В современных условиях развития цифровых технологий и мобильных устройств всеобщая коммуникационность, определяемая как «связь всего со всем» [Маклюэн, 2005: 211], становится главенствующей чертой общества. Происходящие процессы децентрализации СМИ, мозаичности и превалирования горизонтальных коммуникаций становятся основой развития информационного общества в эпоху всеобщей цифровизации.
В данном отношении основоположники теории развития информационного общества (от Й. Масуда, Д. Белла, Э. Тоффлера, В.А. Трапезникова до М. Кастельса, Ф. Уэбстера, П. Дракера и Л. Мановича) констатировали изменение трендов в сфере общественного производства, отмечая смещение вектора на приоритет развития знания, значимости человеческого капитала и акценте на все более возрастающую индивидуализацию в различных сферах жизнедеятельности.
Трансформация индустриального типа общества в информационное стало основополагающей тенденцией в конце XX века. Так, Ф. Уэбстер, основываясь на теории М. Кастельса, отмечает, что развитие «электронных супермагистралей» привлекло внимание к потоку информации, чреватому, возможно, пересмотром отношений время-пространство» [Уэбстер, 2004: 26]. Он делает вывод о том, что образная сфера и антропологические характеристики воображения существенно изменяются, становясь основой для развития принципиально нового типа пространства.
С начала 1980-х гг. проблемы глобализации, информатизации и интеграции вошли в активный исследовательский дискурс. В работах Э. Гидденса, Р. Робертсона, М. Кастельса, Р. Райха неоднократно показано, как размываются грани локального и глобального в единой информационной среде, становясь независимыми от любого места и региона.
В данном отношении существенным видится наблюдение М. Кастельса, который оценивает изменения времени и пространства через так называемое «пространство потоков» и «вневременное время» [Кастельс, 2004: 53], в пределах которых происходит формирование новых коллективных и индивидуальных идентичностей.
Данную идею развивает профессор Г.Л. Тульчинский, указывая на перераспределение отношений власти и трансформацию коммуникации в формировании «автопроектных идентичностей» [Тульчинский, 2017: 82], в стремлении символического потребления и демонстративной самоидентификации, что влечёт за собой повышенные требования к индивидуальной креативности и коммуникативной открытости.
Данные утверждения основываются также на идеях П. Бурдье и Ж. Бодрияра, которые утвеждают, что символическое потребление через потребление значений и смыслов в эпоху лавинообразно увеличивающихся информационных потоков с умножающимися по экспоненте значениями и смыслами становится основой гиперпотребления. Оно, в свою очередь, приводит к размыванию и нестабильности ценностно-смысловых ориентиров, трансформируясь в бесконечную чреду интерпретаций, виртуального потребления и производства информации.
Говоря о симмулятивности символического потребления в отношении пространства, Б.А. Фуркин акцентирует внимание на том, что «информационное общество посредством демонстративного потребления потребляет не столько саму вещь, сколько её ценность в глазах окружающих, а также значение, придаваемое ей в социуме.
Таким образом, сущность демонстративного потребления состоит в том, что вещь потребляется не по назначению (в соответствии с материальными потребностями), но как символ чего-то другого, что не заключено в свойствах самой вещи…, а вся реальность сводится к эффекту, производимому имитацией реального» [Фуркин, 2012: 45].
На фоне этого беспрерывного потребления происходит «маркетизация всех сфер социальной жизни» [Тульчинский, 2008: 62]. И данные изменения становятся главенствующей характеристикой современности, оказывая колоссальное влияние на идентификационные стратегии человека в новых условиях глобального информационного пространства.
Интенсивное умножение информационно-коммуникационных потоков информации требует от современного человека постоянного присутствия и включённости в стремлении заявлять о себе, подтверждая и демонстрируя собственную идентичность и собственное присутствие.
В этих условиях основания для конструирования идентичности становятся размытыми и «текучими» (Ш. Теркл), а ценностные координаты изменяются, оказывая влияние на идентификационные стратегии и модели, всё в большей степени попадая под влияние интерактивного пространства глобальной сети.
Постоянная включённость, производство нового контента становятся основанием для появления гипертекстуальности и гипервизуальности в непрерывной взаимосвязи глобального интернет-дискурса.
Развитие интернет-платформ, распространение семантического сбора и анализа информации, рост интерактивности и индивидуализации в создании гипертекстов влекут появление новых форм виртуальной таксономии и самокатегоризации идентичности.
Таким образом, неконтролируемое увеличение информационного потока становится основой для множественности и постоянной текучести любой репрезентации, порождая мозаичность и возможность непрерывного выбора и самоопределения.
В новом информационном мире человек становится одновременно и производителем, и потребителем информационного контента. Он попадает, благодаря семантическим сетям, в удобный для него культурно комфортный и ценностно приемлемый информационный кокон.
Здесь интерактивность, как неотъемлемая часть современного мира, позволяет пользователю присутствовать на различных платформах, в различных статусах и различных сообществах одновременно в качестве и коммуникатора, и творца, и потребителя, создавая тем самым удобное поле для репрезентации различных идентичностей.
Мы видим, что производство разного рода контента позволяет сегодня пользователю не просто участвовать в создании персонализированной виртуальной реальности, но и идентифицировать и проявлять себя в разных ролях и статусах, а идентификационный процесс, протекающий в контексте виртуальной реальности, постоянно фрагментарно достраивается в рамках идеализированного образа, желаемого «Я».
В пространстве интерактивной виртуальной реальности читатели становятся авторами и соавторами, воспроизводящими свою персонализированную гипертекстуальную реальность в непрерывном идентификационном сторитейлинге.
Любой человек в пространстве сети, чей контент является сегодня актуальным и представляет интерес, привлекает внимание и получает социальное признание. Виртуальное присутствие помогает выйти за рамки существующих социальных ограничений в реальном мире (при этом для обретения популярности и признания не обязательно обладать высоким статусом, знаниями, опытом и т.п., их ценность нивелируется в рамках виртуальных коммуникативных практик) на первый план выводя креативность, способность действовать, принимать нестандартные решения и воплощать придуманные идеи. Все эти качества становятся основой современного виртуального паблицитного капитала, который с успехом может быть конвертируем в реальный.
Так, например, популярные социальные сети создают практически безграничные возможности для самопрезентации и самоконструирования. Эта яркая креативная среда виртуального существования современного общества, благодаря высокой медийности, становится полноценным ресурсом раскрытия собственного потенциала и личностного роста, который в последующем можно транслировать в реальный мир, а виртуальных друзей и связи переводить в реальные.
Как отмечает Е.П. Белинская, «в силу ряда объективных технологических особенностей (анонимности, дистантности, маркеров телесности), виртуальная коммуникация задаёт для пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном самоконструировании» [Белинская, 2019].
Более того, в современном мире, благодаря мессенджерам и социальным медиа, грань между онлайн и офлайн присутствием стирается, и виртуальная коммуникативная среда все более тесно становится интегрированной в нашу повседневную жизнь, не разделяя (как было ранее) на жизнь в сети и вне её.
Данные процессы порождают бурный рост любительства в интернет-среде, выводя на первый план непрофессионалов, создающих массу любительской продукции, а цифровизация создаёт условия для высокотехнологичного контента в возможности «отчуждения» в сети своих произведений, привлекая внимание большой аудитории.
Следует отметить и тот факт, что новые сферы не всегда сопровождаются появлением новых профессионалов. В них часто находит реализацию виртуальное отражение повседневности и репрезентация обыденного в связи с тем, что идентификационные стратегии и креативные практики в плотном информационном мире тесно связаны с повседневной жизнью современного человека и «усиливаются поддержкой коммуникаций и самой средой, которая формируется в интернет-сообществах» [Соколова, 2009: 39].
Технологические возможности, развитие технологий, совершенствование новых навыков порождают эффект трансформации любительства в так называемое «любительство профессионального качества» [Лидбитер, Миллер, 2019]
Таким образом, мы можем говорить о том, что при всплеске любительского творчества, виртуальной креативности и производства культурного продукта новые стратегии сетевого любительства оказываются отвечающими запросам современного общества и реализуют потребность человека в саморазвитии, признании и свободном проявлении собственного «Я» в различных сферах (ранее часто недоступных).
Всё это служит развитию и появлению инноваций, позволяя накапливать новый культурный опыт и капитал, развивая собственную индивидуальность в пространстве актуальной культурной парадигмы.
Значимым видится тот факт, что виртуальная реальность (её социальное пространство) оказывает существенное влияние на содержание базовых категорий самоопределения человека, таких, как самопознание, самосознание, самопрезентация и самопроектирование.
Автопроектность (самопроектность) личности, как определённая черта репрезентации, по мнению Г.Л. Тульчинского, является значимой и определяющей чертой современности и благодаря развитию современных цифровых технологий и возможностей виртуального творчества приобретает беспрецедентное поле для реализации стратегий идентификации.
При этом в виртуальной реальности современный человек может достигнуть большего успеха и быть признанным в отличие от реальной жизни. Данное утверждение обосновано в связи с активным появлением развитием персонализированных видеохостингов и блоггинг-каналов (таких, как Youtube, Instagram, TikTok и других).
Анализируя виртуальное пространство сетевой коммуникации и стратегии репрезентации в виртуальной реальности, можно охарактеризовать специфические отличительные особенности данного процесса, которые заключаются в интерактивности, анонимности и гипертекстуальности, присущие интернетсреде в целом.
Данные особенности создают безграничные возможности для «игр с идентичностью» и конструирования персональных автопроектов практически «с нуля»:
- размывая культурные границы и нормы в глобальном поликультурном пространстве;
- оказывая воздействие на развитие межкультурной коммуникации и диалога;
- влияя на познавательные практики и расширение индивидуального паблицитного капитала за пределами географического местоположения участников коммуникационного процесса.
В этой связи необходимо отметить, что кардинальное изменение практик идентификации, коммуникации, сетевого творчества, репрезентации претерпевает существенные социокультурные трансформации, связанные с развитием цифровой среды.
Данные изменения способствуют рождению нового феномена Pro-Am (любительского профессионализма) и оказывают непосредственное влияние на развитие нового типа восприятия и мышления, востребованного сегодня во всём мире в виде так называемых soft-skills, которые можно обозначить как мышление 4К: креативность, кооперация, коммуникация и критичность.
Таким образом, мы можем говорить не только о трансформации идентификационных стратегий и практик, но и об изменении культурных образов, смыслов и всей ценностно-смысловой парадигмы современного общества.
Список литературы
- Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности [Электронный ресурс].
- Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
- Лидбитер Ч., Миллер П. PRO-AM – профессиональный любитель: революция XXI века [Электронный ресурс].
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. 448 с.
- Саяпин В.О. Смысловые реалии гипертекста в виртуальной коммуникации // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 3 (11). С. 105-113.
- Соколова Н.Л. Популярная культура web2.0: к картографии современного медиаландшафта. Самара: изд-во “Самарский университет”, 2009. 204 с.
- Тульчинский Г.Л. Идентичность как проект: условия политического позиционирования личности // Символическая политика: сб. науч. тр. Вып. 5: Политика идентичности. М.: РАН, ИНИОН, 2017. С. 80-97.
- Тульчинский Г.Л. Массовая культура как воплощение гуманизма Просвещения, или Почему российское общество самое массовое // Философские науки. 2008. № 10. С. 38-75.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
- Фуркин Б.А. Символическое потребление и человек в информационном обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50). С. 45-50.
Об авторе
Анастасия Алексеевна Лисенкова – кандидат культурологии, проректор по научной̆ и международной̆ деятельности Пермского государственного института культуры.
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия
- Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование
- Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы
- Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня