демонстрируют интерес к посягателям, наслаждаются вниманием с их стороны и проявляют готовность к сексуализированной коммуникации [2; 9].
В онлайн-общении несовершеннолетние могут вербализировать свои эмоции и/или обозначать их специальными значками и символами (эмодзи); подобные проявления свидетельствуют не только об особенностях понимания ребенком происходящего и отношения к нему, но и о его адаптации к сложившейся ситуации [7].
Вместе с тем интернет-посягатели на половую неприкосновенность несовершеннолетних используют данные эмоциональные реакции и свидетельства о переживаниях своих собеседников в качестве индикаторов их уязвимости, после чего усиливают или ослабляют оказываемое манипулятивное воздействие.
Для несовершеннолетних крайне важно понимать свои эмоции, контролировать их интенсивность и внешнее выражение, поскольку это может стать надежной защитой от виктимизации [3; 4; 15; 16].
Однако не каждый подросток способен в тех или иных ситуациях (особенно криминальных) успешно осуществить это, регулируя собственное коммуникативное поведение [14].
По данным пилотажного исследования Ю.А. Кочетовой (2021), для этого необходимо развивать общие интеллектуальные способности, умение анализировать ситуацию и критически оценивать происходящее [8].
При нормальном психическом развитии способность управлять своими эмоциями и контролировать их формируется в старшем подростковом возрасте, однако, например, поведенческие девиации и социально-психологическая дезадаптация способны исказить развитие эмоционального интеллекта ребенка [11].
В данной статье приведены результаты изучения интернет-коммуникаций девочек подросткового возраста с лицами, реализующими сексуальное домогательство, с целью определить, какие эмоциональные переживания и реакции проявляют несовершеннолетние в процессе взаимодействия, и оценить связь между спецификой выражения эмоций и общей уязвимостью для кибергруминга.
Материалы и методы исследования
В качестве материала исследования были использованы интернет-переписки 111 девочек в возрасте от 12 до 14 лет (средний возраст — 13,14 ± 0,78) с 15 взрослыми онлайн-пользователями, демонстрирующими к ним романтический и сексуальный интерес.
Продолжительность общения составила от одного дня до двух месяцев (в среднем — 3,59 дней ± 8,95), а интенсивность — от 1 до 3679 сообщений (среднее количество — 112,34 ± 377,08).
В результате данных коммуникаций были возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 135 УК РФ «Развратные действия». На стадии предварительного расследования данные переписки, признанные вещественными доказательствами, подвергались специальному анализу в ходе проведения комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз.
Цель назначения подобных экспертиз — анализ высказываний взрослого лица на предмет наличия/отсутствия в них признаков побуждения несовершеннолетнего потерпевшего к каким-либо сексуальным действиям [12]; при этом в распоряжение экспертов, как правило, предоставляется только постановление о назначении экспертизы, содержащее краткое описание обстоятельств юридически значимой ситуации и возраста коммуникантов, а также их переписка, зафиксированная в протоколе осмотра интернет-ресурса.
С учетом информации, имеющейся у автора статьи, цель настоящего исследования заключалась в изучении непосредственно интернет-коммуникаций без учета каких-либо сведений о жизни и состоянии здоровья несовершеннолетних.
На первоначальном этапе исследования интернет-переписки были изучены посредством применения контент-анализа. Выделены 11 категорий, определяющих основные эмоциональные переживания и реакции девочек-подростков в процессе кибергруминга, осуществлен сплошной подсчет появлений индикаторов категорий.
Для верификации данных контент-анализа был привлечен эксперт, в силу своих должностных обязанностей обладающий доступом к исследуемым перепискам; измерение уровня согласия между автором статьи и экспертом определялось с помощью коэффициента каппа Коэна, среднее значение составило 0,72.
На следующем этапе был осуществлен факторный анализ (метод максимального правдоподобия с варимакс-вращением с нормализацией Кайзера) и статистическое сравнение групп с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Результаты исследования и их обсуждение
Качественный психологический анализ интернет-коммуникаций девочек-подростков с кибергрумерами показал, что в процессе данного общения несовершеннолетние демонстрируют разные эмоции; было выделено 11 наиболее распространенных категорий эмоциональных переживаний (табл. 1).
Таблица 1. Эмоции девочек в ситуации кибергруминга
Категория | Примеры высказываний как индикаторов наличия эмоции (приведены дословно) |
Безразличие | «Я тебя не люблю», «Мне пофиг, честно», «мне наплевать, честно говоря!!!» |
Беспечность | «Пошли гулять)», «При встречи все обсудим)», «Без проблем» |
Влюбленность | «Ты мне нужен», «Мм я тебя люблю❤❤» |
Доверие | «Я знаю, ты меня защитишь», «А когда ты мне пришлешь [игрушки]?» |
Дружелюбие | «Давай дружить?» |
Любопытство | «А чем ты увлекаешься?», «А что предложить хотел?» |
Недовольство | «Мне 14, а когда я буду готова, это не твое дело», «Ты не обнаглел?» |
Нежелание | «Сейчас не хочу», «Не кидаю направо и налево» |
Смущение | «Я стесняюсь», «Да, я толстенькая» |
Сожаление | «Я не со зла(((», «Прости меня» |
Сомнение | «Мы даже не знакомы почти», «А это еще зачем?» |
С целью выявления взаимосвязей между категориями и латентных переменных, оказывающих влияние на их совместную изменчивость, был проведен факторный анализ (метод максимального правдоподобия с варимакс-вращением с нормализацией Кайзера); мера адекватности выборки Кайзера—Майера—Олкина (0,6) и критерий сферичности Бартлетта (0,000) показали, что данные пригодны для проведения подобного исследования.
В результате анализа была определена двухфакторная модель коммуникации несовершеннолетних девочек в ситуации сексуального домогательства в Сети (табл. 2).
Таблица 2. Результаты факторного анализа эмоций девочек
Категория | Фактор 1 (информативность 29%) | Фактор 2 (информативность 16%) |
Безразличие | 0,307 | 0,446 |
Беспечность | 0,565 | –0,025 |
Влюбленность | 0,732 | –0,376 |
Доверие | 0,968 | –0,051 |
Дружелюбие | 0,701 | –0,016 |
Любопытство | 0,562 | 0,056 |
Недовольство | 0,115 | 0,673 |
Нежелание | 0,412 | 0,784 |
Сожаление | 0,620 | –0,179 |
Смущение | 0,371 | –0,117 |
Сомнение | 0,288 | 0,223 |
На коммуникацию девочек-подростков в ситуации кибергруминга оказывают влияние два принципиально отличных друг от друга фактора.
Первый фактор, названный как «Увлеченность», показывает положительное отношение девочек к собеседникам: доминирующее чувство доверия обусловливает готовность продолжать взаимодействие, в том числе на сексуальные темы, а мотивация сохранения контакта вызвана потребностью в дружеских и романтических связях.
Суть кибергруминга заключается в формировании дружеского и доверительного отношения ребенка к посягателю [6; 19], а значит, действие фактора «Увлеченность» демонстрирует реализованность замысла посягателя и уязвимость девочек.
Второй фактор, обозначенный как «Отстаивание границ», напротив, показывает отрицательное отношение девочек к контакту с кибергрумерами: в коммуникации преобладает нежелание взаимодействовать, обсуждать личные темы, выполнять сексуализированные или какие-либо иные опасные действия, а просьбы и призывы посягателей, как правило, вызывают у девочек недовольство.
Характерно, что в системе воспитания несовершеннолетних традиционно присутствует стремление бороться с проявлениями у них негативизма и упрямства, формировать у детей послушание и вежливое обращение с другими людьми.
Кроме того, проявление вербальной агрессии у несовершеннолетних нередко рассматривается как нарушение ими устоявшейся коммуникативной нормы [17].
Качественный анализ 111 переписок показал, что девочки часто демонстрируют корректность в отношении посягателей и терпимость к входящим сообщениям, что в итоге негативно сказывается на их устойчивости перед грумингом.
Таким образом, отстаивание подростком своих личных границ, в том числе при помощи открытой агрессии, критических замечаний, нецензурной лексики, — полезный инструмент защиты ребенком своего Я в ситуации интернет-домогательства.
На заключительном этапе исследования выборка девочек была разделена на две группы по факту реализованности криминальной цели посягателей: 62 девочки не выполнили сексуализированных действий, к которым их побуждали взрослые интернет-пользователи, а другие 49 — осуществили их.
Сравнение данных групп с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показало статистически значимые различия по фактору «Отстаивание границ», что позволяет подтвердить мысль о том, что действие данного фактора определяет устойчивость девочек-подростков в ситуации кибергруминга.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Выражение эмоций у девочек-подростков в ситуации кибергруминга — это индикатор их состояния, что может использоваться посягателями для усиления или ослабления оказываемого манипулятивного воздействия.
Так, демонстрация увлеченности общением, дружелюбия, влюбленности в собеседника и доверия к нему — это сигнал уязвимости несовершеннолетних, приводящий к внедрению в диалог сексуальных тем, побуждению к совершению сексуализированных действий или переводу общения на уровень личной встречи, чему трудно противостоять.
В то же время выражение эмоций может стать эффективным инструментом сопротивления кибергрумингу. В реальной жизни детей, как правило, обучают тому, что при столкновении с обидчиками необходимо громко звать на помощь и/или убегать, при этом вербальная схватка со злоумышленником без применения указанных способов все-таки представляет опасность.
В интернет-коммуникации действуют правила, несколько отличные от норм непосредственного общения людей: игнорирование входящих сообщений, демонстрация их взрослым и блокировка собеседников эффективны; вместе с тем оказываются полезными вербальная агрессия, критическое отношение к собеседнику, прямое сообщение о недозволенности его коммуникативного поведения.
В ситуациях, когда девочки проявляют недовольство коммуникацией, нежелание участвовать в происходящем, обсуждать сексуальные темы и совершать недозволенные действия, подобное отстаивание личных границ способно ослабить или полностью пресечь манипулятивное воздействие посягателя.
В эпоху бурного развития цифровых технологий и пребывания несовершеннолетних в смешанной реальности в системе их воспитания должно присутствовать информирование о том, что существуют опасные онлайн-ситуации и не всегда уместно проявлять вежливость и корректность к другим пользователям Сети.
Ограничения и перспективы исследования
Проведенное исследование ограничено анализом только интернет-коммуникаций девочек-подростков с кибергрумерами. Подобные переписки несомненно содержат в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов, их анализ позволяет определить особенности и динамику юридически значимой ситуации, оценить реакции и поведение ее участников.
Вместе с тем наиболее полная картина психического состояния несовершеннолетнего потерпевшего и особенностей его развития может быть получена только путем очного психологического обследования ребенка (подростка), включающего деликатное обсуждение его интернет-переписки с посягателем и учет сведений о жизни, семье, межличностных отношениях и пр.
Такие исследования были проведены Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцевой в 2022 и 2023 гг. [2; 10] и заслуживают продолжения ввиду их существенного значения для юридической психологии детства, коррекционно-реабилитационной работы и формирования судебно-экспертной практики.
Литература
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101– doi:10.17759/pse.2020250309
- Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстинге несовершеннолетних девочек [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 3–15. doi:10.17759/psylaw.2023130301
- Вихман А.А. Личностные предикторы кибервиктимности и кибербуллинга в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. C. 94– doi:10.17759/psylaw.2023130107
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 56–71. doi:10.17759/psylaw.2023130305
- Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 384 с.
- Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 250–263. doi:10.17759/psylaw.2019090217
- Ефремова Г.И., Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., Бочковская И.А., Булгакова Н.С. Виды эмоциональных переживаний, специфичные для возникновения психосоматического риска // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 256–
- Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: Монография. М.: МГППУ, 2021. 104 с.
- Медведева А.С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 44–54. doi:10.17759/psylaw.2020100111
- Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. C. 66–76. doi:10.17759/psylaw.2022120306
- Поздняков В.М., Калашникова Т.В., Овсянникова М.В., Калашникова М.М. Особенности проявления эмоциональной зрелости осужденными женского пола, отбывающими наказание в виде лишения свободы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. C. 94–108. doi:10.17759/psylaw.2021110307
- Секераж Т.Н. Психологическое исследование информационных материалов по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемом с помощью информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Том 17. № 1. С. 96– doi:10.30764/1819-2785-2022-1-96-106
- Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [Электронный ресурс]. М., 2012. 213 с.
- Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». 2000. № 7. С. 34–43.
- Шейнов В.П. Взаимосвязи виктимизации и эмоционального интеллекта: половозрастные особенности [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Том 16. № 3. С. 377– doi:10.22363/2313-1683-2019-16-3-377-392
- Шумилкина М.В. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект // Достижения вузов науки. 2015. № 14. С. 92–95.
- Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. М.: Флинта, 2004. 221 с.
- Livingstone S., Haddon L., Gorzig A., Olafsson K. Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and policy implications from the EU Kids Online survey of 9—16 year olds and their parents in 25 countries. UK, London, EU Kids Online Network, 2011. 171 p.
- Sunde M.J. Child sexual grooming: An exploratory study into the grooming of sexually exploited boys. UK, University of Derby, Department of Criminology and Social Sciences College of Business, Law Social Sciences, 2018. 102 p.
- Weingraber S., Plath C., Naegele L., Stein M. Online victimization — an explorative study of sexual violence and cyber grooming in the context of social media use by young adults in Germany // Social Work and Society. 2020. Vol. 18(3).
Об авторе
Анна Сергеевна Медведева — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), ведущий государственный судебный эксперт, Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ФБУ СЗРЦСЭ Минюста России), Москва, Россия.
Смотрите также:
- Медведева А.С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Роль и участие родителей в процессе кибергруминга
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет)
- Пыжиков М.А. Анализ зарубежного опыта теоретических и прикладных исследований проблемы совершения развратных действий с использованием Интернета