В связи с изменившимися за последние десятилетия социально-экономическими и политическими условиями жизни в России, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с самореализацией, организацией времени, повышением интеллектуального уровня и духовным развитием. Одной из причин является неограниченный доступ к интернет-пространству.
Современный мир трудно представить без множества компьютеров, смартфонов, планшетов – всё это стало неотъемлемой частью нашего существования.
Работа многих людей связана с интернет-ресурсами, юноши и девушки не могут выйти из дома без мобильного устройства, подростков и даже детей поглощает мир онлайн-игр.
Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для молодых людей. Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Таким образом появляется интернет-зависимость.
Интернет-зависимость, как и любой вид зависимости, мешает счастливой и полноценной жизни, в связи с чем зависимому необходима профессиональная психологическая коррекция. Поэтому изучение генезиса, форм и проявлений интернет-зависимости у взрослых людей наиболее актуально в современном обществе.
В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-пространства у студентов «помогающих» профессий.
Для детального изучения проблемы восприятия интернет-пространства мы использовали следующие методики: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета», специально разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом.
Мы использовали методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (критерий Крускала-Уоллиса), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
В нашем исследовании приняли участие 66 студентов медицинского университета, обучающиеся на двух факультетах (Психолого-социальный, Лечебный) в возрасте от 18 до 22 лет.
Всего было три группы: 1 – студенты с интернет-зависимостью, 2 – группа риска, 3 – группа нормы.
Анализ результатов исследования показал, что среди 66 испытуемых количество интернет-зависимых в процентном соотношении составляет 24%, группа риска – 44%. Группу нормы в процентном соотношении составили всего 32% от всей выборки.
Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и Психолого-социального факультета. Оказалось, что среди студентов, обучающихся на лечебном факультете чаще встречаются те, кто обращается к интернет-источникам один раз в день (р=0,375).
Также стоит отметить, что студенты лечебного факультета значительно чаще используют интернет для чтения новостей в отличие от студентов Психолого-социального факультета(р=0,265).
Результаты нашего исследования показали, что юноши наиболее склонны к принадлежности к сетевой субкультуре, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между показателями пола и принадлежностью к сетевой субкультуре (r=0,252; p=0,001).
Стоит отметить также, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения, о чем также свидетельствует диагностируемая нами положительная корреляционная связь между показателями пола и уровня общения (r=0,294; p=0,000).
Было выявлено, что интернет-зависимые испытуемые меньше пользуются интернетом в учебных целях, об этом свидетельствует отрицательная корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и использования интернета для учебы (к=-0,273;р=0,024).
Также важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью чаще ведут в интернете свой блог, чем студенты группы нормы, об этом свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателями интернет-зависимости и ведения блога (r=0,278; p=0,002).
Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в отличие от студентов группы нормы, об этом можно судить по диагностируемой нами положительной корреляционной связи между показателями интернет-зависимости и использования интернета во время каникул (r=0,310; p=0,048).
Испытуемые с интернет-зависимостью гораздо чаще начинают свой день с проверки почты и социальных сетей, об свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и показателем начинания дня с проверки электронной почты и социальных сетей (r=0,314; p=0,001).
Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в целях использования интернета в качестве отдыха (р=0,026), обращения к интернет-источникам для ведения блога (р=0,002).
Также значимые различия выявлены в уровне большего обращения к интернет-источникам во время отдыха (р=0,048) и более редкого обращения к интернет-источникам на отдыхе (р=0,018).
Обнаружены значимые различия в начинании дня с проверки почты и социальных сетей (р=0,001), в количестве источников интернета (р=0,011), в уровне принадлежности к сетевой субкультуре (р=0,001), уровне не целенаправленности поведения (р=0,000), уровне мотивации пользования интернетом (р=0,003).
Также выявлены значимые различия в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом (р=0,000), в уровне восприятия интернета как лучшего (р=0,000), в уровне общения с помощью интернет-источников (р=0,000), уровне восприятия пространства в интернете (р=0,037), в уровне восприятия интернета как проективной реальности (р=0,000), в уровне стремления перенести нормы виртуального мира в реальный (р=0,024).
Также анализ результатов нашего исследования показал, что дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет, чем единственные дети в семье. Об этом говорит положительная корреляционная связь между показателями количества детей в семье и общения в интернете (r=0,273; p= 0,027).
Единственные дети в семье меньше склонны к изменению состояния сознания и восприятию интернета как лучшего по сравнению с реальностью. Об этом свидетельствуют отрицательные корреляционные связи между соответствующими показателями (r= -0,257; p=0,037; и r= -0,347; р= 0,004).
А младшие дети в семье чаще воспринимают интернет как лучшее. Это подтверждается положительной корреляционной связью между показателем порядка рождения ребёнка и показателем восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (r= 0,288; p=0,019).
Таким образом, анализируя результаты нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у четверти респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов.
Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все студенты примерно одинаково воспринимают время в интернете и не одушевляют интернет-пространство.
Стоит отметить, что приобщение к сетевой субкультуре в большей степени характерно для юношей. Также при изучении связи между показателями пола и цели обращения к интернет-ресурсам, было выявлено, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения.
Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства между студентами разных факультетов.
Оказалось, что студенты Лечебного факультета чаще используют интернет для чтения новостей и заходят в сеть всего один раз в день.
Также были выявлены значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.
Интернет-зависимые студенты в большей степени склонны к ведению блога, использованию интернета в качестве отдыха. Студенты с ярко выраженной интернет-зависимостью в отличие от студентов, у которых эта зависимость отсутствует склонны к постоянной проверке электронной почты и социальных сетей.
Дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет в отличие от единственных детей в семье. Единственные дети в семье в меньшей степени склонны к изменению состояния сознания в результате пользования интернетом, также для них менее характерен «уход» от реального мира. А младшие дети, наоборот, чаще воспринимают интернет как лучшее, предпочтительнее по сравнению с реальной жизнью.
Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. А также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня зависимости.
Источник: Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 14-15.Об авторе
Завадская Марина Валерьевна - Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
- Войскунский А.Е. с соавт. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств
- Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю.
- Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей
- Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю.