Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Нейропсихологический профиль подростков с интернет-зависимым поведением

М

На дан­ный момент в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской прак­ти­ке мы можем все чаще встре­тить­ся с про­бле­мой интер­нет-зави­си­мо­го поведения. 

Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей склон­ны отно­сить это рас­строй­ство к вари­ан­ту зави­си­мо­го пове­де­ния, где объ­ек­том зави­си­мо­сти высту­па­ют ресур­сы Интер­нет. Одна­ко, в свя­зи с недав­ним появ­ле­ни­ем этой про­бле­мы, нет еди­но­го мне­ния по вопро­сам кри­те­ри­ев и мето­дов диа­гно­сти­ки, осо­бен­но­стей тече­ния, кор­рек­ции интер­нет-зави­си­мо­го поведения. 

Так­же ост­ро сто­ит про­бле­ма выяв­ле­ния фак­то­ров рис­ка фор­ми­ро­ва­ния дан­но­го типа зави­си­мо­го пове­де­ния, и поми­мо харак­те­ро­ло­ги­че­ских, мик­ро и мак­ро-соци­аль­ных выде­ля­ют­ся так­же био­ло­ги­че­ские фак­то­ры. На ран­них эта­пах иссле­до­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния за диа­гно­сти­че­скую осно­ву была взя­та модель гем­блин­га как пове­ден­че­ской аддикции. 

Гово­ря о био­ло­ги­че­ских фак­то­рах рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, мы можем про­ве­сти некие парал­ле­ли. В ходе работ по иссле­до­ва­нию пато­ло­ги­че­ско­го гем­блин­га было обна­ру­же­но пони­же­ние чув­стви­тель­но­сти «систе­мы наград». 

В ходе МРТ-иссле­до­ва­ний было выяв­ле­но пони­же­ние стри­а­тум­ной и вен­т­ро-меди­аль­ной пре­фрон­таль­ной акти­ва­ции у экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы (луда­ма­нов) по срав­не­нию с кон­троль­ной груп­пой [Reuter et al., 2005]. 

В сво­их иссле­до­ва­ни­ях А. Беха­ра [Bechara, 2001] так­же выде­ля­ет связь била­те­раль­ных вентро­медиальных пора­же­ний пре­фрон­таль­ной коры и пато­ло­ги­че­ско­го гемблинга. 

Схо­жие иссле­до­ва­ния про­во­дил П. Каве­ни­ди [Cavedini, 2002]; тогда были полу­че­ны резуль­та­ты, по кото­рым вид­ны суще­ствен­ные раз­ли­чия в при­ня­тии реше­ния у гем­бле­ров и услов­но здо­ро­вых испы­ту­е­мых. Эти раз­ли­чия были объ­яс­не­ны пато­ло­ги­че­ским функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем орби­то-фрон­таль­ной коры. 

С дру­гой сто­ро­ны, в более ран­них иссле­до­ва­ни­ях П. Кар­лто­на [Carlton, 1987] сооб­ща­ет­ся о частом фик­си­ро­ва­нии нали­чия СДВГ (син­дро­ма дефи­ци­та вни­ма­ния и гипе­р­ак­тив­но­сти) и ММД (мини­маль­ных моз­го­вых дис­функ­ций) у гемблинг-зависимых. 

Одним из рас­про­стра­нен­ных нару­ше­ний функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ЦНС, про­яв­ля­ю­щем­ся в дет­ском воз­расте, явля­ет­ся син­дром дефи­ци­та вни­ма­ния и дви­га­тель­ной актив­но­сти (СДВГ). Ряд иссле­до­ва­те­лей выяви­ли устой­чи­вую связь интер­нет-зави­си­мо­сти и СДВГ

Так, в рабо­те H.J. Yoo с кол­ле­га­ми [Yoo, 2004] обна­ру­же­но, что интер­нет-зави­си­мые школь­ни­ки демон­стри­ро­ва­ли зна­чи­тель­но более высо­кие пока­за­те­ли по невни­ма­тель­но­сти, чрез­мер­ной актив­но­сти и импуль­сив­но­сти пове­де­ния в срав­не­нии с груп­пой, у кото­рой при­зна­ки интер­нет-зави­си­мо­сти выяв­ле­ны не были [Yoo et al., 2004]. 

Соглас­но рабо­там A. Diamond, клю­че­вым симп­то­мом СДВГ по типу дефи­ци­та вни­ма­ния явля­ет­ся быст­рое пре­сы­ще­ние дея­тель­но­стью в боль­шей сте­пе­ни, чем повы­шен­ная отвле­ка­е­мость [Diamond, 2005]. 

Из этих сооб­ра­же­ний, Интер­нет пред­став­ля­ет собой доволь­но соблаз­ни­тель­ную сре­ду для поль­зо­ва­те­лей с СДВГ, посколь­ку боль­шин­ство видов дея­тель­но­сти в Интер­не­те осно­ва­ны на вспо­мо­га­тель­ных отве­тах, и немед­лен­ные под­сказ­ки для памя­ти все­гда нахо­дят­ся под рукой. 

С дру­гой сто­ро­ны, M.J. Koepp с кол­ле­га­ми выяви­ли, что видео игры сти­му­ли­ру­ют выра­бот­ку стри­ар­но­го дофа­ми­на и повы­ша­ют кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, улуч­шая выпол­не­ние зада­чи, что ком­пен­си­ру­ет игро­ку фруст­ра­цию от неудач в реаль­ном мире [Koepp et al., 1998]. 

Дру­гие иссле­до­ва­ния опи­сы­ва­ют иной вари­ант СДВГ — ано­маль­ную реак­цию на награ­ду и нака­за­ние [Castellanos, Tannock, 2002]. А. Berger c кол­ле­га­ми, гово­ря об ано­маль­ной реак­ции на награ­ду и нака­за­ние, опи­сы­ва­ют быст­рое при­вы­ка­ние к пози­тив­но­му под­креп­ле­нию, мень­ший ответ на нака­за­ние и отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к отсро­чен­ной награ­де [Berger et al., 2007]. 

Дея­тель­ность, свя­зан­ная с Интер­не­том (осо­бен­но онлайн-игры), часто предо­став­ля­ют неза­мед­ли­тель­ную награ­ду, что может удо­вле­тво­рять име­ю­щу­ю­ся нетер­пи­мость под­рост­ка к отсро­чен­ным результатам. 

К сожа­ле­нию, боль­шая часть иссле­до­ва­ний осо­бен­но­стей функ­ци­о­ни­ро­ва­ния моз­го­вых струк­тур про­во­дит­ся за рубе­жом и вклю­ча­ет в себя в боль­шей сте­пе­ни иссле­до­ва­ние зави­си­мо­сти от онлайн-игр. Одна­ко извест­но, что объ­ек­том зави­си­мо­го пове­де­ния могут стать и соци­аль­ные сети, интер­нет-сер­финг и др. 

Оста­ет­ся откры­тым вопрос ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских нару­ше­ний у под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем; пред­по­ла­га­ет­ся, что у них долж­ны быть нару­ше­ны функ­ции вни­ма­ния, памя­ти и кон­тро­ля, одна­ко не извест­но како­ва струк­ту­ра этих нарушений. 

Таким обра­зом, целью наше­го иссле­до­ва­ния ста­ло выяв­ле­ние ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­рост­ков как мише­ней про­фи­лак­ти­ки и пси­хо­кор­рек­ции интер­нет-зави­си­мо­го поведения.

Объ­ект иссле­до­ва­ния — под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем. Пред­мет иссле­до­ва­ния — связь ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей с фено­ме­ном интер­нет-зави­си­мо­го поведения.

Материалы и методы исследования

Нами было обсле­до­ва­но 133 уча­щих­ся школ г. Моск­вы, сред­ний воз­раст 15.5 лет. По резуль­та­там мето­ди­ки «Шка­ла интер­нет-зави­си­мо­сти Чен» и экс­перт­ной оцен­ки, дан­ная груп­па была поде­ле­на на две груп­пы: экс­пе­ри­мен­таль­ную (под­рост­ки с выра­жен­ным пат­тер­ном интер­нет-за- виси­мо­го пове­де­ния) и кон­троль­ную (под­рост­ки исполь­зу­ю­щие ресур­сы интер­нет кон­струк­тив­но, не име­ю­щие интер­нет-зави­си­мо­сти). В экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу вошли 68 испы­ту­е­мых, в кон­троль­ную — 65.

Ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти выяв­ля­лись путем про­ве­де­ния адап­ти­ро­ван­но­го ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния для под­рост­ков (на осно­ве Лурия-90). 

Ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка осу­ществ­ля­лась с помо­щью про­грам­мы Statistica 6.0, выяв­ля­лись раз­ли­чия для экс­пе­ри­мен­таль­ной и кон­троль­ной групп, а так­же кор­ре­ля­ции симп­то­мов интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния, пси­хо­па­то­ло­ги­че­ской симп­то­ма­ти­ки и ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских особенностей.

Результаты и их обсуждение

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние выяви­ло, что из всех обсле­до­ван­ных под­рост­ков (n=100) 11,0 % име­ют при­зна­ки интер­нет-зави­си­мо­сти, 42,0 % зло­упо­треб­ля­ет интер­не­том, у 47,0 % при­зна­ков интер­нет-зави­си­мо­сти не было обнаружилено. 

Харак­те­ри­сти­ка групп, по дан­ным теста Чен, выяви­ла сле­ду­ю­щее: в груп­пе с выра­жен­ным и устой­чи­вым пат­тер­ном интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния бал­лы по раз­лич­ным симп­то­мам рас­пре­де­ле­ны сле­ду­ю­щим образом.

Шка­ла ком­пуль­сив­ных симп­то­мов: 13,5 (стан­дарт­ное 13,5).

Шка­ла симп­то­мов отме­ны: 15,3 (стан­дарт­ное 17,5).

Шка­ла толе­рант­но­сти: 12 (стан­дарт­ное 11,667).

Шка­ла внут­ри­лич­ност­ных про­блем: 15,388 (стан­дарт­ное 17,167).

Шка­ла управ­ле­ния вре­ме­нем: 15,111 (стан­дарт­ное 15,834).

Клю­че­вые симп­то­мы интер­нет зави­си­мо­сти: 40,833 (стан­дарт­ное 42,667).

Про­бле­мы, свя­зан­ные с интер­нет-зави­си­мо­стью: 30 (стан­дарт­ное 33). Общий балл: от 65 и выше.

В кон­троль­ной груп­пе испы­ту­е­мые набра­ли от 30 до 37 бал­лов, что поз­во­ля­ет гово­рить о том, что у них наблю­да­ет­ся мини­маль­ный риск воз­ник­но­ве­ния интер­нет-зави­си­мо­го поведения.

Зна­че­ния пока­за­те­лей по основ­ным шка­лам (оцен­ка средних).

Шка­ла ком­пуль­сив­ных симп­то­мов: 6,7 (стан­дарт­ное откло­не­ние 7,5).

Шка­ла симп­то­мов отме­ны: 7,0 (стан­дарт­ное 7,875).

Шка­ла толе­рант­но­сти: 5,6 (стан­дарт­ное 6,5).

Шка­ла внут­ри­лич­ност­ных про­блем: 8,5 (стан­дарт­ное 8,875).

Шка­ла управ­ле­ния вре­ме­нем: 6,7 (стан­дарт­ное 7,25).

Клю­че­вые симп­то­мы интер­нет зави­си­мо­сти: 19,4 (стан­дарт­ное 21,875).

Про­бле­мы свя­зан­ные с интер­нет-зави­си­мо­стью: 15,3 (стан­дарт­ное 16,125).

Общий балл: от 30 до 37 (стан­дарт­ное от 27 до 42).

В ходе иссле­до­ва­ния ней­ро­спи­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей было выяв­ле­но, что под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем име­ют зна­чи­мые раз­ли­чия по таким функ­ци­о­наль­ным нару­ше­ни­ям, как про­стран­ствен­ный прак­сис, слу­хо­мо­тор­ные коор­ди­на­ции, опо­сре­до­ван­ное запо­ми­на­ние, вни­ма­ние, кон­троль и регу­ля­ция дея­тель­но­сти, где у них выяв­ля­ет­ся боль­ше оши­бок в выпол­не­нии проб.

Для ана­ли­за дан­ных ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния нару­ше­ния раз­лич­ных функ­ций были объ­еди­не­ны по их лока­ли­за­ции, в ходе чего нами были выде­ле­ны сле­ду­ю­щие индексы.

1.   Индекс, отра­жа­ю­щий труд­но­сти перед­них отде­лов лево­го полу­ша­рия: (Л_ПЕРЕД) —

  • выпол­не­ние дина­ми­че­ско­го прак­си­са, кине­ти­че­ские ошиб­ки, усво­е­ние пер­вой про­грам­мы, усво­е­ние вто­рой про­грам­мы в этой пробе; 
  • выпол­не­ние реци­прок­ной коор­ди­на­ции, ошиб­ки, сред­нее вре­мя реак­ции в гра­фи­че­ской пробе; 
  • регу­ля­тор­ные ошиб­ки в про­бе Хэда. 

В индекс так­же пошел про­из­вод­ный пара­метр: сум­ма всех отно­си­тель­ных оце­нок за про­бу на дина­ми­че­ский прак­сис минус сум­ма отно­си­тель­ных оце­нок за прак­сис позы паль­цев, апро­би­ро­ван­ный в исследовании.

2.  Индекс, отра­жа­ю­щий труд­но­сти, свя­зан­ные с зад­ни­ми отде­ла­ми лево­го полу­ша­рия (Л_ЗАДН) —

  • кине­сте­ти­че­ские ошиб­ки, про­стран­ствен­ные ошиб­ки в прак­си­се позы паль­цев, сома­то-топи­че­ские ошиб­ки, про­стран­ствен­ные ошиб­ки в про­бе Хэда; 
  • про­пус­ки, а так­же раз­ни­ца лево- и пра­во­по­лу­шар­ных оши­бок в про­бе на зри­тель­ную память, сум­ма про­пус­ков в про­бах на узна­ва­ние пере­черк­ну­тых, нало­жен­ных и зашум­лен­ных фигур; 
  • про­пус­ки и ошиб­ки в про­бе на слу­хо-рече­вую память; 
  • семан­ти­че­ские заме­ны в про­бе на пони­ма­ние слов, близ­ких по значению;
  • про­стран­ствен­ные ошиб­ки в дина­ми­че­ском праксисе; 
  • сум­ма отно­си­тель­ных оце­нок за про­бу на дина­ми­че­ский прак­сис минус сум­ма отно­си­тель­ных оце­нок за прак­сис позы пальцев.

3.  Индекс, отра­жа­ю­щий пра­во­по­лу­шар­ные труд­но­сти (ПРАВ), —

  • диз­мет­рии в про­бе часы; 
  • спе­ци­фи­че­ские ошиб­ки в серий­ном счете; 
  • про­пус­ки в про­бе на узна­ва­ние недо­ри­со­ван­ных фигур; 
  • раз­ни­ца лево- и пра­вополушарных оши­бок в про­бе на зри­тель­но-про­стран­ствен­ную память. 

Отдель­но учи­ты­ва­лось вре­мя серий­но­го сче­та и раз­ни­ца во вре­ме­ни выпол­не­ния фигур Кооса: фигу­ра 2 минус 1. Эта раз­ни­ца отра­жа­ет нали­чие труд­но­стей, свя­зан­ных с вос­при­я­ти­ем новиз­ны мате­ри­а­ла. Об этом гово­рят ее отри­ца­тель­ные зна­че­ния, кото­рые наблю­да­лись при нали­чии у испы­ту­е­мых пра­во­по­лу­шар­ных трудностей. 

У испы­ту­е­мых с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем наря­ду с пре­ва­ли­ро­ва­ни­ем функ­ци­о­наль­ной сла­бо­сти перед­них отде­лов лево­го полу­ша­рия мог­ли быть и труд­но­сти в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии зад­них отде­лов лево­го полушария. 

Груп­па услов­но здо­ро­вых доста­точ­но гомо­ген­на, и пра­во­по­лу­шар­ные труд­но­сти здесь незна­чи­тель­ны по всем отде­лам, тогда как наи­бо­лее выра­жен­ные про­бле­мы свя­за­ны с пре­фрон­таль­ны­ми отде­ла­ми, что, веро­ят­нее все­го, мож­но пони­мать как вари­ант нор­мы в слу­чае с функ­ци­я­ми, отно­ся­щи­ми­ся к обла­сти, кото­рая будет про­дол­жать свое раз­ви­тие до 21—25 лет. 

Таким обра­зом, по резуль­та­там ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния мож­но отме­тить, что под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем зна­чи­мо отли­ча­ют­ся от услов­но здо­ро­вых по пока­за­те­лям функ­ци­о­наль­ных нару­ше­ний про­стран­ствен­но­го прак­си­са, слу­хо­мо­тор­ных коор­ди­на­ций, вни­ма­ния, кон­тро­ля и регу­ля­ции дея­тель­но­сти, а так­же опо­сре­до­ван­но­го запо­ми­на­ния, кото­рые у них зна­чи­тель­но выше.

Раз­бе­рем более подроб­но типич­ные ошиб­ки, кото­рые допус­ка­ли под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем в ходе ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го обследования.

Про­стран­ствен­ный прак­сис был обсле­до­ван про­бой Хэда — встре­ча­лись ошиб­ки по типу зер­каль­но­го отоб­ра­же­ния позы с после­ду­ю­щей само­кор­рек­ци­ей, а так­же в еди­нич­ных слу­ча­ях у под­рост­ков в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе наблю­да­лись затруд­не­ния в само­кор­рек­ции, тогда они путем проб и оши­бок пере­би­ра­ли несколь­ко поз, сопо­став­ляя их с той, что была у экспериментатора.

Слу­хо­мо­тор­ные коор­ди­на­ции были обсле­до­ва­ны через вос­про­из­ве­де­ние рит­ма по слу­хо­во­му образ­цу — встре­ча­лись как еди­нич­ные импуль­сив­ные ошиб­ки вос­при­я­тия (дефек­ты аку­сти­че­ско­го вни­ма­ния) с само­кор­рек­ци­ей, так и частые прось­бы на повто­ре­ние предъ­яв­ля­е­мых инструк­ций во вре­мя про­ве­де­ния ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го обследования.

Опо­сре­до­ван­ное запо­ми­на­ние было обсле­до­ва­но при помо­щи мето­ди­ки «Пик­то­грамм» — типич­ной ошиб­кой было назы­ва­ние пред­ме­та, нари­со­ван­но­го во вре­мя мето­ди­ки, а не ассо­ци­и­ро­ван­но­го с ним предъ­яв­ля­е­мо­го сло­ва, ошиб­ки кор­рек­ти­ро­ва­лись при ука­за­нии на них. Коли­че­ство опи­сан­ных оши­бок в сред­нем варьи­ро­ва­лось от 1 до 3.

Кон­троль и регу­ля­ция дея­тель­но­сти были обсле­до­ва­ны в про­цес­се наблю­де­ния за усво­е­ни­ем инструк­ции, выпол­не­ни­ем предо­став­ля­е­мых мето­дик — встре­ча­лись ошиб­ки усво­е­ния инструк­ции с пер­во­го предъ­яв­ле­ния, ошиб­ки выпол­не­ния инструк­ции мето­ди­ки «Пик­то­грамм», про­яв­ля­ю­щи­е­ся в исполь­зо­ва­ние букв и зна­ков в про­цес­се рисо­ва­ния, нару­ше­ние моти­ва­ции на исследование. 

Отсут­ствие заин­те­ре­со­ван­но­сти в луч­шем выпол­не­нии зада­ния, мед­ли­тель­ность. Сто­ит отме­тить осо­бен­ность в виде про­дол­же­ния исполь­зо­ва­ния мобиль­но­го устрой­ства после прось­бы не отвле­кать­ся на посто­рон­ние пред­ме­ты во вре­мя ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го тестирования.

Вни­ма­ние было обсле­до­ва­но при помо­щи таб­лиц Шуль­те, в ходе четы­рех предъ­яв­ле­ний — была выяв­ле­на утом­ля­е­мость на предъ­яв­ле­ния в боль­шин­стве слу­ча­ев, так­же сто­ит заме­тить, что при предъ­яв­ле­нии и обсуж­де­нии резуль­та­тов с под­рост­ка­ми с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем, они отме­ча­ли утом­ля­е­мость как харак­тер­ную для себя черту. 

Допол­ни­тель­но вни­ма­ние оце­ни­ва­лось в ходе про­ве­де­ния ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го тести­ро­ва­ния, что поз­во­ли­ло выде­лить сни­же­ние кон­цен­тра­ции, отвле­ка­е­мость при рабо­те с ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ски­ми методиками.

Сопо­став­ляя полу­чен­ные дан­ные с лока­ли­за­ци­ей функ­ций, мы можем пред­по­ло­жить функ­ци­о­наль­ную нес­фор­ми­ро­ван­ность префрон­тальных отде­лов моз­га, а так­же, учи­ты­вая утом­ля­е­мость, сни­же­ние кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, мож­но гово­рить о сла­бо­сти пер­во­го бло­ка (дефи­ци­тар­ность под­кор­ко­вых обра­зо­ва­ний мозга).

Таким обра­зом, мы можем про­ве­сти парал­лель с осо­бен­но­стя­ми интер­нет-дея­тель­но­сти: под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мо­стью могут исполь­зо­вать интер­нет как спо­соб под­дер­жи­вать актив­ность и кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние, так как посто­ян­ное появ­ле­ние новых сти­му­лов внешне регу­ли­ру­ет кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, в то же вре­мя это спо­соб­ству­ет еще боль­ше­му исто­ще­нию и утомлению. 

С дру­гой сто­ро­ны, недо­ста­точ­ная сфор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов сни­жа­ет воз­мож­но­сти пла­ни­ро­ва­ния, регу­ля­ции сво­ей дея­тель­но­сти и вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в Сети. 

Еще одним важ­ным аспек­том обсуж­де­ния явля­ет­ся то, что нес­фор­ми­ро­ван­ные функ­ции могут и долж­ны про­дол­жать раз­ви­вать­ся в под­рост­ко­вом воз­расте, одна­ко отсут­ствие актив­но­го обра­за жиз­ни, огра­ни­че­ние реаль­но­го обще­ния, уве­ли­че­ние нагруз­ки и отсут­ствие отды­ха, посто­ян­ное исто­ще­ние, как след­ствие интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния, еще боль­ше усу­губ­ля­ют ситуацию.

В ходе про­ве­ден­но­го кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за нами было выяв­ле­но, что общий пока­за­тель нару­ше­ний кон­тро­ля и регу­ля­ции дея­тель­но­сти, отно­ся­щий­ся к пре­фрон­таль­ным отде­лам коры голов­но­го моз­га, пря­мо свя­зан с общим пока­за­те­лем толе­рант­но­сти и име­ет тен­ден­цию к кор­ре­ля­ции с общим пока­за­те­лем интер­нет-зави­си­мо­сти (IA-Sym). 

Под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем пло­хо кон­тро­ли­ру­ют свою дея­тель­ность, име­ют сни­же­ния в моти­ва­ци­он­ной сфе­ре, они эмо­ци­о­наль­но лабиль­ны и быст­ро пре­сы­ща­ют­ся, имен­но поэто­му у них так быст­ро воз­рас­та­ет толе­рант­ность. Кро­ме того, они гораз­до луч­ше функ­ци­о­ни­ру­ют в игро­вой дея­тель­но­сти, кото­рую и обес­пе­чи­ва­ет Интернет. 

Неко­то­рые иссле­до­ва­ния сви­де­тель­ству­ют о том, что экс­тер­наль­ный кон­троль вни­ма­ния и про­грам­мы дей­ствий внут­ри игры помо­га­ет таким детям, одна­ко, как мы видим, несмот­ря на посто­ян­ную дея­тель­ность в Сети их пока­за­те­ли не увеличиваются. 

Хоте­лось бы отме­тить, что при рабо­те с интер­нет-зави­си­мы­ми под­рост­ка­ми необ­хо­ди­мо учи­ты­вать нес­фор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов, ина­че, любая кор­рек­ция само­го зави­си­мо­го пове­де­ния будет бесполезна.

Выводы

По резуль­та­там, полу­чен­ным нами в ходе иссле­до­ва­ния и, исхо­дя из постав­лен­ных нами задач, мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие выводы.

  1. Для под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем харак­тер­ны сле­ду­ю­щие ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ские нару­ше­ния: функ­ци­о­наль­наль­ная нес­фор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов моз­га, а так­же, учи­ты­вая утом­ля­е­мость, сни­же­ние кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, сла­бость пер­во­го бло­ка моз­га и дефи­ци­тар­ность под­кор­ко­вых образований.
  2. При высо­ких пока­за­те­лях интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния у под­рост­ков отме­ча­ют­ся более выра­жен­ные нару­ше­ния функ­ции регу­ля­ции и кон­тро­ля деятельности.
  3. С точ­ки зре­ния ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ской кор­рек­ции, мише­ня­ми явля­ют­ся нару­ше­ния пер­во­го и тре­тье­го бло­ков моз­га, т. е. акти­ва­ции и тону­са, а так­же регу­ля­ции и кон­тро­ля деятельности.

Литература

  1. Berger A., Kofman O., Livneh U., et al. Multidisciplinary perspectives on attention and the development of self-regulation // Progress in Neurobiology. 2007. Vol. 82. Р. 256—286.
  2. Castellanos F.X., Tannock R. Neuroscience of attention deficit/hyperactivity disorder: the search for endophenotypes // Nature Reviews Neuroscience. 2002. Vol. 3. Р. 617—628.
  3. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development & Psy­chopathology. 2005. Vol. 17. Р. 807—825.
  4. Ha J.H., Yoo HJ, Cho I.H., Chin B., Shin D., Kim J.H. Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction // Journal of Clinical Psychiatry. 2006. Vol. 67. Р. 821—826.
  5. Koepp M.J., Gunn R.N., Lawrence A.D., et al. Evidence for striatal dopamine release during a video game // Nature. 1998. Vol. 393. Р. 266—268.
  6. Reuter D., Knoch E. Gutling et al. // Cogn. Behav. Neurol. 2005. Vol. 16. N 1. P. 47—53.
Источ­ник: Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2015. Том 23. № 4. С. 130–137. DOI: 10.17759/cpp.2015230408

Об авторах

  • Вла­ди­мир Лео­ни­до­вич Малы­гин — док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер ситет име­ни А.И. Евдо­ки­мо­ва» (ФГБОУ ВО «МГМСУ име­ни А.И. Евдо­ки­мо­ва» Мин­здра­ва Рос­сии), Москва, Россия.
  • Юлия Алек­сан­дров­на Мер­ку­рье­ва — пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет име­ни А.И. Евдо­ки­мо­ва» (ФГБОУ ВО «МГМСУ име­ни А.И. Евдо­ки­мо­ва» Мин­здра­ва Рос­сии), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest