Виртуальное общение в педагогической практике присутствовало всегда, когда обучающий и обучаемый обменивались информацией посредством текстовых и графических изображений (рефераты, контрольные работы, художественные работы в форме рисунков и пр.). Однако в последнее время с развитием технологий дистанционного обучения виртуальное общение стало особенно значимым, поскольку с учителем (или тьютором) здесь общаются только посредством телекоммуникационных технологий (e-mail, форум, чат и пр.).
Мы предлагаем при построении моделей такого общения исходить из признака степени анонимности собеседников (т.е. людей, обменивающихся информацией посредством сетевой или мобильной связи).
В таком случае можно выделить три основных модели:
- репрезентативная;
- анонимная;
- самопрезентация.
В пределах репрезентативной модели осуществляется коммуникативный акт людей, которые хорошо представляют друг друга. Это могут быть близкие друг другу люди (друзья или родственники) или деловые партнеры. Такая коммуникация приближена к реальному общению, поскольку недостающую информацию человек легко восстанавливает в своем воображении.
Основная цель осуществления виртуального общения в пределах репрезентативной модели – это обмен информацией, несущей конкретное (прагматическое) значение.
Анонимная модель вызывает наибольший интерес исследователей коммуникаций в интернете. В пределах анонимной модели эмитент и реципиент незнакомы, каждый из них имеет возможность создания собственного «виртуального» образа, который может как совпадать с коммуникантом, так и быть его противоположностью.
Анонимное общение осуществляется в процессе телеконференций, форумов, чатов, по e-mail, если коммуниканты познакомились в сети.
При рассмотрении анонимной модели были использованы
- результаты исследований в области психологических аспектов коммуникативных процессов в сети (А. Е. Войскунский, А. Е. Жичкина, И. Шевченко, Reid, 1994);
- исследований идентичности у пользователей компьютерных сетей и процессов самопрезентации в сети (Е. П. Белинская, Becker, Donah, Kelly);
- влияния виртуального взаимодействия на личность (Дж. Сулер, 1996; Ш. Текл, 1997; П. Уоллес);
- исследований социально-психологических особенностей общения посредством интернета(Н. Деринг, В. Фриндте и Т. Келер).
Наименее изученная модель виртуального общения – самопрезентация. Ее появление связано с разработкой технологий Wiki, позволяющей любому пользователю интернета создавать свой виртуальный мир. Эти сайты очень популярны и имеют большие перспективы, так как большое скопление людей в сети вызывает коммерческий интерес рекламодателей.
Виртуальное общение в пределах модели самопрезентации уникально, ему нет аналогов реального общения. Можно утверждать, что существует потребность в научной разработке и теоретическом обосновании психологических тренингов, направленных на развитие виртуальных способностей молодежи, которые должны способствовать развитию:
- интуиции в представлении словесных портретов («Анонимное письмо», «Расшифровка логина пользователя на основе ассоциативного ряда», «Правда и ложь в интернет»);
- умений самопрезентации («Баннер»,«Презентация себя», «Создай страничку в интернете»);
- умений устанавливать логические связи в предложениях, выделять главное и обобщать по существенным признакам («Процедура определения значения ‘‘виртуальное общение’’», «Логические цепочки», «Коротко о главном», «Решение проблемы одной фразой», «Сленг»).
Ниже приведено содержание тренинга «Развитие коммуникативных способностей в виртуальном пространстве», рассчитанного на молодежь в возрасте 16–20 лет и апробированного в процессе проведения учебных занятий по психологии со студентами чебоксарского педагогического колледжа им. Н. В. Никольского.
Развитие коммуникативных способностей в виртуальном пространстве
Условия реализации тренинга:
- компьютерный класс с локальной сетью;
- программное обеспечение поддержки общения в пределах локальной сети (например, NetsOpSchool);
- психологически комфортная атмосфера в группе.
Задачи:
- осознание участниками потребности в развитии коммуникативных способностей;
- овладение приёмами общения в условиях виртуального пространства;
- приобретение учащимися уверенности в собственных возможностях виртуального общения.
Принятие групповых правил
После приветствия тренер рассказывает о задачах тренинга, знакомит с правилами работы в группе: умение слушать друг друга, проявлять уважение – каждый говорит за себя, от своего имени, не переходить на личности. Тренер знакомит с основами работы с системой общения в локальной сети.
Расшифровка логина пользователя на основе ассоциативного ряда (упражнение)
Тренер дает задание придумать себе логин, который отсылается на сервер. Далее ведущий рассылает их полный набор на каждый компьютер. Задание: на основе первичных ассоциаций определить, кому принадлежит тот или иной логин.
Обсуждение состоит из двух частей.
Сначала тренер называет логин и по очереди опрашивает всех участников тренинга, которые должны назвать человека, которому, по их мнению, принадлежит логин, обосновать свой выбор. Во второй части каждый из участников тренинга называет свой логин и объясняет, почему он себя так назвал. В это время остальные могут проверить правильность своего ответа.
Презентация себя
Цель – проверить собственные способности самопрезентации. Обычно к логину подбирают соответствующее графическое изображение. Задание – нарисовать или подобрать (из ресурсов компьютера или из интернета) графическое изображение к своему логину. Все картинки посылают на головной компьютер тренера, который рассылает все рисунки участникам тренинга. Они устанавливают соответствие между логинами и их графическим изображением. Каждый из участников защищает свой рисунок, объясняет мотивы подбора рисунка. В группе обсуждается, насколько удачно и ассоциативно верно подобраны рисунки. Остальные участники тренинга проверяют свои предположения.
Создай страничку в интернете (упражнение)
Тренер размещает в определенном месте сервера (доступном с любого компьютера) фотографии и другую информацию о каком-нибудь известном человеке (Ю. Гагарине, В. В. Путине и др.). Задание: разработать страничку сайта об этом человеке. В качестве программного обеспечения можно использовать любой известный и знакомый слушателям продукт – Front Page или Word.
Смысл работы не в том, чтобы создать готовую для размещения в сети страничку, а обосновать свой выбор:почему отобраны именно эти фотографии, почему сделаны такие подписи, почему представлена именно эта информация и пр.
Решение проблемы одной фразой (упражнение)
Тренер описывает ситуации. Надо составить одну фразу так, чтобы получить положительную реакцию, способствующую разрешению ситуации. По каждой ситуации проводится обсуждение предложенных фраз.
Ситуация 1. Девушка ждет от парня приглашение на свидание, но он молчит уже несколько дней. Девушка не хочет быть навязчивой, но и долго ждать не может. Какое сообщение она должна послать парню, чтобы его не оттолкнуть?
Ситуация 2. Вы заинтересованы в деловом партнерстве с человеком, с которым случайно познакомились на мероприятии и обменялись телефонами. Какое послать сообщение, чтобы напомнить о себе, заинтересовать и установить деловые связи?
Ситуация 3. Какой фразой можно поздравить с праздником по телефону своего начальника?
Ситуация 4. Вы перестали общаться с другом, знаете, что он на Вас обиделся. Неожиданно выясняется, что решение какой-то Вашей проблемы зависит от него. Какое надо послать сообщение?
Правда и ложь в интернете (упражнение)
Тренировка участников распознавать истину или ложь в разнообразных предложениях, приходящих на электронный почтовый ящик. Среди спама на e-mail каждого пользователя приходят деловые предложения.
Как научиться отличать деловые предложения от предложений мошенников? Тренер рассылает по сети несколько вариантов электронных писем с предложениями делового сотрудничества. Надо выбрать те, которым можно доверять, и обосновать свой выбор.
Баннер (упражнение)
Тренер заранее выкладывает материал в виде рисунков, анимационных роликов и прочее на сервер. Задание: составить баннер на одну из следующих тем: «Курсы по психологии», «Продажа книги», «Спектакль в театре» и пр. В завершение упражнения идет обсуждение полученных результатов.
Обратная связь (рефлексивная технология)
Участники тренинга делятся впечатлениями, выделяя моменты, которые понравились или не понравились, какие ощущения они испытывали при выполнении упражнений. Вопросы, которые остались без обсуждения, и на которые хотел бы получить ответы. Пожелания для дальнейшей работы.
Подтверждение эффективности разработанного тренинга было получено тестированием в контрольной (студенты третьего курса, где тренинги не применялись) и экспериментальной (студенты второго курса) группах. Общее число участников включало 134 из 155 студентов школьного и дошкольного отделений.
Результаты работы позволяют говорить о том, что данные тренинги позитивно воспринимаются студентами и имеют хорошую результативность.
Литература
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 1.
- Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью.
- Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. / Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В. Беляевой, СПб, 2000.
- Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московск. ун-та. Серия 14, Психология. 1986. № 3.
- Wallace P. The psychology of the Internet. – Cambridge. University Press. 1999.
Об авторе
Эмилия Анатольевна Игнатьева — преподаватель психологии, Чебоксарский педагогический колледж им. Н. В. Никольского, Чебоксары, Россия.
Смотрите также:
- Заячковская К.В., Богуславская В.В. Пост-самопрезентация в социальных сетях
- Поскакалова Т.А., Сорокова М.Г. Цифровая социализация молодых взрослых: тренды и тенденции в коммуникации
- Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы
- Ярыгина И. И. Тренинг как форма профилактики интернет-зависимости подростков