Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований

Ж

Интернет стал неотъемлемой частью социальной ситуации развития подростков. Опрос Фонда развития Интернета, проведенный в Москве, показал, что не пользуются Интернетом около 1–2 % опрошенных школьников [15]. Аналогичный опрос был проведен в разных населенных пунктах России. Он показал, что каждый восьмой российский подросток (в возрасте 14–17 лет) отвечает, что он «живет в Интернете». Авторы исследования отмечают, что по данным ВЦИОМ и ФОМ только треть взрослого населения России пользуется Интернетом, в то время как из опрошенных ими подростков Интернетом пользуются 90 % [16].

В данной статье мы затронем вопросы, связанные с Интернетом как ресурсом для решения задач подросткового возраста.

Опираясь на работы Э. Эриксона [20], Л.С. Выготского [3], Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконина [19], В.В. Давыдова [6], Л.Ф. Обуховой [13], Г.А. Цукерман [18], О.И. Глазуновой и других исследователей, мы выделили две группы задач подросткового возраста:

  1. задачи, связанные с формированием самосознания: синтез непротиворечивого образа себя; обретение, поддержание и развитие интересов; формулирование норм и ценностей; формирование избирательности в общении и работе с информацией; построение примерного видения своего жизненного пути в обществе (выбор вуза, профессии);
  2. задачи, связанные с освоением социального окружения: формирование рефлексии; ориентация в основаниях суждений и поступков собеседников, осознание разнородности социального пространства; формирование групповой идентичности, освоение разных ролей в группе; выстраивание ответственных и доверительных отношений с людьми.

Чем подростки занимаются в Интернете?

В 2004 г. в США E.F. Gross на выборке, состоящей из семиклассников и десятиклассников (261 человек), провел исследование, направленное на проверку широко распространенных в то время представлений о том, как подростки используют Интернет. 

Автор исследования проверял следующие гипотезы: 1) мальчики проводят больше времени в Интернете, чем девочки; 2) мальчики проводят время в Интернете, играя в жестокие компьютерные игры, а девочки преимущественно ведут онлайн беседы и совершают покупки; 3) использование Интернета становится причиной социальной изоляции и депрессии; 4) подростки используют Интернет для анонимного ролевого экспериментирования. Ни одна из гипотез не подтвердилась [26].

Таким образом, по-прежнему актуальна необходимость проверки складывающихся в обществе представлений о том, что подростки делают в Интернете, и о том, как это влияет на их развитие. Для того чтобы подростки использовали возможности, которые предоставляет Интернет, должны быть созданы специальные условия: подростки сами по себе не занимаются в Интернете социально-ролевым экспериментированием.

Исследование, проведенное на выборке турецких подростков, выявило различия в том, как пользуются Интернетом мальчики и девочки [23]. Расхождение результатов исследований, проведенных в США и в Турции, позволяет предположить, что социальный и культурный контекст жизни подростков влияет на особенности их поведения в Интернете.

Рассмотрим несколько исследований, посвященных изучению знакомств и общения подростков в Интернете.

Более склонны к знакомствам в Интернете с целью построения близких отношений те подростки, у которых наблюдаются в высокой степени конфликтные отношения с родителями [37]. Результаты данного исследования показывают, что поведение подростка в Интернете связано с тем, в какой социальной ситуации развития он находится в реальности.

Группа американских исследователей проанализировала содержание бесед участников подростковых чатов. Оказалось, что в немодерируемых чатах (в чатах, в которых нет людей, следящих за соблюдением правил общения) более часто, чем в модерируемых, возникают высказывания, основанные на утверждении расового и национального неравенства, следовательно, заключают авторы, при отсутствии социального контроля более вероятно возникновение негативных внутригрупповых отношений [35].

Результаты этого исследования подчеркивают важность создания специальных модерируемых взрослыми онлайн площадок для общения подростков, поиска механизмов борьбы с антикультурными и антисоциальными площадками, доступ на которые для подростков открыт.

Многие школьники пользуются социальными сетями, общаются в чатах и на форумах, играют в сетевые компьютерные игры [12]. В этих средах общения велика вероятность встречи подростка с незнакомыми людьми. По данным американского исследования, участники молодежных чатов очень часто сталкиваются с исходящими от незнакомых собеседников предложениями сексуального характера [24]. Настораживает тот факт, что российские школьники, попадая в Интернете в неприятную ситуацию, часто не обращаются за помощью к взрослым [14].

Отдельного исследования требует вопрос, почему так происходит, поскольку обращение за помощью является важным ресурсом, который может обезопасить подростка от негативных последствий. Актуальность вопроса подтверждается исследованием Фонда развития Интернета: около половины опрошенных подростков встречались в реальности с людьми, с которыми познакомились в Интернете [15].

Исследуется восприятие подростками Интернета [32]. Российские школьники в возрасте 16–17 лет более амбивалентно относятся к Интернету, чем школьники в возрасте 14–15 лет, что, по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что подростки в возрасте 16–17 лет более реалистично представляют себе риски, которые таит в себе Интернет [15].

Изучаются особенности Интернет-общения в сравнении с очным общением и общением по телефону [31; 33]. Интернет-общение, являясь опосредованным, позволяет преодолеть «социальную тревожность» [21].

Новые психологические феномены

Застенчивые подростки более активно выражают негативные эмоции при общении онлайн, чем незастенчивые, что, по мнению исследователей, может быть одной из причин их чувства одиночества [28].

Общение в чате требует от подростка – участника беседы особого умения выделять из общего потока письменных сообщений только те, которые относятся к его беседе, в то время как в визуальном пространстве параллельно протекает несколько других, не относящихся к нему, бесед [25].

Возможность создать свой аккаунт в социальной сети играет важную роль в построении своей идентичности представителями современной молодежи [30]. А.Е. Войскунский пишет, что Интернет породил две общности: хакеров и геймеров. Автор отмечает, что детям и подросткам необходим особый тренинг, обучающий их соблюдению этических норм в условиях работы в Интернете [2]. P.M. Greenfield отмечает, что подростки в Интернете создают свои социальные и культурные миры [24].

Осуществляется поиск подходов к изучению технологических зависимостей [7]. Широко исследуется Интернет-зависимость как новый психологический феномен [8, 36]. Существует предположение, что в основу программ профилактики компьютерной зависимости должно быть положено обучение подростков выстраиванию конструктивного взаимодействия со сверстниками и построению ими реалистичной самооценки [9].

Изменились внешние проявления психологического неблагополучия у подростков: если раньше оно выражалось во внешней конфликтности, то сейчас – в дистанцировании подростка от окружения и «уходе» в Интернет. Основным направлением работы с такими подростками должна стать интеграция их в общество [11; 17].

Развивающие возможности Интернета

В России Лига безопасного Интернета призвана создавать «белые списки» рекомендованных детям и подросткам сайтов, способствовать уничтожению вредного контента Сети, создавать общественные механизмы обеспечения безопасности Интернета. Лига также ставит перед собой задачи повышения медиа-компетентности пользователей Сети [5]. В течение пяти лет в России реализуется инициатива составления Белого списка сайтов, основным механизмом создания которого является конкурс «Позитивный контент», в котором побеждают безопасные и полезные для детей и подростков веб-сайты. 

Существуют списки веб-сайтов, в которых указаны полезные Интернет-ресурсы, однако нет инструмента, позволяющего ориентироваться в этом огромном массиве веб-сайтов, опираясь на их развивающий потенциал. Для создания подобного инструмента необходимо разработать критерии Интернет-ресурсов с точки зрения предоставляемых ими возможностей для решения подростками задач возраста.

Интернет стал еще одной сферой, по отношению к которой требуется выработка позиции родителей: каким образом и в какой мере нужно регулировать то, как пользуются дети Интернетом [29]?

Создаются среды для поддержки подростков. Например, есть форум, на котором подростки могут получить анонимную консультацию по интересующим их вопросам.

L.K. Suzuki и J.P. Calzo проанализировали запросы, которые были сформулированы подростками, и разделили их на три группы: вопросы про физическое, эмоциональное и социальное становление. Форум позволил подросткам получить поддержку в обсуждении таких значимых для них тем, как межличностные отношения и сексуальное здоровье [34]. Описан опыт создания виртуальных образовательных сред, в которых участники приобретают социальный опыт [27].

Исследуются возможности использования Интернет-общения для снятия нежелательных состояний [22]. Выделены три свойства Интернета, которые делают его ресурсной средой для общения: анонимность, возможность контролировать взаимодействие и возможность легко найти себе подобных людей [21].

В России существует практика устанавливания психологом контакта с подростками на сайтах компьютерных игр и социальных сетей, приглашения их к участию в проектах, которые призваны обеспечить подростку получение нового деятельностного и социального опыта [10].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

  1. Для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы специальные, ориентированные на это среды.
  2. С появлением Интернета развитие подростков стало более стихийным: в Интернете существует большое количество сообществ и сред общения, в которых никто не несет ответственности за то, какие нормы в них реализуются.
  3. Содержание деятельности и тип активности подростков в Интернете зависят от социального и культурного контекста, в котором они живут. Интернет как часть среды взросления подростка предъявляет новые требования к медиа-компетентности подростка и его ближайшего окружения.
  4. Важным ресурсом для благополучного развития подростка, сталкивающегося в Интернете с большим количеством коммуникативных и других рисков, является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях.

Перспектива исследования, на наш взгляд, связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. статья Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 c.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. C. 5–242.
  4. Глазунова О.И. Психологические условия и механизмы формирования способности самоопределения у старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 172 с.
  5. Годовой отчет Лиги безопасного Интернета [Электронный ресурс]. 2012. 
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  7. Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1.
  8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. 279 с.
  9. Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. 
  10. Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. 
  11. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012.
  12. Лебедев П. Школьники среди пользователей Интернета: сравнительный социологический анализ [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып.1.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
  14. Солдатова Г., Рассказова Е., Лебешева М. Жестокий опыт [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2012. №12.
  15. Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков. 2009. Вып. 1.
  16. Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. 
  17. Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход – инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации // На пороге взросления: Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. C. 227–228.
  18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М., Рига: Эксперимент, 1995. 239с.
  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  21. Amichai-Hamburger Y., Furnham A. The Positive Net // Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 1033–1045.
  22. Dolev-Cohen M., Barak A. Adolescents’ use of Instant Messaging as a means of emotional relief // Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 58–63.
  23. FiratSipal R., Karakaya Y., Hergul N. I am online: What adolescents think about internet and internet use // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. № 30. P. 2420–2426.
  24. Greenfield P.M. Developmental considerations for determining appropriate Internet use guidelines for children and adolescents // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 751– 762.
  25. Greenfield P.M., Subrahmanyam K. Online discourse in a teen chatroom: New codes and new modes of coherence in a visual medium // Applied Developmental Psychology. 2003. № 24. P. 713–738.
  26. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 633–649.
  27. Hernández-Serrano M.J., González-Sánchez M., Muñoz-Rodríguez J. Designing learning environments improving social interactions: essential variables for a virtual training space // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2009. № 1. P. 2411–2415.
  28. Knowing when not to use the Internet: Shyness and adolescents’ on-line and off-line interactions with friends / Laghi F., Schneider B.H., Vitoroulis I. at al.// Computers in Human Behavior. 2013. № 29. P. 51–57.
  29. Livingstone S. Strategies of parental regulation in the media-rich home// Computers in Human Behavior. 2007. № 23. P. 920–941.
  30. Manago, A.M. Self-presentation and gender on My Space/ Manago A.M., Graham M.B., Greenfield P.M., Salimkhan G. // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. № 29. P. 446–458.
  31. Mesch G.S. Social context and communication channels choice among adolescents // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 244–251.
  32. Oprea C., Stan A. Adolescents perceptions of online communication // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 4089–4091.
  33. Pierce T. Social anxiety and technology: Face-to-face communication versus technological communication among teens // Computers in Human Behavior. 2009. № 25. P. 1367–1372.
  34. Suzuki L.K., Calzo J.P. The search for peer advice in cyberspace: An examination of online teen bulletin boards about health and sexuality// Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 685–698.
  35. Tynesa B., Reynolds L., Greenfield P.M. Adolescence, race, and ethnicity on the Internet: A comparison of discourse in monitored vs. unmonitored chat rooms // Applied Developmental Psychology. 2004. № 25. P. 667–684.
  36. Voiskounsky A.E. (2010). Internet Addiction in the Context of Positive Psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 541-549.
  37. Wolak J., Mitchell K.J., Finkelhor D. Escaping or connecting? Characteristics of youth who form close online relationships // Journal of Adolescence. 2003. № 26. P. 105–119.
Источник: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1.

Об авторе

Алиса Викторовна Жилинская - научный сотрудник лаборатории социальных и психологических проблем взросления, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого- педагогический университет», Москва, Россия.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest