Добринская Д.Е. Киберпространство: территория современной жизни

Д

Введение

Жизнь совре­мен­но­го чело­ве­ка невоз­мож­но пред­ста­вить без тех­но­ло­гий. Люди на про­тя­же­нии всей исто­рии сво­е­го суще­ство­ва­ния стре­ми­лись созда­вать ком­форт­ные усло­вия жиз­не­де­я­тель­но­сти. Имен­но бла­го­да­ря это­му стрем­ле­нию чело­век смог окру­жить себя все­ми дости­же­ни­я­ми совре­мен­ной цивилизации. 

Осмыс­ле­ние послед­ствий инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ной рево­лю­ции при­ве­ло совре­мен­ных мыс­ли­те­лей к выво­ду о том, что чело­ве­че­ское обще­ство пре­тер­пе­ло дей­стви­тель­но серьез­ные каче­ствен­ные изме­не­ния. Харак­тер этих изме­не­ний поз­во­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать нача­ло новой эпо­хи раз­ви­тия чело­ве­че­ской исто­рии – эпо­хи гос­под­ства сетей1.

Как писал еще в сере­дине XX в. Мар­шалл Маклю­эн, “глав­ная осо­бен­ность элек­три­че­ской эпо­хи состо­ит в том, то она созда­ет гло­баль­ную сеть, во мно­гом похо­жую по сво­е­му харак­те­ру на нашу цен­траль­ную нерв­ную систе­му”, оформ­ля­ю­щую “еди­ное поле опы­та”2.

Про­изо­шед­ший во вто­рой поло­вине про­шло­го сто­ле­тия “взрыв инфор­ма­ции” стал при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния сете­во­го обще­ства, кото­рое харак­те­ри­зу­ет­ся ком­плекс­но­стью и струк­ту­ра кото­ро­го явля­ет­ся нерав­но­вес­ной3.

Мно­гие иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что сеть как фор­ма соци­аль­ной орга­ни­за­ции суще­ство­ва­ла и на заре чело­ве­че­ской исто­рии4.

Одна­ко толь­ко в послед­нюю треть XX сто­ле­тия, когда появ­ля­ют­ся слож­ные циф­ро­вые тех­но­ло­гии сете­вых ком­му­ни­ка­ций, повсе­днев­ная жизнь совре­мен­но­го чело­ве­ка пре­об­ра­зо­ва­лась ради­каль­но, а сети инсти­ту­ци­о­на­ли­зи­ро­ва­лись в каче­стве основ­ной фор­мы орга­ни­за­ции и вза­и­мо­дей­ствия соци­аль­ных, поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских сил. 

Неуди­ви­тель­но поэто­му, что ана­лиз функ­ци­о­ни­ро­ва­ния основ сете­во­го обще­ства содер­жит утвер­жде­ние о транс­фор­ма­ции чело­ве­че­ско­го опы­та в свя­зи с про­ис­хо­дя­щи­ми изме­не­ни­я­ми во всех сфе­рах совре­мен­но­го бытия. “И про­стран­ство, и вре­мя транс­фор­ми­ру­ют­ся под сов­мест­ным вли­я­ни­ем инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ной пара­диг­мы и соци­аль­ных форм и про­цес­сов, вызван­ных теку­щим про­цес­сом исто­ри­че­ских изме­не­ний”5.

Джон Урри рас­смат­ри­ва­ет осно­вы чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния сего­дня в рам­ках трех так назы­ва­е­мых “фонов при­ро­ды”: фон есте­ствен­ных объ­ек­тов, фон искус­ствен­ных объ­ек­тов и фон вир­ту­аль­ных объ­ек­тов6.

На фоне есте­ствен­ных объ­ек­тов (здесь иссле­до­ва­тель име­ет в виду при­род­ные ланд­шаф­ты пла­не­ты) раз­во­ра­чи­ва­лась боль­шая часть чело­ве­че­ской исто­рии. Фон искус­ствен­ных объ­ек­тов начи­на­ет созда­вать­ся во вре­мя Пер­вой и Вто­рой про­мыш­лен­ных рево­лю­ций. Фон вир­ту­аль­ных объ­ек­тов стал резуль­та­том инно­ва­ций Тре­тьей про­мыш­лен­ной революции. 

И, сле­дуя логи­ке рас­суж­де­ний мыс­ли­те­ля, мож­но пред­по­ло­жить, что пло­ды Чет­вер­той про­мыш­лен­ной рево­лю­ции, заяв­ле­ния о наступ­ле­нии кото­рой зву­чат в послед­ние годы все более отчет­ли­во7, созда­ют усло­вия для интен­си­фи­ка­ции про­цес­сов раз­ви­тия это­го фона.

Вир­ту­аль­ная при­ро­да как тре­тий вид при­род­но­го фона непо­сред­ствен­ным и самым тес­ным обра­зом свя­за­на с миром “дви­же­ния”. Объ­ек­ты мате­ри­аль­но­го мира (аппа­рат­ное и про­грамм­ное обес­пе­че­ние ком­пью­те­ров и раз­лич­но­го рода ком­му­ни­ка­тив­ных устройств), нахо­дясь все­гда рядом и про­ду­ци­руя бес­ко­неч­ные инфор­ма­ци­он­ные пото­ки, остав­ля­ют бес­чис­лен­ное мно­же­ство едва уло­ви­мых вир­ту­аль­ных сле­дов. Урри фик­си­ру­ет пере­ход от сооб­ще­ства к “вооб­ра­жа­е­мо­му при­сут­ствию”8.

Не при­ни­мая клас­си­че­ских поло­же­ний “социо­ло­ги­че­ской орто­док­сии”, ста­вя под вопрос изу­че­ние тра­ди­ци­он­но­го для социо­ло­гии пред­ме­та – обще­ства – Урри пред­ла­га­ет новые кате­го­рии для социо­ло­гии XXI в. Гло­ба­ли­за­ци­он­ные тен­ден­ции 90-х гг. про­шло­го сто­ле­тия явля­ют­ся одной из при­чин того, что социо­ло­гия, по мне­нию Урри, вышла за пре­де­лы “инди­ви­ду­аль­ных обществ”. 

Новая социо­ло­гия долж­на иметь дело с раз­лич­ны­ми вида­ми мобиль­но­стей, носи­те­ля­ми кото­рых явля­ют­ся живые орга­низ­мы, пред­ме­ты мате­ри­аль­но­го мира и инфор­ма­ция9. «Мож­но ска­зать, что он отвер­га­ет поня­тие “обще­ство” как реле­вант­ное совре­мен­ной социо­ло­гии и ее пред­ме­ту и пред­ла­га­ет заме­нить его тер­ми­ном “мобиль­ность”»10.

Идея мобиль­но­сти явля­ет­ся базой всех тео­ре­ти­че­ских постро­е­ний социо­ло­га, а три при­род­ных фона, опи­сан­ных выше, мож­но соот­не­сти с обо­зна­чен­ны­ми иссле­до­ва­те­лем вида­ми мобиль­но­стей. При этом ясно, что отли­ча­ясь от про­стых мате­ри­аль­ных сред дей­ствия, фон вир­ту­аль­ной при­ро­ды явля­ет­ся чрез­вы­чай­но чув­стви­тель­ным и спо­со­бен транс­фор­ми­ро­вать окру­жа­ю­щий мир, оста­ва­ясь при этом невидимым. 

Этот фон пред­став­ля­ет собой сово­куп­ность про­грамм­ных систем, поз­во­ля­ю­щих без созна­тель­но­го обду­мы­ва­ния и вме­ша­тель­ства чело­ве­ка осу­ществ­лять мно­го­крат­но повто­ря­ю­щи­е­ся дей­ствия. Систе­мы вир­ту­аль­ной при­ро­ды по-дру­го­му мож­но назвать кибер­про­стран­ством. Кибер­про­стран­ство пред­став­ля­ет собой неотъ­ем­ле­мую часть при­род­но­го фона совре­мен­но­го сете­во­го общества.

Происхождение термина “киберпространство”

Скотт Лэш опи­сы­ва­ет совре­мен­ную жизнь как тех­но­ло­ги­зи­ро­ван­ную. Инди­ви­ды неза­мет­но для себя начи­на­ют вос­при­ни­мать все, что про­ис­хо­дит вокруг, через приз­му тех­но­ло­ги­че­ских систем. Люди и маши­ны созда­ли союз меж­ду био­ло­ги­че­ской и тех­но­ло­ги­че­ской систе­ма­ми, в резуль­та­те чего сло­жил­ся слож­ный орга­ни­ко­тех­но­ло­ги­че­ский интер­фейс, в кото­ром инди­ви­ды уже не могут жить без помо­щи раз­лич­ных тех­ни­че­ских устройств11. Осо­бен­но­стью инфор­ма­ци­он­ной эпо­хи явля­ет­ся оформ­ле­ние ново­го типа про­стран­ства – киберпространства.

Поня­тие “кибер­про­стран­ство” (англ. cyberspace) мож­но рас­смат­ри­вать как гре­ко-латин­скую ком­би­на­цию, состо­я­щую из двух частей: “кибер-” (cyber-) и “про­стран­ство” (space). В Окс­форд­ском сло­ва­ре англий­ско­го язы­ка ука­за­но, что пре­фикс “cyber-” про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го сло­ва κυβερνήτες, что бук­валь­но пере­во­дит­ся как “пра­ви­те­ли”12.

Древ­ние гре­ки исполь­зо­ва­ли сло­во “кибер­не­ти­ка” в пря­мом смыс­ле как “искус­ство руле­во­го”, а в пере­нос­ном – как “искус­ство госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния”. В нача­ле XIX в. фран­цуз­ский мате­ма­тик и физик А.М. Ампер, пред­ло­жив­ший соб­ствен­ную клас­си­фи­ка­цию наук, назвал нау­ку об управ­ле­нии госу­дар­ством “кибер­не­ти­кой” (cybernetique), поме­стив ее меж­ду дипло­ма­ти­ей и тео­ри­ей вла­сти13.

В совре­мен­ном упо­треб­ле­нии “кибер­не­ти­кой” обо­зна­ча­ют нау­ку о про­цес­сах управ­ле­ния, пере­да­чи инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ци­ях в слож­ных дина­ми­че­ских систе­мах (тех­ни­че­ских, ком­пью­тер­ных, био­ло­ги­че­ских, ней­рон­ных, социальных). 

Тео­ре­ти­че­ской осно­вой кибер­не­ти­ки явля­ют­ся дости­же­ния мно­гих науч­ных дис­ци­плин, сре­ди кото­рых осо­бое место зани­ма­ют мате­ма­ти­че­ские нау­ки и логи­ка, био­ло­ги­че­ские нау­ки, раз­ра­бот­ка авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных средств управ­ле­ния и т.д. Основ­ные идеи кибер­не­ти­ки были сфор­му­ли­ро­ва­ны в 1948 г. Нор­бер­том Вине­ром в рабо­те “Кибер­не­ти­ка, или управ­ле­ние и связь в живот­ном и машине”14.

Даль­ней­шая эво­лю­ция кибер­дис­кур­са спо­соб­ство­ва­ла воз­ник­но­ве­нию цело­го ряда новых тер­ми­нов, обо­зна­ча­ю­щих появ­ле­ние ново­го мира, порож­ден­но­го раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий и рас­про­стра­не­ни­ем ком­пью­тер­но-опо­сре­до­ван­ной ком­му­ни­ка­ции (computermediated communication, CMC). В насто­я­щее вре­мя пре­фикс “cyber-” исполь­зу­ет­ся в сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих связь с сетя­ми элек­трон­ных ком­му­ни­ка­ций и вир­ту­аль­ной реальностью.

Впер­вые о кибер­про­стран­стве напи­сал канад­ский писа­тель­фан­таст Уильям Гиб­сон в “про­ро­че­ском” рас­ска­зе “Сожже­ние Хром”, опуб­ли­ко­ван­ном в июль­ском номе­ре жур­на­ла Omni в 1982 г15. В после­ду­ю­щих рабо­тах Гиб­сон про­дол­жа­ет актив­но исполь­зо­вать этот тер­мин, наря­ду с новы­ми для того вре­ме­ни поня­ти­я­ми, таки­ми как “искус­ствен­ный интел­лект”, “вир­ту­аль­ная реаль­ность”, “транс­на­ци­о­наль­ные кор­по­ра­ции”, “мат­ри­ца”. Осо­бую попу­ляр­ность в этой свя­зи полу­чил роман Гиб­со­на “Ней­ро­мант”16, опуб­ли­ко­ван­ный в 1984 г. 

Автор пишет о кибер­про­стран­стве как о сре­де “чув­ствен­ных гал­лю­ци­на­ций, испы­ты­ва­е­мых еже­днев­но мил­ли­ар­да­ми опе­ра­то­ров всех наций, в том чис­ле и детей, изу­ча­ю­щих мате­ма­ти­че­ские нау­ки… Гра­фи­че­ское отоб­ра­же­ние дан­ных ком­пью­те­ров, при­над­ле­жа­щих людям. Немыс­ли­мая слож­ность. Пото­ки све­та, упо­ря­до­чен­ные чело­ве­че­ским разу­мом, скоп­ле­ния и созвез­дия инфор­ма­ции”17.

Таким обра­зом, в том чис­ле и бла­го­да­ря рабо­там Гиб­со­на, поня­тие кибер­про­стран­ства проч­но укре­пи­лось в мас­со­вом созна­нии и во мно­гом опре­де­ли­ло совре­мен­ную куль­ту­ру вос­при­я­тия про­стран­ства и вре­ме­ни18.

С рас­про­стра­не­ни­ем в нача­ле 1990-х гг. все­мир­ной пау­ти­ны (World Wide Web, WWW) тер­мин “кибер­про­стран­ство” полу­чил прак­ти­че­ское при­ме­не­ние для опи­са­ния онлайн мира, в кото­ром вза­и­мо­дей­ствия инди­ви­дов и групп осу­ществ­ля­ют­ся посред­ством элек­трон­ных сетей, соеди­нен­ных сред­ства­ми инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий. 

Ману­эль Кастельс в свя­зи с этим напи­шет, что воз­ни­ка­ет “ком­му­ни­ка­ци­он­ный гибрид”, сво­дя­щий воеди­но места в физи­че­ском про­стран­стве и кибер­про­стран­стве19. Дж. Бар­лоу, один из актив­ных защит­ни­ков сво­бо­ды в интер­не­те, в ответ на “Акт о бла­го­при­стой­но­сти в теле­ком­му­ни­ка­ци­ях”20, пуб­ли­ку­ет “Декла­ра­цию неза­ви­си­мо­сти кибер­про­стран­ства”, в кото­рой пишет, что “кибер­про­стран­ство состо­ит из опе­ра­ций, вза­и­мо­от­но­ше­ний и самой мыс­ли, обра­зу­ю­щих подо­бие вол­но­во­го узо­ра в сети наших ком­му­ни­ка­ций. Наш мир – вез­де и нигде, и он не там, где живут наши тела”21.

Если обра­тить­ся к вопро­су про­ис­хож­де­ния тер­ми­на “кибер­про­стран­ство”, сме­стив акцент с циф­ро­вых осно­ва­ний пре­фик­са “cyber-” на про­стран­ствен­ные осно­ва­ния вто­рой части сло­ва “space”, то умест­ным пред­став­ля­ет­ся здесь точ­ка зре­ния Анри Лефев­ра, кото­рый пола­гал, что “каж­дое обще­ство про­из­во­дит свое про­стран­ство”22.

Мыс­ли­тель раз­ра­бо­тал “уни­тар­ную тео­рию про­стран­ства”, содер­жа­щую три ком­по­нен­та: физи­че­ское, мен­таль­ное и соци­аль­ное про­стран­ства. “Ина­че гово­ря, пред­ме­том иссле­до­ва­ния высту­па­ет логи­ко-эпи­сте­мо­ло­ги­че­ское про­стран­ство, про­стран­ство соци­аль­ной прак­ти­ки, заня­тое чув­ствен­ны­ми явле­ни­я­ми, в чис­ло кото­рых вхо­дят и вооб­ра­жа­е­мое, про­ек­ты и про­ек­ции, сим­во­лы, уто­пии”23.

Осно­вой кон­цеп­ции про­стран­ства явля­ет­ся утвер­жде­ние о том, что про­стран­ство есть соци­аль­ный про­дукт, обла­да­ю­щий спе­ци­фи­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми сооб­раз­но тому соци­аль­но-исто­ри­че­ско­му кон­тек­сту, в кото­ром оно продуцируется. 

Таким обра­зом, “про­стран­ство одно­вре­мен­но опре­де­ля­ет орга­ни­за­цию про­из­вод­ства и соци­аль­ные отно­ше­ния, но и само фор­ми­ру­ет­ся под их вли­я­ни­ем”24. В эпо­ху гос­под­ства циф­ро­вых тех­но­ло­гий таким про­стран­ством ста­но­вит­ся киберпространство.

Определение понятия “киберпространство”

Несмот­ря на то, что вот уже на про­тя­же­нии 30 лет вокруг кибер­про­стран­ства ведут­ся актив­ные дис­кус­сии, одно­знач­ной трак­тов­ки это­го поня­тия до сих пор нет, а в боль­шин­стве социо­ло­ги­че­ских спра­воч­ни­ков этот тер­мин отсутствует. 

Инте­рес­но, что еще Маклю­эн пред­ска­зал, что чело­ве­че­ство быст­ро при­бли­жа­ет­ся “к финаль­ной ста­дии рас­ши­ре­ния чело­ве­ка вовне – ста­дии тех­но­ло­ги­че­ской симу­ля­ции созна­ния, когда твор­че­ский про­цесс позна­ния будет кол­лек­тив­но и кор­по­ра­тив­но рас­ши­рен до мас­шта­бов все­го чело­ве­че­ско­го обще­ства при­мер­но так же, как ранее бла­го­да­ря раз­лич­ным сред­ствам ком­му­ни­ка­ции были рас­ши­ре­ны вовне наши чув­ства и наши нер­вы”25.

Он писал, что после почти трех­ты­ся­че­лет­ней исто­рии взрыв­но­го раз­бро­са, свя­зан­но­го с фраг­мен­тар­ны­ми и меха­ни­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми, совре­мен­ный запад­ный мир взры­ва­ет­ся вовнутрь. На про­тя­же­нии десят­ков веков меха­ни­че­ских эпох люди рас­ши­ря­ли свои тела в про­стран­стве. Бла­го­да­ря изоб­ре­те­нию элек­три­че­ства появи­лась воз­мож­ность рас­ши­рить свою цен­траль­ную нерв­ную систе­му до все­лен­ских мас­шта­бов. Так, огра­ни­че­ния, накла­ды­ва­е­мые про­стран­ством и вре­ме­нем, были преодолены.

Мно­же­ствен­ность интер­пре­та­ций тер­ми­на кибер­про­стран­ства объ­яс­ня­ет­ся рядом при­чин. Во-пер­вых, очень часто иссле­до­ва­те­ли отож­деств­ля­ют кибер­про­стран­ство и про­стран­ство интер­не­та. Сле­ду­ет, одна­ко, заме­тить, что кибер­про­стран­ство есть про­дукт функ­ци­о­ни­ро­ва­ния любых инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий (в том чис­ле и интернета). 

Мож­но опре­де­лить кибер­про­стран­ство как про­стран­ство, не сво­ди­мое к физи­че­ско­му про­стран­ству, в кото­ром аген­ты всту­па­ют во вза­и­мо­дей­ствие в усло­ви­ях функ­ци­о­ни­ро­ва­ния мно­же­ства тех­ни­че­ски скон­фи­гу­ри­ро­ван­ных сред. Во-вто­рых, в лите­ра­ту­ре име­ет место под­ме­на поня­тий кибер­про­стран­ства и вир­ту­аль­ной реальности. 

Под вир­ту­аль­ной реаль­но­стью пони­ма­ют сово­куп­ность ощу­ще­ний инди­ви­да, порож­ден­ных исполь­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных тех­ни­че­ских и элек­трон­ных устройств, кото­рые спо­соб­ны ими­ти­ро­вать функ­ции объ­ек­тов реаль­но­го мира (зре­ние, слух, ося­за­ние). Вир­ту­аль­ная реаль­ность созда­ет искус­ствен­ную среду. 

С помо­щью средств вир­ту­аль­ной реаль­но­сти инди­ви­ды погру­жа­ют­ся в кибер­про­стран­ство. В отли­чие от вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, кибер­про­стран­ство не осно­ва­но на чув­ствен­ных симу­ля­ци­ях с целью созда­ния иллю­зии реаль­но­сти. В кибер­про­стран­стве про­ис­хо­дит пре­иму­ще­ствен­но тек­сто­вое обще­ние, кото­рое соот­но­си­мо с объ­ек­тив­ной реаль­но­стью26.

В-тре­тьих, дву­смыс­лен­ность тер­ми­на “кибер­про­стран­ство” и нало­же­ние кибер­про­стран­ства на реаль­ную соци­аль­ную жизнь есть резуль­тат бес­пре­це­дент­но­го чис­ла соци­аль­ных отно­ше­ний, кото­рые порож­да­ют совре­мен­ные технологии. 

И, нако­нец, сле­ду­ет отме­тить, что ско­рость раз­ра­бот­ки, внед­ре­ния и повсе­мест­но­го рас­про­стра­не­ния тех­но­ло­ги­че­ских нова­ций в совре­мен­ном мире зача­стую созда­ет серьез­ные пре­пят­ствия для осу­ществ­ле­ния акту­аль­но­го ана­ли­за и попы­ток про­гно­зи­ро­ва­ния даже в пер­спек­ти­ве от одно­го года до трех лет. 

То, что еще совсем недав­но вос­при­ни­ма­лось мно­ги­ми ака­де­ми­че­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми лишь как око­ло­на­уч­ные рас­суж­де­ния писа­те­лей-футу­ро­ло­гов, сего­дня ста­ло частью повсе­днев­ной жиз­ни большинства.

Кибер­про­стран­ство, или по-дру­го­му циф­ро­вая сре­да, – это про­стран­ство функ­ци­о­ни­ро­ва­ния про­дук­тов инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий, поз­во­ля­ю­щих созда­вать чрез­вы­чай­но слож­ные систе­мы вза­и­мо­дей­ствий аген­тов с целью полу­че­ния инфор­ма­ции, обме­на и управ­ле­ния ею, а так­же осу­ществ­ле­ния ком­му­ни­ка­ций в усло­ви­ях мно­же­ства раз­лич­ных сетей. 

Гра­ни­цы кибер­про­стран­ства несво­ди­мы к гра­ни­цам физи­че­ско­го про­стран­ства. Гра­ни­цы кибер­про­стран­ства подвиж­ны и измен­чи­вы. Кибер­про­стран­ство рас­се­я­но повсю­ду, и одно­вре­мен­но оно не отоб­ра­же­но ни на одной кар­те мира. Кибер­про­стран­ство еди­но и неде­ли­мо гра­ни­ца­ми наци­о­наль­ных государств. 

Кибер­про­стран­ство пред­став­ля­ет собой бес­ко­неч­ные воз­мож­но­сти для ком­му­ни­ка­ции. Оно есть потен­ци­ал, реа­ли­зу­е­мый каж­дым, кто в него погру­жа­ет­ся и кого оно “захва­ты­ва­ет” поми­мо соб­ствен­но­го желания. 

Для мно­гих соци­аль­ных тео­ре­ти­ков кибер­про­стран­ство инте­рес­но с точ­ки зре­ния внут­рен­них отно­ше­ний – новые фор­мы соци­а­ли­за­ции, а так­же его соот­не­се­ние с реаль­ным гео­гра­фи­че­ским, физи­че­ским пространством.

Алек­сандр Вой­скун­ский опре­де­ля­ет кибер­про­стран­ство как “нали­чие неко­е­го мира, обла­да­ю­ще­го про­тя­жен­но­стью и мет­ри­кой и пред­став­лен­но­го в созна­нии”, уточ­няя, что в созна­нии раз­ных людей оно пред­став­ле­но, веро­ят­нее все­го, по-раз­но­му. Осо­бен­но­стью мира кибер­про­стран­ства явля­ет­ся хра­не­ние прак­ти­че­ски неогра­ни­чен­ных объ­е­мов инфор­ма­ции и раз­вле­че­ний, а так­же предо­став­ле­ние инди­ви­дам “воз­мож­но­стей для бес­чис­лен­ных спо­со­бов само­вы­ра­же­ния”27.

Бар­ри Уэлл­ман рас­смат­ри­ва­ет кибер­про­стран­ство в каче­стве посред­ни­ка, бла­го­да­ря кото­ро­му люди орга­ни­зу­ют свои дела и запол­ня­ют вре­мя меж­ду встре­ча­ми. Кибер­про­стран­ство предо­став­ля­ет ряд несо­мнен­ных пре­иму­ществ: люди могут общать­ся онлайн имен­но с теми, с кем они хотят. 

Наря­ду с физи­че­ским про­стран­ством, про­дол­жа­ю­щим сохра­нять свое важ­ное зна­че­ние, кибер­про­стран­ство ста­но­вит­ся сово­куп­но­стью кибер­мест (cyberplace), бла­го­да­ря кото­рым инди­ви­ды нахо­дят или созда­ют новые сооб­ще­ства28, полу­чив­шие назва­ние “вир­ту­аль­ные сообщества”.

Кастельс в тео­рии сете­во­го обще­ства опи­сы­ва­ет новую про­стран­ствен­ную логи­ку – про­стран­ство пото­ков, кото­рая про­ти­во­по­став­ле­на уко­ре­нен­ной про­стран­ствен­ной орга­ни­за­ции наше­го обще­го опы­та – про­стран­ству мест29. Как и Лефевр, уче­ный опре­де­ля­ет про­стран­ство как “выра­же­ние обще­ства”30.

Струк­тур­ные транс­фор­ма­ции, кото­рым под­вер­га­ют­ся совре­мен­ные обще­ства, про­из­во­дят поэто­му новые про­стран­ствен­ные фор­мы и про­цес­сы. Кастельс уве­рен, что пре­об­ла­да­ю­щее чис­ло соци­аль­ных прак­тик инфор­ма­ци­он­ной эпо­хи не свя­за­но с физи­че­ской близостью.

Совре­мен­ное обще­ство оформ­ля­ет­ся посред­ством бес­ко­неч­но­го чис­ла пото­ков капи­та­ла, инфор­ма­ции и тех­но­ло­гий. Кастельс опре­де­ля­ет пото­ки как “целе­на­прав­лен­ные, повто­ря­ю­щи­е­ся, про­грам­ми­ру­е­мые после­до­ва­тель­но­сти обме­нов и вза­и­мо­дей­ствий меж­ду физи­че­ски разъ­еди­нен­ны­ми пози­ци­я­ми, кото­рые зани­ма­ют соци­аль­ные акто­ры в эко­но­ми­че­ских, поли­ти­че­ских и сим­во­ли­че­ских струк­ту­рах общества”.

По мне­нию иссле­до­ва­те­ля, мож­но выде­лить четы­ре мате­ри­аль­ных слоя про­стран­ства потоков:

  1. Пер­вая мате­ри­аль­ная опо­ра про­стран­ства пото­ков состо­ит из цепи элек­трон­ных импуль­сов – тех­но­ло­ги­че­ская инфра­струк­ту­ра инфор­ма­ци­он­ных систем, теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных систем и транс­порт­ных линий (мик­ро­элек­тро­ни­ка, теле­ком­му­ни­ка­ции, ком­пью­тер­ная обра­бот­ка, систе­мы веща­ния и высо­ко­ско­рост­но­го транс­пор­та и т.д.). Про­стран­ство пото­ков кон­сти­ту­и­ру­ет­ся сетью вза­и­мо­дей­ствий, а цели и зада­чи каж­дой сети обра­зу­ют раз­лич­ные про­стран­ства пото­ков. К при­ме­ру, финан­со­вые рын­ки, высо­ко­тех­но­ло­гич­ное про­из­вод­ство, сфе­ра раз­вле­че­ний, новост­ные СМИ и т.п. обра­зу­ют свои спе­ци­фи­че­ские тех­но­ло­ги­че­ские систе­мы и раз­лич­ные тер­ри­то­ри­аль­ные профили.
  2. Вто­рой слой про­стран­ства пото­ков состо­ит из узлов, хабов и ком­му­ни­ка­ци­он­ных цен­тров. Про­стран­ство пото­ков не лише­но мест (Уолл-Стрит или Гин­дза – это узлы тор­гов­ли, Берк­ли, Стэн­форд – узлы нау­ки). Хабы пред­став­ля­ют собой места ком­му­ни­ка­ции (аэро­пор­ты, авто­бус­ные или желез­но­до­рож­ные стан­ции). Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние хабов осно­ва­но на элек­трон­ной сети, но эта сеть свя­зы­ва­ет меж­ду собой кон­крет­ные места с чет­ко очер­чен­ны­ми соци­аль­ны­ми, куль­тур­ны­ми, физи­че­ски­ми и функ­ци­о­наль­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми. Узлы и ком­му­ни­ка­ци­он­ные цен­тры орга­ни­зо­ва­ны иерар­хи­че­ски в соот­вет­ствии со сво­им весом в сети, одна­ко сете­вая иерар­хия явля­ет­ся гиб­кой. Таким обра­зом, автор кон­ста­ти­ру­ет, что глав­ные про­цес­сы в совре­мен­ном мире отчет­ли­во фик­си­ру­ют­ся в сетях, кото­рые име­ют спо­соб­ность свя­зы­вать раз­лич­ные физи­че­ские места (лока­лии) и наде­ля­ют каж­дое из них опре­де­лен­ной ролью и соот­вет­ству­ю­щим весом в иерар­хии созда­ния богат­ства, обра­бот­ки инфор­ма­ции и реа­ли­за­ции власт­ных пол­но­мо­чий, кото­рые, в конеч­ном сче­те, и обу­слов­ли­ва­ют судь­бу каж­дой локалии.
  3. Тре­тий слой про­стран­ства пото­ков отно­сит­ся к про­стран­ствен­ной орга­ни­за­ции власт­ву­ю­щих мене­джер­ских элит. Про­стран­ство пото­ков явля­ет­ся доми­ни­ру­ю­щей про­стран­ствен­ной логи­кой, посколь­ку отра­жа­ет инте­ре­сы эли­ты. Осо­бен­но­стью совре­мен­ной эли­ты явля­ет­ся ее кос­мо­по­ли­тич­ный харак­тер. Про­стран­ства вла­сти и богат­ства про­ни­зы­ва­ют весь мир, тогда как жизнь и опыт наро­дов уко­ре­нен в кон­крет­ных местах, в их куль­ту­ре, исто­рии и жиз­нен­ном укла­де. Чем боль­ше соци­аль­ная орга­ни­за­ция осно­ва­на на вне­исто­ри­че­ских пото­ках, вытес­ня­ю­щих логи­ку любо­го кон­крет­но­го места, тем боль­ше логи­ка гло­баль­ной вла­сти ухо­дит из-под кон­тро­ля со сто­ро­ны мест­ных и наци­о­наль­ных сооб­ществ31.
  4. Про­стран­ство пото­ков содер­жит элек­трон­ные про­стран­ства, такие как сай­ты в интер­не­те, мес­сен­дже­ры и т.п. (это могут быть как одно­на­прав­лен­ные, так и интер­ак­тив­ные пото­ки). Имен­но этот слой про­стран­ства пото­ков харак­те­ри­зу­ет­ся сего­дня наи­боль­шей дина­ми­кой раз­ви­тия, и ока­зы­ва­ет опре­де­ля­ю­щее воз­дей­ствие на про­цес­сы при­ня­тия реше­ний, про­из­вод­ства инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­цию32.

Кастельс пишет о том, что наблю­да­ет­ся “шизо­фре­ни­че­ское струк­тур­ное раз­дво­е­ние меж­ду дву­мя про­стран­ствен­ны­ми логи­ка­ми, кото­рое угро­жа­ет раз­ру­шить ком­му­ни­ка­ци­он­ные кана­лы в обще­стве. Доми­ни­ру­ю­щая тен­ден­ция направ­ле­на к гори­зон­ту сете­во­го вне­исто­ри­че­ско­го про­стран­ства пото­ков, стре­мя­щих­ся навя­зать свою логи­ку рас­се­ян­ным сег­мен­ти­ро­ван­ным местам, все сла­бее свя­зан­ным друг с дру­гом, все менее и менее спо­соб­ным поль­зо­вать­ся общи­ми куль­тур­ны­ми кода­ми”33.

И здесь сле­ду­ет еще раз ука­зать на слож­ность опре­де­ле­ния “кибер­про­стран­ства”. Пер­вые рабо­ты в этой обла­сти часто содер­жа­ли опи­са­ние кибер­про­стран­ства, схо­жее с тем, как писал о нем еще Гиб­сон. Фак­ти­че­ски кибер­про­стран­ство, будучи про­дук­том инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий, срав­ни­ва­лось с вир­ту­аль­ной реаль­но­стью, в кото­рой поль­зо­ва­те­ли теря­ют ощу­ще­ние реаль­но­го мира и фак­ти­че­ски рас­тво­ря­ют­ся во все­лен­ной абстракт­ных форм и вир­ту­аль­ных объ­ек­тов. Нет сомне­ния, что и сего­дня такие явле­ния рас­про­стра­не­ны посред­ством раз­лич­но­го рода симу­ля­ций и сете­вых игр. 

Тем не менее, сле­ду­ет отме­тить, что кибер­про­стран­ство – это не толь­ко спе­ци­фи­че­ский интер­фейс и пол­ное погру­же­ние посред­ством устройств вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (спе­ци­аль­ные очки и пер­чат­ки, устрой­ства, под­клю­ча­е­мые к игро­вой кон­со­ли, мик­ро­чи­пы и т.п.). Кибер­про­стран­ство фак­ти­че­ски пред­став­ля­ет собой общее про­стран­ство инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, в кото­ром как нель­зя более отчет­ли­во наблю­да­ют­ся послед­ствия гло­ба­ли­за­ции, во всем мно­го­об­ра­зии ее про­яв­ле­ний34.

Имен­но в этом смыс­ле кибер­про­стран­ство может рас­смат­ри­вать­ся как аль­тер­на­тив­ное про­стран­ство, суще­ству­ю­щее по мет­ко­му выра­же­нию Кастель­са “на краю веч­но­сти”. Рас­сто­я­ния в кибер­про­стран­стве изме­ря­ют­ся щелч­ком ком­пью­тер­ной мыши. Здесь как нель­зя кста­ти подой­дет став­шая уже кры­ла­той фра­за Маклю­эна: “Сред­ство ком­му­ни­ка­ции есть сооб­ще­ние”. Сооб­ще­ние – это пара­диг­ма­ти­че­ское сред­ство ком­му­ни­ка­ции инфор­ма­ци­он­ной эпохи. 

В совре­мен­ном мире сооб­ще­ние похо­же на бай­ты. Лэш в этой свя­зи напо­ми­на­ет, что цен­ность кни­ги оце­ни­ва­ет­ся воз­рас­том 20 лет и более, цен­ность газе­ты – не более одно­го дня, а цен­ность сооб­ще­ния может быть уста­рев­шей уже через 20 секунд после его полу­че­ния (к при­ме­ру, коти­ров­ки на бир­жах). Инфор­ма­ция в совре­мен­ном мире не име­ет кон­цеп­ту­аль­но­го оформ­ле­ния, посколь­ку у инди­ви­да прак­ти­че­ски отсут­ству­ет вре­мя на рефлек­сию35.

В насто­я­щее вре­мя еди­ная сеть элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции рас­про­стра­ня­ет­ся на все сфе­ры чело­ве­че­ско­го опы­та в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни и неза­ви­си­мо от место­на­хож­де­ния инди­ви­да. Не важен IP-адрес, не важ­но гео­по­ли­ти­че­ское нахож­де­ние сер­ве­ра, посколь­ку в общей инфор­ма­ци­он­ной сре­де сайт, раз­ра­бо­тан­ный спе­ци­а­ли­ста­ми, нахо­дя­щи­ми­ся, напри­мер, в Рос­сии, в конеч­ном ито­ге нахо­дит­ся в пре­де­лах того же ком­му­ни­ка­ци­он­но­го поля, что и интер­нет-стра­ни­ца, создан­ная в Ита­лии. Таким обра­зом, общее ком­му­ни­ка­ци­он­ное про­стран­ство созда­ет ощу­ще­ние сжа­то­сти и одно­мо­мент­но­сти про­ис­хо­дя­щих событий.

Таким обра­зом, мож­но заклю­чить, что опре­де­ле­ние кибер­про­стран­ства может быть рас­кры­то в трех раз­лич­ных перспективах:

  1. физи­че­ский аспект киберпространства;
  2. инфор­ма­ци­он­ный аспект киберпространства;
  3. соци­аль­ный аспект киберпространства.

С точ­ки зре­ния физи­че­ско­го или мате­ри­аль­но­го вос­при­я­тия кибер­про­стран­ства, важ­ным явля­ет­ся нали­чие опре­де­лен­ных устройств (ком­пью­те­ры, смарт­фо­ны, сред­ства вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и т.п.), посред­ством кото­рых кибер­про­стран­ство созда­ет­ся и функционирует. 

Кибер­про­стран­ство – это вир­ту­аль­ное место, созда­ва­е­мое сетью вза­и­мо­свя­зан­ных ком­пью­те­ров, в кото­ром вза­и­мо­дей­ству­ют аген­ты36. И, несмот­ря на то, что кибер­про­стран­ство не явля­ет­ся вме­сти­ли­щем реаль­ных мате­ри­аль­ных объ­ек­тов, реаль­ные мате­ри­аль­ные объ­ек­ты созда­ют места вир­ту­аль­ные, кото­рые не име­ют про­стран­ствен­но-вре­мен­ной про­тя­жен­но­сти, одна­ко явля­ют­ся места­ми вза­и­мо­дей­ствия, в них хра­нит­ся огром­ное коли­че­ство инфор­ма­ции, и созда­ют­ся гра­ни­цы для защи­ты этой инфор­ма­ции или воз­мож­но­стей огра­ни­че­ния досту­па к опре­де­лен­ным ресур­сам в киберпространстве.

Инфор­ма­ци­он­ный аспект кибер­про­стран­ства пред­по­ла­га­ет ана­лиз кибер­про­стран­ства как сово­куп­но­сти бес­чис­лен­ных инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, через кото­рые с неве­ро­ят­ной ско­ро­стью кур­си­ру­ет инфор­ма­ция, пере­ве­ден­ная в циф­ро­вую форму.

И, нако­нец, соци­аль­ный аспект ана­ли­за кибер­не­ти­че­ско­го про­стран­ства свя­зан с изу­че­ни­ем всех соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий, кото­рые про­ис­хо­дят в этой неося­за­е­мой циф­ро­вой сре­де, в том чис­ле функ­ци­о­ни­ро­ва­ние мно­го­чис­лен­ных вир­ту­аль­ных сооб­ществ, а так­же новые воз­мож­но­сти для постро­е­ния идентичностей. 

Оче­вид­но, что кибер­про­стран­ство и реаль­ное про­стран­ство нераз­рыв­но свя­за­ны меж­ду собой и пере­се­ка­ют­ся в общем пото­ке соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий. В этой свя­зи целе­со­об­раз­но отме­тить, что новые воз­мож­но­сти, кото­рые откры­ва­ют для чело­ве­ка инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии поз­во­ли­ли фак­ти­че­ски сте­реть гра­ни­цу меж­ду реаль­ным миром и кибер­про­стран­ством37.

Характеристики киберпространства

Опре­де­лив кибер­про­стран­ство как новую сре­ду суще­ство­ва­ния совре­мен­но­го чело­ве­ка, сле­ду­ет обра­тить­ся к клю­че­вым его харак­те­ри­сти­кам. Одной из таких харак­те­ри­стик явля­ет­ся его вир­ту­аль­ность. Совре­мен­ное упо­треб­ле­ние поня­тия “вир­ту­аль­ность” все чаще выхо­дит за рам­ки обла­сти инфор­ма­ти­ки и ком­пью­тер­ной техники. 

«В оби­ход вошли такие, еще до недав­не­го вре­ме­ни быв­шие “нере­аль­ны­ми” соче­та­ния, как “вир­ту­аль­ная кор­по­ра­ция”, “вир­ту­аль­ные день­ги”, “вир­ту­аль­ная демо­кра­тия”, “вир­ту­аль­ное обу­че­ние” и т.п. Вир­ту­аль­ная реаль­ность, таким обра­зом, ста­но­вит­ся мак­си­маль­но объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной, пре­дель­но кон­крет­ной и ощу­ти­мой»38.

Это озна­ча­ет, что кибер­про­стран­ство жест­ко не при­вя­за­но и не зави­сит от кон­крет­но­го про­стран­ствен­но-вре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния. Место вза­и­мо­дей­ствия в кибер­про­стран­стве не тре­бу­ет, что­бы аген­ты вза­и­мо­дей­ствия нахо­ди­лись в одном кон­крет­ном месте в опре­де­лен­ный момент вре­ме­ни для того, что­бы их встре­ча в кибер­про­стран­стве состоялась. 

Несо­мнен­но, вза­и­мо­дей­ствие в кибер­про­стран­стве свя­за­но с физи­че­ским суб­стра­том, но оно может быть син­хрон­ным или асин­хрон­ным, и оно может быть доступ­но аген­там прак­ти­че­ски в любом гео­гра­фи­че­ском про­стран­стве. Вир­ту­аль­ность здесь не высту­па­ет про­ти­во­по­лож­но­стью дей­стви­тель­но­сти. Тем не менее, вир­ту­аль­ность обо­зна­ча­ет то, что нечто в кибер­про­стран­стве может быть совсем не тем, чем кажется. 

Таким обра­зом, кибер­про­стран­ство, будучи вир­ту­аль­ным местом, не явля­ет­ся местом в при­выч­ном смыс­ле, когда место или про­стран­ство для вза­и­мо­дей­ствия огра­ни­че­но про­стран­ствен­но-вре­мен­ны­ми рамками.

Дру­гой важ­ной харак­те­ри­сти­кой кибер­про­стран­ства явля­ет­ся связь меж­ду кибер­про­стран­ством и сетью. Кибер­про­стран­ство нель­зя отож­деств­лять с сетью или опи­сы­вать как сово­куп­ность дан­ных, хра­ня­щих­ся на ком­пью­те­рах, и предо­став­ля­е­мых через ком­пью­тер­ные сети. Одна­ко кибер­про­стран­ство во мно­гом зави­сит от функ­ци­о­ни­ро­ва­ния инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей (пре­иму­ще­ствен­но речь идет об интернете). 

Более кон­крет­но, кибер­про­стран­ство явля­ет­ся местом или про­стран­ством, кото­рое кон­тро­ли­ру­ет суще­ство­ва­ние и рабо­ту вза­и­мо­свя­зан­ных сетей ком­пью­те­ров. Сле­до­ва­тель­но, любое изме­не­ние состо­я­ния соот­вет­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зан­ных ком­пью­те­ров, таких как поте­ря мощ­но­сти, так­же будет свя­за­но с изме­не­ни­ем вза­и­мо­дей­ствия в кибер­про­стран­стве: напри­мер, невоз­мож­но­стью взаимодействия.

Кибер­про­стран­ство как про­стран­ство для вза­и­мо­дей­ствия – еще одна важ­ная харак­те­ри­сти­ка кибер­про­стран­ства. При­ме­ры вза­и­мо­дей­ствия в кибер­про­стран­стве: интер­нет-бан­кинг, гей­минг, соци­аль­ные сети, элек­трон­ные тор­ги, ново­сти, онлайн-шоп­пинг, поис­ко­вые систе­мы, элек­трон­ное пра­ви­тель­ство, краудсорсинг.

Отдель­но необ­хо­ди­мо рас­смот­реть харак­тер­ную чер­ту кибер­про­стран­ства, кото­рая свя­за­на с тем, что оно не явля­ет­ся чет­ко опре­де­лен­ным и задан­ным. Вой­скун­ский в этой свя­зи при­во­дит срав­не­ние кибер­про­стран­ства с кар­той, име­ю­щей бес­ко­неч­ное мно­же­ство вхо­дов, кото­рую нико­гда невоз­мож­но уви­деть цели­ком, посколь­ку оно все­гда откры­ва­ет­ся лишь частич­но и с любо­го места. Эта кар­та посто­ян­но изме­ня­ет­ся, что отра­жа­ет мобиль­ность раз­ви­ва­ю­ще­го­ся кибер­про­стран­ства, а про­тя­жен­ность интер­ва­лов меж­ду инфор­ма­ци­он­ны­ми мас­си­ва­ми, как пра­ви­ло, неизвестна. 

В этой свя­зи автор так­же опи­сы­ва­ет кибер­про­стран­ство как гипер­текст или сеть. Гипер­текст нели­не­ен и содер­жит мно­же­ство раз­но­род­ных свя­зей, что созда­ет соб­ствен­ное вос­при­я­тие кибер­про­стран­ства у каж­до­го аген­та, нахо­дя­ще­го­ся в циф­ро­вой среде. 

По ана­ло­гии с сетью, кибер­про­стран­ство в этом слу­чае харак­те­ри­зу­ет­ся децен­тра­ли­за­ци­ей и раз­мы­то­стью гра­ниц. “Нало­же­ние гипер­тек­сто­вой струк­ту­ры на обыч­ную кар­ту зем­ной поверх­но­сти с оче­вид­ны­ми сгу­ще­ни­я­ми (ска­жем, в рай­оне Сили­ко­но­вой доли­ны) и точками/ систе­ма­ми обме­на тра­фи­ком харак­те­ри­зу­ет вовсе не топо­ло­гию кибер­про­стран­ства, а гео­гра­фию про­ло­жен­ных в инду­стри­аль­ную эпо­ху линий свя­зи и нерав­но­мер­ность урба­ни­за­ции в инфор­ма­ци­он­ную эпо­ху”39.

Еще одной осо­бен­но­стью кибер­про­стран­ства явля­ет­ся воз­мож­ность рас­смат­ри­вать его как част­ное, интим­ное, или откры­тое, пуб­лич­ное. Мно­же­ствен­ность свя­зей сете­вой струк­ту­ры кибер­про­стран­ства созда­ет бес­ко­неч­ное чис­ло вари­ан­тов инди­ви­ду­аль­ной репре­зен­та­ции, а так­же полей для вза­и­мо­дей­ствий в рам­ках раз­лич­ных сооб­ществ, начи­ная от неболь­ших закры­тых и закан­чи­вая откры­ты­ми с огром­ным чис­лом подписчиков.

Кибер­про­стран­ство явля­ет­ся соци­аль­ным про­стран­ством, посколь­ку в нем про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные соци­аль­ные интерак­ции меж­ду реаль­ны­ми людь­ми, кото­рые могут пред­став­лять себя таким же обра­зом, как они пред­став­ле­ны в реаль­ной жиз­ни, либо созда­вать свой новый образ посред­ством исполь­зо­ва­ния все­воз­мож­ных ава­та­ров. Речь здесь идет о кон­стру­и­ро­ва­нии сете­вой иден­тич­но­сти, отли­ча­ю­щей­ся гиб­ко­стью, фраг­мен­ти­ро­ван­но­стью и множественностью. 

Как ука­зы­ва­ет Вой­скун­ский, пове­де­ние в кибер­про­стран­стве опре­де­ля­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми чер­та­ми: ано­ним­но­стью, пере­но­сом (из реаль­но­сти в про­стран­ство интер­не­та и обрат­но), репу­та­ци­он­ной про­кач­кой, мобиль­но­стью, погру­же­ни­ем, рас­пре­де­лен­но­стью40.

Все сфе­ры жиз­не­де­я­тель­но­сти совре­мен­но­го “вир­ту­а­ли­зи­ро­ван­но­го” обще­ства41 функ­ци­о­ни­ру­ют посред­ством вир­ту­аль­ных ком­му­ни­ка­ций, а имен­но через транс­ля­цию обра­зов, сим­во­лов и тек­стов. Соци­аль­ные инсти­ту­ты в новых усло­ви­ях при­об­ре­та­ют вир­ту­аль­ную фор­му, не пере­ста­вая при этом оста­вать­ся частью соци­аль­ной реаль­но­сти42.

Заключение

Кибер­про­стран­ство пред­став­ля­ет собой новую сре­ду оби­та­ния совре­мен­но­го чело­ве­ка. Неза­ви­си­мо от воли и созна­ния каж­дый инди­вид явля­ет­ся частью этой сре­ды, посколь­ку боль­шин­ство соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий в совре­мен­ном мире про­ис­хо­дит посред­ством инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий, про­дук­том кото­рых и явля­ет­ся эта все­объ­ем­лю­щая циф­ро­вая реальность. 

Кибер­про­стран­ство мож­но рас­смат­ри­вать наря­ду с физи­че­ским и соци­аль­ным про­стран­ством, обна­ру­жи­вая чер­ты пер­во­го и вто­ро­го. В этой новой сре­де созда­ет­ся гло­баль­ная систе­ма обще­ствен­но­го про­из­вод­ства, кото­рая дает воз­мож­но­сти по-ново­му исполь­зо­вать при­род­ные и интел­лек­ту­аль­ные ресурсы. 

Явля­ясь чрез­вы­чай­но подвиж­ной и гиб­кой, сре­да кибер­про­стран­ства не толь­ко созда­ет бес­ко­неч­ное чис­ло новых воз­мож­но­стей, но и порож­да­ет новые рис­ки, с кото­ры­ми чело­ве­че­ство нико­гда ранее не сталкивалось.

Созда­вая новые тех­но­ло­ги­че­ские и соци­аль­ные воз­мож­но­сти, объ­еди­няя людей и их сооб­ще­ства, оно в то же вре­мя порож­да­ет новые опас­но­сти и рис­ки. И, сле­до­ва­тель­но, вле­чет за собой фор­ми­ро­ва­ние новых инсти­ту­ций и инстру­мен­тов чело­ве­че­ской актив­но­сти”43.

Кибер­про­стран­ство явля­ет­ся полем функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ских инсти­ту­тов. Оно явля­ет­ся отра­же­ни­ем совре­мен­но­го соци­аль­но­го нера­вен­ства. Огра­ни­чен­ный доступ в зави­си­мо­сти от уров­ня дохо­да, обра­зо­ва­ния, пола, воз­рас­та, про­ис­хож­де­ния, расы или язы­ка демон­стри­ру­ет циф­ро­вой раз­рыв, суще­ству­ю­щий в совре­мен­ном мире как на гло­баль­ном уровне, так и на уровне отдель­ных госу­дарств44.

На повест­ке дня ост­ро сто­ят вопро­сы кибер­без­опас­но­сти, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия “циф­ро­вой” эко­но­ми­ки и “циф­ро­вой” куль­ту­ры обще­ства45. Чело­ве­че­ство ста­ло залож­ни­ком соб­ствен­но­руч­но создан­ных тех­но­ло­гий. Теперь суще­ство­ва­ние этих тех­но­ло­гий явля­ет­ся осно­вой ста­биль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния обще­ства инфор­ма­ци­он­ной эпо­хи гос­под­ства сете­вых структур. 

Воз­мож­но ли орга­нич­ное соче­та­ние исполь­зо­ва­ния сверх­со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий с тра­ди­ци­он­ным духов­ны­ми цен­но­стя­ми и иде­а­ла­ми – вопрос, кото­рый сле­ду­ет зада­вать каж­до­му, погру­жа­ясь в бес­ко­неч­ный, неви­ди­мый, непред­ска­зу­е­мый мир киберпространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Араб-Оглы Э. Кибер­не­ти­ка и моде­ли­ро­ва­ние соци­аль­ных про­цес­сов // Кибер­не­ти­ка ожи­да­е­мая и кибер­не­ти­ка неожи­дан­ная / Сост. В.Д. Пеке­лис. М., 1968.
  2. Вер­ши­ни­на И.А. Соци­аль­ное нера­вен­ство в совре­мен­ных горо­дах: пер­спек­ти­вы урба­ни­сти­че­ской рево­лю­ции // Социо­ло­гия горо­да. 2017. № 2. С. 5–19.
  3. Винер Н. Кибер­не­ти­ка, или управ­ле­ние и связь в живот­ном и машине. М., 1983.
  4. Вой­скун­ский А.Е. Мета­фо­ры интер­не­та // Вопро­сы фило­со­фии. 2001. № 11. С. 64–79.
  5. Вой­скун­ский А.Е. Пове­де­ние в кибер­про­стран­стве: пси­хо­ло­ги­че­ские прин­ци­пы // Чело­век. 2016. № 1. С. 36–49.
  6. Гиб­сон У. Ней­ро­мант. М., 2000.
  7. Еме­лин В.А. Симу­ля­к­ры и тех­но­ло­гии вир­ту­а­ли­за­ции в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2016. № 3 (23). С. 85–96. DOI:10.11621/npj.2016.0311.
  8. Ива­нов Д.В. Вир­ту­а­ли­за­ция обще­ства. СПб., 2000.
  9. Яниц­кий О.Н. Чет­вер­тая науч­но-тех­ни­че­ская рево­лю­ция и глу­бин­ные изме­не­ния про­цес­сов гло­ба­ли­за­ции // Вест­ник Инсти­ту­та социо­ло­гии. 2017. № 21. C. 21.
  10. Fuchs C. Internet and society. Social theory in the information age. N.Y., 2008. P. 281.
  11. Яниц­кий О.Н. Указ. соч. C. 20–22.Игна­тьев В.И., Сте­па­но­ва А.Н. Вир­ту­аль­ное соци­аль­ное дей­ствие и транс­фор­ма­ция повсе­днев­ных прак­тик // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2010. № 3. С. 91–104.
  12. Капра Ф. Скры­тые свя­зи. М., 2004.
  13. Кастельс М. Ста­нов­ле­ние обще­ства сете­вых струк­тур // Новая пост­ин­ду­стри­аль­ная вол­на на Запа­де. Анто­ло­гия. М., 1999.
  14. Кастельс М. Инфор­ма­ци­он­ная эпо­ха: эко­но­ми­ка, обще­ство и куль­ту­ра. М., 2000.
  15. Кастельс М. Галак­ти­ка Интер­нет. Ека­те­рин­бург, 2004.
  16. Кастельс М. Власть ком­му­ни­ка­ции. М., 2016.
  17. Лефевр А. Про­из­вод­ство про­стран­ства. М., 2015.
  18. Маклю­эн М. Пони­ма­ние медиа: внеш­ние рас­ши­ре­ния чело­ве­ка. М., 2003.
  19. Мар­ты­нен­ко Т.С. Транс­фор­ма­ция пред­ме­та социо­ло­гии в рабо­тах Б. Лату­ра и Дж. Урри // XX Меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция памя­ти про­фес­со­ра Л.Н. Кога­на «Куль­ту­ра, лич­ность, обще­ство в совре­мен­ном мире: мето­до­ло­гия, опыт эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния», 16–18 мар­та 2017 г. Ека­те­рин­бург, 2017. С. 151–162.
  20. Мит­челл У. Я++. Чело­век, город, сети. СПб., 2012.
  21. Оси­по­ва Н.Г. Про­шлое, насто­я­щее и буду­щее социо­ло­ги­че­ской тео­рии в Рос­сии // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2015. № 2. С. 5–28. DOI:10.24290/1029-3736-2015-0-2-5-28.
  22. Поля­ко­ва Н.Л. Новые тео­ре­ти­че­ские пер­спек­ти­вы в социо­ло­гии нача­ла XXI в. // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2015. № 2. С. 29–46. DOI:10.24290/1029-3736-2015-0-2-29-46.
  23. При­го­жин И.Г. Сете­вое обще­ство // Социс. 2008. № 1. С. 82–88.
  24. Урри Дж. Мобиль­но­сти. М., 2012.
  25. Хардт М., Негри А. Мно­же­ство: вой­на и демо­кра­тия в эпо­ху импе­рии. М., 2006.
  26. Шваб К. Чет­вер­тая про­мыш­лен­ная рево­лю­ция. М., 2017.
  27. Яниц­кий О.Н. Чет­вер­тая науч­но-тех­ни­че­ская рево­лю­ция и глу­бин­ные изме­не­ния про­цес­сов гло­ба­ли­за­ции // Вест­ник Инсти­ту­та социо­ло­гии. 2017. № 21. C. 12–34. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.21.2.452.
Источ­ник: Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2018. №1.

Об авторе

Дарья Его­ров­на Добрин­ская — кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры совре­мен­ной социо­ло­гии социо­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. См., напри­мер, рабо­ты М. Кастель­са, Р. Хас­са­на, Я. ван Дей­ка, М. Хард­та и А. Негри, Д. Бар­ни, А. Бар­да и Я. Зодерк­ви­ста, У. Мит­чел­ла, П. Хан­ны, Ф. Кап­ры, Дж. Урри и др.
  2. Маклю­эн М. Пони­ма­ние медиа: внеш­ние рас­ши­ре­ния чело­ве­ка. М., 2003. С. 400.
  3. При­го­жин И.Г. Сете­вое обще­ство // Социс. 2008. № 1. С. 82–88.
  4. Об этом подроб­нее см. иссле­до­ва­ния М. Кастель­са, Дж. Урри, Я. ван Дейка.
  5. Кастельс М. Инфор­ма­ци­он­ная эпо­ха: эко­но­ми­ка, обще­ство и куль­ту­ра. М., 2000. С. 354.
  6. Урри Дж. Мобиль­но­сти. М., 2012. С. 306–307.
  7. Шваб К. Чет­вер­тая про­мыш­лен­ная рево­лю­ция. М., 2017.
  8. Мар­ты­нен­ко Т.С. Транс­фор­ма­ция пред­ме­та социо­ло­гии в рабо­тах Б. Лату­ра и Дж. Урри // XX Меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция памя­ти про­фес­со­ра Л.Н Кога­на “Куль­ту­ра, лич­ность, обще­ство в совре­мен­ном мире: мето­до­ло­гия, опыт эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния”, 16-17 мар­та 2017 г. Ека­те­рин­бург, 2017. С. 158.
  9. Поля­ко­ва Н.Л. Новые тео­ре­ти­че­ские пер­спек­ти­вы в социо­ло­гии нача­ла XXI в. // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2015. № 2. С. 42.
  10. Оси­по­ва Н.Г. Про­шлое, насто­я­щее и буду­щее социо­ло­ги­че­ской тео­рии в Рос­сии // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2015. № 2. С. 18.
  11. Lash S. Critique of information. L., 2002. P. 15.
  12. Oxford dictionary of English. Oxford, 2010.
  13. Араб-Оглы Э. Кибер­не­ти­ка и моде­ли­ро­ва­ние соци­аль­ных про­цес­сов // Кибер­не­ти­ка ожи­да­е­мая и кибер­не­ти­ка неожи­дан­ная / Сост. В.Д. Пеке­лис. М., 1968. С. 152–153.
  14. Винер Н. Кибер­не­ти­ка, или управ­ле­ние и связь в живот­ном и машине. М., 1983.
  15. Gibson W. Burning Chrome // Omni. 1982. July. 
  16. Гиб­сон У. Ней­ро­мант. М., 2000.
  17. Gibson W. Neuromancer. N.Y., 1984.
  18. Soja E. Postmetropolis. Critical studies of cities and regions. Malden, 2000. P. 333.
  19. Кастельс М. Галак­ти­ка Интер­нет. Ека­те­рин­бург, 2004.
  20. Доку­мент, под­пи­сан­ный аме­ри­кан­ским пре­зи­ден­том Бил­лом Клин­то­ном в 1996 г. как попыт­ка вве­сти цен­зу­ру в киберпространстве.
  21. Barlow J.P. A Declaration of the Independence of Cyberspace. 
  22. Лефевр А. Про­из­вод­ство про­стран­ства. М., 2015. С. 45.
  23. Там же. С. 27.
  24. Вер­ши­ни­на И.А. Соци­аль­ное нера­вен­ство в совре­мен­ных горо­дах: пер­спек­ти­вы урба­ни­сти­че­ской рево­лю­ции // Социо­ло­гия горо­да. 2017. № 1. С. 13.
  25. Маклю­эн М. Указ. соч. С. 5.
  26. Holmes D. Communication theory: media, technology, society. L., 2005. P. 44–45.
  27. Вой­скун­ский А.Е. Мета­фо­ры интер­не­та // Вопро­сы фило­со­фии. 2001. № 11. С. 64–79.
  28. Wellman B. Physical place and cyberplace: the rise of personalized networking // International Journal of Urban and Regional Research. 2001. Vol. 25 (2). P. 247.
  29. Кастельс М. Инфор­ма­ци­он­ная эпо­ха: эко­но­ми­ка, обще­ство и куль­ту­ра. М., 2000. С. 386. 
  30. Там же. С. 384.
  31. Кастельс М. Инфор­ма­ци­он­ная эпо­ха… С. 399.
  32. Кастельс М. Там же. С. 389–390; Castells M. Grassrooting the space of flows // Urban Geography. 1999. Vol. 20 (4). P. 294–296.
  33. Кастельс М. Инфор­ма­ци­он­ная эпо­ха: эко­но­ми­ка, обще­ство и куль­ту­ра. С. 399.
  34. Terranova T. Network culture: politics for the information age. L., 2004. P. 42.
  35. Lash S. Op. cit. P. 2–3.
  36. Ploug T. Ethic sin cyberspace: how cyberspace may influence interpersonal interaction. Dordrecht, 2009. P. 69–70.
  37. Slater D. Social relationships and identity online and offline // Handbook of New Media: Social Shaping and Consequences of Icts / Ed. by L. Lievrouw, S. Livingstone. L., P. 533–546.
  38. Еме­лин В.А. Симу­ля­к­ры и тех­но­ло­гии вир­ту­а­ли­за­ции в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2016. № 3 (23). C. 86.
  39. Вой­скун­ский А.Е. Указ. соч. С. 67.
  40. Вой­скун­ский А.Е. Пове­де­ние в кибер­про­стран­стве: пси­хо­ло­ги­че­ские прин­ци­пы // Чело­век. 2016. № 1. С. 36–49.
  41. Ива­нов Д.В. Вир­ту­а­ли­за­ция обще­ства. СПб., 2000.
  42. Игна­тьев В.И., Сте­па­но­ва А.Н. Вир­ту­аль­ное соци­аль­ное дей­ствие и транс­фор­ма­ция повсе­днев­ных прак­тик // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2010. № 3. С. 93.
  43. Яниц­кий О.Н. Чет­вер­тая науч­но-тех­ни­че­ская рево­лю­ция и глу­бин­ные изме­не­ния про­цес­сов гло­ба­ли­за­ции // Вест­ник Инсти­ту­та социо­ло­гии. 2017. № 21. C. 21.
  44. Fuchs C. Internet and society. Social theory in the information age. N.Y., 2008. P. 281.
  45. Яниц­кий О.Н. Указ. соч. C. 20–22.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest