Введение
В современном российском обществе цифровая социализация молодежи протекает весьма бурными темпами, причем этот процесс сопровождается разного рода рисками и негативными проявлениями. Одна из таких негативных тенденций – это размещение подростками в социальных сетях деструктивного и аутодеструктивного контента, что может приводить не только к нежелательным с морально-нравственной стороны последствиям, но и в ряде случаев к правовым санкциям.
Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что в ноябре 2022 г. в рамках работы по реализации поручения Президента РФ В.В. Путина в Общественной палате РФ состоялась серия «круглых столов» с участием экспертов, на которых обсуждались понятие, виды деструктивного контента, его правовой статус с целью его последующей маркировки, блокировки и удаления. В частности, деструктивный контент был определен как информация, которая в результате ее восприятия пользователем может причинить ему моральный или физический вред, в том числе повлиять на его нравственное, духовное и психическое развитие или состояние.
При этом деструктивный контент может быть как запрещенным на законодательном уровне, так и нарушать нормы морали и нравственности. Важным признаком деструктивного контента, согласно материалам круглого стола, является его целенаправленное распространение средствами массовой информации, такими, например, как социальные сети и мессенджеры, с целью причинить вред или пропаганды деструктивного поведения.
Среди средств профилактики негативного влияния деструктивного контента на детей были отмечены формирование у них нравственных и семейных ценностей и критического мышления 1.
Материалы и методы
На основе проведенного теоретико-методологического анализа научной литературы, а также эмпирического исследования девиантного и деструктивного поведения обучающихся, которое проводится в настоящее время в Центре исследования социальных девиаций Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (применительно к старшим подросткам это профильные классы), предлагается обобщенный психологический портрет подростков, склонных к деструктивному/аутодеструктивному поведению в сети Интернет и мессенджерах, а также склонных размещать деструктивный/аутодеструктивный контент на своих страницах.
Методологическими основаниями выступили системный, деятельностный и субъектный подходы; основные эмпирические методы: анализ документов, психологическая реконструкция и психологическое портретирование [1]. В качестве технического инструментария использовалась психологическая технология составления вероятного психологического портрета пользователя социальных сетей [2].
Результаты и их обсуждение
В современной психологии, педагогике, социологии, филологии и юриспруденции влияние деструктивного и аутодеструктивного контента на молодежь, а также профилактика такого влияния изучается весьма активно.
В частности, за последние три года на основании публикаций электронной библиотеки eLibrary, актуальными темами исследований стали: соотношение виртуальной деструктивности и влияния сетевого пространства, влияние социальных сетей с деструктивным контентом на десоциализацию личности подростков, специфика аутодеструктивного контента в соцсетях, влияние сети Тик Ток на деструктивное поведение подростков; специфика психологического консультирования подростков, подвергшихся деструктивному влиянию в Интернете; интернет-буллинг как форма деструктивного поведения онлайн, способы защиты подростков от влияния деструктивного контента соцсетей; изучается феномен Колумбайна 2 как типичного проявления деструктивного поведения молодежи и анализ поведения адептов этого движения; осуществляется контент-анализ аутодеструктивного контента в Рунете; анализ медиа-текстов позволил описать деструктивно-поведенческую модель поколения Z; используется понятие «токсичный» контент в Сети в связи с его влиянием на радикализацию современной молодежи.
Для профилактики влияния деструктивного контента на молодежь предлагается выявление возможных рисков, поиск путей снижения виртуальных угроз, поиск новых методов и способов изучения данной проблемы, а также создание позитивного контента в социальных медиа.
Содержательный анализ деструктивных интернет-субкультур приводит в своем обзоре Е.М. Тимошина. Согласно автору, деструктивность многих сетевых субкультур сложно распознать, в том числе, в связи с намеренным размыванием моральных норм, стремительным развитием информационнотелекоммуникационных сетей (ИТС) и виртуализацией коммуникативного пространства подростков [3].
Автор полагает, что деструктивный контент может искажать традиционные российские моральные ценности, негативно представлять культурное и историческое наследие нашей страны, ее культурный суверенитет, он направлен на снижение рождаемости, пропаганду нездорового образа жизни, снижение авторитета или разрушение института семьи и противоречит патриотическому воспитанию.
В деструктивном контенте автор выделяет противоправный и аморальный блоки. К первому относятся суицидальные сообщества, пропаганда нацизма, криминальное движение АУЕ 3.
Ко второму блоку автор относит пошлый аморальный юмор, шок-контент, движения радикального феминизма, ЛГБТ, пропаганду антисемейных ценностей, чайлдфри, субкультуры аниме и др. При этом опасность второго блока заключается в его косвенном, опосредованном воздействии на психику подростков, что может способствовать их виктимизации и криминализации.
Исследование коллективом авторов проблемы десоциализации личности подростков под влиянием деструктивного контента в социальных сетях показало, что важной психологической предпосылкой криминального или девиантного поведения подростков является их некритическое восприятие деструктивного контента, который подростки интерпретируют как достоверный и используют как руководство к действиям.
Авторами установлено, что активно взаимодействующие с деструктивным контентом подростки имеют низкий уровень самоидентичности и самооценки, признаки комплекса неполноценности, накопление обид, конфликт с социальным окружением, общаются преимущественно с виртуальными друзьями. У таких подростков присутствует мнимое ощущение свободы самовыражения и принадлежности к социальной группе, субкультуре, не предполагающее каких-либо реальных достижений в социуме [4].
Мотивационный анализ деструктивных коммуникаций подростков в социальных сетях провела в своем исследовании Т.В. Юдеева. Согласно автору, если у подростков с нормативным онлайн-поведением основными мотивами интернет-коммуникаций являются мотивы вклада и обозначенного присутствия, то у подростков с деструктивным онлайн-поведением ведущими мотивами будут мотивы воплощения в роль, создания новых страниц и персонажей, личного пространства; такие подростки имеют негативные коммуникативные установки [5].
Исследование такого негативного проявления, как скулшутинг* (А.В. Пучнин, М.Ю. Пучнина), позволило установить его прямую связь с деструктивным интернетконтентом: содержание страниц в соцсетях, одежда нападавших, сам сценарий преступления были сходны с представленным в соцсетях материалом о событиях «Колумбайна»* [6]. Кроме того, было установлено, что средний возраст преступников, составляющий 13–19 лет, соответствует кризису идентичности, описанному еще Э. Эриксоном.
Проведя анализ публикаций в печатных и электронных СМИ, публикаций в соцсетях с деструктивным содержанием, М.Н. Черкасова и А.В. Тактарова изучили деструктивную поведенческую модель поколения Z в связи с аксиологической картиной мира подростков и их самоидентичностью.
Авторы полагают, что взаимодействие с цифровой средой, цифровая свобода и зависимость от гаджетов привела к крупномасштабной ментальной дисфункции, переносу игрового пространства в поле реальности, сдвигам в эмоциональной компетенции, реактивную тягу к подсказкам и нарушению исполнительного контроля [7].
Согласно авторам, коммуникации в соцсетях могут способствовать проявлению гедонистического насилия, актуализации цифровой личности как генератора новостных сообщений и выдуманного образа себя. Проведя исследование, авторы пришли к выводам, что в игровом виртуальном мире понятия «жизнь» и «смерть» теряют свое изначальное значение начала и конца, тогда как агрессия рассматривается не только как деструктивное, но и как необходимое и конструктивное действие.
Это, в свою очередь, размывает значение таких основополагающих нравственных понятий, как добро и зло, способствуя, среди прочего, манипулятивному воздействию на подростков онлайн.
С.А. Игумнов и Е.Ю. Шамарова провели контент-анализ аутодеструктивного интернет-контента и пришли к выводам, что данные об «эпидемии» суицидов среди подростков в СМИ значительно завышены, так же как и зависимость подростковых суицидов от «групп смерти»; в Рунете присутствует контент как профилактической, так и деструктивной тематики, причем деструктивный контент присутствует в большей степени в видео-формате; наибольшее количество суицидального контента обнаружено в социальной сети «ВКонтакте», однако основная доля этого контента несет антисуицидальную направленность [8].
Выводы авторов в значительной степени можно считать обнадеживающими, но в то же время, требующими дополнительных научных исследований.
Проанализировав результаты мониторинга социальных сетей, П.Э. Дьячек и И.Г. Арцыбашев предлагают несколько направлений профилактики влияния деструктивных сообществ на подростков.
Авторы указывают на то, что вовлечение подростка в деструктивное интернет-сообщество – долгий и постепенный процесс, предполагающий прохождение определенных стадий, включая привлечение внимания подростка, приглашение в закрытые чаты, поиск общих с подростком интересов, создание комфортных условий пребывания в закрытой группе с деструктивным контентом, формирование информационной среды подростка, изменение у него моделей поведения.
Для профилактики взаимодействия подростков с деструктивным контентом авторы предлагают: позитивное общение подростка с родителями, указывая в то же время на неэффективность родительских запретов пользоваться Интернетом; формирование у подростков критического мышления и ответственности за свои поступки; информационно-просветительскую работу по грамотному информационному потреблению; деятельность кибердружин по созданию позитивного интернет-контента [9].
Практические рекомендации для педагогов по раннему выявлению вовлеченности обучающихся в деструктивные сообщества предлагают А.С. Коповой, О.С. Ткачук, Д.А. Давыдов [10].
Авторы предлагают алгоритм анализа аккаунта обучающегося в социальной сети «ВКонтакте», предполагающий следующие этапы: анализ имени, основной фотографии и подробной информации о пользователе; анализ фотографий на стене пользователя, лайков и возможных комментариев; анализ записей на стене, включая авторов сообщений, репосты, комментарии; анализ друзей обучающегося; анализ подписок пользователя (как показал практический опыт автора данной статьи, в этом случае эффективным методом выступает контент-анализ); анализ аудиозаписей пользователя; анализ видеозаписей и анализ подарков.
При выявлении подозрительного, в том числе деструктивного, контента, авторы рекомендуют индивидуальную работу с обучающимися. Как полагают авторы, подробный анализ активности обучающихся в соцсетях позволяет определить не только эмоциональную значимость их аккаунтов и структуру медиапотребления, но и выявить группу риска, при работе с которой должна осуществляться первичная профилактика деструктивного поведения.
Обобщая результаты имеющихся научных исследований по данной проблеме и эмпирический опыт работы, можно выделить основные психологические причины интереса подростков к деструктивному/аутодеструктивному контенту, публикаций такого контента, как следствие, их возможного деструктивного поведения:
- символическое представление своих переживаний переходного возраста как смерти всего детского и перехода в новую взрослую жизнь;
- проекция собственных деструктивных тенденций как результата возможных конфликтных отношений со сверстниками, родителями, педагогами, а также внутренних конфликтов;
- формирование собственных эстетических вкусов, в том числе в рамках молодежных субкультур (в качестве примера можно выделить следующие художественные направления: готика, романтизм, символизм, экспрессионизм, декаданс, темное искусство, психоделика и др.);
- проявление подросткового максимализма, негативизма и использование в связи с этим крайних, экстремальных визуальных, аудиальных и текстовых средств;
- стремление привлечь внимание аудитории к себе, вызвать интерес, в том числе в плане романтических отношений, с учетом того, что реальные социальные достижения в этом возрасте, как правило, минимальны или практически отсутствуют;
- заявление о своей принадлежности к определенной подростковой субкультуре;
- стремление создать у аудитории иллюзорное представление о своем высоком социальном статусе, в том числе за счет причисления себя к криминальной среде;
- реальные депрессивные, суицидальные, экстремистские (националистические, политические, религиозные) тенденции и заявление о них аудитории;
Среди предпосылок, способствующих проявлению интереса подростков к деструктивному/аутодеструктивному контенту, публикаций такого контента и их возможного деструктивного/аутодеструктивного поведения, можно выделить две группы: социальные и личностные.
К социальным предпосылкам можно отнести: макросоциальные (социокультурный, экономический и политический кризис в обществе, конфликты и противоречия между большими социальными группами, аномия, криминализация различных сфер общественной жизни, коррупция, двойные стандарты в разных социальных группах, проявления националистического, политического и религиозного экстремизма) и микросоциальные (семейные, педагогические конфликты, конфликты со сверстниками и в романтических отношениях, несчастная любовь) предпосылки.
Личностные предпосылки можно, согласно системному подходу, классифицировать в соответствии с уровнями бытия личности. На биопсихическом уровне такими предпосылками могут быть слабый тип нервной деятельности, различные (химические и нехимические) аддикции, пограничные состояния, психопатология.
На индивидуально-психологическом уровне к данным предпосылкам можно отнести ряд психологических характеристик, проявляющихся как в познавательной, так в характерологической сферах.
К познавательной сфере можно отнести такие психологические особенности поколения Z, как: рассеянное внимание, клиповое мышление, некритическое восприятие информации. Среди характерологических особенностей можно выделить: ригидность, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональную неустойчивость, обидчивость, агрессивность, тревожность, конфликтность, инфантильность, импульсивность, внушаемость, зависимость от авторитета.
На уровне направленности личности такими характеристиками будут: эгоцентризм; отсутствие и неопределенность долговременной жизненной перспективы; размытая, несформированная самоидентичность; асоциальные, антисоциальные, девиантные ценности; деструктивные, аутодеструктивные, противоречивые, неустойчивые ценностные ориентации.
На ролевом уровне или социальном Я это будут коммуникативные проблемы, конформизм, негативизм, макиавеллизм, склонность к массовидному поведению, склонность к девиантному поведению.
По результатам проведенного теоретико-методологического анализа и эмпирического опыта можно выделить наиболее типичные особенности активности данной группы подростков в социальных сетях, такие как: анонимность, наличие нескольких аккаунтов в одной социальной сети, псевдоним вместо реального имени, картинка героя или фантастического персонажа вместо собственной фотографии, закрытая страница или ограничение доступа к странице, символические дата и место рождения (например, приуроченные к определенному событию или значимому месту), большинство друзей виртуальные; провокативное общение, использование ненормативной лексики; тенденция влиять, доминировать, стремление ощущать собственную власть и значимость; интернет-зависимость в различных формах (информационная, коммуникативная, игровая, азартная, киберсексуальная), интернет-агрессия в различных вариантах (кибербуллинг, флейминг, троллинг, киберсталкинг, грифинг, секстинг).
Следует заметить, что указанные характеристики не следует считать абсолютными, они лишь повышают вероятность того, что данный пользователь в большей степени, чем другие, может проявлять интерес к деструктивному/аутодеструктивному интернет-контенту, публиковать его на своей странице или в мессенджере и иметь склонность к деструктивному/аутодеструктивному поведению, в том числе коммуникативному.
Следующее замечание касается того, что интернет-активность пользователя отражает его социально-психологические, прежде всего, имиджевые характеристики, воплощение его Я-для-других, поэтому для более объективных выводов необходимо непосредственное взаимодействие с проблемными обучающимися, включая необходимую психодиагностику.
Профилактика интереса подростков к деструктивному/аутодеструктивному интернетконтенту, соблазна опубликовать его на своей странице или в мессенджере и их склонности к деструктивному поведению должна носить систематический, комплексный и поэтапный характер и предполагать взаимодействие как специалистов нескольких направлений (психологи, педагоги, юристы и др.), так и различных подразделений одной организации, а также межведомственное взаимодействие.
В качестве наиболее общих направлений такой профилактики можно предложить следующие:
- подготовка педагогов и психологов к работе в виртуальном пространстве;
- мониторинг социальных сетей обучающихся с привлечением волонтеров, кибердружин, общественных, образовательных организаций;
- наблюдение, возможное направление к специалисту – психологу, психотерапевту, психиатру;
- создание комфортной, авторитетной и безопасной социальной микросреды для подростков;
- своевременное разрешение конфликтов (семейных, педагогических, между сверстниками), медиация;
- формирование у подростков навыков критического мышления, уверенности в себе, ассертивности, правового, нравственного и эстетического самосознания, гуманистических и общечеловеческих ценностей;
- вовлечение обучающихся в социально одобряемую позитивную деятельность, в том числе в Интернете – волонтерскую, творческую, развивающую.
Заключение
Таким образом, проблемы деструктивного и аутодеструктивного поведения подростков, влияние на них деструктивных сообществ, профилактика деструктивных проявлений среди подростков, являются актуальными проблемами современных гуманитарных наук.
Деструктивные проявления подростков в сети Интернет и в мессенджерах, включающие в себя интерес к деструктивному контенту, публикацию такого контента на своих страницах и/или в мессенджерах, деструктивное поведение онлайн, является негативной стороной цифровой социализации современной молодежи.
Деструктивный контент в результате восприятия пользователем может причинить ему моральный или физический вред, в том числе повлиять на его нравственное, духовное и психическое развитие или состояние. Такой контент может быть запрещен на законодательном уровне, так как нарушает нормы морали и нравственности.
По результатам теоретико-методологического анализа научной литературы и эмпирических исследований был составлен обобщенный психологический портрет подростков, склонных к деструктивному/аутодеструктивному поведению в сети Интернет и мессенджерах, а также склонных размещать деструктивный/аутодеструктивный контент на своих страницах, включающий в себя психологические причины деструктивных проявлений подростков; предпосылки, способствующие таким проявлениям, социальные и личностные; особенности активности данной группы подростков в социальных сетях; предложены основные направления психологопедагогической профилактики деструктивных проявлений подростков в сети Интернет и мессенджерах.
Список литературы
- Комаров В.В. Психолого-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения обучающихся в сети Интернет // Психолого-педагогические проблемы развития современного образования. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2022. С. 159-177.
- Комаров В.В. Разработка вероятного психологического портрета пользователя социальной сети // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 45-54.
- Тимошина Е.М. Деструктивные субкультуры несовершеннолетних как условия их виктимизации и криминализации // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 2(12). С. 286-293.
- Беликов В.А., Романов П.Ю., Леушканова О.Ю., Васева Н.С. Анализ проблемы десоциализации личности подростков под воздействием социальных сетей, содержащих контент деструктивного характера // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 372-385.
- Юдеева Т.В. Мотивация деструктивного коммуникационного поведения подростков в социальных сетях // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2-2 (116). С. 178-182.
- Пучнина М.Ю., Пучнин А.В. Анализ деятельности адептов радикального идейного движения «Колумбайн»* // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 12 (181). С. 74-83.
- Черкасова М.Н., Тактарова А.В. Деструктивная поведенческая модель поколения Z: лингвопрагматический анализ медиа-текстов // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 97103.
- Игумнов С.А., Шамарова Е.Ю. Контент-анализ сайтов аутодеструктивного содержания в русскоязычном сегменте Интернет // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: ГСГУ, 2020. С. 146-150.
- Дьячек П.Э., Арцыбашев И.Г. Возможные способы защиты подростков от влияния деструктивного контента в социальных сетях // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью / под общ. ред. А.В. Пономарева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. С. 158-163.
- Коповой А.С., Ткачук О.С., Давыдов Д.А. Роль педагога в раннем выявлении медиавовлеченности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3 (75). С. 65-69.
Об авторе
Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
Смотрите также:
- Комаров В.В. Современные тенденции цифровой социализации молодёжи: вызовы, риски и перспективы
- Малахаева С.К., Потапов Р.С. Агрессивность и аутоагрессивность в сетевом тексте: контент-анализ страниц в социальной сети «ВКонтакте»
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет)
- Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи
ПРИМЕЧАНИЕ
- Эксперты определили категории деструктивного контента в Рунете. URL: 1835238017.html (дата обращения: 20.02.2023).
- Международное молодежное движение «Колумбайн» (другое используемое наименование «Скулшутинг») признано террористическим, деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда Российской Федерации.
- Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) признано экстремистским, деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда Российской Федерации.