Введение
Электронная, или виртуальная, коммуникация как особая и самостоятельная форма общения возникла с появлением возможности общаться удаленно с помощью мобильных средств связи, т. е. когда появились средства передачи информации с помощью компьютеров (Интернет и интернет-технологии).
В этой связи понятие электронной коммуникации может рассматриваться как сетевая, виртуальная, цифровая коммуникация и др., часто ассоциируемая с понятием особая коммуникационная среда или электронный модус коммуникации [Гудков и др. 2023]. По мнению Ю. А. Зуляр, электронная коммуникация – это результат развития социальных коммуникаций, когда информация, возникающая в устной (физиологической) и письменной (виртуальной) формах, переводится в электронную [Зуляр 2006].
Электронная коммуникация отличается от традиционной устно-письменной коммуникации тем, что формой ее существования является особый сетевой текст, качество которого позволяет определить его как гипертекст. Гипертекст, по мнению автора, представляет собой текст, функционирующий в электронном пространстве в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы, где текст перестает быть только текстом, включая видео и звук в качестве своих обязательных компонентов.
«Гипертекст функционирует в электронной среде в условиях различных хаотичных информационных структур, образуя некий нелинейный текст, рассредоточенный в пространстве. Это свойство нелинейности гипертекста дает возможность свести множество значений воедино во времени и тем самым обеспечить целостность восприятия. Он фиксирует ускользающие значения в виде гибких связей и переходов, что позволяет избежать строгой последовательности, обозначить «отсутствие» целостности, превращая ее в «присутствие»» [Зуляр 2006: 70].
Виртуальная коммуникация сегодня существует в многочисленных формах, форматах и жанрах, начиная с электронных версий различных печатных изданий (общенациональных газет и журналов), официальных сайтов различных организаций и учреждений, любительских блогов и заканчивая комментариями, которые каждый читатель может оставить на виртуальных страницах данных изданий.
Кроме того, существует огромное коммуникативное пространство виртуального общения (Фейсбук1, ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм, Телеграм и т. д.), объединяющее неограниченное количество пользователей, которые ежедневно осуществляют общение на основе определенных правил этикета.
Что же представляют собой правила современной виртуальной коммуникации, существуют ли они в принципе, и насколько строго они регламентируют внутрисетевое общение? Задачей данного исследования является поиск ответов на поставленные вопросы, основной из которых – что представляет собой сетевой этикет, или этикет виртуальной коммуникации, и каковы его принципы.
Методы и материалы
Материалом исследования послужили исследовательские работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам теории коммуникации, этикета, категории вежливости и стилям общения, лингвокультурологии, сопоставительной лингвистики и прагматике, а также лингвистические справочники и словари.
В качестве методов исследования применялись общенаучные методы описания, аналитический метод, методы категоризации и классификации, сравнительно-сопоставительный анализ, а также элементы интерпретативного лингвостилистического анализа.
Результаты
Прежде всего определим понятие этикета, в частности речевого этикета. Согласно Collins English Dictionary, значение термина этикет определяется следующим образом:
Etiquette: 1. (Sociology) the customs or rules governing behaviour regarded as correct or acceptable in social or official life; 2. (Sociology) a conventional but unwritten code of practice followed by members of any of certain professions or groups, medical etiquette2. (Этикет – традиции или правила, регулирующие поведение, которые рассматриваются как правильные или приемлемые в обществе или деловой сфере; 2. установленный, но неписаный кодекс правил, которому следуют представители любой профессии или группы, напр. медицинский этикет3).
В словаре Webster’s College Dictionary термин этикет определяется как: 1. conventional requirements as to proper social behavior; 2. a prescribed code of usage in matters of ceremony: court etiquette;the code of ethical behavior among the members of a profession: medical etiquette4(Этикет: 1. Обычные требования к надлежащему социальному поведению; 2. Предписанный набор правил во время церемонии: придворный этикет; 3. Кодекс этичного поведения среди представителей определенной профессии, напр. медицинский этикет).
Н. И. Формановская определяет речевой этикет как набор правил, социально заданных и национально специфичных, которые регулируют речевое поведение в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта между коммуникантами [Формановская 2006].
Хорошее владение речевым этикетом является признаком воспитанного человека, а благовоспитанность и умение пользоваться нормами поведения, как и другие достоинства личности, высоко ценятся в социуме. Поэтому речевой этикет имеет большое практическое значение и заслуживает специального и внимательного изучения и постоянного совершенствования. Правила и нормы речевого этикета варьируются в зависимости от темы разговора (радостное или печальное событие).
Речевой этикет имеет различные функции, такие как установление контакта, привлечение внимания, выражение почтения, создание атмосферы мероприятия, ритуал, церемония, устав и т. д. и является неотъемлемой частью любой культуры. В современном поликультурном обществе большое место отводится не только изучению языка, но и традициям и нормам поведения, культуры и речевого этикета. Ситуации выражения соболезнования, печали, скорби традиционно относят к сфере речевого этикета [Ресенчук, Рябова 2018].
С развитием новых специфических средств и форм коммуникации появилась необходимость в выработке новых стандартов речевого поведения и культуры и в виртуальной коммуникации.
Рассмотрим некоторые принципы виртуальной коммуникации, или этикета виртуальной коммуникации.
Этикет виртуальной электронной коммуникации принято еще называть сетевым этикетом, под которым понимают правила общения в сети Интернет, которые призваны регулировать поведение и общение пользователей сети на просторах киберпространства.
Как правило, основной принцип сетевого этикета направлен на поддержание стратегии вежливости, которая собственно и регулирует речевой этикет в целом [Рябова 2016], при том, что сегодня, по мнению многих, уровень сетевой культуры остается довольно низким.
Итак, рассмотрим основные сложившиеся к настоящему моменту правила сетевого этикета. Согласно данным сайта Etikket.Ru, сетевой этикет предполагает соблюдение следующих правил поведения в Сети:
- Рекомендуется использовать формат анонимности, если вы общаетесь с незнакомыми людьми. Тогда будет большая вероятность, что вас оценят по достоинству, поймут ваше умение вести беседу, чувство юмора, изобретательность, корректность формулировок, вежливость.
- Необходимо соблюдать обычные правила речевого этикета, которые остаются актуальными в повседневной жизни; помнить, что вы общаетесь с человеком со своими привычками, интересами и особенностями восприятия, которые следует уважать и с которыми необходимо считаться.
- Старайтесь быть корректным, вежливым, деликатным; аккуратно и осторожно формули руйте свои мысли, чтобы не оскорбить собеседника; не будьте настойчивыми, навязчивыми, грубыми. Избегайте использования двусмысленных оборотов и фраз, которые могут быть истолкованы неправильно. Учитывайте, что некоторые неловкие моменты в личном общении сглаживаются мимикой, которая отсутствует при письменном общении.
- Отправляя сообщение или текст по электронной почте, старайтесь его перечитать, чтобы убедиться, что мысли выражены ясно и последовательно. Бессвязный текст с нарушенной логикой воспринимается с большим трудом5.
Базовые принципы вежливого общения также релевантны для сетевого этикета и предполагают соблюдение следующих правил:
- Элементарные правила вежливости диктуют использование приветствий и обращения к собеседнику по имени. Необходимо прощаться и выражать благодарность так же, как и при непосредственном личном общении.
- Не следует злоупотреблять идеографическими знаками, например, смайликами, анимацией, картинками, затрудняющими чтение и восприятие текста. Кроме того, научный форум, предполагающий научный стиль коммуникации, вообще исключает применение подобных средств.
- Следует проявлять уважение и внимание к мнению собеседника, не забывать о деликатности. Прежде чем отправить сообщение, оцените, будет ли оно интересно другим участникам группы или чата.
- Со временем в этикете сетевой коммуникации выработались правила т. н. отрицательной вежливости, т. е. правила, которые требуют избегания некоторых действий и поведения [Ryabova 2015].
- Излишнее выражение эмоциональности с помощью использования заглавных букв (Caps Lock) является проявлением дурного тона, несмотря на то что оно достаточно часто применяется в целях привлечения внимания.
- Игнорирование заданных вопросов также является нарушением принципа вежливости.
- Массовые рассылки по электронной почте одного и того же текста, поздравления, приветствия и пр., как правило, оцениваются негативно (если это не сообщение делового характера).
- Замечания другим людям. Лучше не унижать людей, указывая на недостаток их знаний в какой-либо сфере, а помочь им советом или объяснить, в чем они не правы.
- Нельзя оскорблять собеседника, даже в ответ на оскорбления. Не нужно начинать конфликт и опускаться до взаимных оскорблений, лучше прекратить общение6.
Этикет сетевой коммуникации сегодня определяют различными терминами, например, онлайн-этикет, сетикет и, наконец, нетикет (от net + etiquette).
Впервые термин нетикет употребила в 1994 г. Вирджиния Ши [Shea 2004] в книге «Netiquette», сформулировав базовые правила этикета в Сети. Она описала правила ведения переписки по электронной почте, стилистику электронной корреспонденции, особенности коммуникации в чатах, ведение споров с нарушением правил в сеансе связи (с оскорблениями и язвительными репликами), принципы нарушения сетевого этикета, особенности бизнес-коммуникации в Сети и правила ведения переписки в социальных сетях (в школе, дома, в различных группах по интересам и т. д.). Можно сказать, что сегодня это наиболее полное описание норм этикета виртуальной коммуникации.
Базовые правила нетикета, сформулированные Вирджинией Ши, включают десять основных пунктов.
- Необходимо помнить, что человек, с которым вы общаетесь в Сети, тоже личность со своими чувствами, поэтому поступайте с ним так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами.
- Придерживайтесь в Сети таких же правил общения, как в реальной жизни, не грубите, не хамите, уважайте тех, с кем общаетесь.
- Помните, в какой области киберпространства вы находитесь. Если в переписке с друзьями можно допускать вольности, то в деловой переписке нужно быть корректным, точным, вежливым.
- Уважайте время и пространство других собеседников:
- Естественно полагать, что то, чем вы заняты в данный момент, самое важное, но не ждите, что кто-то другой с вами согласится.
- Публикуйте сообщения в соответствующем чате.
- В чатах старайтесь не задавать глупых вопросов.
- Ознакомьтесь с разделом FAQ (часто задаваемые вопросы).
- Используйте личную электронную почту вместо публикации в группе.
- Не задавайте вопросы, ответы на которые есть в разделе FAQ.
- Не тратьте время специалистов, размещая базовую информацию.
- Старайтесь, чтобы ваш имидж в Сети был привлекательным.
- Делитесь своими профессиональными знаниями, помогайте другим в том, в чем сильны сами.
- Не теряйте контроль над дискуссией. В споре не переходите на личности и не позволяйте этого делать другим. Прекратите спор, если обсуждение вопроса превратилось в ссору с оскорблениями.
- Уважайте неприкосновенность чужой частной жизни. Никогда не выкладывайте в Интернет личную информацию других людей.
- Не злоупотребляйте своим положением. Если вы модератор, системный администратор, не разглашайте известную вам по долгу службы информацию.
- Умейте прощать чужие ошибки. Будьте великодушны и, даже если окружающие не всегда соблюдают правила общения, старайтесь не нарушать их сами [Shea 2004].
Вирджиния Ши отмечает, что стиль виртуальной коммуникации отличается в значительной степени от правил обычной письменной речи следующими моментами. Прежде всего, это достаточно ограниченный объем вербальных ресурсов языка, включающий, как правило, слова, почти всегда без необходимой пунктуации (иногда ее чрезмерное употребление), и использование т. н. эмотикона, т. е. специальных графических средств (смайликов) для выражения и передачи различных эмоций или состояний коммуниканта, которые помогают выразить эмоции в формате мгновенного времени [Shea 2004].
В таблице 1 приведен список наиболее часто используемых идеографических знаков.
Табл. 1. Эмотикон
Смайлик | Смысл, эмоция |
🙂 | Улыбка, смех |
🙁 | Печаль, грусть, |
🙂 | Улыбка, смех |
😉 | Шутка, острота |
:-O | Шок, крик ужаса, удивления |
:-() | Не могу остановиться |
😀 | Широкая усмешка |
😛 | Показывать язык |
:-] or :-} | Саркастическая улыбка |
%-) | Пьян и счастлив, одурманен |
%-( | Пьян и грустный |
:’-( | Плач |
😐 | Непонятные чувства |
:-\ | Смешанные чувства |
* | Поцелуй |
{} or [] | Обнимаю |
Люди также часто используют аббревиатуры для выражения эмоциональных состояний или уточнения того, о чем они говорят (табл. 2).
Табл. 2. Список наиболее частотных сокращений
Сокращение | Значение | Перевод |
BTW | By the way | Кстати |
IMHO | In my humble opinion | По моему скромному мнению |
IOW | In other words | Другими словами |
IRL | In real life | В реальной жизни |
ITRW | In the real world | В реальном мире |
LOL | Laughing out loud | Ржу не могу |
MorF? | Male or female? (used in chat areas for people with gender-neutral handles) | Мужчина или женщина (используется в чатах с неопределенным гендером) |
ROTFL | Rolling on the floor laughing | Валяюсь на полу от смеха |
WRT | With regard to… | Относительно… |
YMMV | Your mileage may vary | Расстояние может отличаться |
<g> or <G> | Grin | Усмешка |
Признаком плохого тона считается сообщение, написанное только заглавными буквами (Caps Lock), что является аналогом человека, который общается, постоянно крича. И, как и в случае с постоянным криком, люди перестают слушать. Заглавные буквы могут использоваться исключительно в целях выделения, также для этого можно использовать звездочки и курсив.
Соблюдение сетевого этикета требует, чтобы сообщение было подписано. Подпись, как правило, содержит контактную офлайн-информацию. Это может сэкономить время, потому что позволяет людям связаться с кем-то в частном порядке по телефону или почте. Помещая адрес электронной почты в свою подпись, отправитель также защищает себя от вероятности того, что сообщение не будет доставлено адресату. Следует помнить, что некоторые интернет-сайты общего доступа автоматически ограничивают размер подписи четырьмя строками.
Таким образом, некорректные или чрезмерно длинные подписи с указанием всевозможных титулов и званий не рекомендуются для деловой переписки. Рассмотрим некоторые правила нетикета, рекомендуемые в англоязычных электронных текстах. Например, Б. Мартуччи7 предлагает соблюдать следующие правила коммуникации.
- Не следует смешивать бизнес и развлечения, досуг. Некоторые люди публикуют разнообразные забавные тексты в своих аккаунтах в социальных сетях, получая за это определенное вознаграждение, в отличие от обычных людей, которые этого не делают. Если работа требует, чтобы вы вели учетную запись в социальной сети с указанием своего имени, не пишите о том, куда вы собираетесь пойти вечером, не выкладывайте фотографии своего нового щенка и т. п. Для разного типа общения должны быть отдельные аккаунты. Чтобы избежать ответственности за публикацию текста, содержащего сомнительный контент, снабдите его замечанием наподобие «Все высказанные мнения являются моими собственными».
- Будьте осторожны, размещая фотографии и помечая их тэгами. Если вы публикуете групповое фото, спросите разрешения, прежде чем его опубликовать. Убедитесь, что фотографии в вашем профиле на бизнес-сайтах, таких как LinkedIn, профессиональные. Если род деятельности предполагает, что вы должны вести анонимную страницу в Facebook или Twitter, проявляйте больше творчества, не допуская никаких оскорбительных намеков.
- Проявляйте свой эгоцентризм очень сдержанно. Прежде чем публиковать что-либо, подумайте о том, как это может быть интерпретировано, будет ли это воспринято как нечто интересное и информативное или банальное и скучное?
- Помните, что ваше чувство юмора не универсально. Если это не личное сообщение, то оно будет доступно не только вашим друзьям и членам семьи. То, что уместно в семье или среди друзей, может быть неприемлемым для других.
- Не отвечайте на провокационные выпады в соцсетях. Хотя за ссорами знаменитостей в Твиттере интересно наблюдать, не стоит вступать в конфликты. В Сети последствия ссоры кажутся менее значимыми, и онлайн многие люди готовы сойтись лицом к лицу так, как им и в голову бы не пришло сделать это вживую. Если вы о чем-то пишете в социальных сетях, ваши слова и действия сохранятся там навечно и в будущем могут быть тщательно изучены. Есть много способов начать ссору в социальных сетях: от личного ответа на политическую публикацию в Facebook до публичного обвинения в правонарушении. С чего бы ни началась ссора, она не принесет пользы. Вы наживете себе врагов, и можете получить плохую репутацию, а ваш работодатель может принять против вас меры, даже если ссора не имеет никакого отношения к вашей работе.
- Избегайте публикации чрезмерных подробностей о вашей личной жизни. Ваши сообщения в социальных сетях не должны выглядеть как внутренний монолог. Иногда можно рассказать о своей кошке или о том, что было вчера на ужин. Но каждый день сообщать, какие хлопья были у вас на завтрак – самый быстрый способ потерять друзей и подписчиков. Даже если вы не используете свои учетные записи в профессиональных целях, ваше присутствие в социальных сетях является важной частью вашего личного бренда. Если хотите, чтобы ваш бренд был интересным и привлекательным, не публикуйте лишние банальные подробности о себе и своей личной жизни.
- Ваш образ в соцсетях – залог вашего будущего. Работодатели обычно проверяют активность своих потенциальных кандидатов в социальных сетях, прежде чем пригласить их на интервью, поэтому убедитесь, что ваши учетные записи вас не компрометируют. Чтобы ваши сообщения не были видны всем пользователям, можно повысить уровень их конфиденциальности. Не храните сомнительные фотографии, удаляйте критические комментарии о предыдущих работодателях или коллегах. Убедитесь, что в вашем профиле LinkedIn есть обновленное резюме, и начните взаимодействовать с соответствующими профессиональными группами. Не забывайте регулярно обновлять свой статус, т. к. ваше присутствие в социальных сетях содержит о вас многолетнюю информацию. Если вы хотите использовать социальные сети, чтобы говорить и делиться тем, что вам нравится, лучше создать отдельную учетную запись под псевдонимом.
- Не представляйте себя в ложном свете. Нечестность может иметь серьезные личные и профессиональные последствия. Даже кажущееся невинным приукрашивание себя в вашем профиле LinkedIn, как, например, придумывание более высокого статуса или должности на предыдущей работе, может привести к тому, что вас уволят. Использование социальных сетей, чтобы присвоить себе заслуги коллег, также недопустимо.
- Не пишите в Твиттере в нетрезвом виде. Если вы испытываете чрезмерную усталость, недосыпание, недомогание, то вероятнее всего вы нарушите правила нетикета. Если ваш первый порыв после тяжелого рабочего дня или ссоры с партнером – высказаться в соцсетях, не поддавайтесь искушению. Вы можете сказать то, что может впоследствии повредить вашей личной или профессиональной репутации.
- Изучите требования этикета каждой платформы. Некоторые принципы этикета в социальных сетях широко применимы, многие из них являются продолжением вежливости в реальной жизни. Но другие требования, например, касающиеся содержания прямых сообщений в Твиттере или времени, когда и с кем связываться в LinkedIn, зависят от конкретной платформы. Прежде чем стать активным пользователем новой платформы социальных сетей, хорошо ее изучите8.
Заключение
Этикет виртуальной коммуникации – это система норм и правил, регулирующих успешность коммуникации внутри электронного пространства Сети, включая различные виды и типы интернет-жанров (почта, чаты, блоги, мобильные приложения, соцсети, мессенджеры и др.).
Каждый из жанров электронной коммуникации характеризуется своими специфическими коммуникативно-прагматическими признаками (по типу – устная / письменная коммуникация, спонтанная / обдуманная, мгновенная, сиюминутная / отстроченная и т. д.).
Вместе с тем, вероятно, объединяющим этикетным принципом, общим для всех типов сетевой коммуникации, можно считать обязательность соблюдения принципа вежливости как регулятора коммуникативного поведения вообще и сетевой коммуникации в том числе.
Соглашаясь с мнением Т. В. Лариной [Ларина 2009], следует признать, что принцип вежливости является важнейшим в процессе обеспечения и организции гармоничного общения, безотносительно к тому, какими технологическими формами оно осуществляется.
При этом конкретные требования и нормы электронной коммуникации, которые формулируются и задаются в пределах того или иного электронного ресурса, так или иначе направлены на достижение единой цели – гармоничного бесконфликтного общения и взаимопонимания, основной предпосылкой чего и является соблюдение принципа вежливости, нормы которого закреплены этикетом (варьируемым в разных культурах и языках).
Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Литература
- Гудков Д. Б., Венедиктова Т. Д., Бергельсон М. Б., Борисенко А. Л., Дианова Т. Б., Кибрик А. А., Николаева Ю. В. Основы теории коммуникации. М.: Юрайт, 2023. 193 с.
- Зуляр Ю. А. Массовые коммуникации в рекламе. Иркутск: Оттиск, 2006. 405 с.
- Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 512 с.
- Ресенчук А. А., Рябова М. Ю. Этикетная коммуникация: дискурс соболезнования. Кемерово: КемГУ, 2018. 119 с.
- Рябова М. Ю. Категория вежливости в этикетной коммуникации: семантика извинения. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 3. С. 131–138.
- Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006. 160 с.
- Ryabova M. Yu. Politeness strategy in everyday communication. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, (206): 90–95.
- Shea V. Netiquette. San-Francisco: Albion Books, 2004, 155.
Об авторе
Марина Юрьевна Рябова — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английской филологии, факультет романо-германской филологии, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия.
Смотрите также:
- Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность
- Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности
- Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства
- Труфанова Е.О. Приватное и публичное в цифровом пространстве: размывание границ
ПРИМЕЧАНИЕ
- Компания Meta Platforms, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ. Meta Platforms, the parent company of Facebook and Instagram, is banned in the Russian Federation as an extremist organization.
- Etiquette. Collins English Dictionary.
- Здесь и далее перевод выполнен автором статьи.
- Etiquette. Webster’s College Dictionary.
- Что такое этикет сетевой. Etikket.
- Там же.
- Martucci B. 10 social media etiquette tips for personal and business accounts. Money Crashers.
- Там же.