Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи

Л

Введение

В совре­мен­ном мире ком­му­ни­ка­ция и интер­нет-ком­му­ни­ка­ция ста­ли нераз­де­ли­мы: мы не заду­мы­ва­ем­ся о том, что посто­ян­но нахо­дим­ся в сети, даже когда заня­ты делом или обще­ни­ем в реаль­ной жиз­ни. В основ­ном мы пере­но­сим реаль­ное обще­ние в интер­нет, но суще­ству­ет фено­мен, кото­рый про­ни­ка­ет из интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в нашу повсе­днев­ную жизнь, — это интернет-мемы.

Иссле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют, что интер­нет-мем явля­ет­ся спо­со­бом иден­ти­фи­ка­ции «свой–чужой» в куль­тур­ном про­стран­стве интер­не­та, мемы исполь­зу­ют в рекла­ме и мар­ке­тин­ге, они отра­жа­ют воз­ни­ка­ю­щие в обще­стве раз­лич­ные мне­ния по пово­ду ост­рых соци­аль­ных, поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских про­блем [1, с. 6]. 

Спо­со­бы кон­стру­и­ро­ва­ния и рас­про­стра­не­ния мемов, их дина­ми­ка осве­ща­ют­ся в рабо­тах фило­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти, напри­мер ста­тьях Е. В. Савиц­кой и Ю. В. Щури­ной [2; 3]. Одна­ко боль­шин­ство иссле­до­ва­ний явля­ют­ся тео­ре­ти­че­ски­ми, и их объ­ек­том ста­но­вит­ся сам интернет-мем. 

Тем не менее интер­нет-мемы ста­ли попу­ляр­ны в нача­ле 2010‑х годов и рас­про­стра­ня­ют­ся в основ­ном в соци­аль­ных сетях сре­ди людей моло­до­го воз­рас­та (18–34 года), кото­рые явля­ют­ся наи­бо­лее актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ных сетей, по край­ней мере в рус­ско­языч­ном интер­нет-про­стран­стве1.

Иссле­до­ва­тель­ская про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в про­ти­во­ре­чии меж­ду суще­ству­ю­щи­ми тео­ре­ти­че­ски­ми раз­ра­бот­ка­ми фено­ме­на интер­нет-мема и отсут­стви­ем акту­аль­ных зна­ний о том, как его видят те, кто непо­сред­ствен­но исполь­зу­ют интер­нет-мемы в ком­му­ни­ка­ции. Для реше­ния этой зада­чи необ­хо­ди­мо эмпи­ри­че­ски изу­чить осо­бен­но­сти исполь­зо­ва­ния интер­нет-мемов в ком­му­ни­ка­ции моло­де­жи в интер­не­те и реаль­ной жиз­ни, что и опре­де­ля­ет акту­аль­ность исследования.

Как уже было ска­за­но, наи­бо­лее широ­ко интер­нет-мемы рас­про­стра­ня­ют­ся в соци­аль­ных сетях. Сле­до­ва­тель­но, объ­ек­том иссле­до­ва­ния были выбра­ны актив­ные поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных сетей сре­ди моло­де­жи. Пред­ме­том ана­ли­за явля­ет­ся отно­ше­ние моло­де­жи к интер­нет-мемам в раз­лич­ных сфе­рах ком­му­ни­ка­ции. Так как пред­мет на дан­ное вре­мя мало­изу­чен, иссле­до­ва­ние явля­ет­ся разведывательным.

Цель иссле­до­ва­ния — полу­чить све­де­ния об оцен­ке и пони­ма­нии интер­нет-мемов моло­де­жью, а так­же об осо­бен­но­стях их исполь­зо­ва­ния в ком­му­ни­ка­ции в интер­не­те и повсе­днев­ной жиз­ни. Иссле­до­ва­тель­ский вопрос зву­чит сле­ду­ю­щим обра­зом: как отно­сят­ся к мемам те, кто исполь­зу­ют их в общении?

Исхо­дя из того, что отно­ше­ние к како­му-либо явле­нию состо­ит из когни­тив­но­го, эмо­ци­о­наль­но­го и пове­ден­че­ско­го аспек­тов, для дости­же­ния иссле­до­ва­тель­ской цели в дан­ной рабо­те были постав­ле­ны сле­ду­ю­щие зада­чи:

  1. опре­де­лить, что такое интер­нет-мем в пони­ма­нии моло­дых людей;
  2. выявить оцен­ку раз­лич­ных интер­нет-мемов молодежью;
  3. уста­но­вить цель и спо­со­бы исполь­зо­ва­ния интер­нет-мемов в ком­му­ни­ка­ции в интер­не­те и реаль­ной жизни;
  4. изу­чить реак­цию моло­де­жи на исполь­зо­ва­ние интер­нет-мемов в мар­ке­тин­ге и обра­зо­ва­нии [5, с. 485].

В даль­ней­ших раз­де­лах рас­смот­ре­ны раз­лич­ные тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды к опре­де­ле­нию мема, выде­ле­ны его основ­ные функ­ции, а так­же опи­са­ны мето­до­ло­гия и мето­ди­ка про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния, пред­став­ле­ны его резуль­та­ты и осве­ще­ны пер­спек­ти­вы даль­ней­ших исследований.

Определение интернет-мема

Преж­де чем при­сту­пить к эмпи­ри­че­ско­му иссле­до­ва­нию отно­ше­ния моло­де­жи к интер­нет-мемам, необ­хо­ди­мо опре­де­лить, что име­ет­ся в виду под этим поня­ти­ем. Одной из клю­че­вых про­блем, свя­зан­ных с фено­ме­ном интер­нет-мема, явля­ют­ся мно­го­об­ра­зие и раз­но­род­ность опре­де­ле­ний поня­тия «мем» и «интер­нет-мем», раз­ли­ча­ю­щих­ся от источ­ни­ка к источнику. 

Тер­мин «мем» впер­вые упо­тре­бил Ричард Докинз. Его опре­де­ле­ние было пер­вым и дало нача­ло под­хо­ду к изу­че­нию мемов как репли­ка­то­ров куль­тур­ной инфор­ма­ции. Этот под­ход мож­но назвать редук­ци­о­нист­ским, так как он сво­дит объ­яс­не­ние слож­но­го фено­ме­на к про­стей­шим еди­ни­цам, вза­и­мо­дей­ству­ю­щим меж­ду собой. Он исполь­зу­ет­ся в том чис­ле извест­ны­ми уче­ны­ми-когни­ти­ви­ста­ми, напри­мер Дугла­сом Хофштад­те­ром и Дэни­э­лом Ден­нет­том [6].

Имен­но мемы в широ­ком пони­ма­нии, осно­ван­ном на био­ло­ги­че­ских ана­ло­ги­ях, явля­ют­ся пред­ме­том мно­гих науч­но-попу­ляр­ных книг, напри­мер «Пси­хи­че­ские виру­сы. Как про­грам­ми­ру­ют ваше созна­ние» Р. Бро­уди или «Руко­вод­ство по мемам: путе­во­ди­тель поль­зо­ва­те­ля по виру­сам созна­ния» Т. Брет­та. В сво­ей кни­ге Р. Бро­уди при­во­дит сле­ду­ю­щие при­ме­ры редук­ци­о­нист­ских опре­де­ле­ний мема:

«Мем — это основ­ная еди­ни­ца пере­да­чи куль­тур­ной инфор­ма­ции, т. е. ими­та­ции» (опре­де­ле­ние Р. Докинза). 

«Мем явля­ет­ся еди­ни­цей куль­тур­ной наслед­ствен­но­сти, ана­ло­гич­ной гену. Мем — это внут­рен­няя репре­зен­та­ция зна­ния» (опре­де­ле­ние пси­хо­ло­га Г. Плоткина)».

«Мем — это тако­го рода ком­плекс­ная идея, кото­рая фор­ми­ру­ет себя в виде чего-то опре­де­лен­но­го и запо­ми­на­е­мо­го. Мем рас­про­стра­ня­ет­ся посред­ством ору­дий — физи­че­ских про­яв­ле­ний мема» (опре­де­ле­ние когни­ти­ви­ста Д. Ден­нет­та) [7].

Общей харак­те­ри­сти­кой мема во всех этих опре­де­ле­ни­ях явля­ет­ся инфор­ма­тив­ность, т. е. то, что мем содер­жит инфор­ма­цию в той или иной фор­ме. Кро­ме того, при­ве­ден­ные опре­де­ле­ния ука­зы­ва­ют на спо­соб­ность мема к рас­про­стра­не­нию путем копи­ро­ва­ния. Мем в широ­ком пони­ма­нии опре­де­ля­ет­ся как «все, что может быть ско­пи­ро­ва­но одним чело­ве­ком у дру­го­го» [8].

Поло­жи­тель­ные чер­ты это­го под­хо­да — фокус на меха­низ­мах рас­про­стра­не­ния любой идеи, рас­ши­ре­ние тео­рии средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции (СМК). Одна­ко такое слиш­ком широ­кое опре­де­ле­ние мема не поз­во­ля­ет отли­чить его от обыч­ной шут­ки, реклам­но­го сооб­ще­ния, фра­зео­ло­ги­че­ско­го выра­же­ния, а сле­до­ва­тель­но, дела­ет этот под­ход непри­год­ным для ана­ли­за интер­нет-мемов в коммуникации.

Дру­гой под­ход к ана­ли­зу мемов — семи­о­ти­че­ский. В этом слу­чае мем может рас­смат­ри­вать­ся как миф в пони­ма­нии Рола­на Бар­та. Барт опре­де­ля­ет миф как ком­му­ни­ка­тив­ную систе­му, озна­чи­ва­ю­щую некую идею, явля­ю­щу­ю­ся фор­мой для нее. «Миф — это вто­рич­ная семи­о­ло­ги­че­ская систе­ма. Знак пер­вич­ной систе­мы ста­но­вит­ся все­го лишь озна­ча­ю­щим во вто­рой систе­ме» [9].

Затем Барт назы­ва­ет озна­ча­ю­щее мифа фор­мой, озна­ча­е­мое — кон­цеп­том, а ассо­ци­а­цию кон­цеп­та и фор­мы, кото­рая обра­зу­ет знак в пер­вич­ной систе­ме, — зна­че­ни­ем. Миф пара­зи­ти­ру­ет на зна­ках: он пре­вра­ща­ет знак в свою фор­му, обед­няя смысл и под­пи­ты­ва­ясь за его счет. Фор­ма мифа содер­жит кон­цепт — некие раз­мы­тые пред­став­ле­ния о реаль­но­сти, кото­рые могут быть поня­ты спе­ци­аль­ной ауди­то­ри­ей. Имен­но кон­цепт дефор­ми­ру­ет содер­жа­тель­ную сто­ро­ну знака. 

Вос­при­ни­мая озна­ча­ю­щее мифа как нераз­рыв­ное един­ство смыс­ла и фор­мы, мы ста­но­вим­ся чита­те­ля­ми мифа и вос­при­ни­ма­ем его как непо­сред­ствен­ную репре­зен­та­цию кон­цеп­та [9].

Если ана­ли­зи­ро­вать мемы как мифы, то мож­но объ­яс­нить струк­ту­ру прак­ти­че­ски каж­до­го из них, посколь­ку для мема свой­ствен­но изме­нять пер­вич­ную струк­ту­ру сво­их состав­ля­ю­щих и созда­вать новую путем при­вне­се­ния какой-либо идеи. Мем исполь­зу­ет­ся в рекла­ме и про­дви­же­нии раз­лич­ных това­ров как бар­тов­ский миф, как миф он может репре­зен­ти­ро­вать мне­ния раз­лич­ных групп о поли­ти­че­ских и соци­аль­ных проблемах. 

Такое пони­ма­ние мема выде­ля­ет в нем в первую оче­редь изме­не­ние зна­че­ний дру­гих идей, а так­же наце­лен­ность на спе­ци­аль­ную ауди­то­рию. Кро­ме того, семи­о­ти­че­ский под­ход поз­во­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать состав­ля­ю­щие мема, его фор­му, дено­та­тив­ное и кон­но­та­тив­ное выражение.

Плюс дан­но­го под­хо­да в том, что он может быть исполь­зо­ван для ана­ли­за идео­ло­ги­че­ских функ­ций мемов, их вли­я­ния на обще­ствен­ное мне­ние, а так­же пла­нов выра­же­ния мема. 

Недо­ста­ток заклю­ча­ет­ся в отсут­ствии вни­ма­ния к меха­низ­мам рас­про­стра­не­ния мемов, их воз­ник­но­ве­ния. Как и в редук­ци­о­нист­ском под­хо­де, воз­ни­ка­ет про­бле­ма с широ­той опре­де­ле­ния и отде­ле­ния шуток, рекла­мы, идео­ло­гем от мема.

Сле­ду­ю­щий под­ход — это пони­ма­ние мемов в мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции. Иссле­до­ва­тель медиа Дуглас Раш­кофф так­же исполь­зо­вал яркую био­ло­ги­че­скую мета­фо­ру и срав­нил быст­рое рас­про­стра­не­ние идей и обра­зов с помо­щью медиа с рас­про­стра­не­ни­ем виру­сов в живых орга­низ­мах. Соот­вет­ствен­но подоб­ные идеи он назы­ва­ет «медиа­ви­ру­са­ми».

Медиа­ви­рус — это рас­про­стра­ня­ю­щи­е­ся по инфо­сфе­ре мемы и мемо­ком­плек­сы, изме­ня­ю­щие вос­при­я­тие локаль­ных и гло­баль­ных собы­тий [10, с. 155]. Для опре­де­ле­ния поня­тия «мем» Раш­кофф ссы­ла­ет­ся на выше­упо­мя­ну­тую рабо­ту Докин­за и в целом тоже при­дер­жи­ва­ет­ся редук­ци­о­низ­ма. Одна­ко осо­бую роль в про­цес­се рас­про­стра­не­ния мемов Раш­кофф отво­дит имен­но сред­ствам мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, под­кон­троль­ным кор­по­ра­ци­ям и госу­дар­ству, и эти субъ­ек­ты кон­стру­и­ру­ют и запус­ка­ют медиа­ви­ру­сы, кото­рые управ­ля­ют собы­ти­я­ми в их интересах. 

В его рабо­те «Медиа­ви­рус! Как поп-куль­ту­ра воз­дей­ству­ет на ваше созна­ние» мем высту­па­ет как актив­ный «агент», при­кры­тый медий­ной обо­лоч­кой, тай­но воз­дей­ству­ю­щий на мне­ния чело­ве­ка и, таким обра­зом, вли­я­ю­щий на важ­ные исто­ри­че­ские собы­тия. Так­же осо­бым свой­ством медиа­ви­ру­са явля­ет­ся то, что его и состав­ля­ю­щие его мемы мож­но «скон­стру­и­ро­вать» и, соот­вет­ствен­но, «декон­стру­и­ро­вать», что­бы раз­ра­бо­тать аль­тер­на­тив­ный идео­ло­ги­че­ский код и сопро­тив­лять­ся вли­я­нию кор­по­ра­ций [10, с. 178].

Досто­ин­ство дан­но­го под­хо­да состо­ит в том, что впер­вые вни­ма­ние обра­ще­но на воз­мож­ность кон­стру­и­ро­ва­ния мемов, а так­же на их прак­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние в мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции. В рабо­те, посвя­щен­ной медиа­ви­ру­сам, выска­за­на важ­ная мысль: «Если наша пози­ция… не явля­ет­ся одно­знач­ной, ины­ми сло­ва­ми, если наш обще­ствен­ный “код” повре­жден, тогда у мемов-захват­чи­ков, скры­тых внут­ри медиа­ви­ру­са, прак­ти­че­ски не будет про­блем про­со­чить­ся в нашу запу­тан­ную команд­ную струк­ту­ру» [10, с. 157]. 

Одна­ко сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на то, что Раш­кофф пишет в основ­ном о тра­ди­ци­он­ных СМИ, где, в отли­чие от интер­не­та, поль­зо­ва­тель не име­ет воз­мож­но­сти само­сто­я­тель­но выби­рать кон­тент и про­ду­ци­ро­вать его, поэто­му при­ме­не­ние это­го под­хо­да к ана­ли­зу интер­нет-фено­ме­нов весь­ма огра­ни­чен­но. Кро­ме того, все недо­стат­ки редук­ци­о­нист­ско­го под­хо­да, на кото­рый опи­ра­ет­ся иссле­до­ва­тель, при­сут­ству­ют в его взгля­де на проблему.

Еще один под­ход к ана­ли­зу мемов — линг­ви­сти­че­ский. С этой точ­ки зре­ния мем — это сте­рео­тип­ная, шаб­лон­ная фра­за или репли­ка диа­ло­га, близ­кая к ком­му­ни­ка­ти­ву [11]. Ком­му­ни­ка­тив же — это корот­кая аграм­ма­тич­ная сте­рео­тип­ная репли­ка диа­ло­га [12].

Ком­му­ни­ка­ти­вам при­су­щи сле­ду­ю­щие харак­те­ри­сти­ки: син­так­си­че­ская неза­ви­си­мость, десе­ман­ти­за­ция ком­по­нен­тов, отно­си­тель­ная фик­си­ро­ван­ность фор­мы, устой­чи­вый инто­на­ци­он­ный контур. 

Для опи­са­ния ком­му­ни­ка­ти­ва пред­ла­га­ет­ся выявить функ­цию, кото­рую он выпол­ня­ет в струк­ту­ре диа­ло­га, вос­ста­но­вить его началь­ную фор­му, уста­но­вить гра­ни­цы дис­кур­сив­ной соче­та­е­мо­сти ком­му­ни­ка­ти­ва со смеж­ны­ми репли­ка­ми, а так­же выявить инто­на­ци­он­ные фоне­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки [12]. Таким обра­зом мож­но ана­ли­зи­ро­вать не толь­ко ком­му­ни­ка­ти­вы, но и мемы, осо­бен­но если пони­мать мем в рам­ках семи­о­ти­че­ской концепции.

В основ­ном линг­ви­сти­че­ский под­ход сосре­до­то­чи­ва­ет­ся на фор­ме мема, а не на его содер­жа­нии. Напри­мер, А. В. Веш­ня­ко­ва отме­ча­ет важ­ный для созда­ния мема аспект линг­во­кре­а­ти­ва — то, что вер­баль­ная часть мема как шут­ки обра­зу­ет­ся окка­зи­о­наль­но и тре­бу­ет язы­ко­во­го твор­че­ства от созда­те­ля. Так­же иссле­до­ва­тель про­во­дит ана­ло­гию со сред­не­ве­ко­вым луб­ком, в кото­ром, так же как и в меме, «иллю­стра­ция ста­но­вит­ся эле­мен­том тек­сто­об­ра­зо­ва­ния» [13].

Имен­но в линг­ви­сти­че­ском под­хо­де мем опре­де­ля­ет­ся как кре­о­ли­зо­ван­ный текст: обра­зо­ва­ние, соеди­ня­ю­щее вер­баль­ные и невер­баль­ные эле­мен­ты и целост­но воз­дей­ству­ю­щее на адре­са­та [2]. Линг­ви­стов, зани­ма­ю­щих­ся ана­ли­зом мемов, в основ­ном инте­ре­су­ют спо­со­бы транс­фор­ма­ции мемов, их струк­тур­ные эле­мен­ты, а так­же осо­бен­но­сти юмо­ри­сти­че­ской и эмо­ци­о­наль­ной при­ро­ды мема [2].

Эмо­ции, испы­ты­ва­е­мые по пово­ду мема, явля­ют­ся важ­ным аспек­том, спо­соб­ству­ю­щим пере­да­че мема меж­ду людь­ми, испы­ты­ва­ю­щи­ми такие же эмо­ции. Как пишет неза­ви­си­мый иссле­до­ва­тель Антон Сто­ле­тов, «пред­мет­но­го раз­го­во­ра про интер­нет-мем… не полу­чит­ся, если не брать в рас­чет эмо­ции и ассо­ци­а­ции поль­зо­ва­те­лей сети, обу­слав­ли­ва­ю­щие его попу­ляр­ность, моти­ви­ру­ю­щие к мыс­лям и дей­стви­ям, по свя­зан­ным с мемом пово­дам» [11].

Соот­вет­ствен­но, клю­че­вые харак­те­ри­сти­ки мема в линг­ви­сти­че­ском под­хо­де — это коми­че­ский эффект, эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие, а так­же исполь­зо­ва­ние соче­та­ния вер­баль­ных и невер­баль­ных эле­мен­тов, допол­ня­ю­щих зна­че­ния друг друга.

Пре­иму­ще­ства дан­но­го под­хо­да заклю­ча­ют­ся в том, что уде­ля­ет­ся вни­ма­ние фор­ме выра­же­ния мема, его ком­му­ни­ка­тив­но­му эффек­ту, а так­же функ­ции в диа­ло­ге, кото­рую он выпол­ня­ет. Как недо­ста­ток мож­но отме­тить тот факт, что линг­ви­сти­че­ский под­ход не под­хо­дит для ана­ли­за мема как куль­тур­но­го и обще­ствен­но­го фено­ме­на, суще­ству­ю­ще­го не толь­ко в язы­ко­вой реальности.

Име­ет­ся мно­же­ство дру­гих под­хо­дов к ана­ли­зу интер­нет-мемов, одна­ко те из них, что при­ве­де­ны выше, чаще все­го упо­ми­на­ют­ся в тру­дах раз­лич­ных иссле­до­ва­те­лей и наи­бо­лее удоб­ны для пони­ма­ния спе­ци­фи­ки фено­ме­на интер­нет-мема в коммуникации.

Из выше­из­ло­жен­но­го мож­но сде­лать сле­ду­ю­щий вывод: основ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми интер­нет-мема явля­ют­ся инфор­ма­ци­он­ная напол­нен­ность, спо­соб­ность к быст­ро­му рас­про­стра­не­нию от чело­ве­ка к чело­ве­ку, устой­чи­вая фор­ма при неустой­чи­вом зна­че­нии, связь с опре­де­лен­ной ауди­то­ри­ей, для кото­рой он слу­жит спо­со­бом выра­же­ния эмо­ций. Основ­ной функ­ци­ей мема в ком­му­ни­ка­ции явля­ет­ся имен­но выра­же­ние эмо­ций и коми­че­ский эффект.

В дан­ной рабо­те исполь­зу­ет­ся семи­о­ти­че­ско-линг­ви­сти­че­ский под­ход, посколь­ку семи­о­ти­че­ский под­ход поз­во­ля­ет понять, каким обра­зом какой-либо знак пре­вра­ща­ет­ся в мем, а линг­ви­сти­че­ский под­ход сужа­ет объ­ект ана­ли­за до фено­ме­нов ком­му­ни­ка­ции, выра­жа­ю­щих­ся с помо­щью вер­баль­ных и невер­баль­ных средств и исполь­зу­ю­щих­ся с опре­де­лен­ной целью. 

Соот­вет­ствен­но мы опре­де­ля­ем интер­нет-мем как знак, име­ю­щий устой­чи­вую фор­му, кото­рая содер­жит изме­ня­ю­щий­ся кон­цепт. Этот знак исполь­зу­ет­ся в ком­му­ни­ка­ции с целью пере­дать эмо­ции опре­де­лен­ной ауди­то­рии или создать коми­че­ский эффект.

Функции мемов

Для иссле­до­ва­ния того, как на прак­ти­ке моло­дые люди исполь­зу­ют интер­нет-мемы, сле­ду­ет выде­лить их воз­мож­ные функ­ции, осно­ван­ные на харак­те­ри­сти­ках, выяв­лен­ных на осно­ве рас­смот­рен­ных выше под­хо­дов к пони­ма­нию это­го явления. 

Так, основ­ная функ­ция мема в редук­ци­о­нист­ском под­хо­де — это пере­да­ча инфор­ма­ции от чело­ве­ка к чело­ве­ку; в семи­о­ти­че­ском — репре­зен­та­ция мне­ния и выра­же­ние идеи; в под­хо­де, осно­ван­ном на тео­ри­ях мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, веду­щей функ­ци­ей мема мож­но назвать запол­не­ние инфор­ма­ци­он­но­го вакуума. 

Линг­ви­сты выде­ля­ют как основ­ные эмо­ци­о­наль­ную и ком­му­ни­ка­тив­ную функ­ции мема. Сле­ду­ет рас­крыть поня­тие «ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция» подроб­нее: в нау­ках о язы­ке ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ци­ей зна­ка назы­ва­ет­ся его спо­соб­ность быть сред­ством чело­ве­че­ско­го обще­ния; в кон­тек­сте мема сле­ду­ет гово­рить ско­рее о фати­че­ской функ­ции, т. е. спо­соб­но­сти зна­ка быть сред­ством уста­нов­ле­ния и под­дер­жа­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­так­та с собе­сед­ни­ком [14; 15].

Иссле­до­ва­тель­ни­ца Н. А. Зино­вье­ва в сво­ей ста­тье «Функ­ции интер­нет-мемов в обще­стве. Социо­ло­ги­че­ский взгляд» про­во­дит социо­ло­ги­че­ский ана­лиз функ­ций интер­нет-мемов. По ее мне­нию, интер­нет-мем выпол­ня­ет сле­ду­ю­щие функ­ции: репре­зен­та­ции идеи, транс­ля­ции идео­ло­гии, репре­зен­та­ции инди­ви­да, репре­зен­та­ции сооб­ще­ства, ком­му­ни­ка­ции в сооб­ще­стве, инте­гра­ции сооб­ще­ства, иден­ти­фи­ка­ции, инфор­ми­ро­ва­ния [16]. Мно­гие из этих функ­ций выте­ка­ют друг из дру­га или весь­ма тес­но свя­за­ны меж­ду собой. 

Для удоб­ства ана­ли­за и исполь­зо­ва­ния функ­ци­о­наль­ной типо­ло­гии мема сле­ду­ет объ­еди­нить неко­то­рые из них, а так­же сопо­ста­вить дан­ную типо­ло­гию с теми функ­ци­я­ми, кото­рые выде­ля­ют­ся в раз­лич­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дах к ана­ли­зу интернет-мема. 

Функ­цию репре­зен­та­ции идеи, инди­ви­да и сооб­ще­ства мож­но назвать про­сто функ­ци­ей репре­зен­та­ции, она отве­ча­ет за спо­соб­ность мема отра­жать харак­те­ри­сти­ки и свой­ства какой-либо идеи, кото­рая ино­гда может выра­жать пози­цию отдель­но­го чело­ве­ка или целой группы. 

Транс­ля­ция идео­ло­гии — это спо­соб­ность интер­нет-мема быть убе­ди­тель­ным и вли­ять на мне­ния масс, подоб­но медиа­ви­ру­су в под­хо­де Д. Рашкоффа. 

Функ­ции ком­му­ни­ка­ции и инте­гра­ции сооб­ще­ства, отно­ся­щи­е­ся толь­ко к тем мемам, кото­рые рас­про­стра­ня­ют­ся в пре­де­лах опре­де­лен­ных сооб­ществ, мож­но объ­еди­нить в функ­цию инте­гра­ции, суть кото­рой заклю­ча­ет­ся в том, что интер­нет-мем помо­га­ет отдель­ным поль­зо­ва­те­лям делить­ся мне­ни­я­ми, эмо­ци­я­ми и под­дер­жи­вать связь с неко­то­рой груп­пой или сообществом. 

Функ­ции инфор­ми­ро­ва­ния и иден­ти­фи­ка­ции так­же весь­ма тес­но вза­и­мо­свя­за­ны, посколь­ку без потреб­но­сти в иден­ти­фи­ка­ции не может про­изой­ти инфор­ми­ро­ва­ние «чита­те­ля» мема, а без полу­че­ния инфор­ма­ции о куль­тур­ном коде, кото­рым необ­хо­ди­мо обла­дать для пони­ма­ния мема, не может про­изой­ти идентификация. 

Так­же функ­ция иден­ти­фи­ка­ции весь­ма схо­жа с функ­ци­ей репре­зен­та­ции инди­ви­да, поэто­му сле­ду­ет выде­лить функ­цию инфор­ми­ро­ва­ния и пони­мать ее как спо­соб­ность мема тре­бо­вать опы­та или зна­ний для его пони­ма­ния и в то же вре­мя давать эту инфор­ма­цию сво­им «чита­те­лям».

Для боль­шей ясно­сти сто­ит при­ве­сти при­мер: мем «Тебе не нуж­но опи­сы­вать мон­стров, если ты назо­вешь их неопи­су­е­мы­ми» явля­ет­ся вари­а­ци­ей мема «Тебе не при­дет­ся… если…» и тре­бу­ет для пони­ма­ния при­мер­но­го пред­став­ле­ния о спе­ци­фи­ке твор­че­ства Г. Лав­краф­та (см. рису­нок). В то же вре­мя для пони­ма­ния нет необ­хо­ди­мо­сти знать, как выгля­дит Г. Лав­крафт, хотя его порт­рет при­сут­ству­ет на кар­тин­ке. Это зна­ние полу­ча­ет тот чита­тель, кото­рый уже понял, о чем идет речь, когда вспом­нил, кому в совре­мен­ной лите­ра­ту­ре было необ­хо­ди­мо опи­сы­вать монстров.

Пример функции информирования
При­мер функ­ции информирования

Соот­вет­ствен­но, мож­но пред­по­ло­жить, что любой мем выпол­ня­ет хотя бы одну из сле­ду­ю­щих функций:

  1. инфор­ми­ро­ва­ния;
  2. репре­зен­та­ции;
  3. транс­ля­ции;
  4. инте­гра­ции;
  5. эмо­ци­о­наль­ную;
  6. фати­че­скую (кон­так­то­уста­нав­ли­ва­ю­щую).

Методология исследования

Основ­ной метод сбо­ра пер­вич­ных дан­ных в этом иссле­до­ва­нии, цель кото­ро­го — изу­чить пони­ма­ние, оцен­ку и исполь­зо­ва­ние моло­де­жью интер­нет-мемов, — это фокус-группа.

Дан­ный метод был выбран в свя­зи с тем, что пред­мет иссле­до­ва­ния — отно­ше­ние моло­де­жи ко все еще не вполне изу­чен­но­му фено­ме­ну — интер­нет-мему. Полу­чить необ­хо­ди­мые дан­ные пред­став­ля­лось воз­мож­ным толь­ко с помо­щью фокус-групп, кото­рые поз­во­ля­ют собрать инфор­ма­цию о лич­ном опы­те людей, их моти­ва­ции в исполь­зо­ва­нии тех или иных мемов, кон­крет­ных при­ме­рах упо­треб­ле­ния, а так­же про­ве­сти оце­ни­ва­ние мемов.

Выбо­роч­ную сово­куп­ность соста­ви­ли целе­вые груп­пы моло­де­жи, сфор­ми­ро­ван­ные по при­зна­ку воз­рас­та: отби­ра­лись девуш­ки и юно­ши в воз­расте от 18 до 22 лет. Груп­пы фор­ми­ро­ва­лись с помо­щью анкет­но­го опрос­ни­ка, рас­про­стра­няв­ше­го­ся в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» с 12 по 15 апре­ля 2017 г., соглас­но тому, насколь­ко респон­ден­ты вовле­че­ны в поль­зо­ва­ние интер­не­том: были ото­бра­ны те, кто поль­зу­ют­ся им несколь­ко раз в день и по несколь­ко часов, поль­зу­ют­ся несколь­ки­ми соци­аль­ны­ми сетя­ми, актив­но участ­ву­ют в обсуж­де­ни­ях, ком­мен­ти­ру­ют запи­си, узна­ют наи­бо­лее попу­ляр­ные мемы. Все­го в иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие две груп­пы, каж­дая груп­па состо­я­ла из шести человек.

Одно груп­по­вое интер­вью про­хо­ди­ло в офлайн-режи­ме; дру­гое про­во­ди­лось через интер­нет с помо­щью груп­по­во­го виде­оча­та в Skype, запи­сы­вав­ше­го­ся с помо­щью про­грам­мы Amolto Call Recorder.

Офлайн-груп­па (далее — груп­па 1) была более актив­на, мне­ния были более раз­но­об­раз­ны, воз­ни­ка­ла дис­кус­сия, участ­ни­ки допол­ня­ли выска­зы­ва­ния друг дру­га. Онлайн-груп­па (далее — груп­па 2) была менее актив­ной, участ­ни­ки не так охот­но вза­и­мо­дей­ство­ва­ли друг с дру­гом, пред­по­чи­тая пря­мо отве­чать на вопро­сы моде­ра­то­ра, а не реа­ги­ро­вать на сло­ва дру­гих, что мож­но объ­яс­нить спе­ци­фи­кой онлайн-ком­му­ни­ка­ции, вли­я­ю­щей на груп­по­вую динамику.

При­ве­ден­ные ниже цита­ты отби­ра­лись по их ори­ги­наль­но­сти и спо­соб­но­сти наи­бо­лее пол­но отра­жать те мне­ния участ­ни­ков, кото­рые встре­ча­лись доста­точ­но часто в обе­их группах.

Результаты эмпирического исследования

Для ана­ли­за резуль­та­тов фокус-груп­пы при­ме­ня­лись коди­ро­ва­ние выска­зы­ва­ний участ­ни­ков и их смыс­ло­вая группировка.

Фоку­си­ро­ван­ное интер­вью было раз­де­ле­но на три смыс­ло­вые части в соот­вет­ствии с постав­лен­ны­ми зада­ча­ми (зада­чи 3 и 4 были объ­еди­не­ны, посколь­ку исполь­зо­ва­ние мемов в обра­зо­ва­нии и мар­ке­тин­ге явля­ет­ся част­ным слу­ча­ем исполь­зо­ва­ния мемов в реаль­ной жизни).

Пер­вая часть фокус-груп­пы была при­зва­на отве­тить на вопрос «Как моло­дые люди пони­ма­ют мем?» и про­ве­рить, соот­вет­ству­ет ли реаль­но­сти опре­де­ле­ние мема, дан­ное в тео­ре­ти­че­ском раз­де­ле. Кро­ме того, вопро­сы этой части были наце­ле­ны на выяв­ле­ние тех функ­ций мема, кото­рые моло­дежь счи­та­ет для себя основными. 

Были зада­ны сле­ду­ю­щие вопро­сы: «Что долж­но быть на кар­тин­ке, что­бы она счи­та­лась мемом?», «Счи­та­е­те ли вы мемом отдель­ную фра­зу без кар­тин­ки?», «Что для вас важ­но в интер­нет-меме?», «Зачем вы исполь­зу­е­те интер­нет-мем?», «Може­те ли вы опи­сать, что такое интер­нет-мем кон­крет­но для вас?»

Основ­ные функ­ции, кото­рые выде­ля­ет для себя в меме моло­дежь, — это эмо­ци­о­наль­ная и фати­че­ская. Моло­дые люди исполь­зу­ют мем для того, что­бы посме­ять­ся, полу­чить поло­жи­тель­ные эмо­ции и поде­лить­ся ими с дру­ги­ми. В под­твер­жде­ние мож­но при­ве­сти сле­ду­ю­щие цита­ты: «Мем — это такой шаб­лон, кото­рый ты под­став­ля­ешь в свою ситу­а­цию и уго­ра­ешь, в основ­ном по при­выч­ке»; «[Я выбрал этот мем, пото­му что он] про­би­ва­ет на ха-ха»; «Я на самом деле не очень часто, когда сижу за ком­пью­те­ром, пря­мо сме­юсь, когда вижу, но с этим [мемом] так про­изо­шло, и это хорошо». 

Зача­стую мемы явля­ют­ся спо­со­бом запол­нить речь каки­ми-то сло­ва­ми, сде­лать ее более удоб­ной для вос­при­я­тия, что под­твер­жда­ет то, что у мема очень мно­го обще­го с линг­ви­сти­че­ским поня­ти­ем ком­му­ни­ка­ти­ва (одна из участ­ниц так опи­са­ла упо­треб­ле­ние мема в повсе­днев­ном обще­нии: «Полу­ча­ет­ся, что ты гово­ришь мем, потом два сло­ва, еще мем»). 

Отве­чая на вопрос о цели исполь­зо­ва­ния мемов («Зачем вы исполь­зу­е­те мемы?»), участ­ни­ки гово­ри­ли сле­ду­ю­щее: «Пока­зы­вать что-то, сма­зы­вать обще­ние, что­бы оно гла­же про­хо­ди­ло», «для свя­зи слов». Это гово­рит о важ­но­сти фати­че­ской функ­ции мема для моло­дых людей. 

Дру­гим при­ме­ром ее исполь­зо­ва­ния явля­ет­ся заме­на мема­ми стан­дарт­ных фор­мул веж­ли­во­сти. В одной из фокус-групп был при­ве­ден сле­ду­ю­щий при­мер: вме­сто обыч­но­го при­вет­ствия инфор­мант исполь­зу­ет мем «дра­ту­ти», так­же локаль­ным мемом явля­ет­ся фра­за «доб­рый вечер, я дис­пет­чер», при­ме­ня­ю­щи­е­ся для уста­нов­ле­ния контакта.

Как важ­ная отме­ча­ет­ся спо­соб­ность мема к рас­про­стра­не­нию и сохра­не­нию устой­чи­вой фор­мы. Не име­ет зна­че­ния, явля­ет­ся ли мем кар­тин­кой или у него есть толь­ко вер­баль­ная состав­ля­ю­щая, глав­ное, что­бы его мож­но было узнать в любой из мно­го­чис­лен­ных вариаций. 

В ходе обсуж­де­ния респон­ден­ты одной из групп выска­зы­ва­ли схо­жие мне­ния о том, что интер­нет-мем — это шаб­лон, содер­жи­мое кото­ро­го изме­ня­ет­ся, а сам он оста­ет­ся той фор­мой, бла­го­да­ря кото­рой сохра­ня­ет­ся коми­че­ский эффект («устой­чи­вая фор­ма», «что-то фик­си­ру­ю­ще­е­ся в обще­стве в любом виде», «что-то, что мож­но узнать, под­ста­вить свое и посме­ять­ся»). Это под­твер­жда­ет, что автор­ское опре­де­ле­ние мема как зна­ка с устой­чи­вой фор­мой, но изме­ня­ю­щим­ся кон­цеп­том доста­точ­но близ­ко к непо­сред­ствен­но­му пони­ма­нию мема молодежью.

Во вре­мя вто­рой части фоку­си­ро­ван­но­го интер­вью участ­ни­ки долж­ны были выбрать три наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных мема из девя­ти, пред­ло­жен­ных им, а затем объ­яс­нить свой выбор. На осно­ва­нии выбо­ра участ­ни­ков состав­лял­ся «рей­тинг мемов»: моло­дые люди ран­жи­ро­ва­ли три самых попу­ляр­ных мема в сво­ей группе. 

Мемы под­би­ра­лись соглас­но вре­ме­ни и месту их появ­ле­ния, для того что­бы была воз­мож­ность про­ана­ли­зи­ро­вать вли­я­ние фак­то­ра места и вре­ме­ни про­ис­хож­де­ния мема на то, как его оце­ни­ва­ют информанты. 

Из рус­ско­языч­ных источ­ни­ков были выбра­ны такие мемы, как «кот нееш» (вес­на 2016 г.), «Тебе не при­дет­ся… если…» с Лав­краф­том (вес­на 2017 г.), «Друж­ко» (зима 2016 г.) и «кот вжух» (конец зимы 2017 г.), из англо­языч­ных — «minds» (вес­на 2017 г.), «Doge» (2014 г.), «Math Lady» (лето 2016 г.), «dat boi» (2016 г.) и «лягу­шо­нок Пепе» (2014 г.)2.

Была выдви­ну­та сле­ду­ю­щая гипо­те­за: мемы, кото­рые появи­лись поз­же («кот вжух», «Тебе не при­дет­ся… если…», «minds»), будут оце­не­ны выше, чем те, кото­рые появи­лись год назад и ранее.

Из пред­ло­жен­ных для оцен­ки мемов в обе­их груп­пах наи­бо­лее высо­ко участ­ни­ки оце­ни­ли мем, кото­рый абсур­ден, но в то же вре­мя не тре­бу­ет допол­ни­тель­ных смыс­лов для его пони­ма­ния («кот нееш»). 

Так­же весь­ма попу­ля­рен мем, кото­рый содер­жит игру слов и тре­бу­ет допол­ни­тель­ных зна­ний (Лав­крафт): в одной из групп он ока­зал­ся вто­рым в состав­лен­ном рей­тин­ге мемов, в дру­гой — третьим. 

Такой инте­рес мож­но объ­яс­нить пост­мо­дер­нист­ской при­ро­дой совре­мен­ной куль­ту­ры, а так­же интел­лек­ту­аль­ны­ми склон­но­стя­ми самих участников. 

Гипо­те­за о вре­ме­ни появ­ле­ния мемов не под­твер­ди­лась: на мемы «кот нееш» и «dat boi», появив­ши­е­ся год назад, участ­ни­ки фокус-групп в основ­ном реа­ги­ро­ва­ли более ярко и поло­жи­тель­но, чем на мемы «вжух» или «Тебе не при­дет­ся…», кото­рые появи­лись поз­же. Они объ­яс­ня­ли это тем, что они очень абсурд­ные, а пото­му все­гда смеш­ные («этот кот будет смеш­ным все­гда», «[dat boi] очень абсурд­ный, но доста­точ­но непо­нят­ный и смеш­ной, я его вооб­ще очень люблю»). 

Кро­ме того, участ­ни­ки нега­тив­но оце­ни­ва­ют те мемы, кото­рые сей­час нахо­дят­ся в ста­дии исполь­зо­ва­ния и поэто­му слиш­ком часто встре­ча­ют­ся в интер­не­те: «Когда ты по 30 оди­на­ко­вых мемов с моз­га­ми смот­ришь за день, каж­дый новый уже вос­при­ни­ма­ет­ся негативно». 

Одна­ко вопрос жиз­нен­но­го цик­ла мема, вза­и­мо­свя­зи его попу­ляр­но­сти и вре­ме­ни появ­ле­ния тре­бу­ет отдель­но­го, более подроб­но­го исследования.

Из того, что инфор­ман­ты гово­ри­ли, объ­яс­няя свой выбор мема, мож­но сде­лать сле­ду­ю­щий вывод: мем ред­ко содер­жит осо­бый слож­ный смысл и не вызы­ва­ет раз­лич­ных интер­пре­та­ций. Интер­пре­та­ция мема — не глав­ное, мем дол­жен быть понят­ным для всех бла­го­да­ря шаб­ло­ну, на кото­ром он сделан. 

В под­твер­жде­ние это­го мож­но при­ве­сти сле­ду­ю­щую цита­ту: «Он не несет како­го-либо зна­че­ния серьез­но­го. Кар­тин­ка, где лежит кот рядом с бухан­ка­ми, и мож­но поду­мать, что он бухан­ка, и поэто­му его нель­зя есть. Ну вот есть кар­тин­ка и есть над­пись, все понятно».

Тре­тья часть фоку­си­ро­ван­но­го интер­вью была посвя­ще­на кон­крет­ным ситу­а­ци­ям вза­и­мо­дей­ствия с мема­ми, а так­же прак­ти­кам исполь­зо­ва­ния, выде­лен­ным соглас­но функ­ци­ям мема, опи­сан­ным в тео­ре­ти­че­ском раз­де­ле дан­ной ста­тьи. Напом­ним, что это эмо­ци­о­наль­ная и фати­че­ская функ­ции, а так­же функ­ции репре­зен­та­ции, транс­ля­ции, инте­гра­ции и информирования. 

Соот­вет­ствен­но зада­ва­лись вопро­сы о том, какие эмо­ции испы­ты­ва­ют участ­ни­ки, стал­ки­ва­ясь с мема­ми, исполь­зу­ют ли они мемы для уста­нов­ле­ния кон­так­та с дру­ги­ми людь­ми, выра­жа­ют ли с их помо­щью свое мне­ние, сооб­ща­ют ли через них о сво­их жиз­нен­ных пере­жи­ва­ни­ях, с кем делят­ся мема­ми и что узна­ют бла­го­да­ря им. 

Ситу­а­ци­ям исполь­зо­ва­ния были посвя­ще­ны вопро­сы о реак­ции на упо­треб­ле­ние мемов род­ствен­ни­ка­ми, в реклам­ных ком­му­ни­ка­ци­ях и обра­зо­ва­нии (т. е. пре­по­да­ва­те­ля­ми в месте уче­бы участ­ни­ков фокус-групп).

Инфор­ман­ты актив­но вза­и­мо­дей­ству­ют с мема­ми в реаль­ной жиз­ни и интер­не­те. Как уже было отме­че­но выше, моло­дежь исполь­зу­ет мемы, что­бы посме­ять­ся, вызвать эмо­ци­о­наль­ную реак­цию у себя и у дру­гих. Наи­бо­лее яркие эмо­ции участ­ни­ки испы­ты­ва­ют тогда, когда мем стран­ный, когда тре­бу­ет­ся вре­мя для его пони­ма­ния, т. е. когда шаб­лон зна­ком, но его напол­не­ние абсо­лют­но новое. Это поз­во­ля­ет выдви­нуть пред­по­ло­же­ние о том, что совре­мен­ной моло­де­жи необ­хо­ди­мо посто­ян­но полу­чать новую и инте­рес­ную инфор­ма­цию, и интер­нет-мемы отве­ча­ют на этот запрос. 

Об эмо­ци­ях, кото­рые вызы­ва­ют мемы, участ­ни­ки выска­зы­ва­лись ярко и экс­прес­сив­но, гово­ри­ли, что «долж­но быть все­гда чув­ство удив­ле­ния. Ты зна­ешь столь­ко вари­ан­тов, как этот мем обкру­ти­ли, и вот ожи­да­ешь, что будет новое», «чаще [вызы­ва­ют эмо­ции] такие из раз­ря­да “сна­ча­ла не понял, а потом как заорал”, это такое чув­ство пре­крас­ное». Сами эмо­ции опи­сы­ва­ют­ся тоже весь­ма ярко: «весь спектр, начи­ная от раз­дра­же­ния до соб­ствен­но сме­ха и радо­сти, до поте­ри пуль­са», «необуз­дан­ное чув­ство вос­тор­га», «мож­но в аст­рал вылететь».

Прак­ти­ка исполь­зо­ва­ния мемов опи­сы­ва­ет­ся с помо­щью жар­го­низ­мов, попу­ляр­ных в интер­не­те и обо­зна­ча­ю­щих раз­лич­ные виды эмо­ций. Само сло­во «мем» видо­из­ме­ня­ет­ся и упо­треб­ля­ет­ся в таких вари­ан­тах, как «мема­си­ки», «мем­чи­ки», «мема­сы».

Для того, что люди испы­ты­ва­ют, когда смот­рят мемы, исполь­зу­ют­ся сло­ва «уго­рать», «орать», «про­орать», «рофлить» и их про­из­вод­ные («как-то не так орет­ся»). Наи­бо­лее яркие эмо­ции, когда мем нра­вит­ся и вызы­ва­ет смех, опи­сы­ва­ют­ся сло­ва­ми «ор в голо­си­ну» («я ора­ла в голо­си­ну»), «про­иг­рать в голос». 

Кро­ме того, что, соглас­но мне­нию С. И. Кожев­ни­ко­вой, сленг — это обыч­ный спо­соб опре­де­лить себя для людей из одно­го сооб­ще­ства, дан­ный факт мож­но объ­яс­нить так­же тем, что интер­нет-ком­му­ни­ка­ция огра­ни­че­на пись­мен­ной речью, и поэто­му пер­во­на­чаль­но дан­ные выра­же­ния заме­ня­ли сам звук сме­ха, если смай­ли­ков недо­ста­точ­но было для пере­да­чи силы эмо­ций [18, с. 236]. 

Сто­ит так­же отме­тить, что неко­то­рые из слен­го­вых выра­же­ний сами по себе были мема­ми когда-то, а затем ста­ли «стер­ты­ми мема­ми» (по ана­ло­гии с тер­ми­ном «стер­тая мета­фо­ра»), поте­ряв­ши­ми связь со сво­им пер­во­на­чаль­ным значением. 

Напри­мер, как пока­зы­ва­ет Google Trends, сло­ва «мема­сик» и «мем­чик» нача­ли исполь­зо­вать­ся толь­ко в июле 2015 г., и при­об­ре­те­ние ими попу­ляр­но­сти сов­па­да­ет по вре­ме­ни с попу­ляр­но­стью мема «такс такс такс, что тут у нас», пред­став­ля­ю­ще­го собой ауди­о­за­пись, в кото­рой машин­ным без­душ­ным голо­сом про­из­не­сен абсурд­ный текст, начи­на­ю­щий­ся сло­ва­ми «такс такс такс что тут у нас мемы мема­сы мем­чи­ки». Одна­ко сей­час эти сло­ва уже не отсы­ла­ют к мему и явля­ют­ся обще­упо­тре­би­тель­ны­ми в сре­де моло­де­жи, актив­но поль­зу­ю­щей­ся интернетом.

Мем выде­ля­ет ин-груп­пы и аут-груп­пы. Мема­ми делят­ся толь­ко с близ­ки­ми дру­зья­ми или хоро­шо зна­ко­мы­ми людь­ми. Упо­треб­ле­ние мемов род­ствен­ни­ка­ми вызы­ва­ет заме­ша­тель­ство, род­ствен­ни­ки не вос­при­ни­ма­ют­ся как люди, кото­рые могут исполь­зо­вать те же мемы, что и сами инфор­ман­ты («Немно­го стран­но, когда они и свои исполь­зу­ют, и даже те, кото­рые ты вро­де дол­жен исполь­зо­вать или исполь­зу­ешь», «Чув­ство когни­тив­но­го дис­со­нан­са, когда твоя мать пока­зы­ва­ет тебе мем!»). 

С этой осо­бен­но­стью свя­за­на и реак­ция инфор­ман­тов на исполь­зо­ва­ние мемов в обра­зо­ва­нии: пре­по­да­ва­те­ли в пони­ма­нии участ­ни­ков так­же долж­ны исполь­зо­вать мемы крайне умест­но и изби­ра­тель­но. В то же вре­мя, если пре­по­да­ва­тель моло­дой, т. е. может вхо­дить в груп­пу «сво­их» по воз­рас­ту, в том, что он исполь­зу­ет мемы, участ­ни­ки не видят ниче­го осо­бен­но­го («если моло­дой учи­тель, то все нормально»). 

Осо­бен­но часто в обе­их фокус-груп­пах респон­ден­ты упо­ми­на­ли выра­же­ние «локаль­ные мемы», кото­рым обо­зна­ча­ли мемы, понят­ные толь­ко узко­му кру­гу людей, свя­зан­ных общим опы­том. Мож­но сде­лать вывод, что функ­ция инте­гра­ции, кото­рую выпол­ня­ет мем, тоже весь­ма зна­чи­ма для респондентов.

Вопре­ки пер­во­на­чаль­ным пред­по­ло­же­ни­ям, функ­ция репре­зен­та­ции раз­лич­ных идей, инди­ви­дов или сооб­ществ мема­ми прак­ти­че­ски отсут­ству­ет, эта роль отво­дит­ся груп­пам в соци­аль­ных сетях, кото­рые созда­ют автор­ские мемы по моти­вам акту­аль­ных собы­тий, а сама моло­дежь явля­ет­ся ско­рее потре­би­те­лем, чем авто­ром мемов. 

Ком­мен­ти­ро­ва­ние ново­стей с помо­щью мемов — не обы­ден­ная прак­ти­ка, а ско­рее эмо­ци­о­наль­ная реак­ция или попыт­ка ее вызвать. Мем ред­ко выра­жа­ет осмыс­лен­ную идею (веро­ят­но, это свя­за­но с выше­при­ве­ден­ным пред­по­ло­же­ни­ем о том, что интер­пре­та­ция мемов моло­ды­ми людь­ми не так уж разнообразна). 

Мож­но при­ве­сти как при­мер сле­ду­ю­щую цита­ту (вопрос «Ком­мен­ти­ру­е­те ли вы ново­сти с помо­щью мемов?»): «Нет жела­ния ком­мен­ти­ро­вать все это, пото­му что есть и так доста­точ­но боль­шая ауди­то­рия, кото­рая жела­ет это ком­мен­ти­ро­вать с помо­щью мемов, и при­чем не самым умест­ным обра­зом, а в свя­зи с тем, что с людь­ми незна­ко­мы­ми как-то не исполь­зу­ет­ся, мне [само­му] лень».

Моло­дые люди нега­тив­но отно­сят­ся к исполь­зо­ва­нию мемов в рекла­ме. При­чи­ной тако­го отно­ше­ния явля­ет­ся то, что обыч­но в мар­ке­тин­го­вых ком­му­ни­ка­ци­ях исполь­зу­ют­ся уже уста­рев­шие мемы, те, кото­рые при­об­ре­ли наи­боль­шую попу­ляр­ность, а зна­чит, уже пере­хо­дя­щие от ста­дии исполь­зо­ва­ния к угасанию. 

Одна­ко участ­ни­ки отме­ча­ют, что мемы обла­да­ют высо­ким ком­му­ни­ка­тив­ным эффек­том, они все­гда обра­ща­ют на них вни­ма­ние. «Но все рав­но пони­ма­ешь, что неиз­вест­но, какая была цель: имен­но что-то иро­ни­че­ское было или нет»; «Но это [исполь­зо­ва­ние мема] ино­гда при­вле­ка­ет вни­ма­ние, когда ты листа­ешь и сра­зу видишь новость, то есть она не теря­ет­ся где-то и заин­те­ре­со­вы­ва­ет сра­зу. С помо­щью мема мож­но заин­те­ре­со­вать в новости».

Резю­ми­руя выше­ска­зан­ное, мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие выво­ды:

  1. Моло­дежь опре­де­ля­ет для себя мем как изме­ня­е­мый шаб­лон, кото­рый содер­жит что-то необыч­ное, что вызы­ва­ет эмо­ции. По ито­гам раз­ве­ды­ва­тель­но­го эта­па иссле­до­ва­ния мож­но ска­зать, что опре­де­ле­ние мема, пред­ло­жен­ное нами в ходе изу­че­ния науч­ной лите­ра­ту­ры по теме, не про­ти­во­ре­чит и даже весь­ма сход­но с опре­де­ле­ни­я­ми мема, сло­жив­шим­ся в ходе груп­по­во­го обсуж­де­ния это­го вопро­са участ­ни­ка­ми. Опре­де­ляя для себя мем, моло­дые люди выде­ля­ют как наи­бо­лее важ­ные эмо­ци­о­наль­ную и фати­че­скую функ­ции мема.
  2. Так как глав­ное в меме — это то, насколь­ко он смеш­ной, наи­бо­лее поло­жи­тель­но моло­дежь оце­ни­ва­ет абсурд­ные мемы и мемы с высо­кой ори­ги­наль­но­стью. Вопре­ки исход­ным пред­по­ло­же­ни­ям связь меж­ду вре­ме­нем и источ­ни­ком появ­ле­ния мема и его попу­ляр­но­стью сре­ди инфор­ман­тов не оче­вид­на. Оцен­ка мема сла­бо свя­за­на с его акту­аль­но­стью, одна­ко этот вопрос тре­бу­ет допол­ни­тель­но­го исследования.
  3. Моло­дые люди исполь­зу­ют мемы в повсе­днев­ной жиз­ни и в интер­не­те. Основ­ная цель исполь­зо­ва­ния мемов — полу­че­ние эмо­ций. Для опи­са­ния этих эмо­ций суще­ству­ют слен­го­вые выра­же­ния, сами по себе явля­ю­щи­е­ся мема­ми. Так­же при опи­са­нии эмо­ций участ­ни­ки склон­ны поль­зо­вать­ся гипер­бо­ла­ми. В повсе­днев­ной жиз­ни мем выпол­ня­ет функ­цию ком­му­ни­ка­ти­ва, его исполь­зу­ют для свя­зи слов в пред­ло­же­ни­ях. Важ­но отме­тить, что моло­дежь исполь­зу­ет мемы для выяв­ле­ния при­над­леж­но­сти к груп­пе «сво­их», обыч­но опре­де­ля­е­мой по воз­рас­ту. Моло­ды­ми людь­ми выде­ля­ют­ся «локаль­ные» мемы, кото­рые рас­про­стра­ня­ют­ся в пре­де­лах малых групп, соот­вет­ствен­но, суще­ству­ют и те, что мож­но назвать «общи­ми». Мемы ред­ко исполь­зу­ют­ся для репре­зен­та­ции мне­ния или идей, посколь­ку наи­бо­лее часто эта роль отво­дит­ся «общим» мемам, в то вре­мя как в повсе­днев­ном обще­нии исполь­зу­ют­ся локаль­ные мемы.
  4. Исполь­зо­ва­ние мемов в мар­ке­тин­го­вых ком­му­ни­ка­ци­ях долж­но быть очень диф­фе­рен­ци­ро­ван­ным и гра­мот­ным, посколь­ку искрен­ность мема крайне важ­на для моло­де­жи, а слиш­ком попу­ляр­ный мем вызы­ва­ет раз­дра­же­ние. Несмот­ря на это, мемы хоро­шо при­вле­ка­ют вни­ма­ние в общем пото­ке инфор­ма­ции, даже если они и вызы­ва­ют нега­тив­ную реак­цию. Умест­ность исполь­зо­ва­ния мемов в обра­зо­ва­нии зави­сит от воз­рас­та преподавателя.

Перспективы дальнейших исследований

Исхо­дя из изло­жен­но­го выше, мож­но ска­зать, что иссле­до­ва­ние прак­тик исполь­зо­ва­ния мемов в ком­му­ни­ка­ции доста­точ­но пер­спек­тив­но. В первую оче­редь оправ­ды­ва­ет себя семи­о­ти­че­ско-линг­ви­сти­че­ский под­ход к пони­ма­нию мема, кото­рый мож­но при­ме­нять и в даль­ней­ших изысканиях.

Одним из вопро­сов, кото­рый может стать осно­вой дру­гих иссле­до­ва­ний, явля­ет­ся язык само­опи­са­ния прак­тик исполь­зо­ва­ния мемов. Инте­рес­но, в част­но­сти, опи­са­ние эмо­ций, кото­рые вызы­ва­ют мемы, и при­чи­ны их гипер­бо­ли­за­ции. Обра­зу­ет­ся ли вокруг мемов спе­ци­фи­че­ская суб­куль­ту­ра со сво­им слен­гом и язы­ком самоописания?

Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ет собой исполь­зо­ва­ние мемов в малых груп­пах и сооб­ще­ствах по инте­ре­сам: мож­но пред­по­ло­жить, что мемы игра­ют зна­чи­мую роль в инте­гра­ции груп­пы, их нали­чие необ­хо­ди­мо для успеш­ной ком­му­ни­ка­ции внут­ри нее. Сле­ду­ет так­же про­ве­рить гипо­те­зу, что имен­но в малых груп­пах мемы в пол­ной мере выпол­ня­ют все опи­сан­ные в тео­ре­ти­че­ском раз­де­ле функции.

Сле­ду­ет так­же уста­но­вить соци­аль­ный смысл мемов: пред­став­ля­ют ли они собой еще одну фор­му юмо­ра или это осо­бое явле­ние, кото­рое мог­ло сфор­ми­ро­вать­ся толь­ко бла­го­да­ря раз­ви­тию инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в XXI в.? Как на фор­му и эмо­ци­о­наль­ное вос­при­я­тие мема вли­я­ет сре­да его распространения?

Так­же необ­хо­ди­мо уде­лить вни­ма­ние ста­ди­ям раз­ви­тия мема и изме­не­ни­ям его вос­при­я­тия на про­тя­же­нии вре­ме­ни, посколь­ку метод фокус-групп, исполь­зо­ван­ный в дан­ной рабо­те, не вполне поз­во­ля­ет про­яс­нить эти осо­бен­но­сти дан­но­го фено­ме­на. Цик­лич­но ли раз­ви­тие мема? Сколь­ко длит­ся каж­дая ста­дия раз­ви­тия и сколь­ко эта­пов про­хо­дит мем, пока не ста­нет окон­ча­тель­но уста­рев­шим? Есть ли мемы, кото­рые уста­ре­ва­ют мед­лен­нее, и если да, то что поз­во­ля­ет им оста­вать­ся актуальными?

В пер­спек­ти­ве мы пла­ни­ру­ем про­ве­сти пол­но­ценн­ное каче­ствен­ное иссле­до­ва­ние, посвя­щен­ное прак­ти­кам исполь­зо­ва­ния мемов моло­де­жью, поз­во­ля­ю­щее отве­тить на эти и мно­гие дру­гие вопро­сы, кото­рые могут воз­ник­нуть при даль­ней­шем изу­че­нии тако­го совре­мен­но­го и акту­аль­но­го явле­ния, как интернет-мемы.

Литература

  1. Савиц­кая Т. Е. Интер­нет-мемы как фено­мен мас­со­вой куль­ту­ры. [Элек­трон­ный ресурс].
  2. Щури­на Ю. В. Интер­нет-мемы: про­бле­ма типо­ло­гии // Вест­ник Чере­по­вец­ко­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2014. № 6 (59).
  3. Щури­на Ю. В. Интер­нет-мемы как фено­мен интер­нет-ком­му­ни­ка­ции // Науч­ный диа­лог. 2012. № 3. 
  4. Воз­раст поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных медиа. [Элек­трон­ный ресурс].
  5. Боль­шой тол­ко­вый социо­ло­ги­че­ский сло­варь. М.: Вече; АСТ, 2001. Т. 1: А–О. 544 с.
  6. Hofstadter D. R. Metamagical Themas: Questing for the Essence of Mind and Pattern. Basic Books, 1985. 852 p. 
  7. Бро­уди Р. Пси­хи­че­ские виру­сы. Как про­грам­ми­ру­ют ваше созна­ние. М.: Поко­ле­ние, 2007. 304 c.
  8. Квят А. Г. Меди­а­мем как инстру­мент поли­ти­че­ско­го PR: когни­тив­ный под­ход // Медиа­скоп. 2013. № 1. 
  9. Барт Р. Мифо­ло­гии. [Элек­трон­ный ресурс].
  10. Раш­кофф Д. Медиа­ви­рус. Как поп-куль­ту­ра тай­но воз­дей­ству­ет на наше созна­ние. М.: Уль­т­ра. Куль­ту­ра, 2003. 368 с.
  11. Сто­ле­тов А. Мемы: мифы и реаль­ность. [Элек­трон­ный ресурс].
  12. Шаро­нов И. А. Про­бле­мы опи­са­ния рус­ских ком­му­ни­ка­ти­вов, состо­я­щих из слу­жеб­ных слов // Изве­стия Сара­тов­ско­го ун-та. Нов. сер. Сер. Фило­ло­гия. Жур­на­ли­сти­ка. 2012. № 3. 
  13. Веш­ня­ко­ва А. В. Линг­во­кре­а­тив­ный аспект интер­нет-мемов // Акту­аль­ные про­бле­мы гума­ни­тар­ных и есте­ствен­ных наук. 2016. № 4. 
  14. Ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция // Сло­варь социо­линг­ви­сти­че­ских тер­ми­нов / отв. ред. В. Ю. Михаль­чен­ко. М.: Рос­сий­ская ака­де­мия наук, Инсти­тут язы­ко­зна­ния; Рос­сий­ская ака­де­мия линг­ви­сти­че­ских наук, 2006. 312 с.
  15. Фати­че­ская функ­ция // Жере­би­ло Т. В. Сло­варь линг­ви­сти­че­ских тер­ми­нов. 5‑е изд., испр. и доп. Назрань: Пили­грим, 2010. 486 с.
  16. Зино­вье­ва Н. А. Функ­ции интер­нет-мемов в обще­стве. Социо­ло­ги­че­ский взгляд // Мате­ри­а­лы XIII Все­рос­сий­ской объ­еди­нен­ной кон­фе­рен­ции / Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный университет. 
  17. Know Your Meme: Internet Meme Database. [Элек­трон­ный ресурс].
  18. Кожев­ни­ко­ва С. И. Язык ком­му­ни­ка­ции в моло­деж­ной суб­куль­ту­ре // Пятые Лаза­рев­ские чте­ния «Лики тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры»: мате­ри­а­лы меж­ду­нар. науч. конф. Челя­бинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / ред. проф. Н. Г. Апух­ти­на. Челя­бинск: Челяб. гос. акад. куль­ту­ры и искусств, 2011. Ч. 2. С. 234–241.
Источ­ник: Вест­ник СПб­ГУ. Социо­ло­гия. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 410–424. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.403

Об авторе

Лысен­ко Е. Н. — Бело­рус­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Рес­пуб­ли­ка Бела­русь, Минск.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. По дан­ным иссле­до­ва­ния Gemius за 2015 г. [4].
  2. Вре­мя появ­ле­ния ука­за­но соглас­но дан­ным интер­нет-энцик­ло­пе­дии мемов «Know Your Meme» [17].

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest