Ягодкина М.В. Мемы в интернет-коммуникации

Я

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия медиа­сфе­ры, в том чис­ле интер­нет-СМИ, появ­ля­ют­ся новые тре­бо­ва­ния ауди­то­рии к пода­че инфор­ма­ции, что, в свою оче­редь, вызы­ва­ет зако­но­мер­ные изме­не­ния. В первую оче­редь это свя­за­но с повы­ше­ни­ем визу­аль­но­го кон­тен­та и спе­ци­фи­че­ских кре­о­ли­зо­ван­ных эле­мен­тов интер­нет-ком­му­ни­ка­ции – мемов.

Кре­о­ли­зо­ван­ный текст пред­став­ля­ет собою соеди­не­ние двух раз­но­род­ных частей: вер­баль­ной (языковой/речевой) и невер­баль­ной, при­над­ле­жа­щей к дру­гим зна­ко­вым систе­мам, неже­ли есте­ствен­ный язык. Интер­нет-мем может быть опре­де­лён как кре­о­ли­зо­ван­ный вирус­ный знак, рас­про­стра­ня­ю­щий­ся от одно­го интер­нет-поль­зо­ва­те­ля к другому.

В силу интен­сив­но­го тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия совре­мен­но­го мира ком­му­ни­ка­ция часто ста­ла опре­де­лять­ся свой­ства­ми про­вод­ни­ка сооб­ще­ния. Так, вер­баль­ный мем, затра­чи­вая мини­мум вре­ме­ни, может создать каж­дый интер­нет-поль­зо­ва­тель. В то вре­мя как визу­аль­но-тек­сто­вый вари­ант потре­бу­ет для созда­ния боль­ше уси­лий, что серьёз­но ска­зы­ва­ет­ся на коли­че­стве авто­ров дан­ной про­дук­ции. Это при­во­дит к пас­сив­но­му потреб­ле­нию мемов боль­шин­ством поль­зо­ва­те­лей интернета.

В совре­мен­ных соци­аль­ных сетях, бла­го­да­ря визу­аль­ным харак­те­ри­сти­кам, спо­со­ба­ми выра­же­ния эмо­ций в тек­сто­во-визу­аль­ном вари­ан­те фор­ми­ру­ют­ся и струк­тур­ные каче­ства коммуникации. 

Сама необ­хо­ди­мость тек­сто­во­го, а не уст­но­го выра­же­ния соб­ствен­ной мыс­ли в дина­мич­ной систе­ме, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет диа­ло­гич­ную ком­му­ни­ка­цию, пред­по­ла­га­ет корот­кое сооб­ще­ние, мак­си­маль­но насы­щен­ное экспрессией.

Пер­во­сте­пен­ным фак­то­ром попу­ля­ри­за­ции ресур­са ста­но­вит­ся опти­ми­за­ция и упро­ще­ние выра­же­ния смыс­ла с исполь­зо­ва­ни­ем как тек­сто­во­го, так и визу­аль­но­го, и ауди­аль­но­го рядов, с укло­ном на мак­си­маль­ную реа­ли­за­цию акту­аль­ных потребностей.

Важ­ной осо­бен­но­стью соци­аль­ной сети мож­но при­знать опо­сре­до­ван­ный эффект уст­но­го диа­ло­га при обще­нии, хотя ком­му­ни­ка­ция и про­ис­хо­дит в пись­мен­ной фор­ме. Дан­ный эффект дости­га­ет­ся бла­го­да­ря тому, что век­тор раз­ви­тия соци­аль­ной сети идет по пути упро­ще­ния выра­же­ния смыс­ла и уве­ли­че­ния спо­со­бов выра­же­ния эмоции.

Явля­ясь тек­сто­вым сооб­ще­ни­ем, пост на фору­ме (ком­мен­та­рий, мем или запись на стене в ВКон­так­те) содер­жит в себе такие свой­ства пись­мен­ной ком­му­ни­ка­ции, как лег­кая встра­и­ва­е­мость в инва­ри­ант реаль­но­сти и спо­соб выра­же­ния мысли.

Мем – это инфор­ма­ци­он­ный ком­плекс, насы­щен­ный экс­прес­си­ей, фор­ми­ру­ю­щий соци­аль­ную сре­ду, пере­да­ва­е­мый, в основ­ном, посред­ством соци­аль­ных сетей.

Если адре­сат видит мем, в содер­жа­нии кото­ро­го выра­жа­ет­ся пре­уве­ли­чен­ная эмо­ци­о­наль­ная реак­ция в опре­де­лён­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции, харак­тер­ная для кон­крет­ной груп­пы, и реци­пи­ент при­над­ле­жит к дан­ной груп­пе, то впо­след­ствии при появ­ле­нии подоб­ной ситу­а­ции высо­ка веро­ят­ность либо вос­про­из­ве­де­ния дан­но­го шаб­ло­на, либо фик­са­ции вни­ма­ния собе­сед­ни­ков на вос­по­ми­на­нии про­смот­рен­но­го мема и жела­нии его воспроизвести.

Глав­ным отли­чи­ем мема от дру­гих спо­со­бов репре­зен­та­ции инфор­ма­ции в интер­не­те явля­ет­ся обыг­ры­ва­ние эффек­та мас­со­во­сти как в фор­ме под­чер­ки­ва­ния гло­баль­но­сти како­го-либо про­цес­са (с после­ду­ю­щей его поло­жи­тель­ной или отри­ца­тель­ной оцен­кой), так и в ука­за­нии на соб­ствен­ную при­над­леж­ность к чему-либо.

Дан­ная осо­бен­ность про­сле­жи­ва­ет­ся и в ситу­а­ции, где обыг­ры­ва­ет­ся про­ти­во­сто­я­ние каких-либо объ­ек­тов. Так, наби­ра­ю­щий попу­ляр­ность мем-кон­структ «<…> – делит­ся на два типа, <…> – нет, на три» обыг­ры­ва­ет нали­чие у реци­пи­ен­та того, что раз­ры­ва­ет дан­ную клас­си­фи­ка­цию и встра­и­ва­ет в неё тре­тий объ­ект. Тем самым реа­ли­зу­ет­ся чув­ство зна­чи­тель­но­сти и инди­ви­ду­аль­но­сти чело­ве­ка, ведь он бла­го­да­ря нали­чию неко­го пред­ме­та или каче­ства может изме­нить некие пра­ви­ла, но одно­вре­мен­но и удо­вле­тво­ря­ет чув­ство спло­чен­но­сти, ибо он при­над­ле­жит к тем, чье каче­ство ста­но­вит­ся попу­ляр­ным в интер­не­те. Напри­мер: «Люди делят­ся на два типа», – даль­ше демон­стри­ру­ет­ся кар­тин­ка ста­ци­о­нар­ных ком­пью­те­ров и ноут­бу­ков, сле­ду­ю­щий кадр под заго­лов­ком «Нет, на три» пока­зы­ва­ет доволь­но­го чело­веч­ка, иду­ще­го с айпа­дом в руках.

Основ­ным каче­ством мема может быть при­зна­но то, что он обла­да­ет юмо­ри­сти­че­ской направ­лен­но­стью под­чер­ки­ва­ния осо­бен­но­стей чело­ве­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия. Куль­ту­ра мемов име­ет мно­го обще­го с куль­ту­рой анек­до­тов, афо­риз­мов и пого­во­рок, но син­те­зи­ру­ет их в один комплекс.

Мож­но гово­рить, что мем ими­ти­ру­ет ком­му­ни­ка­цию, созда­ет ее иллю­зию. Мем направ­лен на коми­че­ское пере­осмыс­ле­ние дей­стви­тель­но­сти, вслед­ствие чего реци­пи­ент будет вос­при­ни­мать и фик­си­ро­вать вни­ма­ние на тех мемах, кото­рые акту­аль­ны отно­си­тель­но к лич­ност­ным харак­те­ри­сти­кам, что при­во­дит к иллю­зии двух­сто­рон­ней ком­му­ни­ка­ции. В прак­ти­че­ском отно­ше­нии бла­го­да­ря это­му эффек­ту появ­ля­ет­ся воз­мож­ность внед­рить идею или образ, сов­мест­но с важ­ным для реци­пи­ен­та сообщением.

Хотя мем и направ­лен на реа­ли­за­цию чув­ства кол­лек­тив­но­сти, он все­гда моно­ло­ги­чен: чело­век не может всту­пить в диа­лог с авто­ром сооб­ще­ния. Анек­до­тич­ность, эмо­ци­о­наль­ность и мас­со­вость идеи при­во­дят к тому, что основ­ная часть реци­пи­ен­тов ско­рее согла­сит­ся с сооб­ще­ни­ем, чем попы­та­ет­ся его оспорить. 

То есть бла­го­да­ря орео­лу мас­со­во­сти, раз­вле­ка­тель­но­сти и при­бли­жен­но­сти к жела­ни­ям адре­са­та мем не вос­при­ни­ма­ет­ся как мне­ние одно­го авто­ра – мем ста­но­вит­ся отра­же­ни­ем мне­ния подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства поль­зо­ва­те­лей. В свя­зи с отсут­стви­ем диа­ло­га мем либо про­пус­ка­ет­ся, либо вос­при­ни­ма­ет­ся и впо­след­ствии рас­про­стра­ня­ет­ся самим реципиентом.

Одна­ко, даже при про­пус­ке мема реци­пи­ент под­со­зна­тель­но усва­и­ва­ет важ­ность для какой-либо опре­де­лён­ной груп­пы той инфор­ма­ции, кото­рая не соот­вет­ство­ва­ла его соб­ствен­ным жела­ни­ям. При интен­сив­ном даль­ней­шем рас­про­стра­не­нии этой не при­ня­той реци­пи­ен­том инфор­ма­ции раз­ви­ва­ет­ся стрем­ле­ние заин­те­ре­со­вать­ся дан­ным аспек­том со сто­ро­ны не при­няв­ше­го, либо созда­ет­ся контр­мем, глав­ной зада­чей кото­ро­го явля­ет­ся обли­че­ние недо­стат­ков носи­те­лей того, что обыг­ры­ва­ет­ся в про­ти­во­по­лож­ном меме. За этим сле­ду­ет кол­лек­ти­ви­за­ция оппо­нен­тов мема. 

При усло­вии доста­точ­ной рас­про­стра­нен­но­сти про­ти­во­на­прав­лен­ных мемов основ­ная часть интер­нет-поль­зо­ва­те­лей авто­ма­ти­че­ски рас­пре­де­ля­ет­ся по раз­ным полю­сам, как толь­ко вос­при­мет мем-сооб­ще­ние. Это­му помо­га­ют спо­ры носи­те­лей про­ти­во­по­лож­ных мне­ний в ком­мен­та­ри­ях к сооб­ще­ни­ям в груп­пах соци­аль­ных сетей.

Бла­го­да­ря сво­бо­де от санк­ций при ком­му­ни­ка­ции в вир­ту­аль­ной сре­де обще­ние в соци­аль­ных сетях отли­ча­ет­ся от уст­но­го, так как ста­но­вит­ся полем для удо­вле­тво­ре­ния мно­гих подав­лен­ных в кон­стант­ной реаль­но­сти стремлений. 

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным подав­лен­ным инстинк­том, реа­ли­зу­е­мым в соци­аль­ных сетях, явля­ет­ся вер­баль­ная агрес­сия. Основ­ная часть объ­ем­ных обсуж­де­ний в ком­мен­та­ри­ях неиз­беж­но транс­фор­ми­ру­ет­ся в спор носи­те­лей двух или трех точек зре­ния на проблему.

В сре­де мемов тек­сто­вые вари­ан­ты име­ют более выра­жен­ное свой­ство мар­ки­ров­ки дру­го­го поль­зо­ва­те­ля в целях удо­вле­тво­ре­ния агрес­сии, чем визуально-текстовые.

Такие мемы, как «пет­ро­сян», «кэп», «гений», «шко­ло­ло», «тролл­фейс», «гра­фон», «ваниль­ка» и мно­гие дру­гие, в про­цес­се исполь­зо­ва­ния поз­во­ля­ют заклей­мить оппо­нен­та в каче­стве носи­те­ля нега­тив­но оце­ни­ва­е­мых харак­те­ри­стик и, в про­ти­во­по­лож­ность это­му, само­утвер­дить­ся как чело­ве­ку, не име­ю­ще­му подоб­ных недо­стат­ков – мем авто­ма­ти­че­ски спла­чи­ва­ет людей в оппо­зи­цию опре­де­лен­ной соци­аль­ной микрогруппе.

С уче­том того, что подоб­ные мемы наи­бо­лее попу­ляр­ны в соци­аль­ных сетях, мож­но гово­рить и о спе­ци­фи­ке ком­му­ни­ка­ции в них. Гене­зис этой осо­бен­но­сти заклю­ча­ет­ся в том, что боль­шая часть актив­ных поль­зо­ва­те­лей, напри­мер, такой сети, как «ВКон­так­те» – сово­куп­ность наи­бо­лее актив­ных и амби­ци­оз­ных соци­аль­ных групп, нахо­дя­щих­ся в ситу­а­ции посто­ян­ной адап­та­ции. Не гово­ря уже о под­рост­ках и сту­ден­тах, когда само­вы­ра­же­ние и про­ти­во­по­став­ле­ние себя миру явля­ет­ся есте­ствен­ным эта­пом раз­ви­тия лич­но­сти, что и нахо­дит своё отра­же­ние в вир­ту­аль­ной коммуникации.

Выжи­ва­е­мость и рас­про­стра­ня­е­мость мема опре­де­ля­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми пара­мет­ра­ми: край­няя про­сто­та, лег­кость в созда­нии, ком­пен­са­тор­ность потреб­но­стей целе­вой ауди­то­рии, атри­бу­тив­ность (спо­соб­ность с помо­щью мема мар­ки­ро­вать себя и дру­гих), акту­аль­ность затра­ги­ва­е­мой про­бле­мы. С уче­том ана­ли­за дан­ных харак­те­ри­стик мемов мож­но прий­ти к выво­ду, что при­о­ри­тет­ным каче­ством созда­ва­е­мо­го мема долж­на быть актуальность.

Вир­ту­аль­ная реаль­ность, фор­ми­ру­е­мая в интер­не­те, обла­да­ет спе­ци­фи­че­ски­ми свой­ства­ми: порож­дён­но­стью, акту­аль­но­стью, авто­ном­но­стью, интер­ак­тив­но­стью. Мно­гие мемы отра­жа­ют опре­де­лен­ный ком­му­ни­ка­тив­ный тип, но не могут пла­стич­но под­стро­ить­ся под меня­ю­щи­е­ся инте­ре­сы. Если создан­ный мем стал попу­ляр­ным и закре­пил­ся в вир­ту­аль­ной сре­де, то впо­след­ствии он сам может фор­ми­ро­вать спо­соб реа­ли­за­ции акту­аль­ных потреб­но­стей или подав­лять одни и уси­ли­вать дру­гие стремления.

Воз­ник­нув в про­цес­се само­ор­га­ни­за­ции ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях, мемы явля­ют­ся, преж­де все­го, про­дук­том, создан­ным сами­ми интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми. То есть поль­зо­ва­те­ля­ми, удо­вле­тво­ря­ю­щи­ми с помо­щью мема как свои внут­рен­ние потреб­но­сти, так и дости­га­ю­щи­ми жела­е­мой ком­му­ни­ка­тив­ной реак­ции от собеседника.

Мем как про­дукт интер­нет-ком­му­ни­ка­ции обла­да­ет устой­чи­во­стью, бла­го­да­ря реа­ли­за­ции ряда ком­му­ни­ка­тив­ных функций.

1. Функция информирования

Бла­го­да­ря мемам у интер­нет-поль­зо­ва­те­ля созда­ет­ся ощу­ще­ние посто­ян­но­го нахож­де­ния в цен­тре собы­тий, само­сто­я­тель­но­го уча­стия в фор­ми­ро­ва­нии мне­ний и настро­е­ний. Так­же бла­го­да­ря мемам пере­да­ет­ся огром­ное коли­че­ство инфор­ма­ции о появ­ле­нии и транс­фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных интересов. 

В соци­аль­ных сетях мем ста­но­вит­ся глав­ным мар­ке­ром широ­кой вклю­чен­но­сти поль­зо­ва­те­лей в какой-либо про­цесс, поэто­му мож­но гово­рить о мемах как основ­ном спо­со­бе пере­да­чи инфор­ма­ции в соци­аль­ных сетях.

2. Функция коллективизации

Основ­ной импли­ка­ту­рой мема явля­ет­ся кол­лек­ти­ви­за­ция, мем высту­па­ет как ком­пен­са­тор отчуж­ден­но­сти поль­зо­ва­те­ля и основ­ной спо­соб нахож­де­ния дру­гих сото­ва­ри­щей по инте­ре­сам. Посколь­ку струк­ту­ра соци­аль­ной сети под­ра­зу­ме­ва­ет воз­мож­ность завя­зы­ва­ния новых кон­так­тов мно­же­ством путей, то имен­но мем спо­со­бен быст­ро дать чело­ве­ку ощу­ще­ние сво­ей при­над­леж­но­сти к груп­пе и на его осно­ве пол­но­цен­но всту­пить в вир­ту­аль­ную коммуникацию. 

Посе­ти­тель стра­нич­ки дру­го­го поль­зо­ва­те­ля может мгно­вен­но оце­нить спектр инте­ре­сов хозя­и­на стра­нич­ки и понять, сто­ит заво­дить зна­ком­ство или нет. При помо­щи мема мож­но вли­ять на пере­пис­ку, пока­зы­вая род­ство с собе­сед­ни­ком или наобо­рот нега­тив­но мар­ки­руя его. Тем более, что с уче­том оре­о­ла мас­со­во­сти мне­ния, пред­став­лен­но­го в меме, реци­пи­ент апел­ли­ру­ет яко­бы к обще­при­ня­то­му мне­нию и ценностям.

3. Функция индивидуализации

Хотя осно­вой функ­ци­о­ни­ро­ва­ния мема и может счи­тать­ся кол­лек­ти­ви­за­ция, она невоз­мож­на без сим­во­лов и атри­бу­тов отли­чия дан­ной груп­пы от дру­гих. Отли­чия, кото­рое дела­ет каж­до­го поль­зо­ва­те­ля исклю­чи­тель­ным, в чем-то воз­вы­ша­ю­щим­ся над другими. 

Нагляд­ной иллю­стра­ци­ей мема, реа­ли­зу­ю­ще­го целый ком­плекс пси­хи­че­ских потреб­но­стей, явля­ет­ся тема непо­ни­ма­ния мате­ма­ти­ки. Напри­мер, мем, где ком­по­зи­ция раз­де­ле­на на четы­ре кад­ра, в пер­вом напи­са­но «2+2=4» с под­пи­сью «мате­ма­ти­ка», на вто­ром кад­ре изоб­ра­же­на более слож­ная фор­му­ла с вычис­ле­ни­ем про­пор­ций, с под­пи­сью «что ты дела­ешь!», в тре­тьем кад­ре пред­став­ле­на функ­ция и под­пись «АХАХА», отра­жа­ю­щая исте­ри­че­ский смех от осо­зна­ния пол­но­го непо­ни­ма­ния дан­ной фор­му­лы; в послед­нем кад­ре изоб­ра­же­на дос­ка с боль­шим коли­че­ством слож­ных фор­мул и под­пись «пре­кра­ти!».

Дан­ный мем направ­лен на оправ­да­ние труд­но­стей, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем мате­ма­ти­ки, и поиск поль­зо­ва­те­лей с подоб­ной про­бле­мой. Одно­вре­мен­но с этим, в сово­куп­но­сти всех функ­ций заклю­ча­ет­ся эффект, когда подоб­ным обра­зом реци­пи­ент ощу­ща­ет свою инди­ви­ду­аль­ность, так как под­со­зна­тель­но пони­ма­ет, что тем самым при­вле­ка­ет к себе вни­ма­ние, а его мне­ние будет одоб­ре­но и поддержано.

Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть осо­бен­ность мемов, свя­зан­ную с тем, что реци­пи­ент под­со­зна­тель­но зна­ет: мем, выве­шен­ный на стене вне зави­си­мо­сти от содер­жа­ния, будет иметь эффект – оцен­ку и связь при­ят­ных эмо­ций с поль­зо­ва­те­лем стра­нич­ки. Поэто­му любой мем, выкла­ды­ва­е­мый поль­зо­ва­те­лем, авто­ма­ти­че­ски реа­ли­зу­ет потреб­ность в инди­ви­ду­а­ли­за­ции, даже если он на пер­вый взгляд изоб­ли­ча­ет недо­стат­ки поль­зо­ва­те­ля. Осо­бен­но если дан­ные недо­стат­ки харак­тер­ны для его дру­зей в соци­аль­ных сетях.

4. Функция компенсаторности

Ком­пен­са­тор­ность мема заклю­ча­ет­ся в исполь­зо­ва­нии тех­но­ло­гий: воз­ве­ли­чи­ва­ние адре­са­та, мани­пу­ля­ции с чув­ством кол­лек­ти­виз­ма, обра­ще­ние к инстинк­там, иллю­зии воз­мож­но­сти сде­лать мем самостоятельно.

Мем, явля­ясь ком­плекс­ным вари­ан­том репре­зен­та­ции смыс­ла, тем не менее может суще­ство­вать в трех основ­ных вари­ан­тах: визу­аль­ном, вер­баль­ном и вер­баль­но-визу­аль­ном. Все они на базо­вом уровне под­чи­ня­ют­ся оди­на­ко­вым зако­нам и реа­ли­зу­ют сход­ные стрем­ле­ния. Деталь­но оста­нав­ли­ва­ясь на тек­сто­вых и визу­аль­ных мемах, мож­но выде­лить спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти их семан­ти­че­ской структуры.

Вер­баль­но-визу­аль­ные мемы явля­ют­ся самы­ми рас­про­стра­нен­ны­ми и попу­ляр­ны­ми типа­ми мемов, в дан­ном вари­ан­те при­сут­ству­ет бес­чис­лен­ное мно­же­ство раз­ных направ­ле­ний. Вер­баль­ные мемы, как пра­ви­ло, намно­го про­ще и более уни­фи­ци­ро­ва­ны, чем визу­аль­ные. Вслед­ствие лег­ко­сти их созда­ния, вер­баль­ные мемы полу­чи­ли более широ­кое распространение. 

Харак­тер­но исполь­зо­ва­ние одно­го сло­ва или выра­же­ния: в одном меме будет заклю­чать­ся кон­цен­три­ро­ван­ный семан­ти­че­ский сгу­сток. Напри­мер: вер­баль­ный мем «Кэп» – капи­тан оче­вид­ность, кото­рый широ­ко рас­про­стра­нен в интер­не­те, выра­жа­ет нега­тив­ное отно­ше­ние к субъ­ек­ту, выда­ю­ще­му оче­вид­ную информацию.

Дан­ный образ-ярлык исполь­зу­ет­ся интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми не толь­ко в целях мар­ки­ров­ки собе­сед­ни­ка, но и для мани­пу­ля­ции отно­ше­ни­ем поль­зо­ва­те­лей к инфор­ма­ции: «кэпа в сту­дию!»

Визу­аль­ный мем «гра­фон» мож­но исполь­зо­вать для под­твер­жде­ния низ­кой эффек­тив­но­сти ком­плек­ту­ю­щих ком­пью­те­ра собе­сед­ни­ка, выра­жа­ю­щу­ю­ся в пло­хом каче­стве кар­тин­ки видео­иг­ры, а мож­но исполь­зо­вать и, наобо­рот – для кон­ста­та­ции фик­си­ро­ван­но­сти собе­сед­ни­ка на визу­аль­ном ряде и поверх­ност­ном отно­ше­нии к сути игры. Либо про­сто как при­вле­че­ние вни­ма­ния к пло­хо­му или хоро­ше­му каче­ству картинки.

Подоб­ные мемы появ­ля­ют­ся часто, но уга­са­ют вме­сте с акту­аль­но­стью инфор­ма­ции, в свя­зи с кото­рой заро­ди­лись, так как они не спо­соб­ны сами фор­ми­ро­вать акту­аль­ность, в отли­чие от визу­аль­но-вер­баль­ных мемов. Полез­ная функ­ция их заклю­ча­ет­ся в том, что­бы быть язы­ко­вым выра­же­ни­ем при­вер­жен­но­сти к груп­пе, табу­и­ро­ва­ния опре­де­лен­ных тем или спо­со­бов пода­чи информации.

Осо­бен­ность уни­фи­ка­ции вер­баль­ных мемов заклю­ча­ет­ся в их край­ней смыс­ло­вой пла­стич­но­сти. Вер­баль­ные мемы мень­ше эво­лю­ци­о­ни­ру­ют, посколь­ку актив­но исполь­зу­ют­ся сами­ми адре­са­та­ми. Изме­не­нию может под­ле­жать объ­ем семан­ти­че­ских бло­ков, охва­ты­ва­е­мых тек­сто­вым мемом. Вер­баль­но-визу­аль­ные мемы име­ют совер­шен­но иные свой­ства, так как спо­соб их воз­ник­но­ве­ния не спон­та­нен, а опре­де­ля­ет­ся авто­ром, кото­рый может внед­рять новые сооб­ще­ния и образы.

Инфор­ма­ци­он­ная сре­да, насы­щен­ная мема­ми, обла­да­ет спо­соб­но­стью к само­ор­га­ни­за­ции и содер­жат в себе каче­ства посло­виц и пого­во­рок, пере­да­ю­щих накоп­лен­ный соци­аль­ный опыт.

Таким обра­зом, мем в струк­ту­ре совре­мен­ной интер­нет-ком­му­ни­ка­ции игра­ет дво­я­кую роль: с одной сто­ро­ны, он явля­ет­ся инфор­ма­ци­он­ным про­дук­том потреб­ле­ния, с дру­гой – фор­ми­ру­ет потре­би­тель­скую культуру. 

Боль­шая часть интер­нет-поль­зо­ва­те­лей при­вы­ка­ет к реа­ли­за­ции потреб­но­стей через мем, и зада­ча авто­ра состо­ит в том, что­бы зало­жить ту семан­ти­ку, кото­рая будет отве­чать основ­ным потреб­но­стям, при­су­щим боль­шей части целе­вой аудитории.

Мем пред­став­ля­ет собою инфор­ма­ци­он­ный блок, кото­рый обла­да­ет сле­ду­ю­щи­ми харак­те­ри­сти­ка­ми: 1) полез­ная инфор­ма­ция; 2) инте­рес­ная инфор­ма­ция; 3) смеш­ная инфор­ма­ция; 4) акту­аль­ная инфор­ма­ция в нестан­дарт­ной обо­лоч­ке; 5) инфор­ма­ция, кото­рую не навязывают. 

На дан­ный момент соче­та­ние этих осо­бен­но­стей мема при­во­дит к ситу­а­ции, когда реци­пи­ент зна­чи­тель­ную часть вре­ме­ни в соци­аль­ных сетях тра­тит не на обще­ние, а на потреб­ле­ние инфор­ма­ци­он­ных про­дук­тов раз­вле­ка­тель­но­го харак­те­ра. Дан­ный про­цесс интен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся бла­го­да­ря появ­ле­нию групп (сооб­ществ), кото­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на рас­про­стра­не­нии раз­вле­ка­тель­ной инфор­ма­ции пре­иму­ще­ствен­но в фор­ме мемов.

В даль­ней­шем такая попу­ля­ри­за­ция мема при­во­дит к тому, что мемы ста­но­вят­ся обя­за­тель­ной чер­той ком­му­ни­ка­ции любо­го сооб­ще­ства, даже если оно направ­ле­но не на раз­вле­че­ние, а на инфор­ми­ро­ва­ние аудитории.

Мем высту­па­ет как систе­ма атри­бу­тов, пред­став­ля­ю­щих собой циф­ро­вой вари­ант соци­аль­ных сим­во­лов, исполь­зу­е­мых чело­ве­ком для невер­баль­ной сиг­на­ли­за­ции людям о сво­их каче­ствах и жела­ни­ях. Посколь­ку созда­вать мем для само­ре­пре­зен­та­ции доста­точ­но труд­но, реци­пи­ент начи­на­ет искать выгод­ные для него юмо­ри­сти­че­ские кон­струк­ции в груп­пах, у дру­гих поль­зо­ва­те­лей, что при­во­дит к дуб­ли­ро­ва­нию и вирус­но­му рас­про­стра­не­нию мемов.

Список литературы

  1. Афа­на­со­ва Н. В. «Наскаль­ный» текст Интер­не­та и его зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии орфо­гра­фи­че­ской гра­мот­но­сти школь­ни­ков // Казан­ский педа­го­ги­че­ский жур­нал. 2016. №2-1 (115). С. 137–140.
  2. Голо­ва­но­ва Е. И., Часов­ский Н. В. Интер­нет-мем как эле­мент визу­а­ли­за­ции в СМИ // Вест­ник Чел­ГУ. 2015. №5 (360). С. 135–141.
  3. Гороб­цо­ва И. В., Кисе­лё­ва Н. Ю. Рече­вой жанр интер­нет-мема в совре­мен­ном англо­языч­ном сете­вом про­стран­стве // Совре­мен­ные трен­ды раз­ви­тия социо­гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния: сбор­ник. 2014. С. 140–151.
  4. Гри­бо­вод Е. Г. Медиа­дис­курс // Дис­курс-Пи. 2013. №3. Элек­трон­ный ресурс. 
  5. Ефре­мов В. А. Кон­цеп­ту­аль­ное про­стран­ство как фраг­мент язы­ко­вой кар­ти­ны мира // Язы­ко­вая кар­ти­на мира. Лек­си­ка. Текст:  сб. науч. ст., посв. юб. проф.  Н. Е. Сули­мен­ко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер­це­на, 2009. С. 9–12.
  6. Зино­вье­ва Н. А. Воз­дей­ствие мемов на Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей: типо­ло­гия Интер­нет-мемов // Вест­ник эко­но­ми­ки, пра­ва и социо­ло­гии. 2015. №1. С. 195–201.
  7. Мар­чен­ко Н. Г. Интер­нет-мем как хра­ни­ли­ще куль­тур­ных кодов сете­во­го сооб­ще­ства // Казан­ская нау­ка. 2013. №. 1. С. 113–115.
  8. Про­пп В. Я. Мор­фо­ло­гия вол­шеб­ной сказ­ки. М.: Лаби­ринт, 2001. 144 с.
  9. Раб­ки­на Н. В. Прин­цип мон­та­жа в кре­о­ли­за­ции медиа­со­бы­тий // Universum: фило­ло­гия и искус­ство­ве­де­ние. 2014. №2 (4).
  10. Тихо­ми­ро­ва М. С. Пере­клю­че­ние кодов в интер­нет-мемах как про­яв­ле­ние линг­во­кре­а­тив­но­сти // Вест­ник Чере­по­вец­ко­го гос. ун-та. 2017. № 5(80). C. 148–153.
Источ­ник: ART LOGOS. 2019. №2 (7).

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest