iBrain. Surviving the Technological Alternation of the Modern Mind by Dr. Gary Small, Gigi Vorgan.
На основании многочисленных исследований психологов, биологов и других ученых авторы делают вывод об эволюционном скачке, который произошел за последние три десятилетия. С их точки зрения, современная технологическая революция позволяет говорить об изменении работы мозга, она ведет к социальным и культурным переменам.
Цифровые технологии решительно меняют нашу жизнь. Они не только меняют наш образ жизни и дарят нам новые способы общения, но и перекраивают наш мозг.
«Вероятно, мы свидетели одного из самых неожиданных, но в то же время и самых значительных переломов в истории человечества. Надо полагать, с того самого момента, когда первобытный человек догадался облегчить себе жизнь при помощи орудий труда, человеческий мозг не переживал таких быстрых и радикальных перемен» (с. 14).
Приспосабливаясь к новым технологиям, мозг теряет базовые социальные навыки, сокращается время традиционного общения лицом к лицу. Ослабевают мозговые механизмы, управляющие контактами с другими людьми, наше социальное поведение ухудшается.
Новые технологии обострили конфликт поколений. Сегодняшние 15- и 20-летние американцы, которых называют «цифровыми с рождения», не застали мира без компьютеров, Интернета и мобильных телефонов. В результате нейронные сети в их мозгу устроены иначе, чем у «цифровых иммигрантов» – людей, которые застали компьютерную революцию уже взрослыми. У последних мозг сформировался тогда, когда нормой считалось общение лицом к лицу.
«На наших глазах вырастает “мозговой разрыв”, пропасть между мышлением отцов и детей. Еще недавно это называли конфликтом поколений: ценности и привычки детей (взять хотя бы музыкальные пристрастия) всегда не совпадали с ценностями отцов. Теперь разрыв приобрел новые масштабы – и можно говорить про возникновение двух разных культур» (с. 17).
Хай-тек-революция погрузила нас в состояние непрерывного рассеянного внимания (с. 39). Л. Стоун описывает это состояние как постоянную загруженность – когда вы следите за всем сразу, но ни на чем не сосредоточиваетесь. Мозг в режиме непрерывного рассеянного внимания испытывает постоянный стресс. Эту новую форму стресса авторы называют техногенным истощением мозга.
Дело в том, что мозг не рассчитан на длительное отслеживание приходящей отовсюду информации. Человек чувствует себя опустошенным, появляется раздражение и даже расстройство. Техногенное истощение мозга можно ослабить, если задача будет требовать внимания к разным точкам пространства. Но лучше всего сон (60 минут) между заданиями.
По мере того как мозг современного человека развивается, растет внимательность, сознание реагирует на сигналы все быстрей и вообще со многими задачами наше мышление справляется эффективнее, чем прежде. По мнению авторов, «человек способен управлять поведением нервной системы в своих интересах, и благодаря этому мы, несомненно, сумеем достойно пережить адаптацию сознания к новым технологиям» (с. 47).
Ранний подростковый возраст – решающая стадия взросления: в это время мозг делает шаг от конкретного мышления к абстрактному. Именно в это время дети учатся улавливать чужое эмоциональное состояние, погружаться в чувства другого, сочувствовать – развивается способность к эмпатии. Но от сидения перед компьютером в наушниках возрастают шансы, что в мозгу не разовьются нейронные сети, позволяющие преодолеть этот рубеж в развитии личности.
Подросткам необходимо постоянное чувство удовольствия – они желают удовлетворять свои нужды здесь и немедленно. Недоразвитые лобные доли мешают им правильно рассуждать. Многие подростки чувствуют себя неуязвимыми – как если бы всякая опасность отскакивала от них, не задевая.
По мере взросления нейронные сети в лобных долях набирают силу, и вместе с тем растет рассудительность. Мы развиваем в себе умение откладывать удовольствия на потом, принимать в расчет чувства других людей, планировать будущее и прикидывать, насколько опасны те или иные ситуации.
К несчастью, нынешнее повальное увлечение компьютерами и видеоиграми, похоже, замедляет развитие лобных долей у многих подростков. Это ухудшает их умственные способности и социальные навыки.
Если молодые люди продолжат взрослеть, не меняя привычек, нужные нейронные пути могут так никогда и не возникнуть. Это означает «попасть в заложники к собственным нейронным сетям, которые застряли на отметке “самодовольство и незрелость”, и провести в таком состоянии всю сознательную жизнь» (с. 62).
Термин «многозадачность» первое время применяли только к компьютерам. Теперь им пользуются в разговоре о людях, которые берутся одновременно за несколько дел. «Цифровые от рождения» более склонны к многозадачности, чем «цифровые иммигранты».
Многозадачность позволяет «цифровым от рождения» непрерывно поощрять себя и откладывать на потом долгосрочные задачи. Кроме того, новое задание воспринимается поверхностно. «Хроническая и интенсивная многозадачность способна также затормозить планомерное развитие лобной коры» (с. 63).
В современном мире люди любого возраста хватаются за много задач сразу. Встает вопрос, как сильно многозадачность бьет по эффективности нашей работы? Для разных людей ответ будет разным: все зависит от того, хорошо ли обучен мозг работать в таком режиме и не переоценивает ли человек собственные силы. Трезвая самооценка помогает вовремя притормозить и начать решать задачи по порядку.
Тяга человека к новому породила индустрию компьютерных игр. Чем больше времени подростки проводят за играми, тем реже активируются ключевые области их лобных долей.
У заядлых игроков – «геймеров», которые проводят за этим занятием от двух до семи часов в сутки, – лобные доли практически всегда выключены, даже если игрок давным-давно встал из-за компьютера (с. 69). Лобные доли, как известно, отвечают за обучение, память, эмоции и даже держат под контролем наши спонтанные порывы.
Вместе с тем компьютерные игры в умеренных дозах обогащают наше сознание и совершенствуют отдельные когнитивные механизмы. Они повышают способность распознавать образы, заставляют мыслить системно и прививают организаторские способности.
«Однако чтобы преуспеть и в играх, и в жизни, полезно научиться терпению и находить толк в таких занятиях, которые не приносят немедленной награды» (с. 74).
«Цифровые иммигранты» адаптируются к цифровой реальности. Но когда человеку за 60 или слегка за 70, ухудшение работы мозга мешает пользоваться компьютерами и разнообразными гаджетами. Появляется страх перед компьютерами. Но если человека надлежащим образом обучить, страхи перед техникой рассеиваются.
Мозг «цифровых иммигрантов» обрабатывает информацию медленней, зато нейронным сетям взрослого лучше дается «картина в целом». Последние исследования показывают, что на самом деле взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. “Ментальная аэробика” полезна любому мозгу вне зависимости от возраста» (с. 81).
Мозг взрослого человека в возрасте от 35 до 50 лет бывает особенно эластичен – даже в большей степени, чем предполагали раньше. А положительные черты характера сильнее всего проявляются в 50–60 лет. В эти годы люди стремятся к предельной объективности, терпимо относятся к чужой точке зрения и эффективно выстраивают межличностные отношения.
Этот тип сдвигов – эволюционное преимущество, которое поколение «цифровых от рождения» может утратить. До сих пор неизвестно, как на их мозге, с его уникальными нервными связями, сформировавшимися совсем рано, скажутся физиологические и психологические эффекты старения. «Мозгу будущего еще только предстоит заявить о себе» (с. 83).
Авторы детально останавливаются на проблеме компьютерной зависимости. Сегодня уже ясно, что те же нейронные сети мозга, превращающие людей в алкоголиков и наркоманов, отвечают за навязчивые привычки, связанные с новыми технологиями.
«Практически все действия, что так нравятся людям – есть, делать покупки, заниматься сексом, играть – могут вызывать психологическую и физиологическую зависимость» (с. 87). Авторы предлагают рекомендации, помогающие противостоять компьютерной зависимости.
Внедряясь все глубже и глубже в нашу жизнь, технологии преобразуют социальную, экономическую и политическую реальность. «Эксперты-экономисты любят подчеркнуть, что высокие технологии улучшили и производительность труда и качество жизни» (с. 149).
Авторы рассматривают гендерные особенности овладения техникой. «Половые различия приводят к тому, что мозг женщин и мужчин уязвим по-разному. Чрезмерное воздействие цифровых технологий чаще становится причиной аутичного поведения у мужчин, в результате чего они реже глядят другим в глаза и реже испытывают эмпатию» (с. 159).
Новые технологии разрушают семейные традиции. Так, например, уходит из жизни семейное застолье. Многим оно кажется неважным и устаревшим ритуалом, «однако на самом деле оно не только укрепляет те нейронные сети, которые отвечают за социальные взаимодействия (островок Рейля и лобные доли), но и помогает снять стресс, который мы все непрерывно испытываем. Как это ни странно, семейные обеды защищают от деградации медиальные участки височных долей, управляющие эмоциями и памятью» (с. 160).
Благодаря развитию Интернета у злоумышленников появляются все новые и новые орудия сетевых преступлений, открывается масса неведомых ранее возможностей для кибератак. Число интернет-преступлений, совершаемых за год, все время увеличивается.
Что касается политики, то Интернет делает ее более прозрачной и понятной. Любой политтехнолог вынужден принимать Интернет во внимание. Электронная почта, текстовые сообщения, блоги и интерактивные сайты помогают политическим партиям организовывать свои предвыборные кампании, собирать пожертвования и голоса в свою пользу куда эффективней, чем если бы они придерживались старых методов.
Нет сомнений, что цифровая реальность становится сложней с каждым днем. «Чтобы оставаться на плаву, быть хорошо осведомленным и следовать социальным, политическим и экономическим трендам, нам всем нужно научиться разговаривать на одном языке – и в Сети и вне ее – и сохранять навыки общения лицом к лицу, доверяя своим инстинктам» (с. 183).
Каким будет мозг будущего, зависит от событий, происходящих сегодня. Если «цифровые иммигранты» и «цифровые от рождения» научатся не конфликтовать, а мирно и взаимовыгодно сосуществовать, то их нейронные сети лучше приспособятся к окружающей реальности.
Если техника и дальше будет развиваться нынешними темпами и в том же направлении, то мы научимся силой мысли управлять своим почтовым ящиком, поиском в Интернете и так далее.
«Изучение интерфейсов между мозгом и компьютером набирает обороты: это не только поможет бороться с дефектами мозга, но и приблизит наступление эпохи, когда мы все начнем управлять гаджетами силой мысли» (с. 312).
В недалеком будущем, считают авторы, мы получим возможность наблюдать и стимулировать активность отдельных клеток мозга, а также возможность исправлять наши нейронные сети и проверять их работоспособность при помощи пульта дистанционного управления. «В результате мы не только переживем изменение мозга под натиском технологий, но и благодаря этому станем лучше, совершеннее во всех смыслах» (с. 315).
Содержание
Глава 1. Ваш мозг эволюционирует прямо сейчас (стр. 13)
Всё из головы
Юный пластичный мозг
Естественный отбор
Не ожирел ли мозг, дорогая?
Революция высоких технологий и цифровая эра
Когда мозг подключен к Google
Истощение техномозга
Новый, улучшенный мозг
Как управлять эволюцией своего собственного мозга
Глава 2. Мозговая пропасть: технологии, разделившие поколения (стр. 48)
«Цифровые от рождения»
«Цифровые иммигранты»
Подведем итог
Глава 3. Зависимость от технологий (стр. 86)
На крючок может попасться каждый
Одержимые электронной почтой
Электронная почти и оперантный условный рефлекс
Компьютерные игры: одной не обойдешься
Зависимость от интернет-порнографии
Лас-Вегас на клавиатуре
Шопинг до упаду
Где искать помощи
Глава 4. Технологии и поведение: СДВГ, дети индиго и другие аномалии (стр. 114)
Обреченные быть отвлеченными
Многозадачный мозг
Дети индиго
Телевизор — причина аутизма?
Загадочная онлайн-болезнь
Киберсуицид
«Я помешан на технике, а мой мозг — нет»
Глава 5. Хай-тек-культура в обществе, политике и экономике (стр. 138)
Выбор из многих вариантов
Бесконечные потоки информации
Интернет-базар
Вебономика
Социальные сети и развлечения
Мужчины и женщины в Сети
Раздробленные семьи
Любовь с первого клика
Хай-тек и неприкосновенность личной жизнь
Киберпреступность
Напишу-ка я в свой блог
Политика в Сети
Загрузить мозг
Глава 6. Эволюция мозга: где мы теперь? (стр. 183)
Навыки живого общения
Навыки обращения с техникой
Глава 7. Снова лицом к лицу (стр. 195)
Человеческое, слишком человеческое
Обучение мозга без высоких технологий
«03» для необщительных
Одержимость высокими технологиями
Поддерживать связи вне Сети
Глава 8. Технологический багаж (стр. 247)
Сделать технологический выбор
Вам письмо
Интернет-мессенджеры — здесь и сейчас
Поисковые машины: Google — не предел
SMS: лаконичные и соблазнительные
Мобильные телефоны: меньше не всегда лучше
Как выбрать карманный компьютер
Войти в блогософеру
Интернет-телефония и видеоконференции
Цифровые развлечения: Wi-Fi вместо Hi-Fi
Безопасность и приватность в СЕти
Кибермедицина
Стимуляция мозга, или Аэробика для мыслей
Глава 9. Перекинуть мозг через «мозговую пропасть» (стр. 300)
Разглядеть пропасть
Как развить социальные навыки у «цифровых мигрантов»
Мозг будущего
Об авторе
Доктор Гэри Смолл — профессор психиатрии и старения в Институте нейронаук и поведения человека имени Семела при Калифорнийском университете, руководитель отделения гериатрической психиатрии и Центра долголетия при Калифорнийском университете. Является одним из ведущих мировых экспертов по науке о мозге Опубликовал множество книг и статей. Доктор Смолл впервые внедрил сканирование мозга, которое позволяет врачам видеть физические свидетельства старения мозга и болезни Альцгеймера у живых людей. Журнал Scientific American назвал его одним из лучших в мире новаторов в области науки и техники.
Смотрите также:
- Психология жителей Интернета. Чудова Н.В., Кузнецова Ю.М.
- Рассеянный ум. Адам Газзали, Ларри Розен
- Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В.
- Цифровой человек. Крис Скиннер