Богданович Н.В., Делибалт В.В. Психологическая помощь в интернет-среде: принципы безопасности

Б

Онлайн-тех­но­ло­гии все боль­ше вхо­дят в нашу жизнь. Кос­ну­лось это и обла­сти ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи. Все боль­ше пред­ла­га­ют­ся раз­лич­ные пси­хо­ло­ги­че­ские онлайн-тре­нин­ги [7], мара­фо­ны, игры и т.д. Одна­ко вме­сте с рас­ши­ре­ни­ем воз­мож­но­стей (напри­мер, повы­ше­ние доступ­но­сти), воз­рас­та­ют рис­ки и опас­но­сти [9; 10]. Поэто­му акту­а­ли­зи­ру­ет­ся про­бле­ма ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи в интер­нет-сре­де на осно­ве прин­ци­пов безопасности.

Без­опас­ность в кон­тек­сте юрис­пру­ден­ции пони­ма­ет­ся как состо­я­ние защи­щен­но­сти жиз­нен­но важ­ных инте­ре­сов лич­но­сти, обще­ства и госу­дар­ства от внут­рен­них и внеш­них угроз [8]. Одна­ко интер­нет-без­опас­ность зача­стую рас­смат­ри­ва­ет­ся несколь­ко узко, как один из вари­ан­тов ком­пью­тер­ной и сете­вой без­опас­но­сти. То есть рас­кры­ва­ет­ся тех­ни­че­ский аспект проблемы. 

Вме­сте с тем интер­нет-сре­да – это про­стран­ство, в кото­ром выстра­и­ва­ют­ся отно­ше­ния, обще­ние и вза­и­мо­дей­ствие, а так­же обмен инфор­ма­ци­ей меж­ду людь­ми. Вме­сте с тем поня­тие «инфор­ма­ци­он­ная без­опас­ность» так­же акцен­ти­ру­ет­ся в первую оче­редь на защи­те кон­фи­ден­ци­аль­но­сти, целост­но­сти и доступ­но­сти инфор­ма­ции. Поэто­му ост­ро вста­ет вопрос о пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тах без­опас­но­сти в сети интер­нет [3].

Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты без­опас­но­сти в онлайн при­об­ре­та­ют осо­бую акту­аль­ность, когда речь идет о детях и под­рост­ках, посколь­ку интер­нет явля­ет­ся сре­дой обще­ния, вза­и­мо­дей­ствия, обу­че­ния и т.д. – как и про­стран­ство реаль­ных отно­ше­ний, - и свя­за­но в том чис­ле с рис­ка­ми и про­бле­ма­ми деви­ант­но­го онлайн-пове­де­ния [4].

Сле­ду­ет отме­тить, что в пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти обра­зо­ва­тель­ной сре­ды выде­ля­ют две основ­ные функ­ции: защит­ную (озна­ча­ю­щая отста­и­ва­ние прав и инте­ре­сов лич­но­сти в соот­вет­ствии с клю­че­вы­ми гума­ни­тар­ны­ми кри­те­ри­я­ми, тре­бо­ва­ни­я­ми пси­хо­ло­гии здо­ро­вья) и раз­ви­ва­ю­щую (так как эта фик­са­ция не про­сто кон­ста­та­ция, а выяв­ле­ние «отправ­ной точ­ки» раз­ви­тия пси­хо­ло­ги­че­ских ресур­сов обра­зо­ва­тель­ной сре­ды служ­бой сопро­вож­де­ния для всех ее участников).

В ходе иссле­до­ва­ния и ана­ли­за были взя­ты под­хо­ды и мето­ды оцен­ки индек­са пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства. Для это­го осуществлялись:

  1. Слу­чай­ный поиск пуб­ли­ка­ций по темам «пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность» и «пси­хо­ло­ги­че­ская кибербезопасность».
  2. Под­бор мето­дов оцен­ки без­опас­но­сти, а так­же под­хо­дов и про­грамм пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи несо­вер­шен­но­лет­ним в сети Интер­нет на осно­ва­нии выде­лен­ных клю­че­вых слов: 
    • кибер­без­опас­ность (вклю­чая интер­нет-без­опас­ность, инфор­ма­ци­он­ную без­опас­ность, без­опас­ность в сети Интернет),
    • пси­хо­ло­ги­че­ская помощь и про­фи­лак­ти­ка в интер­нет-сре­де (вклю­чая в онлайн, в интернет-пространстве); 
    • поиск по виду деви­ант­но­го онлайн-пове­де­ния (напри­мер, кибер­бул­линг, вклю­чая агрес­сию в онлайн, агрес­сию в Интер­не­те и др.).

За осно­ву для раз­ра­бот­ки прин­ци­пов без­опас­но­сти в кон­тек­сте пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи в интер­нет-сре­де были взя­ты мето­ди­ки оцен­ки индек­са пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства. Соот­вет­ствен­но, выде­ле­ны сле­ду­ю­щие кри­те­рии: “пози­тив­ное отно­ше­ние к обра­зо­ва­тель­ной сре­де (рефе­рент­ность), удо­вле­тво­рен­ность участ­ни­ков обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са основ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми сре­ды и высо­кий уро­вень защи­щен­но­сти от пси­хо­ло­ги­че­ско­го наси­лия в вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях” [1].

В дру­гом иссле­до­ва­нии опи­са­ны эмпи­ри­че­ские про­яв­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти, а имен­но: «эмо­ци­о­наль­ный ком­форт, воз­мож­ность выска­зать свою точ­ку зре­ния; ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к себе; сохра­не­ние лич­но­го досто­ин­ства; воз­мож­ность обра­тить­ся за помо­щью, учет лич­ных про­блем и затруд­не­ний; вни­ма­ние к прось­бам и пред­ло­же­ни­ям; помощь в выбо­ре соб­ствен­но­го реше­ния» [2].

На осно­ве этих кри­те­ри­ев раз­ра­бо­та­ны сле­ду­ю­щие прин­ци­пы пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти в интернет-среде.

  1. про­бле­ма рис­ков в интер­нет-сре­де уже доволь­но изу­че­на в иссле­до­ва­ни­ях. Выде­ля­ют кон­текст­ные, ком­му­ни­ка­тив­ные, тех­ни­че­ские, потре­би­тель­ские рис­ки. Ино­гда к ним добав­ля­ют еще репу­та­ци­он­ные. Соот­вет­ствен­но, в про­грам­ме долж­ны быть воз­мож­но­сти не толь­ко выявить ситу­а­ции, в кото­рых дан­ные рис­ки могут про­явить­ся, но и долж­ны быть опи­са­ны алго­рит­мы дей­ствия веду­ще­го в такой ситуации.
  2. вза­и­мо­дей­ствие участ­ни­ков — это одно из усло­вий удо­вле­тво­рен­но­стью сре­дой, но для избе­жа­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го наси­лия долж­ны быть зара­нее обсуж­де­ны пра­ви­ла тако­го вза­и­мо­дей­ствия (в том чис­ле и пред­пи­сан­ные зако­но­да­тель­ством). Необ­хо­ди­мо не толь­ко их обо­зна­чить, но и сле­дить за их выпол­не­ни­ем, что в слу­чае интер­нет-вза­и­мо­дей­ствия обо­зна­ча­ет­ся как модерация.
  3. важ­ным аспек­том при­ме­не­ния интер­нет-тех­но­ло­гий явля­ет­ся вопрос полу­че­ния помо­щи начи­ная с тех­ни­че­ской (не запус­ка­ет­ся, рабо­та­ет некор­рект­но и т.д.) до пси­хо­ло­ги­че­ской (какой-либо кон­тент или участ­ник акту­а­ли­зи­ру­ет какой-то опыт, воз­мож­но трав­ма­ти­че­ский и т.д.). Было бы важ­но зало­жить воз­мож­ность полу­че­ния раз­но­го рода помо­щи в про­грам­му или тех­но­ло­гию [5; 6]. 
  4. уже на зако­но­да­тель­ном уровне закреп­ле­но пра­во на лич­ную инфор­ма­цию, что долж­но быть реа­ли­зо­ва­но и в про­грам­ме (тех­но­ло­гии). Участ­ни­ки долж­ны осо­зна­вать, какой циф­ро­вой след оста­ет­ся в резуль­та­те их уча­стия в дан­ной про­грам­ме или технологии. 
  5. вопрос об откры­то­сти про­грам­мы или тех­но­ло­гии для уча­стия сто­рон­них лиц. Если в про­грам­ме (тех­но­ло­гии) это зало­же­но, то и это тоже долж­но быть обо­зна­че­но в про­грам­ме и обо­зна­че­на их роль (необ­хо­ди­мость участия).

Таким обра­зом, мы выхо­дим на сле­ду­ю­щие прин­ци­пы ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи в сети Интернет:

  1. учет в программе/технологии помо­щи в онлайн раз­лич­ных интер­нет-рис­ков и раз­ра­бот­ка алго­рит­мов дей­ствия веду­ще­го в слу­чае их наличия;
  2. моде­ра­ция вза­и­мо­дей­ствия участ­ни­ков программы/технологии помо­щи в интер­нет-сре­де с чет­ко обо­зна­чен­ны­ми пра­ви­ла­ми (что и как будет кор­рек­ти­ро­вать­ся, в каких слу­ча­ях) [7];
  3. воз­мож­ность у каж­до­го участ­ни­ка полу­чить помощь при воз­ник­но­ве­нии про­блем (понят­ность алго­рит­ма ее полу­че­ния у каж­до­го участника);
  4. доб­ро­воль­ность сбо­ра инфор­ма­ции и пони­ма­ние каж­дым участ­ни­ком даль­ней­ше­го ее исполь­зо­ва­ния (в том чис­ле и воз­мож­но­сти ее удаления);
  5. доступ сто­рон­них лиц к вза­и­мо­дей­ствию и инфор­ма­ции, полу­ча­е­мой в ходе реа­ли­за­ции программы/технологии помо­щи в сети Интер­нет (напри­мер, уча­стие роди­те­лей или закон­ных пред­ста­ви­те­лей несо­вер­шен­но­лет­них в программе/технологии помощи).

Пред­ло­жен­ные прин­ци­пы без­опас­но­сти необ­хо­ди­мо обсуж­дать в про­фес­си­о­наль­ном сооб­ще­стве и учи­ты­вать при раз­ра­бот­ке и реа­ли­за­ции про­грамм помо­щи, для про­фи­лак­ти­ки воз­ник­но­ве­ния раз­лич­ных про­блем, в том чис­ле пра­во­во­го харак­те­ра, что не все­гда оче­вид­но для специалистов.

Литература

  1. Бае­ва И.А. Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность обра­зо­ва­тель­ной сре­ды: как ее создать и изме­рить // Эко­пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния – 6: эко­ло­гия дет­ства и пси­хо­ло­гия устой­чи­во­го раз­ви­тия. 2020. № 6.
  2. Бае­ва И.А., Гаязо­ва Л.А. Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность обра­зо­ва­тель­ной сре­ды шко­лы и ее пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское сопро­вож­де­ние [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3.
  3. Бог­да­но­вич Н.В., Буды­кин А.В. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти несо­вер­шен­но­лет­них с деви­ант­ным пове­де­ни­ем // Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2017. Т. 7, № 4. С. 59-78. DOI 10.17759/psylaw.2017070406.
  4. Бог­да­но­вич Н.В., Дели­балт В.В. Деви­ант­ное онлайн-пове­де­ние: от клас­си­фи­ка­ции видов к ана­ли­зу про­грамм и тех­но­ло­гий помо­щи. Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2024. Том 14. № 2. C. 45–66. DOI:10.17759/psylaw.2024140204.
  5. Бог­да­но­вич Н.В., Дели­балт В.В. Циф­ро­вые ком­пе­тен­ции пси­хо­ло­гов в обла­сти про­фи­лак­ти­ки деви­ант­но­го пове­де­ния // Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2022): сб. ста­тей III Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем. 17—18 нояб­ря 2022 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 282–296.
  6. Бог­да­но­вич Н.В., Дели­балт В.В., Дег­тярёв А.В. Интер­нет-рис­ки и ресур­сы: модель ком­пе­тен­ций спе­ци­а­ли­ста по рабо­те с под­рост­ка­ми // Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2023. Том 13. № 3. С. 72–92. DOI:10.17759/psylaw.2023130306.
  7. Бог­да­но­вич Н.В., Дели­балт В.В., Дег­тярёв А.В. Тре­нин­ги офлайн или онлайн: тен­ден­ции в под­го­тов­ке юри­ди­че­ских пси­хо­ло­гов // Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2022. Том 12. № 2. С. 224–238. DOI:10.17759/psylaw.2022120216.
  8. Дели­балт В.В., Бог­да­но­вич Н.В. Пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы про­фи­лак­ти­ки ксе­но­фо­бии, экс­тре­миз­ма и наци­о­на­лиз­ма как юри­ди­че­ски зна­чи­мых ситу­а­ций / В. В. Дели­балт, Н. В. Бог­да­но­вич // Про­фи­лак­ти­ка ксе­но­фо­бии, экс­тре­миз­ма и наци­о­на­лиз­ма в дет­ской и под­рост­ко­вой сре­де: Сбор­ник тези­сов город­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции, Москва, 16 сен­тяб­ря 2009 года. М: МГППУ, 2009. С. 80-86.
  9. Откло­ня­ю­ще­е­ся онлайн-пове­де­ние под­рост­ков и моло­дых взрос­лых в соци­аль­ных сетях. Учеб­ное посо­бие под. ред. Дво­рян­чи­ко­ва Н.В. и Руб­цо­вой О.В. М.: МГППУ, 2022. 100 с.
  10. Под­ро­сток в Интер­не­те. Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции по оцен­ке рис­ков откло­ня­ю­ще­го­ся пове­де­ния в Интер­не­те в рам­ках сети под­рост­ко­вых цен­тров «Под­рост­ки Рос­сии» / сост. Н.В. Бог­да­но­вич, В.В. Дели­балт, П.Д. Азыр­кин. Москва: Феде­раль­ный центр раз­ви­тия про­грамм соци­а­ли­за­ции под­рост­ков, Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 120 с.
Источ­ник: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2024): сб. ста­тей V меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. 14—15 нояб­ря 2024 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 466–473.

Об авторах

  • Ната­лья Вик­то­ров­на Бог­да­но­вич — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, доцент кафед­ры юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии и пра­ва, факуль­тет юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Вар­ва­ра Васи­льев­на Дели­балт — доцент, кафед­ра юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии и пра­ва, факуль­тет юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest