Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Пежемская Ю.С. Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в Интернет среду

Р

Начи­ная с 2000-х годов, в свя­зи с про­ис­хо­дя­щей в Рос­сии интен­сив­ной ком­пью­те­ри­за­ци­ей, кар­ди­наль­но меня­ют­ся усло­вия жиз­ни и обра­зо­ва­тель­ная сре­да совре­мен­ных под­рост­ков [10].

В рабо­тах оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов (Бур­мен­ская Г.В., Заха­ро­ва Е.И., Кара­ба­но­ва О.А., Лидерс А.Г. и др.) дан деталь­ный ана­лиз осо­бен­но­стей совре­мен­ной соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия детей и под­рост­ков, в кото­рой они полу­ча­ют интен­сив­ный циф­ро­вой опыт. 

Соглас­но дан­ным опуб­ли­ко­ван­ным цен­тром изу­че­ния интер­не­та и обще­ства в 2014 г. 70% под­рост­ков исполь­зу­ют интер­нет для обще­ния в соци­аль­ных сетях [6]. Несмот­ря на то, что уже в 1985-1987г.г. на меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ци­ях «Дети в век инфор­ма­ции» [7] спе­ци­а­ли­сты из раз­ных стран обсуж­да­ли про­бле­мы и воз­мож­но­сти кон­стру­и­ро­ва­ния раз­ви­ва­ю­щей ком­пью­тер­ной сре­ды для орга­ни­за­ции учеб­ной дея­тель­но­сти уча­щих­ся, в тра­ди­ци­он­ной обра­зо­ва­тель­ной сре­де исполь­зо­ва­ние интер­нет-про­стран­ства весь­ма ограничено. 

В сво­бод­ное вре­мя под­рост­ки реа­ли­зу­ют воз­мож­но­сти спон­тан­но­го усво­е­ния соци­аль­но­го опы­та посред­ством наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных для них ком­му­ни­ка­ци­он­ных кана­лов, кото­рые дают воз­мож­ность ока­зы­вать вли­я­ние на уста­нов­ки и пове­де­ние моло­дё­жи [10, 13]. Так или ина­че, про­яв­ля­ют­ся и нега­тив­ные аспек­ты интен­сив­ной инфор­ма­ти­за­ции [5, 12]. 

В свя­зи с этим, важ­ны не сами по себе дан­ные о погру­жен­но­сти под­рост­ков в инфор­ма­ци­он­ную сре­ду, а то, какие изме­не­ния про­ис­хо­дят в их позна­ва­тель­ной и лич­ност­ной сфе­ре при раз­лич­ной сте­пе­ни погруженности. 

В част­но­сти, тре­бу­ет серьез­но­го тео­ре­ти­че­ско­го и эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния про­бле­ма кли­по­во­го мыш­ле­ния [1] как резуль­та­та инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции, кото­рое про­яв­ля­ет­ся во фраг­мен­тар­но­сти, син­кре­тич­но­сти мыш­ле­ния, ситу­а­тив­ной свя­зан­но­сти, труд­но­стях фор­ми­ро­ва­ния поня­тий­но­го мышления. 

Опыт запад­ных стран поз­во­ля­ет пред­ви­деть повто­ре­ние в рос­сий­ских усло­ви­ях таких явле­ний, как сни­же­ние любо­зна­тель­но­сти, сокра­ще­ние доли раз­ви­ва­ю­щих видов актив­ной дея­тель­но­сти под­рост­ков и воз­рас­та­ние интел­лек­ту­аль­ной пас­сив­но­сти вслед­ствие лег­кой доступ­но­сти раз­вле­ка­тель­ной информации. 

В то же вре­мя, ряд иссле­до­ва­ний застав­ля­ет сомне­вать­ся в пагуб­ном вли­я­нии интен­сив­но­го циф­ро­во­го опы­та на раз­ви­тие интел­лек­ту­аль­ных функций. 

Напри­мер, опуб­ли­ко­ва­ны резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, соглас­но кото­рым рабо­та за ком­пью­те­ром ока­зы­ва­ет сти­му­ли­ру­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие вер­баль­ных и мате­ма­ти­че­ских спо­соб­но­стей, а так­же зри­тель­но-про­стран­ствен­но­го вос­при­я­тия и про­стран­ствен­но­го мыш­ле­ния под­рост­ков [2].

В целом, совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли харак­те­ри­зу­ют зако­но­мер­но­сти куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия под­рост­ка в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве как изме­не­ния в сле­ду­ю­щих направ­ле­ни­ях:  в выс­ших пси­хи­че­ских функ­ци­ях, меха­низ­мах фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти,  в фор­ме и спо­со­бах вза­и­мо­от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щи­ми, в при­ня­тых в куль­ту­ре соци­аль­ных прак­ти­ках [3].

С дру­гой сто­ро­ны, полу­че­ны фак­ты, ука­зы­ва­ю­щие на то, что «содер­жа­ние дея­тель­но­сти и тип актив­но­сти под­рост­ков в Интер­не­те зави­сят от соци­аль­но­го и куль­тур­но­го кон­тек­ста, в кото­ром они живут» [4 с.13; 11]. 

Одна­ко таких иссле­до­ва­ний пока явно недо­ста­точ­но. В том чис­ле недо­ста­точ­но иссле­до­ва­ний, кото­рые бы в пол­ной мере отра­жа­ли воз­раст­но-поло­вые аспек­ты исполь­зо­ва­ния под­рост­ка­ми про­стран­ства инфор­ма­ци­он­ной среды. 

Про­ве­ден­ное нами эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние было направ­ле­но на изу­че­ние воз­раст­но-поло­вых харак­те­ри­стик погру­жен­но­сти под­рост­ков в инфор­ма­ци­он­ную сре­ду. Дан­ные о погру­жен­но­сти в циф­ро­вую сре­ду были собра­ны на выбор­ке 583 под­рост­ков 12-17 лет Санкт-Петер­бур­га, 284 маль­чи­ка и 299 девочек. 

На дан­ном эта­пе иссле­до­ва­ния из мето­ди­че­ско­го ком­плек­са исполь­зо­ва­на анке­та, цель кото­рой состо­я­ла в изу­че­нии жиз­ни под­рост­ков в Интернет–пространстве. Анке­та раз­ра­бо­та­на авто­ра­ми на осно­ве опрос­ни­ков Сол­да­то­вой Г.В.(У) и др. [8, 9]. Она преду­смат­ри­ва­ла срав­ни­тель­ный ана­лиз таких харак­те­ри­стик погру­жен­но­сти в инфор­ма­ци­он­ную сре­ду как: поль­зо­ва­тель­ская актив­ность, эмо­ци­о­наль­ная вовле­чен­ность, стаж и само­оцен­ка ком­пе­тент­но­сти интернет-пользователя. 

Поль­зо­ва­тель­ская актив­ность уста­нав­ли­ва­лась путем частот­но­го ана­ли­за, кото­рый пока­зал, что 93% респон­ден­тов для обще­ния с дру­ги­ми людь­ми в интер­не­те исполь­зу­ют соци­аль­ные сети. Толь­ко 3% под­рост­ков не поль­зу­ют­ся интер­не­том вооб­ще или исполь­зу­ют его ред­ко (1-2 раза в неде­лю); 46% исполь­зу­ют интер­нет 1-2 раза в день, а 51% гово­рят, что живут в интернете. 

Ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых раз­ли­чий в отве­тах на эти вопро­сы меж­ду маль­чи­ка­ми и девоч­ка­ми, а так­же респон­ден­та­ми раз­лич­но­го воз­рас­та обна­ру­же­но не было. 

Нахо­дясь в интер­не­те, под­рост­ки испы­ты­ва­ют поло­жи­тель­ные эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния, веду­щи­ми из кото­рых явля­ет­ся инте­рес (82%), радость (60%), удо­воль­ствие (56,4%). Ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия  по полу (кри­те­рий хи-квад­рат 11,999, р˂0,01) и воз­рас­ту (кри­те­рий хи-квад­рат 11,961, р˂0,01) при­сут­ству­ют в про­яв­ле­ни­ях инте­ре­са. Боль­ший инте­рес к интер­не­ту про­яв­ля­ют девоч­ки (87%) (маль­чи­ки - 76%). 

Девоч­ки зна­чи­мо чаще, чем маль­чи­ки, исполь­зу­ют интер­нет для того, что­бы уйти от про­блем или изба­вить­ся от пло­хо­го настро­е­ния (кри­те­рий хи-квад­рат 3,902, р˂0,05), а так­же про­во­дят боль­ше неза­пла­ни­ро­ван­но­го вре­ме­ни в интер­не­те (кри­те­рий хи-квад­рат 15,689, р˂0,01).

С воз­рас­том инте­рес к интер­не­ту воз­рас­та­ет, наи­боль­шее про­яв­ле­ние инте­ре­са зафик­си­ро­ва­но у 15-лет­них под­рост­ков (88%), но при этом сни­жа­ет­ся раз­дра­же­ние при отры­ве от интер­не­та (кри­те­рий хи-квад­рат 17,204, р˂0,01), доля под­рост­ков, исполь­зу­ю­щих интер­нет для изме­не­ния сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, сокра­ща­ет­ся с 58 до 30%. 

На вопрос «Сколь­ко вре­ме­ни, в сред­нем, ты про­во­дишь в интер­не­те в день?» око­ло 6% респон­ден­тов отве­ти­ли, что менее часа в день, 27% - 1-3 часа, 37% - 3-5 часов, 30% - прак­ти­че­ски посто­ян­но под­клю­че­ны к интер­не­ту. Ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых раз­ли­чий по полу обна­ру­же­но не было. 

Срав­ни­тель­ный ана­лиз выбор­ки по воз­раст­но­му при­зна­ку пока­зал нали­чие ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых раз­ли­чий (кри­те­рий хи-квад­рат 42,914, р˂0,01). Сре­ди 12-лет­них самое боль­шое чис­ло тех, кто про­во­дит в интер­не­те до часа в день (23%), сре­ди 13-лет­них боль­ше все­го тех, кто про­во­дит в интер­не­те 3-5 часов (46%), сре­ди 17-лет­них боль­ше все­го тех, кто посто­ян­но нахо­дит­ся в интер­не­те (40%) (табл.1).

Таким обра­зом, с воз­рас­том вре­мя, про­во­ди­мое в интер­нет-сре­де, возрастает.

Таблица 1. Комбинационная таблица «возраст респондентов» - «количество времени, проводимое в интернет»

Таблица 1. Комбинационная таблица «возраст респондентов» - «количество времени, проводимое в интернет»

При опре­де­ле­нии «ста­жа зна­ком­ства с Интер­не­том» у под­рост­ков были выяв­ле­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия по полу (кри­те­рий хи-квад­рат 10,653, р˂0,05) (табл.2).

Таблица 2. Комбинационная таблица «пол» - «стаж знакомства с интернетом»

Таблица 2. Комбинационная таблица «пол» - «стаж знакомства с интернетом»

Сре­ди маль­чи­ков боль­ше тех, кто зна­ком с интер­не­том более 9 лет (29%), а сре­ди дево­чек тех, кто зна­ком от 4 до 8 лет (68%).

Так­же выяв­ле­ны зна­чи­мые раз­ли­чия по воз­рас­ту (кри­те­рий хи-квад­рат 34,746, р˂0,01) (табл.3).

Таблица 3. Комбинационная таблица «возраст» - «стаж знакомства с интернетом»

Таблица 3. Комбинационная таблица «возраст» - «стаж знакомства с интернетом»

Сре­ди 14-лет­них самый высо­кий про­цент тех, у кого стаж зна­ком­ства с интер­не­том 4-8 лет (71%), сре­ди 17-лет­них самый высо­кий про­цент тех, кто поль­зу­ет­ся интер­не­том свы­ше 9 лет (43%), сре­ди 16-17 лет­них нет нико­го, кто поль­зо­вал­ся бы интер­не­том менее года.

82% респон­ден­тов отме­ти­ли, что роди­те­ли не огра­ни­чи­ва­ют их вре­мя и режим поль­зо­ва­ния интер­не­том. Для 16% выбор­ки под­рост­ков роди­те­ли уста­нав­ли­ва­ют вре­мен­ной режим и отсле­жи­ва­ют содер­жа­ние посе­ща­е­мых сайтов. 

Толь­ко 2 % роди­те­лей под­рост­ков не раз­ре­ша­ют поль­зо­вать­ся интер­не­том вооб­ще или про­сят это делать в сво­ем присутствии. 

59% под­рост­ков чув­ству­ют себя доволь­но уве­рен­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми интер­не­та по шка­ле от 1 (совсем неуве­рен­ный поль­зо­ва­тель) до 4 (очень уве­рен­ный поль­зо­ва­тель). При­чем маль­чи­ки чув­ству­ют себя более уве­рен­ны­ми, чем девоч­ки (кри­те­рий хи-квад­рат 28,505, р˂0,01) (табл. 4). 

Таблица 4. Комбинационная таблица «пол» и «уверенность пользования интернетом»

Таблица 4. Комбинационная таблица «пол» и «уверенность пользования интернетом»

Если рас­смат­ри­вать кон­крет­ные поль­зо­ва­тель­ские навы­ки, то девоч­ки ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо чаще, чем маль­чи­ки умеют:

  • созда­вать и раз­ме­щать соб­ствен­ный кон­тент в интер­не­те (тек­сты, фото, видео, музы­ку) (кри­те­рий хи-квад­рат 7,103, р˂0,01);
  • исполь­зо­вать мобиль­ные при­ло­же­ния (кри­те­рий хи-квад­рат 8,2, р˂0,01);
  • пуб­ли­ко­вать свои фото, запи­си, ста­ту­сы в соци­аль­ных сетях и спе­ци­аль­ных сер­ви­сах (Twitter, Instagram) (кри­те­рий хи-квад­рат 15,184, р˂0,01);
  • отме­чать­ся («чеки­нить­ся») в тех местах, где нахо­дят­ся (через соци­аль­ные сети или спе­ци­аль­ные сер­ви­сы) (кри­те­рий хи-квад­рат 8,864, р˂0,01).

В тоже вре­мя маль­чи­ки ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо чаще, чем девоч­ки забо­тят­ся о без­опас­но­сти в интер­не­те и про­ве­ря­ют бла­го­на­деж­ность источ­ни­ков про­грамм­но­го обес­пе­че­ния (кри­те­рий хи-квад­рат 13,556, р˂0,01). 

С воз­рас­том уро­вень уве­рен­но­сти под­рост­ков как интер­нет-поль­зо­ва­те­лей воз­рас­та­ет (табл.5).

Таблица 5. Комбинационная таблица «возраст» и «уверенность пользования интернетом»

Таблица 5. Комбинационная таблица «возраст» и «уверенность пользования интернетом»

Выяв­ле­ны зна­чи­мые раз­ли­чия по воз­рас­ту (кри­те­рий хи-квад­рат 37,305, р˂0,01). Наи­ме­нее уве­рен­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми чув­ству­ют себя 12-лет­ние под­рост­ки. Наи­боль­шая доля очень уве­рен­ных в себе поль­зо­ва­те­лей сре­ди 13-лет­них (39%).

Соглас­но полу­чен­ным дан­ным, с воз­рас­том мож­но отсле­дить ста­ти­сти­че­ски досто­вер­ный рост (на 0,01% уровне) про­цен­та под­рост­ков, дела­ю­щих пуб­ли­ка­ции в соци­аль­ных сетях и исполь­зу­ю­щих воз­мож­но­сти интер­не­та для обу­че­ния и работы.

Под­рост­ки отме­ча­ют свои уме­ния в исполь­зо­ва­нии раз­лич­ных систем поис­ка инфор­ма­ции в интер­не­те: толь­ко 25% две­на­дца­ти­лет­них детей испы­ты­ва­ют труд­но­сти в опе­ри­ро­ва­нии поис­ко­вы­ми систе­ма­ми интер­нет-сети, в осталь­ных воз­рас­тах поис­ко­вая актив­ность затруд­не­на менее, чем у 10% подростков.

Исхо­дя из полу­чен­ных дан­ных, мож­но сде­лать заклю­че­ние о том, что суще­ству­ют воз­раст­но-поло­вые осо­бен­но­сти погру­жен­но­сти под­рост­ков в инфор­ма­ци­он­ную среду. 

С воз­рас­том ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо воз­рас­та­ет поль­зо­ва­тель­ская актив­ность под­рост­ков, о чем сви­де­тель­ству­ет коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мое под­рост­ка­ми в интер­нет-сре­де от 2 часов в день в 12 лет до посто­ян­но­го при­сут­ствия в интер­не­те к 17- лет­не­му воз­рас­ту, а так­же повы­ша­ет­ся уве­рен­ность и совер­шен­ству­ют­ся навы­ки под­рост­ков как интернет-пользователей.

Несмот­ря на то, что девоч­ки зна­ко­мят­ся с интер­не­том на несколь­ко лет поз­же, чем маль­чи­ки и чув­ству­ют себя менее уве­рен­ны­ми интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми, девоч­ки чаще, чем маль­чи­ки созда­ют свой кон­тент, пуб­ли­ку­ют свои фото и обнов­ля­ют свой поль­зо­ва­тель­ский ста­тус, делят­ся инфор­ма­ци­ей о сво­ём место­на­хож­де­нии, исполь­зу­ют интер­нет для того, что­бы уйти от про­блем или изба­вить­ся от пло­хо­го настро­е­ния, испы­ты­ва­ют труд­но­сти в том, что­бы кон­тро­ли­ро­вать вре­мя, про­ве­ден­ное в интернете. 

Маль­чи­ки чаще, чем девоч­ки, забо­тят­ся о сво­ей без­опас­но­сти как интернет-пользователя.

Во всех воз­раст­ных груп­пах под­рост­ков эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния в свя­зи с исполь­зо­ва­ни­ем Интернет–пространства харак­те­ри­зу­ют­ся поло­жи­тель­ны­ми эмо­ци­я­ми: инте­рес, радость, удовольствие.

Литература

  1. Алек­се­е­ва Е.В., Заха­ро­ва М.Д. Диа­гно­сти­ка кли­по­во­го мыш­ле­ния: про­бле­мы и пер­спек­ти­вы // Гер­це­нов­ские чте­ния: пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния в обра­зо­ва­нии Мате­ри­а­лы I Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. В 2-х частях. Под общей редак­ци­ей Л.А. Цвет­ко­вой, Е.Н. Вол­ко­вой, А.В. Мик­ля­е­вой. 2018. С. 186-192.
  2. Без­ру­ких М.М., Ком­ко­ва Ю.Н. Осо­бен­но­сти интел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия детей 15–16 лет с раз­ным опы­том рабо­ты за ком­пью­те­ром // Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия. 2010. Том 3. № 3. С. 110–122.
  3. Еме­лин В.А.  Транс­фор­ма­ция выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций в усло­ви­ях раз­ви­тия циф­ро­вых технологий// Циф­ро­вое обще­ство в куль­тур­но-исто­ри­че­ской пара­диг­ме. Мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции. Под редак­ци­ей: Т. Д. Мар­цин­ков­ской, В. Р. Оре­сто­вой, О. В. Гаври­чен­ко — Москва:  РГГУ, 2018.  с.207-210.
  4. Жилин­ская А.В. Интер­нет как ресурс для реше­ния задач под­рост­ко­во­го воз­рас­та: обзор пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние psyedu.ru. 2014. №1.
  5. Калаш­ни­ко­ва Г.В., Пежем­ская Ю.С. Угро­зы интер­нет-сре­ды для пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти детей и под­рост­ков // Инте­гра­тив­ный под­ход к пси­хо­ло­гии чело­ве­ка и соци­аль­но­му вза­и­мо­дей­ствию людей: век­то­ры раз­ви­тия совре­мен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки мате­ри­а­лы VII Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. 2017. С. 167-171.
  6. Ники­фо­ро­ва К. Чем так при­вле­ка­тель­ны соци­аль­ные сети. 2014. 
  7. Руб­цов В.В., Смир­нов С.Г. Дети в век инфор­ма­ции // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 1987. № 6 С. 172-174.
  8. Сол­да­то­ва Г.В., Зото­ва Е.Ю., Чека­ли­на А.И., Гостим­ская О.С. Пой­ман­ные одной сетью: соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние пред­став­ле­ний детей и взрос­лых об интер­не­те / Под ред. Г.В. Сол­да­то­вой. – М., 2011. 176 с.
  9. Сол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И. Пси­хо­ло­ги­че­ские моде­ли циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти рос­сий­ских под­рост­ков и родителей//Национальный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал №2(14) 2014, с. 25-31.
  10. Соб­кин В.С., Евстиг­не­е­ва Ю.М. Под­ро­сток: вир­ту­аль­ность и соци­аль­ная реаль­ность. По мате­ри­а­лам социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Тру­ды по социо­ло­гии обра­зо­ва­ния. Том VI. Выпуск X. - М.: Центр Социо­ло­гии Обра­зо­ва­ния РАО, 2001.156 с.
  11. Регуш Л.А., Алек­се­ев А.А., Алек­се­е­ва Е.В., Вере­ти­на О.Р., Орло­ва А.В., Пежем­ская Ю.С. Срав­ни­тель­ная харак­те­ри­сти­ка мыш­ле­ния совре­мен­ных под­рост­ков и под­рост­ков вто­рой поло­ви­ны XX века // Изве­стия Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та им. А. И. Гер­це­на. 2018. № 187. С. 59-69.
  12. Холмс Л. «Нор­ма» и «пато­ло­гия» в исполь­зо­ва­нии Интер­не­та // Кибер­пси­хо­ло­гия. Пере­вод: Щепи­ли­на Е.А. 
  13. Цым­ба­лен­ко С.Б., Шари­ков А.В., Щег­ло­ва С.Н. Рос­сий­ские под­рост­ки в инфор­ма­ци­он­ном мире // М.: Юни­пресс, 1999. 25 с.

Рабо­та выпол­не­на при финан­со­вой под­держ­ке РФФИ, про­ект № 18-013-00241\18, «Воз­раст­ные изме­не­ния мыш­ле­ния под­рост­ков в усло­ви­ях жиз­ни в совре­мен­ной инфор­ма­ци­он­ной сре­де», 2018-19 гг.

Источ­ник: Пись­ма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): элек­трон­ный науч­ный жур­нал. 2019. №6 (июнь). ART 2737.

Об авторах

  • Люд­ми­ла Алек­сан­дров­на Регуш - док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и обра­зо­ва­ния, Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на, Санкт-Петербург.
  • Анна Вале­рьев­на Орло­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и обра­зо­ва­ния, Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на, Санкт-Петербург.
  • Еле­на Вяче­сла­вов­на Алек­се­е­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и обра­зо­ва­ния, Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на, Санкт-Петербург.
  • Оль­га Рэмов­на Вере­ти­на - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и обра­зо­ва­ния, Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на, Санкт-Петербург.
  • Юлия Сер­ге­ев­на Пежем­ская - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии раз­ви­тия и обра­зо­ва­ния, Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на, Санкт-Петербург.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest