Певзнер М.Н., Александрова М.В., Тращенкова С.А. Педагогический инстаграм-коучинг в системе консультирования детско-взрослого сообщества

П

В совре­мен­ных усло­ви­ях педа­го­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние семьи часто осу­ществ­ля­ет­ся в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, что отве­ча­ет инди­ви­ду­аль­ным запро­сам потре­би­те­лей, при­над­ле­жа­щих, как пра­ви­ло, к моло­до­му и сред­не­му поко­ле­ни­ям. Онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся в усло­ви­ях широ­ко­го инфор­ма­ци­он­но­го мно­го­об­ра­зия в кон­тек­сте циф­ро­ви­за­ции обще­ства, эко­но­ми­ки и образования.

Под тер­ми­ном «инфор­ма­ци­он­ное мно­го­об­ра­зие» мы пони­ма­ем сово­куп­ность инфор­ма­ци­он­ных источ­ни­ков и кана­лов, поз­во­ля­ю­щих чело­ве­ку полу­чить раз­но­об­раз­ные, зна­чи­тель­ные по объ­е­му, раз­но­пла­но­вые и порой аль­тер­на­тив­ные све­де­ния и суж­де­ния об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые могут быть исполь­зо­ва­ны в раз­лич­ных сфе­рах жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­ве­ка и обще­ства, вклю­чая сфе­ру образования. 

На наш взгляд, поня­тие инфор­ма­ци­он­но­го мно­го­об­ра­зия вклю­ча­ет как сами инфор­ма­ци­он­ные мас­си­вы, содер­жа­щие све­де­ния, исполь­зу­е­мые чело­ве­ком, источ­ни­ки и кана­лы полу­че­ния этих све­де­ний, так и мно­же­ствен­ность спо­со­бов пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции с целью её исполь­зо­ва­ния инди­ви­да­ми и соци­аль­ны­ми груп­па­ми в раз­лич­ных обла­стях жиз­не­де­я­тель­но­сти, вклю­чая сфе­ру семей­ных отношений.

С педа­го­ги­че­ской точ­ки зре­ния важ­но учи­ты­вать то, что совре­мен­ные источ­ни­ки инфор­ма­ции вытес­ня­ют тра­ди­ци­он­ные спо­со­бы обу­че­ния и кон­суль­ти­ро­ва­ния, при­выч­ные фор­мы вза­и­мо­дей­ствия кон­суль­тан­тов и кли­ен­тов, ста­но­вят­ся важ­ным ресур­сом само­об­ра­зо­ва­ния, само­сто­я­тель­но­го добы­ва­ния новых зна­ний и све­де­ний, в том чис­ле в обла­сти меж­по­ко­лен­ных отно­ше­ний в семье.

Сле­ду­ет отме­тить, что инфор­ма­ци­он­ное мно­го­об­ра­зие явля­ет­ся атри­бу­том новой пре­фи­гу­ра­тив­ной куль­ту­ры. М. Мид в сво­их рабо­тах выде­ля­ет пост­фи­гу­ра­тив­ную, кофи­гу­ра­тив­ную и пре­фи­гу­ра­тив­ную куль­ту­ры. При пост­фи­гу­ра­тив­ной куль­ту­ре соци­аль­ный опыт пере­да­ёт­ся от стар­ше­го поко­ле­ния к млад­ше­му, при кофи­гу­ра­тив­ной куль­ту­ре совре­мен­ни­ки учат­ся друг у дру­га, делят­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, наблю­де­ни­я­ми, суж­де­ни­я­ми и выводами. 

Пре­фи­гу­ра­тив­ная куль­ту­ра харак­тер­на для обществ, в кото­рых про­ис­хо­дят глу­бо­кие поли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские транс­фор­ма­ции, когда опыт стар­ших поко­ле­ний явля­ет­ся недо­ста­точ­ным для реше­ния задач, сто­я­щих перед моло­де­жью. При этом моло­дежь выра­ба­ты­ва­ет соб­ствен­ные под­хо­ды к полу­че­нию зна­ний и часто обу­ча­ет новым тех­но­ло­ги­ям пред­ста­ви­те­лей стар­ше­го поко­ле­ния. В усло­ви­ях пре­фи­гу­ра­тив­ной куль­ту­ры вырос­ло так назы­ва­е­мое «циф­ро­вое поко­ле­ние», харак­те­ри­сти­ки кото­ро­го явля­ют­ся доста­точ­но противоречивыми.

Сего­дня сете­вая дея­тель­ность в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве харак­тер­на не для отдель­ных соци­аль­ных групп или сооб­ществ, а ста­но­вит­ся неотъ­ем­ле­мой частью жиз­ни боль­шин­ства насе­ле­ния раз­лич­ных стран мира. Это инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство вби­ра­ет в себя как инфор­ма­цию, так и дез­ин­фор­ма­цию, аль­тер­на­тив­ную реаль­ность и вир­ту­аль­ные фантомы. 

В.А. Еме­лин и А.Ш. Тхо­стов спра­вед­ли­во срав­ни­ва­ют инфор­ма­ци­он­ное поле интер­не­та с мифом о Вави­лон­ской башне – толь­ко в этом про­стран­стве наблю­да­ет­ся стол­по­тво­ре­ние не людей, а идей, часть кото­рых мифо­ло­гич­на, бес­со­дер­жа­тель­на и про­сто лжи­ва [3].

Пред­ста­ви­те­лям меж­по­ко­лен­но­го дет­ско-взрос­ло­го семей­но-родо­во­го сооб­ще­ства сего­дня крайне слож­но разо­брать­ся в обшир­ном пото­ке инфор­ма­ции, посвя­щен­ной про­бле­мам семей­ных отно­ше­ний. Зна­чи­тель­ная часть этой инфор­ма­ции не отра­жа­ет дей­стви­тель­но­сти, предо­став­ля­ет непро­ве­рен­ные фак­ты и све­де­ния, науч­но необос­но­ван­ные реко­мен­да­ции по про­бле­мам вос­пи­та­ния и раз­ви­тия детей, про­фи­лак­ти­ке и раз­ре­ше­нию внут­ри­се­мей­ных кон­флик­тов, меж­по­ко­лен­но­го вза­и­мо­дей­ствия в семье. 

По сути такое кон­суль­ти­ро­ва­ние явля­ет­ся лже­кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем, утра­тив­шим свою педа­го­ги­че­скую цен­ность. Каче­ствен­но обра­бо­тать огром­ное коли­че­ство инфор­ма­ции не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, поэто­му потре­би­те­ли кон­суль­та­ци­он­ных услуг «сколь­зят по поверх­но­сти» – от одних источ­ни­ков инфор­ма­ции к дру­гим, не успе­вая их кри­ти­че­ски осмыслить. 

Сего­дня уче­ные отме­ча­ют «избы­точ­ность инфор­ма­ции в ком­му­ни­ка­тив­ной сре­де, кото­рая вызы­ва­ет функ­ци­о­наль­ное рас­строй­ство ее систем» [6].

Широ­кие воз­мож­но­сти онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния семьи обу­слов­ле­ны сле­ду­ю­щи­ми обстоятельствами:

  • ростом объ­е­ма инфор­ма­ции и её зна­че­ния в жиз­не­де­я­тель­но­сти обще­ства, инди­ви­дов и соци­аль­ных групп, вклю­чая семей­но-родо­вые дет­ско-взрос­лые сообщества;
  • доми­ни­ру­ю­щей ролью интер­не­та, обла­да­ю­ще­го колос­саль­ны­ми инфор­ма­ци­он­ны­ми ресур­са­ми и став­ше­го инстру­мен­том не толь­ко повсе­днев­ной ком­му­ни­ка­ции и соци­аль­ных свя­зей меж­ду инди­ви­да­ми и груп­па­ми, но и инстру­мен­том полу­че­ния новых зна­ний и полез­ных све­де­ний, в том чис­ле и в обла­сти меж­по­ко­лен­ных отно­ше­ний в семье;
  • циф­ро­ви­за­ци­ей обще­ства, эко­но­ми­ки и образования;
  • мно­го­об­ра­зи­ем доступ­ных прак­ти­че­ски каж­до­му чело­ве­ку (осо­бен­но пред­ста­ви­те­лям млад­ше­го и сред­не­го поко­ле­ний) источ­ни­ков и кана­лов полу­че­ния инфор­ма­ции о кон­суль­та­ци­он­ных услу­гах и педагогах-консультантах;
  • избы­точ­но­стью, пере­на­сы­щен­но­стью и мно­го­об­ра­зи­ем про­ти­во­ре­чи­вой инфор­ма­ции, кото­рая ста­но­вит­ся пре­пят­стви­ем для постро­е­ния с помо­щью новых инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий инди­ви­ду­аль­ных про­грамм раз­ви­тия и вос­пи­та­ния детей, гар­мо­ни­за­ции меж­по­ко­лен­ных отно­ше­ний в семье;
  • погру­же­ни­ем поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей в вир­ту­аль­ную сре­ду, исклю­ча­ю­щую непо­сред­ствен­ное меж­лич­ност­ное обще­ние с кон­суль­тан­том и спо­соб­ству­ю­щую фор­ми­ро­ва­нию новой ком­му­ни­ка­тив­ной культуры.

Для того что­бы осу­ществ­лять эффек­тив­ное онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ние, педа­го­гам-кон­суль­тан­там необ­хо­ди­мо знать, каки­ми источ­ни­ка­ми инфор­ма­ции поль­зу­ют­ся пред­ста­ви­те­ли семей­но-родо­вых дет­ско-взрос­лых сооб­ществ, в чем заклю­ча­ют­ся их инфор­ма­ци­он­ные пред­по­чте­ния, для реше­ния каких семей­ных про­блем исполь­зу­ет­ся полу­чен­ная инфор­ма­ция, как она трак­ту­ет­ся, сор­ти­ру­ет­ся и обо­га­ща­ет­ся, каким обра­зом она может стать ресур­сом гар­мо­ни­за­ции меж­по­ко­лен­ных отно­ше­ний в семье. 

Ана­лиз и оцен­ка инфор­ма­ци­он­но­го мно­го­об­ра­зия име­ет не толь­ко педа­го­ги­че­ский, но и праг­ма­ти­че­ский аспект. Изу­че­ние основ­ных источ­ни­ков и кана­лов инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ции, кото­ры­ми поль­зу­ют­ся пред­ста­ви­те­ли семей­но-родо­вых дет­ско-взрос­лых сооб­ществ, поз­во­ля­ет кон­суль­тан­там выявить запро­сы потен­ци­аль­ных потре­би­те­лей кон­суль­та­ци­он­ных услуг, дивер­си­фи­ци­ро­вать свои кон­суль­та­ци­он­но-обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, тех­ни­че­ски более гра­мот­но офор­мить свои акка­ун­ты, гиб­ко реа­ги­руя на инфор­ма­ци­он­ные пред­по­чте­ния поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей в интернете. 

Таким обра­зом, инфор­ма­ци­он­ное мно­го­об­ра­зие может стать ката­ли­за­то­ром раз­ви­тия мно­го­об­ра­зия кон­суль­та­ци­он­ных услуг, осво­е­ния инно­ва­ци­он­ных форм педа­го­ги­че­ско­го онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния. Одной из таких инно­ва­ци­он­ных форм явля­ет­ся педа­го­ги­че­ский инстаграм-коучинг.

Коучинг как вид кон­суль­ти­ро­ва­ния полу­чил рас­про­стра­не­ние в раз­лич­ных сфе­рах жиз­не­де­я­тель­но­сти: в эко­но­ми­ке, финан­со­вом кон­сал­тин­ге, пси­хо­те­ра­пии, пси­хо­ло­гии, педа­го­ги­ке. Дан­ный тер­мин при­шел в раз­лич­ные нау­ки из сфе­ры спор­та бла­го­да­ря Тимо­ти Гол­ви – тре­не­ру, рас­крыв­ше­му в тео­рии и на прак­ти­ке выра­щи­ва­ние чем­пи­о­нов по голь­фу и теннису. 

Автор дан­но­го тер­ми­на сле­ду­ю­щим обра­зом рас­кры­вал его смысл, рас­смат­ри­вая коучинг: как рас­кры­тие потен­ци­а­ла чело­ве­ка с целью мак­си­маль­но­го повы­ше­ния его эффек­тив­но­сти; как про­цесс, помо­га­ю­щий чело­ве­ку взгля­нуть на раз­ви­тие его лич­но­сти, на кон­крет­ный этап её раз­ви­тия, то есть открыть чело­ве­ку гла­за на мно­гие полез­ные ему вещи; как про­цесс, поз­во­ля­ю­щий лич­но­сти при исполь­зо­ва­нии нуж­ных мето­дов и при­ё­мов добить­ся самых высо­ких резуль­та­тов [2].

Как утвер­жда­ют Н.А. Костя­е­ва и Н.В. Куз­не­цо­ва, коучинг явля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но новым направ­ле­ни­ем в педа­го­ги­че­ской нау­ке и прак­ти­ке, в его осно­ве лежат поста­нов­ка и мак­си­маль­но быст­рое дости­же­ние целей путём моби­ли­за­ции внут­рен­не­го потен­ци­а­ла, осво­е­ния пере­до­вых стра­те­гий полу­че­ния результата.

Н.М. Зыря­но­ва рас­смат­ри­ва­ет коучинг как «фор­му кон­суль­та­тив­ной под­держ­ки, кото­рая помо­га­ет чело­ве­ку дости­гать зна­чи­мых для него целей в опти­маль­ное вре­мя путём моби­ли­за­ции внут­рен­не­го потен­ци­а­ла, раз­ви­тия необ­хо­ди­мых спо­соб­но­стей и фор­ми­ро­ва­ния новых навыков».

Фило­соф­ски­ми и пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ски­ми осно­ва­ми коучин­га явля­ют­ся мето­ди­че­ская тео­рия прак­ти­ку­ю­щих спор­тив­ных тре­не­ров (Т. Гол­ви), кон­цеп­ция эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та (Д. Гоумен), гума­ни­сти­че­ский под­ход в пси­хо­те­ра­пии (К. Род­жерс, А. Мас­лоу), сокра­тов­ские мето­ды диалога.

Отли­чие коучин­га от дру­гих видов кон­суль­ти­ро­ва­ния М. Аткин­сон и Р.Т. Чойс про­ил­лю­стри­ро­ва­ли на при­ме­ре с лыж­ни­ком в сво­ей кни­ге «Нау­ка и искус­ство коучин­га: Внут­рен­няя дина­ми­ка коучинга».

Пси­хо­те­ра­певт выяс­нит у кли­ен­та, что он чув­ство­вал, когда в дет­стве падал с лыж в снег; тре­нер пока­жет и научит, как пра­виль­но дви­гать­ся на лыжах и дышать; кон­суль­тант рас­ска­жет об исто­рии лыж­но­го вида спор­та и видах лыж; коуч ста­нет на лыжи рядом с вами и про­сто спро­сит о том, куда вы хоти­те дое­хать и каким обра­зом, а в про­цес­се ваше­го дви­же­ния в пункт назна­че­ния будет вас поддерживать.

На наш взгляд, если инте­гри­ро­вать уси­лия пси­хо­те­ра­пев­та, кон­суль­тан­та, тре­не­ра и коуча, сопро­вож­да­ю­щих спортс­ме­на, то мы смо­жем опре­де­лить сущ­ность и функ­ции педа­го­ги­че­ско­го коучин­га, смысл кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в рас­кры­тии лич­ност­но­го потен­ци­а­ла кон­суль­ти­ру­е­мо­го в про­цес­се его обу­че­ния, пси­хо­ло­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния и педа­го­ги­че­ской поддержки. 

Оче­вид­но, что дан­ный тезис вполне спра­вед­лив и для педа­го­ги­че­ско­го коучин­га семьи, когда педа­гог-коуч про­во­дит диа­гно­сти­ку и кор­рек­цию внут­ри­се­мей­ных отно­ше­ний в семьях, состо­я­щих из раз­ных поко­ле­ний, осу­ществ­ля­ет мони­то­ринг этих отно­ше­ний, дает реко­мен­да­ции по рефлек­сив­но­му управ­ле­нию раз­ви­ти­ем ребенка.

Раз­ра­ба­ты­вая осно­вы педа­го­ги­че­ско­го онлайн-коучин­га семьи, сле­ду­ет стре­мить­ся к тому, что­бы новые инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии мак­си­маль­но опти­ми­зи­ро­ва­ли уси­лия педа­го­гов-коучей и сде­ла­ли про­цесс кон­суль­ти­ро­ва­ния более эффек­тив­ным за счет исполь­зо­ва­ния мето­дов сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия и визу­а­ли­за­ции. В этом плане акту­аль­но зву­чит закон Паре­то, извест­ный как «прин­цип наи­мень­ше­го уси­лия», с помо­щью кото­ро­го мож­но оце­ни­вать эффек­тив­ность раз­лич­ных видов дея­тель­но­сти. В кон­це ХIХ века извест­ный ита­льян­ский эко­но­мист Виль­фре­до Паре­то выявил мате­ма­ти­че­скую зако­но­мер­ность: 20% уси­лий дают 80% резуль­та­та, а осталь­ные 80% уси­лий реа­ли­зу­ют лишь 20%. 

Сле­до­ва­тель­но, выбрав те опти­маль­ные инфор­ма­ци­он­ные ресур­сы, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют наи­боль­ший эффект семей­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, мож­но с помо­щью новых инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия в вир­ту­аль­ном про­стран­стве достичь поло­жи­тель­ных резуль­та­тов, не пред­при­ни­мая неоправ­дан­но боль­ших усилий.

Алго­ритм педа­го­ги­че­ско­го онлайн-коучин­га семьи может выгля­деть сле­ду­ю­щим обра­зом: пер­вым шагом явля­ет­ся выбор темы, кото­рая может быть доста­точ­но узкой и сори­ен­ти­ро­ван­ной на целе­вую ауди­то­рию; далее коуч опре­де­ля­ет цель кон­суль­ти­ро­ва­ния, какие зна­ния и ком­пе­тен­ции чле­ны семей­но-родо­во­го дет­ско-взрос­ло­во­го сооб­ще­ства долж­ны при­об­ре­сти в про­цес­се консультирования. 

Алго­ритм коучин­га пред­по­ла­га­ет про­яс­не­ние реаль­ной ситу­а­ции (каков уро­вень интел­лек­ту­аль­но­го и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия ребен­ка, какие про­бле­мы воз­ни­ка­ют в отно­ше­ни­ях меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­лич­ных поко­ле­ний, како­ва при­ро­да внут­ри­се­мей­ных кон­флик­тов). Затем оце­ни­ва­ют­ся воз­мож­но­сти и ресур­сы раз­ре­ше­ния выяв­лен­ных про­блем. Далее коуч стре­мит­ся к реа­ли­за­ции меж­по­ко­лен­но­го потен­ци­а­ла семьи, помо­га­ет кон­суль­ти­ру­е­мым понять сущ­ность воз­ник­ших про­блем и спо­соб их разрешения. 

Таким обра­зом, алго­ритм педа­го­ги­че­ско­го коучин­га услов­но мож­но пред­ста­вить как цепоч­ку сле­ду­ю­щих мето­ди­че­ских шагов: про­яс­не­ние ситу­а­ции, выяв­ле­ние тех эле­мен­тов отно­ше­ний, кото­рые под­ле­жат кор­рек­ции, опре­де­ле­ние спо­со­бов этой кор­рек­ции и про­гноз ее результатов.

При орга­ни­за­ции педа­го­ги­че­ско­го онлайн-коучин­га кон­суль­тан­ту важ­но учи­ты­вать, что кон­суль­ти­ру­е­мые пере­ра­ба­ты­ва­ют полу­ча­е­мую инфор­ма­цию на осно­ве одной доми­ни­ру­ю­щей систе­мы. Как извест­но, в пси­хо­ло­гии выде­ля­ют четы­ре основ­ные типа сен­сор­ных систем: визу­аль­ную, когда доми­ни­ру­ю­щей явля­ет­ся зри­тель­ная фор­ма обра­бот­ки инфор­ма­ции (фор­ма, рас­по­ло­же­ния, цве­та); ауди­аль­ная, в кото­рой пре­об­ла­да­ет слу­хо­вая систе­ма обра­бот­ки инфор­ма­ции (зву­ки, мело­дии, их тон, гром­кость, тембр, часто­та); кине­сте­ти­че­скую, при кото­рой доми­ни­ру­ю­щей явля­ет­ся чув­ствен­ная инфор­ма­ция (при­кос­но­ве­ния, вкус, запах, ощу­ще­ния тек­стур, тем­пе­ра­ту­ры); диги­таль­ную, свя­зан­ную с постро­е­ни­ем внут­рен­не­го диалога. 

По име­ю­щим­ся дан­ным, око­ло 40% потре­би­те­лей кон­суль­та­ци­он­ных услуг явля­ют­ся визу­а­ла­ми и при­мер­но такое же коли­че­ство людей явля­ют­ся ауди­а­ла­ми. Опти­маль­но учи­ты­вать осо­бен­но­сти и потреб­но­сти визу­а­лов и аудиа­лов может такой вид онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния семьи как педа­го­ги­че­ский инстаграм-коучинг.

Семей­ный инста­грам-коучинг выиг­ры­ва­ет по срав­не­нию с дру­ги­ми вида­ми педа­го­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, посколь­ку отве­ча­ет потреб­но­стям чело­ве­ка инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства полу­чать в мак­си­маль­но сжа­тые сро­ки мак­си­маль­ное коли­че­ство полез­ной инфор­ма­ции, избе­гая про­дол­жи­тель­ных поис­ков и дол­го­чте­ния («лон­гри­дов»).

Часто роди­те­ли под­пи­сы­ва­ют­ся на инста­грам-акка­ун­ты, что­бы само­об­ра­зо­вы­вать­ся в вопро­сах семей­но­го вос­пи­та­ния, листая «лен­ту полез­ных сове­тов», нахо­дясь в транс­пор­те. У педа­го­га-коуча все­гда широ­кая ауди­то­рия, содер­жа­ние и мето­ды его кон­суль­ти­ро­ва­ния не свя­за­ны с тер­ри­то­ри­аль­ным рас­по­ло­же­ни­ем кли­ен­та. Это могут быть как мать-оди­ноч­ка, про­жи­ва­ю­щая в сосед­ней квар­ти­ре, так и мно­го­дет­ная семья, состо­я­щая из несколь­ких поко­ле­ний, про­жи­ва­ю­щая в дру­гой стране. Для спе­ци­а­ли­ста явля­ет­ся важ­ным най­ти потен­ци­аль­ных потре­би­те­лей сво­их кон­суль­та­ци­он­ных услуг и собрать их на сво­ем инстаграм-аккаунте.

Сего­дня уже не тре­бу­ет дока­за­тельств тот факт, что соци­аль­ные сети явля­ют­ся успеш­ной пло­щад­кой для про­дви­же­ния обра­зо­ва­тель­ных и кон­суль­та­ци­он­ных услуг, постро­е­ния лич­но­го брен­да кон­суль­тан­та и при­вле­че­ния про­грес­сив­ной ауди­то­рии в каче­стве консультируемых. 

Для педа­го­га-коуча, кото­рый осу­ществ­ля­ет кон­суль­ти­ро­ва­ние семьи и высту­па­ет в каче­стве авто­ра обу­ча­ю­щих про­грамм, направ­лен­ных на гар­мо­ни­за­цию меж­по­ко­лен­ных вза­и­мо­дей­ствий (осо­бен­но если его целе­вой ауди­то­ри­ей явля­ют­ся моло­дые жен­щи­ны), мож­но поре­ко­мен­до­вать Инстаграм. 

Такая реко­мен­да­ция оправ­да­на тем, что Инста­грам явля­ет­ся быст­ро раз­ви­ва­ю­щей­ся соци­аль­ной сетью, поз­во­ля­ю­щей в пре­дель­но сжа­тые сро­ки постро­ить дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с целе­вой ауди­то­ри­ей, что явля­ет­ся чрез­вы­чай­но важ­ным для педа­го­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния семьи и ребенка.

Тех­но­ло­ги­че­ской базой педа­го­ги­че­ско­го онлайн-коучин­га семьи, поз­во­ля­ю­щей осу­ществ­лять посто­ян­ное сопро­вож­де­ние роди­те­лей в про­цес­се ран­не­го раз­ви­тия ребен­ка, как уже было ска­за­но выше, может высту­пать Инстаграм. 

Инста­грам пред­став­ля­ет собой соци­аль­ную сеть, поз­во­ля­ю­щую обме­ни­вать­ся фото­гра­фи­я­ми и видео­за­пи­ся­ми, отра­жа­ю­щи­ми опыт семей­но­го вос­пи­та­ния ребен­ка и на этой осно­ве осу­ществ­лять коучинг семьи, акту­а­ли­зи­руя ее меж­по­ко­лен­ный потенциал.

Тех­ни­че­ски­ми пре­иму­ще­ства­ми при­ло­же­ния Инста­грам явля­ют­ся: нали­чие хеш­те­гов, облег­ча­ю­щих поиск поль­зо­ва­те­лей и фото­гра­фий, воз­мож­ность добав­лять семей­ные фото и видео с ланд­шафт­ной и порт­рет­ной ори­ен­та­ци­ей, что рас­ши­ря­ет гра­ни­цы визу­а­ли­за­ции опы­та семей­но­го вос­пи­та­ния ребен­ка, созда­вать фото­га­ле­реи, отра­жа­ю­щие дина­ми­ку раз­ви­тия ребен­ка и осо­бен­но­сти меж­по­ко­лен­ных отно­ше­ний в семье.

Исполь­зо­ва­ние Инста­грам для педа­го­ги­че­ско­го коучин­га пред­став­ля­ет­ся весь­ма про­дук­тив­ным с уче­том широ­кой попу­ляр­но­сти это­го при­ло­же­ния у пред­ста­ви­те­лей совре­мен­ных семей. Так, в 2018 году чис­ло заре­ги­стри­ро­ван­ных поль­зо­ва­те­лей соста­ви­ло свы­ше 1 млрд. человек. 

Соглас­но дан­ным опро­са, про­ве­ден­но­го ВЦИОМ, 14% рос­сий­ских интер­нет-поль­зо­ва­те­лей исполь­зу­ют Инста­грам прак­ти­че­ски каж­дый день. Каж­дую секун­ду в Инста­гра­ме ста­вит­ся свы­ше 500 лай­ков и добав­ля­ет­ся око­ло 100 ком­мен­та­ри­ев. В Инста­гра­ме поль­зо­ва­те­ли про­во­дят в сред­нем на пол­то­ра часа боль­ше, чем в Твиттере.

Оха­рак­те­ри­зо­вав тех­но­ло­ги­че­ские пре­иму­ще­ства Инста­гра­ма, оста­но­вим­ся на педа­го­ги­че­ских аспек­тах инста­грам-коучин­га. Под­пи­сав­шись на акка­унт педа­го­га-коуча, потре­би­тель кон­суль­та­ци­он­ных услуг может уда­лен­но сфор­ми­ро­вать пред­став­ле­ние о мето­дах и при­е­мах его рабо­ты, озна­ко­мить­ся с отзы­ва­ми дру­гих под­пис­чи­ков и с боль­шой веро­ят­но­стью обра­тить­ся к вир­ту­аль­но зна­ко­мо­му кон­суль­тан­ту, чем к мало­из­вест­но­му специалисту.

Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский потен­ци­ал семей­но­го инста­грам-коучин­га свя­зан с широ­ким охва­том этой сетью зна­чи­тель­но­го коли­че­ства мате­рей, кото­рые стре­мят­ся решить в про­цес­се сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия целый ряд семей­ных про­блем, к кото­рым отно­сят­ся после­ро­до­вая депрес­сия, отно­ше­ния с мужем, све­кро­вью, осо­бен­но­сти ран­не­го раз­ви­тия ребен­ка, отно­ше­ния с детьми под­рост­ко­во­го возраста.

Полез­ным кон­тент-трен­дом семей­но­го инста­грам-коучин­га явля­ет­ся выбор под­пис­чи­ка­ми узких тем (напри­мер, ран­нее раз­ви­тие ребен­ка, отно­ше­ния бра­тьев и сестер, дети и день­ги, раз­ви­ва­ю­щие игры детей и др.), посколь­ку таким обра­зом мож­но полу­чить зна­чи­тель­ное коли­че­ство подроб­ной, струк­ту­ри­ро­ван­ной и доступ­ной для пони­ма­ния информации. 

В каче­стве при­ме­ра узкой темы мож­но при­ве­сти раз­ра­бо­тан­ную нами автор­скую мето­ди­ку «малыш­ко­вое репе­ти­тор­ство», кото­рая вклю­ча­ет в себя диа­гно­сти­ку раз­ви­тия ребен­ка, ана­лиз его успе­хов и неудач, прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции для лич­ност­но­го раз­ви­тия, вклю­чая такие его сфе­ры, как зри­тель­ное вос­при­я­тие, при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, мел­кая и круп­ная мото­ри­ка, раз­ви­тие речи, мыш­ле­ние, слу­хо­вое вос­при­я­тие, соци­аль­ные навыки.

Мето­ди­ка пред­по­ла­га­ет не толь­ко опре­де­ле­ние уров­ня раз­ви­тия ребен­ка по меся­цам, но и состав­ле­ние его инди­ви­ду­аль­но­го пла­на лич­ност­но­го раз­ви­тия, под­бор тех игр и упраж­не­ний, кото­рые рас­ши­ря­ют зону инте­ре­сов ребен­ка и спо­соб­ству­ют его раз­ви­тию на дан­ный момент вре­ме­ни. Осно­вой малыш­ко­во­го репе­ти­тор­ства явля­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная диа­гно­сти­ка акту­аль­ной и опре­де­ле­ние бли­жай­шей зоны раз­ви­тия ребенка.

Тех­но­ло­гия под­го­тов­ки педа­го­ги­че­ско­го коуча в Инста­грам пред­по­ла­га­ет про­ду­ман­ное оформ­ле­ние акка­ун­та, от кото­ро­го во мно­гом зави­сит реак­ция целе­вой ауди­то­рии и потен­ци­аль­ных кли­ен­тов на пред­по­ла­га­е­мые кон­суль­та­ци­он­ные услу­ги, стра­те­гия про­дви­же­ния этих услуг (рекла­ма, вирус­ные меро­при­я­тия, кон­тент-стра­те­гия, линей­ка про­дук­тов, «ворон­ка про­даж»), а так­же рабо­ту с под­пис­чи­ка­ми (в ком­мен­та­ри­ях, в Stories, в Директ), кото­рая поз­во­ля­ет выстро­ить дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми раз­лич­ных поко­ле­ний в кон­суль­ти­ру­е­мых семьях, что явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем педа­го­ги­че­ско­го коучин­га семьи.

Таким обра­зом, педа­го­ги­че­ский инста­грам-коучинг семьи пред­став­ля­ет собой инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ную тех­но­ло­гию онлайн-кон­суль­ти­ро­ва­ния семей­но-родо­во­го дет­ско-взрос­ло­го сооб­ще­ства с целью моби­ли­за­ции его меж­по­ко­лен­но­го потен­ци­а­ла в про­цес­се рефлек­сив­но­го управ­ле­ния ран­ним раз­ви­ти­ем ребен­ка, поз­во­ля­ю­щую в опти­маль­ные сро­ки достичь педа­го­ги­че­ских целей за счет исполь­зо­ва­ния мето­дов сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия в вир­ту­аль­ном про­стран­стве и визу­а­ли­за­ции в нем луч­ших прак­тик семей­но­го воспитания.

Литература

  1. Аткин­сон М., Чойс Р.Т. Нау­ка и Искус­ство коучин­га: Внут­рен­няя дина­ми­ка коучин­га. Ком­пас для коучей. – М.: Меж­ду­на­род­ная Ака­де­мия Транс­фор­ма­ци­он­но­го Коучин­га и Лидер­ства, 2008. – 278 с.
  2. Гол­ви У. Тимо­ти. Рабо­та как внут­рен­няя игра: фокус, обу­че­ние, удо­воль­ствие и мобиль­ность на рабо­чем месте / пер. с англ. – М.: Аль­пи­на Биз­нес Букс, 2005. – 252 с.
  3. Еме­лин В.А., Тхо­стов А.Ш. Вави­лон­ская сеть: эро­зия истин­но­сти и диф­фу­зия иден­тич­но­сти в про­стран­стве интер­не­та // Вопро­сы фило­со­фии. – 2013. – № 1. – С. 74–84.
  4. Костя­е­ва Н.А., Куз­не­цо­ва Е.В. Коучинг как инно­ва­ци­он­ная тех­но­ло­гия повы­ше­ния про­фес­си­о­наль­но­го мастер­ства педа­го­гов // Педа­го­ги­че­ская мастер­ская. Все для учи­те­ля. – 2015. – № 9 (45). – Сен­тябрь. – 19 с.
  5. Пар­кин М. Сказ­ки для управ­ле­ния изме­не­ни­я­ми. Как исполь­зо­вать сказ­ки для раз­ви­тия людей и орга­ни­за­ций / пер. с англ. – М.: ООО «Изда­тель­ство ‟Доб­рая кни­гаˮ», 2005. – 240 с.
  6. Полу­ди­на В.П. Инфор­ма­ци­он­ный шум в Интер­не­те как про­бле­ма потреб­ле­ния ком­му­ни­ка­ции // Жур­нал социо­ло­гии и соци­аль­ной антро­по­ло­гии. – 2011. – Т. XIV. № 5 (58). – С. 386–394.
  7. Пар­с­лоу Э., Рей М. Коучинг в обу­че­нии: прак­ти­че­ские мето­ды и тех­ни­ки. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
  8. Уитворт Л., Ким­ски-Хауз Г. Сан­дал Ф. Коак­тив­ный коучинг: учеб­ник / пер. с англ. – М.: Центр под­держ­ки кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния и биз­не­са, 2004. – С. 360.
Источ­ник: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2018. №3 (56).

Об авторах

Миха­ил Нау­мо­вич Певзнер, Ната­лья Вик­то­ров­на Алек­сан­дро­ва, Свет­ла­на Алек­сан­дров­на Тра­щен­ко­ва — Нов­го­род­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Яро­сла­ва Муд­ро­го, Вели­кий Новгород.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest