Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
В 2018 году Всемирная организация здравоохранения внесла игровую зависимость в официальный Международный классификатор болезней (МКБ). В новой версии МКБ выделяются несколько видов подобных заболеваний: игровая зависимость, онлайновая игровая зависимость, офлайновая игровая зависимость. Игровая зависимость может наблюдаться как непрерывное навязчивое поведение либо проявляться эпизодически с постоянным возвращением к играм.
По оценкам экспертов, в настоящее время в России около 20 миллионов человек находятся в зоне риска – это чаще всего дети, подростки, эмоционально нестабильные молодые люди, которые плохо переносят скуку и плохое настроение. От повседневных хлопот и проблем они могут уйти в виртуальный мир, где достаточно нажать пару кнопок – и стать супергероем, реализовать скрытые желания.
Проводя за компьютером все свободное время, достигая там «успехов» и побеждая выдуманных врагов, подросток постепенно теряет интерес к реальности. Как итог – у него начинает страдать эмоциональная сфера, снижается успеваемость, появляются трудности в реальном общении [1].
Наряду с игровой зависимостью также выделяют интернет-зависимость, проявляющуюся в частном обращении к интернет-ресурсам, социальным сетям [2], а также селфии PR-аддикцию [3].
В частности, по данным исследования ВЦИОМ в 2013 г. больше половины (53%) россиян до 24 лет признались в интернет-зависимости [4]. Представляется, что возникновение подобного рода зависимостей у молодежи, детей и подростков, может стать причиной возникновения семейных конфликтов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы
Проблема семейных конфликтов рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых особо можно выделить исследования Евграфовой Ю.А. [5], Заяц О.В., Моргун С.Э. [6], Качановой О.И. [7], Малютиной С.А. [8]. В частности, достаточно подробный обзор работ отечественных авторов, посвященных проблеме семейных конфликтов, представлен в статье Ткачевой Н.Н., Ивановой К.П. [9].
Эмпирические исследования, посвященные взаимосвязи интернет-зависимости и взаимоотношениям в семье, проводились рядом зарубежных исследователей, в частности Бае С.М. [10], Хан Д. с соавторами [11], Папп Л. [12], Cинг С. с соавторами [13], Ю Дж. [14] и другими.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в работах российских авторов проблема возникновения семейных конфликтов на почве интернет-зависимости у ее членов изучена не в полной мере, что актуализирует необходимость ее исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Цель исследования заключалась в верификации нового вида семейных конфликтов, связанных с интернет-зависимостью ее членов.
Гипотезы исследования:
Г1 – в семейных взаимоотношениях имеет место новый феномен – семейные конфликты, причиной которых является интернет-зависимость ее членов;
Г2 – наиболее распространенным семейным конфликтом, основанным на интернет-зависимости ее членов, является социальный тип конфликта – отсутствие внимания членов семьи друг к другу, недостаток взаимного общения, взаимодействия;
Г3 – среди возможных способов разрешения семейных конфликтов, основанных на интернет-зависимости ее членов, обращение к услугам специалиста-психолога является невостребованным.
Методика исследования разрабатывалась на основе теоретических положений психологии конфликта, правил и принципов проведения социологических исследований [15, 16, 17].
Объектом исследования выступали студенты ФГБОУ ВО Байкальского государственного университета (г. Иркутск). В исследовании принимали участие, как студенты младших курсов, так и старших, очной и заочной форм обучения, а также слушатели курсов повышения квалификации. Исследование проводилось в период февраль-май 2018 г.
Выборка была случайная, бесповторная, N=200, ошибка выборки – 6% (в качестве генеральной совокупности рассматривались студенты Байкальского государственного университета). Методом исследования являлся опосредованный опрос.
Респондентам предлагалось заполнить две анонимные анкеты. Первая содержала открытые и закрытые вопросы, касающиеся проблемы возникновения конфликтов в семье на почве интернет-зависимости ее членов. Для облегчения восприятия вопросов анкеты респондентами их формулировки содержали оборот «чрезмерное использование гаджетов».
Под гаджетом мы понимаем техническое устройство небольшого размера, не имеющее источника постоянного питания (нетбук, планшет, смартфон, геймпед и проч.). Данное определение гаджета также присутствовало в анкете.
Кроме того, термин «гаджет» определялся интервьюером непосредственно перед проведением опроса. Вторая анкета содержала закрытые вопросы теста Янг К.С. [2], определяющие наличие интернет-зависимости у респондента.
Все респонденты были оповещены о целях исследования, участие в исследовании было добровольным. Характеристика выборки представлена в табл.1. Данные таблицы 1 свидетельствуют, что большинство респондентов являлись женщинами в возрасте 21-30 лет (49% опрошенных).
Таблица 1 – Характеристика выборочной совокупности*
Характеристика состава семьи респондентов представлена в табл.2.
Всего в ходе исследования было собрано 230 анкет, однако в процессе их обработки было обнаружено, что 30 респондентов указали, что проживают одни, или не в составе семьи (с друзьями или в общежитии), эти анкеты были признаны нерелевантными и не участвовали в дальнейшей обработке данных.
Согласно данным таблице 2 можно констатировать, что в исследовании в основном принимали участие респонденты, проживающие совместно с родителями – 41%; проживают вместе с супругом или супругой –23%; в составе семьи 15% опрошенных супруг/супруга и дети. Однако в той или иной мере присутствовали и представители иных вариантов состава семьи.
Таблица 2 – Состав семьи респондентов, %*
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ полученных данных позволяет утверждать о возникновении нового феномена – семейных конфликтов на почве интернет-зависимости у ее членов – 59% опрошенных положительно ответили на вопрос «Были ли в вашей семье или в семьях ваших знакомых конфликты на почве использования гаджетов?» (таблица 3), что в частности подтверждает первую из выдвинутых нами гипотез. Распределение ответов в соответствующих группах респондентов представлено в таблице 3.
Таблица 3. Признание факта существования семейных конфликтов на почве интернет-зависимости*
Подчеркнем, что наличие конфликтов подобного рода в семье в большей степени признают люди, у которых присутствует интернет-зависимость (таблица 4).
Таблица 4. Признание факта семейных конфликтов на почве интернет-зависимости респондентами с соответствующей зависимостью и без нее, в % ко всем представителям данной группы*
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что проблема наличия семейных конфликтов на почве интернет-зависимости обнаруживается в большей степени у респондентов с интернет-зависимостью и в меньшей степени у респондентов без нее. При этом можно отметить, что с возрастом люди с интернет-зависимостью в большей степени склонны признавать наличие семейных конфликтов на почве их «недуга».
Наиболее часто встречающимися семейными конфликтами на почве интернет-зависимости ее членов респонденты определили конфликты социального характера (отсутствие внимания членов семьи друг к другу, недостаток взаимного общения, взаимодействия) – 79%.
Также респонденты указывали на наличие конфликтов экономического (высокая стоимость гаджетов, дорогие интернет-покупки) – 18% и физиологического (проблемы со здоровьем) – 15%, характера. Распределение ответов респондентов по возрастным группам представлено в таблица 5.
Полученные данные позволяют отметить согласованность мнений по характеру возникающих семейных конфликтов на почве интернет-зависимости у респондентов разных возрастных групп.
Данные таблицы 5 подтверждают вторую из выдвинутых нами гипотез – наиболее распространенным семейным конфликтом, основанным на интернет-зависимости ее членов, является социальный тип конфликта – отсутствие внимания членов семьи друг к другу, недостаток взаимного общения, взаимодействия.
Таблица 5. Характер семейных конфликтов на почве интернет-зависимости у ее членов по оценкам респондентов разного возраста, в % ко всем отметившим наличие конфликтов*
Среди возможных способов снижения интернет-зависимости и как следствие возникающих в этой связи семейных конфликтов, исследователи называют следующие: формирование сознания (пример, беседа, диспут, метод проблемных ситуаций, лекция, семинар), организацию деятельности (убеждение, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой деловой игры), стимулирование деятельности (поощрение, наказание, метод естественных последствий, метод «взрыва»), социально-психологическую помощь (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг), а также проектную деятельность [18, 19, 20].
В ходе исследования нас интересовала оценка востребованности респондентами в будущем профессиональной психологической помощи как способа снижения семейных конфликтов, на почве интернет-зависимости.
По данным опроса можно констатировать, что в целом респонденты высоко оценивают востребованность подобных услуг. Положительную оценку дали 29% респондентов в возрасте 16-20 лет (из них 67% мужчин и 58% женщин), 59% респондентов в возрасте 21-30 лет (из них 63% мужчин и 58% женщин), 71% респондентов в возрасте 31-45 лет (из них 25% мужчин и 78% женщин).
Таким образом, последняя из выдвинутых нами гипотез не подтвердилась. Отметим также, что способ решения семейных конфликтов при помощи услуг профессиональных психологов более востребован у респондентов старшего возраста.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Проведенное исследование позволило верифицировать новый тип семейных конфликтов, основанных на интернет-зависимости ее членов.
При этом наиболее распространенными конфликтами являются конфликты социального характера, связанные с отсутствием внимания членов семьи друг к другу, недостатком взаимного общения, взаимодействия.
Также в семьях имеют место и конфликты физиологического и экономического характера.
В ходе исследования была установлена положительная взаимосвязь между наличием у члена семьи интернет-зависимости и возникновением конфликтов подобного рода.
При этом выявленная проблема наиболее остро ощущается представителями более старшего поколения.
Полученные данные позволили определить высокую востребованность в будущем услуг профессионального психолога как возможного способа снижения конфликтов подобного рода.
В целом, представленная в статье верификация проблемы семейных конфликтов, основанная на интернет-зависимости ее членов, актуализирует важность и необходимость ее дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Колесникова К. Долайкались до глюков // Российская газета. №7595 (132). 2018. 19 июня.
- Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С. 24-29.
- Суходолов А. П., Бычкова А.М. «PR-аддикция» как новый вид поведенческой зависимости // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. №4. С. 321–334.
- Кожохин А. ВЦИОМ: больше половины молодых россиян зависимы от интернета. РИА Новости. 2013. 30 сентября.
- Евграфова Ю.А. Влияние социально-экономических условий на формирование супружеских конфликтов // Омский научный вестник. 2007. № 6. С. 123–126.
- Заяц О.В., Моргун С.Э. Изучение мнения студентов ДВФУ о социально-экономических факторах конфликтности в российских семьях // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №8. C. 17-19.
- Качанова О.И. Семейные кризисы и пути их преодоления // Молодой ученый. 2011. № 10. т. 2. С. 141-145.
- Малютина С. А. Семья на современном этапе развития: проблемы и тенденции // Современные тенденции развития социально-экономических процессов сб. науч. тр. Иркутск: БГУЭП. 2008. С. 101105.
- Ткачева Н.Н., Иванова К.П. Исследование семейных конфликтов в российской науке (2004-2017): библиометрический анализ // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2017. № 4. С. 9.
- Bae S.M. Factors related to Internet game addiction of adolescents by gender [In Korean] // Korean Journal of Youth Studies. 2015. No. 22. Р. 385–405.
- Han D.H., Kim S.M., Lee Y.S., Renshaw P.F. The effect of family therapy on the changes in the severity of online game play and brain activity in adolescents with on-line game addiction // Psychiatry Research: Neuroimaging. 2012. No. 202. РР. 126–131.
- Papp L.M. For richer, for poorer: Money as a topic of marital conflict in the home // Family Relations. 2012. №58. P. 91-103.
- Singh S., Singh A., Goyal G. Online and offline infidelity: impact on life // Annals of General Psychiatry. 2008. Supplement 1. Vol. 7. Special section P. 1-1.
- Yuh J. Aggression, social environment, and internet gaming addiction among Korean adolescents // Social Behavior & Personality: an international journal. 2018, Vol. 46. No. 1. P. 127-138.
- Бахматова Т.Г. Исследовательский потенциал количественного и качественного подходов в социальной работе // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 5. С. 28-35.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб. Питер. 2000. 464 с.
- Маршак А.Л. Общая социология. Серия Высшее профессиональное образование. Ростов н/Д. Феникс. 2004. 284 с.
- Ларионова С.О., Дегтерев А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. 2013. №2. С. 232-239.
- Кочеткова И.В. Конфликты в студенческой среде: причины и профилактика // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск. 2016. С. 306-311.
- Кочеткова И.В. Конфликты в студенческой среде: причины и профилактика // В сборнике: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научнопрактической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 306-311.
Об авторах
- Наталья Владимировна Рубцова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия.
- Анна Андреевна Тихонова - Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия.
Смотрите также:
- Ахметшина А.А., Беляев В.А., Максимова О.А. Воздействие информационных технологий на преемственность и конфликт между реальными и условными поколениями
- Елисеева М.И., Кригер Е.Э. Особенности родительско-детских отношений среди подростков, имеющих зависимость от онлайн-игр
- Понукалина О.В. Детско-родительские конфликты в контексте цифровизации повседневности
- Янак А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности