Начиная с 2000-х годов, в связи с происходящей в России интенсивной компьютеризацией, кардинально меняются условия жизни и образовательная среда современных подростков [10].
В работах отечественных психологов (Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. и др.) дан детальный анализ особенностей современной социальной ситуации развития детей и подростков, в которой они получают интенсивный цифровой опыт.
Согласно данным опубликованным центром изучения интернета и общества в 2014 г. 70% подростков используют интернет для общения в социальных сетях [6]. Несмотря на то, что уже в 1985-1987г.г. на международных конференциях «Дети в век информации» [7] специалисты из разных стран обсуждали проблемы и возможности конструирования развивающей компьютерной среды для организации учебной деятельности учащихся, в традиционной образовательной среде использование интернет-пространства весьма ограничено.
В свободное время подростки реализуют возможности спонтанного усвоения социального опыта посредством наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов, которые дают возможность оказывать влияние на установки и поведение молодёжи [10, 13]. Так или иначе, проявляются и негативные аспекты интенсивной информатизации [5, 12].
В связи с этим, важны не сами по себе данные о погруженности подростков в информационную среду, а то, какие изменения происходят в их познавательной и личностной сфере при различной степени погруженности.
В частности, требует серьезного теоретического и эмпирического исследования проблема клипового мышления [1] как результата информационной социализации, которое проявляется во фрагментарности, синкретичности мышления, ситуативной связанности, трудностях формирования понятийного мышления.
Опыт западных стран позволяет предвидеть повторение в российских условиях таких явлений, как снижение любознательности, сокращение доли развивающих видов активной деятельности подростков и возрастание интеллектуальной пассивности вследствие легкой доступности развлекательной информации.
В то же время, ряд исследований заставляет сомневаться в пагубном влиянии интенсивного цифрового опыта на развитие интеллектуальных функций.
Например, опубликованы результаты исследований, согласно которым работа за компьютером оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей, а также зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления подростков [2].
В целом, современные исследователи характеризуют закономерности культурно-исторического развития подростка в информационном обществе как изменения в следующих направлениях: в высших психических функциях, механизмах формирования личности, в форме и способах взаимоотношений с окружающими, в принятых в культуре социальных практиках [3].
С другой стороны, получены факты, указывающие на то, что «содержание деятельности и тип активности подростков в Интернете зависят от социального и культурного контекста, в котором они живут» [4 с.13; 11].
Однако таких исследований пока явно недостаточно. В том числе недостаточно исследований, которые бы в полной мере отражали возрастно-половые аспекты использования подростками пространства информационной среды.
Проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на изучение возрастно-половых характеристик погруженности подростков в информационную среду. Данные о погруженности в цифровую среду были собраны на выборке 583 подростков 12-17 лет Санкт-Петербурга, 284 мальчика и 299 девочек.
На данном этапе исследования из методического комплекса использована анкета, цель которой состояла в изучении жизни подростков в Интернет–пространстве. Анкета разработана авторами на основе опросников Солдатовой Г.В.(У) и др. [8, 9]. Она предусматривала сравнительный анализ таких характеристик погруженности в информационную среду как: пользовательская активность, эмоциональная вовлеченность, стаж и самооценка компетентности интернет-пользователя.
Пользовательская активность устанавливалась путем частотного анализа, который показал, что 93% респондентов для общения с другими людьми в интернете используют социальные сети. Только 3% подростков не пользуются интернетом вообще или используют его редко (1-2 раза в неделю); 46% используют интернет 1-2 раза в день, а 51% говорят, что живут в интернете.
Статистически значимых различий в ответах на эти вопросы между мальчиками и девочками, а также респондентами различного возраста обнаружено не было.
Находясь в интернете, подростки испытывают положительные эмоциональные переживания, ведущими из которых является интерес (82%), радость (60%), удовольствие (56,4%). Статистически значимые различия по полу (критерий хи-квадрат 11,999, р˂0,01) и возрасту (критерий хи-квадрат 11,961, р˂0,01) присутствуют в проявлениях интереса. Больший интерес к интернету проявляют девочки (87%) (мальчики - 76%).
Девочки значимо чаще, чем мальчики, используют интернет для того, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения (критерий хи-квадрат 3,902, р˂0,05), а также проводят больше незапланированного времени в интернете (критерий хи-квадрат 15,689, р˂0,01).
С возрастом интерес к интернету возрастает, наибольшее проявление интереса зафиксировано у 15-летних подростков (88%), но при этом снижается раздражение при отрыве от интернета (критерий хи-квадрат 17,204, р˂0,01), доля подростков, использующих интернет для изменения своего эмоционального состояния, сокращается с 58 до 30%.
На вопрос «Сколько времени, в среднем, ты проводишь в интернете в день?» около 6% респондентов ответили, что менее часа в день, 27% - 1-3 часа, 37% - 3-5 часов, 30% - практически постоянно подключены к интернету. Статистически значимых различий по полу обнаружено не было.
Сравнительный анализ выборки по возрастному признаку показал наличие статистически значимых различий (критерий хи-квадрат 42,914, р˂0,01). Среди 12-летних самое большое число тех, кто проводит в интернете до часа в день (23%), среди 13-летних больше всего тех, кто проводит в интернете 3-5 часов (46%), среди 17-летних больше всего тех, кто постоянно находится в интернете (40%) (табл.1).
Таким образом, с возрастом время, проводимое в интернет-среде, возрастает.
Таблица 1. Комбинационная таблица «возраст респондентов» - «количество времени, проводимое в интернет»
При определении «стажа знакомства с Интернетом» у подростков были выявлены статистически значимые различия по полу (критерий хи-квадрат 10,653, р˂0,05) (табл.2).
Таблица 2. Комбинационная таблица «пол» - «стаж знакомства с интернетом»
Среди мальчиков больше тех, кто знаком с интернетом более 9 лет (29%), а среди девочек тех, кто знаком от 4 до 8 лет (68%).
Также выявлены значимые различия по возрасту (критерий хи-квадрат 34,746, р˂0,01) (табл.3).
Таблица 3. Комбинационная таблица «возраст» - «стаж знакомства с интернетом»
Среди 14-летних самый высокий процент тех, у кого стаж знакомства с интернетом 4-8 лет (71%), среди 17-летних самый высокий процент тех, кто пользуется интернетом свыше 9 лет (43%), среди 16-17 летних нет никого, кто пользовался бы интернетом менее года.
82% респондентов отметили, что родители не ограничивают их время и режим пользования интернетом. Для 16% выборки подростков родители устанавливают временной режим и отслеживают содержание посещаемых сайтов.
Только 2 % родителей подростков не разрешают пользоваться интернетом вообще или просят это делать в своем присутствии.
59% подростков чувствуют себя довольно уверенными пользователями интернета по шкале от 1 (совсем неуверенный пользователь) до 4 (очень уверенный пользователь). Причем мальчики чувствуют себя более уверенными, чем девочки (критерий хи-квадрат 28,505, р˂0,01) (табл. 4).
Таблица 4. Комбинационная таблица «пол» и «уверенность пользования интернетом»
Если рассматривать конкретные пользовательские навыки, то девочки статистически значимо чаще, чем мальчики умеют:
- создавать и размещать собственный контент в интернете (тексты, фото, видео, музыку) (критерий хи-квадрат 7,103, р˂0,01);
- использовать мобильные приложения (критерий хи-квадрат 8,2, р˂0,01);
- публиковать свои фото, записи, статусы в социальных сетях и специальных сервисах (Twitter, Instagram) (критерий хи-квадрат 15,184, р˂0,01);
- отмечаться («чекиниться») в тех местах, где находятся (через социальные сети или специальные сервисы) (критерий хи-квадрат 8,864, р˂0,01).
В тоже время мальчики статистически значимо чаще, чем девочки заботятся о безопасности в интернете и проверяют благонадежность источников программного обеспечения (критерий хи-квадрат 13,556, р˂0,01).
С возрастом уровень уверенности подростков как интернет-пользователей возрастает (табл.5).
Таблица 5. Комбинационная таблица «возраст» и «уверенность пользования интернетом»
Выявлены значимые различия по возрасту (критерий хи-квадрат 37,305, р˂0,01). Наименее уверенными пользователями чувствуют себя 12-летние подростки. Наибольшая доля очень уверенных в себе пользователей среди 13-летних (39%).
Согласно полученным данным, с возрастом можно отследить статистически достоверный рост (на 0,01% уровне) процента подростков, делающих публикации в социальных сетях и использующих возможности интернета для обучения и работы.
Подростки отмечают свои умения в использовании различных систем поиска информации в интернете: только 25% двенадцатилетних детей испытывают трудности в оперировании поисковыми системами интернет-сети, в остальных возрастах поисковая активность затруднена менее, чем у 10% подростков.
Исходя из полученных данных, можно сделать заключение о том, что существуют возрастно-половые особенности погруженности подростков в информационную среду.
С возрастом статистически значимо возрастает пользовательская активность подростков, о чем свидетельствует количество времени, проводимое подростками в интернет-среде от 2 часов в день в 12 лет до постоянного присутствия в интернете к 17- летнему возрасту, а также повышается уверенность и совершенствуются навыки подростков как интернет-пользователей.
Несмотря на то, что девочки знакомятся с интернетом на несколько лет позже, чем мальчики и чувствуют себя менее уверенными интернет-пользователями, девочки чаще, чем мальчики создают свой контент, публикуют свои фото и обновляют свой пользовательский статус, делятся информацией о своём местонахождении, используют интернет для того, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения, испытывают трудности в том, чтобы контролировать время, проведенное в интернете.
Мальчики чаще, чем девочки, заботятся о своей безопасности как интернет-пользователя.
Во всех возрастных группах подростков эмоциональные переживания в связи с использованием Интернет–пространства характеризуются положительными эмоциями: интерес, радость, удовольствие.
Литература
- Алексеева Е.В., Захарова М.Д. Диагностика клипового мышления: проблемы и перспективы // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 186-192.
- Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером // Экспериментальная психология. 2010. Том 3. № 3. С. 110–122.
- Емелин В.А. Трансформация высших психических функций в условиях развития цифровых технологий// Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Материалы международной научной конференции. Под редакцией: Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко — Москва: РГГУ, 2018. с.207-210.
- Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1.
- Калашникова Г.В., Пежемская Ю.С. Угрозы интернет-среды для психологической безопасности детей и подростков // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 167-171.
- Никифорова К. Чем так привлекательны социальные сети. 2014.
- Рубцов В.В., Смирнов С.Г. Дети в век информации // Вопросы психологии. 1987. № 6 С. 172-174.
- Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. – М., 2011. 176 с.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей//Национальный психологический журнал №2(14) 2014, с. 25-31.
- Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. - М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001.156 с.
- Регуш Л.А., Алексеев А.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Сравнительная характеристика мышления современных подростков и подростков второй половины XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 59-69.
- Холмс Л. «Норма» и «патология» в использовании Интернета // Киберпсихология. Перевод: Щепилина Е.А.
- Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире // М.: Юнипресс, 1999. 25 с.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00241\18, «Возрастные изменения мышления подростков в условиях жизни в современной информационной среде», 2018-19 гг.
Об авторах
- Людмила Александровна Регуш — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
- Анна Валерьевна Орлова — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
- Елена Вячеславовна Алексеева — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
- Ольга Рэмовна Веретина — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
- Юлия Сергеевна Пежемская — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
Смотрите также:
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум
- Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики
- Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду
- Янак А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности