Социальные сети давно перестали являться просто Интернет-ресурсами, обеспечивающими общение между пользователями. Во многом благодаря расширению перечня предоставляемых возможностей социальные сети стали выполнять помимо коммуникативной ряд других значимых функций.
В последнее время социальные сети всё чаще стали напоминать «Интернет в миниатюре», вбирая в себя многие развлекательные и познавательные ресурсы Интернета. Можно предположить, что социальные сети, таким образом, идут навстречу интересам пользователей, удовлетворяя различные потребности людей или же открывая для них новые возможности, о которых они даже не подозревали, но которые поддерживают интерес к социальным сервисам, привлекая все новых и новых пользователей.
Данная тенденция приводит к тому, что некоторые социальные сети стали напоминать громадный парк развлечений, способный удовлетворить самого капризного пользователя: здесь сосредоточены обширные коллекции произведений юмористического жанра от афоризмов до комиксов, помимо этого в социальных сетях можно бесплатно смотреть и скачивать фильмы, и многое другое.
В ходе реализации исследовательского проекта Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета «Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника» было выявлено значение развлекательной составляющей социальных сетей для подростков.1
Данные исследования показали, что абсолютное большинство школьников чаще всего используют социальные сети для «прослушивания/скачивания музыки и аудиокниг» (91% респондентов) и «общения с друзьями» (81%). Более половины школьников часто «просматривают/скачивают кино» (66% школьников) и «посещают/читают паблики» (58%) (Рисунок 1).
Схожую информацию дает и анализ предпочтений школьников различных групп и сообществ в социальных сетях (Рисунок 2).
Большинству (71%) интересны группы, посвященные кино и музыке. Более чем половине (55%) интересны группы, содержащие юмор и разнообразные картинки.
Участники экспертной фокус-группы так описывали содержательную направленность этих групп: «цитаты, комиксы, анекдоты, грустные неправдивые истории для девочек и стимулирующие на 2 минуты выдуманные истории для мальчиков. Меньше букв, больше картинок и красивая оболочка - залог успеха среди подростков»2, «всякие паблики со смешными картинками и комиксами, сообщества по интересам. У подростков постарше прибавляются всякие познавательные сообщества, благодаря которым они пытаются казаться умнее»3, «дети в интернете «едят» то, что проще воспринимать. Красивые картинки, небольшие сообщения и т.п.»4.
Развлекательные возможности социальных сетей являются факторами, привлекающими новых пользователей. Так, ответ на вопрос «По каким причинам большинство современных школьников регистрируется в социальных сетях» показал, что более трети школьников считают, что социальные сети помогают скоротать время на неинтересных уроках (38%) и расслабиться после учебы (40%).
Ощущение свободы в виртуальном пространстве является важным фактором при создании аккаунта подростками в сетях: социальные сети здесь выступают в качестве рекреационной зоны, т.е. места, в котором можно отдохнуть от контроля взрослых, не задумываясь о правилах и ограничениях (утверждение «социальные сети - это место, свободное от контроля взрослых» - согласились 44 % школьников).
Психолог Н.Ю. Федунина5 на основе интервью с подростками выявила ключевую роль данного фактора в формировании социальной и личной идентичности молодых людей.
Результаты этого исследования показали, что свобода имеет две стороны: «свобода от» и «свобода для». «Свобода от» характеризуется независимостью от физических и социальных ограничений и правил, связанных с поведением или с образом «Я», как правило, она связана с проявлением асоциальных желаний. Так, 38 % подростков в данном исследовании согласились, что в социальных сетях можно безнаказанно делать то, что недопустимо делать в реальной жизни (высказать негативное мнение, насмехаться над кем-нибудь/чем-нибудь и т.п.) (Рисунок 3).
«Свобода для» связана с поиском идентичности, возможностью создавать желаемый образ в социальных сетях и поддерживать его. Здесь, с одной стороны, проявляется игровой мотив, связанный с примеркой различных образов и ролей, и проигрыванием их на площадке социальных сетей (важен для 23 % школьников), с другой – с потребностью самовыражения через демонстрацию индивидуальности.
В этом случае свободное пространство социальных сетей дает возможность высказывать мнение о чем угодно (с этим согласились 37 % респондентов), 20 % старшеклассников полагают, что в социальных сетях проще проявить свою индивидуальность, 16 % согласны с тем, что в социальных сетях легче добиться успеха и завоевать популярность (Рисунок 3).
Социальные сети предоставляют различные возможности: писать заметки, оставлять комментарии, выкладывать фотографии и видео, делать перепост информации, ставить «лайки» («нравится»), менять статусы и т.п. Однако как показали данные, школьники не так часто используют все эти возможности.
Наиболее популярным занятием является «делать репосты и ставить лайки». Школьники, просматривая информацию, отбирают наиболее интересную, с их точки зрения, и делятся ею с друзьями, или же просматривая фотографии, сообщения ставят «лайк», т.е. выражают свое отношение к опубликованной информации: так поступают более трети (36%) школьников каждый день, а еще четверть – несколько раз в неделю.
Следующим по популярности занятием является добавление музыки/видео: четверть школьников занимаются этим каждый день, а более трети (36%) – раз в неделю, еще одна пятая – реже, чем раз в неделю.
Возможность комментирования информации, будь то информация в сообществах или обновление на страницах друзей, в основном пользуется меньшей популярностью и используется реже, чем раз в неделю.
Следует отметить, что для 40% школьников вообще не свойственно оставлять комментарии в сообществах по интересам, также как и для 22% учащихся не свойственно комментировать обновления на страницах друзей вообще, т.е. школьники признались, что вообще не занимаются этим.
Менее популярным занятием является написание заметок про себя и свою жизнь: большинство (69%) школьников сказали, что не делают таких заметок.
Новой формой выражения своего мнения о чем-либо стало использование «лайка», эта функция частично заменила собой комментарии и выражает общее отношение к чему- либо, что понравилось или заинтересовало пользователя социальных сетей.
К тому же часто всю понравившуюся информацию можно опубликовать (перепостить) на своей странице, что очень удобно для того, чтобы делиться ею с друзьями. Данную функцию используют большинство школьников (61%) не реже нескольких раз в неделю (Рисунок 4).
Существует две точки зрения среди экспертов на производство контента в социальных сетях. С одной стороны, существует мнение, что социальные сети продуцируют общество «репостеров», которые не производят свой контент, а только используют чужой. С другой стороны, есть точка зрения, что именно WEB 2.0 открыл возможность всем «говорить».
Данные показали, что школьники не так часто пользуются предоставленной возможностью «говорить», а одно из учений Парето - принцип 20/80 – находит своей подтверждение и в вопросе создания контента в социальных сетях: лишь малая доля пользователей производит своей контент, а большая является его потребителем.
Таким образом, социальные сети являются удобными для школьников рекреационными зонами: во-первых, здесь достаточно свободы, чтобы не чувствовать контроль взрослых, во-вторых, социальные сети представляют широкие возможности для времяпрепровождения.
Можно говорить о том, что развлекательная функция социальных сетей постепенно выходит на первый план и по важности вытесняет коммуникационную и образовательные функции.
Смотрите также:
- Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками
- Гуркина О.А., Новикова Е.М. Использование виртуальных социальных сетей: есть ли выбор у современных подростков?
- Федоров В.В. Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях
- Problematic Social Networking Site Use and Comorbid Psychiatric Disorders: A Systematic Review of Recent Large-Scale Studies
ПРИМЕЧАНИЕ
- Исследование реализовано в марте-июне 2013 года. Метод - массовый анкетный опрос. Всего было опрошено 356 школьников 15-16 лет в 9 школах г. Москвы и 100 родителей опрошенных старшеклассников. Также была проведена онлайн фокус-группа с модераторами сообществ социальных сетей и экспертами в области исследования интернет-пространства.
- Выдержка из стенограммы фокус-группы.
- Выдержка из стенограммы фокус-группы.
- Выдержка из стенограммы фокус-группы.
- Федунина Н.Ю. Фактор свободы у пользователей социальных сетей подросткового и юношеского возраста // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Том III. – C 378-379.