Проблематика психологической зависимости (или аддикции) детей и взрослых от Интернета в целом, а также от отдельных Интернет-сервисов (таких например, как игровые, коммуникативные, порнографические и др.) представляет собой «растущую» тему современных медико-психологических исследований: хотя наличие соответствующей зависимости не зафиксировано в официальных документах из-за недостаточности свидетельств, оформленных по правилам доказательной медицины, однако специалисты-аддиктологи активно занимаются сбором эмпирических данных, позволяющих всесторонне охарактеризовать феномены, которые в будущем, как предполагается, будут способствовать признанию Интернет- зависимости в качестве реального заболевания, заслуживающего внимания психологов и психотерапевтов.
Начиная с обзорного материала [2], исследовательская информация о зависимости от Интернета помещена в целом ряде информационных источников; в наиболее полном виде, включая целый ряд публикаций отечественных авторов и переводы работ иностранных авторов на русский язык – в тематическом сборнике [4] и в специальном выпуске электронного журнала «Медицинская психология в России» (2015, № 4). Это позволяет при необходимости более полно ознакомиться с рассматриваемой в данной статье проблемной областью.
Специалистами в настоящее время изучаются возможные связи между показателями Интернет-зависимости и разнообразными социально- демографическими и психологическими характеристиками, психическими и соматическими заболеваниями, семейными отношениями, социальным статусом.
В данной работе ставится задача выявить возможные связи между зависимостью от Интернета и такими характеристиками, как гендер и социальный статус, т.е. положение в референтной социальной группе в подростковом возрасте.
Целью исследования является выявление гендерных различий у зависимых и не зависимых от Интернета у подростков с различающимся социальным статусом.
Соответственно формулируется гипотеза исследования: показатели зависимости от Интернета согласно предположению, связаны с гендерными особенностями подростков, их личностными особенностями и структурой их межличностных отношений.
Для измерения Интернет-зависимости адаптирован, разработан и рекомендован к применению ряд опросных методик; несколько наиболее распространенных методик после сравнения были признаны [3] показывающими одинаковые или близкие результаты (зависимость, отсутствие зависимости или пребывание в группе риска).
В данной работе была использована одна из наиболее современных методик такого рода, а именно методика CIAS тайваньского психолога И. Чен, адаптированная в России под руководством В.Л. Малыгина: Шкала Интернет-зависимости Чен [6].
Опросник содержит 26 вопросов, на которые даются ответы по четырехбалльной шкале, и включает следующие субшкалы: (1) шкала компульсивных симптомов, (2) шкала симптомов отмены, (3) шкала толерантности, (4) шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, (5) шкала управления временем. Кроме того, указанные субшкалы объединяются в более общие шкалы: (6) ключевые психологические проявления Интернет-зависимости (охватывает первые 3 шкалы) и (7) отрицательные последствия применения Интернета (последние 2 шкалы). Сумма всех шкал является (8) интегральным показателем наличия или отсутствия Интернет-зависимости.
Для определения психологического пола был применен опросник «Маскулинность, фемининность и гендерный тип личности», предложенная известным психологом С. Бем и модифицированный О.Г. Лопуховой [5]. Данная методика определяет степень андрогинности, фемининности или маскулинности респондента и содержит 42 утверждения, ответы даются по семибалльной шкале.
Для выявления статуса в референтной группе была применена социометрическая методика, связанная с ситуациями выбора партнера в той или иной деятельности, определения «лидеров» и «отвергнутых» в малых группах.
Было сочтено, что значимым является, в частности, вопрос про компетентность в компьютерных технологиях, поскольку степень компетентности в них влияет на самосознание и на статус подростка [1].
Опросник содержит 8 вопросов типа: «С кем бы ты хотел готовиться к экзаменам, контрольной работе?» «К кому бы ты обратился, если твой компьютер стал плохо работать?» и т.п. Испытуемый дает ответ, назвав от 1 до 5 человек.
Исследование проводилось студентами филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Баку (Азербайджан) под руководством преподавателей МГУ. В исследовании приняли участие русскоязычные (проходят обучение на русском языке и свободно говорят по-русски) учащиеся 7-11 классов 2-х бакинских общеобразовательных школ: суммарно 262 школьника (135 мальчиков и 127 девочек). После проверки протоколов количество респондентов уменьшилось: 124 девочки и 134 мальчика.
Обработка результатов включала: проверку надежности и согласованности пунктов каждой шкалы; проведение корреляционного анализа; проведение дисперсионного анализа для выявления влияния пола и возраста на субшкалы методики Интернет-зависимости; проведение эксплораторного факторного анализа и путевого анализа; проверку значимости полученных данных по Т-критерию Стьюдента для независимых выборок. Данная статья ограничивается обсуждением результатов корреляционного (Табл. 1) и путевого анализа.
Все использованные в исследовании шкалы и субшкалы показали хорошую согласованность.
По результатам эксплораторного факторного анализа полученных социометрических данных были выделены 3 фактора, которые оказалось возможным проинтерпретировать как (1) дружелюбие, (2) лидерство и (3) сознательность.
С определенной условностью данные факторы ниже наряду с показателями маскулинности, андрогинности и феминности будут именоваться личностными характеристиками. По критерию Стьюдента были сопоставлены выборочные средние показателей для мальчиков и для девочек по всем шкалам и субшкалам.
По шкалам опросника Интернет-зависимости Чен значимых различий нет, есть значимые различия по шкалам, связанным с гендером и статусом: а именно, компьютерная компетентность выше у мальчиков (p<10-3), девочек же чаще предпочитают видеть старостами (p=0,09).
Имеются значимые различия по (условным) личностным характеристикам в соотнесении с гендером: девочки более дружелюбны и феминны, мальчикам свойственны лидерские качества, сознательность и маскулинность (для всех различий p<0,01).
Далее были проанализированы связи между личностными характеристиками, показателями по шкалам и субшкалам Интернет-зависимости и социометрическими показателями социального статуса у мальчиков и девочек.
У девочек оказалось меньше значимых связей между зависимостью от Интернета и социальным статусом по сравнению с мальчиками, но больше значимых связей между личностными характеристиками и социальным статусом. (См. Табл. 1).
Таблица 1. Значимые корреляционные связи в выборках мальчиков и девочек между личностными характеристиками, параметрами Интернет-зависимости, гендером и социометрическим статусом (Д – девочки; М – мальчики); переменные по которым не было установлено ни одной значимой корреляции, в таблице не представлены.
С кем бы ты хотел(а) выполнять домашние задания, подготовиться к тестам, к экзамену? | Кто в классе лучше выполнял(а) бы обязанности старосты? | С кем бы ты хотел(а) провести каникулы (выходные, свободное время)? | Кто, по-твоему, в классе лучше разбирается в компьютерных технологиях, онлайн играх, соц. сетях? | |||||
Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | |
Компульсивные симптомы | -0,22 | |||||||
Симптомы отмены | -0,2 | -0,17 | ||||||
Проблемы с управлением временем | -0,25 | -0,18 | 0,2 | |||||
Ключевые проблемы интернет- зависимости | -0,19 | -0,21 | ||||||
Отрицательные последствия интернет-зависимости | -0,19 | -0,17 | ||||||
Интегральный балл по методике Чен | -0,21 | -0,22 | ||||||
Дружелюбие | 0,22 | |||||||
Лидерство | 0,18 | 0,18 | 0,2 | |||||
Маскулинность | 0,19 | 0,21 | ||||||
Фемининность | 0,21 | |||||||
Андрогинность | 0,18 | 0,26 |
Все указанные результаты не выглядят удивительными, и данное бытовое наблюдение ярко свидетельствует, что полученные результаты корректны. Вместе с тем неверно было бы думать, что (условные) личностные черты мальчиков никак не влияют на их социальный статус. Они влияют опосредованно: опосредованность реализуется через показатели Интернет-зависимости. А именно, в то время как у девочек практически отсутствуют корреляции между показателями по опроснику Чен и личностными характеристиками, у мальчиков такие корреляции представлены, причем значимым образом.
С использованием путевого анализа выявлен любопытный факт: шкалы и субшкалы Интернет-зависимости способны работать как медиаторы. Так, например, удалось выявить следующую статистически значимую опосредствованную связь:
Лидерство (-)→Компульсивные симптомы(-)→Выбор на должность старосты
Интерпретировать данную причино-следственную цепочку можно следующим образом. Поскольку стремление к лидерству ведет к снижению компульсивных симптомов, итогом становится повышение шансов быть избранным на должность старосты.
Аналогичная связь прослеживается между выраженной маскулинностью и шансами быть выбранным в старосты, с одной стороны, а с другой – у мальчиков ярко выраженная маскулинность снижает значимость симптомов отмены, что в свою очередь повышает шанс быть выбранным партнером по учебе (соответствующий вопрос: «С кем бы ты хотел выполнять домашние задания, готовиться к тестам, экзаменам?»).
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что именно применительно к мальчикам зависимость от Интернета влияет на их социальный статус, опосредуя влияние на этот статус (условных) личностных характеристик. У девочек такой опосредствованности не наблюдается: показатели Интернет- зависимости у них практически не коррелируют с личностными характеристиками, и связь между личностными характеристиками и социальным статусом реализуется напрямую (См. Табл. 1).
В целом следует отметить, что феномены зависимости или независимости от Интернета – относительно новое явление в структуре психики современного человека – взаимодействуют с другими психологическими процессами, опосредствуют их и способны работать как психологические медиаторы.
Литература
- Абрамов М.Г. Влияние информационных технологий на старшеклассников // Человек, 2007. № 3. С. 85-92.
- Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. – Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000, с. 100-131.
- Войскунский А.Е., Митина О.В., Гусейнова А.А., Рустамова Н.Э. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4(33).
- Интернет-зависимость: психологическая зависимость и динамика развития / Ред.- сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009.
- Лопухова О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология. 2001. № 3. C. 57– 67.
- Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандировa А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГМСУ, 2011.
Об авторах
- Александр Евгеньевич Войскунский — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией психологии интеллектуальной деятельности и информатизации факультета психологии Московского государственного университета.
- Ольга Валентиновна Митина — ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, зав. лабораторией Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент. Сфера интересов: математическая психология, количественные методы в психологии, психосемантика, политическая психология, синергетика в психологии, кросс-культурная психология. Автор более 150 научных публикаций, в том числе 6 книг.
- Аиша Галиб кызы Рагимова — магистр психологии, психолог-исследователь, Центр Образовательных Технологий, Институт образования Азербайджанской Республики, Баку, Азербайджан.
Смотрите также: