Топильская О.А. Оценка уровня интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий

Т

ВВЕДЕНИЕ

Совре­мен­ный пери­од обще­ствен­но­го раз­ви­тия харак­те­ри­зу­ет­ся пере­хо­дом к обще­ству ново­го типа, осно­ван­но­му на зна­ни­ях и инфор­ма­ти­за­ции. В свя­зи с этим ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии все актив­нее про­ни­ка­ют в жизнь чело­ве­ка, обес­пе­чи­вая рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ци­он­ных пото­ков в обще­стве и обра­зуя гло­баль­ное инфор­ма­ци­он­ное пространство.

По резуль­та­там опро­сов фон­да «Обще­ствен­ное мне­ние» пре­об­ла­да­ю­щей груп­пой поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в Рос­сии явля­ют­ся моло­дые люди в воз­расте от 18 до 24 лет. Дан­ная груп­па состав­ля­ет 48 % от обще­го чис­ла поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та [1].

Отме­ча­ет­ся так­же, что коли­че­ство моло­де­жи в интер­нет-сре­де рас­тет гораз­до быст­рее, неже­ли коли­че­ство групп дру­гих воз­рас­тов. Моло­дое поко­ле­ние вос­при­ни­ма­ет Интер­нет как основ­ное сред­ство обра­зо­ва­ния и лич­ной ком­му­ни­ка­ции. Сре­ди моло­де­жи так­же выде­ля­ет­ся груп­па, кото­рая наи­бо­лее часто исполь­зу­ет сеть Интер­нет в повсе­днев­ной жиз­ни – сту­ден­ты [2, с. 15].

В совре­мен­ном обще­стве сло­жи­лась ситу­а­ция, когда сту­ден­че­ство явля­ет­ся одной из самых неза­щи­щен­ных от интер­нет-зави­си­мо­сти соци­аль­ных групп, посколь­ку усло­вия их уче­бы и соци­а­ли­за­ции в вузе про­хо­дят на фоне бес­плат­но­го и обя­за­тель­но­го исполь­зо­ва­ния сети Интер­нет как инстру­мен­та учеб­ной дея­тель­но­сти. Сту­ден­ты вос­при­ни­ма­ют Интер­нет как основ­ное сред­ство обра­зо­ва­ния и лич­ной ком­му­ни­ка­ции [3, с. 74].

Обра­зу­ет­ся мощ­ный дис­со­нанс: с одной сто­ро­ны, систе­ма обу­че­ния обя­зы­ва­ет сту­ден­тов мак­си­маль­но исполь­зо­вать в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се циф­ро­вые тех­но­ло­гии, что осо­бо акту­аль­ным ста­но­вит­ся в свя­зи с внед­ре­ни­ем дистан­ци­он­ных форм обу­че­ния. А с дру­гой сто­ро­ны, обу­ча­ю­щи­е­ся в вузах оста­ют­ся очень часто наедине со сво­ей воз­ни­ка­ю­щей и быст­ро про­грес­си­ру­ю­щей зави­си­мо­стью от интер­нет-тех­но­ло­гий. Мно­гие из них не толь­ко не обра­ща­ют­ся за помо­щью ни к пси­хо­ло­гам, ни к пси­хи­ат­рам, но даже себе не при­зна­ют­ся в воз­ник­шей у них зависимости.

Без­услов­но, дале­ко не каж­дый сту­дент под­вер­жен зави­си­мо­сти от Интер­не­та. Это озна­ча­ет, что поми­мо поль­зо­ва­ния Интер­не­том име­ют­ся и иные усло­вия, вли­я­ю­щие на фор­ми­ро­ва­ние дан­ной аддикции.

Таким обра­зом, реше­ние про­бле­мы с воз­ник­но­ве­ни­ем и раз­ви­ти­ем интер­нет-зави­си­мо­сти в сту­ден­че­ской сре­де необ­хо­ди­мо начи­нать, преж­де все­го, с выяв­ле­ния сту­ден­тов, по сво­им лич­ност­ным каче­ствам пред­рас­по­ло­жен­ных к фор­ми­ро­ва­нию у них зави­си­мо­стей, и изу­че­ния их пси­хо­ло­ги­че­ских особенностей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для реа­ли­за­ции постав­лен­ной цели и про­вер­ки исход­но­го пред­по­ло­же­ния нами было про­ве­де­но эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние, в ходе кото­ро­го осу­ществ­ля­лось: выяв­ле­ние сте­пе­ни выра­жен­но­сти интер­нет-зави­си­мо­сти сре­ди сту­ден­тов, спе­ци­фи­ка исполь­зо­ва­ния сту­ден­та­ми Интер­не­та, опре­де­ле­ние наи­бо­лее выра­жен­ных харак­те­ри­стик лиц с неза­ви­си­мым, погра­нич­ным и зави­си­мым от Интер­не­та поведением. 

Экс­пе­ри­мен­таль­ное иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось на базе ФГБОУ ВО «Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни Г.Р. Дер­жа­ви­на». Выбор­ку иссле­до­ва­ния соста­ви­ли сту­ден­ты 1, 2, 4 кур­сов в коли­че­стве 43 чело­ве­ка в воз­расте от 18–22 лет (10 муж­чин и 33 женщины).

На началь­ном эта­пе наше­го иссле­до­ва­ния было про­ве­де­но тести­ро­ва­ние выбор­ки испы­ту­е­мых при помо­щи теста на интер­нет-зави­си­мость К. Янг (адап­та­ция В.Л. Буровой).

Резуль­та­том дан­но­го вида диа­гно­сти­че­ской рабо­ты яви­лось выяв­ле­ние сте­пе­ни выра­жен­но­сти интер­нет-зави­си­мо­сти сре­ди сту­ден­тов. Коли­че­ствен­ная обра­бот­ка резуль­та­тов тести­ро­ва­ния поз­во­ли­ла уста­но­вить сле­ду­ю­щее. 23,3 % сту­ден­тов про­яв­ля­ют при­зна­ки интер­нет-зави­си­мо­сти. Такие сту­ден­ты исполь­зу­ют Интер­нет, порой чрезмерно. 

Поль­зо­ва­ние Интер­не­том для таких сту­ден­тов уже ста­ло источ­ни­ком пове­ден­че­ских и эмо­ци­о­наль­ных про­блем: уве­ли­чи­ва­ет­ся вре­мя пре­бы­ва­ние в Интер­не­те, реаль­ная жизнь начи­на­ет под­ме­нять­ся раз­лич­ным фор­ма­ми интер­нет-актив­но­сти, ухуд­ша­ет­ся общее пси­хо­ло­ги­че­ское само­чув­ствие вне Интернета.

58,1 % – име­ют погра­нич­ное состо­я­ние интер­нет-зави­си­мо­сти. Про­яв­лять­ся это может в бес­цель­ном блуж­да­нии по про­сто­рам Интер­не­та и соци­аль­ных сетей, про­смот­ре и полу­че­нии огром­но­го коли­че­ства непри­ме­ни­мой на прак­ти­ке информации. 

Так как в Интер­не­те прак­ти­че­ски без­гра­нич­ное коли­че­ство инфор­ма­ции, изу­чить ее одно­му чело­ве­ку не под силу. В резуль­та­те бес­цель­ное пре­бы­ва­ние в Интер­не­те может быть чре­ва­то для таких сту­ден­тов вплоть до угне­те­ния каче­ства реаль­ной жизни.

18,6 % – не наблю­да­ет­ся интер­нет-аддик­тив­но­го пове­де­ния. Дан­ные сту­ден­ты поль­зу­ют­ся Интер­не­том, одна­ко могут себя кон­тро­ли­ро­вать в этом.

Резуль­та­ты дан­но­го вида рабо­ты пред­став­ле­ны на рис. 1.

На дан­ном эта­пе иссле­до­ва­ния с целью изу­че­ния когни­тив­ных про­цес­сов и осо­бен­но­стей пове­де­ния сту­ден­тов в сети Интер­нет, исполь­зо­ва­лась Общая шка­ла про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та-3 (GPIUS-3) А.А. Гера­си­мо­вой и А.Б. Хол­мо­го­ро­вой [4].

Рас­смот­рим резуль­та­ты диа­гно­сти­ки испы­ту­е­мых с исполь­зо­ва­ни­ем дан­ной шка­лы. Свод­ные резуль­та­ты пред­став­ле­ны в табл. 1.

Таблица 1. Результаты диагностики студентов по методике GPIUS-3

Пат­тер­ны исполь­зо­ва­ния ИнтернетаСте­пень выра­жен­но­сти (в %)  
высо­кийсред­нийниз­кий
Пред­по­чте­ние онлайн-общения 161965
Регу­ля­ция настроения 612316
Когни­тив­ная поглощенность161965
Ком­пуль­сив­ное использование 423919
Нега­тив­ные последствия 142660

По шка­ле «Пред­по­чте­ние онлайн-обще­ния» 65 % респон­ден­тов набра­ли наи­мень­шее коли­че­ство бал­лов, что гово­рит о пред­по­чте­нии лич­но­го обще­ния лицом к лицу. 

Несмот­ря на оче­вид­ное удоб­ство обще­ния в режи­ме онлайн, в плане удоб­ства ком­му­ни­ка­ции прак­ти­че­ски в любое вре­мя и любом месте, сту­ден­там более ком­форт­но соци­аль­ное лич­ное вза­и­мо­дей­ствие. Лишь 16 % опро­шен­ных выби­ра­ют как при­о­ри­тет­ный спо­соб обще­ния – обще­ние в режи­ме онлайн, в том чис­ле с исполь­зо­ва­ни­ем соци­аль­ных сетей.

По шка­ле «Регу­ля­ция настро­е­ния» 61 % опро­шен­ных пока­за­ли соот­вет­ствен­но высо­кий уро­вень. Выход в Интер­нет респон­ден­ты исполь­зу­ют для под­ня­тия настро­е­ния в пери­о­ды его упад­ка, а так­же в момен­ты уеди­не­ния, кото­рое при­но­сит нега­тив­ные ощу­ще­ние. Обще­ние в Интер­не­те помо­га­ет им изба­вить­ся от ощу­ще­ния одиночества.

По шка­ле «Когни­тив­ная погло­щен­ность» боль­ше поло­ви­ны опро­шен­ных сту­ден­тов, а имен­но 65 %, пока­за­ли низ­кий уро­вень. Когни­тив­ная погло­щен­ность отра­жа­ет состо­я­ние про­цес­сов кон­цен­тра­ции респон­ден­тов на чем-то в реаль­ной жиз­ни из-за навяз­чи­во­го мыс­лен­но­го воз­вра­ще­ния в онлайн-пространство. 

Судя по полу­чен­ным резуль­та­там, сту­ден­ты не испы­ты­ва­ют дис­ком­фор­та, ощу­ще­ния поте­рян­но­сти и навяз­чи­вых мыс­лей выхо­да в Сеть при дли­тель­ном отсут­ствии выхо­да в онлайн.

Шка­ла «Ком­пуль­сив­ное исполь­зо­ва­ние» отра­жа­ет труд­но­сти пла­ни­ро­ва­ния и регу­ли­ро­ва­ния сво­е­го пре­бы­ва­ние в Интер­не­те. 42 % и 39 % опро­шен­ных пока­за­ли высо­кий и сред­ний уро­вень соот­вет­ствен­но по дан­ной шкале. 

Сту­ден­ты не в пол­ной мере могут кон­тро­ли­ро­вать коли­че­ство вре­ме­ни, кото­рое они про­во­дят в Интер­не­те, для мно­гих из них этот про­цесс затруд­ни­те­лен, 19 % респон­ден­тов не испы­ты­ва­ют зна­чи­тель­ные слож­но­сти по пла­ни­ро­ва­нию вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в Сети: им не при­хо­дит­ся при­кла­ды­вать зна­чи­тель­ные уси­лия для сопро­тив­ле­ния жела­нию вый­ти в интернет-пространство.

По шка­ле «Нега­тив­ные послед­ствия», кото­рая отра­жа­ет осо­зна­ва­е­мое вли­я­ние исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей и Интер­не­та в целом на повсе­днев­ную жизнь, 26 % опро­шен­ных выра­зи­ли сред­ний уро­вень нега­тив­но­го вли­я­ния, а 60 % – низ­кий. Это зна­чит, что вре­мя­про­вож­де­ние в интер­нет-про­стран­стве не созда­ет для респон­ден­тов пря­мых про­блем в жиз­ни, а так­же не вли­я­ет на спо­соб­но­сти управ­ле­ния сво­ей жизнью.

В целом сту­ден­ты, про­яв­ля­ю­щие при­зна­ки интер­нет-аддик­ции, отда­ют пред­по­чте­ние онлайн-ком­му­ни­ка­ци­ям. Основ­ной моти­ва­ци­ей выхо­да в Сеть слу­жит улуч­ше­ние эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, у них недо­ста­точ­но сфор­ми­ро­ва­на само­ре­гу­ля­ция, недо­ста­точ­ная же само­ре­гу­ля­ция в исполь­зо­ва­нии Интер­не­та при­во­дит к отри­ца­тель­ным послед­стви­ям в повсе­днев­ной жизни.

Сле­ду­ет отме­тить, что одним из про­цес­сов, кото­рый про­во­ци­ру­ет чело­ве­ка исполь­зо­вать ресур­сы Интер­не­та и соци­аль­ных сетей, явля­ет­ся уход от оди­но­че­ства. Иссле­до­ва­те­ли при­шли к выво­ду, что лич­ность, пыта­ю­ща­я­ся заглу­шить ощу­ще­ние оди­но­че­ства путем исполь­зо­ва­ния Интер­не­та и соци­аль­ных сетей, в дей­стви­тель­но­сти не явля­ет­ся бла­го­по­луч­ной [5].

В рам­ках дан­но­го иссле­до­ва­ния не сто­я­ла цель выяв­ле­ния при­чин­но-след­ствен­ной свя­зи двух обо­зна­чен­ных фено­ме­нов, одна­ко при­зва­на опре­де­лить нали­чие и сте­пень выра­жен­но­сти пере­жи­ва­ния субъ­ек­тив­но­го ощу­ще­ния оди­но­че­ства у сту­ден­тов с раз­ным уров­нем сфор­ми­ро­ван­но­сти интернет-аддикции.

Для того что­бы уточ­нить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние респон­ден­тов, про­яв­ля­ю­щих раз­лич­ный уро­вень интер­нет-аддик­тив­но­го пове­де­ния, мы исполь­зо­ва­ли мето­ди­ку диа­гно­стики уров­ня субъ­ек­тив­но­го ощу­ще­ния оди­ночества Д. Рас­се­ла и М. Фергюсон.

Полу­чен­ные дан­ные диа­гно­сти­ки пока­зы­ва­ют, что зна­чи­тель­ной части сту­ден­тов свой­стве­нен низ­кий (44,2 %) и сред­ний (44,2 %) уро­вень субъ­ек­тив­но­го пере­жи­ва­ния оди­но­че­ства (рис. 2). Одна­ко дан­ные пока­за­те­ли не сви­де­тель­ству­ют о том, что эти сту­ден­ты нико­гда не ощу­ща­ют себя оди­но­ки­ми, ско­рее дан­ное пере­жи­ва­ние носит ситу­а­тив­ный характер.

Ана­лиз дан­ных сви­де­тель­ству­ет, что у испы­ту­е­мых каж­дой из ранее выде­лен­ных нами групп сту­ден­тов с раз­ной сте­пе­нью выра­жен­но­сти интер­нет-зави­си­мо­сти выяв­лен доми­ни­ру­ю­щий уро­вень пере­жи­ва­ния одиночества. 

Так, у респон­ден­тов со сфор­ми­ро­ван­ной и фор­ми­ру­ю­щей­ся интер­нет-зави­си­мо­стью пре­об­ла­да­ет сред­ний уро­вень оди­но­че­ства (50 %), а у испы­ту­е­мых с отсут­стви­ем интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния – низ­кий (87,5 %) (табл. 2).

Таблица 2. Процентное распределение показателей субъективного ощущения одиночества у испытуемых с разной степенью выраженности интернет-зависимого поведения

Груп­пы испы­ту­е­мых с раз­ной сте­пе­нью интернет-зависимости Уров­ни пере­жи­ва­ния одиночества 
низ­кий уровень сред­ний уровень высо­кий уровень 
Сту­ден­ты, про­яв­ля­ю­щие при­зна­ки интернет-зависимости   10  50  40
Сту­ден­ты с фор­ми­ру­ю­щим­ся интер­нет-зави­си­мым поведением   46,2  50  3,8
Сту­ден­ты, не име­ю­щие интернет-зависимости 87,512,5

С целью изу­че­ния лич­ност­ных осо­бен­но­стей сту­ден­тов с раз­ным уров­нем сфор­ми­ро­ван­но­сти интер­нет-зави­си­мо­сти испы­ту­е­мые были про­ди­а­гно­сти­ро­ва­ны с исполь­зо­ва­ни­ем мето­ди­ки мно­го­фак­тор­но­го иссле­до­ва­ния лич­но­сти Р. Кет­тел­ла (рис. 3).

Про­ве­ден­ный нами по резуль­та­там дан­ной мето­ди­ки ана­лиз осо­бен­но­стей лич­но­сти про­те­сти­ро­ван­ных сту­ден­тов со всей оче­вид­но­стью пока­зы­ва­ет, что для сту­ден­тов, у кото­рых выяв­ле­но нали­чие интер­нет-зави­си­мо­сти, харак­те­рен уро­вень общи­тель­но­сти зна­чи­тель­но ниже, чем у сту­ден­тов, кото­рые интер­нет-зави­си­мо­сти не име­ют (фак­тор «замкну­тость-общи­тель­ность»).

Сту­ден­ты с интер­нет-зави­си­мо­стью недо­вер­чи­во отно­сят­ся к окру­жа­ю­щим, замы­ка­ют­ся в себе, обособ­ля­ют­ся от внеш­не­го мира, насто­ро­же­ны в обще­нии, пред­по­чи­та­ют как мож­но реже всту­пать в кон­так­ты. Таким сту­ден­там с тру­дом дает­ся обще­ние с дру­ги­ми людьми. 

Повы­шен­ный уро­вень тре­вож­но­сти, зани­жен­ная само­оцен­ка, неуве­рен­ность в сво­их силах застав­ля­ют их избе­гать обще­ния, посколь­ку оно сопря­же­но для них с нега­тив­ны­ми пере­жи­ва­ни­я­ми. Интер­нет же, предо­став­ляя воз­мож­ность обще­ния без непо­сред­ствен­но­го «живо­го» кон­так­та, «инког­ни­то», скры­вая свои лич­ност­ные труд­но­сти за экра­ном ком­пью­те­ра, ста­но­вит­ся для них привлекательным.

Про­ана­ли­зи­ро­вав резуль­та­ты тести­ро­ва­ния по фак­то­ру «эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость – эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость», мы при­шли к выво­ду, что сту­ден­ты с интер­нет­за­ви­си­мо­стью испы­ты­ва­ют труд­но­сти с эмо­ци­о­наль­ной устой­чи­во­стью, посто­ян­ством в дей­стви­ях. Им слож­но себя сдер­жи­вать в стрес­со­вых ситу­а­ци­ях, они начи­на­ют бес­по­ко­ить­ся, раз­дра­жать­ся. Для них харак­тер­ны низ­кий уро­вень само­об­ла­да­ния, неуме­ние управ­лять сво­и­ми эмоциями.

Рас­смот­рим еще одну осо­бен­ность лич­но­сти сту­ден­тов, кото­рая пред­став­ля­ет для нас инте­рес в кон­тек­сте дан­но­го иссле­до­ва­ния – уро­вень внут­рен­не­го кон­тро­ля пове­де­ния, опре­де­ля­е­мый фак­то­ра­ми «под­вер­жен­ность чув­ствам – нор­ма­тив­ность пове­де­ния», «низ­кий само­кон­троль – высо­кий самоконтроль». 

По резуль­та­там диа­гно­сти­ки для испы­ту­е­мых с интер­нет-аддик­ци­ей в боль­шей мере свой­ствен­но избе­га­ние пра­вил, недо­ста­точ­ная дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, внут­рен­няя кон­фликт­ность, их дея­тель­ность не упо­ря­до­че­на, они испы­ты­ва­ют труд­но­сти в орга­ни­за­ции соб­ствен­ной дея­тель­но­сти, в том чис­ле учеб­ной: им слож­но рас­пре­де­лить эффек­тив­но вре­мя и спла­ни­ро­вать свою работу. 

В свя­зи с этим они так­же испы­ты­ва­ют слож­но­сти и с кон­тро­лем вре­ме­ни нахож­де­ния в сети Интер­нет. По дан­но­му фак­то­ру полу­чен­ные пока­за­те­ли демон­стри­ру­ют труд­но­сти у таких сту­ден­тов при адап­та­ции в свя­зи с недо­ста­точ­ной спо­соб­но­стью соблю­дать правила. 

В ито­ге для интер­нет-зави­си­мых сту­ден­тов харак­тер­ны импуль­сив­ность, сверх­ак­тив­ность на сла­бые про­во­ци­ру­ю­щие сти­му­лы по срав­не­нию с неад­дик­тив­ны­ми испы­ту­е­мы­ми. Их отли­ча­ет бес­по­кой­ство, отвле­ка­е­мость, недо­ста­точ­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, а так­же труд­но­сти само­кон­тро­ля в пове­де­нии и эмоциях.

У груп­пы испы­ту­е­мых с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем наблю­да­ют­ся доволь­но высо­кие пока­за­те­ли по шка­ле «Тре­вож­ность» (фак­тор «уве­рен­ность в себе – тревожность»). 

Дан­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о том, что у таких сту­ден­тов часто пре­об­ла­да­ет пло­хое настро­е­ние, они бес­по­кой­ны, погру­же­ны в мрач­ные раз­мыш­ле­ния и тре­вож­ные пред­чув­ствия в боль­шей сте­пе­ни, чем сту­ден­ты с отсут­стви­ем аддик­тив­но­го пове­де­ния. Когда они попа­да­ют в тре­вож­ную для них ситу­а­цию, они бес­со­зна­тель­но ищут выхо­ды из неком­форт­но­го для них состо­я­ния, одним из кото­рых и может стать уход в интер­нет-про­стран­ство и осо­знан­но­го поль­зо­ва­ния Интер­не­том в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се вуза.

Извест­но, что эффек­тив­ность любой дея­тель­но­сти чело­ве­ка зави­сит не толь­ко от уров­ня раз­ви­тия необ­хо­ди­мых качеств, уме­ний и навы­ков, но и от его пси­хи­че­ско­го состо­я­ния. Состо­я­ние может пре­пят­ство­вать или спо­соб­ство­вать рас­кры­тию потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей чело­ве­ка и выпол­не­нию дея­тель­но­сти, в том чис­ле и учеб­ной, посколь­ку пси­хи­че­ское состо­я­ние обу­слов­ли­ва­ет не толь­ко про­дук­тив­ность тру­да, позна­ния и обще­ния, но так­же опре­де­ля­ет адек­ват­ность пове­де­ния в той или иной ситу­а­ции [6, с. 66].

В свя­зи с дан­ным обсто­я­тель­ством в рам­ках наше­го иссле­до­ва­ния при диа­гно­сти­ке испы­ту­е­мых мы исполь­зо­ва­ли опрос­ник Г. Айзен­ка «Само­оцен­ка пси­хи­че­ско­го состо­я­ния лич­но­сти» (рис. 4).

В резуль­та­те полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют кон­ста­ти­ро­вать, что в груп­пе испы­ту­е­мых с интер­нет-зави­си­мо­стью пре­об­ла­да­ют такие два пси­хи­че­ских состо­я­ния, как тре­вож­ность и фрустрация.

Ана­ли­зи­руя пока­за­те­ли по шка­ле «Тре­вож­ность», мож­но сде­лать вывод, что для интер­нет-зави­си­мых сту­ден­тов вир­ту­аль­ное про­стран­ство ста­но­вит­ся основ­ным спо­со­бом ухо­да от проблем. 

Такие сту­ден­ты испы­ты­ва­ют труд­но­сти в эмо­ци­о­наль­ной при­спо­соб­лен­но­сти к соци­аль­ным ситу­а­ци­ям. Это при­во­дит к тому, что при обще­нии в реаль­ной жиз­ни они напря­же­ны и встре­во­же­ны, настро­е­ны на нега­тив­ный исход вза­и­мо­дей­ствия, ожи­да­ют от собе­сед­ни­ка нега­тив­ных про­яв­ле­ний в свой адрес даже в тех слу­ча­ях, когда ника­ких объ­ек­тив­ных при­чин к это­му нет. 

При вза­и­мо­дей­ствии в интер­нет-сре­де, где есть воз­мож­ность не смот­реть собе­сед­ни­ку в гла­за, мож­но скрыть свои эмо­ции, не отве­чать на неудоб­ные вопро­сы и т. д., такие сту­ден­ты чув­ству­ют себя зна­чи­тель­но спо­кой­нее, уро­вень тре­вож­но­сти у них замет­но снижается. 

Созда­ет­ся иллю­зия, что в вир­ту­аль­ном про­стран­стве у них все хоро­шо: тре­во­ги нет, настро­е­ние улуч­ша­ет­ся, повы­ша­ет­ся уве­рен­ность и само­оцен­ка. Одна­ко после выхо­да из Сети все нега­тив­ные пере­жи­ва­ния вновь воз­вра­ща­ют­ся, что ведет к жела­нию вновь и вновь испы­тать облег­че­ние в Интер­не­те. В свя­зи с чем опти­ми­за­ция уров­ня тре­вож­но­сти высту­па­ет одним из направ­ле­ний про­фи­лак­ти­ки интернет-зависимости.

Полу­чен­ные резуль­та­ты по шка­ле «Фруст­ра­ция» демон­стри­ру­ют, что сту­ден­ты с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем ори­ен­ти­ро­ва­ны на попыт­ку решить свои про­бле­мы в Интер­не­те, что, судя по все­му, не в пол­ной мере уда­ет­ся им в реаль­ной жиз­ни. Это, в свою оче­редь, спо­соб­ству­ет повы­ше­нию уров­ня состо­я­ния фрустрации.

Таким обра­зом, испы­ты­ва­е­мые сту­ден­та­ми с интер­нет-зави­си­мо­стью нега­тив­ные состо­я­ния (тре­вож­ность, фруст­ра­ция), достав­ля­ю­щие им пси­хо­ло­ги­че­ский дис­ком­форт, «под­тал­ки­ва­ют» их к поис­ку ситу­а­ций, в кото­рых этот дис­ком­форт осла­бе­ва­ет. Почув­ство­вав хотя бы раз облег­че­ние в вир­ту­аль­ной сре­де, такие сту­ден­ты будут стре­мить­ся испы­тать это сно­ва и снова. 

Посте­пен­но есте­ствен­ные потреб­но­сти в соци­аль­ном обще­нии будут ими пере­не­се­ны из реаль­но­го мира в вир­ту­аль­ную сре­ду, все глуб­же погру­жая их в иллю­зию, что с помо­щью Интер­не­та они реша­ют свои проблемы. 

На самом же деле жиз­нен­ные про­бле­мы, не нахо­дя сво­е­го реаль­но­го раз­ре­ше­ния будут толь­ко уси­ли­вать­ся, а кон­струк­тив­ная реаль­ная дея­тель­ность – вытес­нять­ся субъ­ек­тив­ным заблуж­де­ни­ем, что про­бле­мы решаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По резуль­та­там про­ве­ден­ной диа­гно­сти­ки кон­ста­ти­ру­ем, что соци­аль­но-педа­го­ги­че­ские фак­то­ры воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия интер­нет-аддик­ции у сту­ден­тов свя­за­ны с таки­ми инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как: низ­кий само­кон­троль, эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, замкну­тость, пере­жи­ва­ние оди­но­че­ства, повы­шен­ная тре­вож­ность, фрустрация.

В выс­ших учеб­ных заве­де­ни­ях сту­ден­ты, склон­ные к зави­си­мо­стям, есте­ствен­ным обра­зом попа­да­ют в интер­нет-сре­ду, посколь­ку уме­ние поль­зо­вать­ся ком­пью­тер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми и необ­хо­ди­мость быст­ро полу­чать инфор­ма­цию явля­ет­ся частью необ­хо­ди­мых ком­пе­тен­ций каж­до­го студента. 

Вир­ту­аль­ная сре­да Интер­не­та, обла­дая целым рядом харак­те­ри­стик, явля­ю­щих­ся чрез­вы­чай­но при­вле­ка­тель­ны­ми для сту­ден­тов, склон­ных к зави­си­мо­му пове­де­нию, ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на их пси­хи­че­ское состо­я­ние в част­но­сти, и обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность в общем, ката­ли­зи­руя аддик­ци­он­ные процессы.

В свя­зи с этим обсто­я­тель­ством, осно­вы­ва­ясь на резуль­та­тах про­ве­ден­но­го нами иссле­до­ва­ния, счи­та­ем, что к аддик­там с раз­лич­ной сте­пе­нью зави­си­мо­сти инди­ви­ду­аль­но долж­ны при­ме­нять­ся меры про­фи­лак­ти­ки раз­лич­ной направ­лен­но­сти: пер­вич­ная, вто­рич­ная либо тре­тич­ная. А резуль­та­ты диа­гно­сти­ки долж­ны лечь в осно­ву состав­ле­ния ком­плек­сов про­фи­лак­ти­че­ских меро­при­я­тий для каж­до­го аддик­та с уче­том его инди­ви­ду­аль­ных особенностей.

Таким обра­зом, мы пред­по­ла­га­ем, что реа­ли­за­ция про­грам­мы педа­го­ги­че­ской про­фи­лак­ти­ки, вклю­ча­ю­щей ком­плекс под­хо­дов и направ­ле­ний про­фи­лак­ти­че­ской рабо­ты с интер­нет-зави­си­мо­стью у сту­ден­тов в обра­зо­ва­тель­ной сре­де вуза и ори­ен­ти­ро­ван­ной на инди­ви­ду­аль­ный под­ход к рабо­те с каж­дым аддик­том, создаст усло­вия для пре­кра­ще­ния ее про­грес­си­ро­ва­ния, так как будет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию у сту­ден­тов осо­знан­но­го отно­ше­ния к исполь­зо­ва­нию Интер­не­та, умень­ше­нию коли­че­ства вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го ими в Сети, сни­же­нию уров­ня их зави­си­мо­сти, при­об­ре­те­нию высо­ко­эф­фек­тив­ных пове­ден­че­ских стра­те­гий и лич­ност­ных ресур­сов, эффек­тив­ных навы­ков меж­лич­ност­но­го обще­ния и реше­ния стрес­со­вых ситу­а­ций; эффек­тив­но­му целе­по­ла­га­нию; повы­ше­нию уров­ня ком­му­ни­ка­бель­но­сти, само­оцен­ки, уве­рен­но­сти в себе и стрессоустойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алек­се­е­ва Е.Б., Твер­до­хле­бо­ва Д.А. Иссле­до­ва­ние ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти у сту­ден­че­ской моло­де­жи // Меж­ду­на­род­ный сту­ден­че­ский науч­ный вест­ник. 2016.
  2. Юрье­ва Н.Л., Боль­бот Т.Ю. Ком­пью­тер­ная зави­си­мость: фор­ми­ро­ва­ние, диа­гно­сти­ка, кор­рек­ция, про­фи­лак­ти­ка. Дне­про­пет­ровск: Поро­ги, 2006. 196 с.
  3. Гера­си­мо­ва А.А. Общая шка­ла про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та: апро­ба­ция и вали­ди­за­ция в Рос­сий­ской выбор­ке тре­тьей вер­сии опрос­ни­ка // Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2018. Т. 26. № 3. С. 56-79.
  4. Топиль­ская О.А., Мака­ро­ва Л.Н. Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния Интер­нет-зави­си­мо­сти у сту­ден­тов // Пре­по­да­ва­тель выс­шей шко­лы: тра­ди­ции, про­бле­мы, пер­спек­ти­вы. Там­бов: Изда­тель­ский дом «Дер­жа­вин­ский», 2020. С. 74-81.
  5. Цой Н.А. Фено­мен интер­нет-зави­си­мо­сти и оди­но­че­ство // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2011. № 12. С. 98-107.
  6. Ловя­ги­на А.Е. Пси­хи­че­ские состо­я­ния чело­ве­ка. СПб: СПб­ГУ, 2014. 120 с.
Источ­ник: Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский жур­нал «Гауде­а­мус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 52-60. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-52-60

Об авторе

Оль­га Ана­то­льев­на Топиль­ская — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, заме­сти­тель дирек­то­ра. Центр раз­ви­тия твор­че­ства детей и юно­ше­ства, г. Там­бов, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest