Халепо И.И. Интернет-пространство как фактор, влияющий на формирование аддикции

Х

Все­мир­ная пау­ти­на мину­ет гео­гра­фи­че­ские барье­ры, оку­ты­вая зем­ной шар неви­ди­мой нитью, обес­пе­чи­вая выход в сеть из любо­го насе­лен­но­го пунк­та, где есть выш­ка сото­вой свя­зи. Уже сей­час моло­до­му поко­ле­нию невоз­мож­но пред­ста­вить свою жизнь без под­клю­че­ния к интер­не­ту и выхо­ду в него как мини­мум раз в сут­ки [1, с. 49]. 

Ново­сти, соци­аль­ные сети, про­гноз пого­ды, покуп­ки в интер­не­те, онлайн транс­ля­ции спор­тив­ных мат­чей, азарт­ные игры – кази­но или став­ки на спорт, науч­ные ста­тьи, сове­ты по ухо­ду за фику­сом и про­чее, не выхо­дя из дома, не посе­щая биб­лио­те­ки, фору­мы и круж­ки по инте­ре­сам, в пару кли­ков. Всю необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию, по любо­му вопро­су инди­вид может полу­чить в сети. 

Эта про­сто­та и доступ­ность при­вле­ка­ет и одно­вре­мен­но вызы­ва­ет зави­си­мость от сети. Дей­стви­тель­но, когда на любую про­бле­му мож­но най­ти отве­ты в интер­не­те, это под­ку­па­ет, мозг полу­ча­ет уже гото­вые реше­ния, не осу­ществ­ляя само­сто­я­тель­ную активность.

По наблю­де­ни­ям Ю.Д. Баба­е­вой, А.Е. Вой­скун­ской, О.В. Смыс­ло­вой, интер­нет-аддик­ция про­яв­ля­ет­ся в том, что чело­век отда­ет пред­по­чте­ние жиз­ни в Интер­не­те, отка­зы­ва­ясь от сво­ей «реаль­ной жиз­ни», про­во­дя круг­лые сут­ки в сети [2, с. 13]. 

Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство аддик­тов име­ют зави­си­мость от соци­аль­ных сетей. Уже у детей млад­шей шко­лы есть про­фи­ли в соци­аль­ных сетях, напри­мер в «ВКон­так­те», где они обща­ют­ся по раз­лич­ным темам, дру­жат, ссо­рят­ся или враж­ду­ют, сме­ши­вая вир­ту­аль­ную жизнь с реальной. 

Сме­ше­ние про­ис­хо­дит настоль­ко глу­бо­ко, что нуж­но при­ло­жить уси­лие и сме­нить фокус, что­бы отде­лить одно от дру­го­го. Ведут свой про­филь в соци­аль­ной сети, спе­ци­аль­но фото­гра­фи­ру­ют­ся и выби­ра­ют луч­шие, что­бы поста­вить на ава­тар­ку, соби­ра­ют порт­фо­лио, клян­чат лай­ки и прочее. 

Под вли­я­ни­ем интер­нет-аддик­ции сужа­ет­ся круг увле­че­ний; утра­чи­ва­ет­ся инте­рес к необ­хо­ди­мой моно­тон­ной дея­тель­но­сти, воз­ни­ка­ет отвле­чен­ность вни­ма­ния и нару­ше­ние его кон­цен­тра­ции. Мобиль­ные устрой­ства, бом­бар­ди­руя зву­ко­вы­ми уве­дом­ле­ни­я­ми о новых сооб­ще­ни­ях, посто­ян­но тре­бу­ют вни­ма­ния и про­вер­ки успе­хов в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Это созда­ет неко­то­рый нев­ро­ти­че­ский фон, уве­ли­чи­ва­ю­щий раздражительность. 

При лише­нии досту­па к сети и сете­вым устрой­ствам, нечем занять свое вре­мя, насту­па­ет ухуд­ше­ние настро­е­ния. В слу­ча­ях, когда ини­ци­а­то­ра­ми вре­мен­но­го отклю­че­ния от сети явля­ют­ся, к при­ме­ру, роди­те­ли школь­ни­ка, воз­мож­ны суи­ци­даль­ные угрозы.

Сто­ит выде­лить несколь­ко фак­то­ров, кото­рые при­вле­ка­ют потен­ци­аль­ных аддиктов.

Во-пер­вых, при­вле­ка­тель­ность интер­нет-сре­ды в том, что, кем бы ты ни был, ты можешь в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти вопло­тить свои самые сокро­вен­ные фан­та­зии и жела­ния, совер­шая уси­лия, лишь кли­кая мышкой.

Вто­рым фак­то­ром явля­ет­ся ано­ним­ность сес­сий в интер­не­те. Поль­зо­ва­тель, как бы то ни было, остав­ля­ет сле­ды во все­мир­ной пау­тине, реги­стра­ции на сай­тах, фото в соци­аль­ных сетях, кото­рые могут «всплыть» при запро­се по его ФИО и, конеч­но, исто­рия в бра­у­зе­ре. Но, что­бы вый­ти на эти сле­ды, нуж­но иметь опре­де­лен­ные навы­ки, зача­стую недо­ступ­ные обыч­ным пользователям.

Сле­ду­ю­щим фак­то­ром явля­ет­ся неогра­ни­чен­ный доступ к раз­вле­че­ни­ям и информации.

Вир­ту­аль­ная реаль­ность отли­ча­ет­ся от реаль­ной жиз­ни сво­ей дина­мич­но­стью, воз­мож­но­стью реа­ли­за­ции сво­их скры­тых жела­ний, воз­мож­но­стью при­ни­мать реше­ния, пре­одо­ле­вать труд­но­сти, чув­ство­вать себя героем/героиней. По мере про­грес­си­ро­ва­ния аддик­ции вир­ту­аль­ный мир посте­пен­но ста­но­вит­ся всё более при­вле­ка­тель­ным, в то вре­мя как реаль­ный вос­при­ни­ма­ет­ся неин­те­рес­ным и скуч­ным [3, с. 45]. 

Нель­зя игно­ри­ро­вать воз­ник­но­ве­ние двух­сто­рон­ней свя­зи у аддик­та с вир­ту­аль­ным дина­мич­ным миром, что фор­ми­ру­ет иллю­зию обще­ния с суще­ству­ю­щим миром на экране монитора.

Свя­зи аддик­та с реаль­ным миром осла­бе­ва­ют, и он зани­ма­ет про­ме­жу­точ­ное пси­хо­ло­ги­че­ское про­стран­ство [4, с. 171]. Опас­ность состо­ит в том, что у аддик­та утра­чи­ва­ет­ся пер­со­на­ли­за­ция себя в вир­ту­аль­ном мире и реаль­ной жиз­ни, поэто­му воз­мож­но выпол­не­ние ана­ло­гич­ных дей­ствий, совер­ша­е­мых им в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обыч­ной жиз­ни. Про­ис­хо­дит неко­то­рое обес­це­ни­ва­ние сво­ей жиз­ни, при­туп­ле­ние инстинк­та само­со­хра­не­ния и при­ня­тие фак­та, что все воз­мож­но вос­ста­но­вить, запу­стив с послед­не­го сохранения.

Аддикт исполь­зу­ет содер­жа­ние вооб­ра­же­ния, фан­та­зий для обслу­жи­ва­ния реаль­ных моти­ва­ций, про­ек­тов вир­ту­аль­но­го мира, испы­ты­вая при этом чув­ство кон­тро­ля над про­ис­хо­дя­щи­ми собы­ти­я­ми и объ­ек­та­ми [5, с. 30]. 

Про­ис­хо­дит опас­ное для аддик­та раз­мы­ва­ние гра­ниц меж­ду вооб­ра­жа­е­мы­ми реаль­ным, вплоть до нару­ше­ния само­охра­ни­тель­ных тен­ден­ций с иллю­зи­ей пре­одо­ле­ния сво­ей био­ло­ги­че­ской хруп­ко­сти и повре­жда­е­мо­сти [5].

Под­во­дя итог, сто­ит отме­тить, что неогра­ни­чен­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та может при­ве­сти к раз­ви­тию осо­бой фор­мы пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти, харак­тер­ной для интер­нет-аддик­ции [7, с. 38]. 

Интер­нет- зави­си­мость сопро­вож­да­ет­ся зна­чи­тель­ны­ми изме­не­ни­я­ми лич­но­сти и его десо­ци­а­ли­за­ции. Попу­ляр­ность и широ­кое при­ме­не­ние интер­не­та при­во­дит к новой быст­ро про­грес­си­ру­ю­щей фор­ме аддикции.

На наш взгляд, про­фи­лак­ти­че­ски­ми мера­ми по предот­вра­ще­нию появ­ле­ния интер­нет-аддик­ции может слу­жить раз­ви­тие кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Иссле­до­ва­тель О.А. Липо­вая утвер­жда­ет, что раз­ви­тие кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния еще в пери­од их обу­че­ния может помочь в даль­ней­шем сни­зить риск попа­да­ния под вли­я­ние нега­тив­ных убеж­де­ний, настро­е­ний, уста­но­вок [6].

Литература

  1. Асмо­лов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: транс­фор­ма­ции иден­тич­но­сти в вир­ту­аль­ном мире // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. - 2009. - № 3. С. 70.
  2. Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е., Смыс­ло­ва О.В. Интер­нет: воз­дей­ствие на лич­ность [Элек­трон­ный    ресурс].
  3. Бара­но­ва Ю.Л. Обще­ние под­рост­ков в соци­аль­ных интер­нет-сетях как осо­бый вид ком­му­ни­ка­ции / Науч­ные про­бле­мы гума­ни­тар­ных иссле­до­ва­ний. 2012. № 4. С. 380.
  4. Годик Ю.О. Угро­зы и рис­ки без­опас­но­сти дет­ской и под­рост­ко­вой ауди­то­рии новых медиа // Медиа­скоп. 2013. № 2. С. 254.
  5. Жич­ки­на А. Пси­хо­ло­гия / А. Жич­ки­на С.И. Дуд­ник, [и др]. М.: Даш­ков и Ко, 2015. 117 с.
  6. Липо­вая О.А. Раз­ви­тие кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния у сту­ден­тов педа­го­ги­че­ско­го вуза. Вест­ник Таган­рог­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та име­ни А.П. Чехо­ва. Гума­ни­тар­ные нау­ки. 2013. № 1. С. 142-145.
  7. Шай­ду­ли­на А.Ф. Интер­нет-зави­си­мость - новая фор­ма аддик­тив­но­го пове­де­ния у под­рост­ков // Мате­ри­а­лы кон­грес­са по дет­ской пси­хи­ат­рии. Москва, 2011. С. 43
Источ­ник: «Акту­аль­ные про­бле­мы про­фи­лак­ти­ки аддик­тив­но­го пове­де­ния». Сбор­ник мате­ри­а­лов I-й Реги­о­наль­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции Таган­рог­ско­го инсти­ту­та име­ни А.П. Чехо­ва (фили­а­ла) ФГБОУ ВО «Ростов­ский госу­дар­ствен­ный эко­но­ми­че­ский уни­вер­си­тет (РИНХ)». Таган­рог. Таган­рог: Изд-во Таган­рог­ско­го инсти­ту­та име­ни А.П. Чехо­ва, 2018. 

Об авторе

Хале­по И.И. - маги­странт кафед­ры пси­хо­ло­гии, г. Таган­рог, ТИ име­ни А.П. Чехо­ва (фили­ал), ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest