Гулямов С.С., Родионов А.А. Применение кибергигиены в качестве эффективной психологической меры профилактики киберзависимостей

Г

Введение

За послед­ние деся­ти­ле­тия доступ в Интер­нет и исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий во всем мире вырос­ли в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии. Напри­мер, чис­ло поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та вырос­ло с 361 мил­ли­о­на в 2000 г. до более чем 4,5 мил­ли­ар­да в 2019 г. (рис. 1). 

Рас­про­стра­не­ние смарт­фо­нов ста­ло основ­ным фак­то­ром уве­ли­че­ния исполь­зо­ва­ния Интер­не­та: в 2009 г. во всем мире было про­да­но все­го 130 мил­ли­о­нов смарт­фо­нов, а в 2022 г. про­да­жи смарт­фо­нов пре­вы­си­ли 4,5 мил­ли­ар­да еди­ниц [28].

Бла­го­да­ря широ­ко­му рас­про­стра­не­нию смарт­фо­нов, план­ше­тов, ноут­бу­ков и бес­ко­неч­но­го коли­че­ства при­ло­же­ний и плат­форм люди про­во­дят боль­ше вре­ме­ни в Интер­не­те, чем когда-либо преж­де. Хотя Интер­нет предо­став­ля­ет мно­же­ство удобств, пре­иму­ществ и воз­мож­но­стей, более глу­бо­кое погру­же­ние в циф­ро­вое про­стран­ство сопря­же­но с рис­ка­ми [4; 7]. 

Серьез­ной про­бле­мой, свя­зан­ной с исполь­зо­ва­ни­ем высо­ких тех­но­ло­гий, явля­ет­ся интер­нет-зави­си­мость, харак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся посто­ян­ным и навяз­чи­вым жела­ни­ем быть онлайн. Учи­ты­вая, что гло­баль­ный уро­вень интер­нет-зави­си­мо­сти оце­ни­ва­ет­ся от 1% до 8%, эта воз­ни­ка­ю­щая про­бле­ма пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья может суще­ствен­но подо­рвать пси­хи­че­ское бла­го­по­лу­чие, физи­че­ское здо­ро­вье, соци­аль­ные свя­зи и про­из­во­ди­тель­ность человека.

Все чаще под­ни­ма­ет­ся вопрос о необ­хо­ди­мо­сти фор­ми­ро­ва­ния навы­ков ответ­ствен­но­го циф­ро­во­го пове­де­ния и «циф­ро­вой гиги­е­ны». Одна­ко в ака­де­ми­че­ской лите­ра­ту­ре пока недо­ста­точ­но ком­плекс­ных иссле­до­ва­ний, рас­смат­ри­ва­ю­щих обра­зо­ва­ние в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны как воз­мож­ную про­фи­лак­ти­че­скую стратегию.

Дан­ное иссле­до­ва­ние направ­ле­но на опре­де­ле­ние клю­че­вых прин­ци­пов и мето­дов кибер­ги­ги­е­ны, а так­же на оцен­ку ее потен­ци­аль­ной роли в предот­вра­ще­нии нега­тив­ных послед­ствий чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых технологий. 

Осо­бое вни­ма­ние будет уде­ле­но воз­мож­но­стям при­ме­не­ния обра­зо­ва­тель­ных стра­те­гий в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны в рабо­те со школь­ни­ка­ми и сту­ден­та­ми. Мы рас­счи­ты­ва­ем, что резуль­та­ты про­ве­ден­но­го ана­ли­за вне­сут вклад в даль­ней­шее изу­че­ние дан­ной акту­аль­ной про­бле­ма­ти­ки с пози­ций киберпсихологии.

Методология

В этой ста­тье исполь­зо­ва­лась тео­ре­ти­че­ская мето­до­ло­гия, объ­еди­ня­ю­щая ана­лиз преды­ду­щих иссле­до­ва­ний и вли­я­тель­ных моде­лей тех­но­ло­ги­че­ских зави­си­мо­стей и их предотвращения. 

Кон­цеп­ту­а­ли­за­ция интер­нет-зави­си­мо­сти через приз­му кибер­пси­хо­ло­гии потре­бо­ва­ла уста­нов­ле­ния совре­мен­ной тер­ми­но­ло­гии. Кибер­пси­хо­ло­гия пред­став­ля­ет собой новую область, иссле­ду­ю­щую пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты вза­и­мо­дей­ствия людей с тех­но­ло­ги­я­ми, вклю­чая как поло­жи­тель­ные, так и про­блем­ные отно­ше­ния [5; 11]. 

Пси­хо­ги­ги­е­на — это систе­ма мер по сохра­не­нию и укреп­ле­нию пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья [38]. Про­фи­лак­ти­ка — ком­плекс меро­при­я­тий, направ­лен­ных на пре­ду­пре­жде­ние воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия неже­ла­тель­ных явле­ний [2].

Кибер­за­ви­си­мость — это ком­пуль­сив­ное чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых устройств или онлайн-плат­форм, что при­во­дит к нега­тив­ным послед­стви­ям для жиз­ни [34].

Кибер­ги­ги­е­на вклю­ча­ет в себя мето­ды, спо­соб­ству­ю­щие без­опас­но­му и ответ­ствен­но­му вза­и­мо­дей­ствию с тех­но­ло­гий [14]. Нако­нец, кибер­эти­ка пред­по­ла­га­ет мораль­ную оцен­ку чело­ве­че­ских реше­ний, пове­де­ния и воз­дей­ствия в онлайн-про­стран­стве [35].

После опре­де­ле­ния клю­че­вых кон­цеп­ций во вве­де­нии была уста­нов­ле­на предыс­то­рия роста гло­баль­ной интер­нет-зави­си­мо­сти и свя­зан­ных с ней рис­ков, таких как ухуд­ше­ние пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, соци­аль­ные про­бле­мы и киберзапугивание. 

Ана­лиз лите­ра­ту­ры затем выявил серьез­ные про­бе­лы в мерах обще­ствен­но­го здра­во­охра­не­ния по актив­но­му сдер­жи­ва­нию интер­нет-зави­си­мо­сти с помо­щью стра­те­гий киберпсихологии. 

Срав­не­ние реак­тив­но­го лече­ния и про­фи­лак­ти­че­ских под­хо­дов пока­за­ло, что обра­зо­ва­ние в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны явля­ет­ся мно­го­обе­ща­ю­щим вме­ша­тель­ством, заслу­жи­ва­ю­щим более глу­бо­ко­го изучения.

Мето­до­ло­гия вклю­ча­ла систе­ма­ти­че­ский поиск для выяв­ле­ния соот­вет­ству­ю­щих иссле­до­ва­ний в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии в науч­ных базах дан­ных. Выяв­лен­ные ста­тьи были син­те­зи­ро­ва­ны с исполь­зо­ва­ни­ем про­це­дур коди­ро­ва­ния для выяв­ле­ния тем, свя­зан­ных со стра­те­ги­я­ми кибер­ги­ги­е­ны и про­фи­лак­ти­кой интернет-зависимости.

Результаты и обсуждение

Определение лучших практик кибергигиены

Прин­ци­пы кибер­ги­ги­е­ны согла­су­ют­ся с фор­ми­ро­ва­ни­ем «здо­ро­вых отно­ше­ний с тех­но­ло­ги­я­ми», что­бы избе­жать рас­про­стра­нен­ных оши­бок, таких как интер­нет-зави­си­мость [2; 9; 38]. К ним относятся:

  • прин­цип уме­рен­но­сти — уста­нов­ле­ние разум­ных вре­менных огра­ни­че­ний исполь­зо­ва­ния технологий;
  • прин­цип осо­знан­но­сти — повы­ше­ние само­со­зна­ния отно­си­тель­но сво­их дей­ствий онлайн;
  • прин­цип без­опас­но­сти — выяв­ле­ние и предот­вра­ще­ние онлайн-рисков;
  • прин­цип этич­но­сти — фор­ми­ро­ва­ние ответ­ствен­но­го пове­де­ния в интернет-пространстве;
  • прин­цип балан­са — под­дер­жа­ние гар­мо­нии меж­ду онлайн- и офлайн-активностью. 

Боль­шин­ство прак­тик под­дер­жа­ния кибер­ги­ги­е­ны направ­ле­ны на поощ­ре­ние само­кон­тро­ля и само­со­зна­ния при вза­и­мо­дей­ствии в Интер­не­те (соглас­но выше­ука­зан­ным прин­ци­пам кибергигиены). 

Рас­про­стра­нен­ные мето­ды кибер­ги­ги­е­ны вклю­ча­ют в себя отсле­жи­ва­ние вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го за устрой­ства­ми, пла­ни­ро­ва­ние вре­ме­ни без исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий, вклю­че­ние бло­ки­ров­щи­ков веб-сай­тов и отказ от мно­го­за­дач­но­сти [21].

Роди­те­ли и обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния игра­ют важ­ную роль в обу­че­нии детей навы­кам кибер­ги­ги­е­ны с ран­не­го воз­рас­та, преж­де чем укре­пят­ся моде­ли исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий, вызы­ва­ю­щие привыкание.

Иссле­до­ва­ния в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии опре­де­ля­ют основ­ные кате­го­рии навы­ков и зна­ний в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны. Циф­ро­вая гра­мот­ность пред­по­ла­га­ет пони­ма­ние того, как функ­ци­о­ни­ру­ют раз­лич­ные онлайн-плат­фор­мы и технологии. 

Само­ре­гу­ля­ция (раз­ви­тие спо­соб­но­сти кон­тро­ли­ро­вать вре­мя и часто­ту исполь­зо­ва­ния Интер­не­та) направ­ле­на на кон­троль импуль­сов и отвле­ка­ю­щих фак­то­ров при исполь­зо­ва­нии тех­но­ло­гий с помо­щью таких инстру­мен­тов, как бло­ки­ров­ка веб-сайтов. 

Про­фи­лак­ти­ка рис­ков (фор­ми­ро­ва­ние навы­ков рас­по­зна­ва­ния и предот­вра­ще­ния онлайн-угроз) учит выяв­лять и избе­гать онлайн-мошен­ни­че­ства, дез­ин­фор­ма­ции, киберзапугивания. 

Эти­че­ское обу­че­ние (фор­ми­ро­ва­ние этич­но­го и ответ­ствен­но­го под­хо­да к онлайн ком­му­ни­ка­ции) спо­соб­ству­ет мораль­но­му осо­зна­нию и сочув­ствию при вза­и­мо­дей­ствии в Интернете. 

Нако­нец, сба­лан­си­ро­ван­ное исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий (под­дер­жа­ние балан­са меж­ду онлайн- и офлайн-актив­но­стью, когда вре­мя в Интер­не­те не пре­вы­ша­ет 2—3 часов в день) под­ра­зу­ме­ва­ет уста­нов­ле­ние гра­ниц для здо­ро­во­го потреб­ле­ния тех­но­ло­гий и избе­жа­ние чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та или соци­аль­ных сетей.

Меж­дис­ци­пли­нар­ные ини­ци­а­ти­вы, такие как «Кам­па­нии по кибер­ги­ги­ене от ком­па­нии «TechTarget», объ­еди­ня­ют эти кате­го­рии в ком­плекс­ные реко­мен­да­ции для школ и тех­но­ло­ги­че­ских ком­па­ний [36].

Пред­ла­га­е­мые стра­те­гии кибер­ги­ги­е­ны вклю­ча­ют обу­че­ние людей кибер­эти­ке; мони­то­ринг вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го перед экра­ном; обес­пе­че­ние без­опас­но­сти устройств и под­клю­че­ний; прак­ти­ку ответ­ствен­но­го циф­ро­во­го граж­дан­ства и исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей, а так­же рас­ста­нов­ку при­о­ри­те­тов в лич­ном взаимодействии. 

При после­до­ва­тель­ном при­ме­не­нии этот ком­би­ни­ро­ван­ный под­ход может раз­вить жиз­нен­но важ­ные когни­тив­ные, эмо­ци­о­наль­ные и пове­ден­че­ские навы­ки, необ­хо­ди­мые для предот­вра­ще­ния интернет-зависимости.

Уменьшение симптомов интернет-зависимости при помощи кибергигиены

Все боль­ше иссле­до­ва­ний пока­зы­ва­ют, что кибер­ги­ги­е­на эффек­тив­но умень­ша­ет симп­то­мы и послед­ствия, свя­зан­ные с интер­нет-зави­си­мо­стью, в раз­ных воз­раст­ных группах. 

Мно­го­чис­лен­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что обра­зо­ва­тель­ные кам­па­нии по обу­че­нию прин­ци­пам здо­ро­во­го исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий зна­чи­тель­но сни­жа­ют чрез­мер­ное или ком­пуль­сив­ное пове­де­ние в Интер­не­те [22].

Напри­мер, про­грам­ма кибер­ги­ги­е­ны для моло­де­жи Гон­кон­га, ори­ен­ти­ро­ван­ная на само­со­зна­ние, само­дис­ци­пли­ну, ответ­ствен­ное исполь­зо­ва­ние и сба­лан­си­ро­ван­ный образ жиз­ни, спо­соб­ство­ва­ла сни­же­нию пока­за­те­лей интер­нет­за­ви­си­мо­сти через 3 месяца.

Экс­пе­ри­мен­ты, про­ве­ря­ю­щие кон­крет­ные стра­те­гии кибер­ги­ги­е­ны, такие как мони­то­ринг или огра­ни­че­ние исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий, предо­став­ля­ют допол­ни­тель­ные дока­за­тель­ства сни­же­ния склон­но­сти к зависимости. 

Иссле­до­ва­ние поль­зо­ва­те­лей смарт­фо­нов — сту­ден­тов бака­лаври­а­та в США пока­за­ло, что исполь­зо­ва­ние циф­ро­во­го оздо­ро­ви­тель­но­го при­ло­же­ния Moment для само­сто­я­тель­но­го отсле­жи­ва­ния вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го перед экра­ном, при­ве­ло к сни­же­нию еже­не­дель­но­го исполь­зо­ва­ния теле­фо­на через 6 недель [26].

Сту­ден­ты уни­вер­си­те­та в Южной Корее, слу­чай­но выбран­ные для иссле­до­ва­ний в обла­сти исполь­зо­ва­ния при­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­ще­го исполь­зо­ва­ние смарт­фо­нов, после двух­не­дель­но­го поль­зо­ва­ния про­грам­мой пока­за­ли улуч­ше­ние пока­за­те­лей по шка­ле интер­нет-зави­си­мо­сти и свя­зан­ных с ней эмо­ци­о­наль­ных симп­то­мов по срав­не­нию с кон­троль­ной груп­пой [24].

Каче­ствен­ные иссле­до­ва­ния в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии так­же демон­стри­ру­ют полез­ность кибер­ги­ги­е­ны в борь­бе с интер­нет-зави­си­мо­стью на осно­ве инди­ви­ду­аль­но­го опыта. 

Под­рост­ки, участ­во­вав­шие в син­га­пур­ском иссле­до­ва­нии, сооб­щи­ли, что при­ло­же­ния, бло­ки­ру­ю­щие сай­ты и отсле­жи­ва­ю­щие их исполь­зо­ва­ние, помог­ли им сокра­тить вре­мя, про­ве­ден­ное в Интер­не­те, и раз­вить более здо­ро­вые циф­ро­вые привычки. 

Люди, стра­да­ю­щие интер­нет-зави­си­мо­стью, рас­ска­за­ли, что про­стые пра­ви­ла гиги­е­ны, такие как отказ от исполь­зо­ва­ния гад­же­тов за час до сна, отклю­че­ние уве­дом­ле­ний и пла­ни­ро­ва­ние вре­ме­ни, сво­бод­но­го от тех­но­ло­гий, поз­во­ли­ли им полу­чить кон­троль над исполь­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гий [29].

В целом, эмпи­ри­че­ские дан­ные, собран­ные в раз­ных мето­до­ло­ги­ях, под­твер­жда­ют, что обу­че­ние кибер­ги­ги­ене и ее внед­ре­ние явля­ет­ся эффек­тив­ным под­хо­дом к про­ти­во­дей­ствию мно­го­чис­лен­ным фак­то­рам и про­яв­ле­ни­ям интернет-зависимости.

Психологические механизмы кибергигиены

Тео­рии и иссле­до­ва­ния в кибер­пси­хо­ло­гии помо­га­ют объ­яс­нить пси­хо­ло­ги­че­ские меха­низ­мы, с помо­щью кото­рых кибер­ги­ги­е­на предот­вра­ща­ет интернет-зависимость. 

Во-пер­вых, пра­ви­ла гиги­е­ны могут напря­мую сни­жать вре­мя, затра­чи­ва­е­мое на исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий, огра­ни­чи­вая воз­мож­но­сти неадап­тив­но­го чрез­мер­но­го их исполь­зо­ва­ния [37].

При­ло­же­ния, отсле­жи­ва­ю­щие исполь­зо­ва­ние и уста­нав­ли­ва­ю­щие огра­ни­че­ния по вре­ме­ни, дела­ют чрез­мер­ное потреб­ле­ние более замет­ным, в то вре­мя как бло­ки­ров­щи­ки веб-сай­тов физи­че­ски огра­ни­чи­ва­ют доступ к триг­гер­ным сай­там [1; 8; 28]. 

Во-вто­рых, после­до­ва­тель­ное при­ме­не­ние кибер­ги­ги­е­ны учит кон­тро­лю жиз­нен­но важ­ных импуль­сов, регу­ли­ро­ва­нию эмо­ций и навы­кам при­ня­тия реше­ний для ответ­ствен­но­го исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий [30].

В-тре­тьих, пра­ви­ла гиги­е­ны спо­соб­ству­ют осо­зна­нию инди­ви­ду­аль­ных мыс­лей, чувств и пове­де­ния в отно­ше­нии тех­но­ло­гий, извест­но­му как мета­по­зна­ние. Заме­тить побуж­де­ния к чрез­мер­но­му исполь­зо­ва­нию тех­но­ло­гий — это пер­вый шаг к раз­ра­бот­ке более здо­ро­вых мер.

Кибер­ги­ги­е­на так­же ока­зы­ва­ет кос­вен­ное защит­ное воз­дей­ствие на фак­то­ры пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и бла­го­по­лу­чия, свя­зан­ные с пред­рас­по­ло­жен­но­стью к интернет-зависимости. 

Напри­мер, пра­ви­ла гиги­е­ны помо­га­ют предот­вра­тить чрез­мер­ное сме­ще­ние соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий в онлайн-сре­ду, сни­жая свя­зан­ные с этим рис­ки депрес­сии [16].

Огра­ни­че­ние вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в соци­аль­ных сетях, может ока­зать поло­жи­тель­ное вли­я­ние, умень­шая нега­тив­ные факторы. 

В част­но­сти, сни­жа­ют­ся соци­аль­ное срав­не­ние сво­ей жиз­ни с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми и ощу­ще­ние тре­во­ги от воз­мож­но­сти «упу­стить» неко­то­рую важ­ную инфор­ма­цию в сво­ей лен­те. Дан­ные фак­то­ры часто нега­тив­но отра­жа­ют­ся на само­оцен­ке лич­но­сти [3; 15; 39; 25]. 

Избе­га­ние мно­го­за­дач­но­сти спо­соб­ству­ет кон­цен­тра­ции вни­ма­ния и успе­ва­е­мо­сти, обес­пе­чи­вая аль­тер­на­тив­ное повы­ше­ние само­оцен­ки и настроения. 

Нако­нец, кибер­ги­ги­е­на спо­соб­ству­ет меж­лич­ност­ным отно­ше­ни­ям и физи­че­ской актив­но­сти, что защи­ща­ет от про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интернета.

Таким обра­зом, инте­гра­ция мето­дов моди­фи­ка­ции пове­де­ния, мета­ко­гни­тив­ный тре­нинг, раз­ви­тие защит­ных при­вы­чек и под­держ­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья посред­ством ини­ци­а­тив в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны обес­пе­чи­ва­ют мно­го­мер­ный эффект про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти [19; 10].

Внедрение образования в области кибергигиены

Экс­пер­ты по кибер­пси­хо­ло­гии утвер­жда­ют, что для опти­маль­но­го про­фи­лак­ти­че­ско­го воз­дей­ствия обу­че­ние кибер­ги­ги­ене долж­но быть стан­дар­ти­зи­ро­ва­но в школь­ных про­грам­мах с уче­том совре­мен­ных циф­ро­вых реа­лий [6].

Обу­че­ние долж­но начи­нать­ся в ран­нем воз­расте, что­бы сфор­ми­ро­вать здо­ро­вые при­выч­ки в исполь­зо­ва­нии тех­но­ло­гий до наступ­ле­ния под­рост­ко­во­го воз­рас­та, когда риск интер­нет-зави­си­мо­сти возрастает. 

Учеб­ные про­грам­мы могут вклю­чать соче­та­ние фор­ми­ро­ва­ния зна­ний, раз­ви­тия навы­ков и мета­ко­гни­тив­ной под­го­тов­ки с исполь­зо­ва­ни­ем эмпи­ри­че­ских меро­при­я­тий, осно­ван­ных на фак­ти­че­ских данных. 

Обу­че­ние как тех­ни­че­ским, так и пси­хо­со­ци­аль­ным навы­кам кибер­ги­ги­е­ны поз­во­ля­ет уча­щим­ся без­опас­но и ответ­ствен­но пере­ме­щать­ся в онлайн-про­стран­стве [17].

Учеб­ные заве­де­ния могут допол­ни­тель­но уси­лить уро­ки с помо­щью стра­те­гий кибер­ги­ги­е­ны, огра­ни­чи­ва­ю­щих исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий в классе.

В допол­не­ние к обу­че­нию в клас­се роди­те­ли долж­ны так­же сле­дить за исполь­зо­ва­ни­ем детьми Интер­не­та и моде­ли­ро­вать прак­ти­ку кибер­ги­ги­е­ны дома. Семей­ные медиа­пла­ны, в кото­рых роди­те­ли и дети дого­ва­ри­ва­ют­ся о пра­ви­лах и огра­ни­че­ни­ях в исполь­зо­ва­нии Интер­не­та [23].

Роди­те­ли долж­ны откры­то обсуж­дать онлайн-рис­ки и при­ни­мать сов­мест­ные реше­ния отно­си­тель­но соот­вет­ству­ю­щих при­ло­же­ний и веб-сай­тов. Под­дер­жа­ние посто­ян­ных раз­го­во­ров о кибер­ги­ги­ене в под­рост­ко­вом воз­расте может смяг­чить вли­я­ние сверст­ни­ков на рис­ко­ван­ное пове­де­ние в Интернете.

Для людей, уже стра­да­ю­щих от чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий или зави­си­мо­сти, тера­пев­ты могут вклю­чить обу­че­ние кибер­ги­ги­ене в пла­ны когни­тив­но-пове­ден­че­ско­го и мета­ко­гни­тив­но­го лечения. 

Экс­пер­ты могут назна­чить мони­то­ринг исполь­зо­ва­ния, огра­ни­че­ние сай­тов, пла­ни­ро­ва­ние вре­ме­ни, сво­бод­но­го от тех­но­ло­гий, и выяв­ле­ние триг­ге­ров исполь­зо­ва­ния в каче­стве домаш­не­го зада­ния для про­вер­ки вли­я­ния на вызы­ва­ю­щие при­вы­ка­ние мыс­ли и пове­де­ние [12].

Груп­пы под­держ­ки ана­ло­гич­ным обра­зом обес­пе­чи­ва­ют под­от­чет­ность при внед­ре­нии мето­дов кибер­ги­ги­е­ны. Рабо­чие места так­же явля­ют­ся иде­аль­ным объ­ек­том для поли­ти­ки и про­грамм кибер­ги­ги­е­ны, направ­лен­ных на сни­же­ние рис­ка интер­нет-зави­си­мо­сти у сотрудников.

Роль поведенческого права и политики

Дан­ные послед­них науч­ных иссле­до­ва­ний сви­де­тель­ству­ют о том, что под­хо­ды к пове­ден­че­ско­му пра­ву и госу­дар­ствен­ной стра­те­гии могут еще боль­ше уве­ли­чить уси­лия по кибер­ги­ги­ене в борь­бе с интер­нет-зави­си­мо­стью на уровне обще­ства (табл. 1). 

Таблица 1. Поведенческое право и стратегические подходы к усилению кибергигиены

Под­ходОпи­са­ние
Пове­ден­че­ское пра­во и стратегияИсполь­зу­ет пси­хо­ло­гию и пове­ден­че­скую эко­но­ми­ку для пози­тив­но­го фор­ми­ро­ва­ния выбо­ра и окру­жа­ю­щей среды
Прин­ци­пы по умолчаниюАвто­ма­ти­че­ская реги­стра­ция поль­зо­ва­те­лей в полез­ных настрой­ках, та- ких как огра­ни­че­ние вре­ме­ни исполь­зо­ва­ния экрана
Циф­ро­вая информацияПер­со­на­ли­зи­ро­ван­ные напо­ми­на­ния и пре­ду­пре­жде­ния о бес­по­лез­ном исполь­зо­ва­нии технологий
Инди­ви­ду­аль­ная циф­ро­вая средаПро­ек­ти­ро­ва­ние интер­фей­сов, спо­соб­ству­ю­щих раз­мыш­ле­нию и самоконтролю

Пове­ден­че­ское пра­во исполь­зу­ет идеи пси­хо­ло­гии и пове­ден­че­ской эко­но­ми­ки для струк­ту­ри­ро­ва­ния выбо­ра и окру­жа­ю­щей сре­ды таким обра­зом, что­бы при­не­сти поль­зу инди­ви­ду­аль­но­му и кол­лек­тив­но­му бла­го­по­лу­чию [31].

Про­гноз­ная пове­ден­че­ская ана­ли­ти­ка и циф­ро­вая инфор­ма­ция могут предо­став­лять пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ные напо­ми­на­ния или пре­ду­пре­жде­ния о вред­ных интер­нет-при­выч­ках в каче­стве про­фи­лак­ти­че­ских мер.

Пра­ви­тель­ства изу­ча­ют раз­лич­ные меры регу­ли­ро­ва­ния, что­бы моти­ви­ро­вать ответ­ствен­ную раз­ра­бот­ку и исполь­зо­ва­ние технологий.

Дру­гие реко­мен­ду­е­мые пра­ви­ла вклю­ча­ют тре­бо­ва­ние огра­ни­че­ния вре­ме­ни, сокра­ще­ние функ­ций авто­за­пус­ка, кото­рые спо­соб­ству­ют бес­ко­неч­ной про­крут­ке, а так­же настрой­ки кон­фи­ден­ци­аль­но­сти по умол­ча­нию, сво­дя­щие к мини­му­му чрез­мер­ное соци­аль­ное срав­не­ние и отвле­че­ние [18].

Нало­го­об­ло­же­ние циф­ро­вой рекла­мы или стро­гие огра­ни­че­ния вре­ме­ни про­смот­ра так­же под­дер­жи­ва­ют модерацию.

Экс­пер­ты утвер­жда­ют, что более стро­гое госу­дар­ствен­ное регу­ли­ро­ва­ние в сфе­ре высо­ких тех­но­ло­гий может при­ве­сти к огра­ни­че­нию инно­ва­ций и зло­упо­треб­ле­нию роди­тель­ским авто­ри­те­том в отно­ше­нии циф­ро­вых привычек. 

Таким обра­зом, мно­го­гран­ные поли­ти­че­ские реше­ния долж­ны обес­пе­чи­вать баланс инте­ре­сов обще­ствен­но­го здра­во­охра­не­ния, эко­но­ми­че­ских выгод и эти­че­ских соображений.

В целом, пове­ден­че­ское пра­во и тех­но­ло­ги­че­ские нор­мы, осно­ван­ные на пси­хо­ло­гии, пред­став­ля­ют собой новый поли­ти­че­ский рубеж, спо­соб­ный допол­нить уси­лия по кибергигиене.

Примеры успешных кампаний

Пер­вые уси­лия по кибер­ги­ги­ене пока­зы­ва­ют эффек­тив­ность мно­го­уров­не­вых стра­те­гий в борь­бе с интернет-зависимостью. 

Про­грам­ма повы­ше­ния осве­дом­лен­но­сти СМИ Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та соче­та­ет в себе обу­че­ние сту­ден­тов кибер­ги­ги­ене с поли­ти­кой исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий и досту­пом к лече­нию зави­си­мо­сти, демон­стри­руя сни­же­ние симп­то­мов чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та через год [20].

Лон­дон­ская шко­ла гиги­е­ны и тро­пи­че­ской меди­ци­ны обу­ча­ет роди­те­лей и учи­те­лей сов­мест­но­му мони­то­рин­гу тех­но­ло­ги­че­ских при­вы­чек уча­щих­ся и обес­пе­че­нию сба­лан­си­ро­ван­но­го исполь­зо­ва­ния с помо­щью систем воз­на­граж­де­ния [26].

В Южной Корее, извест­ной высо­ким уров­нем интер­нет-зави­си­мо­сти, пра­ви­тель­ствен­ные ини­ци­а­ти­вы реа­ли­зо­ва­ли надеж­ные про­грам­мы про­фи­лак­ти­ки и инфра­струк­ту­ру лечения. 

Обра­зо­ва­ние в обла­сти обще­ствен­но­го здра­во­охра­не­ния допол­ня­ет про­грам­мы реа­би­ли­та­ци­он­ных кли­ник и школ-интер­на­тов, укреп­ляя здо­ро­вые циф­ро­вые при­выч­ки посред­ством иммер­сив­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния и раз­ви­тия гиги­е­ни­че­ских навыков. 

Этот ком­плекс­ный под­ход кибер­пси­хо­ло­гии пред­став­ля­ет собой модель реги­о­наль­ных стра­те­гий интернет-зависимости. 

При­чем, как пока­за­ло иссле­до­ва­ние «Combatting digital addiction: Current approaches and future directions» [13], про­ве­ден­ное в 2022 г., в боль­шин­стве кам­па­ний про предот­вра­ще­нию интер­нет-зави­си­мо­сти (в рабо­те было про­ана­ли­зи­ро­ва­но око­ло 87 иссле­до­ва­ний, вклю­чая инно­ва­ци­он­ные моде­ли тера­пии) при­ме­нял­ся очень эффек­тив­ный пси­хо­со­ци­аль­ный тера­пев­ти­че­ский под­ход (он был при­ме­нен в 52 из 87 слу­ча­ев), кото­рый вклю­чал мето­ды когни­тив­но-пове­ден­че­ской тера­пии, вклю­ча­ю­щий осо­знан­ный под­ход к исполь­зо­ва­нию гад­же­тов, что соот­вет­ству­ет под­дер­жа­нию прин­ци­пов и стра­те­гий кибер­ги­ги­е­ны (кото­рый, как пока­за­ло дан­ное иссле­до­ва­ние, ока­зал­ся эффек­тив­ным в 46 из 52 слу­ча­ев (рис. 2)).

Так­же в иссле­до­ва­нии под­твер­ди­лось, что тера­пия исполь­зо­ва­лась для повы­ше­ния само­со­зна­ния в отно­ше­нии про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий путем выде­ле­ния внут­рен­них и внеш­них триг­ге­ров, кото­рые про­во­ци­ру­ют некон­тро­ли­ру­е­мое исполь­зо­ва­ние гад­же­тов и Интер­не­та, а так­же путем выяв­ле­ния чувств, пси­хо­ло­ги­че­ских потреб­но­стей и оши­боч­ных убеж­де­ний (напри­мер: «Меня ценят толь­ко в Интер­не­те»), кото­рые вызы­ва­ют чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние технологий. 

Такое пони­ма­ние помо­га­ет людям осо­знать при­чи­ны фор­ми­ро­ва­ния циф­ро­вой зави­си­мо­сти и пре­одо­леть нега­тив­ные эмо­ции и убеж­де­ния, свя­зан­ные с избы­точ­ным потреб­ле­ни­ем циф­ро­во­го кон­тен­та. Все это согла­су­ет­ся со стра­те­ги­я­ми кибергигиены.

В этих инно­ва­ци­он­ных при­ме­рах пред­ла­га­ют­ся шаб­ло­ны для коор­ди­на­ции дей­ствий по реше­нию про­бле­мы чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий посред­ством обра­зо­ва­ния в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны, соот­вет­ству­ю­ще­го уров­ню раз­ви­тия, инте­гра­ции роди­те­лей, само­ре­гу­ли­ро­ва­ния отрас­ли, служб пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и госу­дар­ствен­но­го надзора. 

Несмот­ря на то, что появи­лись поло­жи­тель­ные пред­ва­ри­тель­ные резуль­та­ты, для под­твер­жде­ния про­фи­лак­ти­че­ско­го эффек­та по-преж­не­му необ­хо­ди­мы дол­го­сроч­ные круп­но­мас­штаб­ные иссле­до­ва­ния, отсле­жи­ва­ю­щие уро­вень интер­нет-зави­си­мо­сти наря­ду с при­ни­ма­е­мы­ми мерами. 

Про­дол­жа­ю­щи­е­ся иссле­до­ва­ния в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии долж­ны спо­соб­ство­вать опти­ми­за­ции инте­гри­ро­ван­ных структур.

Заключение

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что ком­плекс­ный под­ход к обра­зо­ва­нию в обла­сти кибер­ги­ги­е­ны обла­да­ет зна­чи­тель­ным потен­ци­а­лом для про­фи­лак­ти­ки интернетзависимости. 

Ана­лиз прин­ци­пов и мето­дов под­дер­жа­ния кибер­ги­ги­е­ны, а так­же оцен­ка их эффек­тив­но­сти под­твер­жда­ют целе­со­об­раз­ность внед­ре­ния дан­ных стра­те­гий для предот­вра­ще­ния нега­тив­ных послед­ствий чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых технологий.

Осо­бен­но пер­спек­тив­но исполь­зо­ва­ние обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по кибер­ги­ги­ене в рабо­те со школь­ни­ка­ми и сту­ден­та­ми. Ком­плекс­ное обу­че­ние прин­ци­пам и навы­кам ответ­ствен­но­го и уме­рен­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий помо­га­ет фор­ми­ро­вать более здо­ро­вые тех­но­ло­ги­че­ские при­выч­ки с ран­не­го возраста.

Для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти необ­хо­ди­мы допол­ни­тель­ные дол­го­сроч­ные иссле­до­ва­ния резуль­та­тов обра­зо­ва­тель­ных стра­те­гий кибер­ги­ги­е­ны в раз­лич­ных воз­раст­ных груп­пах. Тем не менее уже сей­час мож­но утвер­ждать, что кибер­ги­ги­е­на явля­ет­ся важ­ной состав­ля­ю­щей ком­плекс­но­го под­хо­да в реше­нии акту­аль­ной про­бле­мы интернет-зависимости.

Литература

  1. Гра­че­ва Д.А. Ана­лиз сопо­ста­ви­мо­сти изме­ре­ния мета­пред­мет­ных навы­ков в циф­ро­вой сре­де [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2022. Том 27. № 6. С. 57–67. doi:10.17759/pse.2022270605
  2. Ермо­ло­ва Т.В., Лит­ви­нов А.В., Савиц­кая Н.В., Кру­ков­ская О.А. Совре­мен­ные реа­лии эти­ки обще­ния в обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве [Элек­трон­ный ресурс] // Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2021. Том 10. № 3. С. 8–20. doi:10.17759/jmfp.2021100301
  3. Куль­ко­ва Ж.Г. Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность детей и под­рост­ков в интер­нет-про­стран­стве [Элек­трон­ный ресурс] // Вест­ник прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния. 2017. Том 14. № 4. С. 35–38.
  4. Моро­са­но­ва В.И., Филип­по­ва Е.В., Фоми­на Т.Г. Осо­знан­ная само­ре­гу­ля­ция и ака­де­ми­че­ская моти­ва­ция как ресур­сы выпол­не­ния обу­ча­ю­щи­ми­ся про­ект­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2023. Том 28. № 3. С. 47– 61. doi:10.17759/pse.2023280304
  5. Мус­са Н.М. Улуч­ше­ние резуль­та­тов обу­че­ния: роль само­эф­фек­тив­но­сти при про­гно­зи­ро­ва­нии успе­ва­е­мо­сти сту­ден­тов в усло­ви­ях выс­ше­го обра­зо­ва­ния [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2023. Том 28. № 2. С. 18–29. doi:10.17759/pse.2023280202
  6. Нур­ка­е­ва И.М., Арте­мо­ва А.А. Инфор­ма­ци­он­ная систе­ма диа­гно­сти­ки стрес­со­устой­чи­во­сти педа­го­гов [Элек­трон­ный ресурс] // Моде­ли­ро­ва­ние и ана­лиз дан­ных. 2021. Том 11. № 4. С. 59–71. doi:10.17759/mda.2021110405
  7. Сол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И. Лич­ност­ные харак­те­ри­сти­ки и пси­хо­ло­ги­че­ская само­ре­гу­ля­ция сту­ден­тов онлайн и офлайн: неко­то­рые осо­бен­но­сти циф­ро­вой соци­аль­но­сти [Элек­трон­ный ресурс] // Вест­ник Санкт-Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Пси­хо­ло­гия. 2023. Том 13. № 1. С. 24–37. doi:10.21638/spbu16.2023.102
  8. Соро­ко­ва М.Г., Один­цо­ва М.А., Рад­чи­ко­ва Н.П. Оцен­ка циф­ро­вых обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий пре­по­да­ва­те­ля­ми вузов [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2023. Том 28. № 1. С. 25–39. doi:10.17759/pse.2023280101
  9. Хозе Е.Г. Вир­ту­аль­ная реаль­ность и обра­зо­ва­ние [Элек­трон­ный ресурс] // Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2021. Том 10. № 3. С. 68–78. doi:10.17759/jmfp.2021000002
  10. Aisyah E.N., Iriyanto T., Hardika H., Rosyidamayani A.P., Maningtyas R.T. The Cyber Ethics of Academic Communication Based on Early Childhood Education Student Perception in Universitas Negeri Malang // Proceedings of the 1st International Conference on Information Technology and Education (ICITE 2020). Atlantis Press, 2020. doi:10.2991/assehr.k.200711.001
  11. Ayeni O., Madugba J., Sanni J. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2022 // ResearchGate. doi:10.13140/RG.2.2.22664.29447
  12. Brand M., Young K.S., Laier C. Integrating psychological and neurobiological considerations regarding the development and maintenance of specific Internet-use disorders: An Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution (I-PACE) model // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2016. Vol. 71. P. 252–266. doi:10.1016/j.neubiorev.2016.08.033
  13. Cemiloglu D., Almourad M.B., McAlaney J., Ali R. Combatting digital addiction: Current approaches and future directions // Technology in Society. 2022. Vol. 68. doi:10.1016/j.techsoc.2021.101832
  14. Chen S.-H., Weng L.-J., Su Y.-J., Wu H.-M., Yang P.-F. Development of Chinese Internet Addiction Scale and its psychometric study // Chinese Journal of Psychology. 2003. Vol. 45(3). P. 251–266. doi:10.1037/t44491-000
  15. Chittaranjan G., Blom J., Gatica-Perez D. Mining large-scale smartphone data for personality studies // Personal and Ubiquitous Computing. 2013. Vol. 17. P. 433–450. doi:10.1007/s00779-0110490-1
  16. Elhai J.D., Dvorak R.D., Levine J.C., Hall B.J. Problematic smartphone use: A conceptual overview and systematic review of relations with anxiety and depression psychopathology // Journal of Affective Disorders. 2017. Vol. 207. P. 251–259. doi:10.1016/j.jad.2016.08.030
  17. Fikry A., Hamzah M.R., Hussein Z., Saputra D.I. Cyber Hygiene Practices from The Lens of Professional Youth in Malaysia // Environment-Behaviour Proceedings Journal. 2023. Vol. 8(25). P. 187–193. doi:10.21834/e-bpj.v8i25.4827
  18. Gulyamov S.S. Legal Frameworks for the Integration of Artificial Intelligence // 6th International Conference on Nanotechnologies and Biomedical Engineering. ICNBME 2023. IFMBE Proceedings. Vol. 92 / Sontea V., Tiginyanu I., Railean S. (Еds). Springer, Cham, 2024. doi:10.1007/978-3-031-42782-4_16
  19. Gulyamov S.S., Fayziev R.A., Rodionov A.A., Jakupov G.A. Leveraging Semantic Analysis in Machine Learning for Addressing Unstructured Challenges in Education // 2023 3rd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE). Lipetsk, 2023. P. 5–7. doi:10.1109/TELE58910.2023.10184355
  20. Gulyamov S.S., Narziev O.S. Uzbekistan Investment Law and Policy: Challenges and Opportunities // Asian Yearbook of International Economic Law 2023 / Bungenberg M., Chi M., Jusoh S., Ranjan P., Rustambekov I. (Eds). Springer, Cham, 2023. P. 97–103. doi:10.1007/16517_2023_17
  21. Gulyamov S.S., Rodionov A.A., Rustambekov I.R., Yakubov A.N. The Growing Significance of Cyber Law Professionals in Higher Education: Effective Learning Strategies and Innovative Approaches // 2023 3rd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE). Lipetsk, 2023. P. 117–119. doi:10.1109/TELE58910.2023.10184186
  22. Ho R.C., Zhang M.W., Tsang T.Y., Toh A.H, Pan F., Lu Y., Cheng C., Yip P.S, Lam L.T,  Lai Ch.-M., Watanabe H., Mak K.-K. The association between internet addiction and psychiatric comorbidity: a meta-analysis // BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. doi:10.1186/1471-244X-14-183
  23. Hong S.B., Hong S.-B., Zalesky A., Cocchi L., Fornito A., Choi E.-J., Kim H.-H., Suh J.-E., Kim Ch.-D., Kim J.-W., Yi S.-H. Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction // PLoS One. 2013. Vol. 8(2). doi:10.1371/journal.pone.0057831
  24. Kim H.J., et al. Accident risk associated with smartphone addiction: A study on university students in Korea // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6(4). P. 699–707. doi:10.1556/2006.6.2017.070
  25. Király O., et al. Preventing problematic internet use during the COVID-19 pandemic: Consensus guidance // Comprehensive Psychiatry. 2018. Vol. 100. doi:10.1016/j.comppsych.2020.152180
  26. Kuss D.J. Internet Addiction: The Problem and Treatment // Addicta: The Turkish Journal on Addictions. 2016. Vol. 3(2). P. 185–192. doi:10.15805/addicta.2016.3.0106
  27. Kuss D.J., Kanjo E., Crook-Rumsey M., Kibowski F., Wang G.Y., Sumich A. Problematic Mobile Phone Use and Addiction Across Generations: the Roles of Psychopathological Symptoms and Smartphone Use // Journal of Technology in Behavioral Science. 2018. Vol. 3(3). P. 141–149. doi:10.1007/s41347-017-0041-3
  28. Majid I., Kouser S. Social Media and Security: How To Ensure Safe Social Networking // International Journal of Cyber Security and Digital Forensics. 2019. Vol. 1(1). P. 36–38. doi:10.33545/26649799.2019.v1.i1a.6
  29. Onyechi C., Ukpor S., Abhulimhen B. Analyzing The Interplay Of Internet Addiction, Impulsivity, Attitude And Risky Behaviours In Cybersecurity. 2023 // ResearchGate. doi:10.13140/RG.2.2.31243.05927
  30. Philippe T.J., Sikder N., Jackson A., Koblanski M.E., Liow E.D., Pilarinos A., Vasarhelyi M.P., Vasarhelyi K. Digital Health Interventions for Delivery of Mental Health Care: Systematic and Comprehensive Meta-Review // JMIR Mental Health. 2022. Vol. 9(5). doi:10.2196/35159
  31. Przybylski A.K., Weinstein N. A Large-Scale Test of the Goldilocks Hypothesis // Psychological Science. 2017. Vol. 28(2). P. 204–215. doi:10.1177/0956797616678438
  32. Shaffer H.J., LaPlante D.A., LaBrie R.A., Kidman R.C., Donato A.N., Stanton M.V. Toward a syndrome model of addiction: Multiple expressions, common etiology // Harvard Review of Psychiatry. 2004. Vol. 12(6). P. 367–374. doi:10.1080/10673220490905705
  33. Smartphone sales worldwide 2007-2017 [Элек­трон­ный ресурс] // StatInvestor. 
  34. Starcevic V. Is Internet addiction a useful concept? // The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2013. Vol. 47(1). P. 16–19. doi:10.1177/0004867412461693
  35. Tokunaga R.S. Perspectives on Internet Addiction, Problematic Internet Use, and Deficient Self-Regulation: Contributions of Communication Research // Annals of the International Communication Association. 2015. Vol. 39(1). P. 131–161. doi:10.1080/23808985.2015.11679174
  36. Vishwanath A., Neo L.S., Goh P., Lee S., Khader M., Ong G., Chin J. Cyber hygiene: The concept, its measure, and its initial tests // Decision Support Systems. 2020. Vol. 128. doi:10.1016/j.dss.2019.113160
  37. Young K.S. Internet addiction: A new clinical phenomenon and its consequences // American Behavioral Scientist. 2004. Vol. 48(4). P. 402–415. doi:10.1177/0002764204270278
  38. Young K.S. The Evolution of Internet Addiction // Addictive Behaviors. 2017. Vol. 64. doi:10.1016/j.addbeh.2015.05.016
  39. Zajac K., Ginley M.K., Chang R., Petry N.M. Treatments for Internet gaming disorder and Internet addiction: A systematic review // Psychology of Addictive Behaviors. 2020. Vol. 31(8).  P. 979–994. doi:10.1037/adb0000315
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2024. Том 14. № 2. C. 77–91. DOI:10.17759/psylaw.2024140206

Об авторах

  • Гуля­мов Саид Саи­дахра­ро­вич — док­тор юри­ди­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий, кафед­ра кибер­пра­ва, Таш­кент­ский госу­дар­ствен­ный юри­ди­че­ский уни­вер­си­тет, Таш­кент, Узбекистан.
  • Роди­о­нов Андрей Алек­сан­дро­вич — магистр, Таш­кент­ский госу­дар­ствен­ный юри­ди­че­ский уни­вер­си­тет, Таш­кент, Узбекистан.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest