На современном этапе развития медиасферы, в том числе интернет-СМИ, появляются новые требования аудитории к подаче информации, что, в свою очередь, вызывает закономерные изменения. В первую очередь это связано с повышением визуального контента и специфических креолизованных элементов интернет-коммуникации – мемов.
Креолизованный текст представляет собою соединение двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык. Интернет-мем может быть определён как креолизованный вирусный знак, распространяющийся от одного интернет-пользователя к другому.
В силу интенсивного технического развития современного мира коммуникация часто стала определяться свойствами проводника сообщения. Так, вербальный мем, затрачивая минимум времени, может создать каждый интернет-пользователь. В то время как визуально-текстовый вариант потребует для создания больше усилий, что серьёзно сказывается на количестве авторов данной продукции. Это приводит к пассивному потреблению мемов большинством пользователей интернета.
В современных социальных сетях, благодаря визуальным характеристикам, способами выражения эмоций в текстово-визуальном варианте формируются и структурные качества коммуникации.
Сама необходимость текстового, а не устного выражения собственной мысли в динамичной системе, которая подразумевает диалогичную коммуникацию, предполагает короткое сообщение, максимально насыщенное экспрессией.
Первостепенным фактором популяризации ресурса становится оптимизация и упрощение выражения смысла с использованием как текстового, так и визуального, и аудиального рядов, с уклоном на максимальную реализацию актуальных потребностей.
Важной особенностью социальной сети можно признать опосредованный эффект устного диалога при общении, хотя коммуникация и происходит в письменной форме. Данный эффект достигается благодаря тому, что вектор развития социальной сети идет по пути упрощения выражения смысла и увеличения способов выражения эмоции.
Являясь текстовым сообщением, пост на форуме (комментарий, мем или запись на стене в ВКонтакте) содержит в себе такие свойства письменной коммуникации, как легкая встраиваемость в инвариант реальности и способ выражения мысли.
Мем – это информационный комплекс, насыщенный экспрессией, формирующий социальную среду, передаваемый, в основном, посредством социальных сетей.
Если адресат видит мем, в содержании которого выражается преувеличенная эмоциональная реакция в определённой жизненной ситуации, характерная для конкретной группы, и реципиент принадлежит к данной группе, то впоследствии при появлении подобной ситуации высока вероятность либо воспроизведения данного шаблона, либо фиксации внимания собеседников на воспоминании просмотренного мема и желании его воспроизвести.
Главным отличием мема от других способов репрезентации информации в интернете является обыгрывание эффекта массовости как в форме подчеркивания глобальности какого-либо процесса (с последующей его положительной или отрицательной оценкой), так и в указании на собственную принадлежность к чему-либо.
Данная особенность прослеживается и в ситуации, где обыгрывается противостояние каких-либо объектов. Так, набирающий популярность мем-конструкт «<…> – делится на два типа, <…> – нет, на три» обыгрывает наличие у реципиента того, что разрывает данную классификацию и встраивает в неё третий объект. Тем самым реализуется чувство значительности и индивидуальности человека, ведь он благодаря наличию некого предмета или качества может изменить некие правила, но одновременно и удовлетворяет чувство сплоченности, ибо он принадлежит к тем, чье качество становится популярным в интернете. Например: «Люди делятся на два типа», – дальше демонстрируется картинка стационарных компьютеров и ноутбуков, следующий кадр под заголовком «Нет, на три» показывает довольного человечка, идущего с айпадом в руках.
Основным качеством мема может быть признано то, что он обладает юмористической направленностью подчеркивания особенностей человеческого взаимодействия. Культура мемов имеет много общего с культурой анекдотов, афоризмов и поговорок, но синтезирует их в один комплекс.
Можно говорить, что мем имитирует коммуникацию, создает ее иллюзию. Мем направлен на комическое переосмысление действительности, вследствие чего реципиент будет воспринимать и фиксировать внимание на тех мемах, которые актуальны относительно к личностным характеристикам, что приводит к иллюзии двухсторонней коммуникации. В практическом отношении благодаря этому эффекту появляется возможность внедрить идею или образ, совместно с важным для реципиента сообщением.
Хотя мем и направлен на реализацию чувства коллективности, он всегда монологичен: человек не может вступить в диалог с автором сообщения. Анекдотичность, эмоциональность и массовость идеи приводят к тому, что основная часть реципиентов скорее согласится с сообщением, чем попытается его оспорить.
То есть благодаря ореолу массовости, развлекательности и приближенности к желаниям адресата мем не воспринимается как мнение одного автора – мем становится отражением мнения подавляющего большинства пользователей. В связи с отсутствием диалога мем либо пропускается, либо воспринимается и впоследствии распространяется самим реципиентом.
Однако, даже при пропуске мема реципиент подсознательно усваивает важность для какой-либо определённой группы той информации, которая не соответствовала его собственным желаниям. При интенсивном дальнейшем распространении этой не принятой реципиентом информации развивается стремление заинтересоваться данным аспектом со стороны не принявшего, либо создается контрмем, главной задачей которого является обличение недостатков носителей того, что обыгрывается в противоположном меме. За этим следует коллективизация оппонентов мема.
При условии достаточной распространенности противонаправленных мемов основная часть интернет-пользователей автоматически распределяется по разным полюсам, как только воспримет мем-сообщение. Этому помогают споры носителей противоположных мнений в комментариях к сообщениям в группах социальных сетей.
Благодаря свободе от санкций при коммуникации в виртуальной среде общение в социальных сетях отличается от устного, так как становится полем для удовлетворения многих подавленных в константной реальности стремлений.
Наиболее распространенным подавленным инстинктом, реализуемым в социальных сетях, является вербальная агрессия. Основная часть объемных обсуждений в комментариях неизбежно трансформируется в спор носителей двух или трех точек зрения на проблему.
В среде мемов текстовые варианты имеют более выраженное свойство маркировки другого пользователя в целях удовлетворения агрессии, чем визуально-текстовые.
Такие мемы, как «петросян», «кэп», «гений», «школоло», «троллфейс», «графон», «ванилька» и многие другие, в процессе использования позволяют заклеймить оппонента в качестве носителя негативно оцениваемых характеристик и, в противоположность этому, самоутвердиться как человеку, не имеющему подобных недостатков – мем автоматически сплачивает людей в оппозицию определенной социальной микрогруппе.
С учетом того, что подобные мемы наиболее популярны в социальных сетях, можно говорить и о специфике коммуникации в них. Генезис этой особенности заключается в том, что большая часть активных пользователей, например, такой сети, как «ВКонтакте» – совокупность наиболее активных и амбициозных социальных групп, находящихся в ситуации постоянной адаптации. Не говоря уже о подростках и студентах, когда самовыражение и противопоставление себя миру является естественным этапом развития личности, что и находит своё отражение в виртуальной коммуникации.
Выживаемость и распространяемость мема определяется следующими параметрами: крайняя простота, легкость в создании, компенсаторность потребностей целевой аудитории, атрибутивность (способность с помощью мема маркировать себя и других), актуальность затрагиваемой проблемы. С учетом анализа данных характеристик мемов можно прийти к выводу, что приоритетным качеством создаваемого мема должна быть актуальность.
Виртуальная реальность, формируемая в интернете, обладает специфическими свойствами: порождённостью, актуальностью, автономностью, интерактивностью. Многие мемы отражают определенный коммуникативный тип, но не могут пластично подстроиться под меняющиеся интересы. Если созданный мем стал популярным и закрепился в виртуальной среде, то впоследствии он сам может формировать способ реализации актуальных потребностей или подавлять одни и усиливать другие стремления.
Возникнув в процессе самоорганизации коммуникации в социальных сетях, мемы являются, прежде всего, продуктом, созданным самими интернет-пользователями. То есть пользователями, удовлетворяющими с помощью мема как свои внутренние потребности, так и достигающими желаемой коммуникативной реакции от собеседника.
Мем как продукт интернет-коммуникации обладает устойчивостью, благодаря реализации ряда коммуникативных функций.
1. Функция информирования
Благодаря мемам у интернет-пользователя создается ощущение постоянного нахождения в центре событий, самостоятельного участия в формировании мнений и настроений. Также благодаря мемам передается огромное количество информации о появлении и трансформировании социальных интересов.
В социальных сетях мем становится главным маркером широкой включенности пользователей в какой-либо процесс, поэтому можно говорить о мемах как основном способе передачи информации в социальных сетях.
2. Функция коллективизации
Основной импликатурой мема является коллективизация, мем выступает как компенсатор отчужденности пользователя и основной способ нахождения других сотоварищей по интересам. Поскольку структура социальной сети подразумевает возможность завязывания новых контактов множеством путей, то именно мем способен быстро дать человеку ощущение своей принадлежности к группе и на его основе полноценно вступить в виртуальную коммуникацию.
Посетитель странички другого пользователя может мгновенно оценить спектр интересов хозяина странички и понять, стоит заводить знакомство или нет. При помощи мема можно влиять на переписку, показывая родство с собеседником или наоборот негативно маркируя его. Тем более, что с учетом ореола массовости мнения, представленного в меме, реципиент апеллирует якобы к общепринятому мнению и ценностям.
3. Функция индивидуализации
Хотя основой функционирования мема и может считаться коллективизация, она невозможна без символов и атрибутов отличия данной группы от других. Отличия, которое делает каждого пользователя исключительным, в чем-то возвышающимся над другими.
Наглядной иллюстрацией мема, реализующего целый комплекс психических потребностей, является тема непонимания математики. Например, мем, где композиция разделена на четыре кадра, в первом написано «2+2=4» с подписью «математика», на втором кадре изображена более сложная формула с вычислением пропорций, с подписью «что ты делаешь!», в третьем кадре представлена функция и подпись «АХАХА», отражающая истерический смех от осознания полного непонимания данной формулы; в последнем кадре изображена доска с большим количеством сложных формул и подпись «прекрати!».
Данный мем направлен на оправдание трудностей, связанных с изучением математики, и поиск пользователей с подобной проблемой. Одновременно с этим, в совокупности всех функций заключается эффект, когда подобным образом реципиент ощущает свою индивидуальность, так как подсознательно понимает, что тем самым привлекает к себе внимание, а его мнение будет одобрено и поддержано.
Необходимо подчеркнуть особенность мемов, связанную с тем, что реципиент подсознательно знает: мем, вывешенный на стене вне зависимости от содержания, будет иметь эффект – оценку и связь приятных эмоций с пользователем странички. Поэтому любой мем, выкладываемый пользователем, автоматически реализует потребность в индивидуализации, даже если он на первый взгляд изобличает недостатки пользователя. Особенно если данные недостатки характерны для его друзей в социальных сетях.
4. Функция компенсаторности
Компенсаторность мема заключается в использовании технологий: возвеличивание адресата, манипуляции с чувством коллективизма, обращение к инстинктам, иллюзии возможности сделать мем самостоятельно.
Мем, являясь комплексным вариантом репрезентации смысла, тем не менее может существовать в трех основных вариантах: визуальном, вербальном и вербально-визуальном. Все они на базовом уровне подчиняются одинаковым законам и реализуют сходные стремления. Детально останавливаясь на текстовых и визуальных мемах, можно выделить специфические особенности их семантической структуры.
Вербально-визуальные мемы являются самыми распространенными и популярными типами мемов, в данном варианте присутствует бесчисленное множество разных направлений. Вербальные мемы, как правило, намного проще и более унифицированы, чем визуальные. Вследствие легкости их создания, вербальные мемы получили более широкое распространение.
Характерно использование одного слова или выражения: в одном меме будет заключаться концентрированный семантический сгусток. Например: вербальный мем «Кэп» – капитан очевидность, который широко распространен в интернете, выражает негативное отношение к субъекту, выдающему очевидную информацию.
Данный образ-ярлык используется интернет-пользователями не только в целях маркировки собеседника, но и для манипуляции отношением пользователей к информации: «кэпа в студию!»
Визуальный мем «графон» можно использовать для подтверждения низкой эффективности комплектующих компьютера собеседника, выражающуюся в плохом качестве картинки видеоигры, а можно использовать и, наоборот – для констатации фиксированности собеседника на визуальном ряде и поверхностном отношении к сути игры. Либо просто как привлечение внимания к плохому или хорошему качеству картинки.
Подобные мемы появляются часто, но угасают вместе с актуальностью информации, в связи с которой зародились, так как они не способны сами формировать актуальность, в отличие от визуально-вербальных мемов. Полезная функция их заключается в том, чтобы быть языковым выражением приверженности к группе, табуирования определенных тем или способов подачи информации.
Особенность унификации вербальных мемов заключается в их крайней смысловой пластичности. Вербальные мемы меньше эволюционируют, поскольку активно используются самими адресатами. Изменению может подлежать объем семантических блоков, охватываемых текстовым мемом. Вербально-визуальные мемы имеют совершенно иные свойства, так как способ их возникновения не спонтанен, а определяется автором, который может внедрять новые сообщения и образы.
Информационная среда, насыщенная мемами, обладает способностью к самоорганизации и содержат в себе качества пословиц и поговорок, передающих накопленный социальный опыт.
Таким образом, мем в структуре современной интернет-коммуникации играет двоякую роль: с одной стороны, он является информационным продуктом потребления, с другой – формирует потребительскую культуру.
Большая часть интернет-пользователей привыкает к реализации потребностей через мем, и задача автора состоит в том, чтобы заложить ту семантику, которая будет отвечать основным потребностям, присущим большей части целевой аудитории.
Мем представляет собою информационный блок, который обладает следующими характеристиками: 1) полезная информация; 2) интересная информация; 3) смешная информация; 4) актуальная информация в нестандартной оболочке; 5) информация, которую не навязывают.
На данный момент сочетание этих особенностей мема приводит к ситуации, когда реципиент значительную часть времени в социальных сетях тратит не на общение, а на потребление информационных продуктов развлекательного характера. Данный процесс интенсивно развивается благодаря появлению групп (сообществ), которые специализируются на распространении развлекательной информации преимущественно в форме мемов.
В дальнейшем такая популяризация мема приводит к тому, что мемы становятся обязательной чертой коммуникации любого сообщества, даже если оно направлено не на развлечение, а на информирование аудитории.
Мем выступает как система атрибутов, представляющих собой цифровой вариант социальных символов, используемых человеком для невербальной сигнализации людям о своих качествах и желаниях. Поскольку создавать мем для саморепрезентации достаточно трудно, реципиент начинает искать выгодные для него юмористические конструкции в группах, у других пользователей, что приводит к дублированию и вирусному распространению мемов.
Список литературы
- Афанасова Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-1 (115). С. 137–140.
- Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). С. 135–141.
- Горобцова И. В., Киселёва Н. Ю. Речевой жанр интернет-мема в современном англоязычном сетевом пространстве // Современные тренды развития социогуманитарного знания: сборник. 2014. С. 140–151.
- Грибовод Е. Г. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2013. №3. Электронный ресурс.
- Ефремов В. А. Концептуальное пространство как фрагмент языковой картины мира // Языковая картина мира. Лексика. Текст: сб. науч. ст., посв. юб. проф. Н. Е. Сулименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. С. 9–12.
- Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С. 195–201.
- Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. №. 1. С. 113–115.
- Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.
- Рабкина Н. В. Принцип монтажа в креолизации медиасобытий // Universum: филология и искусствоведение. 2014. №2 (4).
- Тихомирова М. С. Переключение кодов в интернет-мемах как проявление лингвокреативности // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2017. № 5(80). C. 148–153.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета
- Лейбов Р.Г. Язык рисует Интернет
- Хапалова А.И. Случаи использования эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram
- Хапалова А.И. Функционирование эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram