Современные средства массовой информации передают и закрепляют социальные стандарты красоты в отношении тела. Однако эти идеалы из-за своей нереалистичности являются недостижимыми для большинства людей. Данное несоответствие порождает неудовлетворенность внешностью, увеличивает число расстройств пищевого поведения, повышает популярность изменения внешности с помощью пластической хирургии и диет.
Помимо традиционных СМИ, социальные сети с каждым годом увеличивают влияние на формирование у пользователей представлений разного рода, в том числе относительно внешности. Следует отметить, что количество эмпирических исследований, посвященных роли социальных сетей в жизни пользователей, на данный момент ограничено.
Понимая специфику Instagram, которым пользуется более 60 млн россиян, можно предположить активное влияние на представление пользователей о красоте и своей привлекательности, т. к. основная информация данной сети представляет собой фотографии людей [1].
Актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью как темы образа тела в российских исследованиях, так и влияния на его формирование и изменение социальных сетей.
Целью исследования стало изучение влияния социальной сети Instagram на восприятие образа тела у молодых женщин.
История изучения образа тела началась с опубликованной в 1935 г. работы П. Шильдера «Образ тела и внешность человека» [2], где это объяснялось в психоаналитической парадигме и скорее рассматривалось как схема тела – когнитивная структура, которая отображает модель тела и его границы. Однако данная работа ввела в социальные представления феномен образа тела [3].
Существует несколько определений понятия «образ тела», однако, на наш взгляд, наиболее полное его определение представлено в рамках когнитивно-бихевиоральной модели, которая определяет данный феномен как сложный конструкт, состоящий из образов восприятия, мыслей, чувств и действий, возникающих в отношении своего тела и внешнего вида [4].
Вопрос о формировании образ тела содержится в социокультурной концепции, основанной на теории социального сравнения Л. Фестингера. Одной из ее идей является то, что люди склонны сравнивать свои характеристики с характеристиками других людей. Образ тела формируется с помощью культурных влияний, которые передают идеалы красоты общества. Во время взросления влияние этих сообщений интериоризируется в идеалы красоты у индивида.
Таким образом, сравнивая свою внешность с идеалом, человек формирует представление о своеобразии своей внешности. Степень соответствия внешности идеалу красоты, существующему на данный момент, отражает степень удовлетворенности ею [5].
Такого рода объяснение формирования образа тела позволяет предположить, что социальные сети также могут участвовать в этом процессе на протяжении всей жизни, а также изменять уже устоявшееся восприятие собственной внешности.
Переходя к анализу эмпирических исследований, посвященных изучению роли социальных сетей и их связи с образом тела, следует отметить, что это достаточно новая область исследований, зародившаяся в начале XXI в.
Ж. Фардули, Б. Уилбургер и Л. Вартанян приходят к заключению, что частое использование Instagram связано с большей самообъективизацией и сравнением себя с другими. Например, просмотр постов, посвященных здоровому образу жизни, связан с беспокойством о внешнем виде [6].
P. Коэн, Т. Ньютон-Джон и Э. Слейтер отмечают, что фотоактивность в Facebook и подписка на аккаунты Instagram взаимосвязаны с интериоризацией идеалов красоты, стремлением к худобе и большим вкладом времени и средств во внешний вид [7].
Р. Энгельн и соавторы в результате эксперимента установили, что использование Instagram снижает удовлетворенность собственной внешностью в отличие от использования Facebook [8].
В эксперименте С. Казале и ее коллег участвовали испытуемые, не использующие Instagram, но в течение одной недели они должны были просматривать аккаунты реальных пользователей, ориентированных на внешний вид. В результате выяснилось, что при таком влиянии женщины, по сравнению с мужчинами, начали в большей степени связывать себя и свою самооценку с внешним видом [9].
М. Тиггеманн и ее соавторы в своем исследовании характеризуют влияние лайков и комментариев о реальности изображения на восприятие образа тела у молодых женщин. Установлено, что фотографии красивых девушек и большое количество лайков повлияло на неудовлетворенность собственным лицом. Просмотр фотографий без комментариев снижает удовлетворенность своей внешностью, а комментарии о проверке реальности уменьшают недовольство своим телом [10].
Организация эксперимента и методы исследования. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований было выдвинуто предположение о том, что фотографии людей из социальной сети Instagram снижают удовлетворенность молодых женщин своей внешностью.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 64 молодые женщины в возрасте от 18 до 25 лет, студентки Южно-Уральского государственного университета. Все они являются пользователями социальных сетей, что и стало основанием для их включения в исследование.
Из предварительного опроса выяснилось, что для 94 % участниц Instagram – вторая по популярности социальная сеть наряду с Вконтакте. В качестве показателей активности испытуемых в социальной сети были выбраны время, проводимое в Instagram, количество загружаемых фотографий и комментарии фотографий других пользователей.
Организация эксперимента. Экспериментальное исследование проходило в два этапа с временным промежутком в 6 недель. На первом этапе всем респондентам было предложено пройти короткий опрос, целью которого было выяснение степени активности в социальных сетях вообще и в Instagram в частности. Девушки должны были отметить время, проводимое в сети, количество оставляемых комментариев к фотографиям других людей, количество личных фотографий, загружаемых на страницу в Instagram.
Следующий шаг – психологическое тестирование с помощью методик, предназначенных для изучения образа тела. На втором этапе вся выборка была в случайном порядке разделена на контрольную и экспериментальную группы по 32 человека.
Отбор стимульного материала для эксперимента проводился в несколько этапов. Сначала был отобран пул из 52 фотографий молодых женщин в социальной сети Instagram. Фотография отбирались по тегам #мода, #пляж, #beach, #fashion. На фотографиях были изображены молодые женщины европейской внешности в полный рост или по пояс.
После отбора фотографии оценивались пятью независимыми оценщиками того же возраста, что и участники исследования. Фотографии оценивались по двум параметрам: «привлекательность» и «вес». Шкала оценки составляла 5-балльную шкалу Ликерта, где 1 балл означал «очень стройная/очень привлекательная», а 5 баллов – «очень полная/очень непривлекательная». В окончательный вариант попали фотографии, средний балл которых по обоим критериям был 3 или выше.
Итоговый набор состоял из 15 фотографий женщин. Для контрольной группы отбирались фотографии из социальных сетей Instagram по хэштегу #природа. После этого было создано видео для обеих групп, где каждая фотография показывалось по 15 секунд. Второй этап эксперимента включал в себя показ видео и повторное тестирование после просмотра видеоконтента.
Методики исследования. Психологическая диагностика восприятия тела осуществлялась с помощью мультимодального опросника отношения к собственному телу (MBSRQ-AS) Т. Кэша в адаптации Л.Т. Баранской и С.С. Татауровой. Методика содержит 5 шкал, позволяющих оценить различные аспекты отношения к собственному телу [11].
Для диагностики самооценки использовалась методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда исходных личных качеств, таких как здоровье, ум, характер и счастье [12].
Поскольку классический вариант не позволяет проанализировать самооценку респондентов относительно собственного образа тела, было принято решение ввести дополнительные показатели самооценки: «внешность», «уверенность», «успешность», самооценка фигуры».
Обсуждение результатов. Исходным пунктом анализа результатов стал подсчет средних показателей по методике отношения к телу Т. Кэша. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Средние показатели удовлетворенности собственным телом, % (n = 64)
Как видно из табл. 1, участницы исследования в целом имеют средний уровень удовлетворенности собственным телом. При этом параметры фигуры в большей мере удовлетворяют по сравнению с внешностью.
Следующий шаг – это результаты корреляционного анализа (коэффициент Пирсона). Установление взаимосвязей между показателями отношения к телу и параметрами самооценки было предпринято как в общей выборке, так и отдельно в экспериментальной и контрольной группах.
Кроме того, было принято решение провести сравнительный анализ структуры корреляционных матриц в экспериментальной группе после воздействия.
Следует отметить, что сравнительный анализ корреляций не показал значимой разницы в структуре матриц отдельно по группам до экспериментального воздействия (табл. 2).
Таблица 2. Значимые коэффициенты корреляции показателей методики самооценки и опросника отношения к собственному телу (n = 64)
Из табл. 2 видно, что шкалы «оценка внешности» и «удовлетворенность параметрами тела» имеют наибольшее количество значимых связей со всеми показателями самооценки.
Так, наибольшие коэффициенты корреляции имеет показатель «уверенность в себе» с «оценкой внешности» и «удовлетворенностью параметрами тела» (r = 0,666; r = 0,628). Это свидетельствует о том, что чем человек более удовлетворен своей внешностью и фигурой, тем увереннее он чувствует себя в личных и социальных ситуациях.
Это также можно подтвердить тесной отрицательной связью показателя шкалы «самооценка фигуры» (r = -0,612) и положительной самооценкой внешности (r = 0,639) с показателем «удовлетворенность параметрами тела».
Кроме того, субъективную оценку своего счастья и умственных способностей респонденты также связывают с ощущением внешней привлекательности. Показатель «самооценка веса» имеет четыре значимых связи из шести возможных.
Недостаток или излишний вес одинаково негативно сказываются на оценке собственной привлекательности, уверенности в себе и способности достигать успеха в жизни. И, наконец, показатель «ориентация на внешность» имеет единственную значимую связь с показателем «успешность» (p < 0,05).
Это свидетельствует, что у респондентов есть представления о том, что уход за собой, требующий времени и денег, необходим, поскольку тесно связан с успешностью. Далее переходим к анализу сравнения матриц интеркорреляций в экспериментальной группе (табл. 3).
Таблица 3. Взаимосвязь показателей методики отношения к телу и самооценки в экспериментальной группе до (ЭГ №1) и после (ЭГ №2) экспериментального воздействия
Из табл. 3 следует, что наиболее значимыми параметрами для самооценки молодых женщин – участниц исследования, являются параметры «успешность» и «счастье», с которыми они связывают ощущение своей привлекательности и необходимости усилий для ее повышения.
Значимость различий была проверена с помощью Z-преобразования Фишера. Следует добавить, что после воздействия в контрольной группе, где демонстрировались нейтральные фото с изображением природы, значимых изменений в структуре матрицы интеркорреляций не выявлено.
Для оценки различий величин средних значений по показателям самооценки и отношения к собственному телу в экспериментальной группе до и после воздействия был использован t-критерий Стьюдента. Было обнаружено только одно значимое различие по показателю «оценка внешности» (t = 4,488, p < 0,01).
Для проверки гипотезы о влиянии просмотра фотографий на оценку своей внешности был проведен однофакторный дисперсионный анализ. В результате был получен статистически значимый результат для фактора оценки внешности до и после эксперимента на двух группах (F = 4,213, p < 0,05).
Сходные результаты сравнительного и однофакторного дисперсионного анализа можно интерпретировать как своего рода мотивационный фактор, побуждающий женщин больше заботиться о своем внешнем виде, а также как показатель существующего стереотипа о связи привлекательной внешности и успешной реализации в жизни. Но данное предположение требует дальнейших исследований.
Подводя общий итог проведенного исследования, можно сделать следующий вывод. Роль социальных сетей вообще и Instagram в частности значима: однократное и непродолжительное экспериментальное влияние позволило изменить отношение к собственному телу у пользователей данного ресурса.
В ходе эксперимента удалось установить значимые и тесные взаимосвязи отдельных параметров самооценки и показателей «внешность» и «ориентация на внешность». Результаты сравнительного и однофакторного дисперсионного анализа также подтвердили значимый вклад в оценку собственного внешнего вида такого показателя, как ориентация на внешность.
Список источников:
- Kemp S. Digital 2021: The Russian Federation [Электронный ресурс] // DataReportal.; Ponnusamy S., Iranmanesh M., Foroughi B., Hyun S.S. Drivers and outcomes of Instagram addiction: Psychological well-being as moderator // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 107. P. 1–11.
- Татаурова С.С. Актуальные проблемы исследования образа тела // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2009. С. 142–154.
- Schilder P. The Image and appearance of the human body: Studies in the constructive energies of the psyche. L., 1999. 353 p.
- Cash T.F., Szymanski M.L. The development and validation of the body-image ideals questionnaire // Journal of Personality Assessment. 1995. Vol. 64, iss. 3. P. 466–477.
- Tiggemann M. Sociocultural perspectives on human appearance and body image // Body image: A handbook of science, practice, and prevention. N.Y., 2011. P. 12–19.
- Fardouly J., Willburger B.K., Vartanian L.R. Instagram use and young women’s body image concerns and self-objectification: Testing mediational pathways // New Media & Society. 2018. Vol. 20, iss. 4. P. 1380–1395.
- Cohen R., Newton-John T., Slater А. The relationship between Facebook and Instagram appearance-focused activities and body image concerns in young women // Body Image. 2017. Vol. 23. P. 183–187.
- Engeln R., Loach R., Imundo M.N., Zola A. Compared to Facebook, Instagram use causes more appearance comparison and lower body satisfaction in college women // Body Image. 2020. Vol. 34. P. 38–45.
- Casale S., Gemelli G., Calosi C. Multiple exposure to appearance-focused real accounts on Instagram: Effects on body image among both genders // Current Psychology. 2021. Vol. 40, iss. 6. P. 2877–2886.
- Tiggemann M., Hayden S., Brown Z., Veldhuis J. The effect of Instagram ‘likes’ on women’s social comparison and body dissatisfaction // Body Image. 2018. Vol. 26. P. 90–97. Tiggemann M., Velissaris V.G. The effect of viewing challenging “reality check” Instagram comments on women’s body image // Body Image. 2020. Vol. 33. P. 257–263.
- Баранская Л.Т., Татаурова С.С. Методика исследования образа тела. Екатеринбург, 2009. 82 с.
- Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. C. 110–128.
Об авторах
- Наталья Владимировна Батурина - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия.
- Ольга Андреевна Зацепина - магистрант кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия.
Смотрите также:
- Николаева В.О., Шигабетдинова Г.М. Особенности зависимости от социальной сети Instagram
- Пучкова Л.Л. Селфи как форма репрезентации телесности современной молодежи: гендерный аспект
- Хапалова А.И. Случаи использования эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram
- Хапалова А.И. Функционирование эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram