За последние годы было предпринято немало усилий по преодолению отставания России от западных стран в области цифровых технологий, в частности по обеспечению доступа к Интернету российского населения. В результате Российская Федерация оказалась в числе стран с наибольшим проникновением Интернета: по данным Всемирного Банка, с 2012 г. занимает шестое место в мире (после Китая, США, Индии, Японии и Бразилии) и первое место в Европе по абсолютному количеству пользователей Интернета (Internet Users… 2015; см. также McKirdy 2014).
Однако в относительном выражении результаты не столь впечатляющи, и по процентному показателю Россия отстает от большинства европейских стран и государств других регионов мира, оказываясь уже не на шестом, а на сорок девятом месте по обеспеченности Интернетом (Internet Users… 2015).
По данным Фонда «Общественное мнение», в 2015 г. среднемесячная аудитория Интернета в нашей стране, включая сельских жителей, составила 65% населения в возрасте от 18 лет и старше (Интернет в России… 2015).
По результатам установочного исследования, проведенного другим отечественным исследовательским центром среднемесячный охват аудитории Интернета (monthly reach), составил 73% населения российских городов численностью от 100 тыс. чел. и более в возрасте от 12 до 64 лет включительно. При этом в Москве за тот же период в тех же возрастных границах этот показатель был равен 79 %, в Санкт-Петербурге – 76 % (TNS Web Index… 2015).
Таким образом, формальное количество пользователей Интернет может быть высоким, но при этом каково качество пользования? Это только обращение к электронной почте? Или же это ориентация на развлечения и времяпрепровождение в социальных медиа? Или многоаспектное и многофункциональное пользование?
В связи с этими вопросами возникает потребность разработки понятий, которые отражали бы степень зрелости общества в использовании Интернет и других цифровых технологий, а также инструментария, позволяющего оценить качество использования цифровых технологий.
В данной статье проводится операционализация концепции «цифровая грамотность», которая может позволить проводить постоянные замеры уровня качества пользования сетью Интернет в России.
Парциальные «культуры» и «грамотности»
Понятие «грамотность» возникает, когда появляется и находит широкое распространение то или иное явление социокультурного порядка, к которому оно приложимо. Первоначально оно связывалось с умениями и навыками трех видов – читать, писать, считать.
Начиная с середины XX в., появилось множество теоретико-прикладных направлений в изучении отдельных видов информационно-коммуникационных процессов и явлений, которые обнажили необходимость формирования определенных типов грамотности (Букхорст 2013), опирающихся на соответствующие разновидности «культуры».
Таким образом, речь идет о частных или «парциальных» культурах и, соответственно, «парциальных грамотностях». Например, с развитием кинематографа заговорили о кинограмотности и кинообразовании (Сторчак 2010; Gessner 1968), причем не только в связи с подготовкой профессиональных кадров в данной сфере, но и в связи с обучением «грамотных кинозрителей».
Другими словами, появление новой ветви культуры, в данном случае кинематографической, влекло за собой необходимость в формировании определенного типа грамотности.
В 1970-х гг. возникает понятие «медиакультура» как обобщенная категория, объединяющая явления от телевидения и радио до книг и газеты (Monaco 1978). Параллельно возникают понятия «медиаграмотность» и «медиаобразование» (Houk, Bogart 1974; Media education 1984), в рамках которых ставится задача освоения средств массовой коммуникации, понимания специфики их деятельности, в том числе с акцентом на развитие критического мышления аудитории.
Примерно в тот же период формируются понятия «информационная культура», «информационное общество», в связи с чем возникает концепция «информационной грамотности», включающая обучение населения приемам поиска информации и ее использования.
С появлением персональных компьютеров, когда они широко внедряются в различные сферы профессиональной деятельности и становятся элементом обыденной жизни, возникает концепция «компьютерной культуры» (Evans, Clarke 1984; Pagels 1984) и соответствующая ей концепция «компьютерной грамотности», которая реализуется в обязательном школьном предмете – информатике.
С распространением Интернета, начинают говорить об «Интернет-культуре» (Moore 1995; Porter 1997) и соответствующей ей «Интернет-грамотности» (Hofstetter, Sine 1998; Martin 1997). Ее перекрывает новая концепция, которую разные авторы называют по-разному: «электронной культурой» – e-culture (Druckrey 1996) или «цифровой культурой» (Lister 1995).
Соответственно, возникают концепции «электронной грамотности» и «цифровой грамотности». Эти феномены в свою очередь порождают явления мультимедийности, конвергенции различных видов медиа и т. п. Закрепляется второй термин – «цифровая грамотность».
Альберт Букхорст указывает на взаимосвязь большого количества «грамотностей» между собой: медиаграмотность, компьютерная, визуальная, критическая, новостная грамотность и др. (Букхорст 2013: 42–43).
Нередко понятия «цифровая грамотность», «электронная грамотность», «информационная грамотность» и «Интернет-грамотность», используются авторами как синонимы – «мы констатируем факт эволюции концепции грамотности, ее статуса и связанных с ней процессов» (Касинскайте-Буддеберг 2013:26).
В современном понимании грамотность включает компоненты технологического и информационно-коммуникационного содержания. Как представляется, любая «парциальная грамотность» должна иметь некоторые смежные основания с другими видами грамотности, опираться на общую схему при построении соответствующих компетенций и их индикаторов.
Цифровая грамотность: подход Пола Гилстера
Пионерская работа Пола Гилстера во многом задала вектор развития данного направления. Автор утверждает, что работа в Интернете существенно отличается от других видов информационно-коммуникационной деятельности.
Первое отличие состоит в том, что «Интернет требует, чтобы мы воспринимали его как комбинацию традиционных форм медиа» (Gilster 1997: X). Это в свою очередь означает, что цифровая грамотность вбирает в себя медиаграмотность, для которой характерно восприятие информации, выраженной в разных семиотических системах: от печатных до аудиовизуальных.
Кроме того, цифровая грамотность включает умение критического восприятия информации, ее понимания, интерпретации, оценки. Это тем более важно, поскольку в отличие от традиционных медиа, Интернет содержит свободно размещаемую, неотфильтрованную информацию, и пользователь должен уметь оценить ее достоверность и надежность. Но здесь таятся и опасности: «ключевой компонент цифровой грамотности – это осторожность» (Gilster 1997: 130).
Второе отличие заключается в том, что компьютер включен в сеть, и пользователь должен принять сетевую концепцию как ключевую. В сети осуществляется обмен информацией с другими пользователями, а также задействуются внешние ресурсы. Поэтому «цифровая грамотность – это умение понимать и использовать информацию, представленную во множестве разнообразных форматов из широкого круга источников» (Gilster 1997:1). Это также умение непрерывно коммуницировать, контактировать с другими.
Третье отличие – расширяющиеся возможности креативных действий. Существует множество сайтов, с помощью которых предоставляется возможность создавать собственную информацию в разных формах. Интернет насыщен инструментами для самых различных целей. Грамотный пользователь должен уметь обращаться к ним. Кроме того, пользователь постоянно находится в поле гипертекста с возможностью быстрой навигации между ресурсами.
Все вышесказанное, согласно Гилстеру, формирует новые формы поведения, приемы поиска информации, особенности общения. Поэтому критериями достижения цифровой грамотности являются, с одной стороны, критерии медиаграмотности (критическое мышление, знание семиосистем, умение работать с ними).
С другой стороны – навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умения быстро освоить эти инструменты, умение общаться с другими пользователями, производить информацию в ее разнообразных формах и форматах.
Четырехкомпонентная модель цифровой грамотности
За последние годы возникло много новых подходов к цифровой грамотности (Alcock et al. 2014; Avila, Pandya 2013; Cartelli 2012; Banzato 2011).
Некоторые исследователи трактуют ее как грамотность исключительно прагматического характера, связанную с освоением технико-технологических операций пользования.
Современный Интернет, бесспорно, требует расширения навыков пользования. Интернет также содержит большое количество компонентов, несущих угрозы.
Исследователи, среди прочего, зафиксировали такие негативные явления, как Интернет-аддикция (Дресвянников и др. 2015; Войскунский 2010; Малыгин 2010), кибербуллинг (Elicksen 2015; Алистратова 2014; Бочавер, Хломов 2014; Weber, Pelfrey 2014), нарушение этических норм (McAneney 2015; Stuckey 2015).
Киберпространство используется преступниками для знакомства со потенциальными жертвами. Интернет может провоцировать негативные эмоции, в нем случаются информационные перепалки, подтасовки фактов, «фейки», «вбросы» компромата и многое другое. Возникла проблема безопасности в Интернете, которую не знали пользователи 1990-х гг.
Учитывая вышесказанное, нами была разработана модель цифровой грамотности, которая основана на четырех основных содержательных полях, так или иначе включенных в данное понятие.
При построении любых типологий грамотности, с одной стороны, завязанных на технологиях, а, с другой стороны, разворачивающихся в социальном пространстве, возникают, как минимум, две содержательные оппозиции: во-первых, оппозиция «технико-технологическое / социогуманитарное», во-вторых, оппозиция «возможности / угрозы».
В данной модели они рассматриваются как биполярные семантические конструкты, на основе которых выстраиваются компоненты цифровой грамотности (Рис. 1).

Следует подробнее обозначить концептуальные и содержательные рамки используемых для типологизации оппозиций.
Ортогональное пересечение делит поле на четыре компонента, которые являются составляющими цифровой грамотности. Квадрант, образованный зоной вблизи технико-технологического полюса первого конструкта и полюса «возможности» второго, формирует компоненту «Технико-технологические возможности». Она носит утилитаристский, прагматический характер инструментального расширения возможностей человека при освоении цифровой среды, что создает предпосылки как для расширения содержательно-коммуникативных возможностей человека, так и для реализации его креативного потенциала с использованием цифровых технологий.
Второй квадрант, который возникает как сочетание зоны вблизи социогуманитарного полюса и полюса «возможности», формирует вторую компоненту. Обозначим ее словосочетанием «Содержательно-коммуникативные возможности». Данная компонента означает реализацию предпосылок, описанных в предыдущем пункте. Это медиатизированная коммуникация от межличностного до массового уровней, а также расширенные возможности создания и получения новых медиатекстов от других участников коммуникационных процессов, их восприятия и интерпретации.
Следующий квадрант, получаемый сочетанием зоны вблизи технико-технологического полюса и полюса «угрозы», образует третью компоненту – «Технико-технологические угрозы». Речь идет о безопасности используемых устройств и программного обеспечения, формировании знаний, умений навыков работы с инструментами, обеспечивающими такую безопасность.
Наконец, последний квадрант, образованный зоной вблизи социогуманитарного полюса и полюса «угрозы», формирует «Социопсихологические угрозы». Это наиболее сложная для изучения и операционализации компонента цифровой грамотности, в структуру которой входят социально-психологические и этические аспекты.
Выбранная последовательность описания четырех компонент до известных пределов воспроизводит хронологическую последовательность их появления. Сначала изобретаются новые технические устройства и соответствующие программные продукты для работы с ними, происходит их освоение на технико-технологическом уровне, а затем на содержательно-коммуникативном.
Позже появляются вредоносные изобретения, несущие угрозы вывода из строя созданных ранее технических устройств и соответствующих программных продуктов.
И, наконец, возникают угрозы психологического и этического характера на основе всего ранее созданного. Рассмотрим подробнее, каким образом происходит обучение грамотности в рамках описанных выше компонент.
Компонента «технико-технологические возможности». С данной компонентой связано поле образовательной деятельности, которую нередко организуют крупные компании, производящие оборудование и программное обеспечение, причем как отечественные, так и зарубежные: «Ай-Теко», «КонсультантПлюс», «Лаборатория Касперского», «МэйлРу», «Яндекс», ABBYY, Embarcadero, IBM, Intel, Microsoft, Samsung Electronics, SAS и др. (Гореткина 2014).
Здесь ставится задача освоения основных операций пользования Интернетом, в том числе умениями и навыками поиска нужной информации, ее хранения и передачи. Решение такой задачи предполагает формирование знаний о существовании браузеров и поисковиков, их различных видов, выполняемых ими функций.
В рамках данного поля осваиваются многочисленные инструменты передачи информации, ее обработки, в том числе с использованием мобильных устройств, возможности их подключения к Интернету. Кроме того, дается представление о способах хранения информации, об использовании облачных технологий, FTP-серверов и др.
Компонента «Содержательно-коммуникативные возможности». Эта компонента покрывает широкое поле практик, традиционно рассматриваемых в контексте медиаобразования (Цифровое будущее… 2013; Jenkins et al. 2009). Она развивает достижения медиа- и информационной грамотности, дополняя их элементами, связанными со спецификой новых медиа. При этом акцент делается на развитие коммуникативных знаний и умений, навыков общения на форумах и чатах, в блогах и социальных медиа.
Ставятся задачи создания собственных информационных материалов – от текстов и фотографий до видеосъемки, аудио- и видеомонтажа. Кроме того, в рамках данной компоненты отрабатываются аспекты понимания медиатекстов, умения их оценивать и интерпретировать. Многочисленные курсы, посвященные таким навыкам, могут быть конкретным примером.
Компонента «Технико-технологические угрозы». В данном случае наблюдается сходство с полем практик, связанных с компонентой «технико-технологические возможности». Инициатива в значительной степени исходит от крупных ИТ-компаний, занимающихся вопросами компьютерной безопасности, часть из которых была упомянута выше.
Компонента «Социопсихологические угрозы». Этому полю в последние годы стали уделять самое пристальное внимание. Среди отечественных разработок следует упомянуть создание «Концепции информационной безопасности детей и подростков» под эгидой Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Концепция… 2013). В ней дается обзор существующих подходов, проблем и практик, касающихся психологических, этических и правовых аспектов информационной безопасности при работе с цифровыми технологиями.
Данное поле покрывает также те аспекты, о которых говорилось выше – вопросы Интернет-аддикции и других видов зависимости, кибербуллинга, понимания последствий ряда информационно-коммуникационных операций, например, публикация в Интернете фотографий и видеоматериалов. С другой стороны, эта компонента связана с проблемами пиратства, нарушением законодательства об интеллектуальной собственности.
***
Четырехкомпонентная модель цифровой грамотности – это попытка охватить все известные на сегодняшний день направления теоретических подходов и практик цифровой грамотности и описать их с помощью четырех составных частей.
Содержательное наполнение выделенных полей формирует уровень цифровой грамотности в современном понимании. Доступ к Интернету необходим, но недостаточен, чтобы пользоваться им с пользой для себя: мало иметь знания, умения, навыки технического характера.
Не менее значимы для высокого уровня цифровой грамотности оказываются знания, умения и навыки социально-психологического и этического характера, которые позволяют противостоять многочисленным угрозам.
Список источников
- Алистратова Е. Ю. (2014) Проактивная агрессия в интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики. Психолог, (1): 39–54.
- Бочавер А. А., Хломов К. Д. (2014) Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3): 177–191.
- Букхорст А. (2013) Медиаи информационная грамотность и ее «подруги». Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (ред.) Медиаи информационная грамотность в обществах знания, М.: МЦБС: 35–44.
- Войскунский А. Е. (2010) Психология и Интернет, М.: Акрополь.
- Гореткина Е. (2014) ИТ в образовании: без них нельзя, но только их недостаточно. PC Week/RE.
- Дресвянников В. Л., Чухрова М. Г., Пронин С. В. (2015) Интернет-зависимость, Новосибирск: Немо Пресс.
- Интернет в России: динамика проникновения (2015) Фонд «Общественное мнение».
- Касинскайте-Будденберг И. (2013) На пути к единому подходу к грамотности: медиаи информационная грамотность. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (ред.) Медиа- и информационная грамотность в обществах знания, М.: МЦБС: 25–31.
- Концепция информационной безопасности детей и подростков (2013) Роскомнадзор.
- Малыгин В. Л. (ред.) (2010) Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика, М.: Арсенал образования.
- Сторчак Т. Н. (ред.) (2010) Кинообразование: традиции и инновации, М.: ВГИК.
- Цифровое будущее (2013) Каталог навыков медиа- и информационной грамотности, М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.
- Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S. (2014) Mastering Digital Literacy, Bloomington, IN: Solution Tree Press.
- Avila J., Pandya J. Z. (eds.) (2013) Critical Digital Literacies as Social Praxis: Intersections and Challenges, New York: Peter Lang.
- Banzato M. (2011) Digital literacy: cultura ed educazione per la societa della conoscenza, Milan: B. Mondadori.
- Cartelli A. (ed.) (2012) Current Trends and Future Practices for Digital Literacy and Competence, Hershey, PA: Information Science Reference.
- Druckrey T. (1996) Electronic Culture: Technology and Visual Representation, New York: Aperture.
- Elicksen D. (2015) Business Cyberbullies and How to Fight Back, Vancouver: Self-Counsel Press.
- Evans S. H., Clarke P. (1984) The Computer Culture, Indianapolis: White River Press. Gessner R. (1968) The Moving Image: A Guide to Cinematic Literacy, New York: Dutton. Gilster P. (1997) Digital Literacy, New York: Wiley.
- Hofstetter F. T., Sine P. (1998) Internet Literacy, Boston: McGraw-Hill.
- Houk A., Bogart C. (1974) Media Literacy: Thinking About, Dayton, OH: Pflaum/Standart.
- Internet Users by Country (2014). Available at: https://clck.ru/9iCEU (accessed 31 October 2015).
- Jenkins H., Purushotma R., Weigel M. (2009) Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. Robinson: The John D. and Catherine T MacArthur Foundation Reports on Digital Media and Learning, Cambridge, MA: The MIT Press.
- Lister M. (1995) The Photographic Image in Digital Culture, London: Routledge.
- Martin L. E.M. (1997) The Challenge of Internet Literacy: the Instruction-Web Convergence, New York: Haworth Press.
- McAneney C. (2015) Online Safety, New York: PowerKids Press.
- McKirdy E. (2015) China’s Online Users More Than Double Entire U.S. Population. Available at: https://clck.ru/9iCFH (accessed 31 October 2015).
- Media Education (1984) Paris: UNESCO.
- Monaco J. (ed.) (1978) Media Culture: Television, Radio, Records, Books, Magazines, Newspapers, Movies, New York: Dell Pub. Co.
- Moore D. W. (1995) The Emperor’s Virtual Clothes: the Naked Truth about Internet Culture, Chapel Hill, NC: Algonquin Books.
- Pagels H. R. (1984) Computer Culture: the Scientific, Intellectual, and Social Impact of the Computer, New York: New York Academy of Sciences.
- Porter D. (1997) Internet Culture, New York: Routledge.
- Stuckey R. (2015) Digital Dangers, New York: Crabtree Publishing Company.
- TNS Web Index (2015) Аудитория Интернета в целом. Россия 100.000+, Москва, С. – Петербург. Результаты установочного исследования. Июль – сентябрь 2015 г. [Internet Audience in Russia. Cities 100.000+, Moscow, Saint-Petersburg. Results of Establishment Survey. July – September 2015].
- Weber N. L., Pelfrey, W. V. Jr. (2014) Cyberbullying: Causes, Consequences, and Coping Strategies, El Paso: LFB Scholarly Publishing LLC.
Об авторе
Александр Вячеславович Шариков — кандидат педагогических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 1. Лекции. Солдатова Г.У. с соавт.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей
- Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей
- Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований)