Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве

П

Актив­ное раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию новых тех­ни­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских фено­ме­нов, в том чис­ле: «вир­ту­аль­ной реаль­но­сти» и «кибер­про­стран­ства».

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия обще­ства боль­шин­ство авто­ров отме­ча­ет ста­нов­ле­ние инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства и вир­ту­аль­но­го обще­ния как спе­ци­фи­ки социума. 

Повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние интер­не­та и соци­аль­ных сетей при­ве­ло к гло­ба­ли­за­ции, кото­рое с одной сто­ро­ны, спо­соб­ству­ет раз­ви­тию соци­аль­ных кон­так­тов, и нару­ше­ни­я­ми с дру­гой стороны. 

Сам тер­мин интер­нет «Internet» состо­ит из двух частей: Inter – меж­ду и Net – сеть, т.е. это един­ство раз­но­об­раз­ных ком­пью­тер­ных сетей. Систе­ма Internet, появив­ша­я­ся в кон­це 1970‑х гг., на совре­мен­ном эта­пе вклю­ча­ет в себе про­стран­ство для обще­ния и само­пре­зен­та­ции на раз­лич­ном уровне. 

При­вле­чен­ные про­сто­той и лег­ко­стью обще­ния, ано­ним­но­стью и демо­кра­тич­но­стью Интер­не­та, боль­шое коли­че­ство людей раз­ных воз­рас­тов и соци­аль­ных групп про­во­дят в сети зна­чи­тель­ную часть сво­е­го времени. 

Одним из ярких и наи­бо­лее обсуж­да­е­мых явле­ний послед­не­го деся­ти­ле­тия явля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­ных сетей, в рам­ках кото­рых каж­дый чело­век может создать web-стра­ни­цу, про­файл, кото­рый будет вклю­чать опи­са­ние его лич­но­сти и гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние (ава­тар) дан­ной личности. 

На эта­пе запол­не­ния дан­ной анке­ты лич­ность может осо­знан­но или не осо­знан­но иска­жать инфор­ма­цию о себе созда­вая не точ­ную копию реаль­но­го себя, а соци­аль­но жела­тель­ную или иде­аль­ную лич­ность. А созда­ние вир­ту­аль­ной лич­но­сти, похо­же на оде­ва­ние «вир­ту­аль­ной одеж­ды» [2].

Как отме­ча­ет Ю.Ю. Пер­фи­льев, интер­нет это некое опре­де­лен­ное «место» (про­стран­ство), но это реаль­но несу­ще­ству­ю­щее место [6, С. 34–35].

В Интер­не­те при­сут­ству­ют люди, но это люди без тел, более того, часто это без­лич­ные люди в силу сво­ей ано­ним­но­сти. Без­лич­ные – в смыс­ле не име­ю­щие реаль­ных ста­тус­но­ро­ле­вых характеристик. 

Вир­ту­аль­ная реаль­ность, по мне­нию Д.В. Ива­но­ва име­ет сле­ду­ю­щие основ­ные характеристики: 

  • нема­те­ри­аль­ность (изоб­ра­жа­е­мое про­из­во­дит эффек­ты, харак­тер­ные для вещественного); 
  • услов­ность пара­мет­ров (объ­ек­ты искус­ствен­ны и изменяемы);
  • эфе­мер­ность (сво­бо­да входа/выхода обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность пре­ры­ва­ния и воз­об­нов­ле­ния суще­ство­ва­ния) [3].

Рас­смат­ри­вая интер­нет в каче­стве аддик­тив­но­го аген­та В.А. Лос­ку­то­ва [6] выде­ля­ет фак­то­ры, дела­ю­щие интер­нет при­тя­га­тель­ным в каче­стве сред­ства ухо­да от реаль­но­сти и спо­со­ба полу­че­ния удо­воль­ствия, в том числе 

  • сверх­лич­ност­ная при­ро­да меж­лич­ност­ных взаимоотношений;
  • воз­мож­ность ано­ним­ных соци­аль­ных интеракций; 
  • воз­мож­ность для реа­ли­за­ции пред­став­ле­ний, фан­та­зий с обрат­ной связью; 
  • вуай­е­ри­сти­че­ский аспект; 
  • экс­клю­зив­ная воз­мож­ность поис­ка ново­го собе­сед­ни­ка, удо­вле­тво­ря­ю­ще­го прак­ти­че­ски любым кри­те­ри­ям, нет необ­хо­ди­мо­сти удер­жи­вать его внимание; 
  • рас­ши­ре­ние воз­мож­но­стей для ком­му­ни­ка­ции в раз­лич­ных вир­ту­аль­ных груп­пах, даю­щих воз­мож­ность для полу­че­ния опре­де­лен­но­го соци­аль­но­го статуса; 
  • неогра­ни­чен­ный доступ к информации.

В зару­беж­ных иссле­до­ва­ни­ях суще­ству­ет иной под­ход вос­при­я­тия интер­нет-про­стран­ства. Так, груп­па уче­ных (Sh. Zhao, Sh.Grasmuck, J. Martin) отме­ча­ет, что иссле­до­ва­ния, кото­рые про­во­ди­лись ранее в Аме­ри­ке и Евро­пе, изу­ча­ли осо­бен­но­сти само­предъ­яв­ле­ния – в ано­ним­ной онлайн-среде. 

Сам аспект ано­ним­но­сти поз­во­ля­ет чело­ве­ку изме­нять свое пове­де­ние и моде­ли­ро­вать абсо­лют­но новую лич­ность, вклю­чая асо­ци­аль­ное и деви­ант­ное поведение. 

Одна­ко, как отме­ча­ют авто­ры, сам вопрос об ано­ним­но­сти в дан­ной сре­де обу­слов­лен исклю­чи­тель­но опо­сре­до­ван­но­стью. В тоже вре­мя, все соци­аль­ные сети пыта­ют­ся вве­сти кон­троль запол­ня­е­мых анкет/профайлов.

Таким обра­зом, авто­ры отме­ча­ют, что соци­аль­ные сети явля­ют­ся уже не ано­ним­ной сре­дой, а сре­дой, кото­рая спо­соб­ству­ет онлайн обще­нию как с людь­ми, кото­рых вы зна­е­те в реаль­ной жиз­ни, так и с теми, кого вы не встречали. 

Это обу­слав­ли­ва­ет более чест­ное запол­не­ние анке­ты, в кото­рой кро­ме фото­гра­фии ука­зы­ва­ют­ся хоб­би, музы­каль­ные инте­ре­сы, люби­мые кни­ги и т.д.

В дру­гом иссле­до­ва­нии, так­же посвя­щен­ном соци­аль­ным сре­дам N.J. Hum, P.E. Chamberlin, B.L. Hambright, A.C. Portwood, A.C. Schat, J.L. Bevan изу­ча­ла ген­дер­ные осо­бен­но­сти выбо­ра фото­гра­фий и напол­не­ние кон­тен­та на facebook. 

Авто­ры отме­ти­ли, что не суще­ству­ет ген­дер­ных раз­ли­чий в выбо­ре пер­со­наль­ных фото­гра­фий, и напол­не­нии кон­тен­та по коли­че­ству и каче­ству изоб­ра­же­ний, сле­ду­ет отме­тить, что в дан­ном иссле­до­ва­нии ана­ли­зи­ро­ва­лись про­фай­лы моло­дых людей и деву­шек от 18 до 23 лет, сту­ден­тов кол­ле­джа или университета. 

По резуль­та­там каче­ствен­но­го ана­ли­за, было выяв­ле­но, что моло­дые люди выби­ра­ют фото­гра­фии, кото­рые демон­стри­ру­ют их актив­ность, они кор­рект­ны и прав­ди­вы, при­мер­но в 98% случаев.

С дру­гой сто­ро­ны, как пока­за­ли уче­ные из ряда Евро­пей­ских стран (A. Vasalou, A. Joinson, T. Banziger, P. Goldie, J. Pitt) суще­ству­ет несколь­ко типов людей, с точ­ки зре­ния исполь­зо­ва­ния ими тех или иных ава­та­ров как спо­со­ба само­пре­зен­та­ции в сети. 

Два­дцать участ­ни­ков иссле­до­ва­ния были раз­де­ле­ны на три груп­пы: (1) для ава­та­ры исполь­зу­ют такие фото­гра­фии, что­бы точ­но отра­зить себя; дан­ная груп­па выбра­ли для отоб­ра­же­ния фото­гра­фии, кото­рые в наи­бо­лее выгод­ном све­те демон­стри­ру­ют лич­ность, ее соци­аль­ную роль, (2) это люди, кото­рые бла­го­да­ря создан­ной анке­те в сети «вырва­лись на сво­бо­ду из соци­аль­ных пра­вил, регу­ли­ру­ю­щих само­пре­зен­та­цию»; и, нако­нец, (3) дан­ная груп­па лиц исполь­зу­ют ава­та­ры для того, что­бы пере­дать некий смысл, посла­ние кон­крет­ной ауди­то­рии, дей­ствуя по прин­ци­пу «кому надо – тот поймет».

Важ­но под­черк­нуть, что авто­ры дан­ной ста­тьи исполь­зо­ва­ли в сво­ем иссле­до­ва­нии так­же про­грамм «Yahoo! Avatars customisation», кото­рая поз­во­ля­ет созда­вать рисо­ван­ный пер­со­наж, созда­вая ему опре­де­лен­ную при­чес­ку, цвет волос и глаз, фор­му носа. 

В сво­ей рабо­те А.В. Гера­си­мов [3] рас­смат­ри­ва­ет раз­лич­ные при­ме­ры интер­фей­сов для редак­ти­ро­ва­ния ава­та­ра и созда­ния обра­за похо­же­го на реаль­но­го чело­ве­ка (по фото­гра­фии, по видео­ро­ли­ку и т.д.).

Одна­ко, как под­чер­ки­ва­ют A. Vasalou, A. N. Joinson из Англий­ско­го уни­вер­си­те­та, выбор ава­та­ра зави­сит и от сре­ды, в кото­рой нахо­дит­ся чело­век, так суще­ству­ет три основ­ных соци­аль­ных онлайн-сре­ды: бло­ги, зна­ком­ства и игры. 

Люди, кото­рые ведут бло­ги – выби­ра­ют фото­гра­фии наи­бо­лее чест­но отра­жа­ю­щих их реаль­ный физи­че­ский облик, для зна­комств – выби­ра­ют фото­гра­фии, кото­рые могут быть наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ны для про­ти­во­по­лож­но­го пола, а ава­тар для игр, выби­ра­ет­ся такой, что­бы мак­си­маль­но пере­дать интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти хозя­и­на профайла. 

Кро­ме того, авто­ры дан­но­го иссле­до­ва­ния изу­чи­ли, на сколь­ко харак­те­ри­сти­ки, кото­рым наде­ля­ют «ава­тар» сов­па­да­ют с теми, кото­рые чело­век при­пи­сы­ва­ет себе. В ходе дан­но­го иссле­до­ва­ния уче­ные выяви­ли, что не зави­си­мо от сре­ды, из 71 чело­век 82% наде­ля­ют свой ава­тар таки­ми же харак­те­ри­сти­ка­ми, как и себя в реаль­ной жизни.

Таким обра­зом, мы видим, что с одной сто­ро­ны некая ано­ним­ность, кото­рая созда­ет­ся опо­сре­до­ван­ным обще­ни­ем через интер­нет может порож­дать изме­не­ние про­фай­ла с созда­ния вир­ту­аль­ной лич­но­сти, кото­рая будет отли­чать­ся от реальной. 

С дру­гой сто­ро­ны, сама спе­ци­фи­ка соци­аль­ных сетей под­ра­зу­ме­ва­ет обще­ние с людь­ми, кото­рые зна­ко­мы в реаль­ной жиз­ни, таким обра­зом, опо­сре­до­ван­ное обще­ние не явля­ет­ся в пол­ной мере ано­ним­ным, и может напол­нять­ся неки­ми сим­во­ла­ми, кото­рые будут созда­вать необ­хо­ди­мые аспек­ты обра­за, как про­то­ти­па реаль­но­го внеш­не­го облика. 

Как отме­ча­ет В.А. Лабун­ская [5], «внеш­ний облик – ста­но­вит­ся одним из важ­ней­ших средств постро­е­ния типо­ло­гий, выде­ле­ния и рас­по­зна­ния опре­де­лен­ных соци­аль­ных групп, страт, опи­са­ния сти­лей жиз­ни. Внеш­ний облик чело­ве­ка ста­но­вит­ся спо­со­бом визу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции и стра­ти­фи­ка­ции». И даже создан­ный вир­ту­аль­но, он создан как «Я‑д­ля-Дру­го­го» и напол­ня­ет­ся за счет раз­лич­ных невер­баль­ных аспек­тов необ­хо­ди­мой инфор­ма­ци­ей о личности.

В рам­ках эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния нами было про­ве­де­но пило­таж­ное иссле­до­ва­ние и про­ана­ли­зи­ро­ва­но 2120 анкет – 1050 муж­ских анкет и 1080 жен­ских анкет пред­став­лен­ных в про­стран­стве соци­аль­ной сети vk.com.

Анке­ты были выбра­ны слу­чай­ным поряд­ком; воз­раст­ные гра­ни­цы были зада­ны 18–30 лет, выбор анкет осу­ществ­лял­ся через фильтр. В ходе про­ве­ден­но­го ана­ли­за нами были полу­че­ны дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­це 1.

Таблица 1. Количественные показатели искаженной информации

 Содер­жа­ние аватара/именимжОбщее чис­ло
1Не реаль­ное имя (исто­ри­че­ские пер­со­на­жи, псев­до­ни­мы, име­на звезд кино, эст­ра­ды, спорта)272552
2Рису­нок на ава­тар­ке (пей­заж, натюр­морт, ягоды)513687
3Живот­ное311344
4Дру­гой чело­век (звез­ды спор­та, кино, эстрады)592988
Все­го человек271

Ана­лиз анкет про­из­во­дил­ся на осно­ва­нии ана­ли­за содер­жа­ния ава­та­ра (фото­гра­фия вла­дель­ца анке­ты, кото­рую видят все поль­зо­ва­те­ли) и непо­сред­ствен­ное имя вла­дель­ца анкеты. 

Несмот­ря на то, что в пра­ви­лах сай­та про­пи­сан запрет на исполь­зо­ва­ние чужих имен и фото­гра­фий, чуть более 15% из про­ана­ли­зи­ро­ван­ных анкет нару­ши­ли дан­ное поло­же­ние. Из них око­ло 3% исполь­зо­ва­ли чужие имена. 

В дан­ном аспек­те необ­хо­ди­мо отме­тить, что дан­ный про­цент в рав­ной сте­пе­ни пред­став­лен и муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми. При этом боль­шин­ство муж­чин и жен­щин исполь­зо­ва­ли име­на вымыш­лен­ных персонажей/псевдонимы (Liliana Dreamfull, Sunny Cat, Macho Man, Тигр Тиг­рофф и др.) и реже (2 муж­чи­ны и 3 жен­щи­ны) исто­ри­че­ские пер­со­на­жи, име­на звезд кино, эст­ра­ды, спор­та (Ата­ман Бакла­нов, Робер­то Бад­жо, Джу­лия Робертс, Madonna, Fiona Mrs. Shrek).

Мы так­же рас­смот­ре­ли дру­гой часто нару­ша­е­мый запрет – это исполь­зо­ва­ние чужих фото­гра­фий на ава­та­ре (более 12%). Инте­рес­но отме­тить, что муж­чи­ны чаще жен­щин исполь­зу­ют чужие фото­гра­фии, так 8% муж­чин, и толь­ко 4% жен­щин исполь­зу­ют чужие фотографии. 

Все фото­гра­фии, не при­над­ле­жа­щие вла­дель­цу мы раз­де­ли­ли на 3 услов­ные груп­пы: рису­нок (пей­заж, натюр­морт, яго­ды); живот­ное и дру­гой человек.

В груп­пе «рису­нок» муж­чи­ны чаще исполь­зо­ва­ли пей­за­жи и натюр­мор­ты, при этом натюр­мор­ты были пред­став­ле­ны сним­ка­ми с день­га­ми, ору­жи­ем, алко­голь­ной про­дук­ци­ей, а пей­за­жи чаще вклю­ча­ли изоб­ра­же­ние автомобилей. 

В тоже вре­мя на жен­ских ава­та­рах, отно­ся­щих­ся к этой кате­го­рии чаще изоб­ра­же­ны фрук­ты и яго­ды (ябло­ко, виш­ня, клуб­ни­ка), а пей­за­жи чаще пред­став­ле­ны клас­си­че­ски­ми образ­ца­ми худо­же­ствен­но­го искус­ства, в том чис­ле рабо­ты Ван Гога, И. Айва­зов­ско­го и др.

В груп­пе «живот­ное», так­же суще­ству­ют раз­ли­чия в пред­став­ле­нии себя через живот­ное у муж­чин и жен­щин. Так муж­чи­ны исполь­зу­ют изоб­ра­же­ния круп­ных хищ­ных живот­ных (тигр, лев, волк), в то вре­мя как жен­щи­ны исполь­зу­ют как домаш­них живот­ных (кош­ки, соба­ки), так и таких живот­ных как змеи, лоша­ди, мыши и др.

В послед­ней груп­пе «дру­гой чело­век» – пред­став­ле­но око­ло 5% про­ана­ли­зи­ро­ван­ных анкет, это вир­ту­аль­ные стра­ни­цы людей, кото­рые исполь­зо­ва­ли фото­гра­фии дру­гих людей. 

Инте­рес­но отме­тить, что если муж­чи­ны исполь­зу­ют фото­гра­фии извест­ных людей (акте­ры, спортс­ме­ны, музы­кан­ты), то жен­щи­ны чаще исполь­зу­ют фото­гра­фии неиз­вест­ных моде­лей из рекла­мы и фото­гра­фии, пред­став­лен­ные в фото­бан­ках (интер­нет-ресур­сы, содер­жа­щие изоб­ра­же­ния для ком­мер­че­ско­го и неком­мер­че­ско­го использования).

Ана­ли­зи­руя дан­ные, полу­чен­ные в ходе ана­ли­за, мы можем пред­по­ло­жить, что в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния обра­за Я в вир­ту­аль­ном про­стран­стве муж­чи­ны и жен­щи­ны иска­жа­ют инфор­ма­цию о себе с целью изме­нить, откор­рек­ти­ро­вать свой образ или с целью скрыть свой насто­я­щий облик. 

Одна­ко, наи­бо­лее инте­рес­ным, на наш взгляд, явля­ет­ся тот факт, что муж­чи­ны чаще, чем жен­щи­ны, иска­жа­ют инфор­ма­цию о себе, в то же вре­мя жен­щи­ны чаще явля­ют­ся объ­ек­та­ми иссле­до­ва­ний посвя­щен­ных телес­но­му пер­фек­ци­о­низ­му и фор­ми­ро­ва­нию телес­но­го обли­ка (дие­ты, пла­сти­че­ская хирур­гия и т.д.).

Таким обра­зом, мож­но гово­рить о том, что вир­ту­аль­ное про­стран­ство и само­предъ­яв­ле­ние себя в этом про­стран­стве мало изу­че­но имен­но с пози­ции ген­дер­ных осо­бен­но­стей пред­став­ле­ния себя и фор­ми­ро­ва­ния само­вос­при­я­тия мужчинами.

В то же вре­мя, важ­но отме­тить, что несмот­ря на про­цес­сы гло­ба­ли­за­ции и рас­про­стра­не­ние интер­не­та в целом, и соци­аль­ных сетей в част­но­сти, а так­же инте­рес к дан­ной про­бле­ма­ти­ке в запад­ной пси­хо­ло­гии, в рос­сий­ской пси­хо­ло­гии суще­ству­ет зна­чи­мый про­бел в изу­че­нии соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции в интер­нет-про­стран­стве, фор­ми­ро­ва­ния ими­джа, через напол­не­ние профайлов. 

Боль­шин­ство работ носят лишь кос­вен­ный, фраг­мен­тар­ный харак­тер. Исхо­дя из это­го, в даль­ней­шем мы пла­ни­ру­ем более тща­тель­но про­ра­бо­тать дан­ный аспект, как с пози­ции тео­ре­ти­че­ско­го ана­ли­за в рос­сий­ской и зару­беж­ной пси­хо­ло­гии, так и про­ве­сти эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние, вклю­ча­ю­щие раз­лич­ные соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты пре­зен­та­ции себя в интернет-пространстве.

Литература

  1. Бара­нов А.Е. Интер­нет-пси­хо­ло­гия. – М.: РИОР: ИНФРА‑М, 2012. – 264 с.
  2. Вой­скун­ский А.Е. Мета­фо­ры Интер­не­та / А.Е. Вой­скун­ский // Вопро­сы фило­со­фии. – 2001. – №11. – С.64–79.
  3. Гера­си­мов А.В. Струк­тур­но-пара­мет­ри­че­ская модель визу­а­ли­за­ции пер­со­на­жа в обра­зо­ва­тель­ных вир­ту­аль­ных мирах // Educational Technology & Society 10(4) 2007. С. 339–349
  4. Ива­нов, Д.В. Импе­ра­тив вир­ту­а­ли­за­ции: Совре­мен­ные тео­рии обще­ствен­ных изме­не­ний / Д.В. Ива­нов. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2002
  5. Лабун­ская В.А. «Види­мый чело­век» как соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский фено­мен // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. № 1/2010, стр. 26–39.
  6. Лос­ку­то­ва В.А. Интер­нет-зави­си­мость как фор­ма нехи­ми­че­ских аддик­тив­ных рас­стройств // Авто­ре­фе­рат дис­сер­та­ции на соис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та меди­цин­ских наук, Ново­си­бирск – 2004 г.
  7. Пер­фи­льев Ю.Ю. Рос­сий­ское Интер­нет-про­стран­ство: раз­ви­тие и струк­ту­ра / Ю.Ю. Пер­фи­льев. – М.: Гар­да­ри­ки, 2003. – 272 с.
  8. Hum N. J., Chamberlin P. E., Hambright B. L., Portwood A. C., Schat A. C., Bevan J. L. A picture is worth a thousand words: A content analysis of Facebook profile photographs // Computers in Human Behavior (2011)
  9. Vasalou A., Joinson A., Banziger T., Goldie P., Pitt J. Avatars in social media: Balancing accuracy, playfulness and embodied messages // Int. J. Human-Computer Studies 66 (2008) 801–811.
  10. Vasalou A., Joinson A. N. Me, myself and I: The role of interactional context on self-presentation through avatars // Computers in Human Behavior 25 (2009) 510–520
  11. Zhao Sh., Grasmuck S., Martin J. Identity construction on Facebook: Digital empowerment in anchored relationships // Computers in Human Behavior 24 (2008) 1816–1836
Источ­ник: Фило­соф­ские про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и кибер­про­стран­ства. 2012. №2 (4).

Об авторе

Дарья Вик­то­ров­на Погон­це­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший пре­по­да­ва­тель Южный феде­раль­ный уни­вер­си­тет, Ростов-на-Дону, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest