Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики

В

Пове­де­ние чело­ве­ка, опо­сред­ство­ван­ное ком­пью­те­ра­ми, мобиль­ны­ми сред­ства­ми свя­зи и Интер­не­том, пред­став­ля­ет нема­лый инте­рес для пси­хо­ло­гии. И в ака­де­ми­че­ской, и в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии наблю­да­ет­ся отчет­ли­вая заин­те­ре­со­ван­ность в изу­че­нии соот­вет­ству­ю­щих явле­ний.

Нали­цо тен­ден­ция к оформ­ле­нию обла­сти иссле­до­ва­ний, свя­зан­ной с дея­тель­но­стью чело­ве­ка в Интер­не­те, в каче­стве отдель­но­го направ­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки.

Исто­рия раз­ви­тия и оформ­ле­ния новых направ­ле­ний в пси­хо­ло­гии (к при­ме­ру, пси­хо­ло­гии мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций или инже­нер­ной пси­хо­ло­гии и инже­нер­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния) под­ска­зы­ва­ет, что появ­ле­ние аван­гард­ных тех­но­ло­гий, тем более мас­со­во­го при­ме­не­ния, само по себе может слу­жить мощ­ным сти­му­лом для раз­ви­тия и оформ­ле­ния новой пси­хо­ло­ги­че­ской дис­ци­пли­ны (Вой­скун­ский, 2013).

Совре­мен­ные инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии вклю­ча­ют ком­пью­те­ры, план­шет­ни­ки, элек­трон­ные при­став­ки, мобиль­ные теле­фо­ны и смарт­фо­ны, дру­гие девай­сы и гад­же­ты (ска­жем, авто­мо­биль­ные нави­га­то­ры), систе­мы вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, Интер­нет и дру­гие сети, вклю­чая, к при­ме­ру, сети авто­ри­за­ции бан­ков­ских карт и дру­гих пла­теж­ных инстру­мен­тов. Такие тех­но­ло­гии пре­об­ра­зо­ва­ли дея­тель­ность каж­до­го чело­ве­ка, даже совре­мен­ную куль­ту­ру в целом (Вой­скун­ский, 2010).

Поми­мо самих тех­но­ло­гий, нали­цо направ­лен­ный на них обще­ствен­ный инте­рес, рав­но как мно­го­крат­но озву­чен­ная (напри­мер, педа­го­га­ми, меди­ка­ми и зна­чи­тель­ным чис­лом роди­те­лей) потреб­ность в изу­че­нии пси­хо­ло­ги­че­ских усло­вий и послед­ствий при­ме­не­ния интер­нет-тех­но­ло­гий. Может быть отме­че­на и заин­те­ре­со­ван­ность иссле­до­ва­те­лей-пси­хо­ло­гов, в осо­бен­но­сти моло­дых, в про­ве­де­нии науч­ной рабо­ты, свя­зан­ной с выяв­ле­ни­ем спе­ци­фи­ки при­ме­не­ния людь­ми ком­пью­тер­ных и сете­вых тех­но­ло­гий.

Направ­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний дея­тель­но­сти чело­ве­ка, осу­ществ­ля­е­мой посред­ством при­ме­не­ния ком­пью­те­ров, мобиль­ных средств свя­зи и Интер­не­та, может име­но­вать­ся, как это дела­ет­ся в зару­беж­ной науч­ной лите­ра­ту­ре, «кибер­пси­хо­ло­ги­ей»; аль­тер­на­тив­ные наиме­но­ва­ния — такие, как «пси­хо­ло­гия Интер­не­та», так­же не вызы­ва­ют воз­ра­же­ний.

Неред­ко упо­треб­ля­ют­ся такие наиме­но­ва­ния, как «гума­ни­тар­ный Интер­нет», «пси­хо­ло­гия Интер­не­та», «пси­хо­ло­гия кибер­про­стран­ства», «пси­хо­ло­гия “жите­лей” Интер­не­та» или «кибер­пси­хо­ло­гия» (Вой­скун­ский, 2010; Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те, 2000; Куз­не­цо­ва, Чудо­ва, 2008). Все они пред­став­ля­ют­ся в доста­точ­ной сте­пе­ни обоб­ща­ю­щи­ми, по содер­жа­нию мало отли­ча­ют­ся друг от дру­га; лишь вре­мя пока­жет, какие обо­зна­че­ния закре­пят­ся в каче­стве обще­при­ня­тых.

Под кибер­пси­хо­ло­ги­ей, или пси­хо­ло­ги­ей Интер­не­та, пред­ла­га­ет­ся пони­мать (Вой­скун­ский, 2013) отрасль пси­хо­ло­гии, объ­еди­ня­ю­щую (и отве­ча­ю­щую за) мето­до­ло­гию, тео­рию и прак­ти­ку иссле­до­ва­ния видов, спо­со­бов и прин­ци­пов при­ме­не­ния людь­ми соци­аль­ных сер­ви­сов Интер­не­та.

Эти соци­аль­ные сер­ви­сы, постро­ен­ные на осно­ве ком­пью­тер­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий, при­вле­ка­ют людей и обес­пе­чи-вают их дея­тель­ность, при­чем наи­бо­лее совре­мен­ные из таких сер­ви­сов раз­ви­ва­ют­ся не столь­ко раз­ра­бот­чи­ка­ми, сколь­ко сами­ми поль­зо­ва­те­ля­ми.

Соци­аль­ные сер­ви­сы раз­но­об­раз­ны: они пред­ла­га­ют людям позна­вать (в част­но­сти, обу­чать­ся, искать инфор­ма­цию или наво­дить справ­ки), общать­ся (уст­но или пись­мен­но, в реаль­ном вре­ме­ни или отсро­чен­но, посред­ством обме­на тек­сто­вы­ми сооб­ще­ни­я­ми, изоб­ра­же­ни­я­ми или про­дук­та­ми дея­тель­но­сти, в диа­де или в груп­пе и др.), раз­вле­кать­ся (напри­мер, играть в мно­го­поль­зо­ва­тель­ские роле­вые игры или бра­у­зер­ные игры, слу­шать музы­ку, про­смат­ри­вать фото­гра­фии, видео- и кино­ро­ли­ки), тру­дить­ся (в част­но­сти, обес­пе­чи­вать тех­ни­че­ское функ­ци­о­ни­ро­ва­ние Интер­не­та, ока­зы­вать помощь кли­ен­там дистант­но, совер­шен­ство­вать име­ю­щи­е­ся сер­ви­сы и т. п.), совер­шать покуп­ки и сдел­ки. Соци­аль­ные сер­ви­сы спо­соб­ству­ют при­вле­че­нию в Интер­нет поль­зо­ва­те­лей, что в свою оче­редь при­вле­ка­ет спе­ци­а­ли­стов по пси­хо­ло­гии Интер­не­та (кибер­пси­хо­ло­гов).

Изу­че­ние дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те может быть пред­став­ле­но как про­дол­же­ние рабо­ты в обла­сти куль­тур­но-исто­ри­че­ской пси­хо­ло­гии, кото­рая велась и до появ­ле­ния Интер­не­та. Свя­за­но это со зна­че­ни­ем для пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия про­цес­сов освоения/усвоения зна­ков и зна­ко­вых систем, а так­же про­цес­сов опо­сред­ство­ва­ния и пере­о­по­сред­ство­ва­ния осу­ществ­ля­е­мой чело­ве­ком дея­тель­но­сти, на уни­вер­саль­но­сти и зна­чи­мо­сти кото­рых наста­и­ва­ли Л. С. Выгот­ский и его после­до­ва­те­ли.

Соглас­но одно­му из веду­щих поло­же­ний куль­тур­но-исто­ри­че­ской пси­хо­ло­гии, дея­тель­ность опо­сред­ство­ва­на внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми ору­ди­я­ми. Пред­на­зна­чен­ные для под­чи­не­ния внеш­ней сре­де ору­дия спо­соб­ству­ют раз­ви­тию пси­хи­че­ских ана­ло­гов и внут­рен­них (пси­хо­ло­ги­че­ских) ору­дий, опи­ра­ясь на кото­рые чело­век пре­об­ра­зу­ет соб­ствен­ную пси­хи­ку. Ору­дий­ное опо­сред­ство­ва­ние пред­став­ля­ет собой одно из самых суще­ствен­ных усло­вий и одно­вре­мен­но харак­те­ри­стик раз­ви­тия пси­хи­ки; не менее зна­чи­мым явля­ет­ся меха­низм пере­о­по­сред­ство­ва­ния, то есть вклю­че­ния уже опо­сред­ство­ван­ных форм дея­тель­но­сти в новые систе­мы опо­сред­ство­ва­ния (Коул, 1998).

В этом плане пред­став­ля­ет­ся акту­аль­ным наме­ча­ю­ще­е­ся сме­ще­ние акцен­тов с изу­че­ния про­цес­сов инте­ри­о­ри­за­ции к пси­хо­ло­ги­че­ско­му ана­ли­зу про­цес­сов экс­те­ри­о­ри­за­ции и, в част­но­сти, эффек­тив­но­му — отлич­но­му от поверх­ност­но­го мани­пу­ли­ро­ва­ния «симу­ля­кра­ми» в пони­ма­нии Бодрий­я­ра — при­ме­не­нию внеш­них ору­дий (в том чис­ле — ком­пью­те­ров и Интер­не­та, мобиль­ной свя­зи и гад­же­тов).

Л. С. Выгот­ский про­зор­ли­во отво­дил наи­бо­лее зна­чи­мое место семи­о­ти­че­ским ору­ди­ям, или зна­кам. Таки­ми ору­ди­я­ми явля­ют­ся, к при­ме­ру, ком­пью­те­ры, а осно­вой ком­пью­те­ров и про­из­вод­ных от них устройств явля­ют­ся мик­ро­чи­пы, то есть устрой­ства бинар­ные и зна­ко­вые.

Интер­нет, пони­ма­е­мый как социо­тех­ни­че­ская систе­ма вза­и­мо­свя­зан­ных ком­пью­те­ров и дру­гих эле­мен­тов циф­ро­вых тех­но­ло­гий, опи­ра­ет­ся на тра­ди­ци­он­ные зна­ко­вые систе­мы. Тем самым с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния при­ме­не­ние Интер­не­та пред­став­ля­ет­ся совре­мен­ным эта­пом зна­ко­во­го (семи­о­ти­че­ско­го) опо­сред­ство­ва­ния дея­тель­но­сти.

Услож­ня­ю­щи­е­ся зна­ки и семи­о­ти­че­ские систе­мы спо­соб­ству­ют раз­ви­тию и транс­фор­ма­ции выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций. Имея в виду про­бле­ма­ти­ку раз­ви­тия и услож­не­ния стро­е­ния выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций в резуль­та­те при­ме­не­ния чело­ве­ком ком­пью­те­ров, О. К. Тихо­ми­ров зало­жил осно­вы пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции как раз­де­ла общей пси­хо­ло­гии (Тихо­ми­ров, Баба­нин, 1986). Раз­ви­вать пси­хо­ло­гию ком­пью­те­ри­за­ции он пред­ла­гал в кон­тек­сте куль­тур­но-исто­ри­че­ской пси­хо­ло­гии (Тихо­ми­ров, 1993).

Исхо­дя из это­го кру­га идей, в после­ду­ю­щие годы было про­ве­де­но изу­че­ние лич­ност­ной, эмо­ци­о­наль­ной и моти­ва­ци­он­ной регу­ля­ции дея­тель­но­сти, про­цес­сов при­ня­тия реше­ний, спе­ци­фи­ки осу­ществ­ле­ния тру­до­вой, позна­ва­тель­ной, игро­вой, ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти в усло­ви­ях опо­сред­ство­ва­ния их ком­пью­те­ра­ми.

Сле­ду­ет, одна­ко, заме­тить, что вви­ду широ­чай­ше­го внед­ре­ния ком­пью­те­ров, Интер­не­та, гад­же­тов во все сфе­ры чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, пред­став­ле­ние о раз­ви­тии пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции исклю­чи­тель­но в рам­ках общей пси­хо­ло­гии выгля­дит уста­рев­шим: кибер­пси­хо­ло­гия, или пси­хо­ло­гия Интер­не­та при­сут­ству­ет ныне во всех раз­де­лах пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки (Вой­скун­ский, 2013).

Дей­стви­тель­но, совре­мен­ные кибер­пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния могут быть по пра­ву назва­ны ком­плекс­ны­ми внут­ри пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки: они охва­ты­ва­ют, к при­ме­ру:

  • воз­раст­ную пси­хо­ло­гию (ран­няя ода­рен­ность и воз­раст­ная спе­ци­фи­ка в при­ме­не­нии ком­пью­те­ров и Интер­не­та),
  • соци­аль­ную пси­хо­ло­гию (опо­сред­ство­ван­ные ком­пью­те­ром и Интер­не­том обще­ние и груп­по­вая дея­тель­ность),
  • кли­ни­че­скую пси­хо­ло­гию (т. н. тре­вож­ность при при­ме­не­нии ком­пью­те­ров, пове­ден­че­ские аддик­ции, или зави­си­мо­сти от Интер­не­та, при­ме­не­ние систем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для тера­пии стра­хов и фобий),
  • педа­го­ги­че­скую пси­хо­ло­гию (груп­по­вое и инди­ви­ду­аль­ное обу­че­ние посред­ством ком­пью­те­ров, дистант­ное обу­че­ние, игро­вые обу­ча­ю­щие про­грам­мы),
  • орга­ни­за­ци­он­ную пси­хо­ло­гию (спе­ци­фи­ка новых форм заня­то­сти и орга­ни­за­ци­он­но­го пове­де­ния в усло­ви­ях при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий),
  • диф­фе­рен­ци­аль­ную пси­хо­ло­гию (сопо­став­ле­ние лич­ност­ных типов в усло­ви­ях непо­сред­ствен­но­го и опо­сред­ство­ван­но­го Интер­не­том обще­ния),
  • когни­тив­ную пси­хо­ло­гию (изу­че­ние осо­бен­но­стей вос­при­я­тия инфор­ма­ци­он­ных бло­ков WWW, рас­пре­де­ле­ния объ­е­мов вни­ма­ния, опе­ри­ро­ва­ния «внеш­ней» памя­тью),
  • пси­хо­ло­гии обще­ния и пси­хо­линг­ви­сти­ки (син­хрон­ное и асин­хрон­ное обще­ние, обще­ние в фор­ме поли­ло­га, рече­вые осо­бен­но­сти мобиль­ной свя­зи) и т. п.

Воз­мож­но, мето­до­ло­гии общей пси­хо­ло­гии было бы не вполне доста­точ­но для объ­яс­не­ния столь раз­но­род­ных явле­ний.

Совре­мен­ная и буду­щая кибер­пси­хо­ло­гия, или пси­хо­ло­гия Интер­не­та (или какое-либо дру­гое наиме­но­ва­ние дан­но­го направ­ле­ния), не может функ­ци­о­ни­ро­вать обособ­лен­но. Она уже испы­ты­ва­ет дав­ле­ние со сто­ро­ны социо­ло­гии, ком­му­ни­ка­ти­ви­сти­ки, инфор­ма­ти­ки, поли­то­ло­гии и др.

В част­но­сти, в рам­ках соци­аль­ной инфор­ма­ти­ки (или соци­аль­ных при­ме­не­ний ком­пью­тер­ных наук) раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ком­пью­тер­ные при­ло­же­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щие содер­жа­тель­ную обра­бот­ку десят­ков мил­ли­о­нов запи­сей (бло­гов, тви­тов, постов и т. п.); резуль­та­ты такой обра­бот­ки зача­стую име­ют пси­хо­ло­ги­че­скую зна­чи­мость.

Тем самым кибер­пси­хо­ло­гам над­ле­жит уста­нав­ли­вать рабо­чие дело­вые свя­зи с пред­ста­ви­те­ля­ми отрас­лей нау­ки, с пози­ций сво­их дис­ци­плин иссле­ду­ю­щих пове­де­ние поль­зо­ва­те­лей совре­мен­ных ком­пью­тер­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­ги­яи Интернет.—М.:Акрополь, 2010.
  • Вой­скун­ский А. Е. Пер­спек­ти­вы ста­нов­ле­ния пси­хо­ло­гии Интер­не­та // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал.
    2013. Т. 34. No 3. С. 110–118.
  • Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / Под ред. А. Е. Вой­скун­ско­го. — М.: Тер­ра-Можайск,
    2000.
  • Выгот­ский Л.С. Собра­ние сочи­не­ний: В 6т.—М.: Педа­го­ги­ка, 1982–1984.
  • Коул М. Куль­тур­но-исто­ри­че­ская психология.Наука буду­ще­го. —М.:Когито-Центр,1998.
  • Куз­не­цо­ва Ю.М.,Чудова Н.В. Пси­хо­ло­гия жите­лей Интер­не­та. —М.:УРСС,2008.
  • Тихо­ми­ров О. К. Инфор­ма­ци­он­ный век и тео­рия Л. С. Выгот­ско­го // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал.
    1993. No 1.
  • Тихо­ми­ров О. К., Баба­нин Л. Н. ЭВМ и новые про­бле­мы пси­хо­ло­гии. — М.: Изд-во Моск. уни­вер­си­те­та, 1986.

Об авторе

Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и инфор­ма­ти­за­ции факуль­те­та пси­хо­ло­гии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkgooglepluspinterest