Войскунский А.Е., Митина О.В., Рагимова А.Г. Связь интернет-зависимости с гендером и социальным статусом подростков

В

Про­бле­ма­ти­ка пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти (или аддик­ции) детей и взрос­лых от Интер­не­та в целом, а так­же от отдель­ных Интер­нет-сер­ви­сов (таких напри­мер, как игро­вые, ком­му­ни­ка­тив­ные, пор­но­гра­фи­че­ские и др.) пред­став­ля­ет собой «рас­ту­щую» тему совре­мен­ных меди­ко-пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний: хотя нали­чие соот­вет­ству­ю­щей зави­си­мо­сти не зафик­си­ро­ва­но в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах из-за недо­ста­точ­но­сти сви­де­тельств, оформ­лен­ных по пра­ви­лам дока­за­тель­ной меди­ци­ны, одна­ко спе­ци­а­ли­сты-аддик­то­ло­ги актив­но зани­ма­ют­ся сбо­ром эмпи­ри­че­ских дан­ных, поз­во­ля­ю­щих все­сто­ронне оха­рак­те­ри­зо­вать фено­ме­ны, кото­рые в буду­щем, как пред­по­ла­га­ет­ся, будут спо­соб­ство­вать при­зна­нию Интер­нет- зави­си­мо­сти в каче­стве реаль­но­го забо­ле­ва­ния, заслу­жи­ва­ю­ще­го вни­ма­ния пси­хо­ло­гов и психотерапевтов.

Начи­ная с обзор­но­го мате­ри­а­ла [2], иссле­до­ва­тель­ская инфор­ма­ция о зави­си­мо­сти от Интер­не­та поме­ще­на в целом ряде инфор­ма­ци­он­ных источ­ни­ков; в наи­бо­лее пол­ном виде, вклю­чая целый ряд пуб­ли­ка­ций оте­че­ствен­ных авто­ров и пере­во­ды работ ино­стран­ных авто­ров на рус­ский язык – в тема­ти­че­ском сбор­ни­ке [4] и в спе­ци­аль­ном выпус­ке элек­трон­но­го жур­на­ла «Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии» (2015, № 4). Это поз­во­ля­ет при необ­хо­ди­мо­сти более пол­но озна­ко­мить­ся с рас­смат­ри­ва­е­мой в дан­ной ста­тье про­блем­ной областью.

Спе­ци­а­ли­ста­ми в насто­я­щее вре­мя изу­ча­ют­ся воз­мож­ные свя­зи меж­ду пока­за­те­ля­ми Интер­нет-зави­си­мо­сти и раз­но­об­раз­ны­ми соци­аль­но- демо­гра­фи­че­ски­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, пси­хи­че­ски­ми и сома­ти­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, семей­ны­ми отно­ше­ни­я­ми, соци­аль­ным статусом. 

В дан­ной рабо­те ста­вит­ся зада­ча выявить воз­мож­ные свя­зи меж­ду зави­си­мо­стью от Интер­не­та и таки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как ген­дер и соци­аль­ный ста­тус, т.е. поло­же­ние в рефе­рент­ной соци­аль­ной груп­пе в под­рост­ко­вом возрасте. 

Целью иссле­до­ва­ния явля­ет­ся выяв­ле­ние ген­дер­ных раз­ли­чий у зави­си­мых и не зави­си­мых от Интер­не­та у под­рост­ков с раз­ли­ча­ю­щим­ся соци­аль­ным статусом. 

Соот­вет­ствен­но фор­му­ли­ру­ет­ся гипо­те­за иссле­до­ва­ния: пока­за­те­ли зави­си­мо­сти от Интер­не­та соглас­но пред­по­ло­же­нию, свя­за­ны с ген­дер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми под­рост­ков, их лич­ност­ны­ми осо­бен­но­стя­ми и струк­ту­рой их меж­лич­ност­ных отношений.

Для изме­ре­ния Интер­нет-зави­си­мо­сти адап­ти­ро­ван, раз­ра­бо­тан и реко­мен­до­ван к при­ме­не­нию ряд опрос­ных мето­дик; несколь­ко наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных мето­дик после срав­не­ния были при­зна­ны [3] пока­зы­ва­ю­щи­ми оди­на­ко­вые или близ­кие резуль­та­ты (зави­си­мость, отсут­ствие зави­си­мо­сти или пре­бы­ва­ние в груп­пе риска). 

В дан­ной рабо­те была исполь­зо­ва­на одна из наи­бо­лее совре­мен­ных мето­дик тако­го рода, а имен­но мето­ди­ка CIAS тай­вань­ско­го пси­хо­ло­га И. Чен, адап­ти­ро­ван­ная в Рос­сии под руко­вод­ством В.Л. Малы­ги­на: Шка­ла Интер­нет-зави­си­мо­сти Чен [6].

Опрос­ник содер­жит 26 вопро­сов, на кото­рые дают­ся отве­ты по четы­рех­балль­ной шка­ле, и вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие субш­ка­лы: (1) шка­ла ком­пуль­сив­ных симп­то­мов, (2) шка­ла симп­то­мов отме­ны, (3) шка­ла толе­рант­но­сти, (4) шка­ла внут­ри­лич­ност­ных про­блем и про­блем, свя­зан­ных со здо­ро­вьем, (5) шка­ла управ­ле­ния вре­ме­нем. Кро­ме того, ука­зан­ные субш­ка­лы объ­еди­ня­ют­ся в более общие шка­лы: (6) клю­че­вые пси­хо­ло­ги­че­ские про­яв­ле­ния Интер­нет-зави­си­мо­сти (охва­ты­ва­ет пер­вые 3 шка­лы) и (7) отри­ца­тель­ные послед­ствия при­ме­не­ния Интер­не­та (послед­ние 2 шка­лы). Сум­ма всех шкал явля­ет­ся (8) инте­граль­ным пока­за­те­лем нали­чия или отсут­ствия Интернет-зависимости.

Для опре­де­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го пола был при­ме­нен опрос­ник «Мас­ку­лин­ность, феми­нин­ность и ген­дер­ный тип лич­но­сти», пред­ло­жен­ная извест­ным пси­хо­ло­гом С. Бем и моди­фи­ци­ро­ван­ный О.Г. Лопу­хо­вой [5]. Дан­ная мето­ди­ка опре­де­ля­ет сте­пень андро­гин­но­сти, феми­нин­но­сти или мас­ку­лин­но­сти респон­ден­та и содер­жит 42 утвер­жде­ния, отве­ты дают­ся по семи­балль­ной шкале.

Для выяв­ле­ния ста­ту­са в рефе­рент­ной груп­пе была при­ме­не­на социо­мет­ри­че­ская мето­ди­ка, свя­зан­ная с ситу­а­ци­я­ми выбо­ра парт­не­ра в той или иной дея­тель­но­сти, опре­де­ле­ния «лиде­ров» и «отверг­ну­тых» в малых группах. 

Было сочте­но, что зна­чи­мым явля­ет­ся, в част­но­сти, вопрос про ком­пе­тент­ность в ком­пью­тер­ных тех­но­ло­ги­ях, посколь­ку сте­пень ком­пе­тент­но­сти в них вли­я­ет на само­со­зна­ние и на ста­тус под­рост­ка [1].

Опрос­ник содер­жит 8 вопро­сов типа: «С кем бы ты хотел гото­вить­ся к экза­ме­нам, кон­троль­ной рабо­те?» «К кому бы ты обра­тил­ся, если твой ком­пью­тер стал пло­хо рабо­тать?» и т.п. Испы­ту­е­мый дает ответ, назвав от 1 до 5 человек.

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось сту­ден­та­ми фили­а­ла МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва в Баку (Азер­бай­джан) под руко­вод­ством пре­по­да­ва­те­лей МГУ. В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие рус­ско­языч­ные (про­хо­дят обу­че­ние на рус­ском язы­ке и сво­бод­но гово­рят по-рус­ски) уча­щи­е­ся 7-11 клас­сов 2-х бакин­ских обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ: сум­мар­но 262 школь­ни­ка (135 маль­чи­ков и 127 дево­чек). После про­вер­ки про­то­ко­лов коли­че­ство респон­ден­тов умень­ши­лось: 124 девоч­ки и 134 мальчика.

Обра­бот­ка резуль­та­тов вклю­ча­ла: про­вер­ку надеж­но­сти и согла­со­ван­но­сти пунк­тов каж­дой шка­лы; про­ве­де­ние кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за; про­ве­де­ние дис­пер­си­он­но­го ана­ли­за для выяв­ле­ния вли­я­ния пола и воз­рас­та на субш­ка­лы мето­ди­ки Интер­нет-зави­си­мо­сти; про­ве­де­ние экс­пло­ра­тор­но­го фак­тор­но­го ана­ли­за и путе­во­го ана­ли­за; про­вер­ку зна­чи­мо­сти полу­чен­ных дан­ных по Т-кри­те­рию Стью­ден­та для неза­ви­си­мых выбо­рок. Дан­ная ста­тья огра­ни­чи­ва­ет­ся обсуж­де­ни­ем резуль­та­тов кор­ре­ля­ци­он­но­го (Табл. 1) и путе­во­го анализа.

Все исполь­зо­ван­ные в иссле­до­ва­нии шка­лы и субш­ка­лы пока­за­ли хоро­шую согласованность. 

По резуль­та­там экс­пло­ра­тор­но­го фак­тор­но­го ана­ли­за полу­чен­ных социо­мет­ри­че­ских дан­ных были выде­ле­ны 3 фак­то­ра, кото­рые ока­за­лось воз­мож­ным про­ин­тер­пре­ти­ро­вать как (1) дру­же­лю­бие, (2) лидер­ство и (3) сознательность. 

С опре­де­лен­ной услов­но­стью дан­ные фак­то­ры ниже наря­ду с пока­за­те­ля­ми мас­ку­лин­но­сти, андро­гин­но­сти и фемин­но­сти будут име­но­вать­ся лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми. По кри­те­рию Стью­ден­та были сопо­став­ле­ны выбо­роч­ные сред­ние пока­за­те­лей для маль­чи­ков и для дево­чек по всем шка­лам и субшкалам. 

По шка­лам опрос­ни­ка Интер­нет-зави­си­мо­сти Чен зна­чи­мых раз­ли­чий нет, есть зна­чи­мые раз­ли­чия по шка­лам, свя­зан­ным с ген­де­ром и ста­ту­сом: а имен­но, ком­пью­тер­ная ком­пе­тент­ность выше у маль­чи­ков (p<10-3), дево­чек же чаще пред­по­чи­та­ют видеть ста­ро­ста­ми (p=0,09).

Име­ют­ся зна­чи­мые раз­ли­чия по (услов­ным) лич­ност­ным харак­те­ри­сти­кам в соот­не­се­нии с ген­де­ром: девоч­ки более дру­же­люб­ны и фемин­ны, маль­чи­кам свой­ствен­ны лидер­ские каче­ства, созна­тель­ность и мас­ку­лин­ность (для всех раз­ли­чий p<0,01).

Далее были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны свя­зи меж­ду лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, пока­за­те­ля­ми по шка­лам и субш­ка­лам Интер­нет-зави­си­мо­сти и социо­мет­ри­че­ски­ми пока­за­те­ля­ми соци­аль­но­го ста­ту­са у маль­чи­ков и девочек. 

У дево­чек ока­за­лось мень­ше зна­чи­мых свя­зей меж­ду зави­си­мо­стью от Интер­не­та и соци­аль­ным ста­ту­сом по срав­не­нию с маль­чи­ка­ми, но боль­ше зна­чи­мых свя­зей меж­ду лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми и соци­аль­ным ста­ту­сом. (См. Табл. 1).

Таблица 1. Значимые корреляционные связи в выборках мальчиков и девочек между личностными характеристиками, параметрами Интернет-зависимости, гендером и социометрическим статусом (Д – девочки; М – мальчики); переменные по которым не было установлено ни одной значимой корреляции, в таблице не представлены.

 С кем бы ты хотел(а) выпол­нять домаш­ние зада­ния, под­го­то­вить­ся к тестам,            к экзамену?    Кто    в    клас­се луч­ше выполнял(а) бы обя­зан­но­сти старосты?  С кем бы ты хотел(а) про­ве­сти кани­ку­лы (выход­ные, сво­бод­ное время)?  Кто, по-тво­е­му, в клас­се луч­ше раз­би­ра­ет­ся     в ком­пью­тер­ных тех­но­ло­ги­ях, онлайн     играх, соц. сетях?
 ДМДМДМДМ
Ком­пуль­сив­ные симптомы   -0,22    
Симп­то­мы отмены -0,2 -0,17    
Про­бле­мы       с       управ­ле­ни­ем вре­ме­нем -0,25 -0,18  0,2 
Клю­че­вые про­бле­мы интер­нет- зави­си­мо­сти -0,19 -0,21    
Отри­ца­тель­ные         послед­ствия интер­нет-зави­си­мо­сти -0,19 -0,17    
Инте­граль­ный балл по мето­ди­ке Чен -0,21 -0,22    
Дру­же­лю­бие      0,22 
Лидер­ство  0,18  0,180,2 
Мас­ку­лин­ность  0,19   0,21 
Феми­нин­ность      0,21 
Андро­гин­ность  0,18   0,26 

Все ука­зан­ные резуль­та­ты не выгля­дят уди­ви­тель­ны­ми, и дан­ное быто­вое наблю­де­ние ярко сви­де­тель­ству­ет, что полу­чен­ные резуль­та­ты кор­рект­ны. Вме­сте с тем невер­но было бы думать, что (услов­ные) лич­ност­ные чер­ты маль­чи­ков никак не вли­я­ют на их соци­аль­ный ста­тус. Они вли­я­ют опо­сре­до­ван­но: опо­сре­до­ван­ность реа­ли­зу­ет­ся через пока­за­те­ли Интер­нет-зави­си­мо­сти. А имен­но, в то вре­мя как у дево­чек прак­ти­че­ски отсут­ству­ют кор­ре­ля­ции меж­ду пока­за­те­ля­ми по опрос­ни­ку Чен и лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, у маль­чи­ков такие кор­ре­ля­ции пред­став­ле­ны, при­чем зна­чи­мым образом. 

С исполь­зо­ва­ни­ем путе­во­го ана­ли­за выяв­лен любо­пыт­ный факт: шка­лы и субш­ка­лы Интер­нет-зави­си­мо­сти спо­соб­ны рабо­тать как меди­а­то­ры. Так, напри­мер, уда­лось выявить сле­ду­ю­щую ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мую опо­сред­ство­ван­ную связь:

Лидерство (-)→Компульсивные симптомы(-)→Выбор на должность старосты

Интер­пре­ти­ро­вать дан­ную при­чи­но-след­ствен­ную цепоч­ку мож­но сле­ду­ю­щим обра­зом. Посколь­ку стрем­ле­ние к лидер­ству ведет к сни­же­нию ком­пуль­сив­ных симп­то­мов, ито­гом ста­но­вит­ся повы­ше­ние шан­сов быть избран­ным на долж­ность старосты. 

Ана­ло­гич­ная связь про­сле­жи­ва­ет­ся меж­ду выра­жен­ной мас­ку­лин­но­стью и шан­са­ми быть выбран­ным в ста­ро­сты, с одной сто­ро­ны, а с дру­гой – у маль­чи­ков ярко выра­жен­ная мас­ку­лин­ность сни­жа­ет зна­чи­мость симп­то­мов отме­ны, что в свою оче­редь повы­ша­ет шанс быть выбран­ным парт­не­ром по уче­бе (соот­вет­ству­ю­щий вопрос: «С кем бы ты хотел выпол­нять домаш­ние зада­ния, гото­вить­ся к тестам, экзаменам?»).

Таким обра­зом, полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют утвер­ждать, что имен­но при­ме­ни­тель­но к маль­чи­кам зави­си­мость от Интер­не­та вли­я­ет на их соци­аль­ный ста­тус, опо­сре­дуя вли­я­ние на этот ста­тус (услов­ных) лич­ност­ных харак­те­ри­стик. У дево­чек такой опо­сред­ство­ван­но­сти не наблю­да­ет­ся: пока­за­те­ли Интер­нет- зави­си­мо­сти у них прак­ти­че­ски не кор­ре­ли­ру­ют с лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, и связь меж­ду лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми и соци­аль­ным ста­ту­сом реа­ли­зу­ет­ся напря­мую (См. Табл. 1).

В целом сле­ду­ет отме­тить, что фено­ме­ны зави­си­мо­сти или неза­ви­си­мо­сти от Интер­не­та – отно­си­тель­но новое явле­ние в струк­ту­ре пси­хи­ки совре­мен­но­го чело­ве­ка – вза­и­мо­дей­ству­ют с дру­ги­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми, опо­сред­ству­ют их и спо­соб­ны рабо­тать как пси­хо­ло­ги­че­ские медиаторы.

Литература

  1. Абра­мов М.Г. Вли­я­ние инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на стар­ше­класс­ни­ков // Чело­век, 2007. № 3. С. 85-92.
  2. Вой­скун­ский А.Е. Фено­мен зави­си­мо­сти от Интер­не­та // Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те. – Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Тер­ра-Можайск, 2000, с. 100-131.
  3. Вой­скун­ский А.Е., Мити­на О.В., Гусей­но­ва А.А., Руста­мо­ва Н.Э. Диа­гно­сти­ка зави­си­мо­сти от интер­не­та: срав­не­ние мето­ди­че­ских средств // Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии: элек­трон. науч. журн. – 2015. – N 4(33).
  4. Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская зави­си­мость и дина­ми­ка раз­ви­тия / Ред.- сост. А.Е. Вой­скун­ский. – М.: Акро­поль, 2009.
  5. Лопу­хо­ва О.Г. Пси­хо­ло­ги­че­ский пол лич­но­сти: адап­та­ция диа­гно­сти­че­ской мето­ди­ки // При­клад­ная пси­хо­ло­гия. 2001. № 3. C. 57– 67.
  6. Малы­гин В.Л., Фек­ли­сов К.А., Искан­ди­ро­вa А.С., Анто­нен­ко А.А., Смир­но­ва Е.А., Хоме­ри­ки Н.С. Интер­нет-зави­си­мое пове­де­ние. Кри­те­рии и мето­ды диа­гно­сти­ки: Учеб­ное посо­бие. М.: Изд-во МГМСУ, 2011.
Источ­ник: Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка : Сбор­ник науч­ных ста­тей и мате­ри­а­лов меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции, Колом­на, 14–17 фев­ра­ля 2018 года / Под общей редак­ци­ей Р.В. Ершо­вой. – Колом­на: Госу­дар­ствен­ное обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние выс­ше­го обра­зо­ва­ния Мос­ков­ской обла­сти «Госу­дар­ствен­ный соци­аль­но-гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет», 2018. – С. 75-80.

Об авторах

  • Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и инфор­ма­ти­за­ции факуль­те­та пси­хо­ло­гии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го университета.
  • Оль­га Вален­ти­нов­на Мити­на — веду­щий науч­ный сотруд­ник факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва, зав. лабо­ра­то­ри­ей Мос­ков­ско­го город­ско­го пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент. Сфе­ра инте­ре­сов: мате­ма­ти­че­ская пси­хо­ло­гия, коли­че­ствен­ные мето­ды в пси­хо­ло­гии, пси­хо­се­ман­ти­ка, поли­ти­че­ская пси­хо­ло­гия, синер­ге­ти­ка в пси­хо­ло­гии, кросс-куль­тур­ная пси­хо­ло­гия. Автор более 150 науч­ных пуб­ли­ка­ций, в том чис­ле 6 книг.
  • Аиша Галиб кызы Раги­мо­ва — магистр пси­хо­ло­гии, пси­хо­лог-иссле­до­ва­тель, Центр Обра­зо­ва­тель­ных Тех­но­ло­гий, Инсти­тут обра­зо­ва­ния Азер­бай­джан­ской Рес­пуб­ли­ки, Баку, Азербайджан.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest