Введение
Актуальность и состояние проблемы. Проблема преодоления социального неравенства женщин — важнейшая проблема современного общества. Постоянная трансформация культурно-исторических, экономических, социальных и политических аспектов жизни общества стала причиной пересмотра содержания традиционных гендерных ролей, что привело к возникновению феномена феминизма в самых разнообразных его проявлениях [2; 3; 22; 23; 24].
Последователи феминизма утверждали, что стремление женщины следовать насаждаемым социумом ролям, соответствующим «истинному» женскому предназначению хозяйки, жены и матери, делает ее зависимой, склонной к инфантилизму и нереализованной в своих возможностях. Женщина таким образом подавляет свои социальные стремления, отказываясь от участия в профессиональной и политической сферах жизни [12; 18].
Изначально цель феминистского движения заключалась в бытовом и законодательном запрещении дискриминации по признаку пола как одного из главенствующих видов социально-психологической дискриминации, то есть в провозглашении политического, экономического и социального равноправия мужчин и женщин.
Феминизм оставил след и в советском/российском общественном устройстве и культуре — стремление многих женщин не уступать мужчинам на карьерном поприще, быть финансово независимыми в определенной мере связано именно с этим движением и подкреплено общественными катаклизмами, глубоко изменившими исторический путь нашей страны.
Главной целью советского движения за равноправие полов изначально стала борьба за получение права образования, свободу выбора профессии и за социальное равноправие. Однако в последнее время маятник отношения к проблеме равенства полов качнулся в противоположную сторону — возрастает популярность женских сообществ, ориентированных на возрождение традиционных ролей, связанных с природной данностью полов.
В наше время такие сообщества широко представлены в интернет-пространстве и пропагандируют ценности, во многом противоречащие феминистским воззрениям [5; 9; 10; 21].
Антифеминизм можно рассматривать как собирательное название всех теорий, идеологий и движений, которые состоят в оппозиции к феминизму.
Сторонники антифеминистского движения призывают сохранять традиционное представление о женщинах и мужчинах в семье и обществе, выступают за пересмотр отношения к понятию гендерного равноправия.
Они считают, что каждый пол обладает существенными психологическими и физиологическими особенностями, которые присваивают мужчине и женщине разные социальные роли и нагрузки, во многом определенные их биологическими особенностями [4]. То есть предлагается разделять и пересмотреть понятия гендерного равноправия и равенства.
Кроме этого, критики радикального феминизма утверждают, что из-за активности феминистского движения теперь уже и мужчины подвергаются серьезной дискриминации — сексизму и харассменту. Особенно это касается области сексуальных отношений и связано с последней волной феминизма [16; 17; 20].
Одна из манифестируемых задач феминистского движения — разрушение ролевых гендерных социальных стереотипов — имеет прямое отношение к сложившейся тысячелетиями социально-психологической позиции женщины в обществе. Гендерные стереотипы касаются, в первую очередь, социальных образов женственности/фемининности и мужественности/маскулинности, стандартизированных моделей мужского и женского поведения, системы образования и общественного распределения социальных ролей и статусов — то есть социально-психологических аспектов устройства общества.
В предпосылках гендерных различий и возникающих на этом основании социальных представлений, стереотипов и дискриминации лежит иерархия, в которой маскулинное обозначается как доминирующее, а фемининное — как подчиненное [19, с. 48].
Понимание гендерных ролей может быть объяснено биологическим неравенством полов, обусловленным их природой (патриархальные представления), или же эгалитарными представлениями, когда женские и мужские роли в обществе рассматриваются с точки зрения паритетности, равенства прав и возможностей. И.С. Клёцина [8] определяет гендерные представления как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе.
Гендерные представления рождаются в процессе взаимодействия и общения людей в повседневной жизни и являются осмысленными знаниями о том, какие роли в разных социальных ситуациях должны исполняться мужчинами и женщинами, в чем заключается их предназначение, а также о том, какие модели они должны демонстрировать окружающим в своем поведении.
Последователи традиционных гендерных воззрений считают, что социальные роли и личностные особенности мужчин и женщин являются кардинально противоположными, а биологические различия полов переносятся на сферу социальных отношений. Таким образом, речь идет о чисто «женских» и чисто «мужских» ролях, которые не могут быть в полной мере заменены друг на друга [8].
Современные антифеминистские идеи частично возвращают нас к традиционным социальным представлениям в рассмотрении гендерных ролей — в сообществах транслируются гендерные стереотипы с патриархальным содержанием, но при этом отрицается превосходство одного пола над другим, что характерно именно для эгалитарного подхода. Соответственно, антифеминистская идеология сочетает в себе элементы как патриархального, так и эгалитарного подходов.
Результаты анализа современных российских СМИ, проведенного Л.Г. Почебут и И.А. Шмелевой [13], демонстрируют, что российские политики по-прежнему воспринимают общественную роль женщины в рамках патриархального мировоззрения, а возможность достижения ею заметных успехов на политическом поприще не берется в расчет.
Кроме этого, в современных социальных гендерных представлениях можно выделить две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, заимствуются «прогрессивные» западные независимые образцы маскулинности и фемининности, а с другой — воспроизводятся устоявшиеся патриархальные гендерные стереотипы о традиционных женских и мужских ролях.
Необходимо также принимать во внимание наличие в нашей стране культурной традиции взаимоотношений мужчин и женщин, противоречащей как патриархальной, так и феминистской модели.
Так, например, со времен петровских преобразований в России получили распространение правила европейского этикета, имплицитно содержащие указание на статусное преимущество женщины по сравнению с мужчиной в ситуации межличностного общения. Этикет диктует определенные формы поведения: от мужчин ожидается поведение, подчеркивающее уважение к женщине. Такие поведенческие этикетные правила активно поддерживаются в антифеминистских сообществах.
В качестве компонента культурной традиции правила этикета обладают значительной регулирующей силой; интериоризированные в процессе социализации и воспитания, они создают соответствующие ожидания ролевого поведения мужчин и женщин.
Такой противоречивый социальный и культурный контекст, вероятно, имеет свои последствия и на индивидуальном личностном уровне, являясь почвой для внутриличностного конфликта. Примером этому могут служить дискуссии сообщества в сети Интернет на эту тему [1; 9; 14].
Сообщество «Предназначение быть Женщиной» [14] — антифеминистское интернет-сообщество, которое заняло свое ведущее место во многих социальных сетях, в совокупности имеющих тысячи подписчиков.
В идеологии сообщества основной акцент направлен на развитие женственности через постижение и осознание значимости традиционных гендерных ролей. То есть женщин призывают вернуться к традиционным ценностям — например, признать главенство мужчин, уделять больше внимания рождению и воспитанию детей, вместо работы заниматься домашним хозяйством, соответствующим образом оформлять свою внешность — носить платья и длинные волосы и т.д.
При этом в ряде интернет-сообществ практикуются платные услуги по «возрождению женственности» — продается специальная литература, проводятся многочисленные семинары, тренинги.
Поскольку гендерные представления в наше время преимущественно находят свое отражение в масс-медиа, термин «антифеминистское интернет-сообщество» подразумевает информационную среду, в которой транслируются ценности, противоречащие феминистским идеям.
Идея о том, что соблюдение традиционных поведенческих моделей помогает реальному мужчине и реальной женщине приблизиться к идеалам «настоящих» мужчины и женщины, что в итоге ведет их к личному и социальному благополучию, является основополагающей в информационном пространстве антифеминистских интернет-сообществ.
Представители движения считают, что необходимо сохранять традиционное представление о биологически предписанных ролях мужчин и женщин как в обществе, так и в семье, когда мужчина рассматривается как добытчик, а женщина как мать и хранительница домашнего очага. Домашнее хозяйство и материнство пропагандируются в качестве альтернативной стези для самореализации женщины.
В настоящий момент социальное движение антифеминизма в нашей стране набирает силу, а участие в социальных сетях вносит вклад в понимание социальной и гендерной идентичности личности и поэтому нуждается в научном анализе. Отмечается, что «практическая социальная психология крайне нуждается в научно обоснованных и детализированных исследованиях, которые показали бы, как устроена российская гендерная система, как работает современная российская гендерная социализация, к каким результатам приводит, что в ней отличного от традиционной гендерной социализации, о которой мы знаем по зарубежным учебникам» [15, с. 39].
В этом контексте нами были сформулированы следующие исследовательские вопросы: какими социально-психологическими особенностями обладают женщины, которые в наше время поддерживают антифеминистские идеи, и каковы психологические корни участия в интернет-сообществах такой направленности?
Методы исследования
В нашей работе было изучено информационное пространство антифеминистских интернет-сообществ, в которых активно продвигаются идеи традиционного ролевого поведения женщин.
Гипотезы исследования:
- Включенность в антифеминистское интернет-сообщество связана с социально-демографическими характеристиками женщин: возрастом, уровнем образования, местом проживания и др.
- Существует ряд особенностей жизненного пути, которые объединяют женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества и разделяющих антифеминистскую идеологию.
- Приверженность женщин к антифеминистским идеям и, соответственно, сообществу связана с такими социально-психологическими особенностями личности, как социальная адаптация, позитивный взгляд на жизнь и профессиональная мотивация.
Задачи исследования:
- Анализ основных идей и представлений, транслируемых в антифеминистских интернет-сообществах.
- Изучение социально-демографических особенностей женщин, активно участвующих в антифеминистских интернет-сообществах.
- Анализ особенностей жизненного пути, которые объединяют женщин, включенных в изучаемое сообщество.
- Определение показателей социальной адаптации и позитивного взгляда на жизнь у женщин, включенных в антифеминистское интернет-сообщество.
- Выявление уровня и структуры профессиональной мотивации участниц антифеминистского интернет-сообщества.
Характеристика выборки исследования
При помощи авторской анкеты и психологических методик было опрошено 85 активных участниц антифеминистских интернет-сообществ.
Активность участниц сообществ определялась на основании совокупной деятельности, в которую вовлекаются его участницы: регулярность отслеживания обновлений и новостей, публикуемых в сообществе; приобретение продуктов, связанных с тематикой сообщества (книг, курсов и т.д.), которые продает сообщество; участие в массовых видах деятельности, организуемых сообществом («Марафоны женственности», «Флешмобы женственности», тренинги).
Дополнительно нами было проведено второе исследование: контент-анализ жизненных историй 55 женщин-участниц сообщества. Эти истории были написаны женщинами по инициативе администрации сообщества и размещены на официальном сайте [14]. В большинстве историй содержатся реальные фотографии авторов, а истории подписаны реальными именами.
Методики исследования
Для определения степени включенности женщин в антифеминистские интернет-сообщества использовался метод анкетирования. Авторская анонимная анкета [16, с. 97—101] включала в себя 11 закрытых и открытых вопросов по определению активности участия респондентов в изучаемом сообществе. Выявлялись срок участия в сообществе; отношение к идеям и ценностям, транслируемым в нем; социальная мотивация; готовность прививать идеи сообщества своим детям, взгляды на будущее, субьективная оценка степени и качества изменений в жизни женщин, обусловленных участием в сообществе, а также субъективная оценка степени своей женственности по пятибалльной шкале.
Вопросы на определение социально-демографических характеристик участниц исследования касались возраста, образования, места проживания, рода деятельности, семейного положения и количества детей.
Для анализа уровня социальной адаптации испытуемых применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в редакции А.К. Осницкого (СПА) [11] и шкала оптимизма/пессимизма и активности Шуллера и Комуниани (AOS) в адаптации Н.Е. Водопьяновой (РОП) [6].
Фиксировались следующие эмпирические индикаторы: адаптация, принятие других, интернальность, самопринятие, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию (СПА), оптимизм/пессимизм и активность/пассивность (AOS-РОП).
Профессиональная мотивация изучалась при помощи методики «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер [7]. Основные эмпирические оценки карьерной направленности по шкалам опросника: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность (работы/ места жительства), служение, вызов, интеграция стилей жизни и предпринимательство.
Дополнительно к основному психодиагностическому исследованию, для анализа особенностей жизненного пути женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах, использован качественно-количественный подход — метод контент-анализа реальных жизненных историй женщин, написанных по инициативе администрации сообщества. Они размещены на официальном сайте сообщества [14]. В большинстве историй содержатся реальные фотографии авторов, во многих случаях истории подписаны реальными именами.
Анализировались предпосылки вступления женщин в это сообщество, т.е. та часть историй, в которой описываются ключевые события жизни, которые предшествовали их вступлению в сообщество.
Процедура контент-анализа осуществлялась в несколько этапов:
- Тщательное изучение 55 жизненных историй женщин, являющихся последовательницами антифеминистского интернет-сообщества, и выделение внутри этих историй 222 ключевых смыслообразующих высказываний, имеющих отношение к вступлению в сообщество.
- Определение группой психологов 11-ти категорий (единиц анализа), по которым экспертной группе предлагалось классифицировать ключевые высказывания из жизненных историй. Выделено 11 категорий контент-анализа (законченных суждений) с их эмпирическими индикаторами (подкатегориями). Это маскулинные черты; феминистские идеи; родительская модель (установки); проблемы в родительской семье; болезнь/ смерть близкого человека; проблемы со здоровьем/болезни самой женщины; проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом (вне брака); проблемы в браке; замужество как стимул к развитию женственности; мечта о «женском счастье»; низкая самооценка, комплексы, неуверенность в себе.
- Классификация высказываний, содержащихся в жизненных историях, проводилась группой независимых экспертов, состоящей из 3-х мужчин и 4-х женщин, работающих в разных профессиональных сферах. Согласованность экспертных оценок по критерию конкордации Кендалла высокая — 0,914, что мы связываем с понятным представлением интерпретации выделенных категорий контент-анализа (подкатегорий).
Методы статистической обработки результатов
Обработка полученных в ходе эмпирического исследования данных проводилась при помощи U-критерия Манна—Уитни; однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA); корреляционного анализа с применением коэффициента Спирмена; проводился анализ нормальности распределения признаков с применением одновыборочного критерия Колмогорова—Смирнова.
Результаты исследования и их обсуждение
Социально-демографические характеристики сообщества.
Выборку преимущественно составили женщины репродуктивного возраста от 21 до 40 лет (87%). 45% женщин замужем, 29% никогда не были в браке, 14% разведены, 12% состоят в неофициальном браке. У 53% выборки нет детей, 24% имеют одного ребенка, 19% имеют двух детей, 5% выборки являются многодетными матерями. Большая часть женщин в выборке (60%) получили высшее образование.
Большинство опрошенных женщин (56%) работают, 28% занимаются только домашним хозяйством, остальные — либо учатся, либо имеют временную работу. 77% респондентов проживают в столичных и больших городах, остальные (23%) — в небольших поселениях.
Исходя из анализа социально-демографических данных, мы можем сделать вывод, что большую часть выборки составляют преимущественно замужние (официальный или неофициальный брак) работающие женщины репродуктивного возраста, с высшим образованием, в основном в возрасте от 21 года до 40 лет, в большинстве своем не имеющие детей или имеющие только одного ребенка, проживающие, как правило, в больших городах.
Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), проведенный по признакам возраста, уровня образования, места проживания и количества детей, не выявил значимых различий показателей активности участия в сообществе.
Корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена между показателями включенности женщин в антифеминистское интернет-сообщество и их социально-демографическими характеристиками также не показал значимых взаимосвязей.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о взаимосвязи социально-демографических характеристик личности и степени включенности женщины в антифеминистское интернет-сообщество не подтвердилась. Вероятно, существуют другие, более значимые, скорее всего, личностные параметры, определяющие активную принадлежность к изучаемой социальной общности.
Особенности жизненного пути, объединяющие участниц антифеминистских интернет-сообществ.
Событийно-биографический анализ жизненного пути, предшествующего вступлению женщин в антифеминистские интернет-сообщества, позволил выявить его наиболее распространенные характеристики (% от общего объема ключевых высказываний). Среди них выделим шесть ведущих и примерно одинаковых по частоте встречаемости (от 11% до 14%) особенностей: проблемы в браке; феминистские идеи; проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом; родительские установки; маскулинные черты и проблемы в родительской семье (см. рисунок).
Самой распространенной общей чертой жизненного пути участниц антифеминистских интернет-сообществ являются прошлые проблемы во взаимоотношениях в браке и с мужчинами в целом.
Женщины отмечали отсутствие взаимопонимания с мужем, неудовлетворенность различными аспектами семейных отношений: супруги часто ссорились, скандалили и в некоторых случаях даже дрались. Проблемы во взаимоотношениях с мужем в конечном итоге часто приводили к разводу. Однако взаимоотношения с противоположным полом часто не ограничивались проблемами в семейной жизни с мужем.
Многие женщины отмечали, что до брака или после развода им в принципе не удавалось поддерживать гармоничные взаимоотношения с мужчинами. Порой это выражалось в том, что женщина не могла найти партнера для установления близких контактов (мужчины либо не обращали на нее внимания, либо не подходили ей, или в конечном итоге разрывали с ней отношения), а иногда, наоборот, это проявлялось в постоянной смене сексуальных партнеров, в «использовании» мужчин.
Высокую оценку при анализе жизненного пути имеет категория «Феминистские идеи». В прошлом — до того, как эти женщины приняли антифеминистские взгляды, — они придавали большую ценность своей самостоятельности и независимости от мужчин. Для них особый интерес в недавнем прошлом представляла самореализация в сфере профессиональных достижений, и тогда семейные ценности либо отодвигались на второй план, либо не рассматривались вовсе. Кроме того, некоторые женщины опасались вступать в брак именно из страха посягательства на их свободу.
Важно отметить, что в изучаемом нами сообществе независимость часто отождествляется с одиночеством, а профессиональная самореализация в ущерб семейной сфере достаточно сильно порицается.
Соответственно, наблюдается переход женщины от одной ценностной системы к кардинально противоположной, что указывает на поиск выхода из переживаемого ею внутриличностного конфликта ценностей.
Во многих случаях женщины, вступившие в сообщество, в котором культивируется ценность женственности (фемининности), вспоминают, что в детстве они были «пацанками», отличающимися боевым характером, предпочитавшими общение с мальчиками контактам с девочками, мужской стиль в одежде — женственному, короткую стрижку — длинным волосам и т.п., т.е. демонстрирующими маскулинность своим поведением.
Таким образом, вступление в фемининное сообщество может являться компенсацией за предыдущий альтернативный гендерный опыт.
Достаточно часто в своей жизненной истории женщины стараются разделить ответственность за происходящие с ней события с кем-то из старших родственников, осознанно или неосознанно транслировавших определенные идеи, взгляды, ценности и модели поведения (установки), которые интериоризировались женщиной и в результате существенно повлияли (часто — деструктивно) на ее мировоззрение и дальнейшую жизнь.
У многих участниц в родительской семье возникали достаточно серьезные проблемы. Они вспоминают о частых и тяжелых конфликтах с родными, о разводе и/или алкоголизме одного или обоих родителей сразу.
Таким образом, гипотеза о том, что существует ряд особенностей жизненного пути, которые объединяют женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества, подтвердилась.
Особенности социально-психологической адаптации участниц антифеминистских интернет-сообществ.
Описательные статистики характеристик социально-психологической адаптации личности (по методике К. Роджерса и Р. Даймонд) участниц сообщества (N=85) показали, что выборка в целом характеризуется средним уровнем адаптации, принятия других людей, эмоционального комфорта, интернальности и стремления к доминированию (см. таблицу).
Таблица 1. Описательные статистики социально-психологической адаптации личности участниц сообщества «Предназначение быть Женщиной»
Шкалы опросника | N | Минимум | Максимум | Среднее | Среднекв. отклонение |
Адаптация | 85 | 26,2 | 98,3 | 66,8 | 12,4 |
Самопринятие | 85 | 30,4 | 100 | 80,2 | 12,5 |
Принятие других | 85 | 15,8 | 100 | 66,9 | 14,0 |
Эмоциональный комфорт | 85 | 17,4 | 100 | 65,4 | 17,4 |
Интернальность | 85 | 30,8 | 100 | 64,3 | 12,9 |
Стремление к доминированию | 85 | 0,0 | 100 | 51,4 | 15,5 |