Современное общество настолько зависимо от интернета, что крайне сложно представить человека, который не имеет о нем представления. Возможности интернета безграничны – это и поиск, и использование информации, работа, общение и развлечения. Но вместе с очевидными достоинствами нельзя не упомянуть и о его вреде.
Известно, что сеть интернет – глобальная организация связанных компьютерных сетей с целью хранения и передачи информации. Всемирная сеть является мощнейшим инструментом хранения и переработки данных. Тем не менее, с высокой пользой интернета и компьютеров, возникают и большие проблемы у людей, для которых всемирная сеть становится реальной жизнью. Это приводит к возникновению интернет-зависимости.
Интернет-зависимость - один из видов нехимической аддикции на уровне с другими зависимостями. В общем виде зависимость от интернета определяется как «нехимическая». Зависимость от интернета проявляется в том, что люди реальной жизни предпочитаю «жить» в интернете, проводя большую часть своего времени в сети [1].
Так же интернет-зависимость трактуют как «навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн (off-line - нахождение вне Интернета), и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн (on-line - нахождение в Интернете)» [2].
Термин «Интернет-зависимость» еще в 1994 году предложил психиатр Иван Гольдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Иван Гольдберг.
Сеть интернета имеет большое значение для людей как признак достижения технического прогресса. Интернет полезен и незаменим для выполнения полезных функций. Но как оказалось, интернет обладает и негативными последствиями.
Чрезмерная увлеченность приводит к зависимости. Психологи ставят интернет-зависимость в один ряд с алкоголизмом и наркоманией, которые ведут к асоциальным последствиям. По результатам исследований на тему зависимости от сети интернет выяснилось, что длительное и бесконтрольное пребывание в on-line-режиме вызывает изменения негативного характера в состоянии сознания, и в общем функционировании головного мозга.
Также ежедневное нахождение в интернете приводит к тому, что человек забывает навыки живого общения и может приобрести асоциальные черты поведения и характера.
По наблюдениям исследователей, интернет-зависимость сказывается и на физическом здоровье. Самым большим последствием долгого и частого просиживания в интернете является ухудшение зрения, а также постоянное сидение за компьютером приводит к различным заболеваниям позвоночника. И особо остро проблема интернет-зависимости демонстрируется серьезным нарушением семейных отношений [4].
Принято считать, что первым признаком зависимости от интернета является выбор интернета как предпочитаемого способа хорошего времяпрепровождения. Но при первых признаках этот способ еще полностью не заменяет реальную жизнь. Более весомой стадией является перенос жизненных целей в интернет мир, когда жизнь в интернете становится важнее и значимей реальной жизни. А сам интернет становится главной сферой интересов человека.
Специалисты утверждают, чтобы победить зависимость, необходимо признать и понять её существование в вашей жизни.
Выделяют базовые признаки зависимости от сети интернет:
- частые проверки социальных сетей,
- еда за компьютером,
- выход в интернет без особой на то причины в процессе работы,
- посещение различны сайтов не в целях поиска нужной и важной информации,
- неконтролируемое просиживание в интернете, игнорирование базовых потребностей организма,
- чувство радости от посещения интернета,
- волнительное ожидание очередного выхода в сеть,
- потеря чувства времени в интернет-пространстве,
- при выходе из сети ухудшение работоспособности,
- падение настроения, сильное желание вернуться в интернет,
- игнорирование своих любых прямых обязанностей,
- использование интернета как способа ухода от проблем,
- постоянная слежка за выходом новых обновлений,
- отказ признания наличия у себя интернет-зависимости при очевидности этого факта окружающим [2].
Исследователь И. Бурлаков утверждает, что если обнаруживается четыре и более признаков, то можно предположить, что данный человек склонен к развитию интернет-зависимости [1].
Если сравнивать зависимость от интернета с другими аддикциями, то можно найти большое количество схожих признаков. Главным признаком, объединяющим зависимости, является уход от реальности.
Известно, что интернет-зависимость нехимическая. В основе ее появления лежит психогенный фактор.
Специфической особенностью интернет-аддикции является малый временной потенциал ее формирования. А для остальных зависимостей требуются годы.
Зависимость от интернета единогласно признается отрицательным изменением личности. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Пользуясь интернетом, люди перестают «думать», так как можно просто «копировать» и «вставить» [2].
Интернет, несомненно, - великое изобретение человечества, помогающее людям практически во всем. В интернет-пространстве можно найти все, но неправильное и неумелое его использование может привести к трагическим последствия не только одного человека, но и его семьи.
На наш взгляд, профилактировать зависимость можно благодаря развитию критического мышления. Исследователь О.А. Липовая считает, что развитие критического мышления у отдельно взятых граждан еще в период их обучения может помочь снизить риск их попадания под влияние негативных убеждений, настроений, установок [3].
Литература
- Бурлаков И. Психология компьютерных игр. М.: Класс, 2001. 144 с.
- Краснова С., Казарян Н., Тундалева В., Быковская Е., Чапова О., Носатова М. Как справиться с компьютерной зависимостью. М.: Эксмо, 2008. 224 с.
- Липовая О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 142-145.
- Юрьева Л., Больбот Т. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. М.: Пороги, 2006. 196 с.
Об авторах
- Липовая О.А. - доцент кафедры психологии г. Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
- Штенская А. - студентка, г. Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
Смотрите также:
- Алексенко Н. Н. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве
- Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции
- Липовая О.А., Попеня Е.А. Аддиктивные особенности компьютерных игр
- Подтверждающий факторный анализ использования интернета и интернет-зависимости