Рубцова Н.В., Тихонова А.А. Интернет-зависимость как причина семейных конфликтов: верификация проблемы

Р

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

В 2018 году Все­мир­ная орга­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния внес­ла игро­вую зави­си­мость в офи­ци­аль­ный Меж­ду­на­род­ный клас­си­фи­ка­тор болез­ней (МКБ). В новой вер­сии МКБ выде­ля­ют­ся несколь­ко видов подоб­ных забо­ле­ва­ний: игро­вая зави­си­мость, онлай­но­вая игро­вая зави­си­мость, офлай­но­вая игро­вая зави­си­мость. Игро­вая зави­си­мость может наблю­дать­ся как непре­рыв­ное навяз­чи­вое пове­де­ние либо про­яв­лять­ся эпи­зо­ди­че­ски с посто­ян­ным воз­вра­ще­ни­ем к играм. 

По оцен­кам экс­пер­тов, в насто­я­щее вре­мя в Рос­сии око­ло 20 мил­ли­о­нов чело­век нахо­дят­ся в зоне рис­ка – это чаще все­го дети, под­рост­ки, эмо­ци­о­наль­но неста­биль­ные моло­дые люди, кото­рые пло­хо пере­но­сят ску­ку и пло­хое настро­е­ние. От повсе­днев­ных хло­пот и про­блем они могут уйти в вир­ту­аль­ный мир, где доста­точ­но нажать пару кно­пок – и стать супер­ге­ро­ем, реа­ли­зо­вать скры­тые желания. 

Про­во­дя за ком­пью­те­ром все сво­бод­ное вре­мя, дости­гая там «успе­хов» и побеж­дая выду­ман­ных вра­гов, под­ро­сток посте­пен­но теря­ет инте­рес к реаль­но­сти. Как итог – у него начи­на­ет стра­дать эмо­ци­о­наль­ная сфе­ра, сни­жа­ет­ся успе­ва­е­мость, появ­ля­ют­ся труд­но­сти в реаль­ном обще­нии [1].

Наря­ду с игро­вой зави­си­мо­стью так­же выде­ля­ют интер­нет-зави­си­мость, про­яв­ля­ю­щу­ю­ся в част­ном обра­ще­нии к интер­нет-ресур­сам, соци­аль­ным сетям [2], а так­же сел­фии PR-аддик­цию [3].

В част­но­сти, по дан­ным иссле­до­ва­ния ВЦИОМ в 2013 г. боль­ше поло­ви­ны (53%) рос­си­ян до 24 лет при­зна­лись в интер­нет-зави­си­мо­сти [4]. Пред­став­ля­ет­ся, что воз­ник­но­ве­ние подоб­но­го рода зави­си­мо­стей у моло­де­жи, детей и под­рост­ков, может стать при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния семей­ных конфликтов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы 

Про­бле­ма семей­ных кон­флик­тов рас­смат­ри­ва­лась в тру­дах мно­гих оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных авто­ров, сре­ди кото­рых осо­бо мож­но выде­лить иссле­до­ва­ния Евгра­фо­вой Ю.А. [5], Заяц О.В., Мор­гун С.Э. [6], Кача­но­вой О.И. [7], Малю­ти­ной С.А. [8]. В част­но­сти, доста­точ­но подроб­ный обзор работ оте­че­ствен­ных авто­ров, посвя­щен­ных про­бле­ме семей­ных кон­флик­тов, пред­став­лен в ста­тье Тка­че­вой Н.Н., Ива­но­вой К.П. [9].

Эмпи­ри­че­ские иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ные вза­и­мо­свя­зи интер­нет-зави­си­мо­сти и вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям в семье, про­во­ди­лись рядом зару­беж­ных иссле­до­ва­те­лей, в част­но­сти Бае С.М. [10], Хан Д. с соав­то­ра­ми [11], Папп Л. [12], Cинг С. с соав­то­ра­ми [13], Ю Дж. [14] и другими. 

Вме­сте с тем, необ­хо­ди­мо отме­тить, что в рабо­тах рос­сий­ских авто­ров про­бле­ма воз­ник­но­ве­ния семей­ных кон­флик­тов на поч­ве интер­нет-зави­си­мо­сти у ее чле­нов изу­че­на не в пол­ной мере, что акту­а­ли­зи­ру­ет необ­хо­ди­мость ее исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания)

Цель иссле­до­ва­ния заклю­ча­лась в вери­фи­ка­ции ново­го вида семей­ных кон­флик­тов, свя­зан­ных с интер­нет-зави­си­мо­стью ее членов.

Гипо­те­зы исследования:

Г1 – в семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях име­ет место новый фено­мен – семей­ные кон­флик­ты, при­чи­ной кото­рых явля­ет­ся интер­нет-зави­си­мость ее членов;

Г2 – наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным семей­ным кон­флик­том, осно­ван­ным на интер­нет-зави­си­мо­сти ее чле­нов, явля­ет­ся соци­аль­ный тип кон­флик­та – отсут­ствие вни­ма­ния чле­нов семьи друг к дру­гу, недо­ста­ток вза­им­но­го обще­ния, взаимодействия;

Г3 – сре­ди воз­мож­ных спо­со­бов раз­ре­ше­ния семей­ных кон­флик­тов, осно­ван­ных на интер­нет-зави­си­мо­сти ее чле­нов, обра­ще­ние к услу­гам спе­ци­а­ли­ста-пси­хо­ло­га явля­ет­ся невостребованным.

Мето­ди­ка иссле­до­ва­ния раз­ра­ба­ты­ва­лась на осно­ве тео­ре­ти­че­ских поло­же­ний пси­хо­ло­гии кон­флик­та, пра­вил и прин­ци­пов про­ве­де­ния социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний [15, 16, 17].

Объ­ек­том иссле­до­ва­ния высту­па­ли сту­ден­ты ФГБОУ ВО Бай­каль­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (г. Иркутск). В иссле­до­ва­нии при­ни­ма­ли уча­стие, как сту­ден­ты млад­ших кур­сов, так и стар­ших, очной и заоч­ной форм обу­че­ния, а так­же слу­ша­те­ли кур­сов повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в пери­од фев­раль-май 2018 г. 

Выбор­ка была слу­чай­ная, бес­по­втор­ная, N=200, ошиб­ка выбор­ки – 6% (в каче­стве гене­раль­ной сово­куп­но­сти рас­смат­ри­ва­лись сту­ден­ты Бай­каль­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та). Мето­дом иссле­до­ва­ния являл­ся опо­сре­до­ван­ный опрос. 

Респон­ден­там пред­ла­га­лось запол­нить две ано­ним­ные анке­ты. Пер­вая содер­жа­ла откры­тые и закры­тые вопро­сы, каса­ю­щи­е­ся про­бле­мы воз­ник­но­ве­ния кон­флик­тов в семье на поч­ве интер­нет-зави­си­мо­сти ее чле­нов. Для облег­че­ния вос­при­я­тия вопро­сов анке­ты респон­ден­та­ми их фор­му­ли­ров­ки содер­жа­ли обо­рот «чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние гаджетов». 

Под гад­же­том мы пони­ма­ем тех­ни­че­ское устрой­ство неболь­шо­го раз­ме­ра, не име­ю­щее источ­ни­ка посто­ян­но­го пита­ния (нет­бук, план­шет, смарт­фон, гейм­пед и проч.). Дан­ное опре­де­ле­ние гад­же­та так­же при­сут­ство­ва­ло в анкете. 

Кро­ме того, тер­мин «гад­жет» опре­де­лял­ся интер­вью­е­ром непо­сред­ствен­но перед про­ве­де­ни­ем опро­са. Вто­рая анке­та содер­жа­ла закры­тые вопро­сы теста Янг К.С. [2], опре­де­ля­ю­щие нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти у респондента.

Все респон­ден­ты были опо­ве­ще­ны о целях иссле­до­ва­ния, уча­стие в иссле­до­ва­нии было доб­ро­воль­ным. Харак­те­ри­сти­ка выбор­ки пред­став­ле­на в табл.1. Дан­ные таб­ли­цы 1 сви­де­тель­ству­ют, что боль­шин­ство респон­ден­тов явля­лись жен­щи­на­ми в воз­расте 21-30 лет (49% опрошенных).

Таблица 1 – Характеристика выборочной совокупности*

Таблица 1 – Характеристика выборочной совокупности
* состав­ле­но авторами

Харак­те­ри­сти­ка соста­ва семьи респон­ден­тов пред­став­ле­на в табл.2.

Все­го в ходе иссле­до­ва­ния было собра­но 230 анкет, одна­ко в про­цес­се их обра­бот­ки было обна­ру­же­но, что 30 респон­ден­тов ука­за­ли, что про­жи­ва­ют одни, или не в соста­ве семьи (с дру­зья­ми или в обще­жи­тии), эти анке­ты были при­зна­ны нере­ле­вант­ны­ми и не участ­во­ва­ли в даль­ней­шей обра­бот­ке данных.

Соглас­но дан­ным таб­ли­це 2 мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что в иссле­до­ва­нии в основ­ном при­ни­ма­ли уча­стие респон­ден­ты, про­жи­ва­ю­щие сов­мест­но с роди­те­ля­ми – 41%; про­жи­ва­ют вме­сте с супру­гом или супру­гой –23%; в соста­ве семьи 15% опро­шен­ных супруг/супруга и дети. Одна­ко в той или иной мере при­сут­ство­ва­ли и пред­ста­ви­те­ли иных вари­ан­тов соста­ва семьи.

Таблица 2 – Состав семьи респондентов, %*

Таблица 2 – Состав семьи респондентов, %
* состав­ле­но авторами 

Изло­же­ние основ­но­го мате­ри­а­ла иссле­до­ва­ния с пол­ным обос­но­ва­ни­ем полу­чен­ных науч­ных резуль­та­тов. Ана­лиз полу­чен­ных дан­ных поз­во­ля­ет утвер­ждать о воз­ник­но­ве­нии ново­го фено­ме­на – семей­ных кон­флик­тов на поч­ве интер­нет-зави­си­мо­сти у ее чле­нов – 59% опро­шен­ных поло­жи­тель­но отве­ти­ли на вопрос «Были ли в вашей семье или в семьях ваших зна­ко­мых кон­флик­ты на поч­ве исполь­зо­ва­ния гад­же­тов?» (таб­ли­ца 3), что в част­но­сти под­твер­жда­ет первую из выдви­ну­тых нами гипо­тез. Рас­пре­де­ле­ние отве­тов в соот­вет­ству­ю­щих груп­пах респон­ден­тов пред­став­ле­но в таб­ли­це 3.

Таблица 3. Признание факта существования семейных конфликтов на почве интернет-зависимости*

Таблица 3. Признание факта существования семейных конфликтов на почве интернет-зависимости
* состав­ле­но авторами 

Под­черк­нем, что нали­чие кон­флик­тов подоб­но­го рода в семье в боль­шей сте­пе­ни при­зна­ют люди, у кото­рых при­сут­ству­ет интер­нет-зави­си­мость (таб­ли­ца 4).

Таблица 4. Признание факта семейных конфликтов на почве интернет-зависимости респондентами с соответствующей зависимостью и без нее, в % ко всем представителям данной группы*

Таблица 4. Признание факта семейных конфликтов на почве интернет-зависимости респондентами с соответствующей зависимостью и без нее, в % ко всем представителям данной группы
* состав­ле­но авторами 

Дан­ные таб­ли­цы 4 сви­де­тель­ству­ют, что про­бле­ма нали­чия семей­ных кон­флик­тов на поч­ве интер­нет-зави­си­мо­сти обна­ру­жи­ва­ет­ся в боль­шей сте­пе­ни у респон­ден­тов с интер­нет-зави­си­мо­стью и в мень­шей сте­пе­ни у респон­ден­тов без нее. При этом мож­но отме­тить, что с воз­рас­том люди с интер­нет-зави­си­мо­стью в боль­шей сте­пе­ни склон­ны при­зна­вать нали­чие семей­ных кон­флик­тов на поч­ве их «неду­га».

Наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­ми­ся семей­ны­ми кон­флик­та­ми на поч­ве интер­нет-зави­си­мо­сти ее чле­нов респон­ден­ты опре­де­ли­ли кон­флик­ты соци­аль­но­го харак­те­ра (отсут­ствие вни­ма­ния чле­нов семьи друг к дру­гу, недо­ста­ток вза­им­но­го обще­ния, вза­и­мо­дей­ствия) – 79%.

Так­же респон­ден­ты ука­зы­ва­ли на нали­чие кон­флик­тов эко­но­ми­че­ско­го (высо­кая сто­и­мость гад­же­тов, доро­гие интер­нет-покуп­ки) – 18% и физио­ло­ги­че­ско­го (про­бле­мы со здо­ро­вьем) – 15%, харак­те­ра. Рас­пре­де­ле­ние отве­тов респон­ден­тов по воз­раст­ным груп­пам пред­став­ле­но в таб­ли­ца 5.

Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют отме­тить согла­со­ван­ность мне­ний по харак­те­ру воз­ни­ка­ю­щих семей­ных кон­флик­тов на поч­ве интер­нет-зави­си­мо­сти у респон­ден­тов раз­ных воз­раст­ных групп. 

Дан­ные таб­ли­цы 5 под­твер­жда­ют вто­рую из выдви­ну­тых нами гипо­тез – наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным семей­ным кон­флик­том, осно­ван­ным на интер­нет-зави­си­мо­сти ее чле­нов, явля­ет­ся соци­аль­ный тип кон­флик­та – отсут­ствие вни­ма­ния чле­нов семьи друг к дру­гу, недо­ста­ток вза­им­но­го обще­ния, взаимодействия.

Таблица 5. Характер семейных конфликтов на почве интернет-зависимости у ее членов по оценкам респондентов разного возраста, в % ко всем отметившим наличие конфликтов*

Таблица 5. Характер семейных конфликтов на почве интернет-зависимости у ее членов по оценкам респондентов разного возраста, в % ко всем отметившим наличие конфликтов
* состав­ле­но авторами 

Сре­ди воз­мож­ных спо­со­бов сни­же­ния интер­нет-зави­си­мо­сти и как след­ствие воз­ни­ка­ю­щих в этой свя­зи семей­ных кон­флик­тов, иссле­до­ва­те­ли назы­ва­ют сле­ду­ю­щие: фор­ми­ро­ва­ние созна­ния (при­мер, бесе­да, дис­пут, метод про­блем­ных ситу­а­ций, лек­ция, семи­нар), орга­ни­за­цию дея­тель­но­сти (убеж­де­ние, педа­го­ги­че­ское тре­бо­ва­ние, обще­ствен­ное мне­ние, упраж­не­ние, метод орга­ни­за­ции обще­ствен­но полез­ной дея­тель­но­сти, метод исполь­зо­ва­ния твор­че­ской дело­вой игры), сти­му­ли­ро­ва­ние дея­тель­но­сти (поощ­ре­ние, нака­за­ние, метод есте­ствен­ных послед­ствий, метод «взры­ва»), соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­скую помощь (пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние, соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский тре­нинг, ауто­тре­нинг), а так­же про­ект­ную дея­тель­ность [18, 19, 20]. 

В ходе иссле­до­ва­ния нас инте­ре­со­ва­ла оцен­ка вос­тре­бо­ван­но­сти респон­ден­та­ми в буду­щем про­фес­си­о­наль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи как спо­со­ба сни­же­ния семей­ных кон­флик­тов, на поч­ве интернет-зависимости. 

По дан­ным опро­са мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что в целом респон­ден­ты высо­ко оце­ни­ва­ют вос­тре­бо­ван­ность подоб­ных услуг. Поло­жи­тель­ную оцен­ку дали 29% респон­ден­тов в воз­расте 16-20 лет (из них 67% муж­чин и 58% жен­щин), 59% респон­ден­тов в воз­расте 21-30 лет (из них 63% муж­чин и 58% жен­щин), 71% респон­ден­тов в воз­расте 31-45 лет (из них 25% муж­чин и 78% женщин). 

Таким обра­зом, послед­няя из выдви­ну­тых нами гипо­тез не под­твер­ди­лась. Отме­тим так­же, что спо­соб реше­ния семей­ных кон­флик­тов при помо­щи услуг про­фес­си­о­наль­ных пси­хо­ло­гов более вос­тре­бо­ван у респон­ден­тов стар­ше­го возраста.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние поз­во­ли­ло вери­фи­ци­ро­вать новый тип семей­ных кон­флик­тов, осно­ван­ных на интер­нет-зави­си­мо­сти ее членов. 

При этом наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми кон­флик­та­ми явля­ют­ся кон­флик­ты соци­аль­но­го харак­те­ра, свя­зан­ные с отсут­стви­ем вни­ма­ния чле­нов семьи друг к дру­гу, недо­стат­ком вза­им­но­го обще­ния, взаимодействия. 

Так­же в семьях име­ют место и кон­флик­ты физио­ло­ги­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го характера. 

В ходе иссле­до­ва­ния была уста­нов­ле­на поло­жи­тель­ная вза­и­мо­связь меж­ду нали­чи­ем у чле­на семьи интер­нет-зави­си­мо­сти и воз­ник­но­ве­ни­ем кон­флик­тов подоб­но­го рода. 

При этом выяв­лен­ная про­бле­ма наи­бо­лее ост­ро ощу­ща­ет­ся пред­ста­ви­те­ля­ми более стар­ше­го поколения. 

Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ли­ли опре­де­лить высо­кую вос­тре­бо­ван­ность в буду­щем услуг про­фес­си­о­наль­но­го пси­хо­ло­га как воз­мож­но­го спо­со­ба сни­же­ния кон­флик­тов подоб­но­го рода. 

В целом, пред­став­лен­ная в ста­тье вери­фи­ка­ция про­бле­мы семей­ных кон­флик­тов, осно­ван­ная на интер­нет-зави­си­мо­сти ее чле­нов, акту­а­ли­зи­ру­ет важ­ность и необ­хо­ди­мость ее даль­ней­ше­го изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колес­ни­ко­ва К. Долай­ка­лись до глю­ков // Рос­сий­ская газе­та. №7595 (132). 2018. 19 июня. 
  2. Янг К.С. Диа­гноз – интер­нет-зави­си­мость // Мир Интер­нет. 2000. №2. С. 24-29.
  3. Сухо­до­лов А. П., Быч­ко­ва А.М. «PR-аддик­ция» как новый вид пове­ден­че­ской зави­си­мо­сти // Вопро­сы тео­рии и прак­ти­ки жур­на­ли­сти­ки. 2015. Т. 4. №4. С. 321–334.
  4. Кожо­хин А. ВЦИОМ: боль­ше поло­ви­ны моло­дых рос­си­ян зави­си­мы от интер­не­та. РИА Ново­сти. 2013. 30 сентября. 
  5. Евгра­фо­ва Ю.А. Вли­я­ние соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий на фор­ми­ро­ва­ние супру­же­ских кон­флик­тов // Омский науч­ный вест­ник. 2007. № 6. С. 123–126.
  6. Заяц О.В., Мор­гун С.Э. Изу­че­ние мне­ния сту­ден­тов ДВФУ о соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских фак­то­рах кон­фликт­но­сти в рос­сий­ских семьях // Обще­ство: социо­ло­гия, пси­хо­ло­гия, педа­го­ги­ка. 2016. №8. C. 17-19.
  7. Кача­но­ва О.И. Семей­ные кри­зи­сы и пути их пре­одо­ле­ния // Моло­дой уче­ный. 2011. № 10. т. 2. С. 141-145.
  8. Малю­ти­на С. А. Семья на совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия: про­бле­мы и тен­ден­ции // Совре­мен­ные тен­ден­ции раз­ви­тия соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­цес­сов сб. науч. тр. Иркутск: БГУЭП. 2008. С. 101105.
  9. Тка­че­ва Н.Н., Ива­но­ва К.П. Иссле­до­ва­ние семей­ных кон­флик­тов в рос­сий­ской нау­ке (2004-2017): биб­лио­мет­ри­че­ский ана­лиз // Науч­ное обо­зре­ние. Меж­ду­на­род­ный науч­но-прак­ти­че­ский жур­нал. 2017. № 4. С. 9.
  10. Bae S.M. Factors related to Internet game addiction of adolescents by gender [In Korean] // Korean Journal of Youth Studies. 2015. No. 22. Р. 385–405.
  11. Han D.H., Kim S.M., Lee Y.S., Renshaw P.F. The effect of family therapy on the changes in the severity of online game play and brain activity in adolescents with on-line game addiction // Psychiatry Research: Neuroimaging. 2012. No. 202. РР. 126–131.
  12. Papp L.M. For richer, for poorer: Money as a topic of marital conflict in the home // Family Relations. 2012. №58. P. 91-103.
  13. Singh S., Singh A., Goyal G. Online and offline infidelity: impact on life // Annals of General Psychiatry. 2008. Supplement 1. Vol. 7. Special section P. 1-1.
  14. Yuh J. Aggression, social environment, and internet gaming addiction among Korean adolescents // Social Behavior & Personality: an international journal. 2018, Vol. 46. No. 1. P. 127-138.
  15. Бах­ма­то­ва Т.Г. Иссле­до­ва­тель­ский потен­ци­ал коли­че­ствен­но­го и каче­ствен­но­го под­хо­дов в соци­аль­ной рабо­те // Изве­стия Иркут­ской госу­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской ака­де­мии (Бай­каль­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет эко­но­ми­ки и пра­ва). 2010. № 5. С. 28-35.
  16. Гри­ши­на Н.В. Пси­хо­ло­гия кон­флик­та. СПб. Питер. 2000. 464 с.
  17. Мар­шак А.Л. Общая социо­ло­гия. Серия Выс­шее про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние. Ростов н/Д. Феникс. 2004. 284 с.
  18. Лари­о­но­ва С.О., Дег­те­рев А.С. Интер­нет-зави­си­мость у сту­ден­тов: вопро­сы про­фи­лак­ти­ки // Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние в Рос­сии. 2013. №2. С. 232-239.
  19. Кочет­ко­ва И.В. Кон­флик­ты в сту­ден­че­ской сре­де: при­чи­ны и про­фи­лак­ти­ка // Обес­пе­че­ние наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сии в совре­мен­ном мире мате­ри­а­лы меж­ду­нар. науч.-практ. конф. Иркутск. 2016. С. 306-311.
  20. Кочет­ко­ва И.В. Кон­флик­ты в сту­ден­че­ской сре­де: при­чи­ны и про­фи­лак­ти­ка // В сбор­ни­ке: Обес­пе­че­ние наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сии в совре­мен­ном мире мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной науч­но­прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ; Бай­каль­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. 2016. С. 306-311.
Источ­ник: Ази­мут науч­ных иссле­до­ва­ний: педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия. 2018. Т. 7. № 4(25).

Об авторах

  • Ната­лья Вла­ди­ми­ров­на Руб­цо­ва - кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук, доцент, доцент кафед­ры «Менедж­мен­та, мар­ке­тин­га и сер­ви­са», Бай­каль­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Иркутск, Россия.
  • Анна Андре­ев­на Тихо­но­ва - Бай­каль­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Иркутск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest