Введение
Дети и подростки являются одними из самых активных потребителей интернета. Их социализация происходит не только в реальном мире, но и в цифровой среде, при этом все чаще отмечается снижение возраста дебюта использования Сети, увеличение количества времени, проводимого в виртуальном пространстве, зависимость от создаваемых онлайн-образов (Белинская, 2013; Гурьянчик, 2023; Cолдатова, Войскунский, 2021).
В случае чрезмерной увлеченности онлайн-жизнью говорят об аддиктивной интернет-социализации, при которой, в частности, нарушается идентичность ребенка, возникает выраженная потребность в расширении сферы общения и примеривание разных типов межличностных отношений (агрессивного, подчиненного, альтруистичного и др.) (Хриптович, 2021).
Интернет-активность несовершеннолетних часто опережает формирование у них цифровой компетентности, многие по-прежнему не осведомлены об интернет-рисках и не придают должного значения правилам безопасности, несмотря на активную научную и просветительскую работу многих специалистов.
В то же время Интернет нередко называют пространством беззакония, в котором доступ посягателей к жертвам максимально облегчен, при этом подчеркивают его привлекательность именно для людей с сексуальным интересом к детям (Steel et. al., 2023; Veleshnja, Hoxha, 2024).
В последние годы отмечаются стабильно высокие показатели совершения сексуальных преступлений в Сети в отношении несовершеннолетних, к основным проявлениям которых относят кибергруминг и секстинг (Борисенко, Дозорцева, 2023; Дозорцева, Медведева, 2019; Okpokwasili, 2023).
Участие в сексуализированной коммуникации с незнакомыми интернет-пользователями, выполнение их требований по изготовлению интимных изображений, невозможность пресечь подобные контакты определяют как кибервиктимное поведение (Богданович, Делибалт, 2024).
Возрастная незрелость, отсутствие достаточного жизненного опыта и знаний, жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, наивность — все эти факторы, свойственные детям и подросткам, делают их легкой добычей для киберпреступников, использующих их незрелость и легковерие в своих целях (Жакупжанов, 2019; Фалкина, 2014). При этом в каждом возрастном периоде у мальчиков и девочек, вероятно, могут проявляться специфичные особенности реагирования на сексуальное домогательство.
Ситуация усугубляется, если у ребенка наблюдается пониженное принятие себя, чувство одиночества, трудности социализации (Борисенко, Дозорцева, 2023; Кузнецова, Ерошенко, 2013).
Профилактика защиты несовершеннолетних от онлайн-рисков часто основывается на ограничении времени, которое они проводят в Сети. Однако практически каждый ребенок неизбежно развивается в техносистеме, должен хорошо ориентироваться в ней, активно пользоваться ее благами и быть счастливым.
Именно способность справиться с онлайн-рисками наряду с использованием онлайн-возможностей свидетельствует о цифровом благополучии ребенка (Cолдатова, 2023). Следовательно, важно изучать виктимность детей и подростков в интернет-среде с целью снизить их уязвимость для потенциального деструктивного воздействия.
Материалы и методы
Исследование проведено на материале, представляющем собой интернет-переписки между 105 кибергрумерами и 205 несовершеннолетними (табл.).
Таблица. Возраст и пол несовершеннолетних
Возраст / Age | Пол / Gender | Всего / Total | |
Мальчики / Boys | Девочки / Girls | ||
8—10 | 7 | 48 | 55 |
11—13 | 34 | 63 | 97 |
14—16 | 24 | 29 | 53 |
Всего / Total | 65 | 140 | 205 |
Продолжительность общения коммуникантов варьирует от 1 до 90 дней: в течение одного дня было реализовано 34 диалога, одной недели — 113, полумесяца — 32 и свыше 15 дней — 26.
Интернет-коммуникации стали основанием для возбуждения уголовных дел и в период с 2013 по 2024 год являлись объектами исследования в рамках производства комплексных судебных психолого-лингвистических исследований в ГБУ «Московский исследовательский центр» и ФБУ «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы» Минюста России.
На первоначальном этапе исследования случаи интернет-переписки были изучены посредством применения контент-анализа. На втором этапе осуществлялась статистическая обработка результатов при помощи методов описательной статистики.
Результаты
Исследование интернет-диалогов грумеров с несовершеннолетними позволило выделить в них три общих этапа: 1) знакомство и обсуждение нейтральных тем; 2) сексуализированная коммуникация; 3) реализация запрашиваемых посягателем действий (встреча офлайн, изготовление интимных материалов).
Схема взаимодействия коммуникантов представлена на рисунке.

На первом этапе общения отказ вступать в контакт с онлайн-незнакомцем проявился только у одиннадцати детей (преимущественно 8—10 лет), которые были осведомлены об интернет-рисках, имели запрет со стороны родителей, собственные сомнения в правильности знакомства или просто не хотели ни с кем переписываться. Пресечение общения происходило как в вербальной форме (нередко агрессивной), так и путем гостинга (т. е. без каких-либо объяснений).
В большинстве случаев несовершеннолетние поддержали общение, проявили доверие, сообщили о себе конфиденциальную информацию: о своей семье (20,5%), месте жительства (31,2%), номере мобильного телефона (11,7%).
Характерно, что в 36,6% случаев несовершеннолетние сами инициировали контакт с грумером (чаще это были девочки 11–13 лет). Некоторые из них начали общение с целью разоблачить посягателей или, например, защитить своих друзей, вовлеченных в домогательство. Подобные благие цели часто приводят к тому, что в итоге подросток не справляется с манипулятивным воздействием посягателя и подчиняется его воле, несмотря на осведомленность о рисках.
Содержание остальных переписок показывает, что желание первым начать взаимодействие преимущественно обусловлено потребностью в поддержке, внимании, утолении скуки, получении нового опыта, самопрезентации.
Нередко дети и подростки встречали посягателей на игровых онлайн-платформах или получали сведения о них у своих сверстников, вовлеченных в груминг, — информация о подобном общении может распространяться в детских сообществах как необычный, рискованный и заманчивый досуг, что обусловливает инициацию контакта с посягателем.
В ряде случаев несовершеннолетние целенаправленно вступали в онлайн-сообщества сексуальной направленности, где быстро находили партнера для желаемого недозволенного взаимодействия (грумеры активно отслеживают подобные группы и их членов), — подобное онлайн-поведение можно определить как киберрискованное или даже кибердевиантное.
На втором этапе коммуникации осуществлялся переход к обсуждению сексуальных тем. Взаимодействие такого характера поддержали 162 ребенка (79,0%), и только 32 (15,6%) указали на табуированность подобного общения.
В процессе обсуждения сексуальных тем многие дети и подростки проявляли интерес к вопросу сексуальной ориентации и опыта собеседника (55,1%), его половым органам (45,8%), эрогенным зонам тела (34,1%), а также планировали личную встречу с посягателем (39,5%), в том числе с целью вступить с ним в половой контакт (15,6%).
Последний этап разговора привел к тому, что 68,8% несовершеннолетних реализовали действия, которые от них требовали посягатели: 11 человек 14—16 лет встретились с ними в реальном мире, другие 130 — изготовили и отправили свои фото- и видеоматериалы в сексуализированном и (или) обнаженном виде.
Анализ половозрастных особенностей детей и подростков, вовлеченных в интернет-домогательство и проявивших готовность взаимодействовать с посягателями, позволил составить следующие психологические портреты.
Младшие школьники 8—10 лет отличаются контактностью, отзывчивостью. Мальчики и девочки данной возрастной группы в большей степени ориентированы на выстраивание дружеских или романтических отношений с собеседниками без сексуального контекста.
Они нередко предлагают посягателям «встречаться», однако их понимание таких отношений сводится к тому, что два человека хорошо относятся друг к другу, общаются и иногда вместе гуляют. По этой причине дети 8—10 лет чаще представителей старших возрастных групп сообщают свой адрес, номер телефона, а также дают согласие на встречу офлайн.
Младшие школьники не осознают сексуальных потребностей взрослых людей и не переносят их на себя, при появлении сексуальной тематики они выражают неуверенность, тревогу, сомнения или непонимание происходящего. Они могут достаточно быстро начать демонстрировать привязанность к собеседникам, что активно эксплуатируется посягателями для вербализации своих требований.
В силу возрастных особенностей, незрелости, конформности, излишней доверчивости мальчики и девочки 8—10 лет не могут в полной мере осознавать направленность осуществляемых ими и в отношении них действий, что можно проследить по интимным фото- и видеозаписям, которые они отправляют грумерам.
Часто дети воспринимают просьбы о предоставлении материалов в необходимых позах буквально; эти изображения отличаются преобладанием крупных, предметных планов, отсутствием фильтров и обработки в фоторедакторе, фото- и видеозаписи создаются практически в буквальном соответствии с запросом грумера (для сравнения, подростки чаще используют фильтры, создают более постановочные кадры без точного следования просьбам, проявляют инициативу в создании контента сексуальной направленности).
Несовершеннолетние 11—13 лет азартно участвуют в обсуждении тем сексуального характера и сообщают грумерам о желании заняться виртуальным сексом. В большей степени это свойственно девочкам: они чаще инициируют знакомство, увлечены общением на недозволенные темы, стараются понравиться собеседнику, готовы рисковать и получать незнакомый опыт дистанционно, сообщают интимную информацию о себе, указывают на эрогенные зоны и сексуальную ориентацию, информируют о своих половых органах. У мальчиков 11—13 лет подобное онлайн-поведение наблюдается реже.
В целом такое рискованное общение позволяет несовершеннолетним получить новые сексуальные переживания, новую информацию, а также удовлетворить потребность в самопрезентации, признании, повышении своего социального статуса.
Вместе с тем, подросткам 11—13 лет свойственно проявлять грубость и хамство в коммуникации с грумерами, несмотря на увлеченность общением. Это может быть следствием общего осуждения сексуализированных онлайн-контактов, понимания их недопустимости, неуверенности в правильности происходящего, которые перекрываются желанием поэкспериментировать.
При этом несовершеннолетние данной возрастной группы видят четкую грань между онлайн- и офлайн-общением и не позволяют себе ее пересечь. Они избегают обсуждения встреч в реальном мире и не реализуют их, хотя в контексте занятия виртуальным сексом активно предоставляют свои интимные изображения.
Старшие подростки 14—16 лет, так же как и младшие, проявляют активность в общении на темы сексуального характера. Их отличает увлеченность не только виртуальным взаимодействием, но и заинтересованность во встречах офлайн, которые они охотно обсуждают, планируют и реализуют.
Особенность возраста 14–16 лет заключается в прохождении стадии развития сексуальности и склонности к риску, что детерминирует вербализацию желания вступить в половой контакт с собеседником. В большей степени это характерно для лиц мужского пола: они отправляют собеседникам сообщения с просьбами показать материалы интимного характера, интересуются половыми органами, сообщают о желании увидеться, называют адрес и номер мобильного телефона, приезжают на встречу. Представительницы женского пола в 14—16 лет рискуют существенно реже и не так активно переносят общение в офлайн-среду.
Обсуждение результатов
Особенности реагирования детей и подростков на ситуацию кибергруминга меняются в зависимости от возраста и различаются у мальчиков и девочек.
Младшие школьники обоих полов больше ориентированы на дружеское взаимодействие с кибергрумерами, в связи с чем контактны, словоохотливы, доверчивы. Важно, что в условиях виртуальной реальности осторожность несовершеннолетних часто притупляется.
Как пишет В.Н. Гурьянчик, дистанция с онлайн-собеседником обусловливает чувство безопасности, красота его аватара может быть важнее, чем содержание личности, а полученный лайк — радовать и препятствовать критическому анализу намерений собеседника (Гурьянчик, 2023).
По мере развития сексуальности растет интерес несовершеннолетних к обсуждению недозволенных тем. У девочек он в большей степени выражен в 11—13 лет, у мальчиков — в 14—16.
Вовлеченность несовершеннолетних в сексуализированную онлайн-коммуникацию часто обусловлена их познавательным интересом, стремлением к эмоционально насыщенному взаимодействию, в то время как сам факт общения на сексуальные темы является вторичным и менее значимым; вместе с тем небольшой жизненный опыт, личностная незрелость, слабые прогностические способности и навыки социального взаимодействия могут препятствовать реализации на практике социально одобряемых форм интереса к теме секса (Федонкина, Терехина, 2023).
Кроме того, чрезмерная представленность секстинга нередко свидетельствует о желании детей и подростков сохранить и укрепить отношения с собеседником, справиться со скукой, удовлетворить любопытство, продемонстрировать свою смелость (Борисенко, Дозорцева, 2023; Kopecký, 2014).
Заключение
В силу стремительного развития интернет-пространства несовершеннолетние пользователи все чаще сталкиваются с различными рисками, в том числе с сексуальными преступлениями в Сети. Большинство из них недостаточно осведомлены о правилах безопасного использования интернет-пространства, а также часто пренебрегают этими правилами, что повышает риск стать жертвой кибергруминга и секстинга.
Уязвимость для сексуального домогательства в Интернете усиливается по мере развития сексуальности и роста интереса ребенка к обсуждению недозволенных тем. При этом в каждом возрастном периоде есть своя специфика. Мальчики и девочки 8—10 лет в меньшей степени заинтересованы в обсуждении сексуальных тем, но контактны, словоохотливы, доверчивы, стремятся дружить с онлайн-собеседниками, часто не понимая сути и последствий таких отношений. Девочки 11—13 лет демонстрируют повышенный интерес к сексуализированному взаимодействию, нередко ищут и инициируют его, при этом ограничиваясь виртуальной реальностью. К 14—16 годам такой интерес у девочек ослабевает, осторожность усиливается. У мальчиков наблюдаются противоположные тенденции: в младшем подростковом возрасте они не так сильно, как сверстницы, увлечены общением на недозволенные темы, однако по мере взросления демонстрируют повышенную рискованность вплоть до личной встречи с грумером и половым контактом с ним (при наличии гомосексуального интереса).
Полученные результаты исследования могут способствовать дальнейшему наиболее углубленному изучению виктимного поведения и психологических особенностей несовершеннолетних онлайн-пользователей. Вместе с тем, выявленные характеристики виктимности могут стать основой для создания новых программ профилактики и психологического консультирования несовершеннолетних, а также могут быть использованы при проведении судебно-психологических экспертиз потерпевших.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы «Разработка комплексных моделей клинико-психологической диагностики, экспертизы, профилактики, межведомственного взаимодействия при работе с детьми и подростками в контексте преступлений, совершенных в информационной среде и киберпространстве», осуществляемой ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России (рег. № НИОКТР 123022000056-7).
Литература
- Белинская, Е.П. (2013). Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, 6(30), 1 11. https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679
Belinskaya, E.P. (2013). Information socialization of adolescents: experience of using social networks and psychological well-being. Psychological Кesearch, 6(30), 1—11. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679 - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2024). Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи. Психология и право, 14(2), 45—66. https://doi.org/17759/psylaw.2024140204
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2024). Deviant Online Behavior: From the Classification of Types to an Analysis of Assistance Programmes and Technologies. Psychology and Law, 14(2), 45—66. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140204 - Борисенко, Е.В., Дозорцева, Е.Г. (2023). Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстинге несовершеннолетних девочек. Психология и право, 13(3), 3—15. https://doi.org/17759/psylaw.2023130301
Borisenko, E.V., Dozortseva, E.G. (2023). Motivation and Subjective Meaning of Participation in Sexting in Minor Girls. Psychology and Law, 13(3), 3—15. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130301 - Гурьянчик, В.Н. (2023). «Виртуальное «Я»: от социального отчуждения до цифровой девиации. В: Психология деструктивного поведения: Факторы риска и профилактика: материалы всероссийской научно-практической конференции (с. 66—76). Ярославль: РИО ЯГПУ.
Gur’yanchik, V.N. (2023). “Virtual “I”: from social alienation to digital deviation. In: Psychology of destructive behavior: Risk factors and prevention: materials of the All-Russian scientific and practical conference (рр. 66—76). Yaroslavl: RIO YAGPU. (In Russ.). - Дозорцева, Е.Г., Медведева, А.С. (2019). Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования. Психология и право, 9(2), 250— https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090217
Dozortseva, E.G., Medvedeva, А.S. (2019). Sexual Online Grooming as an Object of Psychological Research. Psychology and Law, 9(2), 250—263. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090217 - Жакупжанов, А.О. (2019). Виктимологические факторы киберпреступности. Алтайский юридический вестник, 27(3), 75—82.
Zhakupzhanov, A.O. (2019). Victimological factors of cybercrime. Altai Legal Bulletin, 27(3), 75—82 (In Russ.). - Кузнецова, Л.Э., Ерошенко, А.Н. (2013). Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи. В: Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Международной научной конференции (с. 73—75). Челябинск: Два комсомольца.
Kuznetsova, L.E., Eroshenko, A.N. (2013). Psychological features of the manifestation of victim behavior among modern youth. In: Current issues of modern psychology: materials of the II International Scientific Conference (рр. 73—75). Chelyabinsk: Dva komsomoltsa. (In Russ.). - Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431—450. https://doi.org/17323/1813-8918-2021-3-431-450
Soldatova, G.U., Voyskunsky, A.E. (2021). Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: А New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 18(3), 431—450. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 - Cолдатова, Г.У. (2023). Цифровое благополучие современного ребенка и вопросы кибербезопасности. В: Воспитание и наставничество в цифровой образовательной среде: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (с. 63—76). М.: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа».
Soldatova, G.U. (2023). Digital well-being of the modern child and cybersecurity issues. In: Education and mentoring in a digital educational environment: Collection of materials from the International Scientific and Practical Conference (pp. 63—76). Moscow: Non-governmental educational private institution of higher education “Moscow Institute of Psychoanalysis”. (In Russ.). - Фалкина, С.А. (2014). Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети. Перспективы науки и образования, 1, 230—236.
Falkina, S.A. (2014). Psychological characteristics of teenagers inclined to victim behavior on the Internet. Prospects for Science and Education, 1, 230—236 (In Russ.). - Федонкина, А.А., Терехина, С.А. (2023). Психологические особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения против половой неприкосновенности с применением интернет-технологий. В: Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сборник статей IV Международной научно-практической конференции (с. 524—532). М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ.
Fedonkina, A.A., Terechina, S.A. (2023). Psychological Characteristics of Minors who Commit Sexual Offenses Using Internet Technologies. In: Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Collection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference (рр. 524—532). Moscow: Publishing house MSUPE. (In Russ.). - Хриптович, В.А. (2021). Интернет-социализация подростков в контексте девиантности. В: Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 534—545). М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ.
Khriptovich, V.A. (2021). Internet socialization of adolescents in the context of deviance. In: Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): Collection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (pp. 534—545). Moscow: Publishing house MSUPE. (In Russ.). - Kopecký, K. (2014). Cyberbullying and other risks of internet communication focused on university students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 112, 260—269. https://doi.org/1016/j.sbspro.2014.01.1163
- Okpokwasili, О. (2023). Online Predators: Protecting Teenagers from Internet Sexual Exploitation. International Journal of Modern Science and Research Technology, 1(23), 324—334.
- Steel, C.M.S., Newman, E., O’Rourke, S., Quayle, E. (2023). Lawless space theory for online child sexual exploitation material offending. Aggression and Violent Behavior, 68, 59. https://doi.org/31234/osf.io/hnvb4
- Veleshnja, I., Hoxha, D. (2024). Analyzing Online Sexual Grooming of Minors and the Case of the Albanian Criminal Framework. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 13(1), 160—172.
Об авторах
- Елена Георгиевна Дозорцева — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Российская Федерация.
- Алина Рустамовна Гулиева — ведущий эксперт, Московский исследовательский центр (ГБУ г. Москвы «МИЦ»), Москва, Российская Федерация.
- Анна Сергеевна Медведева — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), ведущий государственный судебный эксперт, Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ФБУ СЗРЦСЭ Минюста России), Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга
- Медведева А.С. Особенности выражения эмоций у девочек-подростков в ситуациях кибергруминга
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Роль и участие родителей в процессе кибергруминга
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет)