Абдрахманова Э. В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости

А

Одной из главных и стремительно развивающихся проблем XXI века является интернет-аддикция, иначе, интернет-зависимость.

Данная зависимость сегодня приобретает вид социальной болезни. Она возникла как результат массовой компьютеризации населения, которая начала набирать свои обороты ещё с 1991 года.

Человек задействует интернет, как способ ухода от сложной, не удовлетворяющей его потребностям реальности, и создания своего утопического, идеального виртуального мира, где он является творцом.

Интернет-зависимость считается одним из видов компьютерной зависимости и получила название «сетеголизм». Сетеголиками стали называть людей, которые проводят в интернете большую часть своего времени, около 12−14 часов в сутки [6].

Существует множество определений данного понятия, обращение к которым может помочь понять, что на самом деле представляет собой это явление.

Первое из них дал Ivan Goldberg в 1996 году, он понимал интенет-зависимость как расстройство поведения, возникшее в результате использования компьютера и интернета.

Kandell’s (1998) уточнил данное определение, обозначив, что понятие «интернет-зависимость» включает в себя любой вид деятельности в сети.

Еще одним и наиболее современным понятием «интернет-зависимости» является определение, в котором она выступает как навязчивое или компульсивное стремление войти в интернет, находясь вне его, и невозможность покинуть интернет, находясь в сети.

Американский психиатр и эксперт по интернет-зависимости Кимберли Янг дала второе определение, которое сводится к пониманию интернет-аддикции как проблемному использованию интернета (1998).

В данном случае «интернет-зависимость» выступает как широкое понятие, включающее большое количество проблем, связанных с поведением и контролем над влечением [9].

В литературе отмечаются трактовки интернет-аддикции еще более широкие, чем выше упомянутое:

  1. зависимость от компьютера, состоящая из увлечения различными играми, программированием и другими видами деятельности, то есть чрезмерный интерес к работе с компьютером;
  2. «информационная перегрузка», которая понимается как навязчивое, непреодолимое стремление использовать навигацию по WWW для поиска в удаленных базах данных (web-серфинг) какой-либо информации;
  3. компульсивное применение интернета — данное определение сводится к использованию интернета для азартных игр, онлайновых аукционов и электронных покупок;
  4. зависимость от «кибер-отношений» — это всякое применение интернета в качестве общения, способа социального взаимодействия, то есть общение в чатах, форумах, электронных дневниках, социальных сетях;
  5. зависимость от «киберсекса», понимается как чрезмерная увлеченность содержимым порнографических сайтов в интернете, обсуждением сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых» и многое другое [7].

На 2015 год, по данным социологических опросов выявлено, что пользователями интернета в России являются молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет [3]. 88% детей в возрасте 4-х лет начинают выходить в сеть вместе с родителями.

Социологи и психологи выделяют ряд проблем, характеризующих социальные последствия данного явления:

1) Разрыв социальных связей, приводящий к десоциализации пользователя.

Говоря о данной проблеме, необходимо отметить тот факт, что она относится к конкретному лицу. Тем не менее, вред от неё затрагивает большее количество людей.

Пользователь отстраняется от реального мира путем концентрации на виртуальном, при этом он утрачивает связь со своим физическим «Я». Также наблюдается прекращение прежних контактов с друзьями, знакомыми, родными в реальной жизни, что грозит возникновением полной изоляции человека и трансформацией структуры общества.

2) Увеличение количества фиксируемых случаев проявления аутоагрессии из-за невозможности воспользоваться интернетом.

Чрезмерное увлечение интернетом приводит к потере контроля над своими эмоциями и действиями, что приводит к появлению случаев совершения самоубийств, одной из причин которых может быть невозможность пользования интернетом.

3) Увеличение количества случаев совершения насильственных действий по отношению к окружающим из-за невозможности пользоваться интернетом.

Пользователи, считающиеся абсолютно интернет-зависимыми в большинстве случаев проецируют свою агрессию и неудовлетворенность на окружающих людей [4].

Все большее количество специалистов начинает волновать вопрос, как бороться с возникшей проблемой. Для этого целесообразно определить факторы и причины формирования интернет-зависимости, которые могут поспособствовать дальнейшей разработке программ по профилактике и коррекции данной аддикции.

Выделяются следующие факторы формирования интернет-зависимости:

На макроуровне:

  1. социально-экономические факторы, которые отражают уровень экономического развития государства (ВВП на душу населения), уровень жизни, структуру доходов/расходов населения, развитость социальной инфраструктуры;
  2. технико-технологические факторы — телекоммуникационная структура и степень проникновения интернета;
  3. к социально-политическим факторам относятся правовые ограничения, отношение властных структур к коммуникациям в интернете.

На личностном уровне, который обозначается как «микроуровень», отмечаются:

  1. психологические факторы, в частности, к ним относятся индивидуально-психологические характеристики, желание принадлежать определенной субкультуре, стремление перенести нормы виртуального мира в реальный, а также возможное наличие других зависимостей (наркотической, алкогольной и других);
  2. социальные и социально-организационные факторы отражают наличие/отсутствие семьи и детей, друзей в реальной жизни; количество времени, проводимого в сети с неразборчивыми целями; наличие/отсутствие хобби/увлечений; наличие/отсутствие распорядка дня и т. д.;
  3. экономические факторы — наличие/отсутствие работы и стабильного дохода, уровень жизни;
  4. пользовательский опыт — стаж, глубина пользования сетью и т. д.;
  5. биологические факторы включающие состояние здоровья, наличие отклонений, влияющих на социальные связи индивида; проблемы со сном [2].

В подростковом возрасте, важным фактором риска развития интернет-зависимости можно считать нарушения эмоционально-когнитивной сферы. Эти когнитивные изменения искажают, деформируют социально-психологические установки личности, его «Я-концепцию».

В литературе, среди личностных характеристик подростков, склонных к интернет-зависимости отмечаются поиск ощущений или потребность в новых, не познанных ранее переживаниях, и что наиболее важное, это желание подвергаться социальному риску ради поиска этих ощущений.

Столь высокий интерес к интернету в данном возрасте обусловлен причинами, среди которых доминирует мотивация к познанию и всему новому, а также использование технологий для общения и развлечений. Интернет дает безграничные возможности для самореализации, то есть это своего рода свобода действий и мысли [1].

Как показывает ряд психологических исследований, «жертвами» интернета становятся люди, у которых наблюдается неудовлетворенность собой, заниженная самооценка, неспособность создавать и поддерживать гармоничные отношения с другими, в реальном мире.

Данные особенности являются возможными факторами формирования интернет-зависимости. Такие люди с помощью интернета пытаются компенсировать недостающее им уважение, любовь, и ощущение собственной значимости. Именно в сетевом общении они находят некоторую отдушину, в которую быстро попадают и становятся от нее зависимыми.

Также интернет-зависимым людям характерны такие личностные особенности, как робость, напряженность, интроверсия и тревожность [5].

Российский психиатр В. А. Бурова в своей статье «Социально-психологические аспекты интернет-зависимости» выделяет факторы формирования привлекательности интернета как объекта зависимого поведения, такие как:

  1. Возможность социальных взаимодействий, которые, в свою очередь, являются анонимными, что считается наиболее привлекательным для пользователя;
  2. Возможность реализовать свои представления, фантазии, в целом, свобода действий;
  3. Возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (нет необходимости удерживать внимание одного собеседника — т. к. в любой момент можно найти нового);
  4. Доступ к информации не ограничен.

Интересным является подход Л. Хэттерер к изучению средовых и интерперсональных факторов аддиктивного поведения. Он ввел понятие «аддиктивного комплимента».

По мнению Л. Хэттерер, аддиктивным комплиментом называется любое лицо, группа или среда, которые поддерживают аддиктивное поведение. Он пришел к выводу, что в особенных случаях другой человек может стать для зависимого человека провокатором, то есть аддиктивным комплиментом. Однако, он не всегда может иметь пристрастие к объекту зависимости, но так или иначе играет значительную роль в аддиктивном процессе.

Снижать эмоциональное напряжение аддиктам позволят нахождение других зависимых людей, чья зависимость оправдывает их собственную аддикцию.

Аддиктивное поведение становится механизмом запуска внутригрупповой привязанности и сплоченности. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они не только находят партнеров, поддерживающих их аддиктивный цикл, но и постоянный источник комплиментов.

Средства массовой информации, будь то газеты, журналы, телевидение и прочее, могут пропагандировать аддиктивное поведение, тем самым способствуя приобщению к нему людей.

Зависимости могут выступать в роли методов, способствующих достижению успеха в деятельности или чем-либо другом, средством совладания с болью, напряжением, стрессом, социальными и интраперсональными конфликтами.

В качестве внутриличностных факторов, которые считаются предрасполагающими в формировании зависимости, выступают личностные особенности аддиктов.

Некоторые авторы, опираясь на свои исследования, отмечают, что такие качества, как лживость, склонность винить во всем других, манипулятивность, безответственность и преувеличение своих достоинств, могут способствовать развитию в человеке зависимого поведения [8].

А. Е. Жичкина выделила 2 причины интернет-зависимости. Одну из них она обозначила как повышенная чувствительность к ограничениям, что особенно проявляется в подростковом возрасте.

В данном случае интернет выступает, как возможность избавиться от требований, предъявляемых обществом, в частности, родителями и близкими, стать более раскованным и свободным.

Вторая причина — потребность в эмоциональной поддержке, которую трудно получить в реальном, социальном окружении.

Существуют и биологические факторы риска. К факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести различные осложнения матери при беременности, например, инфекционные заболевания, приём лекарств, курение и др.

В зоне риска находятся дети с повреждениями ЦНС, среди которых наиболее распространенным нарушением, способным приводить к возникновению интернет-зависимости является СДВГ.

Также отмечается, что дети с тенденцией к повышенному уровню тревожности наиболее склонны и подвержены интернет-аддикции.

Таким образом, интернет-зависимость — это серьёзная проблема нашего времени, охватывающая всё молодое поколение. Она является таким же опасным явлением, как наркотическая и алкогольная зависимость, которая пагубно влияет на личность человека, его внутренний мир и социальное окружение.

Однако, нельзя сказать, что интернет имеет лишь негативную сторону, ведь у него есть и множество плюсов, поэтому не стоит воспринимать его, как потенциальную угрозу, потому что «заболевание интернетом» напрямую зависит и от личностных особенностей пользователей.

Литература

  1. Алексеевец О. Г Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 185−189.
  2. Варламова С. интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология / С. Варламова, Е. Гончарова, И. Соколова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. С. 165−182.
  3. Гуреева А. Ю. интернет-зависимость: современное состояние проблемы / А. Ю. Гуреева, С. В. Сизов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 2. С. 127−129.
  4. Завалишина О. В. интернет-аддикция — одна из актуальных проблем современности / О. В. Завалишина, Н. А. Загуменных, Е. С. Постоева // Научны журнал КубГАУ. 2015. № 105. С. 1−10.
  5. Спиркина Т. С. Личностные особенности пользователе сети интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 60. С. 473−478.
  6. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 3. С. 56−60.
  7. Чухрова М. Г. интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения / М. Г. Чухрова, А. В. Ермолаева // Мир культуры, науки, образования. 2012. № 2. С. 231−234.
  8. Шаталина М. А. Анализ факторов, влияющий на формирование интернет-аддикции // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. № 1. С. 188−192.
  9. Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, профилактика и коррекция: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. С. 31−32.

Источник: Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 14−17.

Категории

Метки

Публикации

Общение

Cyberpsy.ru - первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии.
Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.