Игнатьева Э.А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения

И

Вир­ту­аль­ное обще­ние в педа­го­ги­че­ской прак­ти­ке при­сут­ство­ва­ло все­гда, когда обу­ча­ю­щий и обу­ча­е­мый обме­ни­ва­лись инфор­ма­ци­ей посред­ством тек­сто­вых и гра­фи­че­ских изоб­ра­же­ний (рефе­ра­ты, кон­троль­ные рабо­ты, худо­же­ствен­ные рабо­ты в фор­ме рисун­ков и пр.). Одна­ко в послед­нее вре­мя с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий дистан­ци­он­но­го обу­че­ния вир­ту­аль­ное обще­ние ста­ло осо­бен­но зна­чи­мым, посколь­ку с учи­те­лем (или тью­то­ром) здесь обща­ют­ся толь­ко посред­ством теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий (e-mail, форум, чат и пр.).

Мы пред­ла­га­ем при постро­е­нии моде­лей тако­го обще­ния исхо­дить из при­зна­ка сте­пе­ни ано­ним­но­сти собе­сед­ни­ков (т.е. людей, обме­ни­ва­ю­щих­ся инфор­ма­ци­ей посред­ством сете­вой или мобиль­ной связи).

В таком слу­чае мож­но выде­лить три основ­ных модели:

  • репре­зен­та­тив­ная;
  • ано­ним­ная;
  • само­пре­зен­та­ция.

В пре­де­лах репре­зен­та­тив­ной моде­ли осу­ществ­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный акт людей, кото­рые хоро­шо пред­став­ля­ют друг дру­га. Это могут быть близ­кие друг дру­гу люди (дру­зья или род­ствен­ни­ки) или дело­вые парт­не­ры. Такая ком­му­ни­ка­ция при­бли­же­на к реаль­но­му обще­нию, посколь­ку недо­ста­ю­щую инфор­ма­цию чело­век лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет в сво­ем воображении. 

Основ­ная цель осу­ществ­ле­ния вир­ту­аль­но­го обще­ния в пре­де­лах репре­зен­та­тив­ной моде­ли – это обмен инфор­ма­ци­ей, несу­щей кон­крет­ное (праг­ма­ти­че­ское) значение.

Ано­ним­ная модель вызы­ва­ет наи­боль­ший инте­рес иссле­до­ва­те­лей ком­му­ни­ка­ций в интер­не­те. В пре­де­лах ано­ним­ной моде­ли эми­тент и реци­пи­ент незна­ко­мы, каж­дый из них име­ет воз­мож­ность созда­ния соб­ствен­но­го «вир­ту­аль­но­го» обра­за, кото­рый может как сов­па­дать с ком­му­ни­кан­том, так и быть его противоположностью.

Ано­ним­ное обще­ние осу­ществ­ля­ет­ся в про­цес­се теле­кон­фе­рен­ций, фору­мов, чатов, по e-mail, если ком­му­ни­кан­ты позна­ко­ми­лись в сети. 

При рас­смот­ре­нии ано­ним­ной моде­ли были использованы 

  • резуль­та­ты иссле­до­ва­ний в обла­сти пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тов ком­му­ни­ка­тив­ных про­цес­сов в сети (А. Е. Вой­скун­ский, А. Е. Жич­ки­на, И. Шев­чен­ко, Reid, 1994);
  • иссле­до­ва­ний иден­тич­но­сти у поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных сетей и про­цес­сов само­пре­зен­та­ции в сети (Е. П. Белин­ская, Becker, Donah, Kelly); 
  • вли­я­ния вир­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия на лич­ность (Дж. Сулер, 1996; Ш. Текл, 1997; П. Уоллес); 
  • иссле­до­ва­ний соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей обще­ния посред­ством интернета(Н. Деринг, В. Фриндте и Т. Келер).

Наи­ме­нее изу­чен­ная модель вир­ту­аль­но­го обще­ния – само­пре­зен­та­ция. Ее появ­ле­ние свя­за­но с раз­ра­бот­кой тех­но­ло­гий Wiki, поз­во­ля­ю­щей любо­му поль­зо­ва­те­лю интер­не­та созда­вать свой вир­ту­аль­ный мир. Эти сай­ты очень попу­ляр­ны и име­ют боль­шие пер­спек­ти­вы, так как боль­шое скоп­ле­ние людей в сети вызы­ва­ет ком­мер­че­ский инте­рес рекламодателей.

Вир­ту­аль­ное обще­ние в пре­де­лах моде­ли само­пре­зен­та­ции уни­каль­но, ему нет ана­ло­гов реаль­но­го обще­ния. Мож­но утвер­ждать, что суще­ству­ет потреб­ность в науч­ной раз­ра­бот­ке и тео­ре­ти­че­ском обос­но­ва­нии пси­хо­ло­ги­че­ских тре­нин­гов, направ­лен­ных на раз­ви­тие вир­ту­аль­ных спо­соб­но­стей моло­де­жи, кото­рые долж­ны спо­соб­ство­вать развитию:

  • инту­и­ции в пред­став­ле­нии сло­вес­ных порт­ре­тов («Ано­ним­ное пись­мо», «Рас­шиф­ров­ка логи­на поль­зо­ва­те­ля на осно­ве ассо­ци­а­тив­но­го ряда», «Прав­да и ложь в интернет»);
  • уме­ний само­пре­зен­та­ции («Баннер»,«Презентация себя», «Создай стра­нич­ку в интернете»);
  • уме­ний уста­нав­ли­вать логи­че­ские свя­зи в пред­ло­же­ни­ях, выде­лять глав­ное и обоб­щать по суще­ствен­ным при­зна­кам («Про­це­ду­ра опре­де­ле­ния зна­че­ния ‘‘вир­ту­аль­ное обще­ние’’», «Логи­че­ские цепоч­ки», «Корот­ко о глав­ном», «Реше­ние про­бле­мы одной фра­зой», «Сленг»).

Ниже при­ве­де­но содер­жа­ние тре­нин­га «Раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей в вир­ту­аль­ном про­стран­стве», рас­счи­тан­но­го на моло­дежь в воз­расте 16–20 лет и апро­би­ро­ван­но­го в про­цес­се про­ве­де­ния учеб­ных заня­тий по пси­хо­ло­гии со сту­ден­та­ми чебок­сар­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа им. Н. В. Никольского.

Развитие коммуникативных способностей в виртуальном пространстве

Условия реализации тренинга:

  • ком­пью­тер­ный класс с локаль­ной сетью;
  • про­грамм­ное обес­пе­че­ние под­держ­ки обще­ния в пре­де­лах локаль­ной сети (напри­мер, NetsOpSchool);
  • пси­хо­ло­ги­че­ски ком­форт­ная атмо­сфе­ра в группе.

Задачи:

  • осо­зна­ние участ­ни­ка­ми потреб­но­сти в раз­ви­тии ком­му­ни­ка­тив­ных способностей;
  • овла­де­ние при­ё­ма­ми обще­ния в усло­ви­ях вир­ту­аль­но­го пространства;
  • при­об­ре­те­ние уча­щи­ми­ся уве­рен­но­сти в соб­ствен­ных воз­мож­но­стях вир­ту­аль­но­го общения.

Принятие групповых правил

После при­вет­ствия тре­нер рас­ска­зы­ва­ет о зада­чах тре­нин­га, зна­ко­мит с пра­ви­ла­ми рабо­ты в груп­пе: уме­ние слу­шать друг дру­га, про­яв­лять ува­же­ние – каж­дый гово­рит за себя, от сво­е­го име­ни, не пере­хо­дить на лич­но­сти. Тре­нер зна­ко­мит с осно­ва­ми рабо­ты с систе­мой обще­ния в локаль­ной сети.

Расшифровка логина пользователя на основе ассоциативного ряда (упражнение)

Тре­нер дает зада­ние при­ду­мать себе логин, кото­рый отсы­ла­ет­ся на сер­вер. Далее веду­щий рас­сы­ла­ет их пол­ный набор на каж­дый ком­пью­тер. Зада­ние: на осно­ве пер­вич­ных ассо­ци­а­ций опре­де­лить, кому при­над­ле­жит тот или иной логин.

Обсуж­де­ние состо­ит из двух частей.
Сна­ча­ла тре­нер назы­ва­ет логин и по оче­ре­ди опра­ши­ва­ет всех участ­ни­ков тре­нин­га, кото­рые долж­ны назвать чело­ве­ка, кото­ро­му, по их мне­нию, при­над­ле­жит логин, обос­но­вать свой выбор. Во вто­рой части каж­дый из участ­ни­ков тре­нин­га назы­ва­ет свой логин и объ­яс­ня­ет, поче­му он себя так назвал. В это вре­мя осталь­ные могут про­ве­рить пра­виль­ность сво­е­го ответа.

Презентация себя

Цель – про­ве­рить соб­ствен­ные спо­соб­но­сти само­пре­зен­та­ции. Обыч­но к логи­ну под­би­ра­ют соот­вет­ству­ю­щее гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние. Зада­ние – нари­со­вать или подо­брать (из ресур­сов ком­пью­те­ра или из интер­не­та) гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние к сво­е­му логи­ну. Все кар­тин­ки посы­ла­ют на голов­ной ком­пью­тер тре­не­ра, кото­рый рас­сы­ла­ет все рисун­ки участ­ни­кам тре­нин­га. Они уста­нав­ли­ва­ют соот­вет­ствие меж­ду логи­на­ми и их гра­фи­че­ским изоб­ра­же­ни­ем. Каж­дый из участ­ни­ков защи­ща­ет свой рису­нок, объ­яс­ня­ет моти­вы под­бо­ра рисун­ка. В груп­пе обсуж­да­ет­ся, насколь­ко удач­но и ассо­ци­а­тив­но вер­но подо­бра­ны рисун­ки. Осталь­ные участ­ни­ки тре­нин­га про­ве­ря­ют свои предположения.

Создай страничку в интернете (упражнение)

Тре­нер раз­ме­ща­ет в опре­де­лен­ном месте сер­ве­ра (доступ­ном с любо­го ком­пью­те­ра) фото­гра­фии и дру­гую инфор­ма­цию о каком-нибудь извест­ном чело­ве­ке (Ю. Гага­рине, В. В. Путине и др.). Зада­ние: раз­ра­бо­тать стра­нич­ку сай­та об этом чело­ве­ке. В каче­стве про­грамм­но­го обес­пе­че­ния мож­но исполь­зо­вать любой извест­ный и зна­ко­мый слу­ша­те­лям про­дукт – Front Page или Word. 

Смысл рабо­ты не в том, что­бы создать гото­вую для раз­ме­ще­ния в сети стра­нич­ку, а обос­но­вать свой выбор:почему ото­бра­ны имен­но эти фото­гра­фии, поче­му сде­ла­ны такие под­пи­си, поче­му пред­став­ле­на имен­но эта инфор­ма­ция и пр.

Решение проблемы одной фразой (упражнение)

Тре­нер опи­сы­ва­ет ситу­а­ции. Надо соста­вить одну фра­зу так, что­бы полу­чить поло­жи­тель­ную реак­цию, спо­соб­ству­ю­щую раз­ре­ше­нию ситу­а­ции. По каж­дой ситу­а­ции про­во­дит­ся обсуж­де­ние пред­ло­жен­ных фраз.

Ситу­а­ция 1. Девуш­ка ждет от пар­ня при­гла­ше­ние на сви­да­ние, но он мол­чит уже несколь­ко дней. Девуш­ка не хочет быть навяз­чи­вой, но и дол­го ждать не может. Какое сооб­ще­ние она долж­на послать пар­ню, что­бы его не оттолкнуть?

Ситу­а­ция 2. Вы заин­те­ре­со­ва­ны в дело­вом парт­нер­стве с чело­ве­ком, с кото­рым слу­чай­но позна­ко­ми­лись на меро­при­я­тии и обме­ня­лись теле­фо­на­ми. Какое послать сооб­ще­ние, что­бы напом­нить о себе, заин­те­ре­со­вать и уста­но­вить дело­вые связи?

Ситу­а­ция 3. Какой фра­зой мож­но поздра­вить с празд­ни­ком по теле­фо­ну сво­е­го начальника?

Ситу­а­ция 4. Вы пере­ста­ли общать­ся с дру­гом, зна­е­те, что он на Вас оби­дел­ся. Неожи­дан­но выяс­ня­ет­ся, что реше­ние какой-то Вашей про­бле­мы зави­сит от него. Какое надо послать сообщение?

Правда и ложь в интернете (упражнение)

Тре­ни­ров­ка участ­ни­ков рас­по­зна­вать исти­ну или ложь в раз­но­об­раз­ных пред­ло­же­ни­ях, при­хо­дя­щих на элек­трон­ный поч­то­вый ящик. Сре­ди спа­ма на e-mail каж­до­го поль­зо­ва­те­ля при­хо­дят дело­вые предложения.

Как научить­ся отли­чать дело­вые пред­ло­же­ния от пред­ло­же­ний мошен­ни­ков? Тре­нер рас­сы­ла­ет по сети несколь­ко вари­ан­тов элек­трон­ных писем с пред­ло­же­ни­я­ми дело­во­го сотруд­ни­че­ства. Надо выбрать те, кото­рым мож­но дове­рять, и обос­но­вать свой выбор.

Баннер (упражнение)

Тре­нер зара­нее выкла­ды­ва­ет мате­ри­ал в виде рисун­ков, ани­ма­ци­он­ных роли­ков и про­чее на сер­вер. Зада­ние: соста­вить бан­нер на одну из сле­ду­ю­щих тем: «Кур­сы по пси­хо­ло­гии», «Про­да­жа кни­ги», «Спек­такль в теат­ре» и пр. В завер­ше­ние упраж­не­ния идет обсуж­де­ние полу­чен­ных результатов.

Обратная связь (рефлексивная технология)

Участ­ни­ки тре­нин­га делят­ся впе­чат­ле­ни­я­ми, выде­ляя момен­ты, кото­рые понра­ви­лись или не понра­ви­лись, какие ощу­ще­ния они испы­ты­ва­ли при выпол­не­нии упраж­не­ний. Вопро­сы, кото­рые оста­лись без обсуж­де­ния, и на кото­рые хотел бы полу­чить отве­ты. Поже­ла­ния для даль­ней­шей работы.

Под­твер­жде­ние эффек­тив­но­сти раз­ра­бо­тан­но­го тре­нин­га было полу­че­но тести­ро­ва­ни­ем в кон­троль­ной (сту­ден­ты тре­тье­го кур­са, где тре­нин­ги не при­ме­ня­лись) и экс­пе­ри­мен­таль­ной (сту­ден­ты вто­ро­го кур­са) груп­пах. Общее чис­ло участ­ни­ков вклю­ча­ло 134 из 155 сту­ден­тов школь­но­го и дошколь­но­го отделений. 

Резуль­та­ты рабо­ты поз­во­ля­ют гово­рить о том, что дан­ные тре­нин­ги пози­тив­но вос­при­ни­ма­ют­ся сту­ден­та­ми и име­ют хоро­шую результативность.

Литература

  1. Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия инфор­ма­ти­за­ции. // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 1998. Т. 19, № 1.
  2. Белин­ская Е.П. Стра­те­гии само­пре­зен­та­ции в Интер­нет и их связь с реаль­ной иден­тич­но­стью.
  3. Жич­ки­на А. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты обще­ния в Интер­не­те.
  4.  Левин К. Тео­рия поля в соци­аль­ных нау­ках. / Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В. Беля­е­вой, СПб, 2000.
  5. Тихо­ми­ров O.K., Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е. Обще­ние, опо­сред­ство­ван­ное ком­пью­те­ром // Вест­ник Мос­ковск. ун-та. Серия 14, Пси­хо­ло­гия. 1986. № 3.
  6. Wallace P. The psychology of the Internet. – Cambridge. University Press. 1999.
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2009. Том 14. № 2. С. 82–86.

Об авторе

Эми­лия Ана­то­льев­на Игна­тье­ва — пре­по­да­ва­тель пси­хо­ло­гии, Чебок­сар­ский педа­го­ги­че­ский кол­ледж им. Н. В. Николь­ско­го, Чебок­са­ры, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest