Актуальность разработки темы исследования подтверждается наличием противоречия между значительным преобладанием среди пользователей Интернета лиц молодого возраста (48 %) и отсутствием исследований по выявлению среди них Интернет-зависимых, определению степени их зависимости и психологических характеристик личности.
Имеющееся противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности психологических защит у молодежи, склонной к Интернет- зависимости от социальной сети Instagram и основные направления профилактики Интернет-зависимости у них.
В соответствии с объектом можно сформулировать следующую гипотезу: у молодых людей с Интернет-зависимостью от социальной сети Instagram преобладают психологические защиты по типу отрицания, замещения, регрессии и компенсации [5, с. 138]. У них отмечается застенчивость, заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности, неудовлетворенность собой, своими способностями, неуверенность в себе. У них наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира [3, с. 22].
Для изучения психологических особенностей Интернет-зависимости от социальной сети Instagram у испытуемых использовались следующие методики: анкета, направленная на выявление значимости Интернета у человека; 16-факторная методика Р. Кеттелла; опросник выявления доминирующих механизмов психологической защиты Келлерма на-Плутчика.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ г. Ульяновска. В исследовании приняли участие 80 учеников 10-11-х классов в возрасте 15-17 лет.
Далее остановимся на рассмотрении некоторых социально-психологических качеств пользователей «Инстаграм». Для того, чтобы уйти от негативных эмоций, пользователи не прибегают к логическому объяснению произошедшего. В итоге, можно сказать, что пользователи социальной сети «Инстаграм» склонны к неконструктивным формам защиты, присущим личности невзрослой.
Также мы сравнивали уровень самооценки, однако статистически значимых различий выявлено не было. Другую картину мы видим в отношении потребности в общении. Пользователи социальной сети «Инстаграм» имеют ярко выраженную неудовлетворенную потребность в общении, значительно более высокую, чем лица, не являющиеся пользователями данной сети «Инстаграм» [2, с. 151].
Таким образом, можно сделать вывод, что «Инстаграм», как и любая другая социальная сеть, не способна реализовать существующие в реальности потребности в качественном, близком общении.
Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне: расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV [6, с. 22].
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация человека.
Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.
Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функций. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще [4, с. 9]. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что, в свою очередь, усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью [1, с. 387].
В ходе эмпирического исследования было выявлено 18 человек (25 %), у которых выявлены высокие показатели по методике, выявляющей интернет-зависимость от социальной сети Instagram. У 53 % выявлены начальные признаки зависимости.
Для целей дальнейшего исследования мы разделили всю группу испытуемых на 2 подгруппы: в первую группу вошли 62 человека с низким или начальным уровнем зависимости от Интернета, во вторую - со сложившимся синдромом (18 человек).
Изучение доминирующих механизмов психологической защиты по Келлерману- Плутчику у испытуемых выявило преобладание в группе Интернет-зависимых защит по типу отрицания, замещения, регрессии и компенсации.
Использование 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла позволило выявить индивидуально- психологические особенности личности испытуемых с разной степенью выраженности зависимости от социальной сети Instagram. Установлено, что испытуемые с разной степенью выраженности зависимости от Интернета статистически достоверно различаются показателями по шкалам G, I, L, MD тестаﻩ Р. Кеттела.
При корреляционном анализе полученных данных выявлена прямая положительная зависимость между степенью выраженности зависимости от социальной сети Instagram и показателями шкал Е, L, MD теста Р. Кеттела.
Следует отметить, что полученные в ходе исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что гипотеза, сформулированная выше, была подтверждена.
Феномен зависимости от Интернета, в т. ч. от социальной сети Instagram, постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения. Применяться должны и качественные, и количественные исследовательские методы. Ведущаяся в настоящее время работа способствуют развитию методологии психологического исследования и потому высоко актуальна.
Литература
- Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление / Н. С. Козлова // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 387.
- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2013. – С. 151.
- Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр / Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн., 2014. – C. 22.
- Спиркина Т. С. Особенности эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости. // Медицинская психология в России. – 2014. – № 6. – С. 9.
- Степанов Р. Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета / Р. Ю. Степанов; под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой // Материалы Всерос. 74-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова (Томск, 27-29 апреля 2015 г.). – Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2015. – С. 138.
- Чистая А. Интернет-зависимость – болезнь XXI века / А. Чистая // Минская школа сегодня. – 2014. – № 6. – С. 22.
Об авторах
- Вероника Олеговна Николаева - студент, специальность «Издательское дело и редактирование».
- Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра политологии, социологии и связи с общественностью, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск.
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Прилуцкая П.Ю. Взаимосвязь виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей социальной сети Инстаграм
- Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей)
- Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей
- Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. «Цифровой эксгибиционизм»: самоидентификация личности в условиях информационного общества