Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. Смолл Гэри, Ворган Джиджи

М
Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. Смолл Гэри, Ворган Джиджи
Пер. с англ. Б. Коз­лов­ско­го. – М.: КоЛиб­ри: Азбу­ка-Атти­кус, 2011. – 352 с. ISBN: 978-5-389-02224-9

iBrain. Surviving the Technological Alternation of the Modern Mind by Dr. Gary Small, Gigi Vorgan.

На осно­ва­нии мно­го­чис­лен­ных иссле­до­ва­ний пси­хо­ло­гов, био­ло­гов и дру­гих уче­ных авто­ры дела­ют вывод об эво­лю­ци­он­ном скач­ке, кото­рый про­изо­шел за послед­ние три деся­ти­ле­тия. С их точ­ки зре­ния, совре­мен­ная тех­но­ло­ги­че­ская рево­лю­ция поз­во­ля­ет гово­рить об изме­не­нии рабо­ты моз­га, она ведет к соци­аль­ным и куль­тур­ным переменам.

Циф­ро­вые тех­но­ло­гии реши­тель­но меня­ют нашу жизнь. Они не толь­ко меня­ют наш образ жиз­ни и дарят нам новые спо­со­бы обще­ния, но и пере­кра­и­ва­ют наш мозг. 

«Веро­ят­но, мы сви­де­те­ли одно­го из самых неожи­дан­ных, но в то же вре­мя и самых зна­чи­тель­ных пере­ло­мов в исто­рии чело­ве­че­ства. Надо пола­гать, с того само­го момен­та, когда пер­во­быт­ный чело­век дога­дал­ся облег­чить себе жизнь при помо­щи ору­дий тру­да, чело­ве­че­ский мозг не пере­жи­вал таких быст­рых и ради­каль­ных пере­мен» (с. 14).

При­спо­саб­ли­ва­ясь к новым тех­но­ло­ги­ям, мозг теря­ет базо­вые соци­аль­ные навы­ки, сокра­ща­ет­ся вре­мя тра­ди­ци­он­но­го обще­ния лицом к лицу. Осла­бе­ва­ют моз­го­вые меха­низ­мы, управ­ля­ю­щие кон­так­та­ми с дру­ги­ми людь­ми, наше соци­аль­ное пове­де­ние ухудшается.

Новые тех­но­ло­гии обост­ри­ли кон­фликт поко­ле­ний. Сего­дняш­ние 15- и 20-лет­ние аме­ри­кан­цы, кото­рых назы­ва­ют «циф­ро­вы­ми с рож­де­ния», не заста­ли мира без ком­пью­те­ров, Интер­не­та и мобиль­ных теле­фо­нов. В резуль­та­те ней­рон­ные сети в их моз­гу устро­е­ны ина­че, чем у «циф­ро­вых имми­гран­тов» – людей, кото­рые заста­ли ком­пью­тер­ную рево­лю­цию уже взрос­лы­ми. У послед­них мозг сфор­ми­ро­вал­ся тогда, когда нор­мой счи­та­лось обще­ние лицом к лицу. 

«На наших гла­зах вырас­та­ет “моз­го­вой раз­рыв”, про­пасть меж­ду мыш­ле­ни­ем отцов и детей. Еще недав­но это назы­ва­ли кон­флик­том поко­ле­ний: цен­но­сти и при­выч­ки детей (взять хотя бы музы­каль­ные при­стра­стия) все­гда не сов­па­да­ли с цен­но­стя­ми отцов. Теперь раз­рыв при­об­рел новые мас­шта­бы – и мож­но гово­рить про воз­ник­но­ве­ние двух раз­ных куль­тур» (с. 17).

Хай-тек-рево­лю­ция погру­зи­ла нас в состо­я­ние непре­рыв­но­го рас­се­ян­но­го вни­ма­ния (с. 39). Л. Сто­ун опи­сы­ва­ет это состо­я­ние как посто­ян­ную загру­жен­ность – когда вы сле­ди­те за всем сра­зу, но ни на чем не сосре­до­то­чи­ва­е­тесь. Мозг в режи­ме непре­рыв­но­го рас­се­ян­но­го вни­ма­ния испы­ты­ва­ет посто­ян­ный стресс. Эту новую фор­му стрес­са авто­ры назы­ва­ют тех­но­ген­ным исто­ще­ни­ем мозга. 

Дело в том, что мозг не рас­счи­тан на дли­тель­ное отсле­жи­ва­ние при­хо­дя­щей ото­всю­ду инфор­ма­ции. Чело­век чув­ству­ет себя опу­сто­шен­ным, появ­ля­ет­ся раз­дра­же­ние и даже рас­строй­ство. Тех­но­ген­ное исто­ще­ние моз­га мож­но осла­бить, если зада­ча будет тре­бо­вать вни­ма­ния к раз­ным точ­кам про­стран­ства. Но луч­ше все­го сон (60 минут) меж­ду заданиями.

По мере того как мозг совре­мен­но­го чело­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся, рас­тет вни­ма­тель­ность, созна­ние реа­ги­ру­ет на сиг­на­лы все быст­рей и вооб­ще со мно­ги­ми зада­ча­ми наше мыш­ле­ние справ­ля­ет­ся эффек­тив­нее, чем преж­де. По мне­нию авто­ров, «чело­век спо­со­бен управ­лять пове­де­ни­ем нерв­ной систе­мы в сво­их инте­ре­сах, и бла­го­да­ря это­му мы, несо­мнен­но, суме­ем достой­но пере­жить адап­та­цию созна­ния к новым тех­но­ло­ги­ям» (с. 47).

Ран­ний под­рост­ко­вый воз­раст – реша­ю­щая ста­дия взрос­ле­ния: в это вре­мя мозг дела­ет шаг от кон­крет­но­го мыш­ле­ния к абстракт­но­му. Имен­но в это вре­мя дети учат­ся улав­ли­вать чужое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, погру­жать­ся в чув­ства дру­го­го, сочув­ство­вать – раз­ви­ва­ет­ся спо­соб­ность к эмпа­тии. Но от сиде­ния перед ком­пью­те­ром в науш­ни­ках воз­рас­та­ют шан­сы, что в моз­гу не разо­вьют­ся ней­рон­ные сети, поз­во­ля­ю­щие пре­одо­леть этот рубеж в раз­ви­тии личности.

Под­рост­кам необ­хо­ди­мо посто­ян­ное чув­ство удо­воль­ствия – они жела­ют удо­вле­тво­рять свои нуж­ды здесь и немед­лен­но. Недо­раз­ви­тые лоб­ные доли меша­ют им пра­виль­но рас­суж­дать. Мно­гие под­рост­ки чув­ству­ют себя неуяз­ви­мы­ми – как если бы вся­кая опас­ность отска­ки­ва­ла от них, не задевая. 

По мере взрос­ле­ния ней­рон­ные сети в лоб­ных долях наби­ра­ют силу, и вме­сте с тем рас­тет рас­су­ди­тель­ность. Мы раз­ви­ва­ем в себе уме­ние откла­ды­вать удо­воль­ствия на потом, при­ни­мать в рас­чет чув­ства дру­гих людей, пла­ни­ро­вать буду­щее и при­ки­ды­вать, насколь­ко опас­ны те или иные ситуации. 

К несча­стью, нынеш­нее поваль­ное увле­че­ние ком­пью­те­ра­ми и видео­иг­ра­ми, похо­же, замед­ля­ет раз­ви­тие лоб­ных долей у мно­гих под­рост­ков. Это ухуд­ша­ет их умствен­ные спо­соб­но­сти и соци­аль­ные навыки. 

Если моло­дые люди про­дол­жат взрос­леть, не меняя при­вы­чек, нуж­ные ней­рон­ные пути могут так нико­гда и не воз­ник­нуть. Это озна­ча­ет «попасть в залож­ни­ки к соб­ствен­ным ней­рон­ным сетям, кото­рые застря­ли на отмет­ке “само­до­воль­ство и незре­лость”, и про­ве­сти в таком состо­я­нии всю созна­тель­ную жизнь» (с. 62).

Тер­мин «мно­го­за­дач­ность» пер­вое вре­мя при­ме­ня­ли толь­ко к ком­пью­те­рам. Теперь им поль­зу­ют­ся в раз­го­во­ре о людях, кото­рые берут­ся одно­вре­мен­но за несколь­ко дел. «Циф­ро­вые от рож­де­ния» более склон­ны к мно­го­за­дач­но­сти, чем «циф­ро­вые иммигранты». 

Мно­го­за­дач­ность поз­во­ля­ет «циф­ро­вым от рож­де­ния» непре­рыв­но поощ­рять себя и откла­ды­вать на потом дол­го­сроч­ные зада­чи. Кро­ме того, новое зада­ние вос­при­ни­ма­ет­ся поверх­ност­но. «Хро­ни­че­ская и интен­сив­ная мно­го­за­дач­ность спо­соб­на так­же затор­мо­зить пла­но­мер­ное раз­ви­тие лоб­ной коры» (с. 63).

В совре­мен­ном мире люди любо­го воз­рас­та хва­та­ют­ся за мно­го задач сра­зу. Вста­ет вопрос, как силь­но мно­го­за­дач­ность бьет по эффек­тив­но­сти нашей рабо­ты? Для раз­ных людей ответ будет раз­ным: все зави­сит от того, хоро­шо ли обу­чен мозг рабо­тать в таком режи­ме и не пере­оце­ни­ва­ет ли чело­век соб­ствен­ные силы. Трез­вая само­оцен­ка помо­га­ет вовре­мя при­тор­мо­зить и начать решать зада­чи по порядку.

Тяга чело­ве­ка к ново­му поро­ди­ла инду­стрию ком­пью­тер­ных игр. Чем боль­ше вре­ме­ни под­рост­ки про­во­дят за игра­ми, тем реже акти­ви­ру­ют­ся клю­че­вые обла­сти их лоб­ных долей. 

У заяд­лых игро­ков – «гей­ме­ров», кото­рые про­во­дят за этим заня­ти­ем от двух до семи часов в сут­ки, – лоб­ные доли прак­ти­че­ски все­гда выклю­че­ны, даже если игрок дав­ным-дав­но встал из-за ком­пью­те­ра (с. 69). Лоб­ные доли, как извест­но, отве­ча­ют за обу­че­ние, память, эмо­ции и даже дер­жат под кон­тро­лем наши спон­тан­ные порывы.

Вме­сте с тем ком­пью­тер­ные игры в уме­рен­ных дозах обо­га­ща­ют наше созна­ние и совер­шен­ству­ют отдель­ные когни­тив­ные меха­низ­мы. Они повы­ша­ют спо­соб­ность рас­по­зна­вать обра­зы, застав­ля­ют мыс­лить систем­но и при­ви­ва­ют орга­ни­за­тор­ские способности. 

«Одна­ко что­бы пре­успеть и в играх, и в жиз­ни, полез­но научить­ся тер­пе­нию и нахо­дить толк в таких заня­ти­ях, кото­рые не при­но­сят немед­лен­ной награ­ды» (с. 74).

«Циф­ро­вые имми­гран­ты» адап­ти­ру­ют­ся к циф­ро­вой реаль­но­сти. Но когда чело­ве­ку за 60 или слег­ка за 70, ухуд­ше­ние рабо­ты моз­га меша­ет поль­зо­вать­ся ком­пью­те­ра­ми и раз­но­об­раз­ны­ми гад­же­та­ми. Появ­ля­ет­ся страх перед ком­пью­те­ра­ми. Но если чело­ве­ка над­ле­жа­щим обра­зом обу­чить, стра­хи перед тех­ни­кой рассеиваются. 

Мозг «циф­ро­вых имми­гран­тов» обра­ба­ты­ва­ет инфор­ма­цию мед­лен­ней, зато ней­рон­ным сетям взрос­ло­го луч­ше дает­ся «кар­ти­на в целом». Послед­ние иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что на самом деле взрос­лый мозг оста­ет­ся пла­стич­ным и гиб­ким на про­тя­же­нии всей жиз­ни. “Мен­таль­ная аэро­би­ка” полез­на любо­му моз­гу вне зави­си­мо­сти от воз­рас­та» (с. 81).

Мозг взрос­ло­го чело­ве­ка в воз­расте от 35 до 50 лет быва­ет осо­бен­но эла­сти­чен – даже в боль­шей сте­пе­ни, чем пред­по­ла­га­ли рань­ше. А поло­жи­тель­ные чер­ты харак­те­ра силь­нее все­го про­яв­ля­ют­ся в 50–60 лет. В эти годы люди стре­мят­ся к пре­дель­ной объ­ек­тив­но­сти, тер­пи­мо отно­сят­ся к чужой точ­ке зре­ния и эффек­тив­но выстра­и­ва­ют меж­лич­ност­ные отношения. 

Этот тип сдви­гов – эво­лю­ци­он­ное пре­иму­ще­ство, кото­рое поко­ле­ние «циф­ро­вых от рож­де­ния» может утра­тить. До сих пор неиз­вест­но, как на их моз­ге, с его уни­каль­ны­ми нерв­ны­ми свя­зя­ми, сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся совсем рано, ска­жут­ся физио­ло­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские эффек­ты ста­ре­ния. «Моз­гу буду­ще­го еще толь­ко пред­сто­ит заявить о себе» (с. 83).

Авто­ры деталь­но оста­нав­ли­ва­ют­ся на про­бле­ме ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Сего­дня уже ясно, что те же ней­рон­ные сети моз­га, пре­вра­ща­ю­щие людей в алко­го­ли­ков и нар­ко­ма­нов, отве­ча­ют за навяз­чи­вые при­выч­ки, свя­зан­ные с новы­ми технологиями. 

«Прак­ти­че­ски все дей­ствия, что так нра­вят­ся людям – есть, делать покуп­ки, зани­мать­ся сек­сом, играть – могут вызы­вать пси­хо­ло­ги­че­скую и физио­ло­ги­че­скую зави­си­мость» (с. 87). Авто­ры пред­ла­га­ют реко­мен­да­ции, помо­га­ю­щие про­ти­во­сто­ять ком­пью­тер­ной зависимости.

Внед­ря­ясь все глуб­же и глуб­же в нашу жизнь, тех­но­ло­гии пре­об­ра­зу­ют соци­аль­ную, эко­но­ми­че­скую и поли­ти­че­скую реаль­ность. «Экс­пер­ты-эко­но­ми­сты любят под­черк­нуть, что высо­кие тех­но­ло­гии улуч­ши­ли и про­из­во­ди­тель­ность тру­да и каче­ство жиз­ни» (с. 149).

Авто­ры рас­смат­ри­ва­ют ген­дер­ные осо­бен­но­сти овла­де­ния тех­ни­кой. «Поло­вые раз­ли­чия при­во­дят к тому, что мозг жен­щин и муж­чин уяз­вим по-раз­но­му. Чрез­мер­ное воз­дей­ствие циф­ро­вых тех­но­ло­гий чаще ста­но­вит­ся при­чи­ной аутич­но­го пове­де­ния у муж­чин, в резуль­та­те чего они реже гля­дят дру­гим в гла­за и реже испы­ты­ва­ют эмпа­тию» (с. 159).

Новые тех­но­ло­гии раз­ру­ша­ют семей­ные тра­ди­ции. Так, напри­мер, ухо­дит из жиз­ни семей­ное засто­лье. Мно­гим оно кажет­ся неваж­ным и уста­рев­шим риту­а­лом, «одна­ко на самом деле оно не толь­ко укреп­ля­ет те ней­рон­ные сети, кото­рые отве­ча­ют за соци­аль­ные вза­и­мо­дей­ствия (ост­ро­вок Рей­ля и лоб­ные доли), но и помо­га­ет снять стресс, кото­рый мы все непре­рыв­но испы­ты­ва­ем. Как это ни стран­но, семей­ные обе­ды защи­ща­ют от дегра­да­ции меди­аль­ные участ­ки височ­ных долей, управ­ля­ю­щие эмо­ци­я­ми и памя­тью» (с. 160).

Бла­го­да­ря раз­ви­тию Интер­не­та у зло­умыш­лен­ни­ков появ­ля­ют­ся все новые и новые ору­дия сете­вых пре­ступ­ле­ний, откры­ва­ет­ся мас­са неве­до­мых ранее воз­мож­но­стей для кибе­р­атак. Чис­ло интер­нет-пре­ступ­ле­ний, совер­ша­е­мых за год, все вре­мя увеличивается.

Что каса­ет­ся поли­ти­ки, то Интер­нет дела­ет ее более про­зрач­ной и понят­ной. Любой полит­тех­но­лог вынуж­ден при­ни­мать Интер­нет во вни­ма­ние. Элек­трон­ная поч­та, тек­сто­вые сооб­ще­ния, бло­ги и интер­ак­тив­ные сай­ты помо­га­ют поли­ти­че­ским пар­ти­ям орга­ни­зо­вы­вать свои пред­вы­бор­ные кам­па­нии, соби­рать пожерт­во­ва­ния и голо­са в свою поль­зу куда эффек­тив­ней, чем если бы они при­дер­жи­ва­лись ста­рых методов.

Нет сомне­ний, что циф­ро­вая реаль­ность ста­но­вит­ся слож­ней с каж­дым днем. «Что­бы оста­вать­ся на пла­ву, быть хоро­шо осве­дом­лен­ным и сле­до­вать соци­аль­ным, поли­ти­че­ским и эко­но­ми­че­ским трен­дам, нам всем нуж­но научить­ся раз­го­ва­ри­вать на одном язы­ке – и в Сети и вне ее – и сохра­нять навы­ки обще­ния лицом к лицу, дове­ряя сво­им инстинк­там» (с. 183).

Каким будет мозг буду­ще­го, зави­сит от собы­тий, про­ис­хо­дя­щих сего­дня. Если «циф­ро­вые имми­гран­ты» и «циф­ро­вые от рож­де­ния» научат­ся не кон­флик­то­вать, а мир­но и вза­и­мо­вы­год­но сосу­ще­ство­вать, то их ней­рон­ные сети луч­ше при­спо­со­бят­ся к окру­жа­ю­щей реальности.

Если тех­ни­ка и даль­ше будет раз­ви­вать­ся нынеш­ни­ми тем­па­ми и в том же направ­ле­нии, то мы научим­ся силой мыс­ли управ­лять сво­им поч­то­вым ящи­ком, поис­ком в Интер­не­те и так далее.

«Изу­че­ние интер­фей­сов меж­ду моз­гом и ком­пью­те­ром наби­ра­ет обо­ро­ты: это не толь­ко помо­жет бороть­ся с дефек­та­ми моз­га, но и при­бли­зит наступ­ле­ние эпо­хи, когда мы все нач­нем управ­лять гад­же­та­ми силой мыс­ли» (с. 312).

В неда­ле­ком буду­щем, счи­та­ют авто­ры, мы полу­чим воз­мож­ность наблю­дать и сти­му­ли­ро­вать актив­ность отдель­ных кле­ток моз­га, а так­же воз­мож­ность исправ­лять наши ней­рон­ные сети и про­ве­рять их рабо­то­спо­соб­ность при помо­щи пуль­та дистан­ци­он­но­го управ­ле­ния. «В резуль­та­те мы не толь­ко пере­жи­вем изме­не­ние моз­га под натис­ком тех­но­ло­гий, но и бла­го­да­ря это­му ста­нем луч­ше, совер­шен­нее во всех смыс­лах» (с. 315).

Содержание

Гла­ва 1. Ваш мозг эво­лю­ци­о­ни­ру­ет пря­мо сей­час (стр. 13)
Всё из голо­вы
Юный пла­стич­ный мозг
Есте­ствен­ный отбор
Не ожи­рел ли мозг, доро­гая?
Рево­лю­ция высо­ких тех­но­ло­гий и циф­ро­вая эра
Когда мозг под­клю­чен к Google
Исто­ще­ние тех­но­моз­га
Новый, улуч­шен­ный мозг
Как управ­лять эво­лю­ци­ей сво­е­го соб­ствен­но­го моз­га

Гла­ва 2. Моз­го­вая про­пасть: тех­но­ло­гии, раз­де­лив­шие поко­ле­ния (стр. 48)
«Циф­ро­вые от рож­де­ния»
«Циф­ро­вые имми­гран­ты»
Под­ве­дем итог

Гла­ва 3. Зави­си­мость от тех­но­ло­гий (стр. 86)
На крю­чок может попасть­ся каж­дый
Одер­жи­мые элек­трон­ной поч­той
Элек­трон­ная почти и опе­рант­ный услов­ный рефлекс
Ком­пью­тер­ные игры: одной не обой­дешь­ся
Зави­си­мость от интер­нет-пор­но­гра­фии
Лас-Вегас на кла­ви­а­ту­ре
Шопинг до упа­ду
Где искать помо­щи

Гла­ва 4. Тех­но­ло­гии и пове­де­ние: СДВГ, дети инди­го и дру­гие ано­ма­лии (стр. 114)
Обре­чен­ные быть отвле­чен­ны­ми
Мно­го­за­дач­ный мозг
Дети инди­го
Теле­ви­зор — при­чи­на аутиз­ма?
Зага­доч­ная онлайн-болезнь
Кибер­су­и­цид
«Я поме­шан на тех­ни­ке, а мой мозг — нет»

Гла­ва 5. Хай-тек-куль­ту­ра в обще­стве, поли­ти­ке и эко­но­ми­ке (стр. 138)
Выбор из мно­гих вари­ан­тов
Бес­ко­неч­ные пото­ки инфор­ма­ции
Интер­нет-базар
Вебо­но­ми­ка
Соци­аль­ные сети и раз­вле­че­ния
Муж­чи­ны и жен­щи­ны в Сети
Раз­дроб­лен­ные семьи
Любовь с пер­во­го кли­ка
Хай-тек и непри­кос­но­вен­ность лич­ной жизнь
Кибер­пре­ступ­ность
Напи­шу-ка я в свой блог
Поли­ти­ка в Сети
Загру­зить мозг

Гла­ва 6. Эво­лю­ция моз­га: где мы теперь? (стр. 183)
Навы­ки живо­го обще­ния
Навы­ки обра­ще­ния с тех­ни­кой

Гла­ва 7. Сно­ва лицом к лицу (стр. 195)
Чело­ве­че­ское, слиш­ком чело­ве­че­ское
Обу­че­ние моз­га без высо­ких тех­но­ло­гий
«03» для необ­щи­тель­ных
Одер­жи­мость высо­ки­ми тех­но­ло­ги­я­ми
Под­дер­жи­вать свя­зи вне Сети

Гла­ва 8. Тех­но­ло­ги­че­ский багаж (стр. 247)
Сде­лать тех­но­ло­ги­че­ский выбор
Вам пись­мо
Интер­нет-мес­сен­дже­ры — здесь и сей­час
Поис­ко­вые маши­ны: Google — не пре­дел
SMS: лако­нич­ные и соблаз­ни­тель­ные
Мобиль­ные теле­фо­ны: мень­ше не все­гда луч­ше
Как выбрать кар­ман­ный ком­пью­тер
Вой­ти в бло­го­со­фе­ру
Интер­нет-теле­фо­ния и видео­кон­фе­рен­ции
Циф­ро­вые раз­вле­че­ния: Wi-Fi вме­сто Hi-Fi
Без­опас­ность и при­ват­ность в СЕти
Кибер­ме­ди­ци­на
Сти­му­ля­ция моз­га, или Аэро­би­ка для мыс­лей

Гла­ва 9. Пере­ки­нуть мозг через «моз­го­вую про­пасть» (стр. 300)
Раз­гля­деть про­пасть
Как раз­вить соци­аль­ные навы­ки у «циф­ро­вых мигран­тов»
Мозг буду­ще­го

Об авторе

Док­тор Гэри Смолл — про­фес­сор пси­хи­ат­рии и ста­ре­ния в Инсти­ту­те ней­ро­на­ук и пове­де­ния чело­ве­ка име­ни Семе­ла при Кали­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те, руко­во­ди­тель отде­ле­ния гери­ат­ри­че­ской пси­хи­ат­рии и Цен­тра дол­го­ле­тия при Кали­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те. Явля­ет­ся одним из веду­щих миро­вых экс­пер­тов по нау­ке о моз­ге Опуб­ли­ко­вал мно­же­ство книг и ста­тей. Док­тор Смолл впер­вые внед­рил ска­ни­ро­ва­ние моз­га, кото­рое поз­во­ля­ет вра­чам видеть физи­че­ские сви­де­тель­ства ста­ре­ния моз­га и болез­ни Альц­гей­ме­ра у живых людей. Жур­нал Scientific American назвал его одним из луч­ших в мире нова­то­ров в обла­сти нау­ки и техники.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest