Рябова М.Ю. Особенности этикета виртуальной коммуникации

Р

Введение

Элек­трон­ная, или вир­ту­аль­ная, ком­му­ни­ка­ция как осо­бая и само­сто­я­тель­ная фор­ма обще­ния воз­ник­ла с появ­ле­ни­ем воз­мож­но­сти общать­ся уда­лен­но с помо­щью мобиль­ных средств свя­зи, т. е. когда появи­лись сред­ства пере­да­чи инфор­ма­ции с помо­щью ком­пью­те­ров (Интер­нет и интернет-технологии).

В этой свя­зи поня­тие элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции может рас­смат­ри­вать­ся как сете­вая, вир­ту­аль­ная, циф­ро­вая ком­му­ни­ка­ция и др., часто ассо­ци­и­ру­е­мая с поня­ти­ем осо­бая ком­му­ни­ка­ци­он­ная сре­да или элек­трон­ный модус ком­му­ни­ка­ции [Гуд­ков и др. 2023]. По мне­нию Ю. А. Зуляр, элек­трон­ная ком­му­ни­ка­ция – это резуль­тат раз­ви­тия соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций, когда инфор­ма­ция, воз­ни­ка­ю­щая в уст­ной (физио­ло­ги­че­ской) и пись­мен­ной (вир­ту­аль­ной) фор­мах, пере­во­дит­ся в элек­трон­ную [Зуляр 2006].

Элек­трон­ная ком­му­ни­ка­ция отли­ча­ет­ся от тра­ди­ци­он­ной уст­но-пись­мен­ной ком­му­ни­ка­ции тем, что фор­мой ее суще­ство­ва­ния явля­ет­ся осо­бый сете­вой текст, каче­ство кото­ро­го поз­во­ля­ет опре­де­лить его как гипер­текст. Гипер­текст, по мне­нию авто­ра, пред­став­ля­ет собой текст, функ­ци­о­ни­ру­ю­щий в элек­трон­ном про­стран­стве в усло­ви­ях мно­же­ствен­но­го, фраг­мен­тар­но­го дис­кур­са, кото­рый посто­ян­но раз­рас­та­ет­ся и осва­и­ва­ет новые фор­ма­ты, где текст пере­ста­ет быть толь­ко тек­стом, вклю­чая видео и звук в каче­стве сво­их обя­за­тель­ных компонентов. 

«Гипер­текст функ­ци­о­ни­ру­ет в элек­трон­ной сре­де в усло­ви­ях раз­лич­ных хао­тич­ных инфор­ма­ци­он­ных струк­тур, обра­зуя некий нели­ней­ный текст, рас­сре­до­то­чен­ный в про­стран­стве. Это свой­ство нели­ней­но­сти гипер­тек­ста дает воз­мож­ность све­сти мно­же­ство зна­че­ний воеди­но во вре­ме­ни и тем самым обес­пе­чить целост­ность вос­при­я­тия. Он фик­си­ру­ет усколь­за­ю­щие зна­че­ния в виде гиб­ких свя­зей и пере­хо­дов, что поз­во­ля­ет избе­жать стро­гой после­до­ва­тель­но­сти, обо­зна­чить «отсут­ствие» целост­но­сти, пре­вра­щая ее в «при­сут­ствие»» [Зуляр 2006: 70].

Вир­ту­аль­ная ком­му­ни­ка­ция сего­дня суще­ству­ет в мно­го­чис­лен­ных фор­мах, фор­ма­тах и жан­рах, начи­ная с элек­трон­ных вер­сий раз­лич­ных печат­ных изда­ний (обще­на­ци­о­наль­ных газет и жур­на­лов), офи­ци­аль­ных сай­тов раз­лич­ных орга­ни­за­ций и учре­жде­ний, люби­тель­ских бло­гов и закан­чи­вая ком­мен­та­ри­я­ми, кото­рые каж­дый чита­тель может оста­вить на вир­ту­аль­ных стра­ни­цах дан­ных изданий. 

Кро­ме того, суще­ству­ет огром­ное ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство вир­ту­аль­но­го обще­ния (Фейс­бук1, ВКон­так­те, Одно­класс­ни­ки, Инста­грам, Теле­грам и т. д.), объ­еди­ня­ю­щее неогра­ни­чен­ное коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей, кото­рые еже­днев­но осу­ществ­ля­ют обще­ние на осно­ве опре­де­лен­ных пра­вил этикета. 

Что же пред­став­ля­ют собой пра­ви­ла совре­мен­ной вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, суще­ству­ют ли они в прин­ци­пе, и насколь­ко стро­го они регла­мен­ти­ру­ют внут­ри­се­те­вое обще­ние? Зада­чей дан­но­го иссле­до­ва­ния явля­ет­ся поиск отве­тов на постав­лен­ные вопро­сы, основ­ной из кото­рых – что пред­став­ля­ет собой сете­вой эти­кет, или эти­кет вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, и како­вы его принципы.

Методы и материалы

Мате­ри­а­лом иссле­до­ва­ния послу­жи­ли иссле­до­ва­тель­ские рабо­ты оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных авто­ров по про­бле­мам тео­рии ком­му­ни­ка­ции, эти­ке­та, кате­го­рии веж­ли­во­сти и сти­лям обще­ния, линг­во­куль­ту­ро­ло­гии, сопо­ста­ви­тель­ной линг­ви­сти­ки и праг­ма­ти­ке, а так­же линг­ви­сти­че­ские спра­воч­ни­ки и словари.

В каче­стве мето­дов иссле­до­ва­ния при­ме­ня­лись обще­на­уч­ные мето­ды опи­са­ния, ана­ли­ти­че­ский метод, мето­ды кате­го­ри­за­ции и клас­си­фи­ка­ции, срав­ни­тель­но-сопо­ста­ви­тель­ный ана­лиз, а так­же эле­мен­ты интер­пре­та­тив­но­го линг­во­сти­ли­сти­че­ско­го анализа.

Результаты

Преж­де все­го опре­де­лим поня­тие эти­ке­та, в част­но­сти рече­во­го эти­ке­та. Соглас­но Collins English Dictionary, зна­че­ние тер­ми­на эти­кет опре­де­ля­ет­ся сле­ду­ю­щим образом:

Etiquette: 1. (Sociology) the customs or rules governing behaviour regarded as correct or acceptable in social or official life; 2. (Sociology) a conventional but unwritten code of practice followed by members of any of certain professions or groups, medical etiquette2. (Эти­кет – тра­ди­ции или пра­ви­ла, регу­ли­ру­ю­щие пове­де­ние, кото­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся как пра­виль­ные или при­ем­ле­мые в обще­стве или дело­вой сфе­ре; 2. уста­нов­лен­ный, но непи­са­ный кодекс пра­вил, кото­ро­му сле­ду­ют пред­ста­ви­те­ли любой про­фес­сии или груп­пы, напр. меди­цин­ский эти­кет3).

В сло­ва­ре Webster’s College Dictionary тер­мин эти­кет опре­де­ля­ет­ся как: 1. conventional requirements as to proper social behavior; 2. a prescribed code of usage in matters of ceremony: court etiquette;the code of ethical behavior among the members of a profession: medical etiquette4(Эти­кет: 1. Обыч­ные тре­бо­ва­ния к над­ле­жа­ще­му соци­аль­но­му пове­де­нию; 2. Пред­пи­сан­ный набор пра­вил во вре­мя цере­мо­нии: при­двор­ный эти­кет; 3. Кодекс этич­но­го пове­де­ния сре­ди пред­ста­ви­те­лей опре­де­лен­ной про­фес­сии, напр. меди­цин­ский этикет).

Н. И. Фор­ма­нов­ская опре­де­ля­ет рече­вой эти­кет как набор пра­вил, соци­аль­но задан­ных и наци­о­наль­но спе­ци­фич­ных, кото­рые регу­ли­ру­ют рече­вое пове­де­ние в ситу­а­ци­ях уста­нов­ле­ния, под­дер­жа­ния и раз­мы­ка­ния кон­так­та меж­ду ком­му­ни­кан­та­ми [Фор­ма­нов­ская 2006].

Хоро­шее вла­де­ние рече­вым эти­ке­том явля­ет­ся при­зна­ком вос­пи­тан­но­го чело­ве­ка, а бла­го­вос­пи­тан­ность и уме­ние поль­зо­вать­ся нор­ма­ми пове­де­ния, как и дру­гие досто­ин­ства лич­но­сти, высо­ко ценят­ся в соци­у­ме. Поэто­му рече­вой эти­кет име­ет боль­шое прак­ти­че­ское зна­че­ние и заслу­жи­ва­ет спе­ци­аль­но­го и вни­ма­тель­но­го изу­че­ния и посто­ян­но­го совер­шен­ство­ва­ния. Пра­ви­ла и нор­мы рече­во­го эти­ке­та варьи­ру­ют­ся в зави­си­мо­сти от темы раз­го­во­ра (радост­ное или печаль­ное событие).

Рече­вой эти­кет име­ет раз­лич­ные функ­ции, такие как уста­нов­ле­ние кон­так­та, при­вле­че­ние вни­ма­ния, выра­же­ние почте­ния, созда­ние атмо­сфе­ры меро­при­я­тия, риту­ал, цере­мо­ния, устав и т. д. и явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью любой куль­ту­ры. В совре­мен­ном поли­куль­тур­ном обще­стве боль­шое место отво­дит­ся не толь­ко изу­че­нию язы­ка, но и тра­ди­ци­ям и нор­мам пове­де­ния, куль­ту­ры и рече­во­го эти­ке­та. Ситу­а­ции выра­же­ния собо­лез­но­ва­ния, печа­ли, скор­би тра­ди­ци­он­но отно­сят к сфе­ре рече­во­го эти­ке­та [Ресен­чук, Рябо­ва 2018].

С раз­ви­ти­ем новых спе­ци­фи­че­ских средств и форм ком­му­ни­ка­ции появи­лась необ­хо­ди­мость в выра­бот­ке новых стан­дар­тов рече­во­го пове­де­ния и куль­ту­ры и в вир­ту­аль­ной коммуникации. 

Рас­смот­рим неко­то­рые прин­ци­пы вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, или эти­ке­та вир­ту­аль­ной коммуникации. 

Эти­кет вир­ту­аль­ной элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции при­ня­то еще назы­вать сете­вым эти­ке­том, под кото­рым пони­ма­ют пра­ви­ла обще­ния в сети Интер­нет, кото­рые при­зва­ны регу­ли­ро­вать пове­де­ние и обще­ние поль­зо­ва­те­лей сети на про­сто­рах киберпространства.

Как пра­ви­ло, основ­ной прин­цип сете­во­го эти­ке­та направ­лен на под­дер­жа­ние стра­те­гии веж­ли­во­сти, кото­рая соб­ствен­но и регу­ли­ру­ет рече­вой эти­кет в целом [Рябо­ва 2016], при том, что сего­дня, по мне­нию мно­гих, уро­вень сете­вой куль­ту­ры оста­ет­ся доволь­но низким.

Итак, рас­смот­рим основ­ные сло­жив­ши­е­ся к насто­я­ще­му момен­ту пра­ви­ла сете­во­го эти­ке­та. Соглас­но дан­ным сай­та Etikket.Ru, сете­вой эти­кет пред­по­ла­га­ет соблю­де­ние сле­ду­ю­щих пра­вил пове­де­ния в Сети:

  1. Реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать фор­мат ано­ним­но­сти, если вы обща­е­тесь с незна­ко­мы­ми людь­ми. Тогда будет боль­шая веро­ят­ность, что вас оце­нят по досто­ин­ству, пой­мут ваше уме­ние вести бесе­ду, чув­ство юмо­ра, изоб­ре­та­тель­ность, кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок, вежливость.
  2. Необ­хо­ди­мо соблю­дать обыч­ные пра­ви­ла рече­во­го эти­ке­та, кото­рые оста­ют­ся акту­аль­ны­ми в повсе­днев­ной жиз­ни; пом­нить, что вы обща­е­тесь с чело­ве­ком со сво­и­ми при­выч­ка­ми, инте­ре­са­ми и осо­бен­но­стя­ми вос­при­я­тия, кото­рые сле­ду­ет ува­жать и с кото­ры­ми необ­хо­ди­мо считаться.
  3. Ста­рай­тесь быть кор­рект­ным, веж­ли­вым, дели­кат­ным; акку­рат­но и осто­рож­но фор­му­ли руй­те свои мыс­ли, что­бы не оскор­бить собе­сед­ни­ка; не будь­те настой­чи­вы­ми, навяз­чи­вы­ми, гру­бы­ми. Избе­гай­те исполь­зо­ва­ния дву­смыс­лен­ных обо­ро­тов и фраз, кото­рые могут быть истол­ко­ва­ны непра­виль­но. Учи­ты­вай­те, что неко­то­рые нелов­кие момен­ты в лич­ном обще­нии сгла­жи­ва­ют­ся мими­кой, кото­рая отсут­ству­ет при пись­мен­ном общении.
  4. Отправ­ляя сооб­ще­ние или текст по элек­трон­ной почте, ста­рай­тесь его пере­чи­тать, что­бы убе­дить­ся, что мыс­ли выра­же­ны ясно и после­до­ва­тель­но. Бес­связ­ный текст с нару­шен­ной логи­кой вос­при­ни­ма­ет­ся с боль­шим тру­дом5.

Базо­вые прин­ци­пы веж­ли­во­го обще­ния так­же реле­вант­ны для сете­во­го эти­ке­та и пред­по­ла­га­ют соблю­де­ние сле­ду­ю­щих правил:

  1. Эле­мен­тар­ные пра­ви­ла веж­ли­во­сти дик­ту­ют исполь­зо­ва­ние при­вет­ствий и обра­ще­ния к собе­сед­ни­ку по име­ни. Необ­хо­ди­мо про­щать­ся и выра­жать бла­го­дар­ность так же, как и при непо­сред­ствен­ном лич­ном общении.
  2. Не сле­ду­ет зло­упо­треб­лять идео­гра­фи­че­ски­ми зна­ка­ми, напри­мер, смай­ли­ка­ми, ани­ма­ци­ей, кар­тин­ка­ми, затруд­ня­ю­щи­ми чте­ние и вос­при­я­тие тек­ста. Кро­ме того, науч­ный форум, пред­по­ла­га­ю­щий науч­ный стиль ком­му­ни­ка­ции, вооб­ще исклю­ча­ет при­ме­не­ние подоб­ных средств.
  3. Сле­ду­ет про­яв­лять ува­же­ние и вни­ма­ние к мне­нию собе­сед­ни­ка, не забы­вать о дели­кат­но­сти. Преж­де чем отпра­вить сооб­ще­ние, оце­ни­те, будет ли оно инте­рес­но дру­гим участ­ни­кам груп­пы или чата.
  4. Со вре­ме­нем в эти­ке­те сете­вой ком­му­ни­ка­ции выра­бо­та­лись пра­ви­ла т. н. отри­ца­тель­ной веж­ли­во­сти, т. е. пра­ви­ла, кото­рые тре­бу­ют избе­га­ния неко­то­рых дей­ствий и пове­де­ния [Ryabova 2015].
  • Излиш­нее выра­же­ние эмо­ци­о­наль­но­сти с помо­щью исполь­зо­ва­ния заглав­ных букв (Caps Lock) явля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем дур­но­го тона, несмот­ря на то что оно доста­точ­но часто при­ме­ня­ет­ся в целях при­вле­че­ния внимания.
  • Игно­ри­ро­ва­ние задан­ных вопро­сов так­же явля­ет­ся нару­ше­ни­ем прин­ци­па вежливости.
  • Мас­со­вые рас­сыл­ки по элек­трон­ной почте одно­го и того же тек­ста, поздрав­ле­ния, при­вет­ствия и пр., как пра­ви­ло, оце­ни­ва­ют­ся нега­тив­но (если это не сооб­ще­ние дело­во­го характера).
  • Заме­ча­ния дру­гим людям. Луч­ше не уни­жать людей, ука­зы­вая на недо­ста­ток их зна­ний в какой-либо сфе­ре, а помочь им сове­том или объ­яс­нить, в чем они не правы.
  • Нель­зя оскорб­лять собе­сед­ни­ка, даже в ответ на оскорб­ле­ния. Не нуж­но начи­нать кон­фликт и опус­кать­ся до вза­им­ных оскорб­ле­ний, луч­ше пре­кра­тить обще­ние6.

Эти­кет сете­вой ком­му­ни­ка­ции сего­дня опре­де­ля­ют раз­лич­ны­ми тер­ми­на­ми, напри­мер, онлайн-эти­кет, сети­кет и, нако­нец, нети­кет (от net + etiquette). 

Впер­вые тер­мин нети­кет упо­тре­би­ла в 1994 г. Вир­джи­ния Ши [Shea 2004] в кни­ге «Netiquette», сфор­му­ли­ро­вав базо­вые пра­ви­ла эти­ке­та в Сети. Она опи­са­ла пра­ви­ла веде­ния пере­пис­ки по элек­трон­ной почте, сти­ли­сти­ку элек­трон­ной кор­ре­спон­ден­ции, осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции в чатах, веде­ние спо­ров с нару­ше­ни­ем пра­вил в сеан­се свя­зи (с оскорб­ле­ни­я­ми и язви­тель­ны­ми репли­ка­ми), прин­ци­пы нару­ше­ния сете­во­го эти­ке­та, осо­бен­но­сти биз­нес-ком­му­ни­ка­ции в Сети и пра­ви­ла веде­ния пере­пис­ки в соци­аль­ных сетях (в шко­ле, дома, в раз­лич­ных груп­пах по инте­ре­сам и т. д.). Мож­но ска­зать, что сего­дня это наи­бо­лее пол­ное опи­са­ние норм эти­ке­та вир­ту­аль­ной коммуникации.

Базо­вые пра­ви­ла нети­ке­та, сфор­му­ли­ро­ван­ные Вир­джи­ни­ей Ши, вклю­ча­ют десять основ­ных пунктов.

  1. Необ­хо­ди­мо пом­нить, что чело­век, с кото­рым вы обща­е­тесь в Сети, тоже лич­ность со сво­и­ми чув­ства­ми, поэто­му посту­пай­те с ним так, как вы бы хоте­ли, что­бы посту­па­ли с вами.
  2. При­дер­жи­вай­тесь в Сети таких же пра­вил обще­ния, как в реаль­ной жиз­ни, не гру­би­те, не хами­те, ува­жай­те тех, с кем общаетесь.
  3. Помни­те, в какой обла­сти кибер­про­стран­ства вы нахо­ди­тесь. Если в пере­пис­ке с дру­зья­ми мож­но допус­кать воль­но­сти, то в дело­вой пере­пис­ке нуж­но быть кор­рект­ным, точ­ным, вежливым.
  4. Ува­жай­те вре­мя и про­стран­ство дру­гих собеседников:
  • Есте­ствен­но пола­гать, что то, чем вы заня­ты в дан­ный момент, самое важ­ное, но не жди­те, что кто-то дру­гой с вами согла­сит­ся.
  • Пуб­ли­куй­те сооб­ще­ния в соот­вет­ству­ю­щем чате.
  • В чатах ста­рай­тесь не зада­вать глу­пых вопро­сов.
  • Озна­комь­тесь с раз­де­лом FAQ (часто зада­ва­е­мые вопро­сы).
  • Исполь­зуй­те лич­ную элек­трон­ную почту вме­сто пуб­ли­ка­ции в груп­пе.
  • Не зада­вай­те вопро­сы, отве­ты на кото­рые есть в раз­де­ле FAQ.
  • Не трать­те вре­мя спе­ци­а­ли­стов, раз­ме­щая базо­вую информацию.
  1. Ста­рай­тесь, что­бы ваш имидж в Сети был привлекательным.
  2. Дели­тесь сво­и­ми про­фес­си­о­наль­ны­ми зна­ни­я­ми, помо­гай­те дру­гим в том, в чем силь­ны сами.
  3. Не теряй­те кон­троль над дис­кус­си­ей. В спо­ре не пере­хо­ди­те на лич­но­сти и не поз­во­ляй­те это­го делать дру­гим. Пре­кра­ти­те спор, если обсуж­де­ние вопро­са пре­вра­ти­лось в ссо­ру с оскорблениями.
  4. Ува­жай­те непри­кос­но­вен­ность чужой част­ной жиз­ни. Нико­гда не выкла­ды­вай­те в Интер­нет лич­ную инфор­ма­цию дру­гих людей.
  5. Не зло­упо­треб­ляй­те сво­им поло­же­ни­ем. Если вы моде­ра­тор, систем­ный адми­ни­стра­тор, не раз­гла­шай­те извест­ную вам по дол­гу служ­бы информацию.
  6. Умей­те про­щать чужие ошиб­ки. Будь­те вели­ко­душ­ны и, даже если окру­жа­ю­щие не все­гда соблю­да­ют пра­ви­ла обще­ния, ста­рай­тесь не нару­шать их сами [Shea 2004].

Вир­джи­ния Ши отме­ча­ет, что стиль вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции отли­ча­ет­ся в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни от пра­вил обыч­ной пись­мен­ной речи сле­ду­ю­щи­ми момен­та­ми. Преж­де все­го, это доста­точ­но огра­ни­чен­ный объ­ем вер­баль­ных ресур­сов язы­ка, вклю­ча­ю­щий, как пра­ви­ло, сло­ва, почти все­гда без необ­хо­ди­мой пунк­ту­а­ции (ино­гда ее чрез­мер­ное упо­треб­ле­ние), и исполь­зо­ва­ние т. н. эмо­ти­ко­на, т. е. спе­ци­аль­ных гра­фи­че­ских средств (смай­ли­ков) для выра­же­ния и пере­да­чи раз­лич­ных эмо­ций или состо­я­ний ком­му­ни­кан­та, кото­рые помо­га­ют выра­зить эмо­ции в фор­ма­те мгно­вен­но­го вре­ме­ни [Shea 2004]. 

В таб­ли­це 1 при­ве­ден спи­сок наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мых идео­гра­фи­че­ских знаков.

Табл. 1. Эмотикон

Смай­ликСмысл, эмо­ция
🙂Улыб­ка, смех
🙁Печаль, грусть,
🙂Улыб­ка, смех
😉Шут­ка, острота
:-OШок, крик ужа­са, удивления
:-()Не могу остановиться
😀Широ­кая усмешка
😛Пока­зы­вать язык
:-] or :-}Сар­ка­сти­че­ская улыбка
%-)Пьян и счаст­лив, одурманен
%-(Пьян и грустный
:’-(Плач
😐Непо­нят­ные чувства
:-\Сме­шан­ные чувства
*Поце­луй
{} or []Обни­маю

Люди так­же часто исполь­зу­ют аббре­ви­а­ту­ры для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний или уточ­не­ния того, о чем они гово­рят (табл. 2).

Табл. 2. Список наиболее частотных сокращений

Сокра­ще­ниеЗна­че­ниеПере­вод
BTWBy the wayКста­ти
IMHOIn my humble opinionПо мое­му скром­но­му мнению
IOWIn other wordsДру­ги­ми словами
IRLIn real lifeВ реаль­ной жизни
ITRWIn the real worldВ реаль­ном мире
LOLLaughing out loudРжу не могу
MorF?Male or female? (used in chat areas for people with gender-neutral handles)Муж­чи­на или жен­щи­на (исполь­зу­ет­ся в чатах с неопре­де­лен­ным гендером)
ROTFLRolling on the floor laughingВаля­юсь на полу от смеха
WRTWith regard to…Отно­си­тель­но…
YMMVYour mileage may varyРас­сто­я­ние может отличаться
<g> or <G>GrinУсмеш­ка

При­зна­ком пло­хо­го тона счи­та­ет­ся сооб­ще­ние, напи­сан­ное толь­ко заглав­ны­ми бук­ва­ми (Caps Lock), что явля­ет­ся ана­ло­гом чело­ве­ка, кото­рый обща­ет­ся, посто­ян­но кри­ча. И, как и в слу­чае с посто­ян­ным кри­ком, люди пере­ста­ют слу­шать. Заглав­ные бук­вы могут исполь­зо­вать­ся исклю­чи­тель­но в целях выде­ле­ния, так­же для это­го мож­но исполь­зо­вать звез­доч­ки и курсив.

Соблю­де­ние сете­во­го эти­ке­та тре­бу­ет, что­бы сооб­ще­ние было под­пи­са­но. Под­пись, как пра­ви­ло, содер­жит кон­такт­ную офлайн-инфор­ма­цию. Это может сэко­но­мить вре­мя, пото­му что поз­во­ля­ет людям свя­зать­ся с кем-то в част­ном поряд­ке по теле­фо­ну или почте. Поме­щая адрес элек­трон­ной почты в свою под­пись, отпра­ви­тель так­же защи­ща­ет себя от веро­ят­но­сти того, что сооб­ще­ние не будет достав­ле­но адре­са­ту. Сле­ду­ет пом­нить, что неко­то­рые интер­нет-сай­ты обще­го досту­па авто­ма­ти­че­ски огра­ни­чи­ва­ют раз­мер под­пи­си четырь­мя строками. 

Таким обра­зом, некор­рект­ные или чрез­мер­но длин­ные под­пи­си с ука­за­ни­ем все­воз­мож­ных титу­лов и зва­ний не реко­мен­ду­ют­ся для дело­вой пере­пис­ки. Рас­смот­рим неко­то­рые пра­ви­ла нети­ке­та, реко­мен­ду­е­мые в англо­языч­ных элек­трон­ных текстах. Напри­мер, Б. Мар­туч­чи7 пред­ла­га­ет соблю­дать сле­ду­ю­щие пра­ви­ла коммуникации.

  1. Не сле­ду­ет сме­ши­вать биз­нес и раз­вле­че­ния, досуг. Неко­то­рые люди пуб­ли­ку­ют раз­но­об­раз­ные забав­ные тек­сты в сво­их акка­ун­тах в соци­аль­ных сетях, полу­чая за это опре­де­лен­ное воз­на­граж­де­ние, в отли­чие от обыч­ных людей, кото­рые это­го не дела­ют. Если рабо­та тре­бу­ет, что­бы вы вели учет­ную запись в соци­аль­ной сети с ука­за­ни­ем сво­е­го име­ни, не пиши­те о том, куда вы соби­ра­е­тесь пой­ти вече­ром, не выкла­ды­вай­те фото­гра­фии сво­е­го ново­го щен­ка и т. п. Для раз­но­го типа обще­ния долж­ны быть отдель­ные акка­ун­ты. Что­бы избе­жать ответ­ствен­но­сти за пуб­ли­ка­цию тек­ста, содер­жа­ще­го сомни­тель­ный кон­тент, снаб­ди­те его заме­ча­ни­ем напо­до­бие «Все выска­зан­ные мне­ния явля­ют­ся мои­ми собственными».
  2. Будь­те осто­рож­ны, раз­ме­щая фото­гра­фии и поме­чая их тэга­ми. Если вы пуб­ли­ку­е­те груп­по­вое фото, спро­си­те раз­ре­ше­ния, преж­де чем его опуб­ли­ко­вать. Убе­ди­тесь, что фото­гра­фии в вашем про­фи­ле на биз­нес-сай­тах, таких как LinkedIn, про­фес­си­о­наль­ные. Если род дея­тель­но­сти пред­по­ла­га­ет, что вы долж­ны вести ано­ним­ную стра­ни­цу в Facebook или Twitter, про­яв­ляй­те боль­ше твор­че­ства, не допус­кая ника­ких оскор­би­тель­ных намеков.
  3. Про­яв­ляй­те свой эго­цен­тризм очень сдер­жан­но. Преж­де чем пуб­ли­ко­вать что-либо, поду­май­те о том, как это может быть интер­пре­ти­ро­ва­но, будет ли это вос­при­ня­то как нечто инте­рес­ное и инфор­ма­тив­ное или баналь­ное и скучное?
  4. Помни­те, что ваше чув­ство юмо­ра не уни­вер­саль­но. Если это не лич­ное сооб­ще­ние, то оно будет доступ­но не толь­ко вашим дру­зьям и чле­нам семьи. То, что умест­но в семье или сре­ди дру­зей, может быть непри­ем­ле­мым для других.
  5. Не отве­чай­те на про­во­ка­ци­он­ные выпа­ды в соц­се­тях. Хотя за ссо­ра­ми зна­ме­ни­то­стей в Твит­те­ре инте­рес­но наблю­дать, не сто­ит всту­пать в кон­флик­ты. В Сети послед­ствия ссо­ры кажут­ся менее зна­чи­мы­ми, и онлайн мно­гие люди гото­вы сой­тись лицом к лицу так, как им и в голо­ву бы не при­шло сде­лать это вжи­вую. Если вы о чем-то пише­те в соци­аль­ных сетях, ваши сло­ва и дей­ствия сохра­нят­ся там навеч­но и в буду­щем могут быть тща­тель­но изу­че­ны. Есть мно­го спо­со­бов начать ссо­ру в соци­аль­ных сетях: от лич­но­го отве­та на поли­ти­че­скую пуб­ли­ка­цию в Facebook до пуб­лич­но­го обви­не­ния в пра­во­на­ру­ше­нии. С чего бы ни нача­лась ссо­ра, она не при­не­сет поль­зы. Вы нажи­ве­те себе вра­гов, и може­те полу­чить плохую репу­та­цию, а ваш рабо­то­да­тель может при­нять про­тив вас меры, даже если ссо­ра не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к вашей работе.
  6. Избе­гай­те пуб­ли­ка­ции чрез­мер­ных подроб­но­стей о вашей лич­ной жиз­ни. Ваши сооб­ще­ния в соци­аль­ных сетях не долж­ны выгля­деть как внут­рен­ний моно­лог. Ино­гда мож­но рас­ска­зать о сво­ей кош­ке или о том, что было вче­ра на ужин. Но каж­дый день сооб­щать, какие хло­пья были у вас на зав­трак – самый быст­рый спо­соб поте­рять дру­зей и под­пис­чи­ков. Даже если вы не исполь­зу­е­те свои учет­ные запи­си в про­фес­си­о­наль­ных целях, ваше при­сут­ствие в соци­аль­ных сетях явля­ет­ся важ­ной частью ваше­го лич­но­го брен­да. Если хоти­те, что­бы ваш бренд был инте­рес­ным и при­вле­ка­тель­ным, не пуб­ли­куй­те лиш­ние баналь­ные подроб­но­сти о себе и сво­ей лич­ной жизни.
  7. Ваш образ в соц­се­тях – залог ваше­го буду­ще­го. Рабо­то­да­те­ли обыч­но про­ве­ря­ют актив­ность сво­их потен­ци­аль­ных кан­ди­да­тов в соци­аль­ных сетях, преж­де чем при­гла­сить их на интер­вью, поэто­му убе­ди­тесь, что ваши учет­ные запи­си вас не ком­про­ме­ти­ру­ют. Что­бы ваши сооб­ще­ния не были вид­ны всем поль­зо­ва­те­лям, мож­но повы­сить уро­вень их кон­фи­ден­ци­аль­но­сти. Не хра­ни­те сомни­тель­ные фото­гра­фии, уда­ляй­те кри­ти­че­ские ком­мен­та­рии о преды­ду­щих рабо­то­да­те­лях или кол­ле­гах. Убе­ди­тесь, что в вашем про­фи­ле LinkedIn есть обнов­лен­ное резю­ме, и нач­ни­те вза­и­мо­дей­ство­вать с соот­вет­ству­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ны­ми груп­па­ми. Не забы­вай­те регу­ляр­но обнов­лять свой ста­тус, т. к. ваше при­сут­ствие в соци­аль­ных сетях содер­жит о вас мно­го­лет­нюю инфор­ма­цию. Если вы хоти­те исполь­зо­вать соци­аль­ные сети, что­бы гово­рить и делить­ся тем, что вам нра­вит­ся, луч­ше создать отдель­ную учет­ную запись под псевдонимом.
  8. Не пред­став­ляй­те себя в лож­ном све­те. Нечест­ность может иметь серьез­ные лич­ные и про­фес­си­о­наль­ные послед­ствия. Даже кажу­ще­е­ся невин­ным при­укра­ши­ва­ние себя в вашем про­фи­ле LinkedIn, как, напри­мер, при­ду­мы­ва­ние более высо­ко­го ста­ту­са или долж­но­сти на преды­ду­щей рабо­те, может при­ве­сти к тому, что вас уво­лят. Исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей, что­бы при­сво­ить себе заслу­ги кол­лег, так­же недопустимо.
  9. Не пиши­те в Твит­те­ре в нетрез­вом виде. Если вы испы­ты­ва­е­те чрез­мер­ную уста­лость, недо­сы­па­ние, недо­мо­га­ние, то веро­ят­нее все­го вы нару­ши­те пра­ви­ла нети­ке­та. Если ваш пер­вый порыв после тяже­ло­го рабо­че­го дня или ссо­ры с парт­не­ром – выска­зать­ся в соц­се­тях, не под­да­вай­тесь иску­ше­нию. Вы може­те ска­зать то, что может впо­след­ствии повре­дить вашей лич­ной или про­фес­си­о­наль­ной репутации.
  10. Изу­чи­те тре­бо­ва­ния эти­ке­та каж­дой плат­фор­мы. Неко­то­рые прин­ци­пы эти­ке­та в соци­аль­ных сетях широ­ко при­ме­ни­мы, мно­гие из них явля­ют­ся про­дол­же­ни­ем веж­ли­во­сти в реаль­ной жиз­ни. Но дру­гие тре­бо­ва­ния, напри­мер, каса­ю­щи­е­ся содер­жа­ния пря­мых сооб­ще­ний в Твит­те­ре или вре­ме­ни, когда и с кем свя­зы­вать­ся в LinkedIn, зави­сят от кон­крет­ной плат­фор­мы. Преж­де чем стать актив­ным поль­зо­ва­те­лем новой плат­фор­мы соци­аль­ных сетей, хоро­шо ее изу­чи­те8.

Заключение

Эти­кет вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции – это систе­ма норм и пра­вил, регу­ли­ру­ю­щих успеш­ность ком­му­ни­ка­ции внут­ри элек­трон­но­го про­стран­ства Сети, вклю­чая раз­лич­ные виды и типы интер­нет-жан­ров (поч­та, чаты, бло­ги, мобиль­ные при­ло­же­ния, соц­се­ти, мес­сен­дже­ры и др.). 

Каж­дый из жан­ров элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции харак­те­ри­зу­ет­ся сво­и­ми спе­ци­фи­че­ски­ми ком­му­ни­ка­тив­но-праг­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми (по типу – уст­ная / пись­мен­ная ком­му­ни­ка­ция, спон­тан­ная / обду­ман­ная, мгно­вен­ная, сию­ми­нут­ная / отстро­чен­ная и т. д.). 

Вме­сте с тем, веро­ят­но, объ­еди­ня­ю­щим эти­кет­ным прин­ци­пом, общим для всех типов сете­вой ком­му­ни­ка­ции, мож­но счи­тать обя­за­тель­ность соблю­де­ния прин­ци­па веж­ли­во­сти как регу­ля­то­ра ком­му­ни­ка­тив­но­го пове­де­ния вооб­ще и сете­вой ком­му­ни­ка­ции в том числе. 

Согла­ша­ясь с мне­ни­ем Т. В. Лари­ной [Лари­на 2009], сле­ду­ет при­знать, что прин­цип веж­ли­во­сти явля­ет­ся важ­ней­шим в про­цес­се обес­пе­че­ния и орга­низ­ции гар­мо­нич­но­го обще­ния, без­от­но­си­тель­но к тому, каки­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми фор­ма­ми оно осуществляется. 

При этом кон­крет­ные тре­бо­ва­ния и нор­мы элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции, кото­рые фор­му­ли­ру­ют­ся и зада­ют­ся в пре­де­лах того или ино­го элек­трон­но­го ресур­са, так или ина­че направ­ле­ны на дости­же­ние еди­ной цели – гар­мо­нич­но­го бес­кон­фликт­но­го обще­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ния, основ­ной пред­по­сыл­кой чего и явля­ет­ся соблю­де­ние прин­ци­па веж­ли­во­сти, нор­мы кото­ро­го закреп­ле­ны эти­ке­том (варьи­ру­е­мым в раз­ных куль­ту­рах и языках).

Кон­фликт инте­ре­сов: Автор заявил об отсут­ствии потен­ци­аль­ных кон­флик­тов инте­ре­сов в отно­ше­нии иссле­до­ва­ния, автор­ства и / или пуб­ли­ка­ции дан­ной статьи.

Литература

  1. Гуд­ков Д. Б., Вене­дик­то­ва Т. Д., Бер­гель­сон М. Б., Бори­сен­ко А. Л., Диа­но­ва Т. Б., Киб­рик А. А., Нико­ла­е­ва Ю. В. Осно­вы тео­рии ком­му­ни­ка­ции. М.: Юрайт, 2023. 193 с.
  2. Зуляр Ю. А. Мас­со­вые ком­му­ни­ка­ции в рекла­ме. Иркутск: Оттиск, 2006. 405 с. 
  3. Лари­на Т. В. Кате­го­рия веж­ли­во­сти и стиль ком­му­ни­ка­ции: сопо­став­ле­ние англий­ских и рус­ских линг­во­куль­тур­ных тра­ди­ций. М.: Руко­пис­ные памят­ни­ки Древ­ней Руси, 2009. 512 с. 
  4. Ресен­чук А. А., Рябо­ва М. Ю. Эти­кет­ная ком­му­ни­ка­ция: дис­курс собо­лез­но­ва­ния. Кеме­ро­во: Кем­ГУ, 2018. 119 с. 
  5. Рябо­ва М. Ю. Кате­го­рия веж­ли­во­сти в эти­кет­ной ком­му­ни­ка­ции: семан­ти­ка изви­не­ния. Вест­ник Север­но­го (Арк­ти­че­ско­го) феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та. Серия «Гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные нау­ки». 2016. № 3. С. 131–138.
  6. Фор­ма­нов­ская Н. И. Рус­ский рече­вой эти­кет: линг­ви­сти­че­ский и мето­ди­че­ский аспек­ты. 3-е изд. М.: КомКни­га, 2006. 160 с. 
  7. Ryabova M. Yu. Politeness strategy in everyday communication. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, (206): 90–95.
  8. Shea V. Netiquette. San-Francisco: Albion Books, 2004, 155.
Источ­ник: Вир­ту­аль­ная ком­му­ни­ка­ция и соци­аль­ные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 239–245.

Об авторе

Мари­на Юрьев­на Рябо­ва — док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щая кафед­рой англий­ской фило­ло­гии, факуль­тет рома­но-гер­ман­ской фило­ло­гии, Кеме­ров­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Кеме­ро­во, Россия.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Ком­па­ния Meta Platforms, вла­де­ю­щая соци­аль­ны­ми сетя­ми Facebook и Instagram, при­зна­на экс­тре­мист­ской орга­ни­за­ци­ей, ее дея­тель­ность запре­ще­на на тер­ри­то­рии РФ. Meta Platforms, the parent company of Facebook and Instagram, is banned in the Russian Federation as an extremist organization.
  2. Etiquette. Collins English Dictionary.
  3. Здесь и далее пере­вод выпол­нен авто­ром статьи.
  4. Etiquette. Webster’s College Dictionary.
  5. Что такое эти­кет сете­вой. Etikket.
  6. Там же.
  7. Martucci B. 10 social media etiquette tips for personal and business accounts. Money Crashers.
  8. Там же.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest