Дозорцева Е.Г., Гулиева А.Р., Медведева А.С. Характеристики виктимного поведения несовершеннолетних в ситуации кибергруминга

Д

Введение

Дети и под­рост­ки явля­ют­ся одни­ми из самых актив­ных потре­би­те­лей интер­не­та. Их соци­а­ли­за­ция про­ис­хо­дит не толь­ко в реаль­ном мире, но и в циф­ро­вой сре­де, при этом все чаще отме­ча­ет­ся сни­же­ние воз­рас­та дебю­та исполь­зо­ва­ния Сети, уве­ли­че­ние коли­че­ства вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, зави­си­мость от созда­ва­е­мых онлайн-обра­зов (Белин­ская, 2013; Гурьян­чик, 2023; Cол­да­то­ва, Вой­скун­ский, 2021). 

В слу­чае чрез­мер­ной увле­чен­но­сти онлайн-жиз­нью гово­рят об аддик­тив­ной интер­нет-соци­а­ли­за­ции, при кото­рой, в част­но­сти, нару­ша­ет­ся иден­тич­ность ребен­ка, воз­ни­ка­ет выра­жен­ная потреб­ность в рас­ши­ре­нии сфе­ры обще­ния и при­ме­ри­ва­ние раз­ных типов меж­лич­ност­ных отно­ше­ний (агрес­сив­но­го, под­чи­нен­но­го, аль­тру­и­стич­но­го и др.) (Хрип­то­вич, 2021).

Интер­нет-актив­ность несо­вер­шен­но­лет­них часто опе­ре­жа­ет фор­ми­ро­ва­ние у них циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти, мно­гие по-преж­не­му не осве­дом­ле­ны об интер­нет-рис­ках и не при­да­ют долж­но­го зна­че­ния пра­ви­лам без­опас­но­сти, несмот­ря на актив­ную науч­ную и про­све­ти­тель­скую рабо­ту мно­гих специалистов. 

В то же вре­мя Интер­нет неред­ко назы­ва­ют про­стран­ством без­за­ко­ния, в кото­ром доступ пося­га­те­лей к жерт­вам мак­си­маль­но облег­чен, при этом под­чер­ки­ва­ют его при­вле­ка­тель­ность имен­но для людей с сек­су­аль­ным инте­ре­сом к детям (Steel et. al., 2023; Veleshnja, Hoxha, 2024).

В послед­ние годы отме­ча­ют­ся ста­биль­но высо­кие пока­за­те­ли совер­ше­ния сек­су­аль­ных пре­ступ­ле­ний в Сети в отно­ше­нии несо­вер­шен­но­лет­них, к основ­ным про­яв­ле­ни­ям кото­рых отно­сят кибер­гру­минг и сек­стинг (Бори­сен­ко, Дозор­це­ва, 2023; Дозор­це­ва, Мед­ве­де­ва, 2019; Okpokwasili, 2023). 

Уча­стие в сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ной ком­му­ни­ка­ции с незна­ко­мы­ми интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми, выпол­не­ние их тре­бо­ва­ний по изго­тов­ле­нию интим­ных изоб­ра­же­ний, невоз­мож­ность пре­сечь подоб­ные кон­так­ты опре­де­ля­ют как кибер­вик­тим­ное пове­де­ние (Бог­да­но­вич, Дели­балт, 2024). 

Воз­раст­ная незре­лость, отсут­ствие доста­точ­но­го жиз­нен­но­го опы­та и зна­ний, жаж­да при­клю­че­ний, любо­пыт­ство, вну­ша­е­мость, довер­чи­вость, наив­ность — все эти фак­то­ры, свой­ствен­ные детям и под­рост­кам, дела­ют их лег­кой добы­чей для кибер­пре­ступ­ни­ков, исполь­зу­ю­щих их незре­лость и лег­ко­ве­рие в сво­их целях (Жаку­п­жа­нов, 2019; Фал­ки­на, 2014). При этом в каж­дом воз­раст­ном пери­о­де у маль­чи­ков и дево­чек, веро­ят­но, могут про­яв­лять­ся спе­ци­фич­ные осо­бен­но­сти реа­ги­ро­ва­ния на сек­су­аль­ное домогательство. 

Ситу­а­ция усу­губ­ля­ет­ся, если у ребен­ка наблю­да­ет­ся пони­жен­ное при­ня­тие себя, чув­ство оди­но­че­ства, труд­но­сти соци­а­ли­за­ции (Бори­сен­ко, Дозор­це­ва, 2023; Куз­не­цо­ва, Еро­шен­ко, 2013). 

Про­фи­лак­ти­ка защи­ты несо­вер­шен­но­лет­них от онлайн-рис­ков часто осно­вы­ва­ет­ся на огра­ни­че­нии вре­ме­ни, кото­рое они про­во­дят в Сети. Одна­ко прак­ти­че­ски каж­дый ребе­нок неиз­беж­но раз­ви­ва­ет­ся в тех­но­си­сте­ме, дол­жен хоро­шо ори­ен­ти­ро­вать­ся в ней, актив­но поль­зо­вать­ся ее бла­га­ми и быть счастливым. 

Имен­но спо­соб­ность спра­вить­ся с онлайн-рис­ка­ми наря­ду с исполь­зо­ва­ни­ем онлайн-воз­мож­но­стей сви­де­тель­ству­ет о циф­ро­вом бла­го­по­лу­чии ребен­ка (Cол­да­то­ва, 2023). Сле­до­ва­тель­но, важ­но изу­чать вик­тим­ность детей и под­рост­ков в интер­нет-сре­де с целью сни­зить их уяз­ви­мость для потен­ци­аль­но­го деструк­тив­но­го воздействия.

Материалы и методы

Иссле­до­ва­ние про­ве­де­но на мате­ри­а­ле, пред­став­ля­ю­щем собой интер­нет-пере­пис­ки меж­ду 105 кибер­гру­ме­ра­ми и 205 несо­вер­шен­но­лет­ни­ми (табл.).

Таблица. Возраст и пол несовершеннолетних

Воз­раст / AgeПол / GenderВсе­го / Total
Маль­чи­ки / BoysДевоч­ки / Girls
8—1074855
11—13346397
14—16242953
Все­го / Total65140205

Про­дол­жи­тель­ность обще­ния ком­му­ни­кан­тов варьи­ру­ет от 1 до 90 дней: в тече­ние одно­го дня было реа­ли­зо­ва­но 34 диа­ло­га, одной неде­ли — 113, полу­ме­ся­ца — 32 и свы­ше 15 дней — 26.

Интер­нет-ком­му­ни­ка­ции ста­ли осно­ва­ни­ем для воз­буж­де­ния уго­лов­ных дел и в пери­од с 2013 по 2024 год явля­лись объ­ек­та­ми иссле­до­ва­ния в рам­ках про­из­вод­ства ком­плекс­ных судеб­ных пси­хо­ло­го-линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ний в ГБУ «Мос­ков­ский иссле­до­ва­тель­ский центр» и ФБУ «Севе­ро-Запад­ный реги­о­наль­ный центр судеб­ной экс­пер­ти­зы» Миню­ста России.

На пер­во­на­чаль­ном эта­пе иссле­до­ва­ния слу­чаи интер­нет-пере­пис­ки были изу­че­ны посред­ством при­ме­не­ния кон­тент-ана­ли­за. На вто­ром эта­пе осу­ществ­ля­лась ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка резуль­та­тов при помо­щи мето­дов опи­са­тель­ной статистики.

Результаты

Иссле­до­ва­ние интер­нет-диа­ло­гов гру­ме­ров с несо­вер­шен­но­лет­ни­ми поз­во­ли­ло выде­лить в них три общих эта­па: 1) зна­ком­ство и обсуж­де­ние ней­траль­ных тем; 2) сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ная ком­му­ни­ка­ция; 3) реа­ли­за­ция запра­ши­ва­е­мых пося­га­те­лем дей­ствий (встре­ча офлайн, изго­тов­ле­ние интим­ных материалов). 

Схе­ма вза­и­мо­дей­ствия ком­му­ни­кан­тов пред­став­ле­на на рисунке.

На пер­вом эта­пе обще­ния отказ всту­пать в кон­такт с онлайн-незна­ком­цем про­явил­ся толь­ко у один­на­дца­ти детей (пре­иму­ще­ствен­но 8—10 лет), кото­рые были осве­дом­ле­ны об интер­нет-рис­ках, име­ли запрет со сто­ро­ны роди­те­лей, соб­ствен­ные сомне­ния в пра­виль­но­сти зна­ком­ства или про­сто не хоте­ли ни с кем пере­пи­сы­вать­ся. Пре­се­че­ние обще­ния про­ис­хо­ди­ло как в вер­баль­ной фор­ме (неред­ко агрес­сив­ной), так и путем гостин­га (т. е. без каких-либо объяснений). 

В боль­шин­стве слу­ча­ев несо­вер­шен­но­лет­ние под­дер­жа­ли обще­ние, про­яви­ли дове­рие, сооб­щи­ли о себе кон­фи­ден­ци­аль­ную инфор­ма­цию: о сво­ей семье (20,5%), месте житель­ства (31,2%), номе­ре мобиль­но­го теле­фо­на (11,7%).

Харак­тер­но, что в 36,6% слу­ча­ев несо­вер­шен­но­лет­ние сами ини­ци­и­ро­ва­ли кон­такт с гру­ме­ром (чаще это были девоч­ки 11–13 лет). Неко­то­рые из них нача­ли обще­ние с целью раз­об­ла­чить пося­га­те­лей или, напри­мер, защи­тить сво­их дру­зей, вовле­чен­ных в домо­га­тель­ство. Подоб­ные бла­гие цели часто при­во­дят к тому, что в ито­ге под­ро­сток не справ­ля­ет­ся с мани­пу­ля­тив­ным воз­дей­стви­ем пося­га­те­ля и под­чи­ня­ет­ся его воле, несмот­ря на осве­дом­лен­ность о рисках. 

Содер­жа­ние осталь­ных пере­пи­сок пока­зы­ва­ет, что жела­ние пер­вым начать вза­и­мо­дей­ствие пре­иму­ще­ствен­но обу­слов­ле­но потреб­но­стью в под­держ­ке, вни­ма­нии, уто­ле­нии ску­ки, полу­че­нии ново­го опы­та, самопрезентации. 

Неред­ко дети и под­рост­ки встре­ча­ли пося­га­те­лей на игро­вых онлайн-плат­фор­мах или полу­ча­ли све­де­ния о них у сво­их сверст­ни­ков, вовле­чен­ных в гру­минг, — инфор­ма­ция о подоб­ном обще­нии может рас­про­стра­нять­ся в дет­ских сооб­ще­ствах как необыч­ный, рис­ко­ван­ный и заман­чи­вый досуг, что обу­слов­ли­ва­ет ини­ци­а­цию кон­так­та с посягателем. 

В ряде слу­ча­ев несо­вер­шен­но­лет­ние целе­на­прав­лен­но всту­па­ли в онлайн-сооб­ще­ства сек­су­аль­ной направ­лен­но­сти, где быст­ро нахо­ди­ли парт­не­ра для жела­е­мо­го недоз­во­лен­но­го вза­и­мо­дей­ствия (гру­ме­ры актив­но отсле­жи­ва­ют подоб­ные груп­пы и их чле­нов), — подоб­ное онлайн-пове­де­ние мож­но опре­де­лить как кибер­ри­с­ко­ван­ное или даже кибердевиантное.

На вто­ром эта­пе ком­му­ни­ка­ции осу­ществ­лял­ся пере­ход к обсуж­де­нию сек­су­аль­ных тем. Вза­и­мо­дей­ствие тако­го харак­те­ра под­дер­жа­ли 162 ребен­ка (79,0%), и толь­ко 32 (15,6%) ука­за­ли на табу­и­ро­ван­ность подоб­но­го общения. 

В про­цес­се обсуж­де­ния сек­су­аль­ных тем мно­гие дети и под­рост­ки про­яв­ля­ли инте­рес к вопро­су сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции и опы­та собе­сед­ни­ка (55,1%), его поло­вым орга­нам (45,8%), эро­ген­ным зонам тела (34,1%), а так­же пла­ни­ро­ва­ли лич­ную встре­чу с пося­га­те­лем (39,5%), в том чис­ле с целью всту­пить с ним в поло­вой кон­такт (15,6%).

Послед­ний этап раз­го­во­ра при­вел к тому, что 68,8% несо­вер­шен­но­лет­них реа­ли­зо­ва­ли дей­ствия, кото­рые от них тре­бо­ва­ли пося­га­те­ли: 11 чело­век 14—16 лет встре­ти­лись с ними в реаль­ном мире, дру­гие 130 — изго­то­ви­ли и отпра­ви­ли свои фото- и видео­ма­те­ри­а­лы в сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ном и (или) обна­жен­ном виде.

Ана­лиз поло­воз­раст­ных осо­бен­но­стей детей и под­рост­ков, вовле­чен­ных в интер­нет-домо­га­тель­ство и про­явив­ших готов­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с пося­га­те­ля­ми, поз­во­лил соста­вить сле­ду­ю­щие пси­хо­ло­ги­че­ские портреты.

Млад­шие школь­ни­ки 8—10 лет отли­ча­ют­ся кон­такт­но­стью, отзыв­чи­во­стью. Маль­чи­ки и девоч­ки дан­ной воз­раст­ной груп­пы в боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ва­ны на выстра­и­ва­ние дру­же­ских или роман­ти­че­ских отно­ше­ний с собе­сед­ни­ка­ми без сек­су­аль­но­го контекста. 

Они неред­ко пред­ла­га­ют пося­га­те­лям «встре­чать­ся», одна­ко их пони­ма­ние таких отно­ше­ний сво­дит­ся к тому, что два чело­ве­ка хоро­шо отно­сят­ся друг к дру­гу, обща­ют­ся и ино­гда вме­сте гуля­ют. По этой при­чине дети 8—10 лет чаще пред­ста­ви­те­лей стар­ших воз­раст­ных групп сооб­ща­ют свой адрес, номер теле­фо­на, а так­же дают согла­сие на встре­чу офлайн. 

Млад­шие школь­ни­ки не осо­зна­ют сек­су­аль­ных потреб­но­стей взрос­лых людей и не пере­но­сят их на себя, при появ­ле­нии сек­су­аль­ной тема­ти­ки они выра­жа­ют неуве­рен­ность, тре­во­гу, сомне­ния или непо­ни­ма­ние про­ис­хо­дя­ще­го. Они могут доста­точ­но быст­ро начать демон­стри­ро­вать при­вя­зан­ность к собе­сед­ни­кам, что актив­но экс­плу­а­ти­ру­ет­ся пося­га­те­ля­ми для вер­ба­ли­за­ции сво­их требований. 

В силу воз­раст­ных осо­бен­но­стей, незре­ло­сти, кон­форм­но­сти, излиш­ней довер­чи­во­сти маль­чи­ки и девоч­ки 8—10 лет не могут в пол­ной мере осо­зна­вать направ­лен­ность осу­ществ­ля­е­мых ими и в отно­ше­нии них дей­ствий, что мож­но про­сле­дить по интим­ным фото- и видео­за­пи­сям, кото­рые они отправ­ля­ют грумерам. 

Часто дети вос­при­ни­ма­ют прось­бы о предо­став­ле­нии мате­ри­а­лов в необ­хо­ди­мых позах бук­валь­но; эти изоб­ра­же­ния отли­ча­ют­ся пре­об­ла­да­ни­ем круп­ных, пред­мет­ных пла­нов, отсут­стви­ем филь­тров и обра­бот­ки в фото­ре­дак­то­ре, фото- и видео­за­пи­си созда­ют­ся прак­ти­че­ски в бук­валь­ном соот­вет­ствии с запро­сом гру­ме­ра (для срав­не­ния, под­рост­ки чаще исполь­зу­ют филь­тры, созда­ют более поста­но­воч­ные кад­ры без точ­но­го сле­до­ва­ния прось­бам, про­яв­ля­ют ини­ци­а­ти­ву в созда­нии кон­тен­та сек­су­аль­ной направленности).

Несо­вер­шен­но­лет­ние 1113 лет азарт­но участ­ву­ют в обсуж­де­нии тем сек­су­аль­но­го харак­те­ра и сооб­ща­ют гру­ме­рам о жела­нии занять­ся вир­ту­аль­ным сек­сом. В боль­шей сте­пе­ни это свой­ствен­но девоч­кам: они чаще ини­ци­и­ру­ют зна­ком­ство, увле­че­ны обще­ни­ем на недоз­во­лен­ные темы, ста­ра­ют­ся понра­вить­ся собе­сед­ни­ку, гото­вы рис­ко­вать и полу­чать незна­ко­мый опыт дистан­ци­он­но, сооб­ща­ют интим­ную инфор­ма­цию о себе, ука­зы­ва­ют на эро­ген­ные зоны и сек­су­аль­ную ори­ен­та­цию, инфор­ми­ру­ют о сво­их поло­вых орга­нах. У маль­чи­ков 11—13 лет подоб­ное онлайн-пове­де­ние наблю­да­ет­ся реже. 

В целом такое рис­ко­ван­ное обще­ние поз­во­ля­ет несо­вер­шен­но­лет­ним полу­чить новые сек­су­аль­ные пере­жи­ва­ния, новую инфор­ма­цию, а так­же удо­вле­тво­рить потреб­ность в само­пре­зен­та­ции, при­зна­нии, повы­ше­нии сво­е­го соци­аль­но­го статуса. 

Вме­сте с тем, под­рост­кам 11—13 лет свой­ствен­но про­яв­лять гру­бость и хам­ство в ком­му­ни­ка­ции с гру­ме­ра­ми, несмот­ря на увле­чен­ность обще­ни­ем. Это может быть след­стви­ем обще­го осуж­де­ния сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ных онлайн-кон­так­тов, пони­ма­ния их недо­пу­сти­мо­сти, неуве­рен­но­сти в пра­виль­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, кото­рые пере­кры­ва­ют­ся жела­ни­ем поэкспериментировать. 

При этом несо­вер­шен­но­лет­ние дан­ной воз­раст­ной груп­пы видят чет­кую грань меж­ду онлайн- и офлайн-обще­ни­ем и не поз­во­ля­ют себе ее пере­сечь. Они избе­га­ют обсуж­де­ния встреч в реаль­ном мире и не реа­ли­зу­ют их, хотя в кон­тек­сте заня­тия вир­ту­аль­ным сек­сом актив­но предо­став­ля­ют свои интим­ные изображения.

Стар­шие под­рост­ки 14—16 лет, так же как и млад­шие, про­яв­ля­ют актив­ность в обще­нии на темы сек­су­аль­но­го харак­те­ра. Их отли­ча­ет увле­чен­ность не толь­ко вир­ту­аль­ным вза­и­мо­дей­стви­ем, но и заин­те­ре­со­ван­ность во встре­чах офлайн, кото­рые они охот­но обсуж­да­ют, пла­ни­ру­ют и реализуют. 

Осо­бен­ность воз­рас­та 14–16 лет заклю­ча­ет­ся в про­хож­де­нии ста­дии раз­ви­тия сек­су­аль­но­сти и склон­но­сти к рис­ку, что детер­ми­ни­ру­ет вер­ба­ли­за­цию жела­ния всту­пить в поло­вой кон­такт с собе­сед­ни­ком. В боль­шей сте­пе­ни это харак­тер­но для лиц муж­ско­го пола: они отправ­ля­ют собе­сед­ни­кам сооб­ще­ния с прось­ба­ми пока­зать мате­ри­а­лы интим­но­го харак­те­ра, инте­ре­су­ют­ся поло­вы­ми орга­на­ми, сооб­ща­ют о жела­нии уви­деть­ся, назы­ва­ют адрес и номер мобиль­но­го теле­фо­на, при­ез­жа­ют на встре­чу. Пред­ста­ви­тель­ни­цы жен­ско­го пола в 14—16 лет риску­ют суще­ствен­но реже и не так актив­но пере­но­сят обще­ние в офлайн-среду.

Обсуждение результатов

Осо­бен­но­сти реа­ги­ро­ва­ния детей и под­рост­ков на ситу­а­цию кибер­гру­мин­га меня­ют­ся в зави­си­мо­сти от воз­рас­та и раз­ли­ча­ют­ся у маль­чи­ков и девочек.

Млад­шие школь­ни­ки обо­их полов боль­ше ори­ен­ти­ро­ва­ны на дру­же­ское вза­и­мо­дей­ствие с кибер­гру­ме­ра­ми, в свя­зи с чем кон­такт­ны, сло­во­охот­ли­вы, довер­чи­вы. Важ­но, что в усло­ви­ях вир­ту­аль­ной реаль­но­сти осто­рож­ность несо­вер­шен­но­лет­них часто притупляется. 

Как пишет В.Н. Гурьян­чик, дистан­ция с онлайн-собе­сед­ни­ком обу­слов­ли­ва­ет чув­ство без­опас­но­сти, кра­со­та его ава­та­ра может быть важ­нее, чем содер­жа­ние лич­но­сти, а полу­чен­ный лайк — радо­вать и пре­пят­ство­вать кри­ти­че­ско­му ана­ли­зу наме­ре­ний собе­сед­ни­ка (Гурьян­чик, 2023).

По мере раз­ви­тия сек­су­аль­но­сти рас­тет инте­рес несо­вер­шен­но­лет­них к обсуж­де­нию недоз­во­лен­ных тем. У дево­чек он в боль­шей сте­пе­ни выра­жен в 11—13 лет, у маль­чи­ков — в 14—16.

Вовле­чен­ность несо­вер­шен­но­лет­них в сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ную онлайн-ком­му­ни­ка­цию часто обу­слов­ле­на их позна­ва­тель­ным инте­ре­сом, стрем­ле­ни­ем к эмо­ци­о­наль­но насы­щен­но­му вза­и­мо­дей­ствию, в то вре­мя как сам факт обще­ния на сек­су­аль­ные темы явля­ет­ся вто­рич­ным и менее зна­чи­мым; вме­сте с тем неболь­шой жиз­нен­ный опыт, лич­ност­ная незре­лость, сла­бые про­гно­сти­че­ские спо­соб­но­сти и навы­ки соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия могут пре­пят­ство­вать реа­ли­за­ции на прак­ти­ке соци­аль­но одоб­ря­е­мых форм инте­ре­са к теме сек­са (Федон­ки­на, Тере­хи­на, 2023). 

Кро­ме того, чрез­мер­ная пред­став­лен­ность сек­стин­га неред­ко сви­де­тель­ству­ет о жела­нии детей и под­рост­ков сохра­нить и укре­пить отно­ше­ния с собе­сед­ни­ком, спра­вить­ся со ску­кой, удо­вле­тво­рить любо­пыт­ство, про­де­мон­стри­ро­вать свою сме­лость (Бори­сен­ко, Дозор­це­ва, 2023; Kopecký, 2014).

Заключение

В силу стре­ми­тель­но­го раз­ви­тия интер­нет-про­стран­ства несо­вер­шен­но­лет­ние поль­зо­ва­те­ли все чаще стал­ки­ва­ют­ся с раз­лич­ны­ми рис­ка­ми, в том чис­ле с сек­су­аль­ны­ми пре­ступ­ле­ни­я­ми в Сети. Боль­шин­ство из них недо­ста­точ­но осве­дом­ле­ны о пра­ви­лах без­опас­но­го исполь­зо­ва­ния интер­нет-про­стран­ства, а так­же часто пре­не­бре­га­ют эти­ми пра­ви­ла­ми, что повы­ша­ет риск стать жерт­вой кибер­гру­мин­га и секстинга.

Уяз­ви­мость для сек­су­аль­но­го домо­га­тель­ства в Интер­не­те уси­ли­ва­ет­ся по мере раз­ви­тия сек­су­аль­но­сти и роста инте­ре­са ребен­ка к обсуж­де­нию недоз­во­лен­ных тем. При этом в каж­дом воз­раст­ном пери­о­де есть своя спе­ци­фи­ка. Маль­чи­ки и девоч­ки 8—10 лет в мень­шей сте­пе­ни заин­те­ре­со­ва­ны в обсуж­де­нии сек­су­аль­ных тем, но кон­такт­ны, сло­во­охот­ли­вы, довер­чи­вы, стре­мят­ся дру­жить с онлайн-собе­сед­ни­ка­ми, часто не пони­мая сути и послед­ствий таких отно­ше­ний. Девоч­ки 11—13 лет демон­стри­ру­ют повы­шен­ный инте­рес к сек­су­а­ли­зи­ро­ван­но­му вза­и­мо­дей­ствию, неред­ко ищут и ини­ци­и­ру­ют его, при этом огра­ни­чи­ва­ясь вир­ту­аль­ной реаль­но­стью. К 14—16 годам такой инте­рес у дево­чек осла­бе­ва­ет, осто­рож­ность уси­ли­ва­ет­ся. У маль­чи­ков наблю­да­ют­ся про­ти­во­по­лож­ные тен­ден­ции: в млад­шем под­рост­ко­вом воз­расте они не так силь­но, как сверст­ни­цы, увле­че­ны обще­ни­ем на недоз­во­лен­ные темы, одна­ко по мере взрос­ле­ния демон­стри­ру­ют повы­шен­ную рис­ко­ван­ность вплоть до лич­ной встре­чи с гру­ме­ром и поло­вым кон­так­том с ним (при нали­чии гомо­сек­су­аль­но­го интереса).

Полу­чен­ные резуль­та­ты иссле­до­ва­ния могут спо­соб­ство­вать даль­ней­ше­му наи­бо­лее углуб­лен­но­му изу­че­нию вик­тим­но­го пове­де­ния и пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей несо­вер­шен­но­лет­них онлайн-поль­зо­ва­те­лей. Вме­сте с тем, выяв­лен­ные харак­те­ри­сти­ки вик­тим­но­сти могут стать осно­вой для созда­ния новых про­грамм про­фи­лак­ти­ки и пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния несо­вер­шен­но­лет­них, а так­же могут быть исполь­зо­ва­ны при про­ве­де­нии судеб­но-пси­хо­ло­ги­че­ских экс­пер­тиз потерпевших.

Финан­си­ро­ва­ние. Иссле­до­ва­ние выпол­не­но в рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты «Раз­ра­бот­ка ком­плекс­ных моде­лей кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­че­ской диа­гно­сти­ки, экс­пер­ти­зы, про­фи­лак­ти­ки, меж­ве­дом­ствен­но­го вза­и­мо­дей­ствия при рабо­те с детьми и под­рост­ка­ми в кон­тек­сте пре­ступ­ле­ний, совер­шен­ных в инфор­ма­ци­он­ной сре­де и кибер­про­стран­стве», осу­ществ­ля­е­мой ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Серб­ско­го» Мин­здра­ва Рос­сии (рег. № НИОКТР 123022000056-7).

Литература

  1. Белин­ская, Е.П. (2013). Инфор­ма­ци­он­ная соци­а­ли­за­ция под­рост­ков: опыт поль­зо­ва­ния соци­аль­ны­ми сетя­ми и пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие. Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, 6(30), 1 11. https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679
    Belinskaya, E.P. (2013). Information socialization of adolescents: experience of using social networks and psychological well-being. Psychological Кesearch6(30), 1—11. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679
  2. Бог­да­но­вич, Н.В., Дели­балт, В.В. (2024). Деви­ант­ное онлайн-пове­де­ние: от клас­си­фи­ка­ции видов к ана­ли­зу про­грамм и тех­но­ло­гий помо­щиПси­хо­ло­гия и пра­во, 14(2), 45—66. https://doi.org/17759/psylaw.2024140204
    Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2024). Deviant Online Behavior: From the Classification of Types to an Analysis of Assistance Programmes and Technologies. Psychology and Law14(2), 45—66. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140204
  3. Бори­сен­ко, Е.В., Дозор­це­ва, Е.Г. (2023). Моти­ва­ци­он­но-смыс­ло­вые харак­те­ри­сти­ки уча­стия в сек­стин­ге несо­вер­шен­но­лет­них дево­чекПси­хо­ло­гия и пра­во, 13(3), 3—15. https://doi.org/17759/psylaw.2023130301
    Borisenko, E.V., Dozortseva, E.G. (2023). Motivation and Subjective Meaning of Participation in Sexting in Minor Girls. Psychology and Law13(3), 3—15. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130301
  4. Гурьян­чик, В.Н. (2023). «Вир­ту­аль­ное «Я»: от соци­аль­но­го отчуж­де­ния до циф­ро­вой деви­а­ции. В: Пси­хо­ло­гия деструк­тив­но­го пове­де­ния: Фак­то­ры рис­ка и про­фи­лак­ти­ка: мате­ри­а­лы все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (с. 66—76). Яро­славль: РИО ЯГПУ.
    Gur’yanchik, V.N. (2023). “Virtual “I”: from social alienation to digital deviation. In: Psychology of destructive behavior: Risk factors and prevention: materials of the All-Russian scientific and practical conference (рр. 66—76). Yaroslavl: RIO YAGPU. (In Russ.).
  5. Дозор­це­ва, Е.Г., Мед­ве­де­ва, А.С. (2019). Сек­су­аль­ный онлайн гру­минг как объ­ект пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­нияПси­хо­ло­гия и пра­во, 9(2), 250— https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090217
    Dozortseva, E.G., Medvedeva, А.S. (2019). Sexual Online Grooming as an Object of Psychological Research. Psychology and Law9(2), 250—263. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090217
  6. Жаку­п­жа­нов, А.О. (2019). Вик­ти­мо­ло­ги­че­ские фак­то­ры кибер­пре­ступ­но­сти. Алтай­ский юри­ди­че­ский вест­ник, 27(3), 75—82.
    Zhakupzhanov, A.O. (2019). Victimological factors of cybercrime. Altai Legal Bulletin27(3), 75—82 (In Russ.).
  7. Куз­не­цо­ва, Л.Э., Еро­шен­ко, А.Н. (2013). Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти про­яв­ле­ния вик­тим­но­го пове­де­ния у совре­мен­ной моло­де­жи. В: Акту­аль­ные вопро­сы совре­мен­ной пси­хо­ло­гии: мате­ри­а­лы II Меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции (с. 73—75). Челя­бинск: Два ком­со­моль­ца.
    Kuznetsova, L.E., Eroshenko, A.N. (2013). Psychological features of the manifestation of victim behavior among modern youth. In: Current issues of modern psychology: materials of the II International Scientific Conference (рр. 73—75)Chelyabinsk: Dva komsomoltsa. (In Russ.).
  8. Сол­да­то­ва, Г.У., Вой­скун­ский, А.Е. (2021). Соци­аль­но-когни­тив­ная кон­цеп­ция циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции: новая эко­си­сте­ма и соци­аль­ная эво­лю­ция пси­хи­ки. Пси­хо­ло­гия. Жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, 18(3), 431—450. https://doi.org/17323/1813-8918-2021-3-431-450
    Soldatova, G.U., Voyskunsky, A.E. (2021). Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: А New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 18(3), 431—450. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
  9. Cол­да­то­ва, Г.У. (2023). Циф­ро­вое бла­го­по­лу­чие совре­мен­но­го ребен­ка и вопро­сы кибер­без­опас­но­сти. В: Вос­пи­та­ние и настав­ни­че­ство в циф­ро­вой обра­зо­ва­тель­ной сре­де: Сбор­ник мате­ри­а­лов Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (с. 63—76). М.: Него­су­дар­ствен­ное обра­зо­ва­тель­ное част­ное учре­жде­ние выс­ше­го обра­зо­ва­ния «Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за».
    Soldatova, G.U. (2023). Digital well-being of the modern child and cybersecurity issues. In: Education and mentoring in a digital educational environment: Collection of materials from the International Scientific and Practical Conference (pp. 63—76)Moscow: Non-governmental educational private institution of higher education “Moscow Institute of Psychoanalysis”. (In Russ.).
  10. Фал­ки­на, С.А. (2014). Пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки под­рост­ков, склон­ных к вик­тим­но­му пове­де­нию в интер­нет-сети. Пер­спек­ти­вы нау­ки и обра­зо­ва­ния, 1, 230—236.
    Falkina, S.A. (2014). Psychological characteristics of teenagers inclined to victim behavior on the Internet. Prospects for Science and Education1, 230—236 (In Russ.).
  11. Федон­ки­на, А.А., Тере­хи­на, С.А. (2023). Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти несо­вер­шен­но­лет­них, совер­ша­ю­щих пра­во­на­ру­ше­ния про­тив поло­вой непри­кос­но­вен­но­сти с при­ме­не­ни­ем интер­нет-тех­но­ло­гий. В: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2023): сбор­ник ста­тей IV Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (с. 524—532). М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ.
    Fedonkina, A.A., Terechina, S.A. (2023). Psychological Characteristics of Minors who Commit Sexual Offenses Using Internet Technologies. In: Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Collection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference (рр. 524—532). Moscow: Publishing house MSUPE. (In Russ.).
  12. Хрип­то­вич, В.А. (2021). Интер­нет-соци­а­ли­за­ция под­рост­ков в кон­тек­сте деви­ант­но­сти. В: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2021): сбор­ник ста­тей II Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем (с. 534—545). М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ.
    Khriptovich, V.A. (2021). Internet socialization of adolescents in the context of deviance. In: Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): Collection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (pp. 534—545)Moscow: Publishing house MSUPE. (In Russ.).
  13. Kopecký, K. (2014). Cyberbullying and other risks of internet communication focused on university students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 112, 260—269. https://doi.org/1016/j.sbspro.2014.01.1163
  14. Okpokwasili, О. (2023). Online Predators: Protecting Teenagers from Internet Sexual Exploitation. International Journal of Modern Science and Research Technology, 1(23), 324—334.
  15. Steel, C.M.S., Newman, E., O’Rourke, S., Quayle, E. (2023). Lawless space theory for online child sexual exploitation material offending. Aggression and Violent Behavior, 68, 59. https://doi.org/31234/osf.io/hnvb4
  16. Veleshnja, I., Hoxha, D. (2024). Analyzing Online Sexual Grooming of Minors and the Case of the Albanian Criminal Framework. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 13(1), 160—172.
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия и пра­во, 15(1), 181–192. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150112

Об авторах

  • Еле­на Геор­ги­ев­на Дозор­це­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, про­фес­сор кафед­ры юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии и пра­ва, факуль­тет юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии пси­хо­ло­гии дет­ско­го и под­рост­ко­во­го воз­рас­та, Наци­о­наль­ный меди­цин­ский иссле­до­ва­тель­ский центр пси­хи­ат­рии и нар­ко­ло­гии име­ни В.П. Серб­ско­го, член ред­кол­ле­гии науч­но­го жур­на­ла «Пси­хо­ло­гия и пра­во» член редак­ци­он­но­го сове­та науч­но­го жур­на­ла «Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние», Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Али­на Руста­мов­на Гули­е­ва — веду­щий экс­перт, Мос­ков­ский иссле­до­ва­тель­ский центр (ГБУ г. Моск­вы «МИЦ»), Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Анна Сер­ге­ев­на Мед­ве­де­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, лабо­ра­то­рия пси­хо­ло­гии дет­ско­го и под­рост­ко­во­го воз­рас­та, Наци­о­наль­ный меди­цин­ский иссле­до­ва­тель­ский центр пси­хи­ат­рии и нар­ко­ло­гии име­ни В.П. Серб­ско­го Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции (ФГБУ «НМИЦ ПН име­ни В.П. Серб­ско­го»), веду­щий госу­дар­ствен­ный судеб­ный экс­перт, Севе­ро-Запад­ный реги­о­наль­ный центр судеб­ной экс­пер­ти­зы Мини­стер­ства юсти­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции (ФБУ СЗРЦСЭ Миню­ста Рос­сии), Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest