Зекерьяев Р.И. Психологические особенности влияния защитных механизмов личности на ее интернет-активность в виртуальном пространстве

З

Введение

Совре­мен­ный этап раз­ви­тия обще­ства харак­те­ри­зу­ет­ся стре­ми­тель­ным раз­ви­ти­ем инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ных тех­но­ло­гий и сети Интер­нет. Вхож­де­ние лич­но­сти в вир­ту­аль­ное про­стран­ство пред­по­ла­га­ет созда­ние ею сво­е­го вир­ту­аль­но­го обра­за, через кото­рый она осу­ществ­ля­ет соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие в соци­о­куль­тур­ном про­стран­стве сети Интернет. 

Важ­ным явля­ет­ся тот факт, что ряд осо­бен­но­стей вир­ту­аль­но­го про­стран­ства, таких как ано­ним­ность, физи­че­ская непред­став­лен­ность, сво­бо­да дей­ствий и т.д., может спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию вир­ту­аль­ной лич­но­сти, склон­ной к деструк­тив­но­му соци­аль­но­му вза­и­мо­дей­ствию (трол­линг, кибер­бул­линг, хакер­ство, спам и т.д.).

Несмот­ря на боль­шое коли­че­ство иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных про­цес­су интер­нет-соци­а­ли­за­ции, не до кон­ца оста­ет­ся изу­чен­ным вопрос, свя­зан­ный с при­чи­на­ми фор­ми­ро­ва­ния вир­ту­аль­но­го обра­за, склон­но­го к деструк­тив­ной дея­тель­но­сти в систе­ме гипер­ре­аль­но­сти. Более того, совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми не был затро­нут вопрос вли­я­ния защит­ных меха­низ­мов лич­но­сти на про­цесс ее интернет-социализации. 

Вме­сте с тем изу­че­ние дан­но­го явле­ния обла­да­ет высо­кой акту­аль­но­стью, так как сеть Интер­нет не толь­ко явля­ет­ся рас­ши­ре­ни­ем жиз­нен­но­го про­стран­ства, в кото­ром могут про­яв­лять­ся защит­ные меха­низ­мы, но и сти­му­ли­ру­ет их про­яв­ле­ние из-за ряда осо­бен­но­стей, при­су­щих исклю­чи­тель­но вир­ту­аль­ной среде.

Цель ста­тьи – выявить пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вли­я­ния защит­ных меха­низ­мов лич­но­сти на ее интер­нет-актив­ность в вир­ту­аль­ном пространстве.

Основная часть

Раз­ви­тие совре­мен­но­го обще­ства харак­те­ри­зу­ет­ся вхож­де­ни­ем тех­но­ло­гий сети Интер­нет в жизнь чело­ве­ка. Одним из след­ствий дан­но­го явле­ния мож­но счи­тать кон­стру­и­ро­ва­ние вир­ту­аль­но­го соци­о­куль­тур­но­го про­стран­ства (гипер­ре­аль­но­сти), кото­рое рас­ши­ря­ет жиз­нен­ное про­стран­ство лич­но­сти в целом. 

При­хо­дя в сре­ду сети Интер­нет, чело­век фор­ми­ру­ет в ней свой вир­ту­аль­ный образ, кото­рый явля­ет­ся в первую оче­редь само­пре­зен­та­ци­ей лич­но­сти в про­цес­се соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия в сети Интер­нет. Необ­хо­ди­мо отме­тить, что при этом созда­ва­е­мая лич­ность может быть как кон­гру­энт­ной, так и вымыш­лен­ной, то есть обла­да­ю­щей атри­бу­та­ми, не свой­ствен­ны­ми обра­зу, либо оста­ю­щей­ся непред­став­лен­ной и не обла­да­ю­щей тако­вы­ми вообще.

Л.Н. Сун­гу­ро­ва в иссле­до­ва­ни­ях осо­бен­но­стей интер­нет-про­стран­ства отме­ча­ла, что чело­век в нем осу­ществ­ля­ет само­предъ­яв­ле­ние, кото­рое может трак­то­вать­ся как осо­знан­ная и кон­тро­ли­ру­е­мая транс­ля­ция в сете­вое про­стран­ство инфор­ма­ции о себе. При этом чело­век может исполь­зо­вать раз­лич­ные тех­но­ло­гии и стра­те­гии, что­бы про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на дру­гих поль­зо­ва­те­лей сети Интернет. 

По мне­нию уче­ной, вир­ту­аль­ное само­предъ­яв­ле­ние может быть попыт­кой экс­пе­ри­мен­тов с соб­ствен­ной иден­тич­но­стью и стрем­ле­ни­ем пере­жить новый соци­аль­ный опыт через ком­му­ни­ка­цию с пози­ции раз­ных ролей. 

Так­же Л.Н. Сун­гу­ро­ва отме­ча­ла, что чрез­мер­ная потреб­ность в играх с сете­вой иден­тич­но­стью может сви­де­тель­ство­вать о невоз­мож­но­сти само­ре­а­ли­за­ции в реаль­ном про­стран­стве или может носить про­тестный харак­тер по отно­ше­нию нор­мам и цен­но­стям, при­ня­тым в реаль­ной соци­аль­ной ситуации. 

Таким обра­зом, напри­мер, чело­век с целью пре­одо­ле­ния нор­ма­тив­но­сти может фор­ми­ро­вать в систе­ме гипер­ре­аль­но­сти лич­ность, вза­и­мо­дей­ствие кото­рой с окру­жа­ю­щи­ми может носить деструк­тив­ный харак­тер [Сун­гу­ро­ва, 2012].

А.В. Чистя­ков в ходе ана­ли­за про­цес­са интер­нет-соци­а­ли­за­ции отме­чал осо­бен­но­сти про­ис­хо­дя­щих в нем транс­фор­ма­ций. Иссле­до­ва­тель акцен­ти­ро­вал вни­ма­ние на том, что в вир­ту­аль­ном про­стран­стве у лич­но­сти при­сут­ству­ет воз­мож­ность одно­вре­мен­но­го вза­и­мо­дей­ствия с боль­шим коли­че­ством людей из раз­ных соци­аль­ных групп и сообществ. 

Про­цесс само­пре­зен­та­ции, по мне­нию А.В. Чистя­ко­ва, может носить неустой­чи­вый и про­ти­во­ре­чи­вый харак­тер, что при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию так назы­ва­е­мой медиа­пер­со­на­ли­за­ции. Веду­щей пер­цеп­тив­ной модаль­но­стью в про­цес­се вир­ту­аль­но­го соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия иссле­до­ва­тель счи­та­ет визу­аль­ную, а сам про­цесс ком­му­ни­ка­ции – нося­щим кон­спек­тив­ную направленность. 

А.В. Чистя­ков так­же отме­чал лег­кость и быст­ро­ту созда­ния новых соци­аль­ных кон­так­тов с дру­ги­ми вир­ту­аль­ны­ми иден­тич­но­стя­ми, в ходе кото­рых могут пере­ни­мать­ся или осо­знан­но нару­шать­ся пра­ви­ла ком­му­ни­ка­ции каж­до­го кон­крет­но­го сете­во­го сооб­ще­ства [Чистя­ков, 2006].

А.Е. Жич­ки­на в сво­их иссле­до­ва­ни­ях отме­ча­ла, что реаль­ная жизнь одно­знач­но объ­ек­ти­ви­зи­ру­ет чело­ве­ка рам­ка­ми пола, воз­рас­та, соци­аль­но­го поло­же­ния и т.д. В свя­зи с этим у него может воз­ни­кать жела­ние к пре­одо­ле­нию этих рамок через про­цесс вир­ту­аль­но­го кон­стру­и­ро­ва­ния обра­за иде­аль­но­го «Я». При созда­нии вир­ту­аль­ной лич­но­сти, по мне­нию уче­ной, появ­ля­ет­ся прак­ти­че­ски без­гра­нич­ная сво­бо­да в при­сво­е­нии любых соци­аль­ных свойств. 

А.Е. Жич­ки­на так­же гово­ри­ла о том, что при доста­точ­ной удо­вле­тво­рен­но­сти лич­но­сти сво­ей реаль­ной жиз­нен­ной ситу­а­ци­ей отме­ча­ет­ся отсут­ствие жела­ния репли­ка­ции себя в новых обра­зах в интернет-пространстве. 

Таким обра­зом, по мне­нию дан­но­го авто­ра, систе­ма гипер­ре­аль­но­сти высту­па­ет в каче­стве над­строй­ки к реаль­но­му про­стран­ству, в кото­рой лич­ность может реа­ли­зо­вы­вать свои потреб­но­сти и жела­ния [Жич­ки­на, 2001].

А.И. Лучин­ки­на, иссле­дуя фено­мен вир­ту­аль­ный образ, отме­ча­ла, что он явля­ет­ся бес­те­лес­ным и пред­став­ля­ет собой жела­е­мый образ «Я» субъ­ек­та, кото­рый его создает. 

К свой­ствам сете­вой лич­но­сти иссле­до­ва­тель­ни­ца отно­си­ла нали­чие при­о­ри­те­тов, недо­ступ­ных в реаль­ном про­стран­стве, стрем­ле­ние к повто­ре­нию себя в раз­лич­ных ролях, стрем­ле­ние про­жить несколь­ко жиз­ней, ощу­ще­ние при­над­леж­но­сти к сете­вой культуре. 

В сво­их рабо­тах А.И. Лучин­ки­на выде­ля­ет ряд моти­вов, свой­ствен­ных лич­но­сти в про­цес­се интер­нет-соци­а­ли­за­ции (мотив взно­са, мотив обо­зна­чен­но­го про­стран­ства, мотив репли­ка­ции, мотив взно­са и мотив вопло­ще­ния в роль), а так­же свой­ства само­го вир­ту­аль­но­го обра­за: вир­ту­аль­ность (как свой­ство, отра­жа­ю­щее при­о­ри­тет вир­ту­аль­но­го про­стран­ства над реаль­ным), вовле­чен­ность (как ощу­ще­ние чело­ве­ком себя частью соци­о­куль­тур­но­го про­стран­ства сети Интер­нет) и направ­лен­ность (как стрем­ле­ние лич­но­сти к осу­ществ­ле­нию кон­струк­тив­ной или деструк­тив­ной вир­ту­аль­ной коммуникации). 

Автор так­же выде­ля­ла интер­нет-актив­ность, кото­рая всту­па­ет инте­граль­ным свой­ством лич­но­сти в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, опре­де­ля­ю­щим вре­мя и харак­тер дея­тель­но­сти в систе­ме гипер­ре­аль­но­сти [Лучин­ки­на, 2018].

Таким обра­зом, вир­ту­аль­ная лич­ность интер­нет-поль­зо­ва­те­ля – это образ, с помо­щью кото­ро­го он осу­ществ­ля­ет само­пре­зен­та­цию в соци­о­куль­тур­ном про­стран­стве сети Интер­нет. Бла­го­да­ря бес­те­лес­но­сти и физи­че­ской непред­став­лен­но­сти, чело­век может создать некон­гру­энт­ный вир­ту­аль­ный образ, с помо­щью кото­ро­го реа­ли­зо­вы­вать потреб­но­сти и жела­ния, недо­сти­жи­мые в реаль­ном пространстве.

Защит­ные меха­низ­мы лич­но­сти пред­став­ля­ют собой бес­со­зна­тель­ный пси­хи­че­ский меха­низм, про­яв­ля­ю­щий­ся в ниве­ли­ро­ва­нии нега­тив­ных пере­жи­ва­ний лич­но­сти и детер­ми­ни­ро­ва­нии ее пове­ден­че­ских особенностей. 

Счи­та­ет­ся, что защит­ные меха­низ­мы начи­на­ют фор­ми­ро­вать­ся на ран­них эта­пах онто­ге­не­за и сохра­ня­ют в рав­но­ве­сии пси­хи­ку чело­ве­ка, явля­ясь, по сути, стра­те­ги­я­ми совла­да­ния с трав­ми­ру­ю­щи­ми собы­ти­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в его жизни.

А.А. Нал­ча­д­жян, иссле­дуя защит­ные меха­низ­мы с пози­ции дея­тель­ност­но­го под­хо­да, опи­сы­вал их как опре­де­лен­ные фор­мы пове­де­ния, в кото­рых про­яв­ля­ет­ся когни­тив­ная и эмо­ци­о­наль­ная актив­ность и кото­рые акту­а­ли­зи­ру­ют­ся для защи­ты пси­хи­ки личности. 

Уче­ный отме­чал, что, про­яв­ля­ясь в пси­хи­че­ской актив­но­сти, они ниве­ли­ру­ют или устра­ня­ют пол­но­стью послед­ствия пси­хо­трав­ми­ру­ю­щих ситу­а­ций, спо­соб­ству­ют адап­та­ции лич­но­сти в слож­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, детер­ми­ни­ру­ют акти­ва­цию опре­де­лен­ных пове­ден­че­ских пат­тер­нов для защит­но­го реа­ги­ро­ва­ния [Нал­ча­д­жян, 2010].

О.И. Давы­до­ва в ходе иссле­до­ва­ния пси­хо­ло­ги­че­ских защит с пози­ции когни­тив­ной пси­хо­ло­гии отме­ча­ла, что пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты детер­ми­ни­ру­ют новые спо­со­бы обра­бот­ки инфор­ма­ции, кото­рые пере­оце­ни­ва­ют те ее части, кото­рые могут нане­сти пси­хо­ло­ги­че­ский вред. 

По мне­нию уче­ной, защит­ные меха­низ­мы акту­а­ли­зи­ру­ют­ся в момент, когда лич­ность неспо­соб­на адек­ват­но оце­нить чув­ство тре­во­ги, вызван­ное внут­рен­ни­ми или внеш­ни­ми фак­то­ра­ми, и не может совла­дать с воз­ник­шим стрес­сом. При этом пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты посте­пен­но иска­жа­ют когни­тив­ный и аффек­тив­ный ком­по­нен­ты вос­при­я­тия теку­щей ситу­а­ции с целью сни­же­ния ее пси­хо­трав­ми­ру­ю­ще­го эффек­та [Давы­до­ва, Май­ер, 2006].

Б.Д. Кар­ва­сар­ский, изу­чая фено­мен пси­хо­ло­ги­че­ских защит, опре­де­лял их как ком­плекс адап­тив­ных реак­ций чело­ве­ка, кото­рый направ­лен на пере­оцен­ку субъ­ек­тив­ной зна­чи­мо­сти дез­адап­тив­но вли­я­ю­щих фак­то­ров на когни­тив­ном, аффек­тив­ном и пове­ден­че­ском уров­нях и, как след­ствие, ниве­ли­ро­ва­нию их пси­хо­трав­ми­ру­ю­ще­го влияния. 

По мне­нию иссле­до­ва­те­ля, дан­ный про­цесс осу­ществ­ля­ет­ся в бес­со­зна­тель­ной части чело­ве­че­ской пси­хи­ки с помо­щью ряда меха­низ­мов, воз­дей­ству­ю­щих на уров­нях вос­при­я­тия и обра­бот­ки посту­па­ю­щей из окру­жа­ю­щей сре­ды информации. 

Б.Д. Кар­ва­сар­ский отме­чал, что защит­ные меха­низ­мы, несмот­ря на предо­став­ля­е­мые ими воз­мож­но­сти совла­да­ния с пси­хо­трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­ци­ей, детер­ми­ни­ру­ют отказ чело­ве­ка от дея­тель­но­сти по кон­струк­тив­но­му раз­ре­ше­нию сло­жив­шей­ся нега­тив­ной ситу­а­ции [Кар­ва­сар­ский, 2012].

Е.C. Рома­но­ва, ана­ли­зи­руя пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты, обра­ща­ла вни­ма­ние на их тес­ную связь с аффек­тив­ной и моти­ва­ци­он­ной сфе­ра­ми лич­но­сти. По мне­нию уче­ной, раз­лич­ные когни­тив­ные, интел­лек­ту­аль­ные и пове­ден­че­ские авто­ма­тиз­мы, высту­па­ю­щие в роли защит­ных меха­низ­мов, регу­ли­ру­ют силу эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ний, кото­рые могут деструк­тив­но повли­ять на целост­ность обра­за «Я».

Собы­тия или явле­ния, кото­рые могут вызвать пси­хо­трав­ми­ру­ю­щую ситу­а­цию, могут игно­ри­ро­вать­ся, забы­вать­ся, иска­жать­ся или невер­но интер­пре­ти­ро­вать­ся с целью сни­же­ния нега­тив­но­го эмо­ци­о­наль­но­го напряжения. 

Е.C. Рома­но­ва так­же отме­ча­ла, что пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты могут поэтап­но иска­жать когни­тив­ные и эмо­ци­о­наль­ные ком­по­нен­ты ситу­а­ции с целью сохра­нить целост­ность пси­хи­ки, если адек­ват­ное вос­при­я­тие обсто­я­тельств может ее нару­шить [Рома­но­ва, 2015].

Т.В. Маль­це­ва в сво­их иссле­до­ва­ни­ях выде­ли­ла восемь основ­ных пси­хо­ло­ги­че­ских защит:

  1. Отри­ца­ние, кото­рое про­яв­ля­ет­ся как непри­я­тие какой-либо пси­хо­трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­ции. В целом, дан­ный защит­ный меха­низм вклю­ча­ет­ся на эта­пе вос­при­я­тия инфор­ма­ции, отсе­и­вая ту ее часть, при­ня­тие кото­рой может вызвать нега­тив­ные переживания.
  2. Ком­пен­са­ция, кото­рая направ­ле­на на вос­пол­не­ние чув­ства неудо­вле­тво­рен­но­сти в какой­ли­бо обла­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти путем дости­же­ния успе­ха в дру­гой. Так, напри­мер, лич­ность с дан­ным видом пси­хо­ло­ги­че­ской защи­ты склон­на не рабо­тать над сво­и­ми недо­стат­ка­ми, пыта­ясь достичь еще боль­ше­го резуль­та­та в дея­тель­но­сти, в кото­рой уже успех был достигнут.
  3. Регрес­сия, пред­став­ля­ю­щая собой про­цесс воз­вра­ще­ния к эмо­ци­о­наль­ным и пове­ден­че­ским реак­ци­ям, кото­рые были умест­ны на преды­ду­щих эта­пах онто­ге­не­за и в те момен­ты спо­соб­ство­ва­ли успеш­но­му пре­одо­ле­нию нега­тив­ных переживаний.
  4. Про­ек­ция, кото­рая пред­став­ля­ет собой про­цесс при­сва­и­ва­ния дру­гим людям сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, чувств с целью пере­ме­стить вовне соб­ствен­ные пси­хо­трав­ми­ру­ю­щие переживания.
  5. Реак­тив­ное обра­зо­ва­ние, явля­ю­ще­е­ся защит­ным про­цес­сом транс­фор­ма­ции пси­хо­трав­ми­ру­ю­щих чувств на про­ти­во­по­лож­ные, кото­рые явля­ют­ся более соци­аль­но одоб­ря­е­мы­ми, чем изначальные.
  6. Раци­о­на­ли­за­ция, пред­став­ля­ю­щая собой поиск логи­че­ской аргу­мен­та­ции и раз­мыш­ле­ний в пси­хо­трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­ции, заме­ща­ю­щих пере­жи­ва­ние акту­аль­но­го состо­я­ния «здесь и сей­час». При этом дан­ный меха­низм защи­ты поз­во­лят сохра­нить чув­ство само­ува­же­ния и само­до­ста­точ­но­сти, что спо­соб­ству­ет сни­же­нию обще­го уров­ня тревоги.
  7. Вытес­не­ние, явля­ю­ще­е­ся немо­ти­ви­ро­ван­ным забы­ва­ни­ем мыс­лей и чувств, кото­рые вызы­ва­ют­ся пси­хо­трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­ци­ей. При этом сама ситу­а­ция не иска­жа­ет­ся, а в целом уда­ля­ет­ся из созна­тель­ной части психики.
  8. Заме­ще­ние, кото­рое пред­став­ля­ет собой пере­нос эмо­ци­о­наль­но­го импуль­са с объ­ек­та, в адрес кото­ро­го он не может быть про­яв­лен, на иные объ­ек­ты, подоб­ное вза­и­мо­дей­ствие с кото­ры­ми явля­ет­ся более без­опас­ным или соци­аль­но при­ем­ле­мым [Маль­це­ва, 2012].

Несмот­ря на высо­кую науч­ность и ори­ги­наль­ность иссле­до­ва­ний, необ­хо­ди­мо отме­тить, что уче­ны­ми рас­смат­ри­ва­лись защит­ные меха­низ­мы и их про­яв­ле­ние в реаль­ном про­стран­стве, в то вре­мя как неизу­чен­ны­ми оста­лись пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вли­я­ния защит­ных меха­низ­мов лич­но­сти на ее интер­нет-актив­но­сти в вир­ту­аль­ном пространстве.

Эмпи­ри­че­скую базу иссле­до­ва­ния соста­ви­ли 60 чело­век в воз­расте от 18 до 30 лет. Участ­ни­ки были при­вле­че­ны с помо­щью рас­сыл­ки при­гла­ше­ний и опре­де­ле­ны мето­дом слу­чай­ных чисел.

Для опре­де­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей про­яв­ле­ния защит­ных меха­низ­мов лич­но­сти респон­ден­тов была исполь­зо­ва­на мето­ди­ка «Индекс жиз­нен­но­го сти­ля» Р. Плут­чи­ка, Х. Кел­лер­ма­на и Х. Кон­те). Мето­ди­ка поз­во­ля­ет опре­де­лить уро­вень напря­жен­но­сти таких пси­хо­ло­ги­че­ских защит, как отри­ца­ние, вытес­не­ние, регрес­сия, ком­пен­са­ция, про­ек­ция, заме­ще­ние, раци­о­на­ли­за­ция, реак­тив­ное образование. 

Для изу­че­ния уров­ня интер­нет-актив­но­сти респон­ден­тов и был исполь­зо­ван автор­ский иссле­до­ва­тель­ский опрос­ник А.И. Лучин­ки­ной «Лич­ность в вир­ту­аль­ном пространстве».

В ходе иссле­до­ва­ния была изу­че­на и досто­вер­но обос­но­ва­на вза­и­мо­связь меж­ду интер­нет-актив­но­стью лич­но­сти и уров­ня­ми напря­жен­но­сти ее пси­хо­ло­ги­че­ских защит (рис. 1).

Из рисун­ка 1 вид­но, что с ростом напря­жен­но­сти таких пси­хо­ло­ги­че­ских защит, как заме­ще­ние и ком­пен­са­ция, рас­тет так­же уро­вень интер­нет-актив­но­сти лич­но­сти, что при­во­дит к жела­нию про­во­дить боль­ше вре­ме­ни в интер­нет-про­стран­стве, рас­ши­ряя свою соци­аль­ную дея­тель­ность в нем.

Для обос­но­ва­ния суще­ство­ва­ния раз­ли­чий меж­ду груп­па­ми респон­ден­тов с раз­лич­ной напря­жен­но­стью пси­хо­ло­ги­че­ских защит по уров­ню их интер­нет-актив­но­сти был исполь­зо­ван Н-кри­те­рий Кру­с­кал­ла-Уол­ли­са (рис. 2).

Как вид­но из рисун­ка 2, меж­ду груп­па­ми респон­ден­тов с раз­лич­ны­ми уров­ня­ми интер­нет-актив­но­сти суще­ству­ют досто­вер­ные раз­ли­чия в про­яв­ле­нии напря­жен­но­сти таких пси­хо­ло­ги­че­ских защит, как заме­ще­ние (χ2эмп = 21,629, ρ < 0,005) и ком­пен­са­ция (χ2эмп = 21,329, ρ < 0,005).

Дан­ное явле­ние было так­же под­твер­жде­но в ходе кон­тент-ана­ли­за отче­тов респон­ден­тов, кото­рые отмечали: 

«Быва­ет я подол­гу зали­паю в Интер­не­те. Вот на уче­бе пере­нерв­ни­чаю, хочет­ся порой выска­зать одно­группни­кам все, что ты о них дума­ешь, но нель­зя же. Вот и при­хо­дит­ся в Интер­не­те зали­пать. Я там играю сете­вые RPG, мож­но и от души пово­е­вать, и на сло­вах не сдерживаться»,

«Мне гово­рят, что я неудач­ник, пото­му что не могу най­ти нор­маль­ную рабо­ту после уни­ве­ра. Но меня это осо­бо не тро­га­ет. Рабо­ты меня­ют­ся, а вот пер­вые места в тур­нир­ной таб­ли­це одной интер­нет-игры, в кото­рой я про­во­жу мно­го вре­ме­ни, – это реаль­но достижение!»,

«Когда я под­ра­ба­ты­ва­ла, раз­да­вая листов­ки, меня часто зли­ла началь­ни­ца, кото­рая дава­ла слиш­ком высо­кие план­ки по раз­да­че, а опла­ту пла­ти­ла мини­маль­ную. Сде­лать я ниче­го не мог­ла, поэто­му моим спа­се­ни­ем ста­ли игры, в кото­рых мож­но было выпу­стить пар и невы­ска­зан­ные эмоции»,

«У меня был слож­ный пери­од, когда я рас­ста­лась с моло­дым чело­ве­ком. И я часто игра­ла в Симс. У меня там была дру­гая жизнь, кото­рая дава­ла пусть и неболь­шую, но все же отду­ши­ну и помог­ла спра­вить­ся с расставанием».

Заключение

Пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты – это меха­низм, направ­лен­ный на регу­ля­цию пове­де­ния лич­но­сти в пси­хо­трав­ми­ру­ю­щих ситу­а­ци­ях, когда воз­ни­ка­ет состо­я­ние, при кото­ром акту­а­ли­зи­ру­ют­ся потреб­но­сти лич­но­сти при отсут­ствии внут­рен­них или внеш­них ресур­сов для их удовлетворения. 

Защит­ные меха­низ­мы лич­но­сти направ­ле­ны на пре­ду­пре­жде­ние фор­ми­ро­ва­ния пси­хи­че­ских рас­стройств в слу­чае кон­флик­тов меж­ду созна­тель­ной и бес­со­зна­тель­ной ком­по­нен­та­ми пси­хи­ки, а так­же сгла­жи­ва­ние про­ти­во­ре­чий меж­ду аффек­тив­но окра­шен­ны­ми атти­тью­да­ми и соци­аль­ны­ми установками.

Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских защит про­яв­ля­ет­ся в фор­ме спе­ци­фич­ных спо­со­бов вос­при­я­тия, обра­бот­ки и усво­е­ния инфор­ма­ции, кото­рые спо­соб­ству­ют сохра­не­нию чело­ве­ком кон­стант­но­сти вос­при­я­тия сво­е­го обра­за «Я», иска­жая, оттор­гая или пере­оце­ни­вая про­ис­хо­дя­щие пси­хо­трав­ми­ру­ю­щие события.

Необ­хо­ди­мо так­же отме­тить, что защит­ные меха­низ­мы могут быть рас­це­не­ны как пози­тив­ное явле­ние, так как они изо­ли­ру­ют лич­ность от нега­тив­ных аффек­тив­ных пере­жи­ва­ний и пси­хо­трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­ции, ниве­ли­ру­ют силу тре­во­ги и сохра­ня­ют целост­ность обра­за «Я».

С дру­гой сто­ро­ны, они не явля­ют­ся кон­струк­тив­ной реак­ци­ей на про­блем­ную ситу­а­цию и зача­стую не спо­соб­ству­ют ее эффек­тив­но­му реше­нию. При этом по мере эска­ла­ции нега­тив­но­го фак­то­ра, вызы­ва­ю­ще­го пере­жи­ва­ния, каче­ство функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пси­хо­ло­ги­че­ских защит может сни­жать­ся, что вызы­ва­ет у лич­но­сти стресс и воз­мож­ность срыва.

В ходе иссле­до­ва­ния было опре­де­ле­но, что защит­ные меха­низ­мы лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся не толь­ко в реаль­ном, но и в вир­ту­аль­ном про­стран­стве сети Интер­нет. Выяв­ле­но, что с ростом напря­жен­но­сти таких пси­хо­ло­ги­че­ских защит, как заме­ще­ние и ком­пен­са­ция, рас­тет так­же уро­вень интер­нет-актив­но­сти лич­но­сти, что при­во­дит к жела­нию про­во­дить боль­ше вре­ме­ни в интер­нет-про­стран­стве, рас­ши­ряя свою соци­аль­ную дея­тель­ность в нем.

Библиография

  1. Давы­до­ва О.И., Май­ер А.А. Адап­та­ци­он­ные груп­пы в ДОУ. М.: Сфе­ра, 2006. 128 с.
  2. Жич­ки­на А.Е. Вза­и­мо­связь иден­тич­но­сти и пове­де­ния в Интер­не­те поль­зо­ва­те­лей юно­ше­ско­го воз­рас­та: дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2001. 199 с.
  3. Кар­ва­сар­ский Б.Д. Пси­хо­те­ра­пия. СПб.: Питер, 2012. 672 с.
  4. Лучин­ки­на А.И. Пси­хо­ло­ги­че­ские зако­но­мер­но­сти соци­а­ли­за­ции лич­но­сти в вир­ту­аль­ном про­стран­стве. Сим­фе­ро­поль: ИП Хоте­е­ва Л.В., 2018. 418 с.
  5. Маль­це­ва Т.В. Внут­ри­лич­ност­ные кон­флик­ты и пути их пре­одо­ле­ния. М., 2012. 61 с.
  6. Нал­ча­д­жян А.А. Пси­хо­ло­ги­че­ские защит­ные меха­низ­мы // Само­со­зна­ние и защит­ные меха­низ­мы лич­но­сти. Сама­ра: БАХРАХ-М, 2010. С. 395-482.
  7. Рома­но­ва Е.С. Пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты совре­мен­ной моло­де­жи с раз­ным уров­нем рели­ги­оз­но­сти // Пси­хо­ло­гия, социо­ло­гия и педа­го­ги­ка: элек­трон­ный жур­нал. 2015. № 11. 
  8. Сун­гу­ро­ва Н.Л. Вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции лич­но­сти сту­ден­тов участ­ни­ков сете­во­го учеб­но­го вза­и­мо­дей­ствия // Акту­аль­ные про­бле­мы пси­хо­ло­ги­че­ско­го зна­ния. 2012. № 3(24). С. 27-36.
  9. Чистя­ков А.В. Соци­а­ли­за­ция лич­но­сти в обще­стве интер­нет-ком­му­ни­ка­ций: дис. …. д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2006. 278 с.
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия. Исто­ри­ко-кри­ти­че­ские обзо­ры и совре­мен­ные иссле­до­ва­ния. 2021. Т. 10. № . С. 68-76. DOI: 10.34670/AR.2021.49.26.010

Об авторе

Рус­лан Иль­ви­со­вич Зеке­рья­ев — пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­гии, Крым­ский инже­нер­но-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, Сим­фе­ро­поль, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest