Гордеева А.В., Кононенко И.А. Представления о виртуальном общении и их взаимосвязь с личностными особенностями пользователей

Г

Введение

Некон­тро­ли­ру­е­мое уве­ли­че­ние коли­че­ства доступ­ной инфор­ма­ции и раз­ви­тие ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей — харак­тер­ная чер­та нынеш­не­го вре­ме­ни. Темп жиз­ни изме­нил­ся, он замет­но уско­рил­ся, люди посто­ян­но нахо­дят­ся в пото­ке ком­му­ни­ка­ци­он­ных взаимодействий. 

Дело­вое и лич­ност­ное обще­ние, все боль­ше пере­хо­дя­щее в интер­нет-сре­ду, оче­вид­но, име­ет свою спе­ци­фи­ку. Поэто­му изу­че­ние осо­бен­но­стей обще­ния в вир­ту­аль­ной сре­де явля­ет­ся крайне актуальным.

Мож­но очер­тить доста­точ­но широ­кий круг вопро­сов, свя­зан­ных с обще­ни­ем в интер­не­те, кото­рый изу­чал­ся оте­че­ствен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми. Это ано­ним­ность в интер­нет-сре­де (Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, Нестик 2017); вопро­сы, свя­зан­ные с само­пре­зен­та­ци­ей в сетях, само­от­но­оше­ни­ем (Баба­е­ва., Вой­скун­ский, Смыс­ло­ва 2000, Жич­ки­на, 2007); моти­вы интер­нет-обще­ния: ком­му­ни­ка­тив­ный мотив, мотив аффи­ли­а­ции, мотив само­утвер­жде­ния (Аре­сто­ва, Баба­нин, Вой­скун­ский, 2000); пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­тив­но­го пове­де­ния в интер­нет-про­стран­стве (Лучин­ки­на, 2019, Бого­мо­ло­ва, 2015, Игна­тье­ва, 2012 и др.).

Совре­мен­ные зару­беж­ные иссле­до­ва­ния пред­ла­га­ют раз­лич­ные под­хо­ды для оцен­ки изу­че­ния меж­лич­ност­но­го обще­ния посред­ством интернет-коммуникаций: 

  • модель соци­аль­ной иден­тич­но­сти в вир­ту­аль­ном мире или модель иска­жен­ной само­иден­ти­фи­ка­ции (Lamerchs, Molder 2003); 
  • тео­рия обра­бот­ки соци­аль­ной инфор­ма­ции (Utz, 2000); 
  • дока­за­тель­ство эффек­тив­но­сти управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем «лицом к лицу» (face-to-face) за счет невер­баль­ных сиг­на­лов и эмо­ци­о­наль­но­сти в про­ти­во­по­лож­ность интер­нет-обще­нию (Joinson, Vasalou, Courvoisier, 2010; Sheldon, Abad, Hirsch, 2011; Riedl, 2022; Lieberman, Amir, Schroeder 2022 и др.).

Выде­ляя осо­бен­но­сти элек­трон­но­го обще­ния в интер­нет-дис­кур­се (неопре­де­лен­ность рамок обще­ния, чув­ство без­опас­но­сти и неви­ди­мость субъ­ек­та обще­ния, раз­но­об­ра­зие средств, форм обще­ния), ряд авто­ров отме­ча­ют, что выбор форм, интер­нет-плат­форм обу­слов­лен лич­но­стью само­го поль­зо­ва­те­ля (Осин, Бара­нов, 2021). Это харак­те­ри­зу­ет интер­нет как сре­ду, где пове­де­ние и мыс­ли опре­де­ля­ют­ся в боль­шей сте­пе­ни лич­ност­ны­ми пере­мен­ны­ми, неже­ли ситуационными.

Выде­ляя ком­по­нен­ты поня­тия «вир­ту­аль­ное обще­ние», мы опи­ра­ем­ся в первую оче­редь на кон­цеп­цию Г.М. Андре­евой, в кото­рой струк­ту­ра обще­ния име­ет три сто­ро­ны: ком­му­ни­ка­тив­ную, интер­ак­тив­ную и пер­цеп­тив­ную (Андре­ева, 2001). 

В. Н. Пан­фе­ров в содер­жа­тель­ной струк­ту­ре обще­ния выде­ля­ет четы­ре ком­по­нен­та: 1) связь; 2) вза­и­мо­дей­ствие; 3) позна­ние; 4) вза­и­мо­от­но­ше­ние (Пан­фе­ров, 1971).

Так­же тео­ре­ти­че­ской основ­ной нашей рабо­ты послу­жи­ли тру­ды И.С. Лучин­ки­ной, кото­рая опи­са­ла струк­ту­ру ком­му­ни­ка­тив­но­го пове­де­ния лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве, выде­лив такие ком­по­нен­ты, как: когни­тив­ный (систе­ма­ти­че­ские ошиб­ки в мыш­ле­нии чело­ве­ка, кото­рые ведут к иска­жен­но­му вос­при­я­тию инфор­ма­ции и нару­ше­нию ком­му­ни­ка­тив­но­го про­цес­са), моти­ва­ци­он­ный (доми­ни­ру­ю­щие моти­вы пре­бы­ва­ния в сети, моти­вы веде­ния про­во­ка­тив­ной дея­тель­но­сти) и аффек­тив­ный (ком­му­ни­ка­тив­ные уста­нов­ки, пси­хи­че­ские состо­я­ния, рефлек­сив­ность), в свою оче­редь, опре­де­ля­ю­щие кон­струк­тив­ное или деструк­тив­ное направ­ле­ние это­го пове­де­ния (Лучин­ки­на, 2019).

Про­цесс обще­ния может быть рас­смот­рен с уче­том ана­ли­за эле­мен­тов, состав­ля­ю­щих ситу­а­цию обще­ния, вир­ту­аль­ный кон­текст. В каче­стве субъ­ек­та обще­ния при­ня­то рас­смат­ри­вать чело­ве­ка, явля­ю­ще­го­ся ини­ци­а­то­ром обще­ния, а так­же того, для кого эта ини­ци­а­ти­ва пред­на­зна­че­на. Струк­ту­ру ситу­а­ции обще­ния состав­ля­ют вре­мя, место, сре­да и кон­текст обще­ния, а так­же нор­мы, регу­ли­ру­ю­щие обще­ние (Куни­цы­на В.Н., 2001).

Нема­ло­важ­ным аспек­том оста­ет­ся лич­ность само­го поль­зо­ва­те­ля, кото­рая детер­ми­ни­ру­ет ком­му­ни­ка­тив­ное интер­нет-про­стран­ство. Оте­че­ствен­ные иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют нали­чие спе­ци­фи­ки когни­тив­но-лич­ност­ной регу­ля­ции моло­дых людей с раз­ны­ми стра­те­ги­я­ми сете­во­го пове­де­ния (Сун­гу­ро­ва, Михай­ло­ва, 2020), а так­же ука­зы­ва­ют на вза­и­мо­связь копинг-стра­те­гий, меха­низ­мов пси­хо­ло­ги­че­ской защи­ты чело­ве­ка с уров­нем его актив­но­сти в сетях (Зеке­рья­ев, 2021, Сам­со­но­ва, 2018). 

Выбор средств интер­нет-ком­му­ни­ка­ции, как отме­ча­ют Г.А. Каза­рян с соав­то­ра­ми, кор­ре­ли­ру­ет с инди­ви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми моло­де­жи: уров­нем агрес­сии, ком­му­ни­ка­тив­ны­ми уста­нов­ка­ми, эмо­ци­о­наль­ным тем­пе­ра­мен­том (Каза­рян, Тер-Сте­па­нян, Еги­а­за­рян, 2022). 

Пока­зы­вая спе­ци­фи­ку вир­ту­аль­но­го обще­ния, Л.С. Енги­ба­рян иссле­до­ва­ла ген­дер­ную струк­ту­ру инте­граль­ной инди­ви­ду­аль­но­сти у деву­шек с высо­кой сте­пе­нью вклю­чен­но­сти в инфо­ком­му­ни­ка­цию. Было пока­за­но, что ген­дер­ный тип лич­но­сти деву­шек опре­де­ля­ет свое­об­ра­зие осу­ществ­ле­ния интер­нет-обще­ния (Енги­ба­рян, 2014). То есть можем пред­по­ло­жить, что спо­со­бы и фор­мы обще­ния поль­зо­ва­те­ля в вир­ту­аль­ной сре­де вза­и­мо­свя­за­ны с его лич­ност­ны­ми характеристиками.

Важ­ным и мало иссле­до­ван­ным на сего­дняш­ний день оста­ет­ся вопрос о том, как сам чело­век пони­ма­ет кон­крет­ный про­цесс вир­ту­аль­но­го обще­ния, из каких кон­струк­тов, кате­го­рий, обра­зов он состоит.

Цель исследования

Опре­де­лить струк­ту­ру пред­став­ле­ний о вир­ту­аль­ном обще­нии и выявить вза­и­мо­свя­зи инди­ви­ду­аль­ных пред­став­ле­ний с лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей.

Методы

Участ­ни­кам иссле­до­ва­ния пред­ла­га­лось дать не менее 20 сво­бод­ных ассо­ци­а­ций на сло­во­со­че­та­ние «Вир­ту­аль­ное обще­ние — это…». Был исполь­зо­ван метод кон­тент-ана­ли­за отве­тов респондентов. 

На пред­ва­ри­тель­ном эта­пе в ходе обра­бот­ки дан­ных пилот­ной выбор­ки (60 чело­век юно­ше­ско­го воз­рас­та) были выде­ле­ны 11 кате­го­рий кон­тент-ана­ли­за. Обоб­щен­ные назва­ния выде­лен­ных ком­по­нен­тов бази­ру­ют­ся на тру­дах А.Е. Вой­скун­ско­го, Ю.Д. Баба­е­вой, А.Е. Жич­ки­ной, И.С. Лучин­ки­ной и др. 

Полу­че­на база дан­ных, состо­я­щая из 3324 дескрип­то­ров (отве­тов испы­ту­е­мых), опре­де­ле­на часто­та встре­ча­е­мо­сти каж­до­го поня­тия. Состав­ле­на коди­ро­воч­ная таб­ли­ца инди­ка­то­ров категорий. 

На осно­ва­нии отве­тов каж­до­го испы­ту­е­мо­го с помо­щью коди­ро­воч­ной таб­ли­цы были полу­че­ны оцен­ки по каж­дой кате­го­рии вир­ту­аль­но­го обще­ния для всех участников.

С целью авто­ма­ти­зи­ро­вать про­цесс сбо­ра дан­ных и сни­зить веро­ят­ность оши­бок при обра­бот­ке отве­тов была исполь­зо­ва­на спе­ци­аль­ная про­грам­ма коди­ро­ва­ния и обра­бот­ки резуль­та­тов кон­тент-ана­ли­за. С помо­щью нее были сфор­ми­ро­ва­ны две базы данных. 

Пер­вая база дескрип­то­ров с их коди­ров­кой, то есть соот­не­се­ни­ем инди­ка­то­ра с той или иной кате­го­ри­ей. В этой же базе накап­ли­ва­лась часто­та появ­ле­ния каж­до­го дескрип­то­ра-инди­ка­то­ра. Вто­рая база содер­жа­ла под­счет оце­нок по каж­дой кате­го­рии для каж­до­го испытуемого.

Для полу­че­ния при­мер­ной струк­ту­ры поня­тия «вир­ту­аль­ное обще­ние» в пред­став­ле­нии поль­зо­ва­те­лей был исполь­зо­ван метод фак­тор­но­го ана­ли­за. Фак­то­ри­за­ции под­верг­лись инди­ви­ду­аль­ные оцен­ки полу­чен­ных кате­го­рий киберобщения.

Для изу­че­ния вза­и­мо­свя­зей ком­по­нен­тов вир­ту­аль­но­го обще­ния с лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми поль­зо­ва­те­лей был исполь­зо­ван кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз. Диа­гно­сти­ка лич­ност­ных осо­бен­но­стей про­во­ди­лась с помо­щью 16-фак­тор­но­го лич­ност­но­го опрос­ни­ка Р.Б. Кет­тел­ла (фор­ма А) (Шме­лев, Похиль­ко, Соло­вей­чик, 1988).

Резуль­тат про­вер­ки на нор­маль­ность рас­пре­де­ле­ния полу­чен­ных дан­ных, выпол­нен­ный с помо­щью кри­те­рия Кол­мо­го­ро­ва — Смир­но­ва, пока­зал, что не все пере­мен­ные нор­маль­но рас­пре­де­ле­ны, поэто­му для рас­че­тов был исполь­зо­ван коэф­фи­ци­ент кор­ре­ля­ции Спирмена.

Ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка дан­ных осу­ществ­ля­лась с помо­щью про­грам­мы IBM SPSS Statistics 23.

Выборка

Мате­ри­ал иссле­до­ва­ния полу­чен в ходе опро­са, про­ве­ден­но­го с 23 сен­тяб­ря 2020 по 15 декаб­ря 2021 года. Диа­гно­сти­че­ский мате­ри­ал высы­лал­ся жела­ю­щим поучаст­во­вать в иссле­до­ва­нии в элек­трон­ном фор­ма­те, с сопро­во­ди­тель­ной инструк­ци­ей и гаран­ти­я­ми конфиденциальности. 

Выбор­ку соста­ви­ли 183 чело­ве­ка, из них 78 чело­век юно­ше­ско­го воз­рас­та (18–21 год), 54 чело­ве­ка зре­ло­го воз­рас­та (22–55 лет), 51 чело­век пожи­ло­го воз­рас­та (56–74 года). Сред­ний воз­раст — 38,7 лет, ст. откл. 18,2 года. Все­го 119 (65 %) жен­щин и 64 (35 %) муж­чи­ны. Все участ­ни­ки — поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных сетей.

Результаты исследования

1.  Представление о виртуальном общении

Пер­вый этап иссле­до­ва­ния заклю­чал­ся в ана­ли­зе сво­бод­ных ассо­ци­а­ций испы­ту­е­мых, кото­рые они смог­ли при­ве­сти на сло­во­со­че­та­ние «Вир­ту­аль­ное обще­ние — это…». 

Пилот­ный опрос, в кото­ром при­ня­ло уча­стие 60 чело­век юно­ше­ско­го воз­рас­та, поз­во­лил сфор­му­ли­ро­вать отдель­ные кате­го­рии киберкоммуникации.

Дан­ные респон­ден­ты были вклю­че­ны в часть общей выбор­ки. Пред­по­ло­жи­тель­но, поль­зо­ва­те­ли юно­ше­ско­го воз­рас­та явля­ют­ся более актив­ны­ми, вари­а­тив­ны­ми в вир­ту­аль­ном обще­нии, поэто­му было при­ня­то реше­ние начать выде­ле­ние ком­по­нен­тов имен­но с этой груп­пы испытуемых. 

Важ­но отме­тить, что поня­тия «кате­го­рия» и «ком­по­нент» в дан­ной рабо­те упо­треб­ля­ют­ся сино­ни­мич­но, отра­жая суще­ствен­ные при­зна­ки и зако­но­мер­но­сти вир­ту­аль­но­го обще­ния как некой структуры.

Для обра­бот­ки полу­чен­ных отве­тов был исполь­зо­ван метод кон­тент-ана­ли­за, в резуль­та­те были выде­ле­ны сле­ду­ю­щие компоненты:

  • «аффек­тив­ный» с раз­де­ле­ни­ем на под­ком­по­нен­ты «поло­жи­тель­ные эмо­ции» и «отри­ца­тель­ные эмо­ции», «моти­ва­ци­он­ный», «когни­тив­ный», «объ­ект­ность», «субъ­ект­ность», «аль­тер­на­ти­ва реаль­но­сти», «само­ре­а­ли­за­ция», «про­стран­ство и вре­мя», «пер­цеп­ция».

Под «аффек­тив­ным ком­по­нен­том» пони­ма­ет­ся эмо­ци­о­наль­ная сто­ро­на вир­ту­аль­но­го обще­ния, ком­му­ни­ка­тив­ные уста­нов­ки, пси­хи­че­ские состо­я­ния. «Моти­ва­ци­он­ный ком­по­нент» опре­де­ля­ет доми­ни­ру­ю­щие моти­вы пре­бы­ва­ния онлайн, опи­сы­ва­ет осо­бен­но­сти вза­и­мо­дей­ствия в вир­ту­аль­ной коммуникации. 

«Когни­тив­ный ком­по­нент» кибер­ко­му­ни­ка­ции пред­став­ля­ет собой целост­ный про­цесс, в рам­ках кото­ро­го осу­ществ­ля­ет­ся обмен инфор­ма­ци­ей, зна­ни­я­ми меж­ду пользователями. 

«Объ­ект­ность» вклю­ча­ет пони­ма­ние функ­ций, форм вир­ту­аль­но­го обще­ния, харак­те­ри­зу­ет вос­при­я­тие обще­ния через объ­ект (гад­жет). Напри­мер, сюда отно­сят­ся его внеш­ний вид и устрой­ство, интер­фей­сы интер­нет-плат­форм, их функ­ци­о­наль­ная нагру­жен­ность, потен­ци­ал (Стер­ле­де­ва, 2018). 

«Субъ­ект­ность» пред­по­ла­га­ет ком­му­ни­ка­ци­он­ную актив­ность, ини­ци­а­тив­ность, широ­ту кру­га вир­ту­аль­но­го обще­ния. Кате­го­рия «аль­тер­на­ти­ва реаль­но­сти» харак­те­ри­зу­ет сам фено­мен вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, кото­рая опи­сы­ва­ет­ся иде­я­ми «луч­ше­го мира», где про­ис­хо­дит осво­бож­де­ние от при­выч­ной жиз­ни, воз­мож­ность полу­чить сво­бо­ду мыс­лей и дей­ствий, а так­же все­це­лый кон­троль над про­цес­сом общения. 

Можем пред­по­ло­жить, что так реа­ли­зу­ет­ся соци­аль­но-твор­че­ская функ­ция, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет созда­ние новых сооб­ществ с пол­ной инфор­ма­ци­он­ной базой и общим цен­ност­но-нор­ма­тив­ным фун­да­мен­том (Гор­де­е­ва, 2001). 

Ком­по­нент «само­ре­а­ли­за­ция» рас­кры­ва­ет момен­ты, свя­зан­ные с само­пре­зен­та­ци­ей, про­яв­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем соб­ствен­ных интел­лек­ту­аль­ных и твор­че­ских воз­мож­но­стей в кибе­роб­ще­нии и через него (Косив­чен­ко, 2010). 

Ком­по­нент «про­стран­ство и вре­мя» харак­те­ри­зу­ет инди­ви­ду­аль­ное вос­при­я­тие вре­мен­ных рамок дан­но­го вида обще­ния, а так­же ощу­ще­ние доступ­но­сти любо­го и каж­до­го, вне зави­си­мо­сти от расстояния. 

«Пер­цеп­ция» — про­цесс позна­ния одним чело­ве­ком дру­го­го, фор­ми­ро­ва­ние суж­де­ний о наме­ре­ни­ях, спо­соб­но­стях, эмо­ци­ях и мыс­лях собе­сед­ни­ка (Бара­нов, 2011, Куз­не­цо­ва, 2011, Раси­на, 2021). 

Вос­при­я­тие и оцен­ка кон­крет­ных участ­ни­ков соци­аль­ных сетей дру­ги­ми участ­ни­ка­ми осно­вы­ва­ет­ся на само­пре­зен­та­ци­ях, доступ­но­сти и откры­то­сти акка­ун­та, общей куль­ту­ре и сте­пе­ни гра­мот­но­сти про­ду­ци­ру­е­мых вер­баль­ных сооб­ще­ний (Вой­скун­ский, 2014).

Таким обра­зом, можем гово­рить о том, что вир­ту­аль­ное обще­ние в созна­нии людей пре­иму­ще­ствен­но пред­став­ле­но кате­го­ри­я­ми, кото­рые соот­вет­ству­ют струк­ту­ре реаль­но­го обще­ния. Но при этом интер­нет-обще­ние харак­те­ри­зу­ет­ся боль­шей дина­мич­но­стью в кон­тек­сте изме­не­ния форм, дея­тель­но­стей, в кото­рых про­ис­хо­дит коммуникация.

Допол­нив кон­тент-ана­ли­ти­че­скую базу отве­та­ми испы­ту­е­мых, отно­ся­щи­ми­ся к дру­гим воз­раст­ным кате­го­ри­ям, полу­че­ны оцен­ки «удель­но­го веса» каж­дой из один­на­дца­ти кате­го­рий (табл. 1). Для отве­тов респон­ден­тов из дру­гих воз­раст­ных групп исполь­зо­ва­лась кате­го­ри­аль­ная сет­ка, полу­чен­ная на моло­деж­ной группе.

Таблица 1. Представленность категорий виртуального общения

  КатегорииУдель­ный вес смыс­ло­вых категорий
Все респон­ден­тыЮно­ше­ский возрастЗре­лый возрастПозд­няя зрелостьЖен­щи­ныМуж­чи­ны
Аффек­тив­ный7,74,51,61,68,07,3
Моти­ва­ци­он­ный12,85,63,63,513,212,0
Когни­тив­ный7,43,51,92,17,27,9
Объ­ект­ность19,68,65,85,218,820,9
Субъ­ект­ность14,46,24,23,914,114,9
Аль­тер­на­тив­ная реальность6,83,71,31,86,77,0
Про­стран­ство и время4,32,11,21,04,24,5
Само­ре­а­ли­за­ция7,94,01,62,38,76,5
Поло­жи­тель­ные эмоции6,34,11,01,16,46,1
Отри­ца­тель­ные эмоции5,13,30,90,94,95,4
Пер­цеп­тив­ный7,73,81,92,07,97,4

С целью постро­е­ния моде­ли пред­став­ле­ния о вир­ту­аль­ном обще­нии был исполь­зо­ван фак­тор­ный ана­лиз (табл. 2). 

Фак­то­ри­за­ции были под­верг­ну­ты пока­за­те­ли 11 выде­лен­ных ком­по­нен­тов всех 183 участ­ни­ков иссле­до­ва­ния. Пока­за­те­лем ком­по­нен­та для каж­до­го респон­ден­та было чис­ло слов, отне­сен­ных к дан­ной кате­го­рии, в его ответах.

Таблица 2. Результаты факторного анализа компонентов виртуального общения

Ком­по­нен­тыФак­тор 1 30%Фак­тор 2 16%Фак­тор 3 11%Фак­тор 4 9%Фак­тор 5 8%
1. Аффек­тив­ный0,7510,2160,4690,0000,081
2. Моти­ва­ци­он­ный0,1400,1540,4780,7000,073
3. Когни­тив­ный–0,1520,2310,1580,2840,744
4 .Объ­ект­ность–0,1560,031–0,858–0,002–0,002
5. Субъ­ект­ность–0,0020,090–0,2240,8790,054
6. Аль­тер­на­ти­ва реальности0,2480,6530,128–0,0160,169
7. Про­стран­ство и время0,2770,014–0,066–0,1210,807
8. Само­ре­а­ли­за­ция0,0540,6520,1800,2160,377
9. Поло­жи­тель­ные эмоции0,9220,0430,0520,1000,052
10. Отри­ца­тель­ные эмоции0,5440,3270,519–0,3140,250
11. Пер­цеп­тив­ный–0,0150,842–0,1210,095–0,092

Куль­ту­ра меж­лич­ност­ных отно­ше­ний (КМО) и кри­те­рий сфе­рич­но­сти Барт­лет­та пока­за­ли, что дан­ные при­ем­ле­мы для про­ве­де­ния фак­тор­но­го анализа. 

Выбран­ные для содер­жа­тель­ной интер­пре­та­ции фак­то­ры в сум­ме опи­сы­ва­ют не менее 68 % общей дис­пер­сии ана­ли­зи­ру­е­мой кор­ре­ля­ци­он­ной матрицы.

2. Взаимосвязи индивидуальных представлений о виртуальном общении с личностными особенностями пользователей социальных сетей

Вто­рой этап иссле­до­ва­ния заклю­чал­ся в опре­де­ле­нии вза­и­мо­свя­зи 11 выде­лен­ных ком­по­нен­тов вир­ту­аль­но­го обще­ния с лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей и мес­сен­дже­ров, диа­гно­сти­ро­ван­ных с помо­щью 16-фак­тор­но­го лич­ност­но­го опрос­ни­ка Р.Б. Кет­тел­ла (фор­ма А).

В ходе кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за Спир­ме­на полу­че­ны зна­чи­мые кор­ре­ля­ции аффек­тив­но­го ком­по­нен­та вир­ту­аль­но­го обще­ния с фак­то­ром Q2 «Кон­фор­мизм — нон­кон­фор­мизм» опрос­ни­ка Кет­тел­ла (r = 0,223; р = 0,002).

Ком­по­нент, отве­ча­ю­щий за отри­ца­тель­но направ­лен­ные эмо­ции, вза­и­мо­свя­зан со сле­ду­ю­щи­ми факторами:

  • G «Мораль­ная нор­ма­тив­ность» (r = 0,160; р = 0,02),
  • M «Прак­тич­ность — меч­та­тель­ность» (r = –0,169; р = 0,02), Q3 «Само­кон­троль» (r = 0,183; р = 0,01),
  • Q2 «Кон­фор­мизм — нон­кон­фор­мизм» (r = 0,180; р = 0,02). Зна­чи­мых кор­ре­ля­ци­он­ных свя­зей с под­ком­по­нен­том поло­жи­тель­ные эмо­ции не обна­ру­же­но.

Связь когни­тив­но­го ком­по­нен­та кибер­ком­му­ни­ка­ции отме­че­на с факторами:

  • Q2 «Кон­фор­мизм — нон­кон­фор­мизм» (r = 0,199; р = 0,007),
  • F3 «Чув­стви­тель­ность — урав­но­ве­шен­ность» (r = 0,173; р = 0,02).

Полу­че­ны кор­ре­ля­ци­он­ные свя­зи ком­по­нен­та объ­ект­ность с факторами:

  • Н «Робость — сме­лость» (r = 0,185; р = 0,01),
  • I «Прак­тич­ность — чув­стви­тель­ность» (r = 0,190; р = 0,01), Q1 «Кон­сер­ва­тизм — ради­ка­лизм» (r = 0,199; р = 0,007),
  • F2 «Интро­вер­сия — экс­тра­вер­сия» (r = 0,20; р ≤ 0,01.

Выяв­ле­ны зна­чи­мые свя­зи ком­по­нен­та вир­ту­аль­ной само­ре­а­ли­за­ции с фак­то­ра­ми:

  • N «Пря­мо­ли­ней­ность — дипло­ма­тич­ность» (r = 0,221; р = 0,003),
  • Q1 «Кон­сер­ва­тизм — ради­ка­лизм» (r = 0,298; р = 0,001).

Субъ­ект­ность свя­за­на с фак­то­ром Q1 «Кон­сер­ва­тизм — ради­ка­лизм» (r = 0,203; р = 0,006).

Обсуждение результатов

Цель наше­го иссле­до­ва­ния состо­я­ла в изу­че­нии пред­став­ле­ний о вир­ту­аль­ном обще­нии и их вза­и­мо­свя­зи с лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей. 

Соглас­но резуль­та­там кон­тент-ана­ли­за (табл. 1) можем отме­тить, что в пред­став­ле­ни­ях о вир­ту­аль­ном обще­нии у поль­зо­ва­те­лей наи­бо­лее выра­же­ны ком­по­нен­ты «объ­ект­ность», «субъ­ект­ность», «моти­ва­ци­он­ный», наи­ме­нее — ком­по­нен­ты «про­стран­ство и вре­мя», а так­же ком­по­нен­ты «поло­жи­тель­ные эмо­ции», «отри­ца­тель­ные эмоции». 

Удоб­ство, кото­рое созда­ет объ­ект­ность, рез­ко повы­ша­ет чис­ло воз­мож­ных дей­ствий для чело­ве­ка, то есть уве­ли­чи­ва­ет уро­вень его субъ­ект­но­сти. Поэто­му чем выше сте­пень тех­но­ло­гич­но­сти и функ­ци­о­наль­но­сти плат­форм вир­ту­аль­но­го обще­ния, тем боль­ше полу­ча­ет субъ­ект воз­мож­но­стей для само­ре­а­ли­за­ции, само­пре­зен­та­ции и т.д.

Выра­жен­ность «моти­ва­ци­он­но­го» ком­по­нен­та кибер­ком­му­ни­ка­ции пред­по­ло­жи­тель­но опре­де­ля­ет вза­и­мо­связь субъ­ект-объ­ект­ной диа­ды и харак­те­ри­зу­ет направ­лен­ность лич­но­сти поль­зо­ва­те­ля, его глав­ные тен­ден­ции пове­де­ния, так как моти­ва­ци­он­ные состо­я­ния лич­но­сти зави­сят от объ­ек­тив­ных обсто­я­тельств и пред­ме­тов потреб­но­стей чело­ве­ка, а так­же от его систем смыс­ло­вых и цен­ност­ных обра­зо­ва­ний, при­тя­за­ний и дру­гих лич­ност­ных особенностей.

Дан­ные фак­тор­но­го ана­ли­за (табл. 2) поз­во­ля­ют постро­ить услов­ную модель пред­став­ле­ний о вир­ту­аль­ном обще­нии. Наи­боль­шие нагруз­ки по пер­во­му фак­то­ру полу­ча­ют пере­мен­ные, кото­рые опи­сы­ва­ют эмо­ци­о­наль­но-аффек­тив­ную сфе­ру лич­но­сти. Поэто­му дан­ный фак­тор мож­но интер­пре­ти­ро­вать как отве­ча­ю­щий за эмо­ци­о­наль­ную направ­лен­ность вир­ту­аль­но­го общения.

Вто­рой фак­тор име­ет выра­жен­ные нагруз­ки по трем пере­мен­ным, кото­рые содер­жа­тель­но несколь­ко раз­ли­ча­ют­ся. На наш взгляд, ком­по­нент «аль­тер­на­ти­ва реаль­но­сти», «само­ре­а­ли­за­ция» и «пер­цеп­тив­ный» могут объ­еди­нить­ся в кон­тек­сте само­вос­при­я­тия и само­пре­зен­та­ции, а так­же вос­при­я­тия дру­го­го в момент циф­ро­во­го вза­и­мо­дей­ствия. Пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным в этом слу­чае выде­лить более общий ком­по­нент — «пер­цеп­тив­ный», вклю­ча­ю­щий в себя опи­са­ния и функ­ции дру­гих смеж­ных компонентов. 

В допол­не­ние отме­тим, что одним из наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных аспек­тов вир­ту­аль­ной реаль­но­сти все же оста­ет­ся воз­мож­ность созда­ния лич­но­стью жела­е­мо­го впе­чат­ле­ния о себе, дози­ро­ван­но­го само­рас­кры­тия и кон­стру­и­ро­ва­ния обра­за по сво­е­му выбо­ру, спо­соб­ность мани­пу­ли­ро­вать созда­ва­е­мой идентичностью.

Тре­тий фак­тор име­ет зна­чи­мую отри­ца­тель­ную нагруз­ку по пере­мен­ной «объ­ект­ность», в этом слу­чае его мож­но опи­сать как «субъ­ект­ная актив­ность». Интер­пре­ти­руя и харак­те­ри­зуя дан­ный фак­тор, мож­но отме­тить, что бла­го­да­ря тех­но­ло­ги­ям вир­ту­аль­ной реаль­но­сти мен­таль­ная репре­зен­та­ция отдель­но­го чело­ве­ка потен­ци­аль­но более субъ­ект­на и сам по себе чело­век — потен­ци­аль­но более актив­ный агент воз­дей­ствия на струк­ту­ри­ро­ва­ние событий.

Чет­вер­тый фак­тор — «субъ­ект­но-лич­ност­ный», нагру­жен таки­ми ком­по­нен­та­ми, как «моти­ва­ци­он­ный» и «субъ­ект­ность». Опи­сы­вая содер­жа­тель­ную направ­лен­ность фак­то­ра, можем гово­рить, что поль­зо­ва­тель варьи­ру­ет про­яв­ле­ние соб­ствен­ной актив­но­сти в интер­нет-обще­нии, что поз­во­ля­ет ему в соци­аль­ных сетях и мес­сен­дже­рах решать акту­аль­ные для лич­но­сти про­бле­мы коммуникации. 

Напри­мер, такие, как фор­ми­ро­ва­ние чув­ства при­част­но­сти к зна­чи­мым груп­пам и при­ня­тие их чле­на­ми, рас­ши­ре­ние пред­став­ле­ния о мире и обес­пе­че­ние ста­нов­ле­ния субъ­ект­но­сти личности.

Пятый фак­тор полу­чил зна­чи­мую нагруз­ку по ком­по­нен­там «когни­тив­ный» и «про­стран­ство и вре­мя». Зна­чи­тель­ную роль в оцен­ке вир­ту­аль­но­го обра­за лич­но­сти игра­ют когни­тив­ные про­цес­сы, абстра­ги­ро­ва­ние, ана­лиз, син­тез полу­чен­ных дан­ных (мыш­ле­ние), сопо­став­ле­ние полу­чен­ной инфор­ма­ции с про­шлым опы­том и уже сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся эта­ло­на­ми (память, вооб­ра­же­ние, пред­став­ле­ние), а так­же интер­пре­та­ция инфор­ма­ции, кото­рая пред­став­ле­на в виде зна­ков, сим­во­лов и шаб­ло­нов (пат­тер­нов).

Так­же в вир­ту­аль­ном обще­нии при­сут­ству­ет фик­си­ро­ван­ность на вре­ме­ни, диа­ло­ги могут быть рас­тя­ну­ты во вре­мен­ном кон­ти­ну­у­ме, и необ­хо­ди­мо быст­ро сосре­до­то­чи­вать­ся на чате или сра­зу несколь­ких чатах. Сле­до­ва­тель­но, выде­лен­ный фак­тор мы можем интер­пре­ти­ро­вать как «когни­тив­но-вре­мен­ной», сутью кото­ро­го явля­ет­ся управ­ле­ние вре­ме­нем и выстра­и­ва­ние позна­ва­тель­но­го про­стран­ства в момент киберкоммуникации.

Обна­ру­жен­ная связь меж­ду выра­жен­но­стью аффек­тив­но­го ком­по­нен­та вир­ту­аль­но­го обще­ния и фак­то­ром Q2 опрос­ни­ка Кет­тел­ла поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что люди, име­ю­щие свою точ­ку зре­ния, обя­за­тель­ные и собран­ные, в боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ру­ют­ся на аффек­тив­ный ком­по­нент кибер­ком­му­ни­ка­ции.

В обще­нии поль­зо­ва­те­ли ста­ра­ют­ся про­яв­лять неза­ви­си­мость, наход­чи­вость, само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния. То есть эмо­ци­о­наль­ная зна­чи­мость в дан­ном кон­тек­сте может быть обу­слов­ле­на стрем­ле­ни­ем соот­вет­ство­вать себе, сво­им соб­ствен­ным цен­ност­ным пере­жи­ва­ни­ям, что поз­во­ля­ет, с одной сто­ро­ны, не боять­ся всту­пать во вза­и­мо­дей­ствия с новы­ми поль­зо­ва­те­ля­ми, а с дру­гой — само­сто­я­тель­но выби­рать стиль, фор­мы общения.

У ком­му­ни­кан­тов циф­ро­вой сре­ды, раци­о­наль­ных и кон­крет­ных в вир­ту­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии, ори­ен­ти­ро­ван­ных на мораль, выра­жен под­ком­по­нент, отве­ча­ю­щий за отри­ца­тель­но направ­лен­ные эмо­ции. Дан­ный факт отме­чен вза­и­мо­свя­зью пред­став­лен­но­го ком­по­нен­та с фак­то­ра­ми G, М, Q2, Q3. Обще­ние в дан­ном слу­чае может вос­при­ни­мать­ся в виде чет­ких интерак­ций, что поз­во­ля­ет сохра­нять опре­де­лен­ный уро­вень нормативности.

Люди, ста­биль­ные в эмо­ци­о­наль­ных про­яв­ле­ни­ях, собран­ные в выска­зы­ва­ни­ях и поступ­ках, уме­ю­щие аргу­мен­ти­ро­ва­но пред­ста­вить свою точ­ку зре­ния, неза­ви­си­мые от внеш­не­го вли­я­ния, вос­при­ни­ма­ют кибе­роб­ще­ние через приз­му когни­тив­но­го компонента.

Под­твер­жде­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые кор­ре­ля­ци­он­ные свя­зи это­го ком­по­нен­та с фак­то­ра­ми Q2, F3. Поль­зо­ва­тель в этом слу­чае может быть наце­лен на инфор­ма­цию, свя­зан­ную с фор­ми­ро­ва­ни­ем обра­за собе­сед­ни­ка. Важ­ным для ком­му­ни­кан­тов пред­став­ля­ет­ся поиск друг в дру­ге раз­ли­чий и сходств, кото­рые в даль­ней­шем вли­я­ют на про­цесс общения.

Вза­и­мо­связь ком­по­нен­та объ­ект­ность с фак­то­ра­ми Н, I, Q1, F2 может сви­де­тель­ство­вать о том, что сво­бо­да выра­жать свои мыс­ли и эмо­ции, а так­же раз­но­об­раз­но про­яв­лять себя на плат­фор­мах циф­ро­во­го обще­ния, харак­тер­на для поль­зо­ва­те­лей, под­дер­жи­ва­ю­щих мно­же­ство свя­зей и кон­так­тов, кото­рым свой­ствен­но про­яв­ле­ние ради­ка­лиз­ма, экс­прес­сив­но­сти, для вос­при­ни­ма­ю­щих кибе­роб­ще­ние через его функ­ци­о­наль­но-тех­но­ло­ги­че­ский аспект.

Связь меж­ду выра­жен­но­стью ком­по­нен­та само­ре­а­ли­за­ция и фак­то­ра­ми N, Q1 может гово­рить о том, что циф­ро­вая ком­му­ни­ка­ция явля­ет­ся базой для лич­ност­но­го раз­ви­тия ком­му­ни­кан­та, его само­вос­пи­та­ния. Так­же можем пред­по­ло­жить, что в дан­ном слу­чае цель и сред­ства вир­ту­аль­но­го обще­ния будут направ­ле­ны на то, что­бы оно было мак­си­маль­но ресурс­ным, резуль­та­тив­ным для собеседников.

Субъ­ект­ность свя­за­на с фак­то­ром Q1 и отра­жа­ет ком­му­ни­ка­ци­он­ную актив­ность, ини­ци­а­тив­ность. Жела­ние поль­зо­ва­те­ля циф­ро­во­го про­стран­ства быть в кон­так­те с широ­ким кру­гом дру­гих поль­зо­ва­те­лей пред­по­ла­га­ет уме­ние выстра­и­вать диа­лог с вза­и­мо­по­ни­ма­ни­ем на когни­тив­ном и эмо­ци­о­наль­ном уровне. Веро­ят­но, высо­кий уро­вень субъ­ект­но­сти может орга­ни­зо­вы­вать такая лич­ност­ная осо­бен­ность как радикализм.

Выводы

В ходе иссле­до­ва­ния в пред­став­ле­ни­ях людей о вир­ту­аль­ном обще­нии были выде­ле­ны сле­ду­ю­щие его ком­по­нен­ты: «аффек­тив­ный» с раз­де­ле­ни­ем на «поло­жи­тель­ные эмо­ции» и «отри­ца­тель­ные эмо­ции», «моти­ва­ци­он­ный», «когни­тив­ный», «объ­ект­ность», «субъ­ект­ность», «аль­тер­на­ти­ва реаль­но­сти», «само­ре­а­ли­за­ция», «про­стран­ство и вре­мя», «пер­цеп­ция».

У поль­зо­ва­те­лей сетей и мес­сен­дже­ров выра­же­ны сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты интер­нет-обще­ния: «объ­ект­ность», «субъ­ект­ность», «моти­ва­ци­он­ный», наи­ме­нее выра­же­ны — ком­по­нен­ты «про­стран­ство и вре­мя», «поло­жи­тель­ные эмо­ции», «отри­ца­тель­ные эмоции». 

С раз­ви­ти­ем функ­ци­о­на­ла ком­му­ни­ка­ци­он­ных интер­нет-плат­форм чело­век полу­ча­ет воз­мож­ность более пол­но реа­ли­зо­вать свой потен­ци­ал. Поэто­му боль­шая вклю­чен­ность в кибер­ком­му­ни­ка­цию рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти для само­ре­а­ли­за­ции, самопрезентации.

Фак­тор­ный ана­лиз выде­лен­ных нами ком­по­нен­тов вир­ту­аль­но­го обще­ния и их вза­и­мо­свя­зей поз­во­лил очер­тить при­мер­ную струк­ту­ру вир­ту­аль­но­го обще­ния, состо­я­щую из пяти фак­то­ров: эмо­ци­о­наль­но-аффек­тив­ный, пер­цеп­тив­ный, субъ­ект­ность, моти­ва­ци­он­ный, когнитивно-временной.

Поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных сетей, в зави­си­мо­сти от сво­их лич­ност­ных осо­бен­но­стей, по-раз­но­му вос­при­ни­ма­ют про­цесс вир­ту­аль­но­го обще­ния. В струк­ту­ре кибер­ком­му­ни­ка­ции одни ком­по­нен­ты могут пре­ва­ли­ро­вать над дру­ги­ми для обес­пе­че­ния более ком­форт­но­го и эффек­тив­но­го взаимодействия.

Литература

  1. Андре­ева Г.М. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия: учеб­ник для выс­ших учеб­ных заве­де­ний. М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Аре­сто­ва О.Н., Баба­нин Л.Н., Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та // 2-ая Рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по эко­ло­ги­че­ской пси­хо­ло­гии: тези­сы. (Москва, МГУ, 12–14 апре­ля 2000 г.). М.: Экоп­си­центр РОСС, 2000. С. 245–246.
  3. Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е., Смыс­ло­ва О.В. Интер­нет: воз­дей­ствие на лич­ность // Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / Под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го. М.: Можайск-Тер­ра, 2000. С. 11–39.
  4. Бара­нов А.Б. Соци­аль­ная пер­цеп­ция в усло­ви­ях меж­лич­ност­но­го и тек­сто­во­го вза­и­мо­дей­ствия // Пси­хо­ло­ги­че­ские и педа­го­ги­че­ские нау­ки. Все­рос­сий­ский жур­нал науч­ных пуб­ли­ка­ций. 2011. С. 46–48.
  5. Бого­мо­ло­ва Е.И. Вза­и­мо­связь лич­ност­ных харак­те­ри­стик с осо­бен­но­стя­ми актив­но­сти поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей интер­не­та: авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук. Крас­но­дар, 2015.
  6. Вой­скун­ский А.Е. Соци­аль­ная пер­цеп­ция в соци­аль­ных сетях // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 2014. № 2. C. 90–104.
  7. Гор­де­е­ва А.В. Кон­тент-ана­ли­ти­че­ское иссле­до­ва­ние струк­ту­ры обра­за ком­пью­те­ра // Нау­ка і освіта. Оде­са. 2001. № 6. С. 138–142.
  8. Енги­ба­рян Л.С. Инте­граль­ная инди­ви­ду­аль­ность субъ­ек­та инфо­ком­му­ни­ка­ции с высо­ким уров­нем вклю­чен­но­сти в Интер­нет-обще­ние // Вест­ник Ады­гей­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия 3. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия. 2014. № 4 (146). С. 127–135.
  9. Жич­ки­на А.Е. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты обще­ния в Интер­не­те // Фло­ги­стон. 2007. 
  10. Зеке­рья­ев Р.И. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вли­я­ния защит­ных меха­низ­мов лич­но­сти на ее интер­нет-актив­ность в вир­ту­аль­ном про­стран­стве // Пси­хо­ло­гия. Исто­ри­ко-кри­ти­че­ские обзор­ный и совре­мен­ные иссле­до­ва­ния. 2021. Т. 10, № . С. 68–76.
  11. Игна­тье­ва Э.А. Фор­ми­ро­ва­ние ком­му­ни­ка­тив­ных уме­ний вир­ту­аль­но­го обще­ния совре­мен­ной моло­де­жи: авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2012. Каза­рян Г.А., Тер-Сте­па­нян А.Г., Еги­а­за­рян А.А. Соот­но­ше­ние инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей моло­де­жи и интер­нет-ком­му­ни­ка­ции // Вест­ник Калуж­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 1. Пси­хо­ло­ги­че­ские нау­ки. Педа­го­ги­че­ские нау­ки. 2022. Т. 5, № 2 (15). С. 94–101.
  12. Косив­чен­ко Е.И. Осо­бен­но­сти лич­но­сти поль­зо­ва­те­ля вир­ту­аль­ных соци­аль­ных сетей // Лич­ность и бытие: субъ­ект­ный под­ход: мате­ри­а­лы V Все­росс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Ряби­ки­ной, В.В. Зна­ко­ва; Крас­но­дар: Куб­ГУ, 2010. С. 185–188.
  13. Куз­не­цо­ва Ю.М. Кар­ти­на мира и совре­мен­ные тех­но­ло­гии: «лег­кость бытия» в Интернете// Чело­век как субъ­ект и объ­ект медиа­пси­хо­ло­гии. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 437–468.
  14. Куни­цы­на В.Н. Меж­лич­ност­ное обще­ние: учеб­ник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
  15. Лучин­ки­на И.С. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­тив­но­го пове­де­ния лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве: дис. … канд. пси­хол. наук. Ростов-н/Д., 2019.
  16. Осин Р.В., Бара­нов А.А. Спе­ци­фи­ка обра­за парт­не­ра по обще­нию в интер­не­те и в реаль­ной жиз­ни // Пси­хо­лог. 2021. № 6. С. 40– 51.
  17. Пан­фе­ров В.Н. Пси­хо­ло­гия обще­ния // Вопро­сы фило­со­фии. 1971. № 7. С. 45–49.
  18. Раси­на Э.О. Место вир­ту­аль­но­го обра­за лич­но­сти в пер­цеп­тив­ных про­цес­сах соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия в вир­ту­аль­ном про­стран­стве // Науч­ный резуль­тат. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния. 2021. Т. 7, № 2. С. 115–129.
  19. Сам­со­но­ва Н.Н. Вза­и­мо­связь интер­нет-ком­му­ни­ка­ции и соци­аль­но­го пове­де­ния моло­де­жи: авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2018.
  20. Сол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И., Нестик Т.А. Циф­ро­вое поко­ле­ние Рос­сии: ком­пе­тент­ность и без­опас­ность. М.: Смысл, 2017.
  21. Стер­ле­де­ва Т.Д. Субъ­ект­ность и объ­ект­ность в аспек­те элек­трон­ной вир­ту­аль­ной реаль­но­сти // Интел­лект. Инно­ва­ции. Инве­сти­ции. 2018. № 4. С. 64–68.
  22. Сун­гу­ро­ва Н.Л., Михай­ло­ва Д.А. Осо­бен­но­сти когни­тив­но-лич­ност­ной регу­ля­ции сту­ден­тов с раз­ны­ми стра­те­ги­я­ми сете­вой актив­но­сти // Казан­ский педа­го­ги­че­ский жур­нал. 2020. № 3 (140). С. 215–221.
  23. Шме­лев А.Г., Похиль­ко В.И., Соло­вей­чик А.С. Тест-опрос­ник 16 ЛФ. Прак­ти­кум по пси­хо­ди­а­гно­сти­ке: Пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ские мате­ри­а­лы. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  24. Joinson, A.N., Vasalou, A., Courvoisier, D. (2010). Cultural differences, experience with social networks and the nature of «true commitment» in Facebook. International Journal of Human-Computer Studies, 68, 719–728.
  25. Lamerchs, J., Molder, H. (2003). Computer-Mediated Communication: From a Cognitive to a Discursive Model. New Media & Society, 5 (4), 451–473. (Retrieved fr om doi:10.1177/146144480354001) (review date: 01.11.2021).
  26. Lieberman, A, Amir, O, Schroeder, J. (2022). A voice inside my head: the psychosocial consequences of consumer technologies. Working Paper. Elsevier (Retrieved from https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2022.104133) (review date: 30.10.2022).
  27. Riedl, R. (2022). On the stress potential of videoconferencing: definition and root causes of Zoom fatigue. Electron Markets, 32. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/ s12525-021-00501-3) (review date: 30.10.2022).
  28. Sheldon, K.M., Abad, N., Hirsch, C. (2011). A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it. Journal of Personality and Social Psychology, 100, 766–775.
  29. Utz, S. (2015). The function of self-disclosure on social networking sites: not only intimate, but also positive and entertaining self-disclosures increases the feeling of connection. Computers in Human Behavior, 45, 1–10.
Источ­ник: Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 2023. Т. 46, № 3. C. 11–31. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-25

Об авторах

  • Алла Вале­ри­а­нов­на Гор­де­е­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та Донец­ко­го госу­дар­ствен­но­го университета.
  • Инна Алек­сан­дров­на Коно­нен­ко — аспи­рант кафед­ры пси­хо­ло­гии фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та Донец­ко­го госу­дар­ствен­но­го университета.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest