Бутрова Н.Н., Цариценцева О.П. Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей Интернета (на примере юношеского возраста)

Б

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия обще­ства мас­со­вая ком­пью­те­ри­за­ция, инфор­ма­ти­за­ция, внед­ре­ние инфор­ма­ци­он­ной тех­ни­ки во все сфе­ры обще­ствен­ной жиз­ни вызва­ли изме­не­ния не толь­ко в эко­но­ми­че­ской, поли­ти­че­ской, соци­аль­ной и духов­ной жиз­ни нашей стра­ны, но и в тра­ек­то­ри­ях раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния лич­но­сти. Дан­ный факт отме­ча­ет­ся мно­ги­ми оте­че­ствен­ны­ми и зару­беж­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми (Б. Шней­дер­ман, Л. Н. Баба­нин, А. О. Прок­ши­на, В. А. Соло­дов­ник и О. К. Тихо­ми­ров). Напри­мер, А. Е. Вой­скун­ский с соав­то­ра­ми ука­зы­ва­ют: инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии сами по себе не могут вли­ять толь­ко лишь отри­ца­тель­но на лич­ност­ное раз­ви­тие в юно­ше­ском воз­расте [1]. Напри­мер, при интер­нет-аддик­ции воз­ни­ка­ют нега­тив­ные лич­ност­ные изме­не­ния, одна­ко воз­мож­но и пози­тив­ное раз­ви­тие отдель­ных спо­соб­но­стей и Я-кон­цеп­ции, а так­же моти­ва­ци­он­ной сфе­ры в целом. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что Интер­нет не про­сто предо­став­ля­ет новые воз­мож­но­сти для обще­ния, но про­ду­ци­ру­ет осо­бое куль­тур­ное про­стран­ство, в рам­ках кото­ро­го лич­ность вовле­ка­ет­ся в новые виды дея­тель­но­сти и полу­ча­ет в свое рас­по­ря­же­ние сред­ства и ору­дия, опо­сред­ству­ю­щие про­цесс фор­ми­ро­ва­ния обра­за «Я».

Образ «Я» явля­ет­ся весь­ма слож­ным когни­тив­ным обра­зо­ва­ни­ем, пред­став­ляя собой важ­ный струк­тур­ный эле­мент Я-кон­цеп­ции лич­но­сти. Акту­аль­ность иссле­до­ва­ния про­блем, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем раз­лич­ных аспек­тов обра­за «Я», под­твер­жда­ет­ся и тем, что за послед­ние пять лет появи­лись рабо­ты, в кото­рых Я-кон­цеп­ция, образ «Я» ста­но­вят­ся клю­че­вы­ми: Ф. К. Сво­бод­ный (2003), С. В. Малы­ше­ва (2003), М. А. Васи­лец (2004), О. В. Дут­чи­на (2004), Н. А. Кости­на (2005), И. И. Силан­тье­ва, Ю. Г. Кли­мен­ко (2005).

Образ «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та не ста­но­вил­ся пред­ме­том спе­ци­аль­но­го систе­ма­ти­че­ско­го иссле­до­ва­ния, в то вре­мя как в усло­ви­ях совре­мен­но­го обще­ства с рас­про­стра­не­ни­ем Интер­не­та воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость иссле­до­вать пред­став­ле­ния чело­ве­ка о себе, воз­ни­ка­ю­щее в новых, сге­не­ри­ро­ван­ных ком­пью­тер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми вир­ту­аль­ных реаль­но­стях, что явля­ет­ся обос­но­ва­ни­ем выде­ле­ния допол­ни­тель­ной модаль­но­сти – обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» (М. С. Ива­нов, Ю. М. Куз­не­цо­ва, Н. В. Чудо­ва). Таким обра­зом, воз­ни­ка­ет про­ти­во­ре­чие меж­ду потреб­но­стью в пони­ма­нии пси­хо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» и недо­ста­точ­но­стью пред­став­ле­ний о его сущ­но­сти и специфике.

Таким обра­зом, цель наше­го иссле­до­ва­ния заклю­ча­лась в опи­са­нии спе­ци­фи­че­ских содер­жа­тель­ных осо­бен­но­стей обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета.

В соот­вет­ствии с целью иссле­до­ва­ния были постав­ле­ны сле­ду­ю­щие задачи:

  1. про­ана­ли­зи­ро­вать совре­мен­ные под­хо­ды к изу­че­нию «Я-кон­цеп­ции» и ее когни­тив­но­го ком­по­нен­та (обра­за «Я»), опре­де­лить содер­жа­ние дан­но­го поня­тия в оте­че­ствен­ной и зару­беж­ной пси­хо­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ре, уточ­нить опре­де­ле­ние поня­тия обра­за «Я-вир­ту­аль­ное»;
  2. обос­но­вать мето­ды и мето­ди­ки изу­че­ния содер­жа­ния обра­за «Я-реаль­ное», «Я-вир­ту­аль­ное» и «Я-иде­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета;
  3. про­ве­сти эмпи­ри­че­ское изу­че­ние содер­жа­ния обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та и опи­сать содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та через сово­куп­ность лич­ност­ных характеристик;
  4. на осно­ве срав­ни­тель­но­го ана­ли­за с когни­тив­ны­ми ком­по­нен­та­ми дру­гих модаль­но­стей выявить отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та, опи­сав его как спе­ци­фи­че­скую состав­ля­ю­щую обра­за «Я» личности;
  5. изу­чить уро­вень диф­фе­рен­ци­а­ции обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» от обра­зов «Я-иде­аль­ное» и «Я-реаль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета;
  6. по резуль­та­там эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния раз­ра­бо­тать реко­мен­да­ции для пси­хо­ло­га по орга­ни­за­ции кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щей рабо­ты с поль­зо­ва­те­ля­ми Интер­не­та, име­ю­щи­ми диф­фуз­ный и аморф­ный уров­ни диф­фе­рен­ци­а­ции обра­зов «Я».

Объ­ект иссле­до­ва­ния – образ «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Пред­мет иссле­до­ва­ния – содер­жа­тель­ные осо­бен­но­сти обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета.

В дан­ном иссле­до­ва­нии на осно­ва­нии постав­лен­ной цели была выдви­ну­та гипо­те­за о том, что содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» име­ет ряд спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей в срав­не­нии с обра­за­ми «Я-иде­аль­ное» и «Я-реаль­ное».

В эмпи­ри­че­ском иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие сту­ден­ты III кур­са Орен­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го кол­ле­джа в воз­расте 18–19 лет. Общее коли­че­ство испы­ту­е­мых 40 чело­век, из них 27 деву­шек и 13 юношей.

Опи­шем тео­ре­ти­че­ские осно­ва­ния эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния. С точ­ки зре­ния оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов (Б. Г. Ана­нье­ва, И. С. Кона, Д. А. Леон­тье­ва, А. Б. Орло­ва, В. В. Сто­ли­на, А. А. Реана, С. Л. Рубин­штей­на и др.), Я-кон­цеп­ция – это сово­куп­ное пред­став­ле­ние чело­ве­ка о самом себе, систе­ма его уста­но­вок отно­си­тель­но соб­ствен­ной лич­но­сти. Я-кон­цеп­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся в рам­ках про­бле­мы «Я», кото­рая свя­за­на с раз­ра­бот­кой поня­тия «само­со­зна­ние» и реа­ли­за­ци­ей тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ских идей С. Л. Рубин­штей­на, кото­рые дока­зы­ва­ют при­чин­но-след­ствен­ную зави­си­мость внеш­не­го и внут­рен­не­го про­яв­ле­ния само­со­зна­ния лич­но­сти, спо­со­бов выра­же­ния отно­ше­ний к себе, к людям и к миру в целом [2].

Ком­плекс­ное и опе­ра­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ное с соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния виде­ние про­бле­мы струк­тур­ных состав­ля­ю­щих поня­тие «Я» пред­став­ле­но в кон­цеп­ции Р. Берн­са (1986) [3]. Он пред­ла­га­ет рас­смат­ри­вать Я-кон­цеп­цию как сум­му уста­но­вок, направ­лен­ных на само­го себя. В струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции выде­ля­ют­ся три составляющие:

  1. образ «Я» – пред­став­ле­ния инди­ви­да о самом себе;
  2. само­оцен­ка – аффек­тив­ная оцен­ка это­го пред­став­ле­ния, обла­да­ю­щая раз­лич­ной сте­пе­нью интен­сив­но­сти в зави­си­мо­сти от уров­ня при­ня­тия тех или иных самохарактеристик;
  3. пове­ден­че­ская реак­ция – те дей­ствия, кото­рые вызы­ва­ют­ся обра­зом «Я» и самооценкой.

Образ «Я-вир­ту­аль­ное», опо­сре­до­ван­ный Интер­не­том, пред­став­ля­ет собой само­сто­я­тель­ную когни­тив­ную состав­ля­ю­щую отдель­ной модаль­но­сти в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции лич­но­сти. Соглас­но резуль­та­там иссле­до­ва­ний Ю. М. Куз­не­цо­вой и Н. В. Чудо­вой, «Я-вир­ту­аль­ное» зани­ма­ет пози­цию меж­ду «Я-реаль­ное» и «Я-иде­аль­ное», что объ­яс­ня­ет­ся авто­ра­ми как при­да­ние ситу­а­ции интер­нет-обще­ния функ­ции зоны бли­жай­ше­го раз­ви­тия лич­но­сти [4].

Фак­ти­че­ски пси­хо­ло­ги нахо­дят у чело­ве­ка не один образ его «Я», а мно­же­ство сме­ня­ю­щих­ся друг дру­га «Я»-образов, попе­ре­мен­но то высту­па­ю­щих на перед­ний план само­со­зна­ния, то утра­чи­ва­ю­щих свою акту­аль­ность в дан­ной ситу­а­ции соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Отсю­да – неиз­беж­ная мно­же­ствен­ность обра­зов «Я», так объ­яс­ня­ет И. С. Кон дан­ный фено­мен. Поэто­му, хотя поня­тие обра­за «Я» пред­по­ла­га­ет внут­рен­нее един­ство и тож­де­ствен­ность лич­но­сти, фак­ти­че­ски инди­вид име­ет мно­же­ство раз­ных обра­зов «Я», кото­рые кон­стру­и­ру­ют­ся под раз­ны­ми угла­ми зре­ния [5].

Для харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка, нахо­дя­ще­го­ся в сети Интер­нет или игра­ю­ще­го, в про­цес­се игры исполь­зу­ет­ся тер­мин «Я-вир­ту­аль­ное». Это поня­тие пред­став­ля­ет­ся весь­ма удоб­ным для опи­са­ния ком­плек­са изме­не­ний в пси­хи­че­ском состо­я­нии, гра­ниц пси­хи­че­ской реаль­но­сти чело­ве­ка, дей­ству­ю­ще­го в усло­ви­ях моде­ли­ру­е­мо­го вир­ту­аль­но­го мира. Как уже упо­ми­на­лось выше, М. С. Ива­нов, Ю. М. Куз­не­цо­ва, Н. В. Чудо­ва выде­ля­ют допол­ни­тель­ную модаль­ность обра­за «Я» – образ «Я-вир­ту­аль­ное» [6].

При пла­ни­ро­ва­нии эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния мы опи­ра­лись на сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние: образ «Я-вир­ту­аль­ное» – это пред­став­ле­ние чело­ве­ка о самом себе, осмыс­лен­ное и пре­зен­ту­е­мое в вир­ту­аль­ном пространстве.

Для изу­че­ния содер­жа­ния обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та юно­ше­ский воз­раст был выбран на том осно­ва­нии, что имен­но на этом эта­пе про­ис­хо­дит посте­пен­ное изме­не­ние ком­по­нен­тов Я-кон­цеп­ции, в част­но­сти соот­но­ше­ние телес­ных и мораль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ком­по­нен­тов сво­е­го «Я» [7; 8]. 

Диа­гно­сти­че­ский аппа­рат иссле­до­ва­ния пред­став­лен сле­ду­ю­щи­ми мето­ди­ка­ми: семан­ти­че­ский диф­фе­рен­ци­ал Ч. Осгу­да (моди­фи­ка­ция Е. Ю. Арте­мье­вой); мето­ди­ка диа­гно­сти­ки меж­лич­ност­ных отно­ше­ний Т. Лири (моди­фи­ка­ция Л. Н. Соб­чик). Осно­ва­ни­ем под­бо­ра нами дан­ных мето­дик послу­жи­ла пози­ция Е. С. Шиль­ш­тей­на, кото­рый в сво­ей рабо­те пишет, что тра­ди­ци­он­ным язы­ком опи­са­ния «Я» явля­ет­ся кон­текст лич­ност­ных качеств. Дей­стви­тель­но, если «Я» – это то, что мы о себе дума­ем, сле­до­ва­тель­но, образ «Я» – это систе­ма при­пи­сы­ва­е­мых себе лич­ност­ных свойств и качеств. Обра­бот­ка эмпи­ри­че­ских дан­ных про­во­ди­лась с помо­щью про­грам­мы Statistica 6.0.

На пер­вом эта­пе мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та (рис. 1). Для этих задач мы исполь­зо­ва­ли семан­ти­че­ский диф­фе­рен­ци­ал. В каче­стве вер­баль­ных анто­ни­мов в дан­ном вари­ан­те семан­ти­че­ско­го диф­фе­рен­ци­а­ла были выбра­ны лич­ност­ные харак­те­ри­сти­ки, затра­ги­ва­ю­щие такие сфе­ры, как само­от­но­ше­ние, актив­ность и общение.

Рис. 1. Образ «Я-виртуальное» пользователей Интернета
Рис. 1. Образ «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета

При­ла­га­тель­ные, име­ю­щие наи­боль­шие про­цен­ты: уве­рен­ный в себе (6,1%), дело­ви­тый (5,6%), доб­ро­душ­ный (6,4%), настой­чи­вый (6,3%), само­сто­я­тель­ный (6,9% – наи­боль­ший пока­за­тель), сим­па­тич­ный (6,6%), пони­ма­ю­щий дру­гих (6,7%), реши­тель­ный (6,4%) и при­вле­ка­тель­ный (6,3%). Наи­мень­шие про­цен­ты у таких при­ла­га­тель­ных, как ожив­лен­ный (4,2%), пре­ду­пре­ди­тель­ный (5,4%), доми­ни­ру­ю­щий (4,9%), откро­вен­ный (5%), импуль­сив­ный (5,2%), про­бив­ной (5,3%), шум­ный (4,1% – наи­мень­ший пока­за­тель), дея­тель­ный (4,3%), опре­де­ля­ю­щий (4,3%).

Оче­вид­но, что образ «Я-вир­ту­аль­ное» мож­но опи­сать таки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как уве­рен­ный в себе, дело­ви­тый, доб­ро­душ­ный, настой­чи­вый, само­сто­я­тель­ный, сим­па­тич­ный, пони­ма­ю­щий дру­гих, реши­тель­ный, при­вле­ка­тель­ный, спо­кой­ный, бес­це­ре­мон­ный, под­чи­ня­ю­щий­ся, неот­кро­вен­ный, урав­но­ве­шен­ный, подат­ли­вый, тихий, осмот­ри­тель­ный, слушающий.

Эти харак­те­ри­сти­ки, на осно­ве кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за, груп­пи­ру­ют­ся, обра­зуя ядер­ные груп­пы, цен­тра­ми (ядра­ми) кото­рых высту­па­ют такие при­ла­га­тель­ные, как при­вле­ка­тель­ный, сим­па­тич­ный, уве­рен­ный в себе, настой­чи­вый, шум­ный, ожив­лен­ный, реши­тель­ный, доми­ни­ру­ю­щий и пони­ма­ю­щий дру­гих. Эти дан­ные нагляд­но мож­но уви­деть на рис. 2, на кото­ром изоб­ра­же­ны кор­ре­ля­ци­он­ные пле­я­ды обра­за «Я-вир­ту­аль­ное».

Рис. 2. Корреляционная плеяда по образу «Я-виртуальное»
Рис. 2. Кор­ре­ля­ци­он­ная пле­я­да по обра­зу «Я-вир­ту­аль­ное». При­ме­ча­ние. Поло­жи­тель­ные кор­ре­ля­ции обо­зна­чи­ли сплош­ной лини­ей — ; отри­ца­тель­ные кор­ре- ляции обо­зна­чи­ли пунк­ти­ром --- ; высо­кие поло­жи­тель­ные кор­ре­ля­ции – жир­ной сплош­ной линией — .

Дан­ная кор­ре­ля­ци­он­ная пле­я­да име­ет раз­лич­ные поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные кор­ре­ля­ци­он­ные свя­зи, из них одна поло­жи­тель­ная вза­и­мо­связь наи­бо­лее высо­кая, есть три отри­ца­тель­ные связи.

Осо­бен­но­стью дан­ной пле­я­ды явля­ет­ся боль­шее коли­че­ство кор­ре­ля­ци­он­ных свя­зей. На осно­ве ана­ли­за кор­ре­ля­ци­он­ных пле­яд мож­но сде­лать вывод, что в вир­ту­аль­но­сти пер­во­сте­пен­ным ста­но­вит­ся для чело­ве­ка создать себе при­вле­ка­тель­ный и сим­па­тич­ный внеш­ний образ, а уже потом в дей­стви­ях про­яв­ля­ют­ся такие харак­те­ри­сти­ки, как ожив­лен­ный, уве­рен­ный в себе, настой­чи­вый и шум­ный, кото­рые, воз­мож­но, боль­ше направ­ле­ны на при­вле­че­ние вни­ма­ния со сто­ро­ны дру­гих поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. При этом такие харак­те­ри­сти­ки, как ожив­лен­ный, реши­тель­ный, доми­ни­ру­ю­щий и пони­ма­ю­щий дру­гих, воз­мож­но, начи­на­ют про­яв­лять­ся непо­сред­ствен­но в самом вза­и­мо­дей­ствии в Сети.

На сле­ду­ю­щем эта­пе для наи­бо­лее пол­но­го опи­са­ния содер­жа­ния обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» имен­но с точ­ки зре­ния меж­лич­ност­ных отно­ше­ний мы обра­ти­лись к резуль­та­там, полу­чен­ным по мето­ди­ке Т. Лири (моди­фи­ка­ция Л. Н. Собчик). 

По обра­зу «Я-вир­ту­аль­ное» мож­но отме­тить соци­аль­ные ори­ен­та­ции, име­ю­щие наи­боль­шие про­цен­ты: пер­вый октант – власт­но-лиди­ру­ю­щий тип (12,7%), кото­рый про­яв­ля­ет­ся в уве­рен­но­сти в себе, уме­нии быть хоро­шим настав­ни­ком и орга­ни­за­то­ром; вто­рой октант – неза­ви­си­мо-доми­ни­ру­ю­щий тип (12,9%), содер­жа­щий такие харак­те­ри­сти­ки, как уве­рен­ный, неза­ви­си­мый, сопер­ни­ча­ю­щий; тре­тий октант – пря­мо­ли­ней­но-агрес­сив­ный тип (13,1%), отра­жа­ю­щий искрен­ность, непо­сред­ствен­ность, пря­мо­ли­ней­ность, настой­чи­вость в дости­же­нии цели; чет­вер­тый октант – недо­вер­чи­во-скеп­ти­че­ский стиль (12,2%), содер­жа­щий реа­ли­стич­ность базы суж­де­ний и поступ­ков, скеп­ти­цизм и некон­форм­ность; седь­мой октант – сотруд­ни­ча­ю­ще-кон­вен­ци­аль­ный стиль (14,4% – наи­боль­ший пока­за­тель), отра­жа­ю­щий стрем­ле­ние к тес­но­му сотруд­ни­че­ству с рефе­рент­ной груп­пой, к дру­же­люб­ным отно­ше­ни­ям с окру­жа­ю­щи­ми; вось­мой октант – ответ­ствен­но-вели­ко­душ­ный тип (13,8%), харак­те­ри­зу­ю­щий­ся готов­но­стью помо­гать окру­жа­ю­щим, раз­ви­тым чув­ством ответственности.

Октан­ты, име­ю­щие наи­мень­шие пока­за­те­ли: пятый октант – покор­но-застен­чи­вый тип (9,9% – наи­мень­ший пока­за­тель), содер­жит такие харак­те­ри­сти­ки, как скром­ность, застен­чи­вость, склон­ность брать на себя чужие обя­зан­но­сти; шестой октант – зави­си­мо-послуш­ный тип (11%), отра­жа­ет сле­ду­ю­щие каче­ства: потреб­ность в помо­щи, дове­рии со сто­ро­ны окружающих.

При опи­са­нии обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­ля­ми Интер­не­та были исполь­зо­ва­ны такие пара­мет­ры, как, с одной сто­ро­ны, реа­ли­стич­ность базы суж­де­ний и поступ­ков, скеп­ти­цизм и некон­форм­ность; стрем­ле­ние к тес­но­му сотруд­ни­че­ству с рефе­рент­ной груп­пой; готов­ность помо­гать окру­жа­ю­щим, раз­ви­тое чув­ство ответ­ствен­но­сти, а с дру­гой сто­ро­ны, доми­ни­ро­ва­ние, воз­вы­ше­ние себя над дру­ги­ми, недру­же­лю­бие, холод­ность, небла­го­склон­ность, натя­ну­тость отно­ше­ний с дру­ги­ми; уме­ние быть хоро­шим настав­ни­ком и орга­ни­за­то­ром. Мож­но ска­зать, что в Интер­не­те чело­век про­яв­ля­ет себя как инди­вид, кото­рый дей­ству­ет в оди­ноч­ку, и в прин­ци­пе ему не нуж­ны помощ­ни­ки или дру­зья либо эти отно­ше­ния лишь формальность.

Рис. 3. Образ «Я-виртуальное» пользователей Интернета
Рис. 3. Образ «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета

Ранее мы опи­са­ли содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та, кото­рое выра­же­но раз­лич­ны­ми лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми и соци­аль­ны­ми ори­ен­та­ци­я­ми. Для того что­бы утвер­ждать, что образ «Я-вир­ту­аль­ное» – это отлич­ная от дру­гих модаль­ность в струк­ту­ре целост­но­го обра­за «Я» лич­но­сти, мы про­ве­ли срав­ни­тель­ный ана­лиз содер­жа­ния обра­зов «Я-вир­ту­аль­ное», «Я-иде­аль­ное» и «Я-реаль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интернета.

На пер­вом эта­пе мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли резуль­та­ты, полу­чен­ные по моди­фи­ци­ро­ван­но­му вари­ан­ту семан­ти­че­ско­го диф­фе­рен­ци­а­ла Ч. Осгуда.

Образ «Я-вир­ту­аль­ное» отли­ча­ет­ся от обра­за «Я-реаль­ное» по таким харак­те­ри­сти­кам, как уве­рен­ный в себе (Uэмп. = 585, ρ ≤ 0,05) и само­сто­я­тель­ный (Uэмп. = 581.5, ρ ≤ 0,05), при­чем образ «Я-вир­ту­аль­ное» опи­сы­ва­ет­ся как более уве­рен­ный в себе и более само­сто­я­тель­ный, чем образ «Я-реаль­ное».

Образ «Я-вир­ту­аль­ное» менее само­сто­я­тель­ный (Uэмп. = 555,5; ρ ≤ 0,01), при­вле­ка­тель­ный (Uэмп. = 612; ρ ≤ 0,01) и реши­тель­ный (Uэмп. = 569,5; ρ ≤ 0,05), чем образ «Я-иде­аль­ное».

Далее, пре­сле­дуя те же зада­чи, срав­ни­ли резуль­та­ты по мето­ди­ке Т. Лири.

Различия значений по образам «Я-реальное» и «Я-виртуальное» по критерию Манна – Уитни

Различия значений по образам «Я-реальное» и «Я-виртуальное» по критерию Манна – Уитни
* Раз­ли­чия нахо­дят­ся в зоне зна­чи­мо­сти (1%). 
** Раз­ли­чия нахо­дят­ся в зоне неопре­де­лен­но­сти (5%).  

Содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­нет име­ет общие харак­те­ри­сти­ки с дру­ги­ми обра­за­ми, но, в тоже вре­мя, наблю­да­ют­ся и ряд отли­чи­тель­ных осо­бен­но­стей, опи­сан­ных ранее.

Образ «Я-вир­ту­аль­ное» отли­ча­ет­ся и от обра­за «Я-иде­аль­ное» по сле­ду­ю­ще­му пара­мет­ру, кото­рый в «Я-иде­аль­ном» выше, чем в «Я-вир­ту­аль­ном», – уве­рен­ность в себе, уме­ние быть хоро­шим настав­ни­ком и орга­ни­за­то­ром, свой­ства руководителя.

И наобо­рот, по пара­мет­рам, кото­рые в обра­зе «Я-вир­ту­аль­ное» выше, чем в обра­зе «Я-иде­аль­ное»:

  • реа­ли­стич­ность базы суж­де­ний и поступ­ков, скеп­ти­цизм и неконформность;
  • искрен­ность, непо­сред­ствен­ность, пря­мо­ли­ней­ность, настой­чи­вость в дости­же­нии цели;
  • скром­ность, застен­чи­вость, склон­ность брать на себя чужие обязанности;
  • помощь и дове­рие со сто­ро­ны окружающих.

Оче­вид­но, что в обра­зе «Я-вир­ту­аль­ное» в мень­шей сте­пе­ни пред­став­ле­ны соци­аль­ные ори­ен­та­ции, харак­тер­ные для обра­за «Я-реаль­ное», а именно:

  • уве­рен­ность в себе, уме­ние быть хоро­шим настав­ни­ком, орга­ни­за­то­ром и руководителем;
  • выра­жен­ная готов­ность помо­гать окру­жа­ю­щим, раз­ви­тое чув­ство ответственности;
  • застен­чи­вость, скром­ность, склон­ность брать на себя чужие обязанности;
  • потреб­ность в помо­щи, дове­рии со сто­ро­ны окружающих;
  • стрем­ле­ние к тес­но­му сотруд­ни­че­ству с рефе­рент­ной груп­пой, дру­же­люб­ное отно­ше­ние с окружающими;
  • реа­ли­стич­ность суж­де­ний и поступ­ков, скеп­ти­цизм и неконформность.

Исхо­дя из это­го мож­но сде­лать вывод о содер­жа­нии и о спе­ци­фи­че­ских отли­чи­ях в содер­жа­нии обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» от обра­зов «Я-реаль­ное» и «Я-иде­аль­ное». Во-пер­вых, это те каче­ства, кото­рые не пред­став­ле­ны при опи­са­нии дру­гих обра­зов: бес­це­ре­мон­ный, урав­но­ве­шен­ный и недоб­ро­же­ла­тель­ный. Во-вто­рых, это харак­те­ри­сти­ки, пре­об­ла­да­ю­щие в боль­шей сте­пе­ни в опи­са­нии имен­но вир­ту­аль­но­го обра­за: само­сто­я­тель­ный, при­вле­ка­тель­ный, искрен­ний, непо­сред­ствен­ный, пря­мо­ли­ней­ный, настой­чи­вый в дости­же­нии цели. И в-тре­тьих, харак­те­ри­сти­ки, в мень­шей сте­пе­ни пред­став­лен­ные в обра­зе «Я-вир­ту­аль­ное» по срав­не­нию с дру­ги­ми обра­за­ми: тихий, про­яв­ля­ет себя как хоро­ший настав­ник, орга­ни­за­тор и руко­во­ди­тель; стре­мит­ся к тес­но­му сотруд­ни­че­ству с рефе­рент­ной груп­пой, к дру­же­люб­ным отно­ше­ни­ям с окру­жа­ю­щи­ми; готов помо­гать окру­жа­ю­щим с менее раз­ви­тым чув­ством ответственности.

Оче­вид­но, что образ «Я-вир­ту­аль­ное» суще­ству­ет как само­сто­я­тель­ная модаль­ность в целост­ном обра­зе «Я» и его содер­жа­ние отлич­но от дру­гих модальностей.

Если образ «Я-вир­ту­аль­ное» – это само­сто­я­тель­ная когни­тив­ная состав­ля­ю­щая обра­за «Я» лич­но­сти, то сле­ду­ю­щую зада­чу мы сфор­му­ли­ро­ва­ли так: выяс­нить, насколь­ко диф­фе­рен­ци­ро­ван образ «Я-вир­ту­аль­ное» поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та от дру­гих обра­зов «Я-иде­аль­но­го» и «Я-реаль­но­го». По резуль­та­там каж­до­го участ­ни­ка иссле­до­ва­ния мы расчи­та­ли ста­ти­сти­че­скую досто­вер­ность раз­ли­чий в опи­са­нии лич­ност­ных харак­те­ри­стик, отне­сен­ных к каж­до­му из обра­зов «Я-вир­ту­аль­но­го», «Я-иде­аль­но­го» или «Я-реаль­но­го». Рас­чет про­во­дил­ся по кри­те­рию Ман­на – Уит­ни. При ана­ли­зе полу­чен­ных дан­ных нами были выде­ле­ны три основ­ные груп­пы по сте­пе­ни диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­сти обра­зов в раз­лич­ных модальностях:

  • устой­чи­вая диф­фе­рен­ци­а­ция – обра­зы чет­ко диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны, то есть у поль­зо­ва­те­ля в опи­са­нии лич­ност­ных харак­те­ри­стик име­ют­ся ста­ти­сти­че­ские зна­чи­мые раз­ли­чия в содер­жа­нии обра­за­ми «Я-вир­ту­аль­ное», «Я-иде­аль­ное» и «Я-реаль­ное»;
  • диф­фуз­ная диф­фе­рен­ци­а­ция – обра­зы частич­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны, то есть содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» сли­ва­ет­ся либо с обра­зом «Я-иде­аль­ное», либо с обра­зом «Я-реаль­ное»;
  • аморф­ная диф­фе­рен­ци­а­ция – обра­зы сли­ты по всем модальностям.

Резуль­та­ты пред­став­ле­ны на рис. 4.

Рис. 4. Дифференцированность образа «Я-виртуальное» от других образов пользователей Интернета
Рис. 4. Диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» от дру­гих обра­зов поль­зо­ва­те­лей Интернета

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что лишь 25% поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та име­ют устой­чи­вую диф­фе­рен­ци­а­цию обра­за «Я», это сви­де­тель­ству­ет о том, что они име­ют чет­ко диф­фе­рен­ци­ро­ва­ный образ «Я». Такое же коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та име­ет диф­фуз­ную диф­фе­рен­ци­а­цию в отно­ше­нии содер­жа­ния обра­зов «Я-вир­ту­аль­ное» и «Я-реаль­ное», это гово­рит о том, что содер­жа­ние обра­за «Я-вир­ту­аль­ное» сли­ва­ет­ся с обра­зом «Я-реаль­ное». Так­же диф­фуз­ная диф­фе­рен­ци­а­ция в отно­ше­нии содер­жа­ния обра­зов «Я-вир­ту­аль­ное» и «Я-иде­аль­ное» име­ет­ся у 20% поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. И аморф­ная диф­фе­рен­ци­а­ция, выра­жен­ная в сли­я­нии обра­зов по всем модаль­но­стям, состав­ля­ет 30% от обще­го чис­ла испытуемых.

Сле­до­ва­тель­но, лишь 25% харак­те­ри­зу­ют­ся устой­чи­вой диф­фе­рен­ци­а­ци­ей, а осталь­ным надо помо­гать диф­фе­рен­ци­ро­вать, пото­му что, как гово­ри­ли Л. Я. Дорф­ман, И. С. Кон, А. А. Вере­тен­ни­ков, М. Боуэн, обра­зы долж­ны быть диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны, а сле­до­ва­тель­но, обра­зы «Я-реаль­ное», «Я-вир­ту­аль­ное», «Я-иде­аль­ное» не долж­ны сли­вать­ся, диф­фе­рен­ци­а­ция обра­зов – это нор­ма. Поэто­му далее мы опи­шем реко­мен­да­ции по орга­ни­за­ции рабо­ты с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей обра­за «Я-вир­ту­аль­ное».

Про­бле­мы инте­гра­ции обра­за «Я», кото­рые про­яви­лись в резуль­та­тах наше­го иссле­до­ва­ния, зани­ма­ют одно из цен­траль­ных мест в пси­хо­ло­гии здо­ро­вья. Б. С. Бра­тусь, О. С. Васи­лье­ва, Г. Олпорт, К. Г. Юнг, М. Яго­да рас­смат­ри­ва­ют инте­гри­ро­ван­ный образ «Я» как кри­те­рий пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, как важ­ный при­знак здо­ро­во­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лич­но­сти в целом; успеш­ной систе­ма­ти­за­ции субъ­ек­том соци­аль­но­го опы­та и осу­ществ­ле­ния пол­но­цен­ной ком­му­ни­ка­ции с окру­жа­ю­щи­ми. Но инте­гра­ция обра­за «Я», то есть постро­е­ние целост­но­го обра­за себя, невоз­мож­на без спо­соб­но­сти диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных «Я»-образов, что обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность лич­ност­но­го роста. 

Пока­за­те­лем зре­ло­сти лич­но­сти может быть толь­ко ее целост­ность, рас­смот­рен­ная в аспек­те инте­гри­ро­ван­но­сти всех обра­зов: «Я-реаль­ное», «Я-вир­ту­аль­ное» и «Я-иде­аль­ное». Ины­ми сло­ва­ми, важ­на согла­со­ван­ность всех обра­зов. При этом необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, что долж­на быть высо­кая диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность в соче­та­нии с высо­ким уров­нем рефлек­сив­но­сти в целом и каж­до­го обра­за в частности. 

Инте­гри­ро­ван­ность пси­хо­ло­ги­че­ской орга­ни­за­ции лич­но­сти может быть рас­смот­ре­на через согла­со­ван­ность в обра­зах «Я-реаль­ное», «Я-вир­ту­аль­ное» и «Я-иде­аль­ное» ее высо­ко­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных содер­жа­тель­ных представлений.

Меха­низ­мы, при помо­щи кото­рых дости­га­ют­ся инте­гри­ро­ван­ность и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность обра­за «Я»: само­по­зна­ние, рефлек­сия, само­ана­лиз, само­опре­де­ле­ние, само­раз­ви­тие и др.

Сле­до­ва­тель­но, основ­ная цель кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щей рабо­ты с юно­ша­ми долж­на заклю­чать­ся в раз­ви­тии и фор­ми­ро­ва­нии устой­чи­вой диф­фе­рен­ци­а­ции обра­зов «Я».

Дан­ная цель может быть достиг­ну­та через серию задач:

  1. Создать усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния стрем­ле­ния к само­по­зна­нию, само­со­вер­шен­ство­ва­нию и само­рас­кры­тию, погру­же­ния в свой внут­рен­ний мир и ори­ен­та­ции в нем.
  2. Фор­ми­ро­вать адек­ват­ный образ «Я» и самооценку.
  3. Раз­ви­вать инте­рес к себе, стрем­ле­ние разо­брать­ся в сво­их поступ­ках, способностях.
  4. Фор­ми­ро­вать пер­вич­ные навы­ки самоанализа.

Бла­го­да­ря таким мето­ди­че­ским сред­ствам, как тех­ни­ки предо­став­ле­ния инфор­ма­ции (пере­да­ча и осо­зна­ния инфор­ма­ции) и ими­та­ци­он­ные тех­ни­ки (осо­зна­ние и тре­ни­ров­ка уме­ний и навы­ков в без­опас­ных усло­ви­ях), про­ис­хо­дит вовле­че­ние в акту­аль­ную дея­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ное вовле­че­ние в ситу­а­цию, вза­и­мо­дей­ствие меж­ду фигу­рой и фоном, исполь­зо­ва­ние реаль­но­го соци­аль­но­го взаимодействия.

Таким обра­зом, пси­хо­лог, руко­вод­ству­ясь дан­ны­ми выше реко­мен­да­ци­я­ми, может орга­ни­зо­вать кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую рабо­ту с поль­зо­ва­те­ля­ми Интер­не­та, име­ю­щи­ми диф­фуз­ный и аморф­ный уров­ни диф­фе­рен­ци­а­ции обра­зов «Я». Раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние обра­за «Я», Я-кон­цеп­ции спо­соб­ству­ет диф­фе­рен­ци­а­ции и инте­гра­ции обра­за «Я».

Ссылки на источники

  1. Вой­скун­ский А. Е. Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те // Инфор­ма­ци­он­ное обще­ство. – 2005. – № 1. – С. 36–41.
  2. Ага­пов В. С. Фун­да­мен­таль­ные идеи С. Л. Рубин­штей­на в совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях само­со­зна­ния и Я-кон­цеп­ции субъ­ек­та // Фило­соф­ско-пси­хо­ло­ги­че­ское насле­дие С. Л. Рубин­штей­на / под ред. К. А. Абуль­ха­но­вой, С. В. Тихо­ми­ро­вой. – М., 2011. – С. 234–246.
  3. Бернс Р. Раз­ви­тие Я-кон­цеп­ции и вос­пи­та­ние / пер. с англ. под ред. В. Я. Пили­по­в­ско­го. – М., 1986. – 422 с.
  4. Ани­щен­ко­ва Ю. Н. Образ Я-вир­ту­аль­ное в струк­ту­ре когни­тив­но­го ком­по­нен­та Я-кон­цеп­ции // Ана­ньев­ские чте­ния-2010. Совре­мен­ные при­клад­ные направ­ле­ния и про­бле­мы пси­хо­ло­гии: мате­ри­а­лы науч. конф., 19–21 октяб­ря 2010 г. Ч. 2 / отв. ред. Л. А. Цвет­ко­ва. – СПб., 2010. – 592 с.
  5. Кон И.С. Откры­тие «Я». Над чем рабо­та­ют, о чем спо­рят фило­со­фы. – М., 1978. 367 с.
  6. Ага­пов В. С. Указ. соч.
  7. Дроз­до­ва Н. В. Фор­ми­ро­ва­ние кон­струк­тив­ной стра­те­гии пре­одо­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ских барье­ров сту­ден­тов-пси­хо­ло­гов в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се // Изве­стия Самар­ско­го науч­но­го цен­тра РАН. – Сама­ра, 2009. – № 4(3). – С. 669–674.
  8. Ива­щен­ко А. В. Про­бле­мы Я-кон­цеп­ции лич­но­сти в оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­гии // Мир пси­хо­ло­гии. – 2002. – Вып. 2. – С. 17–30.
Источ­ник: Кон­цепт. – 2014. – № 12 (декабрь).

Об авторах

  • Надеж­да Нико­ла­ев­на Бутро­ва - началь­ник лабо­ра­то­рии ПФО (пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния) ОАО Сана­то­рий-про­фи­лак­то­рий «Сол­неч­ный», г. Оренбург.
  • Окса­на Пет­ров­на Цари­цен­це­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры воз­раст­ной и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии ФГБОУ ВПО «Орен­бург­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет», г. Оренбург.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest