Вязигина С.Ю. Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах

В

Соглас­но обще­при­ня­той трак­тов­ке поня­тия «само­пре­зен­та­ция», пред­ло­жен­ной Ж. Теде­ши и М. Риес­сом, дан­ное явле­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся как осо­знан­ное пове­де­ние, направ­лен­ное на созда­ние опре­де­лен­но­го впе­чат­ле­ния о себе у окру­жа­ю­щих [Семе­но­ва 2005]. 

До недав­не­го вре­ме­ни и в оте­че­ствен­ной, и в запад­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­линг­ви­сти­ке акт само­пре­зен­та­ции рас­смат­ри­вал­ся в мас­шта­бах реаль­но­го вза­и­мо­дей­ствия коммуникантов. 

Одна­ко в усло­ви­ях тех­ни­че­ско­го про­грес­са и гло­ба­ли­за­ции появ­ля­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся новые спо­со­бы мас­со­во­го обще­ния в Интер­не­те, пред­став­лен­но­го раз­лич­ны­ми соци­аль­ны­ми груп­па­ми, име­ю­щи­ми свои пси­хо­ло­ги­че­ские и язы­ко­вые особенности.

В про­цес­се реги­стра­ции в систе­ме поль­зо­ва­те­лю необ­хо­ди­мо ука­зать мини­маль­ный объ­ем инфор­ма­ции о себе. Уже на этом эта­пе ком­му­ни­ка­ции выяв­ля­ет­ся основ­ная осо­бен­ность само­пре­зен­та­ции в интер­нет-бло­гах — воз­мож­ность умыш­лен­но­го изме­не­ния пер­со­наль­ных дан­ных поль­зо­ва­те­лем с целью про­из­ве­сти необ­хо­ди­мое бло­ге­ру впе­чат­ле­ние на оппо­нен­тов, оста­ва­ясь при этом инкогнито. 

Одной из основ­ных состав­ля­ю­щих само­пре­зен­та­ции в интер­нет-бло­гах, тре­бу­ю­щих осо­бо­го вни­ма­ния, явля­ет­ся ава­тар авто­ра днев­ни­ка. По сво­ей сути «ава­тар» (так­же «ава­тар­ка», «ава») явля­ет­ся гра­фи­че­ским пред­став­ле­ни­ем поль­зо­ва­те­ля, создан­ным им самим. Это может быть обыч­ная фото­гра­фия само­го бло­ге­ра или стан­дарт­ная кар­тин­ка, пред­ло­жен­ная сер­ви­сом программы. 

Ава­тар — это «вир­ту­аль­ный двой­ник» поль­зо­ва­те­ля. Его основ­ная цель заклю­ча­ет­ся в созда­нии мак­си­маль­но точ­но­го впе­чат­ле­ния о поль­зо­ва­те­ле посред­ством пере­да­чи инфор­ма­ции о его внеш­но­сти, внут­рен­нем духов­ном мире и даже соци­аль­ном ста­ту­се. Ава­та­ром может быть ани­ми­ро­ван­ная или ста­тич­ная кар­тин­ка, раз­ме­щен­ная на стар­то­вой стра­ни­це дневника. 

В про­цес­се даль­ней­шей ком­му­ни­ка­ции это изоб­ра­же­ние будет рас­по­ла­гать­ся рядом с каж­дым сооб­ще­ни­ем бло­ге­ра, что спо­соб­ству­ет упро­ще­нию вос­при­я­тия инфор­ма­ции, напря­мую ассо­ци­и­руя сооб­ще­ния с их автором.

На наш взгляд, смыс­ло­вое напол­не­ние гра­фи­че­ско­го изоб­ра­же­ния, выбран­но­го поль­зо­ва­те­лем, пред­став­ля­ет допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для интер­пре­ти­ро­ва­ния его само­пре­зен­та­ции, а так­же осо­бен­но­стей кон­стру­и­ро­ва­ния им сво­ей веб-личности.

В дан­ной ста­тье иссле­ду­ет­ся спе­ци­фи­ка выбо­ра ава­та­ра поль­зо­ва­те­ля­ми рус­ско­языч­ной бло­го­сфе­ры. В про­цес­се иссле­до­ва­ния мы наблю­да­ли за дву­мя экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми груп­па­ми бло­ге­ров, каж­дая из кото­рых состо­я­ла из пят­на­дца­ти поль­зо­ва­те­лей, заре­ги­стри­ро­ван­ных на плат­фор­ме рус­ско­языч­ной вер­сии Livejournal.com в тече­ние меся­ца с нача­ла наше­го исследования. 

Пер­вая груп­па была пред­став­ле­на интер­нет-днев­ни­ка­ми ано­ним­но заре­ги­стри­ро­ван­ных поль­зо­ва­те­лей, веду­щих свои днев­ни­ки под вымыш­лен­ны­ми име­на­ми. В каче­стве ава­та­ра в дан­ной груп­пе исполь­зо­ва­лись раз­лич­но­го рода гра­фи­че­ские изображения. 

Вто­рая груп­па состо­я­ла из интер­нет-днев­ни­ков, авто­ры кото­рых при реги­стра­ции ука­за­ли свои лич­ные дан­ные в пол­ном объ­е­ме. Ава­та­ры этих авто­ров пред­став­ля­ли собой лич­ные фото­гра­фии (как пра­ви­ло, порт­рет­ные сним­ки) авто­ров, что опре­де­ля­лось и по дру­гим фото­гра­фи­ям, выкла­ды­ва­е­мым авто­ра­ми в сво­их дневниках. 

Тема­ти­ка и стиль повест­во­ва­ния в бло­гах были раз­лич­ны­ми. В каж­дой груп­пе пре­об­ла­да­ли бло­ги-раз­мыш­ле­ния, каса­ю­щи­е­ся в основ­ном ново­стей поли­ти­ки, эко­но­ми­ки и куль­ту­ры. При­сут­ство­ва­ли и днев­ни­ки, посвя­щен­ные лич­ным путе­ше­стви­ям авто­ра. Авто­ры двух интер­нет днев­ни­ков пуб­ли­ко­ва­ли в бло­гах свои худо­же­ствен­ные сочинения. 

Ава­та­ры всех ано­ним­ных поль­зо­ва­те­лей были пред­став­ле­ны ста­тич­ны­ми гра­фи­че­ски­ми изоб­ра­же­ни­я­ми, так или ина­че отра­жа­ю­щи­ми тема­ти­ку и цель веде­ния бло­гов. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство днев­ни­ков этой груп­пы было пред­став­ле­но интер­нет- бло­га­ми поли­ти­че­ской тематики. 

В девя­ти днев­ни­ках авто­ры выби­ра­ли для ава­та­ра, как пра­ви­ло, доста­точ­но агрес­сив­ные кар­тин­ки. В основ­ном встре­ча­лись изоб­ра­же­ния наци­о­наль­но­го госу­дар­ствен­но­го фла­га или поли­ти­че­ско­го лиде­ра стра­ны, инте­ре­сы кото­рой отста­и­вал или оспа­ри­вал автор в поле­ми­ке с дру­ги­ми бло­ге­ра­ми. Так­же встре­ча­лись изоб­ра­же­ния извест­ных поли­ти­че­ских дея­те­лей, пред­став­лен­ных как в уни­чи­жи­тель­но-шуточ­ном, так и в серьез­ном образе. 

В воз­раст­ной кате­го­рии (в днев­ни­ках, где воз­раст был ука­зан) до два­дца­ти пяти лет сре­ди муж­чин актив­но исполь­зо­ва­лись обра­зы рыца­рей в сти­ле фэн­те­зи. Жен­ская ауди­то­рия в основ­ном под­ра­жа­ла сте­рео­тип­ным обра­зам кра­со­ты, навя­зан­ным совре­мен­ной мас­со­вой поп-культурой. 

Ава­та­ры трех днев­ни­ков, посвя­щен­ных тури­сти­че­ским путе­ше­стви­ям авто­ра, пред­став­ля­ли собой кар­тин­ки с изоб­ра­же­ни­ем при­ро­ды. В двух днев­ни­ках, име­ю­щих боль­шое коли­че­ство чита­те­лей и, как резуль­тат, высо­кий рей­тинг, авто­ры систе­ма­тич­но меня­ли свои аватары.

Автор бло­га с худо­же­ствен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми исполь­зо­вал для ава­та­ра порт­ре­ты рус­ских писа­те­лей, пре­иму­ще­ствен­но XIX в., что ука­зы­ва­ло на лите­ра­тур­ные пред­по­чте­ния само­го авто­ра днев­ни­ка. Так­же такая прак­ти­ка поло­жи­тель­но воз­дей­ство­ва­ла на чита­те­лей, непро­из­воль­но сопо­став­ля­ю­щих лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, выло­жен­ные в интер­нет-бло­ге, не с их реаль­ным авто­ром, а с извест­ны­ми писа­те­ля­ми, изоб­ра­жен­ны­ми на ава­та­ре. Рей­тинг это­го днев­ни­ка был высо­ким в срав­не­нии с офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ным бло­гом, на ава­та­ре кото­ро­го был выстав­лен порт­рет блогера.

Для ава­та­ров офи­ци­аль­ных бло­гов, посвя­щен­ных обсуж­де­нию поли­ти­че­ских про­блем, бло­ге­ры, как пра­ви­ло, выби­ра­ли офи­ци­аль­но- дело­вой стиль фото­гра­фий. Так же как и в днев­ни­ках ано­ним­ных поль­зо­ва­те­лей, в ука­зан­ной груп­пе актив­но исполь­зо­ва­лись госу­дар­ствен­ные сим­во­лы: фла­ги, сто­лич­ные пра­ви­тель­ствен­ные зда­ния, поли­ти­че­ские лиде­ры раз­лич­ных пар­тий. Как пра­ви­ло, на всех фото­гра­фи­ях при­сут­ство­ва­ло изоб­ра­же­ние авто­ра бло­га. Таким обра­зом, бло­гер, отста­и­ва­ю­щий опре­де­лен­ную поли­ти­че­скую пози­цию, ассо­ци­и­ро­вал себя с соот­вет­ству­ю­щим поли­ти­че­ским движением. 

Ава­та­ры интер­нет-днев­ни­ков, посвя­щен­ных туриз­му, куль­ту­ре и раз­мыш­ле­ни­ям на раз­лич­ные темы, пред­став­ля­ли собой как люби­тель­ские сним­ки, на кото­рых не все­гда встре­ча­лось изоб­ра­же­ние авто­ра днев­ни­ка, так и пред­ло­жен­ные про­грам­мой ани­ми­ро­ван­ные и ста­тич­ные застав­ки. Часто­та сме­ны ава­та­ра так­же напря­мую зави­се­ла от попу­ляр­но­сти интер­нет-днев­ни­ка сре­ди читателей. 

Автор днев­ни­ка с худо­же­ствен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми пред­по­чел исполь­зо­вать свою лич­ную фото­гра­фию, кото­рую он не менял за вре­мя наше­го наблю­де­ния. И толь­ко за месяц до окон­ча­ния веде­ния сво­е­го днев­ни­ка бло­гер уда­лил свою фото­гра­фию, оста­вив ава­тар без изоб­ра­же­ния. Рей­тинг посе­ща­е­мо­сти ука­зан­но­го интер­нет-бло­га посте­пен­но снижался.

Иссле­до­ва­ние осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции явля­ет­ся акту­аль­ным, но мало­изу­чен­ным, осо­бен­но в нашей стране, вопро­сом. Так, зару­беж­ны­ми уче­ны­ми (И. Гоф­ман, М. Снай­дер, Т. Итт­ман и т.д.) сде­лан основ­ной вклад в иссле­до­ва­ние дан­ной про­бле­мы [Некра­со­ва 2007, с.122].

Тем не менее, дан­ный аспект вызы­ва­ет все боль­ший инте­рес со сто­ро­ны совре­мен­ных оте­че­ствен­ных иссле­до­ва­те­лей. В част­но­сти, в рабо­те Е.В. Михай­ло­вой пред­став­ле­ны тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды к иссле­до­ва­нию дан­ной про­бле­мы [Михай­ло­ва 2006, с.36].

Сущ­ность и основ­ные харак­те­ри­сти­ки само­пре­зен­та­ции опи­са­ны в рабо­те Н.А. Некра­со­вой и У.С. Некра­со­вой [Некра­со­ва 2007, с.122].

О вли­я­нии куль­тур­но­го нача­ла инди­ви­да на само­пре­зен­та­цию в вир­ту­аль­ной сре­де ска­за­но в рабо­те А.В. Чистя­ко­ва [Чистя­ков 2006, стр. 31]. 

Осо­бен­но­стям web-само­пре­зен­та­ции пред­ста­ви­те­лей раз­ных куль­тур посвя­ще­на рабо­та М.С. Рома­но­вой [Рома­но­ва 2009, с.91], а так­же рабо­та А.И. Зату­лий и Е.М. Бур­на­е­вой [Зату­лий 2012, с.297].

Спе­ци­фи­ка выбо­ра гра­фи­че­ско­го изоб­ра­же­ния для web- само­пре­зен­та­ции опи­са­на в рабо­те Д.С. Былье­вой [Былье­ва 2014 с.261].

Пси­хо­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям вос­при­я­тия вир­ту­аль­но­го собе­сед­ни­ка дру­ги­ми участ­ни­ка­ми web-ком­му­ни­ка­ции посвя­ще­на рабо­та Ю.Е. Зай­це­вой [Зай­це­ва 2012 с.134].

О праг­ма­ти­че­ском потен­ци­а­ле ава­та­ра, как обя­за­тель­но­го эле­мен­та web-само­пре­зен­та­ции, спо­соб­ству­ю­щем уста­нов­ле­нию кон­так­та, при­вле­че­нию вни­ма­ния дру­гих поль­зо­ва­те­лей и т.д., ска­за­но в рабо­те Ю.А. Анто­но­ва и С.А. Деми­на [Анто­нов 2010 с.15].

Сле­ду­ет отме­тить, что во всех ука­зан­ных иссле­до­ва­ни­ях рас­смат­ри­ва­ют­ся лишь част­ные слу­чаи дан­но­го вопро­са, что дела­ет изу­че­ние само­пре­зен­та­ции в элек­трон­ной сре­де акту­аль­ным и зна­чи­мым направлением.

По резуль­та­там наше­го иссле­до­ва­ния при ана­ли­зе интер­нет-бло­гов обе­их групп мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие особенности.

Для груп­пы ано­ним­но заре­ги­стри­ро­ван­ных бло­ге­ров, ука­зы­ва­ю­щих в каче­стве ава­та­ра не лич­ное фото, а гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние, содер­жа­щее оскор­би­тель­ные эле­мен­ты, была харак­тер­на боль­шая сво­бо­да выска­зы­ва­ний. Кате­го­рич­ная фор­ма выра­же­ния ком­му­ни­кан­тов, зача­стую исполь­зу­ю­щих ненор­ма­тив­ную лек­си­ку и оскорб­ле­ния, соот­вет­ство­ва­ла выбран­но­му ими изображению. 

Такое соче­та­ние гра­фи­че­ско­го эле­мен­та и сооб­ще­ния помо­га­ет ком­му­ни­кан­ту быть услы­шан­ным дру­ги­ми, при­вле­кая вни­ма­ние к сво­ей пер­соне через оскорб­ле­ния и ненор­ма­тив­ное рече­вое пове­де­ние, что явля­ет­ся одной из осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции в вир­ту­аль­ных днев­ни­ках, пред­став­ля­ю­щей собой свое­об­раз­ный спо­соб борь­бы с рядом пси­хо­ло­ги­че­ских ком­плек­сов посред­ством веде­ния «парал­лель­ной жиз­ни». Так­же суще­ство­ва­ние в Сети инког­ни­то поз­во­ля­ет само­ре­а­ли­зо­вать­ся за счет пове­де­ния, невоз­мож­но­го в повсе­днев­ной жизни.

Груп­па, состо­я­щая из пят­на­дца­ти офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ных людей, не скры­ва­ю­щих свое изоб­ра­же­ние, в целом была пред­став­ле­на поль­зо­ва­те­ля­ми с опре­де­лен­ным уров­нем обра­зо­ва­ния и куль­ту­ры, бага­жом зна­ний и доста­точ­но раз­ви­ты­ми язы­ко­вы­ми способностями. 

К тако­му выво­ду мы при­шли, ана­ли­зи­руя тек­сты ста­тей в бло­гах этих авто­ров. Одна­ко спу­стя пять меся­цев с момен­та наше­го наблю­де­ния три бло­ге­ра пере­ста­ли вести запи­си, а у четы­рех поль­зо­ва­те­лей посте­пен­но сни­жа­лась актив­ность веде­ния дневника.

На наш взгляд, основ­ная при­чи­на тако­го явле­ния может заклю­чать­ся в двой­ствен­ной при­ро­де интер­нет-бло­га. В отли­чие от бумаж­но­го днев­ни­ка, в кото­рый обыч­но зано­сит­ся инфор­ма­ция лич­но­го харак­те­ра и кото­рый ведет­ся авто­ром исклю­чи­тель­но для себя само­го, элек­трон­ный днев­ник созда­ет­ся для того, что­бы пред­став­лять свои убеж­де­ния, выра­жать свои идеи и обос­но­вы­вать свою пози­цию по опре­де­лен­ным вопро­сам перед посто­рон­ни­ми людь­ми, зача­стую в боль­шин­стве сво­ем совер­шен­но незна­ко­мы­ми автору. 

В свя­зи с этим бло­ге­ры, не собрав­шие вокруг себя посто­ян­ных чита­те­лей, со вре­ме­нем поте­ря­ли инте­рес к этой дея­тель­но­сти. При­чем речь в дан­ном слу­чае идет, как пра­ви­ло, о скан­даль­ной попу­ляр­но­сти днев­ни­ка, а не о нали­чии долж­но­го коли­че­ства единомышленников. 

Под­твер­жде­ни­ем это­му явля­ет­ся тот факт, что три поли­ти­че­ских бло­га зара­бо­та­ли высо­кий рей­тинг попу­ляр­но­сти имен­но за счет рез­кой кри­ти­ки в сво­их ком­мен­та­ри­ях попу­ляр­ной для дан­но­го вре­мен­но­го пери­о­да поли­ти­че­ской позиции.

В целом, наблю­дая в тече­ние девя­ти меся­цев за пер­во­на­чаль­ным выбо­ром ава­та­ра и после­ду­ю­щей сме­ной изоб­ра­же­ния трид­ца­тью поль­зо­ва­те­ля­ми, офи­ци­аль­но и ано­ним­но заре­ги­стри­ро­ван­ны­ми на интер­нет-плат­фор­ме Livejournal.com, мы при­шли к выво­ду, что гра­мот­ный выбор гра­фи­че­ско­го изоб­ра­же­ния во мно­гом вли­я­ет на успех веде­ния бло­га, заклю­ча­ю­щий­ся в его попу­ляр­но­сти сре­ди читателей.

Все сред­ства само­пре­зен­та­ции, исполь­зу­е­мые обе­и­ми груп­па­ми бло­ге­ров для кон­стру­и­ро­ва­ния сво­ей веб-лич­но­сти, явля­ют­ся инди­ка­то­ра­ми пси­хо­фи­зи­че­ских харак­те­ри­стик само­го поль­зо­ва­те­ля и, как резуль­тат, отра­жа­ют пси­хи­че­ское здо­ро­вье лич­но­сти виртуальной. 

В этой свя­зи ано­ним­ность ком­му­ни­ка­ции в бло­гах предо­став­ля­ет широ­кие воз­мож­но­сти для само­пре­зен­та­ции поль­зо­ва­те­ля, поз­во­ляя скон­стру­и­ро­вать новую иден­тич­ность, стать тем, кем хочет­ся, создать о себе жела­е­мое впе­чат­ле­ние, варьи­руя такие лич­ные дан­ные, как пол, воз­раст, внеш­ность и т. д. 

В свя­зи с этим обще­ние в бло­го­сфе­ре мож­но рас­смат­ри­вать не как меж­лич­ност­ную ком­му­ни­ка­цию, а как обще­ние вир­ту­аль­ных обра­зов, пред­став­лен­ных реаль­ны­ми людьми.

Ава­тар – гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние, явля­ю­ще­е­ся пред­став­ле­ни­ем в интер­нет-бло­гах реаль­но­го чело­ве­ка, – наи­бо­лее пол­но в срав­не­нии с дру­ги­ми тех­ни­ка­ми отра­жа­ет сущ­ность, внеш­ность и харак­тер сво­е­го хозяина. 

Про­ана­ли­зи­ро­вав ава­та­ры двух групп поль­зо­ва­те­лей, мы сде­ла­ли выво­ды о пред­по­чте­ни­ях и сте­рео­ти­пах совре­мен­ных бло­ге­ров. С точ­ки зре­ния ген­дер­ной при­над­леж­но­сти про­сле­жи­ва­ет­ся иде­а­ли­за­ция дей­стви­тель­но­сти в обе­их груп­пах, одна­ко осо­бо ярко дан­ная тен­ден­ция про­яв­ля­ет­ся в груп­пе ано­ним­но заре­ги­стри­ро­ван­ных бло­ге­ров, ава­та­ры кото­рых пред­став­ле­ны гра­фи­че­ски­ми изоб­ра­же­ни­я­ми, а не реаль­ны­ми фото­гра­фи­я­ми авторов. 

Для жен­ской ауди­то­рии под­бор ава­та­ра для сво­ей стра­ни­цы бази­ро­вал­ся в первую оче­редь на прин­ци­пе кра­со­ты, стрем­ле­нии к иде­аль­ной внеш­но­сти в соот­вет­ствии с совре­мен­ны­ми мод­ны­ми тен­ден­ци­я­ми, о чем сви­де­тель­ству­ет доста­точ­ное коли­че­ство кар­ти­нок с типич­ны­ми «реклам­ны­ми» обра­за­ми деву­шек модель­ной внеш­но­сти и «супер­ме­на­ми» в груп­пе ано­ним­ных поль­зо­ва­те­лей. В свою оче­редь, у муж­ской ауди­то­рии таким прин­ци­пом высту­пил прин­цип «силы». Ука­зан­ные ген­дер­ные пред­по­чте­ния были неод­но­крат­но отме­че­ны иссле­до­ва­те­ля­ми [Зату­лий 2012, с. 299].

В груп­пе офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ных бло­ге­ров ава­та­ры авто­ров в основ­ном были пред­став­ле­ны порт­рет­ны­ми фото­гра­фи­я­ми, выпол­нен­ны­ми в офи­ци­аль­но-дело­вом сти­ле. Нали­чие подоб­но­го рода изоб­ра­же­ний рядом с ком­мен­та­ри­ем авто­ра при­да­ет тек­сту боль­шую убе­ди­тель­ность, что ука­зы­ва­ет на воз­дей­ству­ю­щую функ­цию гра­фи­че­ско­го оформ­ле­ния интернет-блога.

Эмо­ци­о­наль­ная откры­тость обще­ния, кото­рая явно про­сле­жи­ва­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях к ста­тьям бло­гов, поиск в этой сре­де новых кон­так­тов и еди­но­мыш­лен­ни­ков, жела­ние любым спо­со­бом обра­тить на себя вни­ма­ние и быть услы­шан­ным спо­соб­ству­ют росту попу­ляр­но­сти интер­нет-бло­гов сре­ди совре­мен­ных поль­зо­ва­те­лей и, как резуль­тат, исполь­зо­ва­нию дан­ной про­грам­мы не толь­ко в целях ком­му­ни­ка­ции, но и в каче­стве инстру­мен­та орга­ни­за­ции и кон­тро­ля, что, в свою оче­редь, сви­де­тель­ству­ет о необ­хо­ди­мо­сти более деталь­но­го изу­че­ния всех состав­ля­ю­щих бло­го­вой ком­му­ни­ка­ции, в част­но­сти осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции в интернет-дневниках.

Список литературы

  1. Анто­нов Ю.А., Дёмин С.А. Ава­тар как эле­мент само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ной сети // Линг­во­куль­ту­ро­ло­гия. 2010. № 4. С. 15–20.
  2. Былье­ва Д.С. Ава­тар как инди­ви­ду­аль­ный выбор сред­ства само­иден­ти­фи­ка­ции // Науч­но-тех­ни­че­ские ведо­мо­сти Санкт- Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Гума­ни­тар­ные и обще­ствен­ные нау­ки. 2014. №1. С. 261–269.
  3. Зай­це­ва Ю.Е. Образ само­пре­зен­та­ции (ава­та­ра) как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­но­го доверия/недоверия субъ­ек­ту интер­нет- ком­му­ни­ка­ции // Вестн. СПб­ГУ. Сер. 12. Социо­ло­гия. 2012. №1. С. 134–143.
  4. Зату­лий А.И., Бур­на­е­ва Е.М. Ген­дер­ные иде­а­лы: осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции поль­зо­ва­те­лей интер­не­та // Вест­ник Тихо­оке­ан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2012. C. 297–304.
  5. Михай­ло­ва Е.В. Обу­че­ние само­пре­зен­та­ции. Гос. ун-т – Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 249 с.
  6. Некра­со­ва Н.А., Некра­со­ва У.С. Само­пре­зен­та­ция: Сущ­ность и основ­ные харак­те­ри­сти­ки / /Успехи совре­мен­но­го есте­ство­зна­ния. 2007. № 11. С. 122–124.
  7. Оста­пен­ко И.А. Ген­дер­ная иден­тич­ность и само­пре­зен­та­ция в Интер­нет- ком­му­ни­ка­ции: Соци­аль­но-фило­соф­ский ана­лиз: авто­реф. дис. канд. филос. наук. Ростов- на-Дону, 2004. 20 с.
  8. Рома­но­ва М.С. Псев­до­ни­мы в немец­ких и рус­ских чатах // Вест­ник Вят­ско­го госу­дар­ствен­но­го гума­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. 2009. Т. 2. № 3. С. 91–93.
  9. Семе­но­ва Л.Н. Тех­но­ло­гия само­пре­зен­та­ции: учеб­но-мето­ди­че­ский ком­плекс. Челя­бинск: Изд-во ЮУр­ГУ, 2005. 54 с.
  10. Соко­ло­ва-Бауш Е.А. Само­пре­зен­та­ция как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния впе­чат­ле­ния о ком­му­ни­ка­то­ре и реци­пи­ен­те: авто­реф. дис. канд. пси­хо­ло­гич. наук. М., 1999. 22 с.
  11. Чистя­ков А.В. Само­пре­зен­та­ция лич­но­сти в куль­тур­ном про­стран­стве Интер­не­та // ИЗВУЗ. Серия: Обще­ствен­ные нау­ки, 2006. № 4. С. 25–31.
  12. Шев­чен­ко И.С. Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции лич­но­сти в Интер­нет-обще­нии: Дис. канд. пси­хо­ло­гич. наук. Казань, 2002. 23 с.
Источ­ник: Язы­ко­вое бытие чело­ве­ка и этно­са. 2018. №20.

Об авторе

Вязи­ги­на С.Ю. - Омский госу­дар­ствен­ный тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет, Омск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest