Каменская В.Г. Психологические и психобиологические подходы к изучению поведения подростков в цифровой среде

К

В послед­ние деся­ти­ле­тия в обще­ствен­ную жизнь вошли новые явле­ния, свя­зан­ные с тех­но­ло­ги­че­ской рево­лю­ци­ей XXI века. К раз­лич­ным и уже изу­чен­ным фор­мам откло­не­ний раз­ви­тия и дез­адап­та­ций пове­де­ния под­рост­ков и моло­дых людей при­со­еди­ни­лись новые фор­мы деви­а­ций в виде сверхувле­чен­но­сти или зави­си­мо­сти от гад­же­тов, онлайн-игр и коммуникаций.

Типич­ны­ми фор­ма­ми деви­а­ций раз­ви­тия и пове­де­ния в под­рост­ко­во-юно­ше­ском воз­расте явля­ют­ся акцен­ту­а­ции харак­те­ра и лич­но­сти, а так­же более труд­ные для кор­рек­ции и про­фи­лак­ти­ки вари­ан­ты откло­не­ний в виде хими­че­ских зависимостей. 

Тех­но­ло­ги­че­ские дости­же­ния кон­ца ХХ и нача­ла ХХI веков при­ве­ли к появ­ле­нию и рез­ко­му росту новых видов раз­вле­че­ний и досу­га. Погру­же­ние в циф­ро­вую сре­ду с целью интен­сив­но­го обще­ния в соци­аль­ных сетях и увле­чен­но­сти кибе­ри­гра­ми при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию новых видов зависимостей. 

Актив­ность в бло­го­сфе­ре ста­ла при­но­сить под­рост­кам и моло­дым людям несо­из­ме­ри­мые, по срав­не­нию с роди­те­ля­ми, финан­со­вые дохо­ды; уча­стие в кибе­ри­грах так­же ста­ло доходным. 

Еще один фак­тор, кото­рый уси­лил инте­рес к циф­ро­вым устрой­ствам – появ­ле­ние и стре­ми­тель­ное тех­ни­че­ское усо­вер­шен­ство­ва­ние раз­ных моде­лей мобиль­ных теле­фо­нов, обес­пе­чи­ва­ю­щих сво­бо­ду их исполь­зо­ва­ния в любом месте, где рабо­та­ют сете­вые провайдеры. 

Все эти обсто­я­тель­ства суще­ствен­но уве­ли­чи­ли интер­нет-ауди­то­рию в раз­ных стра­нах, в том чис­ле и России.

Отно­си­тель­но дол­гое вре­мя про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство не при­да­ва­ло зна­че­ния кибер-увле­че­ни­ям моло­де­жи, одна­ко стре­ми­тель­ный рост потре­би­те­лей услуг интер­нет-про­вай­де­ров, ком­мер­ци­а­ли­за­ция, рез­кое воз­рас­та­ние чис­лен­но­сти интер­нет-ауди­то­рии отра­зи­лись в обще­ствен­ном созна­нии пред­став­ле­ни­ем об опас­но­сти для моло­деж­ной ауди­то­рии бес­кон­троль­но­го погру­же­ния в вир­ту­аль­ный мир (Камен­ская, Тома­нов, 2022). 

В первую оче­редь, опа­се­ния за здо­ро­вье под­рост­ков осно­вы­ва­лись на иссле­до­ва­нии вли­я­ния интен­сив­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та на нерв­но-пси­хи­че­ское здо­ро­вье (Li, Zhang, Cao & Zhang, 2023), на харак­те­ри­сти­ки пер­цеп­тив­но-когни­тив­ных про­цес­сов (Ortiz de Gortary & Panagiotidi, 2023), риск фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-аддик­ции как осо­бой фор­мы тех­но­ло­ги­че­ских зави­си­мо­стей у под­рост­ков и моло­дых людей.

Авто­ры ука­зы­ва­ют на суще­ствен­ное нега­тив­ное вли­я­ние исполь­зо­ва­ния смарт­фо­нов во вре­мя уро­ков в шко­ле (Sunday, Adesope & Maarhuis, 2021), так как дети и под­рост­ки реша­ют мно­гие учеб­ные зада­чи в смарт­фо­нах, а не исполь­зу­ют свои когни­тив­ные воз­мож­но­сти без обра­ще­ния к под­сказ­кам циф­ро­вых устройств. 

В рабо­те Baert et al. (2020) обна­ру­же­но сни­же­ние ака­де­ми­че­ской успеш­но­сти в уни­вер­си­те­тах и кол­ле­джах за счет исполь­зо­ва­ния смарт­фо­нов на заня­ти­ях. Уста­нов­ле­но (Lin, Liu, Fan, Tuunainen & Deng, 2021), что игры, обще­ние в соци­аль­ных сетях, про­смотр филь­мов и раз­вле­ка­тель­ных про­грамм реаль­но ухуд­ша­ют обу­че­ние, тогда как спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ные при­ло­же­ния, напро­тив, спо­соб­ству­ют улуч­ше­нию когни­тив­ных про­цес­сов и сни­ма­ют страх ока­зать­ся «вне зоны связи».

Эти обсто­я­тель­ства и накап­ли­ва­ю­ща­я­ся база дан­ных об ухуд­ше­нии физи­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья моло­де­жи опре­де­ля­ют высо­кую акту­аль­ность тео­ре­ти­че­ских и экс­пе­ри­мен­таль­ных раз­ра­бо­ток каса­тель­но пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей увле­чен­ных циф­ро­вы­ми гад­же­та­ми подростков. 

Акту­аль­ны иссле­до­ва­ния пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских изме­не­ний моз­га и веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы сверхувле­чен­ных вир­ту­аль­ным миром субъектов.

Эта фор­ма зави­си­мо­сти – Интер­нет-зави­си­мость – обу­слов­ле­на тех­ни­че­ски­ми инно­ва­ци­я­ми и име­ет ряд спе­ци­фи­че­ских свойств:

  • воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния совре­мен­ных циф­ро­вых средств зави­сит от соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий раз­ви­тия детей и под­рост­ков, в свя­зи с чем вовле­чен­ность моло­де­жи в интер­нет име­ет опре­де­лен­ную сте­пень реги­о­наль­ной специфики;
  • риск фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти опре­де­ля­ет­ся семей­ным кли­ма­том, типом дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний, систе­мой отно­ше­ний в школь­ном кол­лек­ти­ве и ака­де­ми­че­ской успешностью;
  • риск сверхувле­чен­но­сти интер­не­том опре­де­ля­ет­ся типом акцен­ту­а­ции харак­те­ра под­рост­ка, часто­той и силой пере­жи­ва­ния стрес­са, в том чис­ле свя­зан­но­го с про­бле­ма­ми обу­че­ния (Bong Mun, 2023).

Вме­сте с тем интер­нет-зави­си­мость харак­те­ри­зу­ет­ся общи­ми чер­та­ми с основ­ны­ми, ранее воз­ник­ши­ми и отно­си­тель­но хоро­шо изу­чен­ны­ми фор­ма­ми аддик­ций, преж­де все­го хими­че­ски­ми: алко­го­лиз­мом и нар­ко­ма­ни­ей (Заль­му­нин, Мен­де­ле­вич, 2014; Нико­ла­е­ва, Камен­ская, 2020; Ершо­ва, Семе­няк, 2021). 

Интер­нет-аддик­ция про­яв­ля­ет­ся в ком­пуль­сив­ном вле­че­нии к соци­аль­ным сетям или играм для сни­же­ния чув­ства тре­во­ги, навяз­чи­вых мыс­лей и дей­ствий. Интер­нет-аддик­ция харак­те­ри­зу­ет­ся сни­жен­ным кон­тро­лем и сво­е­го пове­де­ния в интер­не­те, и вре­ме­ни раз­вле­че­ния и отды­ха, нарас­та­ни­ем раз­дра­же­ния и агрес­сии в слу­чае при­нуж­де­ния под­рост­ка к завер­ше­нию сво­ей актив­но­сти с циф­ро­вы­ми устройствами.

Фик­си­ру­е­мые в экс­пе­ри­мен­те сход­ные чер­ты интер­нет-аддик­ции с ины­ми фор­ма­ми зави­си­мо­стей не име­ют харак­те­ра ста­ти­сти­че­ски высо­кой зна­чи­мо­сти, кото­рая к тому же не все­гда оце­ни­ва­ет­ся исследователями. 

Оста­ет­ся откры­тым вопрос об обос­но­ван­но­сти вклю­че­ния интер­нет-зави­си­мо­стей в глос­са­рии нерв­но- пси­хи­че­ских болез­ней (Его­ров, 2015, Sunday, Adesope & Maarhuis, 2021).

В лите­ра­ту­ре суще­ству­ет пред­став­ле­ние о том, что высо­кая погру­жен­ность в вир­ту­аль­ную сре­ду может быть осо­бой фор­мой деви­а­ции лич­ност­но­го раз­ви­тия (Rooijetal, 2014; Его­ров, 2015), что отра­жа­ет­ся в боль­шом коли­че­стве сино­ни­мов, свя­зан­ных с этой обла­стью изу­че­ния деви­а­ций: сверхувле­чен­ность, интер­нет- зави­си­мость, кибер-зави­си­мость, инфор­ма­ци­он­ная и тех­но­ло­ги­че­ская аддик­ции.

Неопре­де­лен­ность поня­тия «сверхувле­чен­ность» интер­не­том и гад­же­та­ми, слож­но­сти ее ква­ли­фи­ка­ции как опре­де­лен­ной фор­мы аддик­ций поз­во­ля­ют опре­де­лить цель нашей работы.

Цель иссле­до­ва­ния – тео­ре­ти­че­ский ана­лиз сход­ства и отли­чий зави­си­мо­сти от циф­ро­вых средств в срав­не­нии с хими­че­ски­ми фор­ма­ми аддик­ций (алко­го­лиз­мом и нар­ко­ма­ни­ей) с целью раз­ра­бот­ки спо­со­бов диф­фе­рен­ци­аль­ной диа­гно­сти­ки интернет-аддикций.

Прак­ти­че­ская зна­чи­мость иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в раз­ра­бот­ке объ­ек­тив­ных мето­дов оцен­ки пере­хо­да сверхувле­чен­но­сти Интер­не­том и гад­же­та­ми в аддик­цию со все­ми основ­ны­ми при­зна­ка­ми ее проявления.

В ста­тье исполь­зу­ет­ся метод сбо­ра и ана­ли­за лите­ра­ту­ры, осве­ща­ю­щей соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские усло­вия воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия зави­си­мо­сти от циф­ро­вых средств. 

В цен­тре вни­ма­ния – изу­че­ние пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских и ней­ро­био­ло­ги­че­ских вли­я­ний на мор­фо­функ­ци­о­наль­ную струк­ту­ру моз­га (при посто­ян­ном исполь­зо­ва­нии интер­не­та и гад­же­тов под­рост­ка­ми), а так­же на его ней­ро­пла­стич­ность как на про­яв­ле­ния гене­ти­че­ски детер­ми­ни­ро­ван­ных меха­низ­мов адап­та­ции чело­ве­ка к изме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям среды.

Теоретическое обоснование

Социально-психологические характеристики проявления сверхувлеченности интернетом

С рефлек­сии вопро­сов соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских усло­вий, осо­бен­но­стей фор­ми­ро­ва­ния вовле­чен­но­сти под­рост­ков в вир­ту­аль­ную сре­ду нача­лось изу­че­ние общ­но­сти и отли­чий этой новой фор­мы деви­а­ции раз­ви­тия – зави­си­мо­сти от циф­ро­вых средств – с уже извест­ны­ми фор­ма­ми девиаций. 

Появи­лись рабо­ты, изу­ча­ю­щие пси­хо­ло­ги­че­ские и соци­аль­ные при­чи­ны фор­ми­ро­ва­ния интер­нет- зави­си­мо­стей (Пере­жо­гин, 2020; Верак­са, Кор­ниен­ко, Чур­си­на, 2021), а так­же инди­ви­ду­аль­но-типо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти фана­тов вир­ту­аль­но­го мира (Нико­ла­е­ва, Камен­ская, 2020).

Все боль­шее зна­че­ние в иссле­до­ва­ни­ях при­об­ре­та­ют объ­ек­тив­ные мето­ды опре­де­ле­ния рис­ка уско­рен­но­го раз­ви­тия интер­нет-аддик­ций у под­рост­ков и моло­дых людей (Тере­щен­ко, Смоль­ни­ко­ва, 2020; Hong et al., 2013; Zainuddin, Chu, Shujahat & Perera, 2020).

Пред­по­ла­га­ет­ся, что интер­нет-зави­си­мость явля­ет­ся резуль­та­том ком­плекс­ной систем­ной дина­ми­ки пси­хи­че­ских про­цес­сов в небла­го­при­ят­ных и/или стрес­со­ген­ных усло­ви­ях сре­ды раз­ви­тия, кото­рое отча­сти может быть гене­ти­че­ски зада­но (Uncapher & Wagner, 2018; Schønning, Hjetland, Aarø & Skogen, 2020; Marín- López, Zych, Ortega-Ruiz, Hunter & Llorent, 2020).

Инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ные реак­ции при погру­же­нии в Интер­нет и при осво­е­нии его ресур­сов раз­ли­ча­ют­ся. Реак­ция на погру­же­ние в вир­ту­аль­ный мир инди­ви­ду­аль­на, как и реак­ция на пер­вое упо­треб­ле­ние нар­ко­ти­ка или алкоголя. 

Даль­ней­шая исто­рия раз­ви­тия под­рост­ка в свя­зи с его пове­де­ни­ем в вир­ту­аль­ной сре­де опре­де­ля­ет­ся как пре­мор­бид­ны­ми соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, так и сте­пе­нью нор­ма­тив­но­сти его физи­че­ско­го и когни­тив­но­го раз­ви­тия (Бога­че­ва, 2017; Нико­ла­е­ва, Камен­ская, 2020).

В любом слу­чае, оди­но­че­ство или отчуж­ден­ность, воз­ни­ка­ю­щие с высо­кой сте­пе­нью веро­ят­но­сти в под­рост­ко­вом воз­расте, непо­сред­ствен­но свя­за­ны с риском фор­ми­ро­ва­ния низ­кой само­оцен­ки, и, как след­ствие, под­вер­жен­но­сти вли­я­нию извне, что может быть удоб­ной поч­вой для раз­ви­тия сверхувле­чен­но­сти Интер­не­том и в даль­ней­шем интернет-зависимости.

Воз­мож­ным допу­ще­ни­ем отно­си­тель­но фор­ми­ро­ва­ния аддик­ции явля­ет­ся извест­ный в пси­хо­ге­не­ти­ке меха­низм ген-сре­до­во­го взаимодействия. 

Сни­жен­ная стрес­со­устой­чи­вость, детер­ми­ни­ро­ван­ная на био­ло­ги­че­ском уровне гене­ти­че­ски, уси­ли­ва­ет­ся при частых пере­жи­ва­ни­ях нега­тив­ных чувств в семье, в шко­ле (по пово­ду школь­ной неуспеш­но­сти, напри­мер) и в кру­гу сверст­ни­ков (в слу­чае соци­аль­но­го отвер­же­ния), фор­ми­руя пер­вые про­яв­ле­ния соци­аль­ной дезадаптации. 

Облик неудач­ни­ка или нев­ро­ти­ка сни­жа­ет само­оцен­ку, порож­дая даль­ней­шее ухуд­ше­ние стрес­со­устой­чи­во­сти и актив­но­сти поис­ка воз­мож­но­стей умень­ше­ния нега­тив­ных переживаний. 

Вполне веро­ят­но, что цен­траль­ны­ми пус­ко­вым эле­мен­том пере­хо­да сверхувле­чен­но­сти досу­гом в Интер­не­те в интер­нет-зави­си­мость явля­ет­ся спектр доми­ни­ру­ю­щих отри­ца­тель­ных эмо­ций и спо­соб облег­че­ния нега­тив­ных переживаний.

Нейропластичность и ген-средовое взаимодействие как эндогенные детерминанты аддикции

Аддик­ции – слож­ные по про­ис­хож­де­нию био­со­ци­аль­ные фено­ме­ны. Хими­че­ские фор­мы зави­си­мо­сти как более древ­ние по про­ис­хож­де­нию могут отли­чать­ся по меха­низ­мам детер­ми­на­ции от интер­нет-зави­си­мо­сти и кибер-аддик­ций (Киби­тов, 2013). 

Появ­ле­ние интер­нет-зави­си­мо­стей ста­ло воз­мож­ным толь­ко на опре­де­лен­ном эта­пе тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия, когда сред­ства вза­и­мо­дей­ствия с инфор­ма­ци­ей ста­ли инди­ви­ду­аль­ны­ми и доступ­ны­ми в финан­со­вом отно­ше­нии мно­гим чле­нам обще­ства потреб­ле­ния, в том чис­ле и под­рост­кам, при­чем не толь­ко в сфе­ре обра­зо­ва­ния, но и в досу­го­вой дея­тель­но­сти (Камен­ская, Татья­ни­на, 2023). 

В свя­зи с «моло­до­стью» интер­нет-зави­си­мо­стей и кибер-аддик­ций этио­ло­гия и пато­ге­нез этих дез­адап­тив­ных форм пове­де­ния не изу­че­ны в той мере, кото­рая поз­во­ля­ла бы выска­зы­вать пред­по­ло­же­ния о ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских и пси­хо­ге­не­ти­че­ских меха­низ­мах их фор­ми­ро­ва­ния, спо­со­бах точ­ной диа­гно­сти­ки и даль­ней­ших мерах коррекции.

Гене­ти­че­ские фак­то­ры, в том чис­ле экс­прес­сия опре­де­лен­ных генов, важ­ны в пато­ге­не­зе хими­че­ских форм зави­си­мо­стей (Киби­тов, 2013). Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть, что основ­ные фор­мы нерв­но-пси­хи­че­ских рас­стройств и дез­адап­та­ций в каче­стве обя­за­тель­но­го ком­по­нен­та вклю­ча­ют пси­хо­эмо­ци­о­наль­ные нару­ше­ния и пато­ло­ги­че­ские реак­ции на стресс. 

По мне­нию ряда иссле­до­ва­те­лей (Czeh et al., 2007; Lu et al., 2003; Bremner, 2006, Bong Mun, 2023, Zhou, Xin, Wang & Ga, 2023), хро­ни­че­ский стресс, депрес­сии и дру­гие болез­ни аффек­тив­но­го кру­га сопро­вож­да­ют­ся ней­ро­тро­фи­че­ски­ми повре­жде­ни­я­ми в раз­лич­ных участ­ках фрон­таль­ной коры, гип­по­кам­пе и стриатуме. 

Сто­ит отме­тить, что выше­пе­ре­чис­лен­ные, мак­си­маль­но стра­да­ю­щие при депрес­си­ях и стрес­сах моз­го­вые струк­ту­ры, – зоны, отве­ча­ю­щие за фор­ми­ро­ва­ние эмо­ций, про­цес­сы обу­че­ния и памяти.

Тон­кие ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ские про­цес­сы могут вли­ять на воз­ник­но­ве­ние пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных деви­а­ций. Осо­бен­но­сти реак­ций отдель­ных ней­ро­нов и ней­рон­ных сетей рань­ше не были доступ­ны для экс­пе­ри­мен­таль­но­го исследования. 

Тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс обес­пе­чил раз­ра­бот­ку инстру­мен­таль­ных под­хо­дов, спо­соб­ству­ю­щих изу­че­нию не толь­ко дина­ми­ки раз­ря­дов отдель­ных ней­ро­нов, но и их раз­ру­ше­ния и появ­ле­ния новых ней­ро­нов на месте преж­них, погиб­ших в силу раз­ных обстоятельств. 

Гос­под­ству­ю­щее пред­став­ле­ние Нобе­лев­ско­го лау­ре­а­та 1906 года Сантья­го Рамон-и-Каха­ля, отно­си­тель­но неспо­соб­но­сти нерв­ной систе­мы к вос­ста­нов­ле­нию было экс­пе­ри­мен­таль­но опро­верг­ну­то в ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях (Маль­цев, Под­гор­ный, 2020; Пав­лов, Мухин, 2021). 

По раз­ным дан­ным, коли­че­ство новых ней­ро­нов, обра­зо­вав­ших­ся за сут­ки в про­цес­се ней­ро­ге­не­за, дости­га­ет от 1400 до 9000 (Маль­цев, Под­гор­ный, 2020; Cameron & McKay, 2001). Вновь воз­ни­ка­ю­щие моло­дые ней­ро­ны встра­и­ва­ют­ся в суще­ству­ю­щие ней­рон­ные сети, обес­пе­чи­ва­ю­щих их мор­фо­функ­ци­о­наль­ные пере­строй­ки, что и фор­ми­ру­ет посто­ян­ную нейропластичность.

Ней­ро­пла­стич­ность – спо­соб адап­та­ции нерв­ной систе­мы к изме­не­ни­ям гомео­ста­за и внеш­ней сре­ды. Ней­ро­пла­стич­ность опре­де­ля­ет­ся как спо­соб­ность нерв­ной тка­ни (ней­рон­ных сетей и систем) изме­нять свою струк­ту­ру и функ­ции в ответ на воз­дей­ствие внеш­них и внут­рен­них фак­то­ров, вклю­чая реак­ции на гибель нерв­ных и гли­аль­ных кле­ток вслед­ствие орга­ни­че­ских пора­же­ний ЦНС, травм, инсуль­тов или ней­ро­де­ге­не­ра­тив­ных забо­ле­ва­ний (Гала­нин и др., 2015; Пав­лов, Мухин, 2021). 

Регу­ля­ция ней­ро­ге­не­за осу­ществ­ля­ет­ся эндо­ген­ны­ми моле­ку­ляр­но-гене­ти­че­ски­ми меха­низ­ма­ми и внеш­ни­ми усло­ви­я­ми сре­ды. Моле­ку­ляр­но-гене­ти­че­ский кон­троль пост­на­таль­но­го ней­ро­ге­не­за реа­ли­зу­ет­ся с помо­щью раз­лич­ных фак­то­ров роста ней­ро­нов и их частей, фор­ми­ро­ва­ния синап­сов, ней­ро­ме­ди­а­то­ров и гор­мо­нов (Leslie & Nedivi, 2011; Henley & Wilkinson, 2016), а так­же изме­не­ни­ем струк­ту­ры хро­мо­сом ядра, управ­ля­ю­щих все­ми про­цес­са­ми в орга­низ­ме и голов­ном моз­ге (Pavlov, Mukhin, Klimenko & Anisimov, 2017). 

К внеш­ним фак­то­рам, вли­я­ю­щим на ней­ро­ге­нез и ней­ро­пла­стич­ность, мож­но отне­сти: обо­га­щен­ную сре­ду и соци­аль­ное окру­же­ние; харак­тер отно­ше­ний меж­ду чле­на­ми соци­аль­ной груп­пы; когни­тив­ную и физи­че­скую актив­ность; обу­че­ние новым фор­мам пове­де­ния; уро­вень образования. 

Под обо­га­щен­ной сре­дой под­ра­зу­ме­ва­ет­ся сре­да, содер­жа­щая раз­но­об­раз­ные соци­аль­ные и несо­ци­аль­ные сти­му­лы, воз­дей­ству­ю­щие на раз­лич­ные аспек­ты раз­ви­тия и функ­ции голов­но­го моз­га (Пав­лов, Мухин, 2021).

Обзор пред­став­лен­ных ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний и работ по гене­ти­ке поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что ней­ро­пла­стич­ность и ген-сре­до­вые явле­ния, типич­ные для фор­ми­ро­ва­ния извест­ных пси­хи­че­ских и ней­ро­пси­хи­че­ских рас­стройств с аффек­тив­ным ради­ка­лом, могут быть при­чи­на­ми фор­ми­ро­ва­ния аддик­тив­но­го поведения. 

Уста­нов­ле­но, что хро­ни­че­ский алко­го­лизм у чело­ве­ка свя­зан с уве­ли­че­ни­ем в 20 раз дофа­мин-бета-гид­рок­си­ла­зы, кото­рая нару­ша­ет обмен катехо­ла­ми­нов и вли­я­ет на когни­тив­ные и адап­тив­ные функ­ции боль­ных (Гала­нин и др., 2015). Этот про­цесс при­во­дит к пере­строй­кам ген­но­го кон­тро­ля над син­те­зом дофа­ми­на, реша­ю­щая роль кото­ро­го в ней­ро­хи­ми­че­ской адап­та­ции к нар­ко­ти­кам и алко­го­лю была ранее под­твер­жде­на в иссле­до­ва­ни­ях (Noble, 1993).

Гене­ти­че­ская осно­ва у чело­ве­ка иссле­до­ва­на для алко­голь­ной зави­си­мо­сти, зави­си­мо­сти от кофе­и­на, свя­зи депрес­сии и алко­го­лиз­ма, алко­го­лиз­ма и куре­ния, алко­го­лиз­ма и дру­гих фар­ма­ко­ло­ги­че­ских препаратов. 

В рабо­те А. О. Киби­то­ва (2013) на моле­ку­ляр­но-гене­ти­че­ском уровне под­твер­жде­на веду­щая роль дофа­ми­нер­ги­че­ской систе­мы и дофа­ми­на в меха­низ­мах воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия двух раз­ных зави­си­мо­стей: от алко­го­ля и героина. 

Уни­вер­саль­ные гене­ти­че­ские мар­ке­ры высо­ко­го рис­ка раз­ви­тия нар­ко­ма­ний тяже­ло­го типа и алко­го­лиз­ма – поли­морф­ные локу­сы генов, управ­ля­ю­щих мета­бо­лиз­мом дофамина. 

В целом, изу­че­ние гено­ма и экс­прес­сии генов у чело­ве­ка под­твер­жда­ет поли­ген­ную при­ро­ду нар­ко­ти­че­ских и алко­голь­ных зави­си­мо­стей. Вме­сте с тем, у чело­ве­ка на поли­ген­ную при­ро­ду накла­ды­ва­ют­ся инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти, такие как импуль­сив­ность и утра­та воле­во­го кон­тро­ля над потреб­ле­ни­ем пре­па­ра­та и, что суще­ствен­но, –раз­ли­чие ней­ро­био­ло­ги­че­ских и пове­ден­че­ских отве­тов на стресс. 

Пред­при­ня­тые попыт­ки най­ти опре­де­лен­ные гене­ти­че­ские осно­вы «аддик­тив­ной» лич­но­сти потер­пе­ли неудачу.

Суще­ство­ва­ние гене­ти­че­ских моде­лей фор­ми­ро­ва­ния аддик­ций сви­де­тель­ству­ет о том, что раз­но­уров­не­вые эффек­ты их пато­ге­не­за во мно­гом пред­опре­де­ля­ют­ся ген-сре­до­вым вза­и­мо­дей­стви­ем. Пове­де­ние чело­ве­ка с опре­де­лен­ным гено­ти­пом все­гда про­ис­хо­дит в опре­де­лен­ном окру­же­нии, и пове­де­ние зави­сит от это­го окружения. 

Вли­я­ние генов на аддик­тив­ное пове­де­ние, одна­ко, не долж­но быть упро­щен­ным. Ген для, напри­мер, алко­го­лиз­ма, сей­час кажет­ся уста­рев­шим в систе­ме свя­зи аддик­ции и генома. 

Выска­зы­ва­ют­ся идеи о том, что гены вно­сят при­бли­зи­тель­но 50% вари­а­ций в эмо­ци­о­наль­ное пове­де­ние чело­ве­ка (Кур­ча­нов, 2009), в том чис­ле в пато­ло­ги­че­ское и деви­ант­ное. Все осталь­ное в реаль­ном пове­де­нии опре­де­ля­ет­ся соци­аль­ны­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми усло­ви­я­ми жиз­ни и развития.

К при­ме­ру, ранее счи­та­лось, что аддик­тив­ное пове­де­ние может обу­слов­ли­вать­ся при­выч­ка­ми, то есть рефлек­тор­ны­ми меха­низ­ма­ми, и авто­ма­ти­че­ски вызы­вать­ся ситу­а­тив­ны­ми усло­ви­я­ми сре­ды, кото­рые высту­па­ют в роли свое­об­раз­ных клю­чей, запус­ка­ю­щих моти­ва­ци­он­ное воз­буж­де­ние (Нико­ла­е­ва, Камен­ская, 2020; Siegel, 1978; Gentile, Swing, Lim & Khoo, 2012). 

Это авто­ма­ти­че­ское воз­буж­де­ние име­ет место из-за силь­ной свя­зи клю­ча и пове­де­ния, кото­рая воз­ни­ка­ет вслед­ствие посто­ян­но­го повто­ре­ния опре­де­лен­ных эта­пов пове­де­ния в опре­де­лен­ном сре­до­вом контексте. 

В нар­ко­ло­гии суще­ству­ет пред­став­ле­ние о том, что не все, кто экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет с алко­го­лем и нар­ко­ти­ка­ми, ста­но­вят­ся хими­че­ски­ми аддик­та­ми (Заль­му­нин, Мен­де­ле­вич, 2014, Ершо­ва, Семе­няк, 2021). 

При­бли­зи­тель­но 60% взрос­лых про­бо­ва­ли нар­ко­ти­ки хотя бы один раз в жиз­ни. Если же вклю­чить алко­голь в спи­сок таких проб, то ока­жет­ся, что про­цент моло­де­жи и взрос­лых, попро­бо­вав­ших потен­ци­аль­но аддик­тив­ные пре­па­ра­ты в ситу­а­ции соци­аль­ной стрес­си­ро­ван­но­сти (напри­мер, во вре­мя Covid-19), уве­ли­чит­ся до 90% (Mental Health Foundation, 2020). 

Дру­ги­ми сло­ва­ми, исхо­дя из это­го инфек­ци­он­но­го фак­то­ра, риск раз­ви­тия аддик­ции дол­жен быть ука­зан­ным как 90% у взрос­лых. В целом, подоб­ное заклю­че­ние некор­рект­но и не соот­вет­ству­ет эмпи­ри­че­ским фак­там, так как дале­ко не все про­бу­ю­щие даже силь­ные нар­ко­ти­ки ста­но­вят­ся зави­си­мы­ми от них, то есть хими­че­ски­ми аддик­та­ми (Гала­нин и др., 2015).

Боль­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии хими­че­ских зави­си­мо­стей игра­ет кон­крет­ное дей­ствие пре­па­ра­тов на нерв­ную систе­му. Пока­за­но, что нар­ко­ти­ки и алко­голь в той или иной мере вклю­ча­ют­ся в акти­ва­цию ней­рон­ных сетей систе­мы под­креп­ле­ния, в нор­ме отве­ча­ю­щих за удо­воль­ствие, моти­ва­цию, обучение. 

В част­но­сти, вклю­че­ние в акти­ва­цию ней­рон­ных сетей систе­мы под­креп­ле­ния про­хо­дит через дофа­ми­нер­ги­че­скую систе­му (Buckholtz et al., 2010; Тере­щен­ко, Смоль­ни­ко­ва, 2020). 

Систе­ма под­креп­ле­ния полу­ча­ет дофа­ми­но­вые про­ек­ции из под­кор­ко­вых отде­лов моз­га: из вен­траль­ной обла­сти моста волок­на идут в nucleus accumbens, стри­а­тум, а глу­та­мат­ные вхо­ды – из пре­фрон­таль­ной коры, мин­да­ли­ны, гиппокампа. 

Ней­рон­ные сети nucleus acumbens (при­ле­жа­ще­го ядра) опо­сре­ду­ют эффек­ты пре­па­ра­тов, кро­ме это­го, они же отве­ча­ют за выжи­ва­ние: пита­ние, погло­ще­ние воды, сек­су­аль­ное пове­де­ние, сохран­ность, эмо­ци­о­наль­ное под­креп­ле­ние (Нико­ла­е­ва, Камен­ская, 2020). 

Таким обра­зом, эти ней­рон­ные сети кри­тич­ны для при­род­но­го под­креп­ле­ния и эмо­ци­о­наль­но­го кон­тро­ля над пове­де­ни­ем и чув­стви­тель­ны к дей­ствию алко­го­ля и наркотиков.

Вме­сте с тем, аддик­тив­ные пре­па­ра­ты не толь­ко вовле­ка­ют­ся в актив­ность этой моз­го­вой систе­мы под­креп­ле­ния, но и хими­че­ским обра­зом изме­ня­ют ее. Посто­ян­ство вызван­ной пре­па­ра­та­ми пато­ло­ги­че­ской адап­та­ции в ней про­яв­ля­ет себя на моле­ку­ляр­ном, кле­точ­ном, нерв­ном и систем­ном уровнях. 

Вызван­ная пре­па­ра­та­ми пато­ло­ги­че­ская ней­ро­хи­ми­че­ская адап­та­ция важ­на для фор­ми­ро­ва­ния нерв­но-пси­хи­че­ской пато­ло­гии и аддик­ции, в том чис­ле, через общие систем­ные меха­низ­мы гене­за эмо­ци­о­наль­ных реак­ций в нор­ме и пато­ло­ги­че­ских состо­я­ни­ях (Пав­лов, Мухин, 2021). 

Понят­но, одна­ко, что пси­хо­ло­ги­че­ские функ­ции лич­но­сти как след­ствие вызван­ных эти­ми пре­па­ра­та­ми адап­та­ций нерв­ной систе­мы могут пря­мо и непо­сред­ствен­но про­яв­лять­ся в пато­ло­ги­че­ской фор­ме пове­де­ния дале­ко не у всех при­ни­ма­ю­щих нар­ко­ти­ки и алкоголь.

Аддик­тив­ное пове­де­ние в слу­чае вза­и­мо­дей­ствия с циф­ро­вы­ми сред­ства­ми не изу­че­но в необ­хо­ди­мой сте­пе­ни для того, что­бы опре­де­лить ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ские и гене­ти­че­ские про­цес­сы, опре­де­ля­ю­щие риск фор­ми­ро­ва­ния интернет-зависимости. 

Вме­сте с тем, при­ме­не­ние визу­а­ли­за­ци­он­ных мето­дик изу­че­ния моз­га чело­ве­ка поз­во­ли­ло зафик­си­ро­вать опре­де­лен­ные струк­тур­ные изме­не­ния ЦНС у под­рост­ков с при­зна­ка­ми интер­нет-зави­си­мо­сти: у них отме­че­но умень­ше­ние плот­но­сти серо­го веще­ства в раз­лич­ных участ­ках коры, вклю­чая пре­фрон­таль­ную, орби­то­фрон­таль­ную кору и кору допол­ни­тель­ной мотор­ной обла­сти (Yuan et al., 2013, Тере­щен­ко, Смоль­ни­ко­ва, 2020). 

Эти регрес­си­он­ные орга­ни­че­ские изме­не­ния моз­га типич­ны для боль­ных алко­го­лиз­мом и нар­ко­ма­ни­ей, что под­чер­ки­ва­ет общ­ность ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских меха­низ­мов фор­ми­ро­ва­ния хими­че­ских и инфор­ма­ци­он­ных зависимостей.

Извест­но, что чув­ство кон­тро­ля над ситу­а­ци­ей воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря акти­ва­ции под­кор­ко­вых дофа­ми­нер­ги­че­ских ней­рон­ных сетей, кото­рые акти­ви­ру­ют боль­шие обла­сти моз­га, в том чис­ле и поля лоб­ных долей (Declerck, Boone & DeBrabander, 2007). 

Роль дофа­ми­нер­ги­че­ско­го мета­бо­лиз­ма уста­нов­ле­на и в воз­ник­но­ве­нии рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, кото­рый недо­ста­то­чен для необ­хо­ди­мой акти­ва­ции дор­саль­ной части фрон­то­ме­ди­аль­ной коры голов­но­го моз­га (Buckholtz et al., 2010), с целью орга­ни­за­ции соци­аль­но-адап­тив­но­го поведения.

Осо­бое воз­дей­ствие на ско­рость раз­ви­тия аддик­ций ока­зы­ва­ет уси­ле­ние актив­но­сти в ней­рон­ной систе­ме под­креп­ле­ния-воз­на­граж­де­ния (reward circuitry) (Kuss & Lopez-Fernandez, 2016; Hong et al., 2013), в кото­рой обна­ру­же­но воз­рас­та­ние потреб­ле­ния глю­ко­зы, ассо­ци­и­ро­ван­ной с импуль­сив­но­стью пове­де­ния и стрем­ле­ни­ем к повто­ре­нию силь­ных поло­жи­тель­но окра­шен­ных ощу­ще­ний и пере­жи­ва­ний (Park et al., 2010).

Немно­го­чис­лен­ные рабо­ты (Тере­щен­ко, Смоль­ни­ко­ва, 2020; Buckholtz et al., 2010; Yuan et al., 2013), пока­зав­шие изме­не­ния мор­фо­функ­ци­о­наль­ной актив­но­сти, обна­ру­жен­ных у зави­си­мых от интер­не­та под­рост­ков, ука­зы­ва­ют на опре­де­лен­ную бли­зость инфор­ма­ци­он­ных зави­си­мо­стей к хими­че­ским фор­мам аддик­ции на функ­ци­о­наль­ном уровне орга­ни­за­ции и актив­но­сти мозга.

Мож­но пред­по­ло­жить уча­стие ней­ро­пла­стич­но­сти в клю­че­вых зонах моз­га и гене­ти­че­ско­го кон­тро­ля над син­те­зом и обме­ном ней­ро­ме­ди­а­то­ров, в первую оче­редь дофа­ми­на, у зави­си­мых от кибер-заня­тий. Роль эмо­ци­о­наль­но окра­шен­но­го пове­де­ния в воз­ник­но­ве­нии аддик­ции дока­за­на экс­пе­ри­мен­таль­но на выбор­ках боль­ных алко­го­лиз­мом и наркоманией.

В насто­я­щее вре­мя ней­ро­пла­стич­ность рас­смат­ри­ва­ет­ся и как про­грес­сив­ный, и как регрес­сив­ный фак­тор раз­ви­тия. Ней­ро­пла­стич­ность обла­да­ет широ­ким спек­тром адап­тив­ных возможностей. 

Нель­зя отри­цать воз­мож­ность пози­тив­ных изме­не­ний ней­ро­наль­ных сетей моз­га аддик­тов, ответ­ствен­ных за адап­тив­ное пове­де­ние, ана­ло­гич­ным обра­зом так, как это про­ис­хо­дит при лече­нии депрес­сий (Живо­лу­пов, Самар­цев, 2009) под вли­я­ни­ем не толь­ко пре­па­ра­тов, но и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских процедур. 

Иссле­до­ва­ние ней­ро­пла­стич­но­сти в изу­че­нии аддик­ций, в том чис­ле интер­нет-аддик­ций, дает осно­ва­ния для опти­миз­ма в поис­ках мето­дов диа­гно­сти­ки и кор­рек­ции пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных нару­ше­ний у под­рост­ков с силь­ной погру­жен­но­стью вир­ту­аль­ную среду.

Обсуждение результатов

Воз­вра­ща­ясь к обо­зна­чен­ной цели иссле­до­ва­ния, сто­ит еще раз обра­тить­ся к немно­го­чис­лен­ным рабо­там (Тере­щен­ко, Смоль­ни­ко­ва, 2020; Buckholtz et al., 2010; Yuan et al., 2013,) пока­зав­шим изме­не­ния мор­фо­функ­ци­о­наль­ной актив­но­сти моз­га, обна­ру­жен­ных у зави­си­мых от интер­не­та под­рост­ков. В этих иссле­до­ва­ни­ях пока­за­на опре­де­лен­ная бли­зость инфор­ма­ци­он­ных зави­си­мо­стей к хими­че­ским фор­мам аддик­ции на функ­ци­о­наль­ном уровне орга­ни­за­ции и актив­но­сти мозга.

Про­ве­ден­ный ана­лиз поз­во­ля­ет опре­де­лить сход­ство и отли­чия про­яв­ле­ний интер­нет-аддик­ций и хими­че­ских форм зависимостей. 

Сход­ство всех форм зави­си­мо­стей свя­за­но с дина­ми­кой и содер­жа­ни­ем пове­де­ния и его эмо­ци­о­наль­но­го сопро­вож­де­ния: все виды зави­си­мо­сти харак­те­ри­зу­ют­ся ком­пуль­сив­ным вле­че­ни­ем к аддик­тив­ным фак­то­рам, сни­ма­ю­щим или ослаб­ля­ю­щим тре­во­гу, эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние, депрес­сию и воз­мож­ную агрес­сию. Сни­же­ние пере­жи­ва­ний этих отри­ца­тель­ных эмо­ций после вза­и­мо­дей­ствия с нар­ко­ти­ка­ми или Интер­не­том через неко­то­рое вре­мя воз­вра­ща­ет­ся к исход­но­му уров­ню и весь цикл запус­ка­ет­ся вновь. 

Эта типич­ная дина­ми­ка фор­ми­ру­ет­ся за счет сход­ства мор­фо­функ­ци­о­наль­ной актив­но­сти систе­мы под­креп­ле­ния (лим­би­че­ских струк­тур, ядер гипо­та­ла­му­са и пре­фрон­таль­ной коры, ядер ство­ла моз­га, ответ­ствен­ных за син­тез и обмен дофамина). 

Немно­го­чис­лен­ные ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, выпол­нен­ные на боль­ных алко­го­лиз­мом, нар­ко­ма­ни­ей и интер­нет-аддик­тах под­рост­ко­во­го воз­рас­та под­твер­жда­ют сход­ство функ­ци­о­ни­ро­ва­ния систе­мы под­креп­ле­ния эмо­ци­о­наль­но заря­жен­но­го пове­де­ния у всех аддиктов. 

Суще­ствен­ный эле­мент сход­ства инфор­ма­ци­он­ных зави­си­мо­стей с хими­че­ски­ми фор­ма­ми – это сни­же­ние актив­но­сти ней­рон­ных сетей лоб­но­го полю­са, осу­ществ­ля­ю­щих кон­троль эмо­ци­о­наль­но заря­жен­но­го пове­де­ния, сни­жен­ный у всех зави­си­мых подростков. 

Сход­ство систе­мы под­креп­ле­ния и кон­тро­ля пове­де­ния отра­жа­ет­ся в осо­бен­но­стях лич­но­сти и харак­те­ра аддик­тов, име­ю­щих явные при­зна­ки акцен­ту­а­ций и соци­аль­ных дезадаптаций.

Фор­мы акцен­ту­а­ций и вари­ан­ты соци­аль­ной дез­адап­та­ции у интер­нет- аддик­тов отли­ча­ют­ся от типич­ных для алко­го­ли­ков и нар­ко­ма­нов. Фор­ми­ро­ва­ние интер­нет-аддик­ции облег­ча­ет­ся при нали­чии выра­жен­ной тре­во­ги, депрес­сии и нев­ро­ти­че­ской дис­по­зи­ции в виде асте­но-депрес­сив­но­го син­дро­ма и сни­жен­ной стрессоустойчивости. 

Доста­точ­но ред­ко в ком­плек­се акцен­ту­а­ций у под­рост­ков с интер­нет-аддик­ци­я­ми мож­но зафик­си­ро­вать дисти­ми­че­ский ком­по­нент с выра­жен­ной агрес­си­ей и импуль­сив­но­стью. Послед­ний фор­ми­ру­ет­ся в основ­ном у тех гей­ме­ров, кото­рые пред­по­чи­та­ют агрес­сив­ные игры с убий­ства­ми в каче­стве содер­жа­ния игр (Abbassi et al., 2022).

Прин­ци­пи­аль­ным отли­чи­ем под­рост­ков с риском интер­нет-аддик­ции и выра­жен­ной интер­нет-зави­си­мо­стью явля­ет­ся недо­ка­зан­ность гене­ти­че­ско­го кон­тро­ля фор­ми­ро­ва­ния акцен­ту­а­ций и соци­аль­ных дез­адап­та­ций, что может быть опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром у боль­ных алко­го­лиз­мом и наркоманией. 

Сохран­ность ген-сре­до­во­го вза­и­мо­дей­ствия, опре­де­ля­ю­ще­го пси­хо­эмо­ци­о­наль­ный ста­тус, с помо­щью сохран­ной ней­ро­пла­стич­но­сти моз­га под­рост­ков с риском раз­ви­тия зави­си­мо­сти от Интер­не­та и циф­ро­вых устройств долж­но быть экс­пе­ри­мен­таль­но дока­за­но. Резуль­та­ты это­го иссле­до­ва­ния могут быть исполь­зо­ва­ны в каче­стве стра­те­гии про­фи­лак­ти­ки интернет-аддикций.

Опре­де­лен­ные воз­мож­но­сти оцен­ки ней­ро­пла­стич­но­сти нерв­ной систе­мы сверхувле­чен­ных интер­не­том под­рост­ков может предо­ста­вить иссле­до­ва­ние свя­зей состо­я­ния веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы (ВНС) с их пове­де­ни­ем в интернете. 

Актив­ность ВНС суще­ствен­но меня­ет­ся в зави­си­мо­сти не толь­ко от здо­ро­вья, но и от теку­щих пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ний, что отра­жа­ет­ся на часто­те пуль­са непо­сред­ствен­ным обра­зом. Стресс же напря­мую изме­ня­ет функ­ции ВНС, преж­де все­го, влияя на сер­деч­ный ритм, кото­рый харак­те­ри­зу­ет­ся высо­кой вре­мен­ной вари­а­тив­но­стью (Fu, 2022), что сви­де­тель­ству­ет о высо­ких воз­мож­но­стях адап­тив­ных пере­стро­ек ВНС.

На груп­пе стар­ше­класс­ни­ков было про­ве­де­но изу­че­ние соот­но­ше­ний флук­ту­а­ций (вари­а­тив­но­сти) часто­ты сер­деч­ных сокра­ще­ний (ЧСС) как важ­ней­ше­го мар­ке­ра нор­маль­ной или откло­ня­ю­щей­ся актив­но­сти ВНС с харак­те­ри­сти­ка­ми циф­ро­вых пред­по­чте­ний под­рост­ков (Камен­ская, Татья­ни­на, 2023). Иссле­до­ва­ние выпол­ня­лось в пост­пан­де­мий­ный пери­од при еще не пол­но­стью вос­ста­нов­лен­ном здо­ро­вье учащихся. 

Уста­нов­ле­но, что выбор дея­тель­но­сти по соб­ствен­но­му жела­нию и с поло­жи­тель­ным отно­ше­ни­ем к досу­гу в интер­не­те, а так­же вре­мен­ные затра­ты на досуг обла­да­ют опре­де­лен­ны­ми свя­зя­ми с харак­те­ри­сти­ка­ми ЧСС с пре­об­ла­да­ни­ем актив­но­сти пара­сим­па­ти­че­ско­го и сим­па­ти­че­ско­го зве­ньев ВНС

Сле­до­ва­тель­но, изу­че­ние осо­бен­но­стей ВНС может быть полез­ным для раз­ра­бот­ки мето­дов пси­хо­ди­а­гно­сти­ки пере­хо­да сверхувле­чен­но­сти интер­не­том в интер­нет- аддикцию.

Заключение

Ней­ро­пла­стич­ность и ген-сре­до­вые явле­ния, обна­ру­жен­ные у боль­ных пси­хи­че­ски­ми и ней­ро­пси­хи­че­ски­ми рас­строй­ства­ми с аффек­тив­ным ради­ка­лом, могут участ­во­вать в фор­ми­ро­ва­нии пере­хо­да сверхувле­чен­но­сти интер­не­том в интернет-аддикцию. 

Уста­нов­ле­но, что нар­ко­ти­ки и алко­голь вклю­ча­ют­ся в акти­ва­цию ней­рон­ных кру­гов систе­мы под­креп­ле­ния, кото­рые отве­ча­ют за удо­воль­ствие, моти­ва­цию, обу­че­ние, через дофа­ми­нер­ги­че­скую систе­му, что под­чер­ки­ва­ет роль эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ний в гене­зе аддик­тив­но­го поведения.

У под­рост­ков и моло­дых людей с интер­нет-аддик­ци­ей зафик­си­ро­ва­ны опре­де­лен­ные при­зна­ки пере­стро­ек ней­ро­пла­стич­но­сти в экс­пе­ри­мен­тах с исполь­зо­ва­ни­ем визу­а­ли­за­ци­он­ных мето­дик, кото­рые пока­за­ли струк­тур­ные изме­не­ния голов­но­го моз­га в виде умень­ше­ния плот­но­сти серо­го веще­ства в пре­фрон­таль­ной и орби­то­фрон­таль­ной коре, ответ­ствен­ных за эмо­ци­о­наль­ное пове­де­ние, обу­че­ние и когни­тив­ные функции. 

Не сто­ит исклю­чать уча­стия ней­ро­пла­стич­но­сти и гене­ти­че­ско­го кон­тро­ля над син­те­зом и обме­ном ней­ро­ме­ди­а­то­ров, в первую оче­редь, дофа­ми­на, у кибе­рад­дик­тов, что тре­бу­ет даль­ней­ше­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го изучения.

Ука­зан­ное допу­ще­ние име­ет кос­вен­ное экс­пе­ри­мен­таль­ное под­твер­жде­ние в виде обна­ру­жен­ной высо­кой связ­но­сти высо­ко­ва­ри­а­тив­ной актив­но­сти веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы с осо­бен­но­стя­ми пове­де­ния под­рост­ков в интернете.

Основ­ны­ми направ­ле­ни­я­ми раз­ра­бот­ки диф­фе­рен­ци­аль­ной диа­гно­сти­ки интер­нет-аддик­ции могут быть:

  1. Оцен­ка осо­бен­но­стей пове­де­ния под­рост­ков в интер­не­те с помо­щью анке­ты «Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти пове­де­ния совре­мен­ных под­рост­ков в циф­ро­вой среде»;
  2. Пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ская оцен­ка струк­ту­ры лич­но­сти на пред­мет выяв­ле­ния акцен­ту­а­ций характера;
  3. Пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ское опре­де­ле­ние систе­мы моти­ва­ций и сопро­вож­да­ю­щих их эмоций;
  4. Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ская экс­пер­ти­за с помо­щью реги­стра­ции ЭКГ струк­ту­ры веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы с опре­де­ле­ни­ем доми­ни­ру­ю­ще­го управ­ля­ю­ще­го зве­на, а так­же пла­стич­но­сти когни­тив­ных про­цес­сов с исполь­зо­ва­ни­ем паке­та ком­пью­тер­ных про­грамм автор­ской разработки.

Финан­си­ро­ва­ние. Иссле­до­ва­ние выпол­не­но за счет гран­та Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да № 23-28- 00135.

Инфор­ма­ция о кон­флик­те инте­ре­сов. Автор заяв­ля­ет об отсут­ствии кон­флик­та интересов.

Литература

  1. Бога­че­ва, Н. В. (2017). Про­бле­ма уста­нов­ле­ния при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей в кибер­пси­хо­ло­гии в кон­тек­сте пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей игро­ков в ком­пью­тер­ные игры. Жур­нал Госу­дар­ство и граж­дане в элек­трон­ной сре­де, 1, 315– 327. https://doi.org/10.17586/2541-979X-2017-1-315-327
  2. Верак­са, А. Н., Кор­ниен­ко, Д. С., Чур­си­на, А. В. (2021). Моти­вы исполь­зо­ва­ния соц­се­тей, фак­то­ры онлайн-рис­ка и пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие под­рост­ков в свя­зи с инте­гра­ци­ей соци­аль­ных сетей в еже­днев­ную актив­ность. Рос­сий­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 18(4), 30–47. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.3
  3. Гала­нин, И. В., Нарыш­кин, А. Г., Горе­лик, А. Л., Табу­ли­на, С. Д., Михай­лов, В. А., Ско­ро­мец, Т. А., Лоб­зин, С. В. (2015). Совре­мен­ное состо­я­ние про­бле­мы ней­ро­пла­стич­но­сти в пси­хи­ат­рии и нев­ро­ло­гии. Вест­ник Севе­ро-Запад­но­го госу­дар­ствен­но­го меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та им. И.И. Меч­ни­ко­ва, 7(1), 134–143.
  4. Живо­лу­пов, С. А., Самар­цев, И. Н. (2009). Ней­ро­пла­стич­ность: пато­фи­зио­ло­ги­че­ские аспек­ты и воз­мож­ность тера­пев­ти­че­ской моду­ля­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва, 109(4), 78–85.
  5. Заль­му­нин, К. Ю. & Мен­де­ле­вич, В. Д. (2014). Хими­че­ские и нехи­ми­че­ские аддик­ции в аспек­те срав­ни­тель­ной аддик­то­ло­гии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва, 114(5-2), 3–8.
  6. Его­ров, А. Ю. (2015). Совре­мен­ные пред­став­ле­ния об интер­нет-аддик­ци­ях и под­хо­дах к их кор­рек­ции. Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии, 4(33), 1–17.
  7. Ершо­ва, Р. В., Семе­няк, И. В. (2021). Срав­ни­тель­ный ана­лиз интер­нет-зави­си­мо­сти и нар­ко­ма­нии в кон­тек­сте Пяти­фак­тор­ной тео­рии лич­но­сти. Вест­ник Вят­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, 2(140), 102–109. https://doi.org/10.25730/ VSU.7606.21.023
  8. Камен­ская, В. Г., Тома­нов, Л. В. (2022). Циф­ро­вые тех­но­ло­гии и их вли­я­ние на соци­аль­ные и пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки детей и под­рост­ков. Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия, 15(1), 139–159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
  9. Камен­ская, В. Г., Татья­ни­на, Е. В. (2023). Экс­пе­ри­мен­таль­ное иссле­до­ва­ние веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы под­рост­ков с раз­ной сте­пе­нью вовле­чен­но­сти в циф­ро­вую сре­ду. Пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния в поли­куль­тур­ном про­стран­стве, (4), в печати.
  10. Киби­тов, А. О. (2013). Кли­ни­че­ская гене­ти­ка нар­ко­ло­ги­че­ских забо­ле­ва­ний: роль генов систе­мы дофа­ми­на. Вопро­сы нар­ко­ло­гии, 6, 60–80.
  11. Кур­ча­нов, Н. А. (2009). Гене­ти­ка чело­ве­ка с осно­ва­ми общей гене­ти­ки. Спец­Лит.
  12. Маль­цев, Д. И., Под­гор­ный, О. В. (2020). Моле­ку­ляр­но-кле­точ­ные меха­низ­мы регу­ля­ции состо­я­ния покоя и деле­ния ство­ло­вых кле­ток гип­по­кам­па. Ней­ро­хи­мия, 37(4), 291– 310. https://doi.org/10.31857/S1027813320040056
  13. Нико­ла­е­ва, Е. И., Камен­ская, В. Г. (Ред.). (2020). Аддик­то­ло­гия. Тео­ре­ти­че­ские и экс­пе­ри­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния фор­ми­ро­ва­ния аддик­ций. НИЦ ИНФРА-М.
  14. Пав­лов, К. И., Мухин, В. Н. (2021). Физио­ло­ги­че­ские меха­низ­мы ней­ро­пла­стич­но­сти как осно­ва пси­хи­че­ских про­цес­сов и соци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ной адап­та­ции (часть 1). Пси­хо­ло­гия. Пси­хо­фи­зио­ло­гия, 14 (3), 119–136. https://doi.org/10.14529/jpps210312
  15. Пере­жо­гин, Л. О. (2020). Пато­ге­не­ти­че­ская модель зави­си­мо­сти от пер­со­наль­но­го ком­пью­те­ра, видео­игр, интер­не­та и мобиль­ных устройств, обес­пе­чи­ва­ю­щих доступ к нему. Пси­хи­че­ское здо­ро­вье, 4, 11–20. https://doi.org/10.25557/2074- 014X.2020.04.11-20
  16. Тере­щен­ко, С. Ю., Смоль­ни­ко­ва, М. В. (2020). Ней­ро­био­ло­ги­че­ские фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти у под­рост­ков: акту­аль­ные гипо­те­зы и бли­жай­шие пер­спек­ти­вы. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, 11(1), 55–71. https://doi. org/10.17759/sps.2020110104
  17. Abbassi, A. Z., Rehman, U., Hassian, R., Ting, D. H., Hiavacs, H., & Qummar, H. (2022). The effect of three violent videogame engagement states on aggressive behavior: A partial least squares structural aquation modeling approach. Fronters Psychology, 13, 918968. https:// doi.org/10.3389/fpsyg.2022.918968
  18. Baert, S., Amez, S., Claeskens, M., Daman, Th., Maeckelbergh, A., Omey, E., de Marez, L. (2020). Smartphone Use and Academic Performance: Correlation or Causal Relationship? International Review for Social Sciences, 7322–7346. https://doi.org/10.1111/kykl.12214
  19. Bong Mun, I. (2023). Academic stress and first-/third-person shooter game addiction in a large adolescent sample: A serial mediation model with depression and impulsivity. Computers in Human Behavior, 145. https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.107767
  20. Bremner, J. D. (2006). Traumatic stress: effects on the brain. Dialogues in clinical Neuroscience, 8(4), 445–461. https://doi.org/10.31887/DCNS.2006.8.4/jbremner
  21. Buckholtz, J. W., Treadway, M. T., Cowan, R. L., Woodward, N. D., Li, R., Ansari, M. S., Baldwin, R. M., Schwartzman, A. N., Shelby, E. S., Smith, C. E., Kessler, R.M., & Zald, D. H. (2010).
  22. «Dopaminergic network differences in human impulsivity». Science, 329, 532–535. https:// doi.org/10.1126/science.1185778
  23. Cameron, H. A., & McKay, R. D. (2001). Adult neurogenesis produces a large pool of new granule cells in the dentate gyrus. Journal of Comparative Neurology, 435(4), 406–417. https://doi. org/10.1002/cne.1040
  24. Czeh, B., Müller Keuker, Jeanine I. H., Rygula, R., Abumaria, N., Hiemke, C., Domenici, E. & Fuchs, E. (2007). «Сhronic social stress inhibits cell proliferation in the adult medial prefrontal cortex: hemispheric asymmetry and reversal by fluoxetine treatment». Neuropsychopharmacology, 32, 1490–1503. https://doi.org/10.1038/sj.npp.1301275
  25. Declerck, C. H., Boone, C. & De Brabander, B. (2007). «On feeling in control: a biological theory for individual differences in control perception». Brain and Cognition, 62(2), 143–176. https://doi.org/10.1016/j.bandc.2006.04.004
  26. Henley, J. M., & Wilkinson, K. A. (2016). Synaptic AMPA receptor composition in development, plasticity and disease. Nature Reviews Neuroscience, 17(6), 337–350. https://doi. org/10.1038/nrn.2016.37
  27. Hong, S. B. , Zalesky, A., Cocchi, L., Fornito, A., Choi, E. J., Kim, H. H., Suh, J. E., Kim, C. D., Kim, J. W. & Yi, S. H. (2013). «Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction». PLoS One, 8(2), e57831. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0057831
  28. Gentile, D. A., Swing, E. L., Lim, C. G., & Khoo, A. (2012). «Video game playing, attention problems, and impulsiveness: evidence of bidirectional causality». Psychology of Popular Media Culture, 1(1), 62–70. https://doi.org/10.1037/a0026969
  29. Kuss, D. J., & Lopez-Fernandez, O. (2016). Internet addiction and problem at Internet use: A systematic review of clinical research. World Journal of Psychiatry, 6(1), 143–176. https:// doi.org/10.5498/wjp.v6.i1.143
  30. Leslie, J. H., & Nedivi, E. (2011). Activity-regulated genes as mediators of neural circuit plasticity. Progressin Neurobiology, 94(3), 223–237. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2011.05.002
  31. Lu, L., Bao, G., Chen, H., Xia, P., Fan, X., Zhang, J., Pei, G. & Ma, L. (2003). Modification of hippocampal neurogenesis and neuroplasticity by social environments. Experimental neurology, 183(2), 600–609. https://doi.org/10.1016/s0014-4886(03)00248-6
  32. Lin, Y., Liu, Y., Fan, W., Tuunainen, V. K, & Deng, Sh. (2021). The relationship between smartphone use and academic performance: A large-scale study. Computers in Human Behavior, 122. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106835
  33. Marín-López, I., Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Hunter, S. C. & Llorent, V. J. (2020). Relations among online emotional content use, social and emotional competencies and cyberbullying. Children and Youth Services Review, 108, 104647. https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2019.104647
  34. Mental Health Foundation (2020). Loneliness during coronavirus. URL: Noble, E. P. (1993). D2 dopamin receptor gen: a review of association in alchogolism. Behavior Genetics, 23(2), 119–129. https://doi.org/10.1007/BF01067416
  35. Noble, E.P. (1993). D2 dopamin receptor gen: a review of association in alchogolism. Behavior Genetics, 23(2), 119–129. https://doi.org/10.1007/BF01067416
  36. Ortiz, de Gortary, & Panagiotidi, M. (2023). The interplay between executive function deficits, psychopathological traits and dysfunctional gaming habits in the context of Game Transfer Phenomena. Computer in Behavior, 138.
  37. Park, H. S., Kim, S. H., Bang, S. A., Yoon, E. J., Cho, S. S., & Kim, S. E. (2010). Altered regional cerebral glucose metabolism in internet game over users: a 18F-fluorodeoxyglucose positron emission tomography study. CNS Spectr, 15(3), 159–166. https://doi.org/1017/ S1092852900027437
  38. Pavlov, K. I., Mukhin, V. N., Klimenko, V. M., & Anisimov, V. N. (2017). Telomere-telomerase system in aging, norm and pathology. Advances in Gerontology, 30(1), 17–26.
  39. Sunday, O. J., Adesope, O. O., & Maarhuis, P. L. (2021). The effects of smartphone addiction on learning: A meta-analysis Computers in Human Behavior. Computers in Human Behavior Reports, 4. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2021.100114
  40. Schønning, V., Hjetland, G. J., Aarø, L. E. & Skogen, J. C. (2020). Social media use and mental health and well-being among adolescents – A scoping review. Frontiers in Psychology, 11, 1949. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01949
  41. Siegel, S. A. (1978). Pavlovian conditioning analysis of morphine tolerance. NDA Research Monographs.
  42. Zainuddin, Z., Chu, S., Shujahat, M., & Perera, C. J. (2020). The impact of gamification on learning and instruction: A systematic review of empirical evidence. Educational Research Review, 30(1), 100326. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100326
  43. Zhou, O. J., Xin, L.V., Wang, L., Li, J., & Ga, X. (2023) What increases the risk of gamer being addictive? An integrated network model of personality-emotion-motivation of gaming desorders. Comuter in Human Behavior, 141. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107647
  44. Yuan, K. , Cheng, P., Dong, T., Bi, Y., Xing, L., Yu, D., Zhao, L., Dong, M., Deneen, K., Liu, Y., Qin, W., & Tian, J. (2013). Cortical thickness abnormalities in late adolescence with online gaming addiction. PLoS One, 8(1), e53055. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0053055
  45. Rooij, A., Kuss, D., Griffiths, M., Shorter, G., Schoenmakers, M., & Mheen, D. (2014). The (co-) occurrence of problematic video gaming, substance use, and psychosocial problems in adolescents. Journal of Behavioral Addictions, 3(3), 157–165. https://doi.org/10.1556/ JBA.3.2014.013
  46. Uncapher, M., & Wagner, A. (2018). Minds and brains of media multitaskers: Current findings and future directions. PNAS, 115(40), 9889–9896. https://doi.org/10.1073/pnas.1611612115
Источ­ник: Рос­сий­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 21(1), 2024, 168–183. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.9

Об авторе

Вален­ти­на Геор­ги­ев­на Камен­ская — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, член-кор­ре­спон­дент РАО, заве­ду­ю­щая науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­ри­ей «Пси­хо­фи­зио­ло­гия здо­ро­вья и здо­ро­вье­фор­ми­ро­ва­ния», про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии и пси­хо­фи­зио­ло­гии Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки, Елец­кий госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. И. А. Буни­на, Елец, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest