Голубева Н.А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве

Г

Введение

Опи­сы­вая про­стран­ство соци­а­ли­за­ции совре­мен­но­го чело­ве­ка, мож­но сме­ло кон­ста­ти­ро­вать, что оно рас­ши­ри­лось и услож­ни­лось. Дан­ные транс­фор­ма­ции тес­но свя­за­ны с про­цес­са­ми гло­ба­ли­за­ции, с измен­чи­во­стью совре­мен­ной куль­ту­ры, цен­но­стей, норм.

Рез­кий ска­чок в раз­ви­тии диджи­тал-тех­но­ло­гий уве­ли­чил коли­че­ство инфор­ма­ци­он­ных пото­ков. Вме­сте с рас­ши­ре­ни­ем инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства изме­нил­ся и про­цесс соци­а­ли­за­ции. Сете­вая вир­ту­аль­ная реаль­ность плот­но вошла в жизнь совре­мен­но­го обще­ства. Тех­но­ло­гии раз­ви­ва­ют­ся и люди полу­ча­ют боль­ше воз­мож­но­стей для сво­е­го раз­ви­тия. Соци­аль­ные сети актив­но участ­ву­ют в постро­е­нии соци­аль­но­го обра­за мира, охва­ты­вая совре­мен­ную ауди­то­рию и устра­няя меж­лич­ност­ные барье­ры, откры­вая мир чело­ве­ку, а чело­ве­ка миру [1]. Одна­ко, как любой слож­ный про­цесс, соци­аль­ные сети име­ют свои плю­сы и мину­сы.

Высо­кая плот­ность диджи­тал-пото­ков, окру­жа­ю­щих совре­мен­ную моло­дежь, поз­во­ля­ет гово­рить об инфор­ма­ци­он­ном сти­ле жиз­ни мега­по­ли­сов [2, 3]. Изу­че­ние спе­ци­фи­ки инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции поз­во­ля­ет выде­лить и опи­сать общие зако­но­мер­но­сти про­цес­са соци­а­ли­за­ции, кон­кре­ти­зи­ро­вать осо­бен­но­сти в про­цес­се вос­при­я­тия и пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции, а так­же вли­я­ние на этот про­цесс инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ных и соци­аль­но-лич­ност­ных харак­те­ри­стик совре­мен­ной моло­де­жи.

Осо­бо инте­рес­ным пред­став­ля­ет­ся изу­че­ние роли сете­во­го обще­ния в про­цес­се соци­а­ли­за­ции совре­мен­ной моло­де­жи. Направ­ле­ние и содер­жа­ние инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции мож­но опре­де­лить на осно­ва­нии про­цес­са само­ка­те­го­ри­за­ции или груп­по­вой иден­тич­но­сти совре­мен­но­го поль­зо­ва­те­ля. А о при­о­ри­те­тах и инте­ре­сах чело­ве­ка, о груп­пе иден­тич­но­сти мож­но сме­ло судить по выбо­ру наи­бо­лее пред­по­чи­та­е­мо­го и зна­чи­мо­го источ­ни­ка инфор­ма­ции [4].

Вир­ту­аль­ное про­стран­ство и диджи­тал-тех­но­ло­гии вызы­ва­ют осо­бый инте­рес для иссле­до­ва­ния инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции. Поста­вить «лайк», «запо­стить», сде­лать «репост», оста­вить ком­мен­та­рий, быть «онлайн» – сего­дня это при­выч­ные спо­со­бы ком­му­ни­ка­ции совре­мен­ной моло­де­жи. Обще­ние ста­но­вит­ся все более дистан­ци­он­ным. Посред­ством совре­мен­ных теле­ком­му­ни­ка­ций и гад­же­тов совре­мен­ный поль­зо­ва­тель стро­ит свое обще­ние, появи­лась воз­мож­ность мгно­вен­но вос­поль­зо­вать­ся досту­пом в Интер­нет, воз­мож­ность полу­чать и делить­ся инфор­ма­ци­ей.

Вир­ту­аль­ное про­стран­ство откры­ва­ет для поль­зо­ва­те­лей без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти не толь­ко в полу­че­нии инфор­ма­ции, но и реа­ли­зу­ет потреб­но­сти в полу­че­нии ново­го опы­та [5]. Кро­ме поис­ко­вых сер­ви­сов, элек­трон­ной почты доба­вил­ся еще один ресурс — соци­аль­ные сети, поз­во­ля­ю­щие выкла­ды­вать в сеть раз­лич­ные тек­сты и ком­мен­та­рии, пуб­лич­но делить­ся инфор­ма­ци­ей и мне­ни­я­ми.

Диджи­тал-тех­но­ло­гии инте­гри­ро­ва­ны в про­цесс обще­ния моло­де­жи, появ­ля­ют­ся новые фор­мы обще­ния и пове­де­ния, фор­ми­ру­ет­ся иная систе­ма цен­но­стей. Транс­фор­ми­ру­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный опыт (появ­ля­ют­ся новые фор­мы и нор­мы обще­ния), а вслед за этим уве­ли­чи­ва­ют­ся воз­мож­но­сти полу­че­ния и пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции (раз­ные спо­со­бы пре­зен­та­ции инфор­ма­ции), появ­ля­ют­ся новые воз­мож­но­сти само­пре­зен­та­ции (бло­ги, онлайн-днев­ни­ки, соци­аль­ные сети) и ран­ней про­фес­си­о­на­ли­за­ции (интер­нет-сооб­ще­ства по инте­ре­сам) совре­мен­ных поль­зо­ва­те­лей.

Интер­нет как плат­фор­ма заста­вил тра­ди­ци­он­ные медиа пере­смот­реть свой под­ход к про­из­вод­ству и пода­че инфор­ма­ции. Сего­дня совре­мен­ные устрой­ства поз­во­ля­ют чело­ве­ку полу­чать инфор­ма­цию в режи­ме сво­е­го вре­ме­ни. Речь о том, что теперь поль­зо­ва­тель сам при­ни­ма­ет реше­ние, в какой момент ему удоб­но погру­зить­ся в инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство и полу­чить жела­е­мый кон­тент.

Кро­ме того, поль­зо­ва­тель сам ока­зы­ва­ет­ся про­из­во­ди­те­лем кон­тен­та. Каж­дый может стать жур­на­ли­стом, каж­дый может попро­бо­вать себя в роли неко­е­го СМИ, неко­е­го медиа. Поль­зо­ва­тель полу­ча­ет основ­ные эмо­ции, нахо­дясь в Интер­не­те, где инфор­ма­ция рас­про­стра­ня­ет­ся мгно­вен­но, в кур­се собы­тий ока­зы­ва­ют­ся те, кто посто­ян­но «онлайн».

Обще­ние толь­ко в фор­ма­те пере­пис­ки пере­ста­ло удо­вле­тво­рять запро­сы поль­зо­ва­те­лей, и соци­аль­ные сети предо­ста­ви­ли воз­мож­ность смот­реть фото и видео, делить­ся ими, всту­пать в раз­лич­ные груп­пы и сооб­ще­ства, учить­ся и рабо­тать, совер­шать покуп­ки и делать подар­ки.

Соци­аль­ные сети – ресурс, где не про­сто про­ис­хо­дит link in меж­ду инфор­ма­ци­ей (свя­зи меж­ду эле­мен­та­ми кон­тен­та), а свя­зи меж­ду людь­ми, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют посред­ством это­го кон­тен­та.

Зна­ние о чело­ве­ке ста­но­вит­ся важ­нее пря­мо­го кон­так­та с этим чело­ве­ком, неваж­но кто ты, важ­но какой у тебя про­файл (мож­но ред­ко видеть­ся с чело­ве­ком, но быть в кур­се всех собы­тий его жиз­ни).

Обще­ние – важ­ный меха­низм соци­а­ли­за­ции совре­мен­но­го моло­до­го поко­ле­ния, одна­ко в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве оно транс­фор­ми­ру­ет­ся и при­об­ре­та­ет свои спе­ци­фи­че­ские фор­мы и нор­мы.

Совре­мен­ный уро­вень раз­ви­тия диджи­тал-тех­но­ло­гий, вклю­чая сред­ства сете­во­го обще­ния, поз­во­ля­ет рас­ши­рить соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие и пре­одо­леть раз­но­го рода бло­ки при полу­че­нии инфор­ма­ции, сокра­щая вре­мя на поиск необ­хо­ди­мых дан­ных.

Сре­ди мно­же­ства пре­иму­ществ вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции выде­ля­ют несколь­ко наи­бо­лее зна­чи­мых:

  1. уста­нов­ле­ние и под­дер­жа­ние кон­так­тов с людь­ми на боль­ших рас­сто­я­ни­ях;
  2. рас­ши­ре­ние кру­га зна­комств (лег­ко най­ти рефе­рент­ную груп­пу);
  3. воз­мож­ность сво­бод­но выра­жать эмо­ции, пере­жи­ва­ния (ано­ним­ность);
  4. воз­мож­ность создать новую лич­ность, суще­ству­ю­щую толь­ко в сети и отли­ча­ю­щу­ю­ся от реаль­ной;
  5. апро­ба­ция себя в раз­ных ролях.

Исполь­зо­ва­ние диджи­тал-тех­но­ло­гий откры­ва­ет для поль­зо­ва­те­лей бес­ко­неч­ные воз­мож­но­сти для обще­ния, само­утвер­жде­ния и само­ре­а­ли­за­ции, для повы­ше­ния само­оцен­ки. Инфор­ма­ци­он­ная состав­ля­ю­щая сете­во­го обще­ния под­ме­ня­ет­ся интер­ак­тив­ной. В момен­те поль­зо­ва­тель может нахо­дить­ся в трех-четы­рех заклад­ках, посто­ян­но пере­клю­ча­ет­ся.

С одной сто­ро­ны, это поз­во­ля­ет раз­ви­вать муль­ти­функ­ци­о­наль­ность, мно­го­за­дач­ность (воз­мож­ность решать несколь­ко задач одно­вре­мен­но), с дру­гой – это при­во­дит к тому, что на одной зада­че ста­но­вит­ся слож­но скон­цен­три­ро­вать­ся. Под вир­ту­аль­ным обще­ни­ем, как пра­ви­ло, пони­ма­ют спо­соб ком­му­ни­ка­ции в систе­ме «человек–человек», при кото­ром вза­и­мо­дей­ствие меж­ду людь­ми опо­сре­до­ва­но диджи­тал-тех­но­ло­ги­я­ми и теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми систе­ма­ми. Вся ком­му­ни­ка­ция меж­ду людь­ми осу­ществ­ля­ет­ся в про­стран­стве сете­вой вир­ту­аль­ной реаль­но­сти.

В осно­ве клас­си­фи­ка­ции форм вир­ту­аль­но­го обще­ния А.Е. Жич­ки­ной лежит сте­пень интер­ак­тив­но­сти. Она выде­ля­ет сле­ду­ю­щие фор­мы: теле­кон­фе­рен­ция, чат, MUDs (роле­вая игра), ICQ, e‑mail, форум [6].

Внут­ри иссле­до­ва­тель­ско­го науч­но­го сооб­ще­ства выде­ля­ют ряд общих харак­те­ри­стик, при­су­щих вир­ту­аль­ным фор­мам обще­ния: ано­ним­ность, неви­ди­мость и ощу­ще­ние без­опас­но­сти.

Попыт­ка про­де­мон­стри­ро­вать себя в новой роли, воз­мож­ность поэкс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с пре­зен­та­ци­ей себя, при­ме­рить на себя новый ста­тус – все это ста­ло воз­мож­ным за счет созда­ния несколь­ких акка­ун­тов на раз­ных плат­фор­мах.

В сво­их рабо­тах, посвя­щен­ных иссле­до­ва­нию вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, Е.П. Белин­ская под­чер­ки­ва­ет, что вир­ту­аль­ное инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство есть про­стран­ство вер­баль­ное, где на пер­вый план высту­па­ют само­опи­са­ния, само­пре­зен­та­ции. Интер­нет-ком­му­ни­ка­ция ока­за­лась тех­но­ло­ги­ей пост­мо­дер­низ­ма [7]. Бла­го­да­ря муль­ти­плат­фор­мен­но­сти появ­ля­ет­ся воз­мож­ность при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ным соци­аль­ным груп­пам, сообществам.Соцсети, бло­ги про­во­ци­ру­ют поль­зо­ва­те­лей на внеш­нюю пуб­лич­ную сим­па­тию и актив­ность, а систе­ма реко­мен­да­ций, на кото­рой постро­е­на алго­рит­ми­че­ская систе­ма инфор­ма­ци­он­ной сре­ды, фор­ми­ру­ет сооб­ще­ства с опре­де­лен­ны­ми прин­ци­па­ми, нор­ма­ми и цен­но­стя­ми.

В сво­их рабо­тах Е.П. Белин­ская ука­зы­ва­ет, что при­над­леж­ность к раз­лич­ным вир­ту­аль­ным сооб­ще­ствам или про­ти­во­по­став­ле­ние себя это­му сооб­ще­ству вно­сит вклад в фор­ми­ро­ва­ние опре­де­лен­но­го содер­жа­ния соци­аль­ной иден­тич­но­сти [8, 9].

Бла­го­да­ря таким осо­бен­но­стя­ми сете­вой ком­му­ни­ка­ции, как ано­ним­ность, неви­ди­мость и без­опас­ность, появ­ля­ет­ся воз­мож­ность созда­вать сете­вую иден­тич­ность пол­но­стью по сво­е­му выбо­ру.

В вир­ту­аль­ном про­стран­стве поль­зо­ва­те­ли могут созда­вать несколь­ко акка­ун­тов, кото­рые могут не пере­се­кать­ся меж­ду собой. Появ­ля­ет­ся воз­мож­ность изме­нить внеш­ний облик, предо­ста­вить заве­до­мо лож­ную, но жела­е­мую инфор­ма­цию о себе, в резуль­та­те чего появ­ля­ет­ся воз­мож­ность управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе [10].

Таким обра­зом, вир­ту­аль­ная иден­тич­ность может слу­жить выра­же­ни­ем части сво­ей лич­но­сти, кото­рую подав­ля­ет соци­ум, или удо­вле­тво­рять потреб­ность в при­зна­нии и силе [7].

Созда­ние вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти, отли­ча­ю­щей­ся от реаль­ной, может объ­яс­нять­ся тем, что люди в реаль­ной ком­му­ни­ка­ции не могут выра­зить всю мно­го­гран­ность сво­е­го «Я». Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что мно­же­ствен­ность и измен­чи­вость иден­тич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве отра­жа­ет мно­же­ствен­ность иден­тич­но­сти в совре­мен­ном обще­стве в целом [11, 12, 9].

Совре­мен­ное инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство, в рам­ках кото­ро­го про­ис­хо­дит раз­ви­тие совре­мен­но­го чело­ве­ка, созда­ет все новые ком­по­нен­ты инду­стрии досу­га и диджи­тал-сред­ства полу­че­ния и транс­ля­ции инфор­ма­ции. Все это порож­да­ет бла­го­при­ят­ные усло­вия для соци­а­ли­за­ции и раз­ви­тия чело­ве­ка, в част­но­сти обо­га­ще­ния сло­вар­но­го запа­са, овла­де­ния широ­ким кру­гом инфор­ма­ции, раз­ви­ва­ет поис­ко­вую и ори­ен­ти­ро­воч­ную дея­тель­ность.

Поль­зо­ва­те­ли сами сооб­ща­ют о себе и сво­их пред­по­чте­ни­ях мас­су инфор­ма­ции. Люди ста­но­вят­ся более откры­ты­ми, они вынуж­де­ны посто­ян­но о себе что-то пуб­ли­ко­вать, что­бы нара­щи­вать репу­та­цию, что­бы полу­чить выго­ду для себя. Поль­зо­ва­те­ли стре­мят­ся быть посто­ян­но инфор­ми­ро­ван­ны­ми, актив­но сами пуб­ли­ку­ют на стра­ни­цах соци­аль­ных сетей инфор­ма­цию о сво­их пред­по­чте­ни­ях, инте­ре­сах, ука­зы­ва­ют свои про­фес­си­о­наль­ные пред­по­чте­ния, делят­ся уров­нем вла­де­ния тех или иных навы­ков. По сово­куп­но­сти дан­ной инфор­ма­ции мож­но изу­чать стиль иден­тич­но­сти поль­зо­ва­те­ля.

Соци­аль­ная сеть – это новая пара­диг­ма суще­ство­ва­ния в интер­нет-про­стран­стве. Некая новая парал­лель­ная реаль­ность для чело­ве­ка, кото­рая не заме­ня­ет, а допол­ня­ет суще­ству­ю­щую реаль­ность.

Имен­но поэто­му соци­аль­ные сети ста­ли попу­ляр­ным сер­ви­сом, откры­ва­ю­щим поль­зо­ва­те­лям бес­ко­неч­ные воз­мож­но­сти. Для поль­зо­ва­те­лей доступ­на пре­зен­та­ция раз­лич­ных дан­ных о себе не толь­ко в вер­баль­ном виде (ста­ту­сы, анке­ты, коор­ди­на­ты, кон­так­ты), но и в визу­аль­ном и аудио­ви­зу­аль­ном (фото­гра­фии, изоб­ра­же­ния, видео­кли­пы, аудио­кли­пы) фор­ма­те. Таким обра­зом, в соци­аль­ных сетях поль­зо­ва­тель может вос­со­здать свое вир­ту­аль­ное «я» и его окру­же­ние.

Одна из осо­бен­но­стей соц­се­тей – искать людей по задан­но­му пара­мет­ру. Струк­ту­ра свя­зи меж­ду людь­ми накла­ды­ва­ет на груп­пы людей опре­де­лен­ные свой­ства. Имен­но свя­зи меж­ду людь­ми поз­во­ля­ют цело­му стать боль­ше сум­мы его частей. Поэто­му не толь­ко пер­со­наль­ные собы­тия ока­зы­ва­ют на нас вли­я­ние, но и сло­жив­ша­я­ся архи­тек­ту­ра соц­свя­зи вокруг нас. Миро­ощу­ще­ние чело­ве­ка зави­сит от сло­жив­шей­ся струк­ту­ры соци­аль­ных сетей, в кото­рой он нахо­дит­ся.

Кро­ме того, в послед­нее вре­мя соци­аль­ные сети ста­ли важ­ным источ­ни­ком раз­лич­ной инфор­ма­ции. Путем созда­ния мно­го­чис­лен­ных групп и паб­ли­ков по инте­ре­сам соци­аль­ные сети предо­став­ля­ют поль­зо­ва­те­лю воз­мож­ность быть в кур­се всех зна­чи­мых для него собы­тий.

Для совре­мен­ной ауди­то­рии ста­ла доступ­на выбо­роч­ность инфор­ма­ции и воз­мож­ность обсуж­де­ния и полу­че­ния обрат­ной свя­зи в реаль­ном вре­ме­ни. Поль­зо­ва­тель сам для себя фор­ми­ру­ет инфор­ма­ци­он­ный поток и при­ни­ма­ет реше­ние о том, како­го рода инфор­ма­цию он хочет полу­чить.

Ана­лиз соци­аль­ных сетей поз­во­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать, что в бли­жай­шем буду­щем, в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем и раз­ви­ти­ем высо­ких диджи­тал-тех­но­ло­гий, соци­аль­ные сети будут делать акцент имен­но на пото­ко­вом видео. Онлайн-транс­ля­ция откры­ва­ет поль­зо­ва­те­лю уни­каль­ную воз­мож­ность почув­ство­вать момент, стать участ­ни­ком собы­тий, про­ис­хо­дя­щих в дан­ное вре­мя.

На сме­ну пото­ко­во­му видео при­дут систе­мы вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти. Подоб­ные устрой­ства уже суще­ству­ют, напри­мер очки Google или oculusRift, но их высо­кая сто­и­мость пока не поз­во­ля­ет дан­ной тех­но­ло­гии при­об­ре­сти мас­со­вый харак­тер.

Методы исследования

Для иссле­до­ва­ния попу­ляр­но­сти раз­ных сетей в насто­я­щее вре­мя нами был про­ве­ден экс­пресс-опрос сре­ди совре­мен­ной моло­де­жи [13]. Пред­ло­жен­ный опрос­ник вклю­чал в себя семь вопро­сов.

1. Поль­зу­е­тесь ли Вы при­ло­же­ни­я­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми снимать/ про­смат­ри­вать пото­ко­вое видео?

– да, поче­му

– нет, поче­му

2. Ука­жи­те, какие при­ло­же­ния дан­но­го фор­ма­та Вы исполь­зу­е­те.

3. Како­го фор­ма­та видео/фото Вы пред­по­чи­та­е­те сни­мать?

4. Како­го фор­ма­та видео/фото Вы пред­по­чи­та­е­те про­смат­ри­вать?

5. Поче­му, на Ваш взгляд, дан­ные при­ло­же­ния наби­ра­ют попу­ляр­ность?

6. Какие источ­ни­ки Вы исполь­зу­е­те для полу­че­ния раз­но­го рода инфор­ма­ции?

7. Ука­жи­те коли­че­ство при­ло­же­ний, уста­нов­лен­ных на Вашем смарт­фоне.

Выборка исследования

В опро­се участ­во­ва­ли 76 респон­ден­тов, кото­рых мы раз­де­ли­ли на две груп­пы по воз­раст­но­му при­зна­ку:

46 респон­ден­тов – сту­ден­ты 1‑го кур­са (16–18 лет);

30 респон­ден­тов – воз­раст 28–37 лет.

Анализ и обсуждение результатов

Пото­ко­вое видео исполь­зу­ют 86% опро­шен­ных сту­ден­тов из пер­вой груп­пы. Респон­ден­ты отме­ча­ют, что ста­ра­ют­ся еже­днев­но исполь­зо­вать дан­ный фор­мат в соци­аль­ных сетях как в целях про­смот­ра, так и для того, что­бы поде­лить­ся собы­ти­ем, про­изо­шед­шим с ними.

Толь­ко 33% респон­ден­тов вто­рой груп­пы ука­зы­ва­ют, что про­смат­ри­ва­ют пото­ко­вое видео в сво­ей повсе­днев­ной жиз­ни. 14% отме­ча­ют, что исполь­зу­ют фор­мат пото­ко­во­го видео в про­фес­си­о­наль­ных целях (речь о пря­мом эфи­ре в соци­аль­ных сетях). Осталь­ная выбор­ка или не стал­ки­ва­лась с дан­ным фор­ма­том видео, либо ука­зы­ва­ет на отсут­ствие необ­хо­ди­мо­сти исполь­зо­вать дан­ный фор­мат в сво­ей повсе­днев­ной жиз­ни [13].

Голубева Н.А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве
Рис. 1. Попу­ляр­ность и актив­ность исполь­зо­ва­ния пото­ко­во­го видео, в %

Попу­ляр­ные при­ло­же­ния с исполь­зо­ва­ни­ем пото­ко­во­го видео:

«Инста­грам», «Пери­скоп» (функ­ция «Пря­мой эфир») – 69% от общей выбор­ки, «Снэп­чат» – 54% от моло­деж­ной выбор­ки, более стар­шее поко­ле­ние дан­ное при­ло­же­ние не исполь­зу­ют.

Под­во­дя ито­ги опро­са, мож­но выде­лить основ­ные трен­ды по исполь­зо­ва­нию пото­ко­во­го видео в рам­ках совре­мен­ной соци­аль­ной дей­стви­тель­но­сти.

На дан­ный момент мож­но ска­зать, что При­ло­же­ние «Снэп­чат» / «Пря­мой эфир» ори­ен­ти­ро­ва­но на моло­дую ауди­то­рию, кото­рая актив­но поль­зу­ет­ся гад­же­та­ми и пред­по­чи­та­ет обме­ни­вать­ся не про­сто тек­сто­вы­ми сооб­ще­ни­я­ми, но и смеш­ны­ми кар­тин­ка­ми, фото­гра­фи­я­ми, сел­фи и корот­ки­ми видео. Более 60% поль­зо­ва­те­лей пред­по­чи­та­ют поль­зо­вать­ся «Снэп­ча­том» имен­но пото­му, что при­ло­же­ни­ем не поль­зу­ют­ся их роди­те­ли.

Важ­ным досто­ин­ством «Снэп­ча­та» явля­ет­ся воз­мож­ность регу­ли­ро­вать вре­мя суще­ство­ва­ния инфор­ма­ции. Обме­ни­ва­ясь фото­гра­фи­я­ми, сооб­ще­ни­я­ми или видео с дру­зья­ми в «Снэп­ча­те», мож­но не бес­по­ко­ить­ся о том, что эта инфор­ма­ция сохра­нит­ся в теле­фоне, в акка­ун­те или где-то в сети. Про­грам­ма раз­ра­бо­та­на таким обра­зом, что фото­гра­фию или видео полу­ча­тель может про­смат­ри­вать не более 10 секунд, после чего они исчез­нут. 45% поль­зо­ва­те­лей из моло­деж­ной груп­пы ценят имен­но эту осо­бен­ность «Cнэп­ча­та» / «Пря­мо­го эфи­ра» [14].

Из отдель­ных снэпов про­грам­ма поз­во­ля­ет собрать свою снэпи­сто­рию, кото­рую мож­но про­смат­ри­вать неогра­ни­чен­ное коли­че­ство раз, но толь­ко в тече­ние суток, далее исто­рия само­сто­я­тель­но уда­лит­ся. Имен­но воз­мож­ность транс­ли­ро­вать в пря­мом эфи­ре собы­тия соб­ствен­ной жиз­ни при­вле­ка­ет вни­ма­ние совре­мен­ной моло­деж­ной ауди­то­рии к соци­аль­ной сети.

Любая соци­аль­ная сеть вос­при­ни­ма­ет­ся боль­шин­ством рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей как пер­со­наль­ная стра­ни­ца с ее уни­каль­ным и береж­но хра­ни­мым кон­тен­том: ста­ту­са­ми, видео, фото­гра­фи­я­ми и тек­ста­ми, кото­рая явля­ет­ся отра­же­ни­ем кар­ти­ны мира совре­мен­ной моло­де­жи. Поэто­му соци­аль­ная сеть, поз­во­ля­ю­щая стать участ­ни­ком «пря­мо­го эфи­ра», дает воз­мож­ность запе­чат­леть совре­мен­ный темп жиз­ни, кото­рый харак­те­ри­зу­ет­ся быст­ро­теч­но­стью, а так­же созда­ет иллю­зию раз­ных вари­ан­тов про­жи­ва­ния жиз­ни, через воз­мож­ность «про­жить мно­же­ствен­ность миров», побы­вать в раз­ных местах гла­за­ми дру­гих.

Целе­вая ауди­то­рия пото­ко­во­го видео харак­те­ри­зу­ет­ся высо­кой актив­но­стью в соци­аль­ных сетях и жела­ни­ем пре­вра­тить свою еже­днев­ную рути­ну в онлайн-шоу.

Имен­но ско­ро­теч­ность жиз­ни кон­тен­та в Snapchat / пря­мой эфир и при­вле­ка­ет поль­зо­ва­те­лей.

Сего­дня, пре­сле­дуя раз­ные цели, поль­зо­ва­те­ли име­ют акка­ун­ты на несколь­ких соци­аль­ных плат­фор­мах, кото­рые дав­но пере­ста­ли быть толь­ко пло­щад­кой для обще­ния. Мил­ли­ар­ды поль­зо­ва­те­лей и сот­ни тысяч при­ло­же­ний дела­ют соци­аль­ные сети гло­баль­ным и откры­тым про­стран­ством с огром­ны­ми воз­мож­но­стя­ми для постро­е­ния ком­му­ни­ка­ций и полу­че­ния необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции. Дан­ное раз­но­об­ра­зие вир­ту­аль­ных воз­мож­но­стей напря­мую отра­жа­ет­ся на инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти поль­зо­ва­те­ля.

Под уров­нем инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти мы пони­ма­ем, во-пер­вых, коли­че­ство источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми под­рост­ки поль­зу­ют­ся чаще все­го, и сте­пень их раз­но­об­ра­зия (виды инфор­ма­ции, наи­бо­лее инте­ре­су­ю­щие под­рост­ков, в том чис­ле интер­нет-ресур­сы, исполь­зу­е­мые чаще все­го) [14, 15].

Опре­де­ле­ние уров­ня инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти про­во­ди­лось на осно­ва­нии под­сче­та коли­че­ства ука­зан­ных источ­ни­ков полу­че­ния инфор­ма­ции, содер­жа­ния инфор­ма­ции, исполь­зу­е­мых интер­нет-ресур­сов.

Низ­кий уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти (1–15 исполь­зу­е­мых источ­ни­ков), сред­ний уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти (16–22), высо­кий уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти (23 и более).

Высо­кий уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти свой­стве­нен для 100% респон­ден­тов пер­вой груп­пы (16–18 лет). Дан­ные резуль­та­ты мы свя­зы­ва­ем с осо­бен­но­стя­ми про­филь­но­го обра­зо­ва­ния, нали­чи­ем спе­ци­аль­ных кур­сов, сле­до­ва­ни­ем мод­ным тен­ден­ци­ям вир­ту­аль­но­го про­стран­ства.

Наря­ду с попу­ляр­ны­ми источ­ни­ка­ми, на кото­рые ссы­ла­лись все участ­ни­ки опро­са, сту­ден­ты обя­за­тель­но упо­ми­на­ли источ­ни­ки полу­че­ния инфор­ма­ции, вид инфор­ма­ции, и интер­нет ресур­сы, кото­рые были напря­мую свя­за­ны со сфе­рой их про­филь­но­го обу­че­ния. Сре­ди них мож­но выде­лить: онлайн-кур­сы, про­грам­мы для обу­че­ния, посе­ще­ние выста­вок, кон­цер­тов, экс­кур­сий.

Сре­ди инфор­ма­ции, кото­рая боль­ше все­го инте­ре­су­ет сту­ден­тов: музы­каль­ная (89%), позна­ва­тель­ная (78%), куль­тур­ная (67%) и мэйн­стрим (65%).

У более воз­раст­ной груп­пы наблю­да­ет­ся раз­брос в уровне инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти. Высо­кий уро­вень осве­дом­лен­но­сти харак­те­рен для 50% выбор­ки, сред­ний уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти – 37% и 13% респон­ден­тов отли­ча­ет низ­кий уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти.

Как пра­ви­ло, респон­ден­ты вто­рой груп­пы выде­ля­ли не более 3‑х источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми они поль­зу­ют­ся (интер­нет, теле­ви­де­ние, опыт друзей/коллег); инте­рес­ны­ми для этой кате­го­рии респон­ден­тов были 3 вида инфор­ма­ции: инфор­ма­ция о поли­ти­ке, раз­вле­ка­тель­ная инфор­ма­ция, инфор­ма­ция о кино и музы­ке. Коли­че­ствен­ное раз­но­об­ра­зие наблю­да­лось лишь при выбо­ре интер­нет-ресур­сов.

Выводы

Полу­чен­ные дан­ные дают воз­мож­ность сде­лать вывод о том, что в совре­мен­ных соци­аль­ных сетях реа­ли­зу­ет­ся не толь­ко потреб­ность моло­де­жи в инфор­ма­ции и кон­так­тах, но и в эмо­ци­о­наль­ном насы­ще­нии этой инфор­ма­ции и этих кон­так­тов.

Раз­но­об­ра­зие инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства откры­ва­ет бес­ко­неч­ные воз­мож­но­сти для поль­зо­ва­те­лей и отра­жа­ет­ся на соци­аль­но-когни­тив­ных про­цес­сах, свя­зан­ных с поис­ком и при­над­леж­но­стью иден­тич­но­сти.

В сво­ем иссле­до­ва­нии мы опи­ра­лись на идею Бер­зон­ски, в осно­ве кото­рой лежит связь сти­ля иден­тич­но­сти со спо­со­ба­ми обра­бот­ки инфор­ма­ции. В рам­ках дан­но­го под­хо­да мы смот­ре­ли связь потреб­но­сти в позна­нии, откры­тость опы­ту полу­че­ния инфор­ма­ции (исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных видов соци­аль­ных сетей) со сти­лем иден­тич­но­сти.

Для опре­де­ле­ния веду­ще­го сти­ля иден­тич­но­сти мы исполь­зо­ва­ли мето­ди­ку Бер­зон­ски, адап­ти­ро­ван­ную Е.П. Белин­ской и И.Д. Бро­ни­ным [16].

Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют кон­ста­ти­ро­вать, что для пер­вой груп­пы респон­ден­тов (16–18 лет) свой­стве­нен инфор­ма­ци­он­ный стиль иден­тич­но­сти – 86,9%. При дан­ном сти­ле иден­тич­но­сти
сту­ден­ты склон­ны полу­чить мак­си­мум инфор­ма­ции в слу­чае ситу­а­ции выбо­ра, новых обсто­я­тель­ствах, преж­де чем при­ни­мать реше­ние о важ­но­сти для себя любой цели, зна­чи­мо­сти той или иной пози­ции и цен­но­сти, того или ино­го направ­ле­ния сво­е­го раз­ви­тия.

Для вто­рой груп­пы респон­ден­тов (28–37 лет) инфор­ма­ци­он­ный стиль иден­тич­но­сти харак­те­рен толь­ко для 43%. Веду­щим сти­лем иден­тич­но­сти сре­ди дан­ной груп­пы явля­ет­ся нор­ма­тив­ный стиль – 53%. Имея нор­ма­тив­ный стиль иден­тич­но­сти, чело­век не скло­нен искать инфор­ма­цию сам, но пред­по­чи­та­ет руко­вод­ство­вать­ся семей­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, соци­аль­ны­ми и/или груп­по­вы­ми нор­ма­ми, т. е. сле­ду­ет уже гото­вым и соци­аль­но жела­тель­ным образ­цам и реше­ни­ям.

Воз­мож­но, имен­но нор­ма­тив­ный стиль иден­тич­но­сти объ­яс­ня­ет более скуд­ный выбор соци­аль­ных сетей, а так­же откры­тость новин­кам вир­ту­аль­но­го про­стран­ства у стар­шей груп­пы респон­ден­тов.

Под­во­дя ито­ги вто­рой части иссле­до­ва­ния, мы можем пред­по­ло­жить, что суще­ству­ет пря­мая вза­и­мо­связь сти­ля иден­тич­но­сти с осо­бен­но­стя­ми вос­при­я­тия и пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции.

Полу­чен­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мой вза­и­мо­свя­зи меж­ду инфор­ма­ци­он­ным сти­лем иден­тич­но­сти и уров­нем инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти r=0,532; р<0,001.

Инфор­ма­ци­он­ный стиль иден­тич­но­сти отра­жа­ет отно­ше­ние чело­ве­ка к инфор­ма­ци­он­но­му пото­ку, его уме­ние и готов­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся во мно­же­стве инфор­ма­ции, что в свою оче­редь выра­жа­ет­ся в высо­ком уровне инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти.

Имен­но это поз­во­ля­ет созда­вать мно­го­мер­ную модель вос­при­ни­ма­е­мо­го обра­за, выде­ляя в ней мно­же­ство вза­и­мо­свя­зан­ных сто­рон [17].

Соци­аль­ные сети – субъ­ек­тив­ное про­стран­ство в пред­став­ле­ни­ях совре­мен­ной моло­де­жи. Соци­аль­ные сети важ­ны, так как сни­ма­ют­ся мно­гие барье­ры, в том чис­ле и соци­аль­ные.

В усло­ви­ях тран­зи­тив­но­сти все боль­ше места в кар­тине мира игра­ет диджи­тал-про­стран­ство, преж­де все­го соци­аль­ные сети, бло­ги.

Имен­но соци­аль­ные сети игра­ют одну из веду­щих ролей в фор­ми­ро­ва­нии кар­ти­ны мира, пото­му что рас­ши­ря­ют кар­ти­ну мира и дают воз­мож­ность соот­вет­ство­вать совре­мен­но­му тем­пу жиз­ни. Дока­за­тель­ством это­го может слу­жить наше послед­нее наблю­де­ние-иссле­до­ва­ние, мы выде­ля­ем несколь­ко важ­ных момен­тов, опре­де­ля­ю­щих это: уход от кон­тро­ля, рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра / обмен инфор­ма­ци­ей.

Про­жить мно­го раз­ных жиз­ней, как фор­ма быст­ро­теч­но­сти жиз­ни, когда я все не успе­ваю, я про­бую посмот­реть / попро­бо­вать гла­за­ми дру­гих. Я полу­чаю воз­мож­ность опы­та, побыть на месте дру­гих, если я чув­ствую инте­рес, то тогда я попро­бую сама. Если не так инте­рес­но, то я про­сто посмот­рю, как дру­гие что и где дела­ют. Иллю­зия раз­ных вари­ан­тов реаль­но­сти.

Сей­час пере­из­бы­ток инфор­ма­ции, совре­мен­ный темп жиз­ни дает уста­нов­ку на быст­ро­теч­ность бытия. Тран­зи­тив­ность меня­ет свою ско­рость. Мно­же­ствен­ность миров усва­и­ва­ет­ся на бес­со­зна­тель­ном уровне, как мно­го раз­ных аль­тер­на­тив­ных миров. Это раз­ные дви­жу­щи­е­ся кар­тин­ки раз­но­го бытия.

  • Соци­аль­ные сети явля­ют­ся одной из важ­ней­ших частей кар­ти­ны мира совре­мен­ных под­рост­ков.
  • Мож­но гово­рить о том, что имен­но соци­аль­ные сети в насто­я­щее вре­мя фор­ми­ру­ют инди­ви­ду­аль­ное, субъ­ек­тив­ное про­стран­ство совре­мен­ной моло­де­жи, кото­рое начи­на­ет доми­ни­ро­вать в общей кар­тине мира.
  • Зна­че­ние соци­аль­ных сетей свя­за­но с несколь­ки­ми фак­то­ра­ми:
    • они помо­га­ют снять (или суще­ствен­но умень­шить) ком­му­ни­ка­ци­он­ные барье­ры (и лич­ност­ные, и соци­аль­ные);
    • рас­ши­ря­ют кар­ти­ну мира, выстра­и­вая раз­ные пред­став­ле­ния о реаль­но­сти;
    • помо­га­ют полу­чить «вир­ту­аль­ный опыт» и при­нять реше­ние, хочу ли я полу­чить дан­ный опыт в реаль­но­сти;
    • дают воз­мож­ность соот­вет­ство­вать совре­мен­но­му тем­пу жиз­ни;
    • поз­во­ля­ют «про­жить» мно­го раз­ных жиз­ней.

Литература

  1. Андре­ева Г.М. Пси­хо­ло­гия соци­аль­но­го позна­ния. М.: Аспект Пресс, 2005. 288 с.
  2. Мар­цин­ков­ская Т.Д. Инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство как фак­тор соци­а­ли­за­ции совре­мен­ных под­рост­ков // Мир пси­хо­ло­гии. 2010. № 3. С. 90–102.
  3. При­хо­жан А.М. Инфор­ма­ци­он­ная без­опас­ность и раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ной куль­ту­ры лич­но­сти // Мир пси­хо­ло­гии. 2010. № 3. С. 135–141.
  4. Голу­бе­ва Н.А., Мар­цин­ков­ская Т.Д. Инфор­ма­ци­он­ная соци­а­ли­за­ция: пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2011. № 6(20).
  5. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­гия и Интер­нет. М.: Акро­поль, 2010. 440 с.
  6. Изо­то­ва Е.И. Инстру­мен­ты эмо­ци­о­наль­ной насы­щен­но­сти интер­нет-сооб­ще­ния: эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и спо­со­бы коди­ро­ва­ния эмо­ций // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2014. Т. 7. № 37. С. 5.
  7. Белин­ская Е.П., Жич­ки­на А.Е. Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции: про­бле­мы, гипо­те­зы, резуль­та­ты // Обра­зо­ва­ние и инфор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра. М.: Центр социо­ло­гии обра­зо­ва­ния, 2000. С. 395–431.
  8. Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the “Palace”). New York, 1996.
  9. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs // Culture of the Internet / S. Kiesler, ed. Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Mahwah, NJ, 1997. P. 143–155.
  10. Reid E.M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities: А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994.
  11. Balsamo A. Signal to noise: on the meaning of cyberpunk subculture // Communication in the age of virtual reality. LEA’s communication series / F. Biocca, M.R. Levy (eds.) Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Hillsdale, NJ, 1995. P. 347–368.
  12. Sinnirella M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology 1998. Vol. 28. № 2. P. 227– 248.
  13. Мар­цин­ков­ская Т.Д., Голу­бе­ва Н.А., Юрчен­ко Н.И. Кар­ти­на мира, образ мира, пред­став­ле­ния о мире: кон­стан­ты и транс­фор­ма­ции поня­тия и содер­жа­ния // Мир пси­хо­ло­гии. 2017. № 2. С. 20–33.
  14. Голу­бе­ва Н.А. Эндо­ген­ные фак­то­ры инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний совре­мен­ных под­рост­ков // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2012. № 1 (21).
  15. Голу­бе­ва Н.А. Осо­бен­но­сти инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний совре­мен­ных дошколь­ни­ков // Мир пси­хо­ло­гии. 2015. № 1. С. 153–163.
  16. Белин­ская Е.П., Бро­нин И.Д. Адап­та­ция рус­ско­языч­ной вер­сии опрос­ни­ка сти­лей иден­тич­но­сти М. Бер­зон­ски // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2014. № 7 (34). С. 12.
  17. Голу­бе­ва Н.А. Совре­мен­ные тех­но­ло­гии обще­ния под­рост­ков и моло­де­жи в циф­ро­вом обще­стве // Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка: сбор­ник науч­ных ста­тей / Под общ. ред. Р.В. Ершо­вой. Колом­на: Госу­дар­ствен­ный соци­аль­но-гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет, 2018. С. 106–109.
Источ­ник: Вест­ник РГГУ. Серия «Пси­хо­ло­гия. Педа­го­ги­ка. Обра­зо­ва­ние». 2018. № 2 (12). С. 45–59.

Об авторе

Ната­лья А. Голу­бе­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, Пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния, Москва, Рос­сия.

Смот­ри­те так­же:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest