Деятельность современного человека трудно представить без компьютера, Интернета и компьютерных программ. Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, такие как общение, познание, игра (развлечение) — обладают свойством захватывать сознание человека целиком, при этом практически не оставляя ему времени на другие виды деятельности.
Вместе с тем, в настоящее время все чаще звучит информация о состоянии зависимости молодых людей от Интернета, компьютерных видеоигр.
Как правило, в этой информации достаточно негативно описывают данный феномен, рассматривая его крайне однобоко: «отрыв от реальности», «эмоциональная нестабильность игроков», «игры провоцируют жестокость» и т. д.
Анализ литературы свидетельствует о наличии термина «Компьютерная зависимость» и как ее составной части — «Интернет-зависимость». Однако, сейчас этот вид зависимости не входит в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра и в Diagnostic and Statistical Manual Mental Disorders (fourth edition) (DSM IV) [5, с.21].
По мнению Бурлакова И. компьютерные игры дают людям уникальную возможность перенестись в мир иллюзий и грез. Автор указывает на возможность человека глубоко погружаться в нереальный мир и иметь там большую свободу поведения.
Преимущество компьютерным играм над кино, театром и книгами дает их интерактивность: игры вовлекают в совместную деятельность, игрок перестает быть пассивным наблюдателем, он активно влияет на текущие события [1].
В своих исследованиях Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот отмечают, что влечение к игре является проявлением протеста и бессознательного агрессивного отношения к реальной действительности, а неадекватная уверенность в выигрыше скрывает инфантильные фантазии всемогущества и подсознательного ожидания неограниченного удовлетворения своих желаний [5, с.22].
По мнению психолога Иванова М. С., динамика развития компьютерной зависимости, представляет собой четыре стадии [3]:
- На первой стадии происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости).
- Вторая стадия характеризуется периодом быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости).
- Стадия зависимости достигает максимума и соотносится с индивидуальными особенностями личности, а также факторов среды (стадия зависимости).
- Впоследствии, зависимость на определенном промежутке времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности).
Психологические признаки интернет — зависимости включают в себя [4, с.67]:
- ютимия (несколько повышенное настроение) во время использования интернета;
- неудержимое влечение к выходу в интернет;
- увеличение количества времени нахождения в интернете;
- трудности прекратить сеанс связи;
- нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
- потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям;
- безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в производственной деятельности.
В большинстве исследований отмечается негативный характер влияния компьютерных игр на личность, вместе с тем отмечают и некоторые положительные стороны влияния компьютерных видеоигр.
С целью изучения влияния компьютерных видео игр на личность, нами был проведен опрос среди людей, которые увлекаются видеоиграми.
Опрос включал следующие вопросы: Пол; Возраст; Семейное положение; Укажите род деятельности; Сколько времени посвящаете играм?; Предпочитаемые жанры; Можете ли вы совсем отказаться от игр?; Ведете ли вы активную социальную жизнь?; Было ли что-то полезное, что вы получили от своего увлечения играми?
Вопросы были сформулированы, исходя из следующих основных признаков игровой зависимости:
- Эйфория во время игры;
- Чрезмерное времяпрепровождение за играми;
- Постоянная неконтролируемая трата большой суммы денег на приобретение игр;
- Невозможность отказа от видеоигр;
- Снижение социальной активности;
- Постоянные проблемы в семье, на работе, в учебе и так далее.
Нами был проведён интернет-опрос среди пятидесяти участников форума любителей видеоигр. По данным проведенного опроса можно сделать вывод об основной аудитории видеоигр, а так же об их влиянии на повседневную жизнь человека.
Исследование показало, что в основном игровой зависимости подвержены мужчины в возрасте от 18 до 25 лет, студенты вузов технической направленности (рис.1, рис.2, рис.3).
Отметим, что молодые люди в возрасте 18–25 лет в отличие от подростка являются взрослыми и в биологическом, и в социальном отношении.
Психологические исследования этого возраста (Б. Г. Ананьев, И. А. Зимняя, И.С Кон) позволяют утверждать, что преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.
Развитие интеллекта в этом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Образ «Я», по И. Кону (1979), — это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий.
Проведенное нами исследование показало, что в основном молодые люди, имеющие игровую зависимость в тяжелой форме, одиноки (рис.4).
Это соответствует и проведенным исследованиям в университете Карнеги-Меллона (США), которое свидетельствует о том, что интенсивное использование Интернета ведет к сужению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения [1, с.94].
Данный факт можно объяснить отсутствием свободного времени, нежеланием с кем-нибудь познакомиться, боязнью общения с другими людьми, закомплексованностью.
Наше исследование показало, что среди тех людей, у которых наблюдается игровая зависимость более легкой формы, встречаются пары, находящиеся в длительных отношениях, а так же реже можно встретить семьи, в которых один или оба человека увлекаются видеоиграми (рис.4).
Разумеется, эти факторы влияют на степень зависимости и количество времени, проводимого за играми.
Зачастую потеря контроля времени, потраченного на видеоигры, приводит за собой проблемы успеваемости у студентов, так как время на учебу или откладывается, или учеба не планируется вообще.
В среднем, опрошенные проводят за игрой от двух часов в день, редко достигая отметки более пяти часов. На вопрос «можете ли вы отказаться от игр», большинство ответили «нет», что, в совокупности с остальными ответами, характеризует зависимость второй или третьей степени, на которых человек не может отказаться от игр, или это дается ему тяжело.
Когда речь идет о «зависимости», как правило, указывают негативный эффект. Но в ответах на опрос респонденты неоднократно упоминали о положительном влиянии, связанном с их увлечением.
Большинство опрошенных не испытывают проблем из-за игр, ведут активную социальную жизнь и редко происходит подмена приоритетов, когда игры занимают место каким-то запланированным ранее важным делам.
Чаще всего, плюсом от этого увлечения является повышение уровня владения иностранными языками. Это связано, прежде всего, с тем, что на территории России локализуется крайне малое количество игр (в сравнении с общим числом), еще меньшее количество получает перевод.
Таким образом, практически все геймеры «вынуждены» развивать навык владения английским (реже японским) языком. Кроме того, опрошенные заметили, что видеоигры определенных жанров (квесты, тактики, стратегии) помогают в развитии логического мышления, памяти, внимательности.
Многие завели новых знакомых, узнали что-то новое, получили стимул для самостоятельного творчества.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что игровая зависимость, хоть и существует в определенном виде, однако для большинства не является чем-то большим, чем хобби, не идет вразрез со здравым смыслом.
Литература
- Бурлаков И. «Homo Gamer: Психология компьютерных игр».: Независимая фирма Класс; Москва; 2000 г.
- Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
- Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека.
- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В.. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001–251с.
- Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.
Смотрите также:
- Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры
- Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Основные направления киберпсихологических исследований компьютерной игровой деятельности и геймеров
- Нестик Т.А. Отношение к глобальным рискам у геймеров с разным предпочитаемым типом компьютерных игр
- Петровская Н.М.И. Психологические особенности Я‑образа интернет-пользователей, играющих в ролевые компьютерные онлайн-игры