Плешаков В.А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра

П

Мно­го веков чело­век живёт на сты­ке двух реаль­но­стей: физи­че­ско­го мира, кото­рый нам тра­ди­ци­он­но при­о­ри­те­тен и при­вы­чен, и мира вооб­ра­жа­е­мо­го, в кото­рый мы пери­о­ди­че­ски пере­ме­ща­ем­ся в сво­их фан­та­зи­ях, меч­тах, снах. Оба эти мира поз­во­ля­ют решать нам раз­лич­ные жиз­нен­ные зада­чи и нахо­дить отве­ты на инте­ре­су­ю­щие нас вопро­сы. На их сты­ке пси­хи­че­ская реаль­ность чело­ве­ка фор­ми­ро­ва­лась столетиями. 

Одна­ко всё изме­ни­лось, когда чело­ве­че­ству для реа­ли­за­ции жиз­не­де­я­тель­ност­ных задач стал досту­пен ещё и сим­воль­но-зна­ко­вый мир кибер­про­стран­ства. Вот уже несколь­ко деся­ти­ле­тий пси­хи­че­ская реаль­ность совре­мен­но­го чело­ве­ка фор­ми­ру­ет­ся на сты­ке трёх реаль­но­стей: пред­мет­ной, вооб­ра­жа­е­мой и кибер­сре­де. В резуль­та­те чего совре­мен­но­го чело­ве­ка мож­но счи­тать не толь­ко пред­ста­ви­те­лем вида чело­ве­ка разум­но­го (Homo Sapiens), но и как новый его под­вид – чело­век, соци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся в кибер­про­стран­стве, – чело­век кибер­со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся (Homo Cyberus).

Один из родо­на­чаль­ни­ков кибер­пси­хо­ло­гии Дж. Р. Сулер счи­та­ет, что кибер­про­стран­ство – это «про­стран­ство пси­хо­ло­ги­че­ское, про­ек­ция инди­ви­ду­аль­но­го и кол­лек­тив­но­го созна­ния. Осо­знан­но и, вме­сте с тем, бес­со­зна­тель­но мы вос­при­ни­ма­ем область, нахо­дя­щу­ю­ся по ту сто­ро­ну мони­то­ра, как рас­ши­ре­ние нашей пси­хи­ки» [1].

Дру­гой родо­на­чаль­ник — Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский, — рас­суж­дая о сути кибер­пси­хо­ло­гии, отме­ча­ет, что она «зани­ма­ет­ся мето­да­ми и прин­ци­па­ми того, как люди поль­зу­ют­ся соци­аль­ны­ми сер­ви­са­ми Интер­не­та. Соци­аль­ные сер­ви­сы  это обще­ние, позна­ние, раз­вле­че­ние и так далее. В этом плане кибер­пси­хо­ло­гия  назва­ние доволь­но услов­ное. Её точ­но так же мож­но назвать пси­хо­ло­ги­ей Интер­не­та» [2].

В оче­ред­ной раз осмыс­ли­вая-пере­осмыс­ли­вая резуль­та­ты тыся­чи тру­дов, напи­сан­ных и издан­ных по все­му миру за послед­ние два-три десят­ка лет, могу взять на себя опре­де­лён­ную сме­лость и гипо­те­ти­че­ски выде­лить три эта­па оформ­ле­ния кибер­пси­хо­ло­гии как новой науч­ной отрасли:

  • 1 этап: зарож­де­ние кибер­пси­хо­ло­гии (1960 — 1990-е гг.).
  • 2 этап: ста­нов­ле­ние кибер­пси­хо­ло­гии (1990 — 2010-е гг.).
  • 3 этап: раз­ви­тие кибер­пси­хо­ло­гии (2010 — н. в.).

Гово­ря о пер­вом эта­пе оформ­ле­ния кибер­пси­хо­ло­гии как новой науч­ной отрас­ли (зарож­де­ние), сто­ит отме­тить, что суще­ству­ют тек­сто­вые тру­ды и видео­за­пи­си в Интер­не­те, рас­кры­ва­ю­щее идею зарож­де­ния и после­ду­ю­ще­го ста­нов­ле­ния этой отрас­ли пси­хо­ло­ги­че­ской науки. 

Напри­мер, сна­ча­ла 11 фев­ра­ля 2014 года для про­ек­та «Пост­На­у­ка» (по дан­ным их сай­та, но 13 фев­ра­ля 2014 года по дан­ным YouTube-кана­ла про­ек­та) Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский дал неболь­шое интер­вью — есть видео­за­пись «Ста­нов­ле­ние кибер­пси­хо­ло­гии» про­дол­жи­тель­но­стью 11 минут 16 секунд, где он поде­лил­ся сво­им виде­ни­ем зарож­де­ния и эво­лю­ции кибер­пси­хо­ло­гии [2]. А бук­валь­но сле­дом — 1 мар­та 2014 года Джон Р. Сулер на сво­ём YouTube-кана­ле опуб­ли­ко­вал на 10 минут 11 секунд видео «The Birth of CyberPsychology» («Рож­де­ние кибер­пси­хо­ло­гии») [3], в кото­ром он рас­кры­ва­ет свою точ­ку зре­ния на зарож­де­ние, фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие киберпсихологии.

Осно­вы­ва­ясь на точ­ках зре­ния этих двух кори­фе­ев кибер­пси­хо­ло­гии, кро­ме соб­ствен­ной, выде­лю несколь­ко клю­че­вых пер­сон, кото­рые сде­ла­ли воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие кибер­пси­хо­ло­гии как новой науч­ной отрас­ли возможным.

Пер­вым чело­ве­ком, кото­ро­го сто­ит упо­мя­нуть в этой свя­зи, явля­ет­ся Джо­зеф Карл Роб­нетт Ликлай­дер (1915-1990), один из созда­те­лей ARPANET (1969-1990), про­то­ти­па Интер­не­та, кото­рый про­су­ще­ство­вал в тече­ние 21 года. Без его изоб­ре­те­ния мы бы одно­знач­но не мог­ли гово­рить сего­дня о пси­хо­ло­гии Интер­не­та, о киберпсихологии.

Вто­рым чело­ве­ком явля­ет­ся Олег Кон­стан­ти­но­вич Тихо­ми­ров (1933-2001), совет­ский и рос­сий­ский пси­хо­лог. В пери­од с 1972 по 1990-е годы он актив­но рабо­тал в обла­сти «чело­век и вычис­ли­тель­ная тех­ни­ка». О. К. Тихо­ми­ров изве­стен сво­и­ми соб­ствен­ны­ми тру­да­ми и рабо­та­ми под его редак­ци­ей, посвя­щён­ны­ми вза­и­мо­дей­ствию чело­ве­ка с элек­трон­ной вычис­ли­тель­ной маши­ной (ЭВМ), с ком­пью­те­ром [4-8].

Тре­тьим чело­ве­ком, уже сугу­бо на мой взгляд, сле­ду­ет обя­за­тель­но назвать Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча Носо­ва (1952-2002), осно­ва­те­ля и иссле­до­ва­те­ля вир­ту­а­ли­сти­ки и созда­те­ля вир­ту­аль­ной пси­хо­ло­гии (1985) [9].

Без­услов­но, необ­хо­ди­мо обо­зна­чить вклад сэра Тимо­ти Джо­на Бер­не­са-Ли (род. 1955), создав­ше­го «все­мир­ную пау­ти­ну» WWW (1989-1990) вме­сте с Робер­том Кайо (род. 1947), без кото­рой мы бы так­же не мог­ли гово­рить сей­час о совре­мен­ном состо­я­нии раз­ви­тия Интер­не­та и киберпсихологии.

Конеч­но же, важ­но под­черк­нуть зна­чи­мость работ уже упо­мя­ну­тых мною выше самих Джо­на Р. Суле­ра (род. 1955), одно­го из осно­ва­те­лей кибер­пси­хо­ло­гии и Алек­сандра Евге­нье­ви­ча Вой­скун­ско­го (род. 1947), так­же одно­го из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной киберпсихологии.

Дан­ную порт­рет­ную гале­рею мож­но было бы про­дол­жать, но, на мой взгляд, эти семь пер­сон явля­ют­ся наи­бо­лее клю­че­вы­ми для зарож­де­ния, ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия кибер­пси­хо­ло­гии как новой науч­ной отрасли.

28 фев­ра­ля 2009 года в интер­вью для «Пси­хо­ло­ги­че­ско­го жур­на­ла» Меж­ду­на­род­но­го уни­вер­си­те­та при­ро­ды, обще­ства и чело­ве­ка «Дуб­на» (Dubna Psychological Journal) Алек­сею Сер­ге­е­ви­чу Куз­не­цо­ву Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский на вопрос «А с каки­ми потен­ци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми может столк­нуть­ся иссле­до­ва­тель …» в обла­сти пси­хо­ло­гии Интер­не­та, отве­чал: «На ран­них ста­ди­ях науч­ных иссле­до­ва­ний, когда ком­пью­те­ры в руках у спе­ци­а­ли­стов уже были, а о ком­пью­тер­ных сетях ещё даже не заду­мы­ва­лись, были про­ве­де­ны мно­го­чис­лен­ные иссле­до­ва­ния лич­ност­ной, эмо­ци­о­наль­ной и моти­ва­ци­он­ной регу­ля­ции дея­тель­но­сти, про­цес­сов при­ня­тия реше­ний, спе­ци­фи­ки осу­ществ­ле­ния тру­до­вой, позна­ва­тель­ной, игро­вой, ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти в усло­ви­ях опо­сред­ство­ва­ния их ком­пью­те­ра­ми; была осу­ществ­ле­на пси­хо­ло­ги­че­ская экс­пер­ти­за ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ных систем, рас­смот­ре­ны пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия ком­пью­те­ри­за­ции дея­тель­но­сти; был про­ана­ли­зи­ро­ван ряд пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ских, про­ект­ных, управ­лен­че­ских, науч­но-иссле­до­ва­тель­ских, инфор­ма­ци­он­но-поис­ко­вых, экс­перт­ных («пони­ма­ю­щих») систем искус­ствен­но­го интел­лек­та, сде­ла­ны пред­ло­же­ния по раз­ра­бот­ке и совер­шен­ство­ва­нию интер­фей­сов…» [10].

Рас­суж­дая в отве­те на вопрос «… в чём Ваш лич­ный инте­рес в избран­ной сфе­ре нау­ки?» он ска­зал: «Нас, спе­цов в обла­сти пси­хо­ло­гии при­ме­не­ния людь­ми Интер­не­та, мало  при­хо­ди­те-ка помо­гать. Руча­юсь, не заску­ча­е­те. Мы все  я имею в виду гло­баль­ный мас­штаб  по гор­ло заня­ты делом, так что неко­гда даже объ­еди­нить­ся в про­фес­си­о­наль­ную ассо­ци­а­цию пси­хо­ло­гов Интер­не­та. Сосед­ству­ем  доволь­но-таки бес­кон­фликт­но  с социо­ло­га­ми, кибер­не­ти­ка­ми… А по мне, всё рав­но хоро­шо бы заи­меть соб­ствен­ный угол  и пусть те же социо­ло­ги туда про­сят­ся. Луч­ше, мне кажет­ся, подви­нуть­ся самим, неже­ли про­сить дру­гих сдви­нуть­ся. Но, навер­ное, до кон­ца моей науч­ной карье­ры своя соб­ствен­ная орга­ни­за­ция нам не све­тит, «квар­тир­ный вопрос нас не испор­тит». Я гово­рю «нам»  пото­му что ощу­щаю себя имен­но гло­ба­ли­стом, т. е. чле­ном все­мир­ной пси­хо­ло­ги­че­ской коман­ды иссле­до­ва­те­лей Интер­не­та  пусть даже немно­го­люд­ной, едва ли пре­вы­ша­ю­щей сот­ню про­фи. С боль­шин­ством из них я в пере­пис­ке, со мно­ги­ми дово­ди­лось встре­чать­ся, участ­во­вать в сов­мест­ных про­ек­тах (изда­тель­ских, иссле­до­ва­тель­ских, экс­перт­ных). Меж­ду про­чим, Интер­нет  пожа­луй, един­ствен­ный извест­ный мне, без­услов­но, гло­баль­ный и, без­услов­но, успеш­ный (даже без «рас­крут­ки») про­ект. Раз­ве одно­го это­го обсто­я­тель­ства мало, что­бы даже в мои немо­ло­дые годы про­дол­жать любо­пыт­ство­вать и любо­пыт­ни­чать?» [10]. 

Кста­ти, этот «квар­тир­ный вопрос» был успеш­но решён – в том же 2009 году идея кон­со­ли­да­ции спе­ци­а­ли­стов, по его соб­ствен­но­му при­зна­нию, при­шла в голо­ву Вик­то­ру Юрье­ви­чу Менов­щи­ко­ву (род. 1962), и была созда­на Феде­ра­ция Пси­хо­ло­гов-Кон­суль­тан­тов Онлайн [11], кото­рая в 2014 году была реор­га­ни­зо­ва­на в Феде­ра­цию Пси­хо­ло­гов-Кон­суль­тан­тов России.

Вот что отве­тил в интер­вью для наше­го инфор­ма­ци­он­но-про­све­ти­тель­ско­го интер­нет-пор­та­ла «Homo Cyberus» Вале­рии Обы­ден­ко­вой (ныне Мар­ко­вой) в мае 2016 года на вопрос «Вас назы­ва­ют отцом рос­сий­ской кибер­пси­хо­ло­гии. Какие основ­ные вопро­сы рас­смат­ри­ва­ет сего­дня кибер­пси­хо­ло­гия, и какие пер­спек­тив­ные зада­чи перед собой ста­вит?» Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский: «Назы­вать меня мож­но по-раз­но­му. А кибер­пси­хо­ло­гии пред­сто­ит опре­де­лить­ся, ста­нет ли она отдель­ной отрас­лью пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки и обра­зо­ва­ния – или оста­нет­ся рас­тво­ре­на, как это име­ет место сей­час, в воз­раст­ной, когни­тив­ной, кли­ни­че­ской, соци­аль­ной и мно­гих дру­гих отрас­лях пси­хо­ло­гии» [12].

А на вопрос «Како­вы, с Вашей точ­ки зре­ния, основ­ные воз­мож­но­сти прак­ти­че­ской кибер­пси­хо­ло­гии? Чем реаль­но могут помочь чело­ве­ку кибер­пси­хо­ло­ги?» он ска­зал «Назо­ву пер­спек­тив­ную сфе­ру прак­ти­ки – это при­ме­не­ние систем вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти в каче­стве помощ­ни­ка для про­ве­де­ния пси­хо­те­ра­пии и пси­хо­ло­ги­че­ской реа­би­ли­та­ции. Подоб­ные систе­мы ока­зы­ва­ют помощь в тера­пии фобий, пост­с­трес­со­вых состо­я­ний – эффек­тив­ность такой помо­щи обос­но­вы­ва­ет­ся в насто­я­щее вре­мя мето­да­ми дока­за­тель­ной меди­ци­ны. Посколь­ку для подоб­ной помо­щи при­ме­ня­ет­ся чаще все­го когни­тив­но-бихе­ви­о­раль­ная тера­пия, то и пер­спек­ти­вы, и огра­ни­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ских при­ме­не­ний систем вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти обу­слов­ле­ны воз­мож­но­стя­ми дан­ной пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской мето­до­ло­гии» [12].

Кста­ти, любо­пыт­но, что прак­ти­че­ски сра­зу с момен­та появ­ле­ния новой тех­но­ло­гии 30 нояб­ря 2022 года (её ста­вят в один ряд сле­дом по зна­чи­мо­сти сра­зу за изоб­ре­те­ни­ем ком­пью­те­ров), неко­то­рые люди исполь­зу­ют ней­ро­сеть ChatGPT в каче­стве пси­хо­ло­га и даже ИИ-психотерапевта.

Извест­но, что при воз­ник­но­ве­нии новой науч­ной отрас­ли, она обыч­но начи­на­ет при­вле­кать после­до­ва­те­лей, сна­ча­ла появ­ля­ют­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные науч­ные изда­ния, учеб­ни­ки, моно­гра­фии, а после жела­ю­щим уже в роли аби­ту­ри­ен­тов предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность полу­чить обра­зо­ва­ние в дан­ной обла­сти. Мож­но сде­лать вывод, что подоб­ная инсти­ту­ци­о­на­ли­за­ция спо­соб­ство­ва­ла раз­ви­тию, ста­нов­ле­нию и утвер­жде­нию кибер­пси­хо­ло­гии как новой науч­ной отрасли.

В этой свя­зи, про­дол­жая рас­суж­дать имен­но о пер­вом эта­пе — зарож­де­нии кибер­пси­хо­ло­гии, — сто­ит упо­мя­нуть такой жур­нал, как «Computers in Human Behavior» («Ком­пью­те­ры и чело­ве­че­ское пове­де­ние»), осно­ван­ный в 1985 году, посвя­щён­ный кибер­пси­хо­ло­гии вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка с ком­пью­те­ром. Жур­нал, с одной сто­ро­ны, затра­ги­ва­ет при­ме­не­ние ком­пью­те­ров в пси­хо­ло­гии, пси­хи­ат­рии, смеж­ных дис­ци­пли­нах, с дру­гой сто­ро­ны, посвя­щён темам пси­хо­ло­ги­че­ско­го вли­я­ния, кото­рое ока­зы­ва­ют ком­пью­те­ры на соци­ум и человека.

Услов­но, т. к. они прак­ти­че­ски пере­се­ка­ют­ся, гово­ря уже о вто­ром эта­пе (ста­нов­ле­ние кибер­пси­хо­ло­гии), необ­хо­ди­мо упо­мя­нуть сле­ду­ю­щее пери­о­ди­че­ское изда­ние, появив­ше­е­ся в 1998 году. Это жур­нал «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking» («Кибер­пси­хо­ло­гия, пове­де­ние и соци­аль­ные сети»), кото­рый явля­ет­ся офи­ци­аль­ным жур­на­лом Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции кибер­пси­хо­ло­гии, тре­нин­га и реа­би­ли­та­ции. За более чем 25 лет дан­ное изда­ние нахо­дит­ся на перед­нем крае иссле­до­ва­ний, заслу­жен­но высо­ко ценит­ся как авто­ри­тет­ный источ­ник в обла­сти киберпсихологии.

Сле­ду­ю­щий жур­нал — это «Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace» («Кибер­пси­хо­ло­гия: жур­нал пси­хо­со­ци­аль­ных иссле­до­ва­ний кибер­про­стран­ства»), изда­ю­щий­ся в Чехии с 2007 года. Жур­нал посвя­щён иссле­до­ва­ни­ям в обла­сти обще­ствен­ных наук в кибер­про­стран­стве, отра­жа­ет раз­лич­ные мне­ния отно­си­тель­но вли­я­ния Интер­не­та на людей и обще­ство, явля­ясь междисциплинарным.

Гово­ря о кни­гах, я бы хотел назвать одной из пер­вых тираж «Пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи в сети Интер­нет» — кни­ги Вик­то­ра Юрье­ви­ча Менов­щи­ко­ва, пер­вое изда­ние от 2007 года, в кото­рой авто­ру уда­лось под­нять вопро­сы кибер­те­ра­пии, элек­трон­ной тера­пии, интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния, при­ве­сти кон­крет­ные иссле­до­ва­ния и фак­ты, под­твер­жда­ю­щие высо­кую эффек­тив­ность этой прак­ти­ки [13].

Уже пере­хо­дя к тре­тье­му эта­пу (раз­ви­тие кибер­пси­хо­ло­гии), в каче­стве «рубе­жа» необ­хо­ди­мо назвать чрез­вы­чай­но вос­тре­бо­ван­ную кни­гу Алек­сандра Евге­нье­ви­ча Вой­скун­ско­го «Пси­хо­ло­гия и Интер­нет» 2010 года изда­ния, име­ю­щую огром­ное коли­че­ство цити­ро­ва­ний и упо­ми­на­ний. В ней обос­но­вы­ва­ет­ся досто­вер­ность резуль­та­тов онлай­но­вых иссле­до­ва­ний, обсуж­да­ет­ся пра­ви­ло их про­ве­де­ния, опи­сы­ва­ет­ся иссле­до­ва­ние гей­ме­ров, хаке­ров, ген­дер­ные аспек­ты при­ме­не­ния Интер­не­та, и ещё мно­гое дру­гое [14]. В нача­ле вто­ро­го деся­ти­ле­тия XXI века это изда­ние ста­ло по-насто­я­ще­му настоль­ной кни­гой для спе­ци­а­ли­стов, рабо­та­ю­щих в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии, интер­нет-пси­хо­ло­гии, интернет-психотерапии.

Конеч­но же, нуж­но в оче­ред­ной раз обо­зна­чить бес­цен­ный вклад и упо­мя­нуть тру­ды Джо­на Р. Суле­ра. Хоть он актив­но рабо­та­ет ещё с про­шло­го века над опи­са­ни­ем новой отрас­ли пси­хо­ло­гии — кибер­пси­хо­ло­гии (мно­го лет пишет и пуб­ли­ку­ет на сай­те https://johnsuler.com неиз­дан­ную кни­гу «Пси­хо­ло­гия кибер­про­стран­ства»), вот здесь я непо­сред­ствен­но назо­ву его кни­гу 2016 года «Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric» [15] («Пси­хо­ло­гия циф­ро­вой эпо­хи: люди пре­вра­ща­ют­ся в элек­тро­ни­ков»), в кото­рой автор гово­рит, в част­но­сти, о необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния пси­хо­ана­ли­ти­че­ской кибер­пси­хо­ло­гии, пред­ла­гая кон­цеп­цию вось­ми изме­ре­ний кибер­пси­хо­ло­ги­че­ской архи­тек­ту­ры: речь идёт об изме­ре­ни­ях иден­тич­но­сти, соци­аль­ном, интер­ак­тив­но­сти, тек­сто­вом, сен­сор­ном, временно́м, изме­ре­ни­ях реаль­но­сти и физическом. 

С помо­щью этой кон­цеп­ции мож­но пла­ни­ро­вать онлайн-тера­пев­ти­че­ские интер­вен­ции, оце­ни­вать и улуч­шать циф­ро­вой образ жиз­ни людей. Бла­го­да­ря это­му под­хо­ду ста­но­вит­ся воз­мож­ным оце­нить опыт пре­бы­ва­ния в циф­ро­вых сре­дах и, учи­ты­вая угро­жа­ю­щие мас­шта­бы вли­я­ния тех­но­ло­гий на наш образ жиз­ни, повы­сить уро­вень благополучия.

Далее сто­ит упо­мя­нуть учеб­ное посо­бие под ред. Ирен Кон­нол­ли и др. «An Introduction to Cyberpsychology» [16] («Вве­де­ние в кибер­пси­хо­ло­гию») 2016 года изда­ния, в кото­ром есть обзор самой кибер­пси­хо­ло­гии, мето­до­ло­гии онлайн-иссле­до­ва­ний, опи­са­ние соци­аль­ной пси­хо­ло­гии в кон­тек­сте Интер­не­та, опи­са­ние прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния кибер­пси­хо­ло­гии, пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тов дру­гих циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Кни­га созда­ва­лась как отправ­ная точ­ка кур­са по кибер­пси­хо­ло­гии и пси­хо­ло­гии Интер­не­та для сту­ден­тов и аспирантов.

В этом же «уро­жай­ном» 2016 году вышел и учеб­ник Мони­ки Т. Уитт под редак­ци­ей Гар­ри Янга «Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies» («Кибер­пси­хо­ло­гия, лич­ность, обще­ство и циф­ро­вые тех­но­ло­гии»)[17] для про­грам­мы бака­лаври­а­та, в кото­ром опи­сы­ва­ют­ся клю­че­вые тео­рии и эмпи­ри­че­ские иссле­до­ва­ния в рам­ках киберпсихологии. 

В учеб­ни­ке при­во­дит­ся кри­ти­че­ский ана­лиз и оцен­ка это­го быст­ро меня­ю­ще­го­ся направ­ле­ния нау­ки; содер­жит­ся опре­де­ле­ние обла­стей, тре­бу­ю­щих даль­ней­ших иссле­до­ва­ний, и спо­со­бов при­ме­не­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в каче­стве инстру­мен­та исследования. 

В нём име­ет­ся обсуж­де­ние таких тем, как: онлайн-иден­тич­ность, отно­ше­ния и зна­ком­ства в Интер­не­те, пор­но­гра­фия, исполь­зо­ва­ние Интер­не­та детьми, кибер­бул­линг, онлайн-игры и гэм­блинг, мошен­ни­че­ство и кибер­пре­ступ­ле­ния. Учеб­ник адре­со­ван сту­ден­там стар­ших кур­сов. Мате­ри­а­лы сопро­вож­да­ют­ся при­ме­ра­ми из жиз­ни, прак­ти­че­ски­ми зада­ни­я­ми и дис­кус­си­он­ны­ми вопросами.

Ещё одной зна­ко­вой кни­гой для дан­но­го эта­па раз­ви­тия кибер­пси­хо­ло­гии, без­услов­но, явля­ет­ся «Пси­хо­ло­ги­че­ское интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние» 2019 года изда­ния Вик­то­ра Юрье­ви­ча Менов­щи­ко­ва, в кото­ром есть обнов­лён­ная инфор­ма­ция, свя­зан­ная с кибер­те­ра­пи­ей, интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем, элек­трон­ной тера­пи­ей, е-тера­пи­ей, опи­сы­ва­ют­ся тео­ре­ти­че­ские осно­ва­ния само­го про­цес­са интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния, мифы и реа­лии кон­суль­ти­ро­ва­ния, про­во­дит­ся кон­крет­ное иссле­до­ва­ние эффек­тив­но­сти этой прак­ти­ки [18].

Осу­ществ­ля­е­мый мною в тече­ние меся­ца мая 2023 года мони­то­ринг в науч­но-элек­трон­ной биб­лио­те­ке Elibrary.ru (https://elibrary.ru) по сло­ву «кибер­пси­хо­ло­гия» в резуль­та­те демон­стри­ро­вал все­го лишь 150 содер­жа­щих это сло­во источ­ни­ков, начи­ная от ста­тей, опуб­ли­ко­ван­ных по моти­вам кон­фе­рен­ций, про­дол­жая ста­тья­ми в жур­на­лах, закан­чи­вая отчё­та­ми по НИРам. И лишь 26 мая 2023 года база пока­за­ла уже 162 пуб­ли­ка­ции (т. е. доба­ви­лось сра­зу 12 источников). 

Тем не менее, согла­си­тесь, это очень малень­кая циф­ра, по срав­не­нию с теми реаль­ны­ми тыся­ча­ми пуб­ли­ка­ций, кото­рые суще­ству­ют по раз­лич­ным вопро­сам кибер­пси­хо­ло­гии. Могу так­же кон­ста­ти­ро­вать, что, несмот­ря на отно­си­тель­ную раз­ра­бо­тан­ность основ­ных тем, кибер­пси­хо­ло­гия, как область меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний, име­ет ещё мно­же­ство «белых пятен» для изучения.

В каче­стве ретро­спек­тив­ных кибер­пси­хо­ло­ги­че­ских тем иссле­до­ва­ний я могу навскид­ку перечислить:

  • вопро­сы обще­ния, опо­сре­до­ван­но­го ком­пью­те­ром (ком­пью­тер­но-опо­сре­до­ван­ная коммуникация),
  • место видео- и ком­пью­тер­ных игр в соци­а­ли­за­ции и раз­ви­тии лич­но­сти детей, под­рост­ков и молодёжи,
  • роль соци­аль­ных интер­нет-сетей в жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­ве­ка раз­но­го возраста,
  • спе­ци­фи­ка позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти в сети Интернет,
  • осо­бен­но­сти тру­до­вой дея­тель­но­сти посред­ством Интернета,
  • вопро­сы сете­вой идентичности,
  • воз­раст­ная спе­ци­фи­ка при­ме­не­ния Интернета,
  • харак­те­ри­сти­ка интер­нет-сооб­ществ и интер­нет-суб­куль­тур (напри­мер, хаке­ров, гей­ме­ров, хики­ко­мо­ри и пр.),
  • раз­лич­ные кибе­рад­дик­ции (вклю­чая ком­пью­тер­ную и интернет-зависимость),
  • пра­во­мер­ность осу­ществ­ле­ния онлай­но­вых пси­хо­ло­ги­че­ских исследований,
  • фомо­фо­бия (англ. Fear of missing out — боязнь что-то пропустить).

Совре­мен­ные кибер­пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния (по А.Е. Вой­скун­ско­му) охва­ты­ва­ют: воз­раст­ную, соци­аль­ную, кли­ни­че­скую, педа­го­ги­че­скую, когни­тив­ную, ген­дер­ную, поли­ти­че­скую, диф­фе­рен­ци­аль­ную, орга­ни­за­ци­он­ную пси­хо­ло­гию и пси­хо­ло­гию тру­да, лич­но­сти, менедж­мен­та и управ­ле­ния, мар­ке­тин­га, спор­та, обще­ния и пси­хо­линг­ви­сти­ку, этно­пси­хо­ло­гию [19].

В каче­стве пер­спек­тив­ных тем кибер­спи­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, на мой взгляд, необ­хо­ди­мо выде­лить и осо­бо обозначить:

  • кибер­про­стран­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия лич­но­сти и обра­зо­ва­ния человека,
  • уси­лив­ший­ся «поко­лен­че­ский разрыв»,
  • вопро­сы циф­ро­вой и меди­а­ком­пе­тент­но­сти, кибермногозадачности,
  • циф­ро­вое опо­сре­до­ва­ние повсе­днев­ной чело­ве­че­ской деятельности,
  • иссле­до­ва­ния «циф­ро­вых ору­дий» как инстру­мен­тов опо­сре­до­ван­ной ресур­са­ми кибер­про­стран­ства дея­тель­но­сти человека,
  • поль­зо­ва­тель­ская жизнь в Сети и «кон­тент­ные аддикции»,
  • пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия онлайн-рисков,
  • бло­гер­ство как повсе­днев­ность кибер­со­ци­а­ли­за­ции людей, а так­же дея­тель­ность лиде­ров мне­ний (инфлю­ен­се­ров), ини­ци­а­то­ров тен­ден­ций и инно­ва­ций (тренд­сет­те­ров, фор­сай­те­ров, трендвотчеров),
  • раз­ви­тие искус­ствен­но­го интел­лек­та (ИИ), ней­ро­се­тей и экс­пан­сия умных гад­же­тов на про­стран­ство повседневности,
  • эти­че­ские аспек­ты чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти в кибер­про­стран­стве и вопро­сы киберэтики,
  • SMART-кибер­со­ци­а­ли­за­ция и фиджитал-социализация,
  • транс­гу­ма­ни­сти­че­ские взгля­ды на насто­я­щее и буду­щее человечества.

Любо­пыт­ны резуль­та­ты спе­ци­аль­но­го неболь­шо­го экс­пе­ри­мен­та, кото­рый я про­вёл, вза­и­мо­дей­ствия с ней­ро­се­тью ChatGPT посред­ством попу­ляр­но­го бота в Telegram. На запрос «Напи­ши эссе о том, что такое кибер­пси­хо­ло­гия, когда она воз­ник­ла, кто её изу­ча­ет и кто её прак­ти­ку­ет», гене­ра­тив­ная язы­ко­вая модель мне выда­ла следующее: 

«Кибер­пси­хо­ло­гия — это отно­си­тель­но новая ветвь пси­хо­ло­гии, кото­рая изу­ча­ет вза­и­мо­дей­ствие людей с циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Она воз­ник­ла в 1990-х годах, когда на пер­вый план вышли про­бле­мы сете­вой без­опас­но­сти и выяв­лять зло­умыш­лен­ни­ков ста­ло всё слож­нее. В то вре­мя ком­пью­те­ры и сети были не таки­ми раз­ви­ты­ми, как сего­дня, но, тем не менее, в этой обла­сти нача­лись пер­вые серьёз­ные иссле­до­ва­ния. Кибер­пси­хо­ло­ги изу­ча­ют мно­гие аспек­ты рабо­ты в сети: от пове­де­ния и лич­но­сти поль­зо­ва­те­лей до навы­ков рабо­ты с ком­пью­те­ром и про­грам­ма­ми. Их зада­ча – помочь людям вза­и­мо­дей­ство­вать с тех­но­ло­ги­ей более эффек­тив­но, избе­жать опас­но­стей, кото­рые может нести с собой рабо­та в Интер­не­те, и улуч­шить каче­ство жиз­ни с помо­щью онлайн-ресурсов. 

Кибер­пси­хо­ло­гия явля­ет­ся интер­дис­ци­пли­нар­ной обла­стью зна­ний (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.), где спе­ци­а­ли­сты соеди­ня­ют в себе ком­пе­тен­ции в обла­сти пси­хо­ло­гии, инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти и мате­ма­ти­че­ской ста­ти­сти­ки. Её изу­ча­ют и прак­ти­ку­ют не толь­ко пси­хо­ло­ги, но и экс­пер­ты по без­опас­но­сти инфор­ма­ции, про­грам­ми­сты, социо­ло­ги и статистики. 

Одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных обла­стей дея­тель­но­сти кибер­пси­хо­ло­гов явля­ет­ся кибер­без­опас­ность, под кото­рой пони­ма­ет­ся защи­та инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов от мошен­ни­ков и хаке­ров. Кибер­пси­хо­ло­ги рабо­та­ют над раз­ра­бот­кой средств защи­ты инфор­ма­ции, ана­ли­зи­руя пове­де­ние поль­зо­ва­те­лей в Интер­не­те и созда­вая моде­ли их дей­ствий. Одна­ко кибер­пси­хо­ло­гия охва­ты­ва­ет не толь­ко вопро­сы безопасности. 

Она так­же изу­ча­ет соци­аль­ное пове­де­ние в Интер­не­те, эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние людей при исполь­зо­ва­нии сети, моти­ва­цию поль­зо­ва­те­лей, их убеж­де­ния и уста­нов­ки и др. (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.). 

Кибер­пси­хо­ло­ги иссле­ду­ют тех­но­ло­гии и сер­ви­сы, кото­рые застав­ля­ют поль­зо­ва­те­лей вести себя опре­де­лён­ным обра­зом в сети (напри­мер, сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, игры и соци­аль­ные сети). 

Таким обра­зом, кибер­пси­хо­ло­гия ста­но­вит­ся всё более важ­ной в совре­мен­ном мире, кото­рый всё боль­ше сли­ва­ет­ся с вир­ту­аль­но­стью (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.). Её зада­чи нахо­дят­ся на сты­ке пси­хо­ло­гии, инфор­ма­ти­ки и ста­ти­сти­ки, и изу­ча­ют аспек­ты как раз­ви­тия тех­но­ло­гий, так и пове­де­ния поль­зо­ва­те­лей. Кибер­пси­хо­ло­ги явля­ют­ся клю­че­вы­ми экс­пер­та­ми в обла­сти защи­ты инфор­ма­ции и пове­ден­че­ской медицины. 

Кибер­пси­хо­ло­ги сего­дня рабо­та­ют в раз­лич­ных обла­стях: от кор­по­ра­тив­ных под­раз­де­ле­ний без­опас­но­сти до госу­дар­ствен­ных агентств и не пра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций, от онлайн-сер­ви­сов до лечеб­ной прак­ти­ки. Они зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой новых мето­дов и инстру­мен­тов, что­бы облег­чить рабо­ту в сети, сде­лать её более без­опас­ной и удоб­ной для всех. С раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий рас­тёт и цен­ность кибер­пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний и услуг. 

Сего­дня мно­гие ком­па­нии и госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния нахо­дят­ся в поис­ке ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кибер­пси­хо­ло­ги­че­ских кон­суль­тан­тов, кото­рые могут помочь им спра­вить­ся с про­бле­ма­ми, свя­зан­ны­ми с циф­ро­вы­ми технологиями. 

Кро­ме того, кибер­пси­хо­ло­гия явля­ет­ся важ­ной обла­стью для про­фи­лак­ти­ки пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, таких как зави­си­мость от соци­аль­ных сетей, игр и дру­гих онлайн-ресур­сов (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.).

Кибер­пси­хо­ло­ги могут помочь поль­зо­ва­те­лям и IT-спе­ци­а­ли­стам осо­знать рис­ки циф­ро­вой жиз­ни и научить­ся рабо­тать в сети более эффек­тив­но и без­опас­но. В заклю­че­ние, кибер­пси­хо­ло­гия про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся и ста­но­вит­ся всё более зна­чи­мой в совре­мен­ном мире. Она име­ет широ­кий спектр при­ло­же­ний и вос­тре­бо­ва­на в раз­лич­ных обла­стях дея­тель­но­сти, вклю­чая обес­пе­че­ние без­опас­но­сти, раз­ра­бот­ку новых тех­но­ло­гий и улуч­ше­ние каче­ства жиз­ни людей в сети. 

Кибер­пси­хо­ло­гия име­ет боль­шой потен­ци­ал для буду­щих иссле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток, и направ­ле­на на созда­ние луч­шей циф­ро­вой жиз­ни для всех (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.)». 

Мож­но уви­деть, что текст выгля­дит на пер­вый взгляд вполне строй­ным, при этом толь­ко его малая часть прав­ди­во рас­кры­ва­ет суть запро­са, ней­ро­сеть ChatGPT оши­ба­ет­ся в датах и целом ряде сущ­ност­ных кибер­пси­хо­ло­ги­че­ских характеристик.

А вот на мой запрос к ChatGPT «Нари­суй реа­ли­стич­ный порт­рет кибер­пси­хо­ло­га» ней­ро­сеть зако­но­мер­но отве­ти­ла: «К сожа­ле­нию, я как ИИ не спо­со­бен рисо­вать. Но я могу опи­сать кибер­пси­хо­ло­га и вы може­те исполь­зо­вать это опи­са­ние для созда­ния портрета. 

Кибер­пси­хо­лог  это спе­ци­а­лист по пси­хо­ло­ги­че­ским вопро­сам, свя­зан­ным с исполь­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гий, вклю­чая Интер­нет, соци­аль­ные сети, игры и дру­гие циф­ро­вые сред­ства (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.).

Он обыч­но име­ет впе­чат­ля­ю­щий интел­лек­ту­аль­ный облик, про­фес­си­о­наль­ное пове­де­ние и тща­тель­ность. Его лицо обыч­но выра­жа­ет уве­рен­ность и серьёз­ность. Он кажет­ся глу­бо­ко сосре­до­то­чен­ным на ана­ли­зе дан­ных и пони­ма­нии пове­де­ния людей в онлайн-сре­де. У кибер­пси­хо­ло­га часто выра­жен­ные чер­ты лица, такие как силь­ные бро­ви и гла­за, кото­рые застав­ля­ют его выгля­деть выразительным. 

Что каса­ет­ся одеж­ды, то кибер­пси­хо­лог может носить стро­гий, дело­вой костюм или клас­си­че­ский гар­де­роб, кото­рый под­чёр­ки­ва­ет его про­фес­си­о­наль­ные каче­ства. В целом, порт­рет кибер­пси­хо­ло­га будет пред­став­лять собой эле­гант­ную и интел­ли­гент­ную лич­ность, заня­тую рабо­той в обла­сти пси­хо­ло­гии и тех­но­ло­гии (выде­ле­но полу­жир­ным шриф­том мною - В.П.)».

Воз­вра­ща­ясь к вопро­су инсти­ту­ци­о­на­ли­за­ции новой нау­ки, сего­дня полу­чить кибер­пси­хо­ло­ги­че­ское обра­зо­ва­ние в РФ мож­но в:

  • Мос­ков­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те име­ни М. В. Ломо­но­со­ва (про­грам­ма маги­стра­ту­ры «Кибер­пси­хо­ло­гия» (с 2018 года));
  • Рос­сий­ском госу­дар­ствен­ном гума­ни­тар­ном уни­вер­си­те­те (маги­стер­ская про­грам­ма «Пси­хо­ло­гия инфор­ма­ци­он­но­го и кибер­про­стран­ства» (с 2020 года));
  • Сара­тов­ском наци­о­наль­ном иссле­до­ва­тель­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те име­ни Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го (маги­стер­ская про­грам­ма «Кибер­пси­хо­ло­гия» (инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность лич­но­сти в циф­ро­вом мире) (с 2020 года));
  • Ураль­ском госу­дар­ствен­ном педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те (про­грам­ма маги­стра­ту­ры «Веб-пси­хо­ло­гия и пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние в циф­ро­вой сре­де» (с 2021 года));
  • Самар­ском наци­о­наль­ном иссле­до­ва­тель­ском уни­вер­си­те­те име­ни ака­де­ми­ка С. П. Коро­лё­ва (маги­стер­ская про­грам­ма «Циф­ро­вая педа­го­ги­ка и кибер­пси­хо­ло­гия» (с 2021 года));
  • Ниже­го­род­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те име­ни Н. И. Лоба­чев­ско­го (про­грам­ма маги­стра­ту­ры «Кибер­пси­хо­ло­гия» (с 2021 года).

Это, навер­ня­ка, не самый пол­ный пере­чень вузов, но, тем не менее, в дан­ном ряду назва­ны основ­ные орга­ни­за­ции, офи­ци­аль­но даю­щие кибер­пси­хо­ло­ги­че­ское образование.

Сто­ит так­же обра­тить вни­ма­ние и на две про­грам­мы по интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­нию и интер­нет-пси­хо­те­ра­пии, реа­ли­зу­е­мые в Мос­ков­ском инсти­ту­те кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии и кон­сал­тин­га (ФПК Инсти­ту­те): https://counseling.su/osnovnye-obuchayucshie-programmy.

Рас­суж­дая не толь­ко о струк­ту­ри­ро­ван­ном и орга­ни­зо­ван­ном обра­зо­ва­нии, я посчи­тал сво­им дол­гом упо­мя­нуть ещё и воз­мож­но­сти нефор­маль­но­го обра­зо­ва­ния, кото­рое нам предо­став­ля­ет, соб­ствен­но, та же сеть Интер­нет. И упо­мя­нуть хочу о таком про­ек­те, как cyberpsy.ru (https://cyberpsy.ru), авто­ром-созда­те­лем кото­ро­го явля­ет­ся наша кол­ле­га Еле­на Андре­ев­на Щепи­ли­на (род. 1974). Её про­ект уни­ка­лен тем, что в нём собра­ны и береж­но раз­ме­ще­ны каче­ствен­ные мате­ри­а­лы на рус­ском язы­ке по пси­хо­ло­гии Интер­не­та и кибер­пси­хо­ло­гии в мак­си­маль­но удоб­ной для изу­че­ния фор­ме. Предо­став­ля­ет­ся инфор­ма­ци­он­ная и иссле­до­ва­тель­ская пло­щад­ка для про­фес­си­о­на­лов, про­ис­хо­дит объ­еди­не­ние спе­ци­а­ли­стов на осно­ве инте­ре­са к изу­че­нию пси­хо­ло­гии кибер­про­стран­ства, что спо­соб­ству­ет в целом попу­ля­ри­за­ции нау­ки, пред­став­ле­нию экс­перт­ных мне­ний и борь­бе с профанацией.

Начи­ная под­во­дить ито­ги, назо­ву ещё две кни­ги, как мне кажет­ся, зна­чи­мые для услов­ных вто­ро­го (ста­нов­ле­ние) и тре­тье­го (раз­ви­тие) эта­пов оформ­ле­ния кибер­пси­хо­ло­гии как новой науч­ной отрас­ли. Это моя — Вла­ди­мир Андре­евич Пле­ша­ков (род. 1977) — «Тео­рия кибер­со­ци­а­ли­за­ции чело­ве­ка» 2011 года изда­ния (уви­дев­шая свет бла­го­да­ря гран­ту Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции) [20] и моно­гра­фия «Кибе­рон­то­ло­ги­че­ский под­ход в обра­зо­ва­нии», напи­сан­ная мною сов­мест­но с Оль­гой Иго­рев­ной Вои­но­вой [21] (род. 1976). В них, кро­ме автор­ско­го рас­кры­тия ряда кибер­пси­хо­ло­ги­че­ских идей, ещё содер­жит­ся обос­но­ва­ние кибер­пе­да­го­ги­ки как новой науч­ной отрасли.

Посколь­ку я упо­ми­нал сло­во «кибер­со­ци­а­ли­за­ция», не могу пару слов не ска­зать и о ней. Кибер­со­ци­а­ли­за­ция — это лишь один из видов соци­а­ли­за­ции, доступ­ных чело­ве­ку. Кате­го­ри­че­ски наста­и­ваю на том, что он не дол­жен заме­нить тра­ди­ци­он­ную соци­а­ли­за­цию, но может и дол­жен раз­ви­вать­ся вме­сте с ней. 

Мои на про­тя­же­нии вот уже 18 лет с кол­ле­га­ми и уче­ни­ка­ми иссле­до­ва­ния под­твер­жда­ют, что в про­цес­се кибер­со­ци­а­ли­за­ции меня­ет­ся миро­воз­зре­ние, струк­ту­ра само­со­зна­ния, моти­ва­ци­он­но-потреб­ност­ная сфе­ра лич­но­сти под воз­дей­стви­ем и вли­я­ни­ем в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния чело­ве­ком совре­мен­ных ИКТ, тех­но­ло­гий мобиль­ной сото­вой свя­зи, интер­нет-тех­но­ло­гий с целя­ми пер­со­наль­ной жизнедеятельности.

Если про­дол­жить корот­ко гово­рить о кибе­рон­то­ло­ги­че­ском под­хо­де к раз­ви­тию лич­но­сти и о кибер­пе­да­го­ги­ке, то в кон­тек­сте про­ек­та Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ (2006-2011), в рам­ках того же гран­та Пре­зи­ден­та РФ на раз­ра­бот­ку тео­рии кибер­со­ци­а­ли­за­ции (2010-2011), о кото­ром я уже упо­мя­нул выше, и гос­кон­трак­ту Рос­со­труд­ни­че­ства (2017), были раз­ра­бо­та­ны, апро­би­ро­ва­ны и внед­ре­ны неко­то­рые кибе­рон­то­ло­ги­че­ские идеи и тех­но­ло­гии кибер­пе­да­го­ги­ки, кото­рые нашли своё даль­ней­шее прак­ти­че­ское воплощение.

«Кибер­пе­да­го­ги­ка науч­но обос­но­вы­ва­ет спе­ци­аль­но орга­ни­зо­ван­ную целе­на­прав­лен­ную и систе­ма­ти­че­скую дея­тель­ность по кибер­вос­пи­та­нию, кибе­робу­че­нию и кибе­робра­зо­ва­нию совре­мен­но­го чело­ве­ка в про­цес­се его кибер­со­ци­а­ли­за­ции сред­ства­ми совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных, элек­трон­ных, циф­ро­вых, ком­пью­тер­ных и обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий» [22, С. 9.]. Во вре­ме­на пан­де­мии новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ции COVID-19 («кови­де­мии») «вирус кибер­пе­да­го­ги­ки» захва­тил весь мир [23].

Завер­шая инсти­ту­а­ли­зи­ро­ван­ный ана­лиз про­шло­го, насто­я­ще­го и буду­ще­го кибер­пси­хо­ло­гии, я хотел бы при­ве­сти несколь­ко цитат ака­де­ми­ков РАО. А имен­но Алек­сандра Гри­го­рье­ви­ча Асмо­ло­ва (род. 1949), кото­рый на одном из меро­при­я­тий, на кото­рых мне дове­лось бывать, пере­фра­зи­руя Гум­боль­та, ска­зал, что «не чело­век овла­де­ва­ет Интер­не­том, а Интер­нет овла­де­ва­ет чело­ве­ком» [24], есть над чем заду­мать­ся, слу­шая (читая) эти слова. 

И Гали­ны Вла­ди­ми­ров­ны (Уртан­бе­ков­ны) Сол­да­то­вой (род. 1956), кото­рая гово­рит о том, что «Интер­нет – это куль­тур­ное ору­дие, спо­соб­ству­ю­щее порож­де­нию новых форм дея­тель­но­сти, куль­тур­ных прак­тик, фено­ме­нов, зна­че­ний и смыс­лов» [25]

Рас­суж­дая в дан­ном клю­че, нам нуж­но, без­услов­но, объ­еди­нять уси­лия и пси­хо­ло­гов, и педа­го­гов, и цело­го ряда дру­гих спе­ци­а­ли­стов, высту­пив еди­ным науч­ным фрон­том для реше­ния акту­аль­ных задач, суще­ству­ю­щих в киберпсихологии.

Итак, совре­мен­ный чело­век сто­ит, как «витязь на рас­пу­тье», перед выбо­ром. Нале­во пой­дешь — надо отка­зать­ся от тех­ни­ки и тех­но­ло­гий, но этот путь, согла­си­тесь, неэф­фек­тив­ный. Напра­во пой­дешь — есть риск «погру­зить­ся» в кибер­про­стран­ство в фор­ма­те 24/7 (два­дцать четы­ре часа семь дней в неде­лю – «гей­мер­ская фор­му­ла» жиз­не­де­я­тель­но­сти), путь, кото­рый одно­знач­но про­ду­ци­ру­ет зави­си­мость. Но мы счи­та­ем с кол­ле­га­ми, что есть путь «золо­той сере­ди­ны» — путь куль­ту­ры кибер­со­ци­а­ли­за­ции, где най­дёт­ся место и тех­ни­ке, и тех­но­ло­ги­ям, и клас­си­че­ской тра­ди­ци­он­ной жизнедеятельности. 

Соб­ствен­но, имен­но поэто­му в послед­нее вре­мя я с кол­ле­га­ми и уче­ни­ка­ми про­па­ган­ди­рую идею о том, что чело­век XXI века – это не про­сто чело­век разум­ный (пред­ста­ви­тель вида Homo Sapiens), и не толь­ко чело­век кибер­со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся (пред­ста­ви­тель ново­го под­ви­да Homo Сyberus), но это чело­век разум­ный кибер­со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся, т. е. Homo Sapiens Cyberus. Хотим мы это­го или не хотим – это факт, это наша реаль­ность, это мы с вами.

Спи­сок источников

  1. John Suler, Ph.D. The Psychology of Cyberspace [Electronic resource]. – URLhttp://www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html (date accessed: 01.06.2023).
  2. Вой­скун­ский А. Е. Ста­нов­ле­ние кибер­пси­хо­ло­гии [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttps://postnauka.ru/video/22763 (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).
  3. The Birth of CyberPsychology [Electronic resource]. – URLhttps://youtu.be/4C8qpN0Qafo?list=LL (date accessed: 01.06.2023).
  4. Чело­век и ЭВМ / Под ред. О. К. Тихо­ми­ро­ва. – М., 1973. – 183 с.
  5. Тихо­ми­ров О. К., Баба­нин Л. Н. ЭВМ и новые про­бле­мы пси­хо­ло­гии / О. К. Тихо­ми­ров, Л. Н. Баба­нин – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 204 с.
  6. Кор­ни­ло­ва Т. В., Тихо­ми­ров О. К. При­ня­тие интел­лек­ту­аль­ных реше­ний в диа­ло­ге с ком­пью­те­ром / Т. В. Кор­ни­ло­ва, О. К. Тихо­ми­ров – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 192 с.
  7. Тихо­ми­ров О. К., Баба­е­ва Ю. Д., Вой­скун­ский А. Е. Обще­ние, опо­сред­ство­ван­ное ком­пью­те­ром / О. К. Тихо­ми­ров, Ю. Д. Баба­е­ва, А. Е. Вой­скун­ский // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14: Пси­хо­ло­гия. – 1986. – № 3. – С. 31-42.
  8. Тихо­ми­ров О. К. Стра­те­гия и так­ти­ка ком­пью­те­ри­за­ции / О. К. Тихо­ми­ров // Вест­ник выс­шей шко­лы. – 1988. – № 3. – С. 25-30.
  9. Носов Н. А. Вир­ту­аль­ная пси­хо­ло­гия / Н. А. Носов / Тру­ды лабо­ра­то­рии вир­ту­а­ли­сти­ки. Вып. 6. – М.: Аграф, 2000. – 432 с.
  10. Акту­аль­ные про­бле­мы пси­хо­ло­гии интер­нет-иссле­до­ва­ний. Интер­вью с Алек­сан­дром Евге­нье­ви­чем Вой­скун­ским [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttps://www.psyanima.su/interview/persona/aevoiskounsky (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).
  11. Интер­вью с Вик­то­ром Юрье­ви­чем Менов­щи­ко­вым «…Зада­ча ста­нов­ле­ния интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ния и интер­нет-пси­хо­те­ра­пии в Рос­сии … в целом реше­на» // Элек­трон­ный науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский жур­нал «Homo Cyberus». – 2018. – № 2 (5). [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttp://journal.homocyberus.ru/intervyu_Menovshchikov_VYU (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).
  12. Интер­вью с Алек­сан­дром Евге­нье­ви­чем Вой­скун­ским // Элек­трон­ный науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский жур­нал «Homo Cyberus». – 2017. № 1 (2). [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttp://www.homocyberus.ru/voyskunskiy_intervyu (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).
  13. Менов­щи­ков В. Ю. Пси­хо­ло­ги­че­ская помощь в сети Интер­нет / В. Ю. Менов­щи­ков – М., 2007. – 178 с.
  14. Вой­скун­ский А. Е. Пси­хо­ло­гия и Интер­нет / А. Е. Вой­скун­ский – М.: Акро­поль, 2010. – 439 с.
  15. Suler John R. Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric / John R. Suler, Rider University. – Cambridge U Press, 2016. – 475 p.
  16. An Introduction to Cyberpsychology. Edited by Irene Connolly, Marion Palmer, Hannah Barton and Gráinne Kirwan. Routledge, 2016. – 348 p.
  17. Whitty Monica T. Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. / Monica T. Whitty. Editor Garry Young. John Wiley & Sons, 2016. – 272 p.
  18. Менов­щи­ков В. Ю. Пси­хо­ло­ги­че­ское интер­нет-кон­суль­ти­ро­ва­ние / В. Ю. Менов­щи­ков – М. Смысл, 2019. – 488 с.
  19. Вой­скун­ский А. Е. Кибер­пси­хо­ло­гия в про­шлом, насто­я­щем и буду­щем / А. Е. Вой­скун­ский // Жур­нал прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га. – 2010. – № 4. – С. 7-16.
  20. Пле­ша­ков В. А. Тео­рия кибер­со­ци­а­ли­за­ции чело­ве­ка / В. А. Пле­ша­ков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д. п. н., проф. А. В. Муд­ри­ка. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  21. Вои­но­ва О. И., Пле­ша­ков В. А. Кибе­рон­то­ло­ги­че­ский под­ход в обра­зо­ва­нии. Моно­гра­фия. / Под ред. В. А. Пле­ша­ко­ва / О. И. Вои­но­ва, В. А. Пле­ша­ков. – Норильск: Нориль­ский инду­стри­аль­ный инсти­тут, 2012. – 244 с.
  22. Пле­ша­ков В.  А., Мар­ко­ва В.  К., Вои­но­ва О.  И. Кибер­пе­да­го­ги­ка: мето­до­ло­гия, тео­рия и прак­ти­ка / В. А. Пле­ша­ков, В. К. Мар­ко­ва, О. И. Вои­но­ва // Вест­ник Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го област­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. – 2021. – № 4. – С. 6-21. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-6-21
  23. Пле­ша­ков В. А., Скля­ро­ва Т. В. «Форс-мажор­ная кибер­пе­да­го­ги­ка», или Чрез­вы­чай­ные усло­вия обра­зо­ва­ния эпо­хи COVID-19 / В. А. Пле­ша­ков, Т. В. Скля­ро­ва // Элек­трон­ный науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский жур­нал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttp://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).
  24. Пле­ша­ков В. А., Оби­ди­на Т. В. Циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция: не чело­век овла­де­ва­ет Интер­не­том, а Интер­нет овла­де­ва­ет чело­ве­ком / В. А. Пле­ша­ков, Т. В. Оби­ди­на // Элек­трон­ный науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский жур­нал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttp://journal.homocyberus.ru/digital_socialization_2019 (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).
  25. Обы­ден­ко­ва В. К. III Меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка» / В. К. Обы­ден­ко­ва // Элек­трон­ный науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский жур­нал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Элек­трон­ный ресурс]. – URLhttp://journal.homocyberus.ru/digital_society_2020 (дата обра­ще­ния: 01.06.2023).

* Дан­ная ста­тья напи­са­на на осно­ве пле­нар­но­го докла­да «КИБЕРПСИХОЛОГИЯ: про­шлое, насто­я­щее, буду­щее», сде­лан­но­го В. А. Пле­ша­ко­вым 27 мая 2023 года на Все­рос­сий­ском онлайн-фору­ме с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем «ИНТЕРНЕТ-ПСИХОТЕРАПИЯ: про­шлое, насто­я­щее и буду­щее» (27-28 мая 2023 года) по спе­ци­аль­но­му при­гла­ше­нию В. Ю. Менов­щи­ко­ва и по реко­мен­да­ции А. Е. Войскунского.

Источ­ник: Пле­ша­ков В.А. Кибер­пси­хо­ло­гия: вче­ра, сего­дня, зав­тра / В.А. Пле­ша­ков // Элек­трон­ный науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский жур­нал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Элек­трон­ный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023

Об авторе

Вла­ди­мир Андре­евич Пле­ша­ков — кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент, началь­ник отде­ла про­ект­ной и науч­ной дея­тель­но­сти и про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии ГАОУ ВО г. Моск­вы «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет спор­та и туриз­ма» (ГАОУ ВО МГУ­СиТ), глав­ный редак­тор инфор­ма­ци­он­но-про­све­ти­тель­ско­го интер­нет-пор­та­ла «Homo Cyberus», глав­ный редак­тор элек­трон­но­го науч­но-пуб­ли­ци­сти­че­ско­го жур­на­ла «Homo Cyberus», Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest