Онлайн-технологии все больше входят в нашу жизнь. Коснулось это и области оказания психологической помощи. Все больше предлагаются различные психологические онлайн-тренинги [7], марафоны, игры и т.д. Однако вместе с расширением возможностей (например, повышение доступности), возрастают риски и опасности [9; 10]. Поэтому актуализируется проблема оказания психологической помощи в интернет-среде на основе принципов безопасности.
Безопасность в контексте юриспруденции понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [8]. Однако интернет-безопасность зачастую рассматривается несколько узко, как один из вариантов компьютерной и сетевой безопасности. То есть раскрывается технический аспект проблемы.
Вместе с тем интернет-среда – это пространство, в котором выстраиваются отношения, общение и взаимодействие, а также обмен информацией между людьми. Вместе с тем понятие «информационная безопасность» также акцентируется в первую очередь на защите конфиденциальности, целостности и доступности информации. Поэтому остро встает вопрос о психологических аспектах безопасности в сети интернет [3].
Психологические аспекты безопасности в онлайн приобретают особую актуальность, когда речь идет о детях и подростках, поскольку интернет является средой общения, взаимодействия, обучения и т.д. – как и пространство реальных отношений, - и связано в том числе с рисками и проблемами девиантного онлайн-поведения [4].
Следует отметить, что в психологической безопасности образовательной среды выделяют две основные функции: защитную (означающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья) и развивающую (так как эта фиксация не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников).
В ходе исследования и анализа были взяты подходы и методы оценки индекса психологической безопасности образовательного пространства. Для этого осуществлялись:
- Случайный поиск публикаций по темам «психологическая безопасность» и «психологическая кибербезопасность».
- Подбор методов оценки безопасности, а также подходов и программ психологической помощи несовершеннолетним в сети Интернет на основании выделенных ключевых слов:
- кибербезопасность (включая интернет-безопасность, информационную безопасность, безопасность в сети Интернет),
- психологическая помощь и профилактика в интернет-среде (включая в онлайн, в интернет-пространстве);
- поиск по виду девиантного онлайн-поведения (например, кибербуллинг, включая агрессию в онлайн, агрессию в Интернете и др.).
За основу для разработки принципов безопасности в контексте психологической помощи в интернет-среде были взяты методики оценки индекса психологической безопасности образовательного пространства. Соответственно, выделены следующие критерии: “позитивное отношение к образовательной среде (референтность), удовлетворенность участников образовательного процесса основными характеристиками среды и высокий уровень защищенности от психологического насилия в взаимоотношениях” [1].
В другом исследовании описаны эмпирические проявления психологической безопасности, а именно: «эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения» [2].
На основе этих критериев разработаны следующие принципы психологической безопасности в интернет-среде.
- проблема рисков в интернет-среде уже довольно изучена в исследованиях. Выделяют контекстные, коммуникативные, технические, потребительские риски. Иногда к ним добавляют еще репутационные. Соответственно, в программе должны быть возможности не только выявить ситуации, в которых данные риски могут проявиться, но и должны быть описаны алгоритмы действия ведущего в такой ситуации.
- взаимодействие участников — это одно из условий удовлетворенностью средой, но для избежания психологического насилия должны быть заранее обсуждены правила такого взаимодействия (в том числе и предписанные законодательством). Необходимо не только их обозначить, но и следить за их выполнением, что в случае интернет-взаимодействия обозначается как модерация.
- важным аспектом применения интернет-технологий является вопрос получения помощи начиная с технической (не запускается, работает некорректно и т.д.) до психологической (какой-либо контент или участник актуализирует какой-то опыт, возможно травматический и т.д.). Было бы важно заложить возможность получения разного рода помощи в программу или технологию [5; 6].
- уже на законодательном уровне закреплено право на личную информацию, что должно быть реализовано и в программе (технологии). Участники должны осознавать, какой цифровой след остается в результате их участия в данной программе или технологии.
- вопрос об открытости программы или технологии для участия сторонних лиц. Если в программе (технологии) это заложено, то и это тоже должно быть обозначено в программе и обозначена их роль (необходимость участия).
Таким образом, мы выходим на следующие принципы оказания психологической помощи в сети Интернет:
- учет в программе/технологии помощи в онлайн различных интернет-рисков и разработка алгоритмов действия ведущего в случае их наличия;
- модерация взаимодействия участников программы/технологии помощи в интернет-среде с четко обозначенными правилами (что и как будет корректироваться, в каких случаях) [7];
- возможность у каждого участника получить помощь при возникновении проблем (понятность алгоритма ее получения у каждого участника);
- добровольность сбора информации и понимание каждым участником дальнейшего ее использования (в том числе и возможности ее удаления);
- доступ сторонних лиц к взаимодействию и информации, получаемой в ходе реализации программы/технологии помощи в сети Интернет (например, участие родителей или законных представителей несовершеннолетних в программе/технологии помощи).
Предложенные принципы безопасности необходимо обсуждать в профессиональном сообществе и учитывать при разработке и реализации программ помощи, для профилактики возникновения различных проблем, в том числе правового характера, что не всегда очевидно для специалистов.
Литература
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6.
- Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3.
- Богданович Н.В., Будыкин А.В. Психологические особенности информационной безопасности несовершеннолетних с девиантным поведением // Психология и право. 2017. Т. 7, № 4. С. 59-78. DOI 10.17759/psylaw.2017070406.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи. Психология и право. 2024. Том 14. № 2. C. 45–66. DOI:10.17759/psylaw.2024140204.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 282–296.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. Интернет-риски и ресурсы: модель компетенций специалиста по работе с подростками // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 72–92. DOI:10.17759/psylaw.2023130306.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. Тренинги офлайн или онлайн: тенденции в подготовке юридических психологов // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 224–238. DOI:10.17759/psylaw.2022120216.
- Делибалт В.В., Богданович Н.В. Психологические проблемы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма как юридически значимых ситуаций / В. В. Делибалт, Н. В. Богданович // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде: Сборник тезисов городской научно-практической конференции, Москва, 16 сентября 2009 года. М: МГППУ, 2009. С. 80-86.
- Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях. Учебное пособие под. ред. Дворянчикова Н.В. и Рубцовой О.В. М.: МГППУ, 2022. 100 с.
- Подросток в Интернете. Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России» / сост. Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, П.Д. Азыркин. Москва: Федеральный центр развития программ социализации подростков, Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 120 с.
Об авторах
- Наталья Викторовна Богданович — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
- Варвара Васильевна Делибалт — доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
Смотрите также:
- Лебедева С.В., Рубцов А.В. Виртуальная психологическая служба: функциональные задачи и особенности организации
- Меновщиков В.Ю. Краткая история консультирования и психотерапии в сети Интернет в России
- Туев А.А., Бредихин С.С. Особенности психологического онлайн-консультирования в социальных сетях
- Щедринская О.М., Бебчук М.А. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения