Ильин В.А., Михайлова Е.А. Разработка оценочных критериев профилирования личности кандидатов на вакантные должности на основе анализа их активности в социальных сетях

И

Введение

В совре­мен­ных усло­ви­ях в про­цес­се такой доста­точ­но тра­ди­ци­он­ной дея­тель­но­сти орга­ни­за­ци­он­ных пси­хо­ло­гов, как рекрут­мент, все боль­шее зна­че­ние, как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, при­об­ре­та­ет ана­лиз интер­нет-актив­но­сти потен­ци­аль­ных кан­ди­да­тов, направ­лен­ный, по сути дела, на про­фи­ли­ро­ва­ние их лич­но­сти в про­фес­си­о­наль­ном кон­тек­сте [2; 8].

Это обу­слов­ле­но не толь­ко и даже не столь­ко все боль­шим рас­про­стра­не­ни­ем интер­нет-тех­но­ло­гий в прак­ти­ке биз­не­сад­ми­ни­стри­ро­ва­ния и кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния, сколь­ко объ­ек­тив­ны­ми потреб­но­стя­ми повы­ше­ния каче­ства и опе­ра­тив­но­сти под­бо­ра кад­ров как на руко­во­дя­щие, так и на тех­ни­че­ские долж­но­сти [11]. Заме­тим в этой свя­зи, что тра­ди­ци­он­ные мето­ды пси­хо­ло­ги­че­ско­го рекру­тин­га, дав­но став­шие пред­ме­том анек­до­тов, во всех его фор­мах (от пред­ло­же­ний соис­ка­те­лю про­дать ноут­бук интер­вью­е­ра ему же (интер­вью­е­ру) за 500 дол­ла­ров до раз­вер­ну­то­го тести­ро­ва­ния с исполь­зо­ва­ни­ем кли­ни­че­ских мето­дов и поли­гра­фов) в совре­мен­ных усло­ви­ях ока­зы­ва­ют­ся, мяг­ко гово­ря, недо­ста­точ­но эффек­тив­ны­ми и при этом чрез­мер­но гро­мозд­ки­ми и ресур­со­за­трат­ны­ми [13; 14].

При этом, как пока­за­но в целом ряде иссле­до­ва­ний в обла­сти орга­ни­за­ци­он­ной пси­хо­ло­гии и менедж­мен­та (Р. Даф­та, Д. Гоул­ма­на, Р. Кан­на, Д. Кат­ца, Р. Фосте­ра, М. Фрид­ман), в усло­ви­ях инфор­ма­ци­он­ной эко­но­ми­ки (эко­но­ми­ки зна­ний) опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром раз­ви­тия явля­ет­ся чело­ве­че­ский капи­тал, ины­ми сло­ва­ми, не про­сто лич­ност­ные харак­те­ри­сти­ки отдель­но взя­то­го инди­ви­да, а спо­соб­ность к эффек­тив­но­му меж­лич­ност­но­му вза­и­мо­дей­ствию и созда­нию нефор­маль­ных твор­че­ских ассо­ци­а­ций на всех уров­нях про­фес­си­о­наль­ной актив­но­сти [5; 6; 20; 22; 25].

Это под­твер­жда­ет­ся и ана­ли­зом запро­сов в обла­сти рекрут­мен­та, осу­ществ­лен­ном на базе опро­са в виде сво­бод­но­го интер­вью экс­перт­ной груп­пы, в кото­рую вошли 13 топ-мене­дже­ров, руко­во­дя­щих ком­па­ни­я­ми с коли­че­ством работ­ни­ков не менее 1000 человек.

Из 13 опро­шен­ных 10 заяви­ли, что их не удо­вле­тво­ря­ют фор­ма­ли­зо­ван­ные све­де­ния о кан­ди­да­тах, полу­чен­ные посред­ством упо­мя­ну­тых выше «тра­ди­ци­он­ных» тех­но­ло­гий рекру­тин­га, имен­но по при­чине чрез­мер­ной пере­гру­жен­но­сти отче­тов и заклю­че­ний дан­ны­ми, не име­ю­щи­ми, с точ­ки зре­ния экс­пер­тов, отно­ше­ния к делу, при дефи­ци­те суще­ствен­но зна­чи­мой информации. 

К послед­ней, соглас­но фор­му­ли­ров­кам, пред­ло­жен­ным экс­пер­та­ми, отно­сят­ся такие пози­ции, как: 

  • «лич­ност­ная зре­лость» — сфор­ми­ро­ван­ность отчет­ли­во выра­жен­ной инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ной пози­ции и уста­но­воч­ной схе­мы в широ­ком соци­аль­ном кон­тек­сте, отве­ча­ю­щей при этом соб­ствен­ным пред­по­чте­ни­ям тако­го рода работодателя; 
  • «чело­веч­ность» — готов­ность и спо­соб­ность к пони­ма­нию дру­гих людей, уста­нов­ле­нию с ними пол­но­цен­ных парт­нер­ских отно­ше­ний в нефор­маль­ном взаимодействии; 
  • «кре­а­тив­ность» — спо­соб­ность и готов­ность к про­яв­ле­нию твор­че­ской ини­ци­а­ти­вы и гене­ри­ро­ва­нию инно­ва­ци­он­ных идей как инди­ви­ду­аль­но, так и в команд­ном взаимодействии; 
  • «вме­ня­е­мость» — готов­ность и спо­соб­ность к вос­при­я­тию сти­лей и спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия как в фор­маль­ной, так и в нефор­маль­ной схе­мах обще­ния, пони­ма­ние и при­ня­тие мис­сии орга­ни­за­ции, про­яв­ле­ние над­си­ту­а­тив­ной актив­но­сти, направ­лен­ной на ее реа­ли­за­цию (что каса­ет­ся пред­мет­но-про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций пре­тен­ден­та, то ни один из участ­ни­ков экс­перт­но­го опро­са не обра­тил на них вни­ма­ния, посколь­ку, соглас­но доста­точ­но оче­вид­но­му отве­ту на уточ­ня­ю­щий вопрос, про­фес­си­о­наль­но неком­пе­тент­ные либо недо­ста­точ­но ком­пе­тент­ные кан­ди­да­ты попро­сту изна­чаль­но не рассматриваются).

Десять экс­пер­тов заяви­ли, что, если бы они лич­но зани­ма­лись оцен­кой кан­ди­да­тов, то преж­де все­го обра­ти­лись бы к ана­ли­зу их интер­нет-актив­но­сти. При этом, на что имен­но сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние и как, по каким кри­те­ри­ям ана­ли­зи­ро­вать тако­го рода инфор­ма­цию, мне­ния экс­пер­тов суще­ствен­но разошлись.

Описание программы исследования

В этой свя­зи, осно­вы­ва­ясь на прак­ти­че­ском опы­те рекру­тер­ской дея­тель­но­сти, осу­ществ­ля­е­мой в том чис­ле с широ­ким исполь­зо­ва­ни­ем интер­нет-тех­но­ло­гий, прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­фи­ли­ро­ва­ния в биз­нес-кон­тек­сте, мы попы­та­лись раз­ра­бо­тать и в пер­вом при­бли­же­нии вери­фи­ци­ро­вать кри­те­ри­аль­ную оце­ноч­ную сет­ку для ана­ли­за интер­нет-актив­но­сти кан­ди­да­тов в соци­аль­ных сетях на вакант­ные долж­но­сти [1; 3; 10].

В каче­стве базо­вой идеи для тако­го рода раз­ра­бот­ки пред­по­ла­га­лось тести­ро­ва­ние испы­ту­е­мых посред­ством того или ино­го стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го опрос­ни­ка, поз­во­ля­ю­ще­го выявить клю­че­вые инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ные пара­мет­ры, суще­ствен­но зна­чи­мые в про­фес­си­о­наль­ном кон­тек­сте, с после­ду­ю­щим деталь­ным ана­ли­зом акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях испы­ту­е­мых с отчет­ли­во выра­жен­ным пре­об­ла­да­ни­ем того или ино­го из этих пара­мет­ров. Мы исхо­ди­ли из того, что таким обра­зом потен­ци­аль­но воз­мож­но выявить типич­ные фор­мы и содер­жа­ние интер­нет-актив­но­сти инди­ви­да, отра­жа­ю­щие то или иное лич­ност­ное каче­ство [9; 12; 17].

Методическое обеспечение исследования

В каче­стве мето­ди­ки исход­но­го тести­ро­ва­ния был выбран тест «Струк­ту­ра тру­до­вой моти­ва­ции» (СТМ), раз­ра­бо­тан­ный А.И. Зели­чен­ко, Е.А. Куп­ри­я­но­вым, А.Г. Шме­лё­вым [4].

Выбор дан­ной мето­ди­ки был обу­слов­лен рядом сооб­ра­же­ний, на кото­рых, на наш взгляд, име­ет смысл крат­ко оста­но­вить­ся. Преж­де все­го, наря­ду с тем, что струк­ту­ра тру­до­вой моти­ва­ции сама по себе, несо­мнен­но, пред­став­ля­ет один из клю­че­вых пара­мет­ров при оцен­ке кан­ди­да­тов на вакант­ные долж­но­сти, она, как пока­за­но в рабо­тах, в част­но­сти, А. Дер­ка­ча [7], явля­ет­ся одним из уни­вер­саль­ных пока­за­те­лей дина­ми­ки и уров­ня раз­ви­тия про­фес­си­о­на­лиз­ма лич­но­сти. Так­же нема­ло­важ­но в рас­смат­ри­ва­е­мом кон­тек­сте, что этот пока­за­тель вклю­ча­ет как пси­хо­ло­го-акмео­ло­ги­че­ское, так и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское измерения.

Что каса­ет­ся само­го теста СТМ, то он обла­да­ет целым рядом осо­бен­но­стей, суще­ствен­но зна­чи­мых в рам­ках целе­по­ла­га­ния и обще­го дизай­на иссле­до­ва­тель­ско­го замысла.

В этой свя­зи, а так­же для удоб­ства вос­при­я­тия и пони­ма­ния резуль­та­тов иссле­до­ва­ния пред­став­ля­ет­ся целе­со­об­раз­ным дать его крат­кое описание.

Тест вклю­ча­ет две фор­мы — А и B, каж­дая из кото­рых постро­е­на по прин­ци­пу пар­ных срав­не­ний. Обе фор­мы вклю­ча­ют 66 аль­тер­на­тив (выбор меж­ду кото­ры­ми дол­жен осу­ще­ствить испы­ту­е­мый), пред­став­ля­ю­щие 12 моти­ва­ци­он­ных кон­струк­тов, при этом дан­ные фор­мы отли­ча­ют­ся направ­лен­но­стью дан­ных аль­тер­на­тив — в фор­ме А речь идет о раз­лич­ных при­вле­ка­тель­ных сто­ро­нах тру­до­вой дея­тель­но­сти в целом, а в фор­ме B — о более пред­по­чти­тель­ных видах деятельности.

По резуль­та­там тести­ро­ва­ния стро­ит­ся моти­ва­ци­он­ный про­филь, вклю­ча­ю­щий 12 основ­ных и 1 допол­ни­тель­ный инте­граль­ные пока­за­те­ли, а именно:

  • внут­рен­няя мотивация—внешняя моти­ва­ция (инте­граль­ный пока­за­тель направ­лен­но­сти тру­до­вой мотивации);
  • инте­рес к про­цес­су (инте­рес к пред­ме­ту, про­цес­су и резуль­та­там тру­да, удо­воль­ствие от работы);
  • твор­че­ство (моти­ва­ция твор­че­ско­го само­вы­ра­же­ния и само­ре­а­ли­за­ции, новаторство);
  • помощь людям (моти­ва­ция аль­тру­и­сти­че­ско­го пове­де­ния, сопе­ре­жи­ва­ния и эмо­ци­о­наль­но­го контакта);
  • слу­же­ние обще­ству (моти­ва­ция мораль­но­го само­ува­же­ния, моти­ва­ция слу­же­ния обще­ству, романтизм);
  • обще­ние (ори­ен­та­ция на обще­ние с инте­рес­ны­ми и вли­я­тель­ны­ми людьми);
  • вклю­чен­ность в коман­ду (моти­ва­ция при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ной соци­аль­ной груп­пе, коман­де, поиск соци­аль­ной защищенности);
  • при­зна­ние (моти­ва­ция обще­ствен­но­го при­зна­ния (тще­сла­вие));
  • руко­вод­ство (ори­ен­та­ция на само­утвер­жде­ние, реа­ли­за­цию сво­их спо­соб­но­стей, рост статуса);
  • день­ги (мате­ри­аль­ная обеспеченность);
  • свя­зи (моти­ва­ция неде­неж­ной фор­мы обес­пе­че­ния мате­ри­аль­но­го и соци­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, поиск под­держ­ки, покровительства);
  • сохра­не­ние здо­ро­вья (моти­ва­ция эко­но­мии затрат интел­лек­ту­аль­ных и физи­че­ских ресур­сов, избе­га­ние новиз­ны и тревоги);
  • сле­до­ва­ние тра­ди­ци­ям (сле­до­ва­ние сло­жив­шей­ся тра­ди­ции, ожи­да­ни­ям близ­ких, обстоятельствам).

Лег­ко заме­тить, что содер­жа­тель­но пере­чис­лен­ные шка­лы мето­ди­ки СТМ прак­ти­че­ски пол­но­стью пере­кры­ва­ют при­ве­ден­ные выше оце­ноч­ные кри­те­рии соис­ка­те­лей на долж­ность, выяв­лен­ные в ходе экс­перт­но­го опроса.

Явные «всплес­ки» либо, напро­тив, «про­ва­лы» про­фи­ля по одно­му или несколь­ким пока­за­те­лям сви­де­тель­ству­ют о доми­ни­ро­ва­нии или пони­жен­ной зна­чи­мо­сти для испы­ту­е­мо­го дан­ных цен­но­стей. В этой свя­зи в рам­ках наше­го иссле­до­ва­ния прин­ци­пи­аль­но важ­но то, что авто­ры мето­ди­ки при­во­дят тесто­вые нор­мы с ука­за­ни­ем про­цент­ных долей резуль­та­тов испы­ту­е­мых, полу­чен­ных в про­цес­се вали­ди­за­ции попа­да­ю­щих в тот или иной интер­пре­та­ци­он­ный интервал. 

Так, сред­ние зна­че­ния по фак­то­ру от 4,5 до 6,4 сте­нов (для удоб­ства интер­пре­та­ции в рам­ках раз­ра­бо­тан­ной авто­ра­ми ком­пью­тер­ной про­грам­мы тести­ро­ва­ния резуль­та­ты авто­ма­ти­че­ски пред­став­ля­ют­ся в нор­ма­ли­зи­ро­ван­ных стан­дарт­ных бал­лах) интер­пре­ти­ру­ют­ся как услов­ная нор­ма. В этот интер­вал, как сооб­ща­ют авто­ры, попа­да­ет поряд­ка 40% от обще­го чис­ла респон­ден­тов. Выхо­дя­щие за пре­де­лы обо­зна­чен­но­го интер­ва­ла зна­че­ния интер­пре­ти­ру­ют­ся как выра­жен­ность или сверх­вы­ра­жен­ность, либо, напро­тив, как низ­кая или сверх­низ­кая выра­жен­ность   лич­ност­ных     осо­бен­но­стей, свой­ствен­ных соот­вет­ству­ю­ще­му фактору. 

Соглас­но пред­став­лен­ным авто­ра­ми мето­ди­ки дан­ным, в интер­вал низ­ких (от 2,5 до 4,4 сте­нов) и высо­ких (от 6,5 до 8,4 сте­нов) зна­че­ний попа­да­ют резуль­та­ты при­мер­но 24% испы­ту­е­мых, в интер­вал сверх­вы­ра­жен­но­сти низ­ких (от 1 до 2,4 сте­нов) и высо­ких (от 8,5 до 10 сте­нов) зна­че­ний попа­да­ют резуль­та­ты при­мер­но 6% испы­ту­е­мых [4].

В ходе иссле­до­ва­ния в рам­ках стан­дарт­ной про­це­ду­ры под­бо­ра кан­ди­да­тов с исполь­зо­ва­ни­ем теста СТМ на вакант­ные долж­но­сти в отде­лах про­даж круп­ных тор­го­вых сетей у кан­ди­да­тов запра­ши­ва­лось согла­сие на про­смотр их акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях Facebook или ВКон­так­те по их усмот­ре­нию, при усло­вии, что акка­унт пери­о­ди­че­ски исполь­зу­ет­ся для обще­ния в соци­аль­ных сетях в тече­ние послед­не­го года. При этом ого­ва­ри­ва­лось, что тако­го рода инфор­ма­ция, полу­чен­ная в резуль­та­те озна­ком­ле­ния с содер­жа­ни­ем их акка­ун­тов, явля­ет­ся кон­фи­ден­ци­аль­ной, будет исполь­зо­ва­на исклю­чи­тель­но обез­ли­че­но, в сугу­бо науч­ных целях и никак не повли­я­ет на при­ня­тие реше­ния о соот­вет­ствии кан­ди­да­та иско­мой должности. 

Предъ­яв­ляя тако­го рода запрос, мы исхо­ди­ли из того, что в совре­мен­ных рос­сий­ских реа­ли­ях зна­чи­тель­ная часть кан­ди­да­тов исхо­дит из пред­по­ло­же­ния о воз­мож­но­сти и готов­но­сти потен­ци­аль­но­го рабо­то­да­те­ля «про­бить» его лич­ность в онлайн-про­стран­стве без его фор­маль­но­го согла­сия [24]. Поэто­му тако­го рода запрос, на наш взгляд, пере­во­дит ана­лиз содер­жа­ния лич­ност­но­го кон­тен­та в соци­аль­ных сетях в юри­ди­че­ски и эти­че­ски при­ем­ле­мую плос­кость и при этом поз­во­ля­ет в боль­шин­стве слу­ча­ев сохра­нить его аутен­тич­ное содержание. 

В резуль­та­те чис­ло потен­ци­аль­ных соис­ка­те­лей, дав­ших согла­сие на ана­лиз содер­жа­ния их акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях в рам­ках дан­но­го иссле­до­ва­ния, соста­ви­ло 215 чело­век, в воз­расте от 23 до 35 лет.

Далее из чис­ла этих испы­ту­е­мых были выде­ле­ны те, чьи резуль­та­ты хотя бы по одно­му из моти­ва­ци­он­ных пока­за­те­лей теста СТМ попа­да­ли в диа­па­зон высо­ких либо сверх­вы­со­ких зна­че­ний соглас­но тесто­вым нор­мам. Все­го таких испы­ту­е­мых ока­за­лось 63 чело­ве­ка. Имен­но эти участ­ни­ки иссле­до­ва­ния и соста­ви­ли основ­ную выбор­ку. При этом на каж­дый из фак­то­ров теста СТМ при­шлось от 2 до 8 высо­ких и сверх­вы­со­ких зна­че­ний (у части испы­ту­е­мых тако­го рода пока­за­те­ли были зафик­си­ро­ва­ны по несколь­ким моти­ва­ци­он­ным факторам).

Результаты исследования и их обсуждение

«Рас­клад» высо­ких и сверх­вы­со­ких зна­че­ний по каж­до­му из фак­то­ров мето­ди­ки СТМ в основ­ной выбор­ке иссле­до­ва­ния при­ве­ден на рис. 1.

Рис. 1. Распределение высоких и сверхвысоких значений по факторам методики СТМ
Рис. 1. Рас­пре­де­ле­ние высо­ких и сверх­вы­со­ких зна­че­ний по фак­то­рам мето­ди­ки СТМ

Далее был осу­ществ­лен ана­лиз содер­жа­ния акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях имен­но тех испы­ту­е­мых, у кото­рых были зафик­си­ро­ва­ны высо­кие и сверх­вы­со­кие резуль­та­ты по тому или ино­му, либо несколь­ким фак­то­рам СТМ.

Обоб­щен­ные резуль­та­ты ана­ли­за при­ве­де­ны в табл. 1.

Таблица 1. Характерные признаки выраженности и сверхвыраженности мотивационных факторов, проявляющиеся в интернет-активности индивида

№ п/п Фак­тор СТМ Харак­тер­ные осо­бен­но­сти актив­но­сти в соци­аль­ных сетях
1 Инте­граль­ный пока­за­тель направ­лен­но­сти тру­до­вой дея­тель­но­сти (внут­рен­няя моти­ва­ция, внеш­няя мотивация) Внеш­няя моти­ва­ция — пери­о­ди­че­ски повто­ря­ю­ща­я­ся в той или иной фор­ме инфор­ма­ция, как в пря­мой, так и в импли­цит­ной фор­мах, о высо­ком уровне бла­го­со­сто­я­ния и карьер­ных успе­хах, сопро­вож­да­ю­ща­я­ся раз­вер­ну­тым визу­аль­ным рядом (фото­гра­фи­я­ми авто­мо­би­ля, жилья, пре­стиж­но­го отды­ха и т.п.) в соче­та­нии с
«отче­та­ми» о пере­хо­де на более пре­стиж­ную рабо­ту, повы­ше­нии в долж­но­сти, пер­спек­ти­вах карьер­но­го роста. Харак­тер­ные при­зна­ки внут­рен­ней моти­ва­ции не выяв­ле­ны. В каче­стве тако­вых, в извест­ном смыс­ле, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать отсут­ствие в акка­ун­тах все­го вышеперечисленного.
2Инте­рес к процессу Пре­об­ла­да­ние тек­сто­во­го кон­тен­та над визу­аль­ным, посты на про­фес­си­о­наль­ную тему, ини­ци­а­ция дис­кус­сий на про­фес­си­о­наль­ные темы, уча­стие в про­фес­си­о­наль­ных груп­пах, обще­ние на про­фес­си­о­наль­ном слен­ге, пуб­ли­ка­ции визу­аль­но­го кон­тен­та, непо­сред­ствен­но свя­зан­но­го с про­фес­си­о­наль­ной деятельностью.
3Твор­че­ствоПери­о­ди­че­ские автор­ские пуб­ли­ка­ции, отчет­ли­во выра­жен­ная кри­тич­ная направ­лен­ность актив­но­сти в соци­аль­ных сетях, боль­шое коли­че­ство пере­по­стов с автор­ски­ми ком­мен­та­ри­я­ми. Нали­чие мате­ри­а­лов об ори­ги­наль­ных автор­ских про­дук­тах в раз­лич­ных сфе­рах жизнедеятельности.
4Помощь людямПосты и пере­по­сты кон­тен­та, направ­лен­но­го на ока­за­ние помо­щи боль­ным детям, без­дом­ным и нуж­да­ю­щим­ся людям, а так­же живот­ным. Уча­стие в волон­тер­ских интер­нет-сооб­ще­ствах. Уча­стие в под­пис­ных интер­нет-кам­па­ни­ях соци­аль­но-гума­ни­тар­ной направленности.
5Слу­же­ние обществуПосты и пере­по­сты кон­тен­та, свя­зан­но­го с поли­ти­кой, вне зави­си­мо­сти от зани­ма­е­мой пози­ции. Рас­суж­де­ния о пер­спек­ти­вах и резуль­та­тах раз­ви­тия обще­ства, пере­по­сты сооб­ще­ний о зна­чи­мых соци­аль­ных собы­ти­ях с автор­ски­ми ком­мен­та­ри­я­ми. Отчет­ли­во выра­жен­ная граж­дан­ская пози­ция в целом, визу­аль­ный кон­тент и тек­сто­вые сооб­ще­ния об уча­стии в тех или иных меро­при­я­ти­ях соци­аль­но-поли­ти­че­ской направ­лен­но­сти. Пуб­ли­ка­ции, свя­зан­ные с муни­ци­паль­ны­ми про­бле­ма­ми раз­лич­но­го уровня.
6Обще­ниеНали­чие под­пи­сок на акка­ун­ты пуб­лич­ных и соци­аль­но зна­чи­мых лич­но­стей. Боль­шое коли­че­ство (свы­ше 500) «фол­ло­ве­ров» в целом. Высо­кий уро­вень ком­му­ни­ка­тив­ной актив­но­сти в соци­аль­ных сетях. Пуб­ли­ка­ции визу­аль­но­го кон­тен­та с пуб­лич­ны­ми лица­ми (в том чис­ле заве­до­мо фор­маль­но­го харак­те­ра — на твор­че­ских вече­рах, пре­зен­та­ци­ях, кон­цер­тах и т.п.).
7Вклю­чен­ность в командуПод­чер­ки­ва­ние в соци­аль­ных сетях сво­ей при­над­леж­но­сти к той или иной фор­маль­ной или нефор­маль­ной офлайн-груп­пе (поли­ти­че­ской, про­фес­си­о­наль­ной, досу­го­вой, сооб­ще­ству одно­класс­ни­ков и т.п.). Уча­стие в онлайн-груп­пах. Выра­жен­ная под­держ­ка «лай­ка­ми» пуб­ли­ка­ций «звезд» соци­аль­ных сетей вне зави­си­мо­сти, по боль­шо­му сче­ту, от пред­мет­ной направ­лен­но­сти этих публикаций.
8При­зна­ниеПре­об­ла­да­ние как визу­аль­но­го, так и тек­сто­во­го кон­тен­та, свя­зан­но­го с откры­тым и импли­цит­ным пред­став­ле­ни­ем лич­ност­ных дости­же­ний в самом широ­ком спек­тре: про­фес­си­о­наль­ном, семей­ном, досу­го­вом, спор­тив­ном и т.п. Так­же пуб­ли­ка­ции, свя­зан­ные с пер­спек­ти­ва­ми карьер­но­го роста, изло­же­ни­ем в той или иной фор­ме идей, направ­лен­ных на пере­устрой­ство систе­мы про­фес­си­о­наль­ных и соци­аль­ных отно­ше­ний, при­вле­че­ние последователей.
9Руко­вод­ствоЯвно бро­са­ю­щий­ся в гла­за низ­кий уро­вень актив­но­сти в соци­аль­ных сетях. Ред­кие тек­сто­вые посты на абстракт­но-фило­соф­ские темы. Пуб­ли­ка­ции визу­аль­но­го кон­тен­та на темы «счаст­ли­вой семей­ной жиз­ни» и уме­рен­но­го мате­ри­аль­но­го процветания.
10День­гиПуб­ли­ка­ции, преж­де все­го, визу­аль­но­го кон­тен­та с раз­вер­ну­ты­ми автор­ски­ми ком­мен­та­ри­я­ми реклам­но­го, по сути дела, харак­те­ра. Напря­мую направ­лен­ные на при­вле­че­ние кли­ен­тов, поку­па­те­лей, поиск парт­не­ров по биз­не­су и т.п. Пуб­ли­ка­ции по боль­шей части визу­аль­но­го кон­тен­та, направ­лен­но­го на импли­цит­ное при­вле­че­ние воз­мож­ных кли­ен­тов — демон­стра­ция про­фес­си­о­наль­ных успе­хов, вос­тре­бо­ван­но­сти, мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия и т.п.
11Свя­зиПо боль­шо­му сче­ту, сколь­ко-нибудь отчет­ли­вой спе­ци­фи­ки не выявлено.
12Сохра­не­ние здоровья«Обез­ли­чен­ные» акка­ун­ты, насы­щен­ные визу­аль­ным кон­тен­том, свя­зан­ным с демон­стра­ци­ей физи­че­ско­го совер­шен­ства, заня­ти­я­ми спор­том, актив­ны­ми фор­ма­ми отды­ха. Уча­стие в груп­пах и фору­мах, посвя­щен­ных про­па­ган­де и обсуж­де­нию про­блем и аспек­тов, свя­зан­ных со здо­ро­вым обра­зом жизни.
13Сле­до­ва­ние традициямОтчет­ли­во выра­жен­ное при­сут­ствие в кон­тен­те рели­ги­оз­ных сюже­тов, визу­аль­ный кон­тент посвя­щен семье и ее исто­рии, апел­ля­ции в тек­сто­вых пуб­ли­ка­ци­ях к авто­ри­те­там, отсут­ствие пуб­ли­ка­ций, свя­зан­ных с политикой.

По край­ней мере, неко­то­рые из мате­ри­а­лов, пред­став­лен­ных в таб­ли­це, без­услов­но, тре­бу­ют хотя бы крат­ко­го ком­мен­та­рия. Преж­де все­го, это каса­ет­ся инте­граль­но­го пока­за­те­ля — направ­лен­но­сти тру­до­вой мотивации. 

На наш взгляд, доста­точ­но отчет­ли­вая выра­жен­ность в соци­аль­ных сетях при­зна­ков внеш­ней тру­до­вой моти­ва­ции в соче­та­нии с отсут­стви­ем систем­но вери­фи­ци­ру­е­мых пока­за­те­лей внут­рен­ней моти­ва­ции в извест­ной сте­пе­ни отра­жа­ет дихо­то­мию «экстраверсия—интроверсия» в ее «юнги­ан­ском» пони­ма­нии [7; 16; 18]. 

То есть, стро­го гово­ря, само по себе отсут­ствие в интер­нет-кон­тен­те при­зна­ков доми­ни­ро­ва­ния внеш­ней моти­ва­ции не явля­ет­ся отчет­ли­вым пока­за­те­лем пре­об­ла­да­ния моти­ва­ции внут­рен­ней. Заме­тим в этой свя­зи, что сам по себе инте­граль­ный пока­за­тель «моти­ва­ция тру­до­вой дея­тель­но­сти» явля­ет­ся «допол­ни­тель­ной» шка­лой мето­ди­ки СТМ, наи­бо­лее общей и труд­но­ди­а­гно­сти­ру­е­мой, хотя и, без­услов­но, важ­ной в прак­ти­че­ском смысле.

Так­же необ­хо­ди­мо осо­бо ого­во­рить оце­ноч­ные пара­мет­ры «интер­нет-актив­но­сти», свя­зан­ные с фак­то­ром «Обще­ние» мето­ди­ки СТР. Сам по себе дан­ный пара­метр, без­услов­но, явля­ет­ся, на наш взгляд, одним из важ­ней­ших оце­ноч­ных пока­за­те­лей акка­ун­та субъ­ек­та интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в целом. 

При этом выде­лить хоть сколь­ко-нибудь объ­ек­тив­ные кри­те­рии дан­но­го пока­за­те­ля в целом пред­став­ля­ет­ся попро­сту невоз­мож­ным по сугу­бо тех­ни­че­ским при­чи­нам. Вме­сте с тем одним из в выс­шей сте­пе­ни услов­ных, «при­ки­доч­ных» пара­мет­ров тако­го рода может слу­жить, на наш взгляд, коли­че­ство «лай­ков», постав­лен­ных вла­дель­цем акка­ун­та, ука­зан­ных в инфор­ма­ции о его стра­ни­це в соци­аль­ной сети. 

Имен­но этот пока­за­тель исполь­зо­вал­ся нами для оцен­ки ком­му­ни­ка­тив­ной актив­но­сти инди­ви­да в соци­аль­ной сети. Еще раз под­черк­нем, что в дан­ном слу­чае речь идет о сугу­бо «при­ки­доч­ном», иллю­стра­тив­но-кон­текст­ном признаке.

На сле­ду­ю­щем эта­пе иссле­до­ва­ния была осу­ществ­ле­на пред­ва­ри­тель­ная про­вер­ка эври­стич­но­сти выде­лен­ных диа­гно­сти­че­ских при­зна­ков. Для это­го исполь­зо­ва­лась «зер­каль­ная» по отно­ше­нию к изна­чаль­ной схема. 

Дей­ству­ю­щим сотруд­ни­кам отде­лов про­даж круп­ных тор­го­вых сетей направ­лял­ся запрос, ана­ло­гич­ный при­ме­няв­ше­му­ся на пред­ше­ству­ю­щем эта­пе иссле­до­ва­ния, о согла­сии на предо­став­ле­ние досту­па к их акка­ун­там в соци­аль­ных сетях Facebook и ВКон­так­те. С исполь­зо­ва­ни­ем выяв­лен­ных диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев было про­ана­ли­зи­ро­ва­но содер­жа­ние 200 акка­ун­тов и выяв­ле­ны те из них, в кото­рых явно при­сут­ство­ва­ли при­зна­ки выра­жен­но­сти либо сверх­вы­ра­жен­но­сти хотя бы одно­го моти­ва­ци­он­но­го фактора. 

Таким обра­зом, для даль­ней­ше­го иссле­до­ва­ния был ото­бран 71 акка­унт. Вла­дель­цам этих акка­ун­тов было пред­ло­же­но прой­ти тести­ро­ва­ние с исполь­зо­ва­ни­ем мето­ди­ки СТМ. Фак­ти­че­ский рас­клад высо­ких и сверх­вы­со­ких зна­че­ний по каж­до­му фак­то­ру мето­ди­ки СТМ при­ве­ден на рис. 2 (как и в пред­ше­ству­ю­щем слу­чае, общее чис­ло тако­го рода резуль­та­тов пре­вы­ша­ет коли­че­ство испы­ту­е­мых, посколь­ку у мно­гих из них доми­ни­ру­ю­щи­ми ока­за­лось более одно­го фактора).

Рис. 2. Распределение высоких и сверхвысоких значений по факторам методики СТМ
Рис. 2. Рас­пре­де­ле­ние высо­ких и сверх­вы­со­ких зна­че­ний по фак­то­рам мето­ди­ки СТМ

Далее был осу­ществ­лен ана­лиз сово­куп­но­сти полу­чен­ных дан­ных на пред­мет сов­па­де­ния диа­гно­сти­че­ских при­зна­ков, выяв­лен­ных в акка­ун­те, с фак­ти­че­ски­ми резуль­та­та­ми их вла­дель­цев по мето­ди­ке СТМ. Уро­вень сов­па­де­ний в про­цент­ном выра­же­нии пред­став­лен по каж­до­му из фак­то­ров в табл. 2.

Таблица 2. Соотношение совпадений содержания аккаунта в социальной сети с результатами теста СТМ в числовом и процентном выражениях

Таб.2. Соотношение совпадений содержания аккаунта в социальной сети с результатами теста СТМ в числовом и процентном выражениях

Таким обра­зом, как вид­но из пред­став­лен­ной таб­ли­цы, про­цент сов­па­де­ний диа­гно­сти­че­ских при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на выра­жен­ность или сверх­вы­ра­жен­ность того или ино­го моти­ва­ци­он­но­го фак­то­ра, с фак­ти­че­ски­ми дан­ны­ми испы­ту­е­мых по тесту СТМ лежит в пре­де­лах от 50 до 100 про­цен­тов, за исклю­че­ни­ем арти­факт­но­го слу­чая (шка­ла «Свя­зи»), по кото­ро­му харак­тер­ных осо­бен­но­стей акка­ун­тов не выявлено.

Заключение

Под­ве­дем основ­ные ито­ги. Преж­де все­го, сра­зу ого­во­рим, что пред­став­лен­ные мате­ри­а­лы явля­ют­ся, по сути дела, резуль­та­та­ми пило­таж­но­го иссле­до­ва­ния и, конеч­но же, не могут и не долж­ны интер­пре­ти­ро­вать­ся в каче­стве завер­шен­но­го раз­ре­ше­ния постав­лен­ных в насто­я­щей ста­тье про­блем. Это обу­слов­ле­но, глав­ным обра­зом, огра­ни­чен­ным объ­е­мом выбор­ки испы­ту­е­мых как в коли­че­ствен­ном отно­ше­нии, так и с точ­ки зре­ния ее про­фес­си­о­наль­ной специфики. 

Вме­сте с тем, на наш взгляд, в рам­ках пред­став­лен­но­го иссле­до­ва­ния полу­че­но (во вся­ком слу­чае, «в пер­вом при­бли­же­нии») под­твер­жде­ние как эври­стич­но­сти иссле­до­ва­тель­ской схе­мы в целом, так и выяв­лен­ных в резуль­та­те ее реа­ли­за­ции диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев, ана­ли­за содер­жа­ния акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях в рам­ках как рекру­тин­га, так и дру­гих направ­ле­ний рабо­ты с пер­со­на­лом ком­па­ний, отра­жа­ю­щих совре­мен­ные тен­ден­ции орга­ни­за­ци­он­но­го раз­ви­тия и реаль­ные запро­сы работодателей.

Даль­ней­шую раз­ра­бот­ку постав­лен­ных в рам­ках дан­ной ста­тьи про­блем сле­ду­ет, на наш взгляд, вести как в коли­че­ствен­ном, так и в каче­ствен­ном изме­ре­ни­ях, то есть не про­сто за счет уве­ли­че­ния объ­е­ма выбор­ки испы­ту­е­мых, но и за счет исполь­зо­ва­ния допол­ни­тель­но­го мето­ди­че­ско­го инстру­мен­та­рия для вери­фи­ка­ции выяв­лен­ных диа­гно­сти­че­ских при­зна­ков, напри­мер, мето­дик, направ­лен­ных на выяв­ле­ние фак­то­ров «Боль­шой пятерки».

Литература

  1. Ага­дул­ли­на Е.Р. Поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных сетей: совре­мен­ные иссле­до­ва­ния // Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2015. Т. 4. № 3. С. 36—46. doi:10.17759/ jmfp.2015040305
  2. Анцу­пов А.Я., Кова­лёв В.В. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская оцен­ка пер­со­на­ла: тео­рия и прак­ти­ка: Моно­гра­фия. М.: Про­спект, 2018. 351 с.
  3. Васе­кин С.В. Соци­аль­ные сети и инно­ва­ци­он­ное раз­ви­тие Рос­сии: Моно­гра­фия. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шоло­хо­ва, 2013. 130 с.
  4. Гор­ба­чев А.В., Куп­ри­я­нов Е.А., Нау­мен­ко А.С., Один­цо­ва В.В., Шме­лев А.Г. «Мето­ди­ка «Струк­ту­ра тру­до­вой моти­ва­ции» и пер­спек­ти­ва ее при­ме­не­ния» // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2006. № 3. С. 86—94.
  5. Гоул­ман Д., Боя­цис Р., Мак­ки Э. Эмо­ци­о­наль­ное лидер­ство: Искус­ство управ­ле­ния людь­ми на осно­ве эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та. М.: Аль­пи­на Биз­нес Букс, 2007. 302 с.
  6. Дафт Р. Уро­ки лидер­ства. М.: Экс­мо, 2006. 480 с.
  7. Дер­кач А.А. Мето­до­ло­го-при­клад­ные осно­вы акмео­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния. М.: РАГС, 2000. 499 с.
  8. Долга­нов Д.Н. Оцен­ка моти­ва­ции тру­до­вой дея­тель­но­сти сотруд­ни­ков про­мыш­лен­но­го пред­при­я­тия с исполь­зо­ва­ни­ем пси­хо­гра­фи­че­ско­го теста В.Г. Леон­тье­ва // Орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия. 2018. Т. 8. № 3. С. 60—85.
  9. Залес­ский М.Л. Как исполь­зо­вать соци­аль­ные сети для реше­ния про­блем соци­а­ли­за­ции и адап­та­ции пер­во­курс­ни­ка в вузе // Вест­ник прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния. 2016. № 4. С. 121—126.
  10. Ках­ха­ров Ш. Над-про­фес­си­о­наль­ные ком­пе­тен­ции и управ­ле­ние ими // Орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия. 2014. Т. 4. № 4. С. 103—120.
  11. Мас­лов Е.В. Управ­ле­ние пер­со­на­лом: тех­но­ло­гия и идеология// Орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия. 2015. Т. 5. № 1. С. 73—90.
  12. Мяс­ни­ко­ва Л.А., Дроз­до­ва А.В., Архи­по­ва Ю.В. Визу­аль­ная репре­зен­та­ция повсе­днев­но­сти в совре­мен­ном медиа­об­ще­стве // Тео­рия и прак­ти­ка обще­ствен­но­го раз­ви­тия. 2014. № 19. С. 168—172.
  13. Орло­ва М.А. Cпе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти рабо­ты рекру­тин­го­вых ком­па­ний в РФ // Соци­о­сфе­ра. 2010. № 2. С. 79—85.
  14. Оси­по­ва А.С., Каба­ли­на В.И., Мон­друс О.В. Прак­ти­ки при­вле­че­ния и отбо­ра талант­ли­вых сотруд­ни­ков в ком­па­ни­ях тра­ди­ци­он­ных отрас­лей и эко­но­ми­ки зна­ний // Орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия. 2018. Т. 8. № 4. С. 39—74.
  15. Пле­ша­ков В.А. Кибер­со­ци­а­ли­за­ция чело­ве­ка: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. Моно­гра­фия. М.: МПГУ, 2012. 212 с.
  16. Поче­бут Л.Г., Гури­е­ва С.Д., Чикер В.А. Про­гно­сти­че­ская модель соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских фак­то­ров укреп­ле­ния дове­рия в орга­ни­за­ции // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2018. Том 9. № 1. С. 22—42. doi: 10.17759/sps.2018090103
  17. Сады­го­ва Т.С. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские функ­ции соци­аль­ных сетей // Век­тор нау­ки Тольят­тин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка, пси­хо­ло­гия. 2012. № 3. С. 192—194.
  18. Стри­жо­ва E., Евдо­ки­мен­ко A. Опыт при­ме­не­ния носи­мых тех­но­ло­гий в прак­ти­ке управ­ле­ния про­из­во­ди­тель­но­стью тру­да сотруд­ни­ков мас­со­вых спе­ци­аль­но­стей финан­со­во­го сек­то­ра // Орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия. 2018. Т. 8. № 4. С. 24—38.
  19. Тихо­нов О.В. Соци­аль­ные сети как про­стран­ство само­пре­зен­та­ции инди­ви­да // Вест­ник Казан­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. 2012. № 22. Т. 15. С. 196—198.
  20. Фостер Р., Кап­лан С. Сози­да­тель­ное раз­ру­ше­ние: Поче­му ком­па­нии, «постро­ен­ные навеч­но», пока­зы­ва­ют не луч­шие резуль­та­ты и что надо сде­лать, что­бы под­нять их эффек­тив­ность. М.: Аль­пи­на Биз­нес Букс, 2005. 378 с.
  21. Чары­ше­ва С.Р. Осо­бен­но­сти соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ции пер­со­на­ла орга­ни­за­ции в усло­ви­ях кри­зи­са: резуль­та­ты иссле­до­ва­ния. [Элек­трон­ный ресурс] // Вест­ник МГОУ. Серия: Пси­хо­ло­ги­че­ские нау­ки. 2010. № 1. С. 56—61.
  22. Чижо­ва Л.С., Садо­вая Е.С., Кузь­мин В.В. и др. Инно­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка: заня­тость, тру­до­вая моти­ва­ция, эффек­тив­ность тру­да. Кол­лек­тив­ная моно­гра­фия / Под редак­ци­ей Л.С. Чижо­вой. Ин-т мак­ро­эко­но­ми­че­ских иссле­до­ва­ний. М.: Эко­но­ми­ка, 2011. 430 с.
  23. Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social network use and personality // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. № 6. P. 1289—1295. doi: 10.1016/j.chb.2010.03.018
  24. Carpenter C.J. Narcissism on Facebook: Self-promotional and anti-social behavior // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52. № 4. P. 482—486. doi: 10.1016/j. paid.2011.11.011
  25. Katz D., Kahn R.L. The Social Psychology of Organizations. N.Y.: Wiley, 1966. 489 p.
Источ­ник: Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2019. Т. 10. № 4. С. 175—189. doi:10.17759/sps.2019100412

Об авторах

  • Вале­рий Алек­сан­дро­вич Ильин — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, Мос­ков­ский педа­го­ги­че­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Москва, Россия.
  • Еле­на Ана­то­льев­на Михай­ло­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, Мос­ков­ский педа­го­ги­че­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Москва, Россия.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest