Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками

С

Циф­ро­вые тех­но­ло­гии и осо­бен­но интер­нет проч­но вошли в повсе­днев­ную жизнь доста­точ­но боль­шо­го коли­че­ства людей и семей, ста­ли неотъ­ем­ле­мой частью наше­го мира, кото­рая сего­дня рас­смат­ри­ва­ет­ся не толь­ко как спе­ци­фи­че­ское онлайн-про­стран­ство с широ­ким спек­тром раз­лич­ных видов дея­тель­но­сти, но и как слож­но орга­ни­зо­ван­ное куль­тур­ное «ору­дие», опо­сре­ду­ю­щее когни­тив­ное и лич­ност­ное раз­ви­тие ребенка. 

Новый образ жиз­ни в циф­ро­вом мире кон­стру­и­ру­ет осо­бую соци­аль­ную ситу­а­цию раз­ви­тия ребен­ка, кото­рая харак­те­ри­зу­ет­ся в том чис­ле сни­же­ни­ем уни­вер­саль­но­сти и доми­нант­но­сти фигу­ры взрос­ло­го в дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ни­ях в онлайн-кон­текстах и сме­шан­ной реальности. 

Такая ситу­а­ция опре­де­ля­ет­ся нали­чи­ем циф­ро­во­го раз­ры­ва меж­ду поко­ле­ни­я­ми детей и роди­те­лей, про­яв­ля­ю­ще­го­ся в том, что мно­гие роди­те­ли недо­ста­точ­но опе­ра­тив­но осва­и­ва­ют циф­ро­вые тех­но­ло­гии, что опре­де­ля­ет пре­об­ла­да­ние у детей само­сто­я­тель­но­го и сти­хий­но­го их осво­е­ния и исполь­зо­ва­ния. Это, в свою оче­редь, не спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию доста­точ­но­го уров­ня циф­ро­вой гра­мот­но­сти у детей и подростков. 

В то же вре­мя циф­ро­вой мир несет с собой не толь­ко неви­дан­ные ранее воз­мож­но­сти, но и нема­лое коли­че­ство слож­но­стей и про­блем. Дети и под­рост­ки чрез­вы­чай­но нуж­да­ют­ся в под­держ­ке взрос­лых, в первую оче­редь роди­те­лей, и для осво­е­ния новых онлайн-воз­мож­но­стей, и для совла­да­ния с онлайн-рисками. 

Одна­ко резуль­та­ты иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го в 2013 г., пока­за­ли низ­кую осве­дом­лен­ность роди­те­лей о суще­ству­ю­щих в Сети про­бле­мах и угро­зах, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся их дети, а так­же недо­ста­точ­ную циф­ро­вую ком­пе­тент­ность роди­те­лей, что не поз­во­ля­ет им высту­пать в роли актив­ных онлайн-помощ­ни­ков и экс­пер­тов эффек­тив­но­го и без­опас­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых технологий. 

Изме­ни­лась ли ситу­а­ция за про­шед­шие пять лет? Для отве­та на этот вопрос мы осу­ще­стви­ли срав­ни­тель­ный ана­лиз эмпи­ри­че­ских дан­ных двух попу­ля­ци­он­ных иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в 2013 и 2018 гг. в 8 феде­раль­ных окру­гах РФ, по вопро­сам осо­бен­но­стей поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти и онлайн-ком­му­ни­ка­ции роди­те­лей, осве­дом­лен­но­сти роди­те­лей об онлайн-рис­ках, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся их дети, и пред­по­чи­та­е­мых стра­те­гий роди­тель­ской меди­а­ции в про­цес­се дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний при исполь­зо­ва­нии интернета.

Иссле­до­ва­ния были выпол­не­ны при под­держ­ке ком­па­ний РАЭК и Google на осно­ве спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ных Фон­дом Раз­ви­тия Интер­нет сов­мест­но с факуль­те­том пси­хо­ло­гии МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских опрос­ни­ков для детей и роди­те­лей, кото­рые вклю­ча­ли в себя тема­ти­че­ские бло­ки вопро­сов, а так­же спе­ци­аль­ные пси­хо­ло­ги­че­ские мето­ды и мето­ди­че­ские приемы.

В иссле­до­ва­нии 2013 г. было опро­ше­но 1203 под­рост­ка 12—17 лет и 1209 роди­те­лей. Сбор дан­ных осу­ществ­лял­ся Лева­да-Цен­тром по мно­го­сту­пен­ча­тым стра­ти­фи­ци­ро­ван­ным репре­зен­та­тив­ным выбор­кам под­рост­ков и родителей.

Основ­ные темы иссле­до­ва­ния: изу­че­ние осо­бен­но­стей поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти; выяв­ле­ние уров­ня циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти; изу­че­ние обра­за интер­не­та у детей и роди­те­лей; иссле­до­ва­ние нега­тив­но­го опы­та исполь­зо­ва­ния интер­не­та детьми, вклю­чая опыт столк­но­ве­ния с онлайн-рис­ка­ми и угро­за­ми, и осо­бен­но­сти роди­тель­ской меди­а­ции; изу­че­ние роли шко­лы в фор­ми­ро­ва­нии циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти детей и родителей.

В иссле­до­ва­нии 2018 г. было опро­ше­но 525 под­рост­ков в воз­расте от 12 до 13 лет, 1029 под­рост­ков в воз­расте от 14 до 17 лет, 1105 роди­те­лей под­рост­ков 12—17 лет. Сбор дан­ных осу­ществ­лял­ся посред­ством интер­вью­е­ров-пси­хо­ло­гов уни­вер­си­тет­ской сети, объ­еди­нив­шей сотруд­ни­ков 13 уни­вер­си­те­тов из 8 ФО РФ

Зна­чи­тель­ная часть иссле­до­ва­ния была посвя­ще­на про­бле­ме кибер­агрессии, так­же в опрос­ни­ки были вклю­че­ны вопро­сы по осо­бен­но­стям поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти, изу­че­нию опы­та столк­но­ве­ния под­рост­ков с онлайн-рис­ка­ми и осве­дом­лен­но­стью роди­те­лей по этим вопро­сам, а так­же блок вопро­сов по роди­тель­ской меди­а­ции. Все эти бло­ки вопро­сов были ана­ло­гич­ны соот­вет­ству­ю­щим бло­кам опрос­ни­ка 2013 г.

Обра­бот­ка дан­ных про­во­ди­лась в про­грам­ме SPSS 23.0 на осно­ве мето­дов опи­са­тель­ной ста­ти­сти­ки, про­це­дур кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за и срав­не­ния групп.

Здесь пред­став­ле­ны резуль­та­ты, полу­чен­ные при помо­щи сле­ду­ю­щих бло­ков вопросов.

1. Для изу­че­ния осо­бен­но­стей поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти роди­те­лей в срав­не­нии с под­рост­ка­ми были зада­ны вопро­сы о часто­те и интен­сив­но­сти исполь­зо­ва­ния интер­не­та и соци­аль­ных сетей, про­дол­жи­тель­но­сти пре­бы­ва­ния в онлайне, наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мых элек­трон­ных устрой­ствах для выхо­да в интернет.

2. Для иссле­до­ва­ния осве­дом­лен­но­сти роди­те­лей об онлайн-рис­ках, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся их дети, при­ме­ня­лась клас­си­фи­ка­ция онлайн-рис­ков, раз­ра­бо­тан­ная на базе систе­ма­ти­за­ции резуль­та­тов иссле­до­ва­ний Фон­да Раз­ви­тия Интер­нет за 2009—2012 гг. и содер­жа­тель­но­го ана­ли­за обра­ще­ний за этот же пери­од вре­ме­ни на горя­чую линию помо­щи «Дети онлайн». 

Мы сосре­до­то­чи­лись на ана­ли­зе сле­ду­ю­щих рис­ков: кон­тент­ные рис­ки, воз­ни­ка­ю­щие в про­цес­се исполь­зо­ва­ния нахо­дя­щих­ся в сети мате­ри­а­лов (тек­сты, кар­тин­ки, аудио- и видео­фай­лы, ссыл­ки), кото­рые могут содер­жать вред­ную, угро­жа­ю­щую, неэтич­ную инфор­ма­цию; ком­му­ни­ка­ци­он­ные рис­ки, воз­ни­ка­ю­щие в ситу­а­ци­ях меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия и обще­ния меж­ду поль­зо­ва­те­ля­ми в сети; потре­би­тель­ские рис­ки, воз­ни­ка­ю­щие в резуль­та­те зло­упо­треб­ле­ния пра­ва­ми потре­би­те­ля в сети, исполь­зо­ва­ния или хище­ния пер­со­наль­ной инфор­ма­ции с целью мошен­ни­че­ства; тех­ни­че­ские рис­ки, угро­жа­ю­щие повре­жде­ни­ем про­грамм­но­го обес­пе­че­ния элек­трон­ных устройств и нару­ше­ни­ем кон­фи­ден­ци­аль­но­сти хра­ня­щей­ся на них инфор­ма­ции, хище­ни­ем пер­со­наль­ной инфор­ма­ции при исполь­зо­ва­нии вре­до­нос­ных программ. 

Под­рост­кам на осно­ве закры­тых вопро­сов пред­ла­га­лось отме­тить кон­крет­ные рис­ки, вхо­дя­щие в каж­дый из выде­лен­ных типов, с кото­ры­ми они сталкивались.

3. Для изу­че­ния и опи­са­ния стра­те­гий роди­тель­ской меди­а­ции была исполь­зо­ва­на мето­до­ло­гия про­ек­та EU Kids Online II, раз­ра­бо­тан­ная под руко­вод­ством С. Ливинг­стон и объ­еди­ня­ю­щая пять стра­те­гий роди­тель­ской медиации: 

  • актив­ная меди­а­ция исполь­зо­ва­ния интер­не­та — при­сут­ствие и помощь со сто­ро­ны роди­те­ля при исполь­зо­ва­нии ребен­ком интернета; 
  • актив­ная меди­а­ция без­опас­но­сти ребен­ка — обще­ние роди­те­ля с ребен­ком о без­опас­ном пове­де­нии в интер­не­те, вклю­чая сове­ты и обу­че­ние тому, как пра­виль­но себя вести; 
  • огра­ни­чи­ва­ю­щая меди­а­ция — созда­ние роди­те­ля­ми пра­вил и огра­ни­че­ний поль­зо­ва­ния интернетом; 
  • мони­то­ринг — посто­ян­ная про­вер­ка роди­те­лем сай­тов, кото­рые посе­ща­ет ребе­нок, его кон­так­тов, сооб­ще­ний, профилей; 
  • тех­ни­че­ское огра­ни­че­ние — исполь­зо­ва­ние роди­те­лем спе­ци­аль­ных про­грамм, кото­рые поз­во­ля­ют бло­ки­ро­вать и филь­тро­вать сай­ты, отсле­жи­вать посе­щен­ные сай­ты или уста­нав­ли­вать огра­ни­че­ния на вре­мя пользования. 

Роди­те­лей про­си­ли отве­тить на вопрос об их дей­стви­ях при столк­но­ве­нии детей с он­лайн-рис­ка­ми и отме­тить те кон­крет­ные дей­ствия, кото­рые они мог­ли бы осу­ществ­лять в той или иной ситуации.

Основные особенности родителей как пользователей интернета

По срав­не­нию с дан­ны­ми 2013 г. прак­ти­че­ски все роди­те­ли нынеш­них под­рост­ков ста­ли поль­зо­ва­те­ля­ми интер­не­та: за пять про­шед­ших лет чис­ло не поль­зу­ю­щих­ся сетью сни­зи­лось с 17% до 1%, а так­же суще­ствен­но воз­рос­ло чис­ло тех роди­те­лей, кого интер­нет при­вле­ка­ет как инстру­мент коммуникации. 

Если в 2013 г. каж­дый день интер­не­том поль­зо­ва­лась толь­ко поло­ви­на роди­те­лей, то в 2018 г. в Сеть еже­днев­но выхо­дят 87% (рис. 1), дого­няя по часто­те поль­зо­ва­ния ин-тер­не­том сво­их детей, 90% кото­рых при­сут­ству­ют в сети каж­дый или почти каж­дый день.

Сре­ди стар­ших под­рост­ков почти два из трех про­во­дят в интер­не­те более 4 часов в буд­ние дни. Каж­дый деся­тый про­во­дит онлайн боль­шую часть дня. Хотя млад­шие под­рост­ки и мень­ше поль­зу­ют­ся интер­не­том, каж­дый деся­тый сре­ди них так­же почти «живет в интер­не­те» — в сут­ки его «циф­ро­вое» вре­мя пре­вы­ша­ет 9 часов. 

Для срав­не­ния, роди­те­ли ока­зы­ва­ют­ся в «отста­ю­щих» по коли­че­ству это­го циф­ро­во­го вре­ме­ни: лишь один роди­тель из трех про­во­дит онлайн более 4 часов в сут­ки в буд­ние дни, а каж­дый чет­вер­тый нахо­дит­ся в интер­не­те не более часа. 

Если по сво­ей поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти в буд­ни роди­те­ли напо­ми­на­ют млад­ших под­рост­ков, то в выход­ные дни кар­ти­на меня­ет­ся: под­рост­ки поз­во­ля­ют себе боль­ше вре­ме­ни про­ве­сти онлайн, а роди­те­ли — нет, их вре­мя онлайн оста­ет­ся прак­ти­че­ски неизменным.

Отме­тим так­же, что интен­сив­ность поль­зо­ва­ния интер­не­том у взрос­лых, по срав­не­нию с их детьми-под­рост­ка­ми, отли­ча­ет­ся уме­рен­но­стью, ста­биль­но­стью и оста­ет­ся отно­си­тель­но посто­ян­ной, тогда как за послед­ние пять лет сокра­ти­лось коли­че­ство под­рост­ков со сред­ней онлайн-актив­но­стью и более чем в два раза воз­рос­ло коли­че­ство под­рост­ков с высо­кой онлайн-актив­но­стью (табл.)

Таблица. Сравнение онлайн-активности подростков и родителей в будни и в выходные дни 2013 и 2018 гг., %

Онлайн-актив­ностьПод­рост­киРоди­те­ли
2013201820132018
Низ­кая (1 час в сутки)буд­ни11143329
выход­ные892934
Сред­няя (3 часа в сутки)буд­ни76605960
выход­ные67526559
Высо­кая (8 часов в сутки)буд­ни1326811
выход­ные253967

Но по дан­ным иссле­до­ва­ния 2018 г., несмот­ря на зна­чи­тель­ный рост онлайн-актив­но­сти, роди­те­ли заблуж­да­ют­ся при оцен­ке поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти сво­их детей: роди­те­ли под­рост­ков с низ­кой и сред­ней поль­зо­ва­тель­ской актив­но­стью склон­ны завы­шать коли­че­ство вре­ме­ни, кото­рое их дети про­во­дят в интер­не­те, как в буд­ни, так и в выход­ные, тогда как роди­те­ли под­рост­ков с высо­кой поль­зо­ва­тель­ской актив­но­стью, напро­тив, счи­та­ют, что их дети «сидят» в интер­не­те мень­ше времени.

Кро­ме того, роди­те­ли недо­оце­ни­ва­ют как интен­сив­ность исполь­зо­ва­ния сво­и­ми детьми элек­трон­ных устройств для выхо­да в интер­нет, так и воз­мож­но­сти под­клю­че­ния к Сети на пер­вый взгляд неоче­вид­ных для этой цели устройств — теле­ви­зо­ра и игро­вой при­став­ки, к кото­рым для выхо­да в Сеть в 2018 г. при­бе­га­ют 20% и 11% под­рост­ков, соответственно.

Тем не менее роди­те­ли все чаще начи­на­ют при­сут­ство­вать сре­ди «френ­дов» сво­их детей и более актив­но осва­и­вать имен­но те он­лайн-про­стран­ства, кото­рые вос­тре­бо­ва­ны их детьми. 

В 2018 г. девять из деся­ти роди­те­лей заре­ги­стри­ро­ва­ны в одной или несколь­ких соци­аль­ных сетях (92%). Наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми соци­аль­ны­ми сетя­ми у роди­те­лей явля­ют­ся ВКон­так­те (55%), где «сидят» 90% под­рост­ков, и Одно­класс­ни­ки (49%), кото­ры­ми поль­зу­ют­ся 13% подростков. 

Треть опро­шен­ных роди­те­лей име­ют акка­ун­ты в Instagram (35%), актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми кото­ро­го, в сред­нем, явля­ют­ся каж­дые два под­рост­ка из трех, и лишь 2% роди­те­лей поль­зу­ют­ся Snapchat, тогда как сре­ди под­рост­ков дан­ной соци­аль­ной сетью поль­зу­ет­ся прак­ти­че­ски каж­дый четвертый. 

Срав­ни­тель­ный ана­лиз дан­ных пока­зал, что за послед­ние 5 лет коли­че­ство взрос­лых поль­зо­ва­те­лей сети Одно­класс­ни­ки суще­ствен­но сокра­ти­лось (на 25%) и зна­чи­тель­но воз­рос инте­рес роди­те­лей к видео­хо­стин­гу YouTube, кото­рый вос­тре­бо­ван у более 80% совре­мен­ных под­рост­ков, — за послед­ние 5 лет ауди­то­рия воз­рос­ла в 5 раз и теперь состав­ля­ет 35%. 

Роди­те­ли немно­го актив­нее сво­их детей осва­и­ва­ют Facebook (уве­ли­че­ние чис­ла поль­зо­ва­те­лей с 17% в 2013 г. до 28% в 2018 г.), тогда как сре­ди под­рост­ков акка­унт в дан­ной соци­аль­ной сети есть у 22% под­рост­ков (в 2013 г. — 17%), что может быть свя­за­но с тем, что Facebook ста­но­вит­ся для взрос­лых одним из необ­хо­ди­мых инстру­мен­тов уста­нов­ле­ния и под­дер­жа­ния про­фес­си­о­наль­ных контактов.

Несмот­ря на то, что уве­ли­чи­лось коли­че­ство роди­те­лей, при­сут­ству­ю­щих сре­ди «френ­дов» сво­их детей, каж­дый вто­рой роди­тель в соот­вет­ствии со зна­чи­тель­но мень­шим вре­ме­нем, кото­рое он про­во­дит в интер­не­те, так или ина­че выпа­да­ет из кру­га обще­ния сво­е­го ребен­ка в соци­аль­ных сетях. Это вре­мя осо­бен­но раз­ли­ча­ет­ся в выход­ные, когда дети в основ­ном онлайн, а роди­те­ли — офлайн.

Кро­ме того, роди­те­ли и дети раз­ли­ча­ют­ся по пред­по­чи­та­е­мым онлайн-тер­ри­то­ри­ям: они часто попа­да­ют в раз­ные онлайн-изме­ре­ния, ред­ко пере­се­ка­ют­ся в интер­не­те и дистан­ци­ро­ва­ны друг от дру­га онлайн. 

Таким обра­зом, по срав­не­нию с дан­ны­ми пяти­лет­ней дав­но­сти роди­те­ли ста­ли более уве­рен­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми интер­не­та, они актив­но осва­и­ва­ют онлайн-про­стран­ства, в кото­рых «живут» их дети, но роди­те­ли и дети пре­бы­ва­ют в раз­ных онлайн-кон­текстах и прак­ти­че­ски не вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом в сети.

Осведомленность родителей о столкновении детей с онлайн-рисками

Ана­лиз поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти пока­зал, что меж­ду роди­те­ля­ми и детьми суще­ству­ет раз­ни­ца в про­стран­ствен­но-вре­мен­ной кон­фи­гу­ра­ции поль­зо­ва­ния интер­не­том, что мож­но рас­смат­ри­вать так­же как один из пока­за­те­лей циф­ро­во­го разрыва.

Это явля­ет­ся одной из важ­ных при­чин недо­ста­точ­ной осве­дом­лен­но­сти роди­те­лей о часто­те столк­но­ве­ний сво­их детей с онлайн-рис­ка­ми. Соглас­но дан­ным 2013 и 2018 гг. шесть из семи под­рост­ков стал­ки­ва­лись хотя бы с одним из онлайн-рисков. 

В то же вре­мя каж­дый шестой роди­тель в 2013 г. и каж­дый пятый в 2018 г. не осве­дом­ле­ны о нега­тив­ном опы­те сво­их детей. В то же вре­мя взрос­лые склон­ны пре­уве­ли­чи­вать сте­пень сво­е­го уча­стия в раз­ре­ше­нии раз­лич­ных ситу­а­ций, свя­зан­ных с про­бле­ма­ми в интер­не­те, напри­мер, в пре­одо­ле­нии детьми онлайн-травли. 

И даже если роди­те­лям извест­но о столк­но­ве­ни­ях сво­их детей с онлайн-рис­ка­ми вооб­ще и с кибе­ра­грес­си­ей в част­но­сти, их пред­став­ле­ния о реак­ци­ях детей и о послед­стви­ях таких ситу­а­ций часто не соот­вет­ству­ют реальности.

Срав­не­ние усред­нен­ных пока­за­те­лей часто­ты столк­но­ве­ния под­рост­ков с отдель­ны­ми вида­ми угроз, состав­ля­ю­щих онлайн-рис­ки ука­зан­ных типов, и осве­дом­лен­но­сти роди­те­лей об этих столк­но­ве­ни­ях поз­во­ля­ет сде­лать сле­ду­ю­щие выводы. 

Во-пер­вых, за послед­ние пять лет сни­зи­лась часто­та столк­но­ве­ний под­рост­ков со все­ми типа­ми онлайн-рис­ков. Во-вто­рых, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми, как и в 2013 г., оста­ют­ся кон­тент­ные рис­ки. В-тре­тьих, роди­те­ли про­дол­жа­ют в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни недо­оце­ни­вать то, насколь­ко часто их дети стал­ки­ва­ют­ся с опас­но­стя­ми, кото­рые их под­сте­ре­га­ют в циф­ро­вом про­стран­стве, что повы­ша­ет уяз­ви­мость детей и остав­ля­ет их наедине с болез­нен­ным и непри­ят­ным опы­том (рис. 2).

Осо­бое вни­ма­ние в 2018 г. мы обра­ти­ли на ком­му­ни­ка­ци­он­ные рис­ки, так как в соот­вет­ствии с ана­ли­зом звон­ков, посту­па­ю­щих на Линию помо­щи «Дети онлайн», имен­но эти рис­ки ста­ли самы­ми часты­ми пово­да­ми теле­фон­ных звон­ков или элек­трон­ных сооб­ще­ний под­рост­ков, сиг­на­ли­зи­ру­ю­щих о зна­чи­мой проблеме. 

Сре­ди ком­му­ни­ка­ци­он­ных рис­ков мож­но выде­лить рис­ки, свя­зан­ные с гру­бы­ми и жесто­ки­ми сооб­ще­ни­я­ми, с агрес­сив­ной ком­му­ни­ка­ци­ей, име­ю­щей раз­лич­ные фор­мы и про­яв­ле­ния и отно­си­тель­но ред­кие рис­ки, но осо­бен­но опас­ные и болез­нен­ные — край­ние фор­мы агрес­сив­ной ком­му­ни­ка­ции, напри­мер, кибер­бул­линг, рас­про­стра­не­ние поро­ча­щей и лич­ной инфор­ма­ции, непри­стой­ные предложения. 

При этом в отно­ше­нии вто­рой груп­пы рис­ков отме­ча­ет­ся мак­си­маль­ный раз­рыв меж­ду пред­став­ле­ни­я­ми роди­те­лей о часто­те столк­но­ве­ния с ними их детей и акту­аль­ной ситу­а­ци­ей (рис. 3).

Напри­мер, каж­дый седь­мой ребе­нок в 2018 г. полу­чал угро­зы физи­че­ской рас­пра­вы, и толь­ко 2% роди­те­лей зна­ют об этом, каж­дый тре­тий ста­но­вил­ся жерт­вой онлайн- гру­мин­га (полу­чал прось­бу выслать фото или видео в обна­жен­ном виде, полу­чал пред­ло­же­ние пого­во­рить на интим­ные темы от незна­ко­мых людей), и толь­ко 9% роди­те­лей зна­ют об этом, прак­ти­че­ски каж­дый вто­рой ребе­нок ста­но­вил­ся сви­де­те­лем или жерт­вой онлайн-агрес­сии по отно­ше­нию к себе или дру­гим, и толь­ко каж­дый чет­вер­тый роди­тель зна­ет о таких случаях. 

Тем не менее чис­ло осве­дом­лен­ных роди­те­лей за пять лет вырос­ло по ряду онлайн-рис­ков, осо­бен­но по тем, кото­рые актив­но осве­ща­ют­ся в сред­ствах мас­со­вой информации. 

Так, напри­мер, если в 2013 г. толь­ко каж­дый деся­тый роди­тель знал о том, что его ребе­нок был участ­ни­ком кибер­бул­лин­га, то пять лет спу­стя уже каж­дый тре­тий роди­тель зна­ет о столк­но­ве­нии сво­е­го ребен­ка с кибербуллингом.

Родительская медиация использования интернета

Ста­биль­но рас­ту­щий инте­рес к изу­че­нию циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции детей и под­рост­ков при­вле­ка­ет все боль­ше иссле­до­ва­те­лей к про­бле­ме уча­стия взрос­лых, и в первую оче­редь роди­те­лей, в этом про­цес­се, а вопро­сы дет­ской без­опас­но­сти в сети ост­ро ста­вят вопрос о необ­хо­ди­мо­сти иссле­до­ва­ния роди­тель­ской меди­а­ции — спо­со­бов и форм уча­стия роди­те­лей в онлайн-актив­но­сти детей. Таких работ пока не очень мно­го, тем не менее чис­ло их рас­тет как в Рос­сии, так и за рубежом.

Фор­мы кон­тро­ля и уча­стия роди­те­лей в исполь­зо­ва­нии детьми интер­не­та, состав­ля­ю­щие стра­те­гии роди­тель­ской меди­а­ции, мож­но рас­смат­ри­вать как дей­ствия, пре­ду­пре­жда­ю­щие столк­но­ве­ние под­рост­ков с непри­ят­ны­ми и враж­деб­ны­ми ситу­а­ци­я­ми в буду­щем (про­ак­тив­ное совладание). 

Тогда как дей­ствия роди­те­лей при столк­но­ве­нии детей с непри­ят­ны­ми и враж­деб­ны­ми ситу­а­ци­я­ми мож­но рас­смат­ри­вать в каче­стве спо­со­бов совла­да­ния «здесь и сей­час» с непри­ят­ны­ми и враж­деб­ны­ми ситу­а­ци­я­ми (транс­фор­ма­ци­он­ное совла­да­ние), с кото­ры­ми столк­ну­лись их дети.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний 2013 и 2018 гг. пока­за­ли, что роди­те­ли исполь­зу­ют мак­си­маль­но доступ­ное им коли­че­ство средств для регу­ля­ции поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти сво­их детей в широ­ком диа­па­зоне, направ­лен­ных как на непо­сред­ствен­ное огра­ни­че­ние вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го ребен­ком в сети, так и на удо­вле­тво­ре­ние соб­ствен­но­го инте­ре­са, что­бы узнать, что ребе­нок дела­ет в сети, а так­же на под­дер­жа­ние дове­ри­тель­ных отно­ше­ний и, без­услов­но, на то, что­бы защи­тить и огра­дить сво­е­го ребен­ка от тех рис­ков и опас­но­стей, кото­рые таит в себе «чер­ное зеркало». 

При­чем наблю­да­ет­ся поло­жи­тель­ная дина­ми­ка, кото­рая про­яв­ля­ет­ся в том, что за послед­ние пять лет роди­те­ли ста­ли чаще при­ме­нять раз­лич­ные фор­мы уча­стия, регу­ля­ции и кон­тро­ля онлайн-актив­но­сти детей (рис. 4).

Уве­ли­че­ние при­сут­ствия роди­те­лей в интер­не­те и их заин­те­ре­со­ван­ность в под­дер­жа­нии дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с детьми спо­соб­ство­ва­ли тому, что за про­шед­шие пять лет воз­рос­ло коли­че­ство роди­те­лей, при­ни­ма­ю­щих актив­ное уча­стие в регу­ля­ции он­лайн-актив­но­сти сво­их детей. 

По срав­не­нию с 2013 г. почти в 2,5 раза уве­ли­чи­лось чис­ло роди­те­лей, осо­зна­ю­щих важ­ность мони­то­рин­га онлайн-актив­но­сти детей и сопри­сут­ствия с ними в онлайн: все боль­ше роди­те­лей добав­ля­ют­ся в «дру­зья» к сво­им детям в соци­аль­ных сетях, а так­же сле­дят за посе­ща­е­мы­ми сай­та­ми, тем самым про­яв­ляя инте­рес и осу­ществ­ляя наблю­де­ние за онлайн-дея­тель­но­стью сво­их детей.

За про­шед­шие пять лет роди­те­ли ста­ли чаще при­сут­ство­вать при исполь­зо­ва­нии детьми интер­не­та и помо­гать им, часто­та при­ме­не­ния стра­те­гии актив­ной меди­а­ции поль­зо­ва­ния интер­не­том воз­рос­ла в пол­то­ра раза: если в 2013 г. лишь каж­дый деся­тый роди­тель учил сво­е­го ребен­ка поль­зо­вать­ся интер­не­том, то в 2018 г. вни­ма­ние это­му уде­ля­ет прак­ти­че­ски каж­дый тре­тий; роди­те­ли чаще ини­ци­и­ру­ют бесе­ды о том, чем ребе­нок зани­ма­ет­ся в интер­не­те; почти вдвое уве­ли­чи­лось коли­че­ство роди­те­лей, кото­рые дела­ют что-то вме­сте со сво­и­ми детьми в интер­не­те, рас­ска­зы­ва­ют детям о поль­зе интер­не­та, пока­зы­ва­ют полез­ные сайты.

Роди­те­ли при­об­ре­ли боль­ше уве­рен­но­сти и ста­ли чаще раз­го­ва­ри­вать со сво­и­ми детьми о без­опас­ном пове­де­нии в интер­не­те, что так­же выра­жа­ет­ся в уве­ли­че­нии почти в пол­то­ра раза при­ме­не­ния стра­те­гии актив­ной меди­а­ции без­опас­но­сти за пери­од с 2013 по 2018 г. 

Все боль­ше роди­те­лей помо­га­ют и/или объ­яс­ня­ют сво­им детям, как посту­пить при столк­но­ве­нии с онлайн-рис­ка­ми; вдвое воз­рос­ло коли­че­ство роди­те­лей, уде­ля­ю­щих вре­мя обу­че­нию детей пра­виль­но­му пове­де­нию в интер­не­те. Но при этом умень­ши­лось чис­ло роди­те­лей, обра­ща­ю­щих­ся за помо­щью в спе­ци­аль­ные служ­бы при столк­но­ве­нии детей с онлайн-рисками.

Так­же поло­жи­тель­ная дина­ми­ка наблю­да­ет­ся и в при­ме­не­нии стра­те­гии тех­ни­че­ско­го кон­тро­ля — за послед­ние пять лет почти вдвое воз­рос­ло коли­че­ство роди­те­лей, исполь­зу­ю­щих спе­ци­аль­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние для огра­ни­че­ния исполь­зо­ва­ния ребен­ком интер­не­та и/или осу­ществ­ле­ния роди­тель­ско­го контроля. 

Тем не менее в срав­не­нии с часто­той при­ме­не­ния осталь­ных стра­те­гий роди­тель­ской меди­а­ции, тех­ни­че­ский кон­троль оста­ет­ся наи­ме­нее вос­тре­бо­ван­ной стра­те­ги­ей роди­тель­ской меди­а­ции, что сви­де­тель­ству­ет о низ­кой осве­дом­лен­но­сти роди­те­лей о суще­ству­ю­щем про­грамм­ном обес­пе­че­нии, поз­во­ля­ю­щем отсле­жи­вать, кон­тро­ли­ро­вать и регу­ли­ро­вать поль­зо­ва­тель­скую актив­ность детей.

Стра­те­гия огра­ни­чи­ва­ю­щей меди­а­ции про­дол­жа­ет оста­вать­ся вос­тре­бо­ван­ной роди­те­ля­ми, хотя дина­ми­ка ее исполь­зо­ва­ния за пять лет не столь выра­зи­тель­на по срав­не­нию с дру­ги­ми стратегиями. 

Роди­те­ли при­ме­ня­ют запре­ты и дирек­тив­ные огра­ни­че­ния поль­зо­ва­ния интер­не­том для детей, одна­ко уже вдвое боль­ше роди­те­лей (9% в 2013 г. и 18% в 2018 г.) ста­ра­ют­ся уста­нав­ли­вать пра­ви­ла, зара­нее ого­ва­ри­вая, что мож­но, а что нель­зя делать ребен­ку в интернете.

Одна­ко, несмот­ря на широ­кий репер­ту­ар при­ме­ня­е­мых стра­те­гий роди­тель­ской меди­а­ции, эффек­тив­ность уча­стия роди­те­лей в онлайн-актив­но­сти детей и ее регу­ля­ция оста­ет­ся дискуссионной. 

Роди­те­ли неред­ко стал­ки­ва­ют­ся с труд­но­стя­ми, кото­рые каса­ют­ся балан­са кон­тро­ля и вза­и­мо­дей­ствия, уча­стия и пра­вил, — не все­гда уда­ет­ся пой­мать непро­стое рав­но­ве­сие меж­ду все­доз­во­лен­но­стью, когда роди­те­ли пере­хо­дят в раз­ряд онлайн- дру­зей и под­пис­чи­ков, и поли­ти­кой огра­ни­че­ний и запретов. 

Это во мно­гом согла­со­вы­ва­ет­ся с пред­став­лен­ным «циф­ро­вым порт­ре­том» роди­те­лей совре­мен­ных под­рост­ков, где рельеф­но про­сту­па­ет несо­от­вет­ствие само­от­чет­ных дан­ных под­рост­ков о поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти и опы­те столк­но­ве­ния с онлайн-рис­ка­ми и пред­став­ле­ний об этом роди­те­лей. Воз­мож­но, имен­но поэто­му стрем­ле­ния роди­те­лей дале­ко не все­гда «дохо­дят» до адресатов. 

«Зона неиз­вест­но­сти» — то не под­да­ю­ще­е­ся кон­тро­лю про­стран­ство в циф­ро­вой актив­но­сти под­рост­ков, кото­рое усколь­за­ет от вни­ма­ния роди­те­лей — оста­ет­ся доста­точ­но обширной. 

Рост актив­но­сти роди­те­лей как посред­ни­ков меж­ду интер­не­том и детьми за послед­ние пять лет поз­во­ля­ет гово­рить о том, что роди­тель­ская меди­а­ция в целом как сово­куп­ность стра­те­гий роди­тель­ско­го уча­стия и регу­ля­ции онлайн-актив­но­сти детей — это один из важ­ных, хотя и не един­ствен­ный фак­тор, опре­де­ля­ю­щий отно­ше­ние и пове­де­ние онлайн, сфе­ру их инте­ре­сов и дея­тель­но­сти, пре­ду­пре­жда­ю­щий или смяг­ча­ю­щий их столк­но­ве­ние с онлайн-рисками.

Выводы

Обоб­щая полу­чен­ные резуль­та­ты, мож­но с уве­рен­но­стью гово­рить о том, что совре­мен­ные роди­те­ли за послед­ние пять лет про­дви­ну­лись в осво­е­нии и исполь­зо­ва­нии интер­не­та, одна­ко их дети про­дол­жа­ют оста­вать­ся уяз­ви­мы­ми в онлайн-про­стран­стве, что ука­зы­ва­ет на недо­ста­точ­ное раз­ви­тие циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти как роди­те­лей, так и детей.

Циф­ро­вой раз­рыв меж­ду поко­ле­ни­я­ми сохра­ня­ет­ся, но мож­но утвер­ждать, что роди­те­ли все более адек­ват­но вос­при­ни­ма­ют изме­не­ние балан­са меж­ду тра­ди­ци­он­ным и циф­ро­вым в совре­мен­ном мире, все чаще начи­на­ют участ­во­вать в регу­ля­ции онлайн-дея­тель­но­сти сво­их детей и актив­но при­ме­нять стра­те­гии роди­тель­ской меди­а­ции, в первую оче­редь — раз­лич­ные фор­мы кон­тро­ля и сов­мест­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та, что в усло­ви­ях циф­ро­ви­за­ции совре­мен­но­го обще­ства может стать мощ­ным ресур­сом про­фи­лак­ти­ки столк­но­ве­ний с онлайн-рис­ка­ми и совла­да­ния с ними.

Эмпи­ри­че­ские дан­ные сви­де­тель­ству­ют о том, что суще­ству­ет выра­жен­ная тен­ден­ция к сокра­ще­нию циф­ро­во­го раз­ры­ва меж­ду рос­сий­ски­ми под­рост­ка­ми и роди­те­ля­ми, кото­рая про­яв­ля­ет­ся в уве­ли­че­нии как циф­ро­вой актив­но­сти роди­те­лей, так и их заин­те­ре­со­ван­но­сти в уста­нов­ле­нии и под­дер­жа­нии дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с детьми в кон­тек­сте их интернет-активности. 

Это поз­во­ля­ет утвер­ждать о воз­рос­ших воз­мож­но­стях роди­те­лей совре­мен­ных под­рост­ков к веде­нию диа­ло­га, если не с экс­перт­ной пози­ции, то хотя бы «на рав­ных», о про­блем­ных и слож­ных ситу­а­ци­ях, кото­рые воз­ни­ка­ют в киберпространстве.

Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют реко­мен­до­вать роди­те­лям уде­лять осо­бое вни­ма­ние повы­ше­нию соб­ствен­ной циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти для мак­си­маль­но­го сокра­ще­ния циф­ро­во­го раз­ры­ва меж­ду поко­ле­ни­я­ми, а так­же при­ни­мать актив­ное уча­стие в раз­ви­тии циф­ро­вой гра­мот­но­сти сво­их детей и моти­ви­ро­вать их к ответ­ствен­но­му исполь­зо­ва­нию ИКТ, посколь­ку раз­ви­тая циф­ро­вая ком­пе­тент­ность созда­ет осно­ву для уве­рен­но­го и осо­знан­но­го поль­зо­ва­ния интер­не­том и высту­па­ет ресур­сом для совла­да­ния с труд­ны­ми жиз­нен­ны­ми ситу­а­ци­я­ми в онлайн-про­стран­стве [Сол­да­то­ва, 2013а]. 

Повы­ше­ние уров­ня циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти будет спо­соб­ство­вать как осво­е­нию роди­те­ля­ми тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей мони­то­рин­га и регу­ля­ции актив­но­сти детей онлайн (при­ме­не­ние спе­ци­аль­ных про­грамм роди­тель­ско­го кон­тро­ля или под­клю­че­ние соот­вет­ству­ю­щих услуг, предо­став­ля­е­мых про­вай­де­ра­ми и опе­ра­то­ра­ми свя­зи; исполь­зо­ва­ние анти­ви­рус­ных про­грамм, средств филь­тра­ции кон­тен­та и неже­ла­тель­ных сооб­ще­ний), так и сня­тию неопре­де­лен­но­сти при их пре­бы­ва­нии в онлайн-пространстве. 

При этом очень важ­но, что­бы роди­те­ли не скры­ва­ли от сво­их детей и откры­то исполь­зо­ва­ли тех­ни­че­ские сред­ства кон­тро­ля и регу­ля­ции дет­ской онлайн-актив­но­сти, обсуж­да­ли с детьми эффек­тив­ность раз­лич­ных спо­со­бов защи­ты пер­со­наль­ных дан­ных в интер­не­те и обме­ни­ва­лись опы­том исполь­зо­ва­ния раз­лич­ных настро­ек конфиденциальности. 

Так­же сокра­ще­ние циф­ро­во­го раз­ры­ва меж­ду детьми и роди­те­ля­ми вслед­ствие повы­ше­ния циф­ро­вой гра­мот­но­сти пред­ста­ви­те­лей стар­ше­го поко­ле­ния будет созда­вать бла­го­при­ят­ные усло­вия для того, что­бы «отцы и дети» мог­ли дого­ва­ри­вать­ся и в сов­мест­ном диа­ло­ге выра­ба­ты­вать общие пра­ви­ла поль­зо­ва­ния интер­не­том для всех чле­нов семьи.

Рост циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти пред­по­ла­га­ет нераз­рыв­ную связь с рабо­той по созда­нию и под­дер­жа­нию ста­биль­ных дове­ри­тель­ных дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний; про­яв­ле­ние искрен­не­го инте­ре­са со сто­ро­ны роди­те­лей к тому, что их дети дела­ют в интер­не­те, и зна­ком­ство с соци­аль­ны­ми медиа, кото­ры­ми поль­зу­ют­ся их дети, для мак­си­маль­но­го сбли­же­ния и пере­се­че­ния соци­аль­ных онлайн-кон­тек­стов, в кото­рых пре­бы­ва­ют пред­ста­ви­те­ли раз­ных поко­ле­ний, а так­же для того, что­бы пред­став­лять и пони­мать их меха­низ­мы рабо­ты, предо­став­ля­е­мые ими инстру­мен­ты, воз­мож­но­сти и потен­ци­аль­ные риски.

Учи­ты­вая, что школь­ный и домаш­ний кон­тек­сты ока­зы­ва­ют наи­бо­лее непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния, нуж­но исполь­зо­вать потен­ци­ал для сотруд­ни­че­ства меж­ду шко­ла­ми и роди­те­ля­ми в силу более высо­ко­го уров­ня циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти педа­го­гов [Сол­да­то­ва, 2015]. 

Домаш­няя и школь­ная сре­да игра­ют реша­ю­щую роль в соци­а­ли­за­ции детей как ответ­ствен­ных циф­ро­вых граж­дан путем обу­че­ния пози­тив­ным цен­но­стям, эмпа­тии и интер­нет- эти­ке­ту («сете­во­му эти­ке­ту») в онлайн-вза­и­мо­дей­стви­ях. Поэто­му роди­те­ли долж­ны быть осве­дом­ле­ны о школь­ной поли­ти­ке, в том чис­ле и в сфе­ре исполь­зо­ва­ния ИКТ и пра­вил неа­грес­сив­но­го вза­и­мо­дей­ствия меж­ду уче­ни­ка­ми, и осу­ществ­лять под­держ­ку уста­нов­лен­ной стра­те­гии и в сте­нах дома. 

В рам­ках шко­лы при меж­ве­дом­ствен­ной под­держ­ке долж­на про­во­дить­ся дея­тель­ность по инфор­ми­ро­ва­нию и под­держ­ке роди­те­лей в раз­лич­ных обла­стях: от повы­ше­ния циф­ро­вой гра­мот­но­сти до ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помощи.

Литература

  1. Сол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И. Роль роди­те­лей в повы­ше­нии без­опас­но­сти ребен­ка в интер­не­те: клас­си­фи­ка­ция и сопо­ста­ви­тель­ный ана­лиз // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 2013. № 2. С. 3—15.
  2. Cол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И. Без­опас­ность под­рост­ков в Интер­не­те: рис­ки, совла­да­ние и роди­тель­ская меди­а­ция // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2014. № 3 (15). С. 39—51. doi: 10.11621/npj.2014.0305
  3. Сол­да­то­ва Г.У., Нестик Т.А., Рас­ска­зо­ва Е.И., Зото­ва Е.Ю. Циф­ро­вая ком­пе­тент­ность под­рост­ков и роди­те­лей. Резуль­та­ты все­рос­сий­ско­го иссле­до­ва­ния. М.: Фонд Раз­ви­тия Интер­нет, 2013. 144 с.
  4. Сол­да­то­ва Г.У., Рас­ска­зо­ва Е.И., Нестик Т.А. Циф­ро­вое поко­ле­ние Рос­сии: ком­пе­тент­ность и без­опас­ность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  5. Сол­да­то­ва Г.У., Шляп­ни­ков В.Н. Циф­ро­вая ком­пе­тент­ность рос­сий­ских педа­го­гов // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2015. Т. 20. № 4. C. 5—18. doi: 10.17759/pse.2015200401
  6. Сол­да­то­ва Г.У., Шляп­ни­ков В.Н., Жури­на М.А. Эво­лю­ция онлайн-рис­ков: ито­ги пяти­лет­ней рабо­ты линии помо­щи Дети онлайн // Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50—66.
  7. Clark L.S. Parental Mediation Theory for the Digital Age. Communication Theory. 2011. Vol. 21. № 4. P. 323—343. https://doi.org/10.1111/j.1468- 2885.2011.01391.x
  8. Haddon L. Parental mediation of internet use: evaluating family relationships. In: Loos, Eugène, Haddon, Leslie and Mante-Meijer, Enid, (eds.) Generational Use of New Media. Ashgate, Farnham, UK. 2012. P. 13—30.
  9. Livingstone S., Haddon L., Gorzig A., Olafsson K. Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and policy implications from the EU Kids Online survey of 9—16 year olds and their parents in 25 countries. L.: EU Kids Online Network, 2011.
  10. Livingstone S., Helsper E.J. Parental mediation of children’s internet use. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2008. Vol. 52. № 4. P. 581—599.
  11. Livingstone S., Ólafsson K., Helsper E.J., Lupiáñez- Villanueva F., Veltri G.A., Folkvord F. Maximizing opportunities and minimizing risks for children online: the role of digital skills in emerging strategies of parental mediation. 2017. Journal of Communication. Vol. 67. № 1. P. 82—105. doi: 10.1111/jcom.12277
  12. Shin W. Parental socialization of children’s internet use: A qualitative approach. New Media & Society. 2013. Vol. 17. № 5. P. 649—665. doi:10.1177/1461444813516833
  13. Symons K. et al. A Factorial Validation of Parental Mediation Strategies with Regard to Internet Use. Psychologica Belgica. 2017. Vol. 57. № 2. P. 93—111. doi: http://doi.org/10.5334/pb.372
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние, 23(3), 29–41. https://doi.org/10.17759/pse.2018230303

Об авторах

  • Гали­на Уртан­бе­ков­на Сол­да­то­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии лич­но­сти факуль­те­та пси­хо­ло­гии, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва» (ФГБОУ ВО «МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва»), Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Еле­на Нико­ла­ев­на Льво­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, пси­хо­лог, кафед­ра мето­до­ло­гии пси­хо­ло­гии факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­со­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest