ВВЕДЕНИЕ
XXI век ознаменовался экстенсивными темпами цифровизации различных сфер жизни и производства. Внедрение цифровых технологий идет параллельно с повсеместным использованием интернета. Количество пользователей сети интернет растет с каждым годом. Но помимо пользы, благ и преимуществ, которые приносит интернет, в психологической практике был введен новый феномен – интернет-зависимость.
Впервые данную проблематику очертил в своем докладе в 1996г. I.Goldberg, который определил интернет-зависимость как навязчивое (компульсивное) желание использования интернета, приводящее к негативным последствиям в профессиональной деятельности, семейной сфере, социальном взаимодействии.
Затем K.Young разработала 20-опросный тест, который измерял, насколько серьезно интернет влияет на социальную жизнь человека [7, 9].
На сегодняшний день проведено много различных исследований, посвященных изучению интернет-зависимости в разных аспектах, но в основном они проведены на выборках, состоящих из школьников и студентов [8, 10].
Более поздний возрастной период (молодость, зрелость) оставался пока вне поля зрения исследователей, что связано с естественными тенденциями цифровизации современного общества. Для данного возрастного периода характерно развитие рефлексии. Рефлексия является важным параметром саморазвития взрослого человека, позволяя осмыслять собственный жизненный опыт и интериоризировать его.
Мы предполагаем, что отсутствие навыков рефлексии приводит к уходу из реальности путем погружения в виртуальное пространство.
Наше исследование строится на гипотезе о том, что существует обратная связь между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 289 человек в возрасте от 18 до 38 лет (Х=23,7; SD=5,26), из них 137 женщин (47,4%) и 151 мужчина (52,6%).
Для оценки выраженности интернет-зависимого поведения, испытуемым было предложено ответить на вопросы методики «Шкала интернет-зависимого поведения Чена», в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова [4].
Для изучения уровня рефлексивности был использован опросник рефлексивности А.В. Карпова [2].
Для обработки результатов использовались описательные статистики, непараметрический критерий сравнения выборок H-критерий КраскалаУоллеса и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Общая выборка испытуемых (N=289) была разделена на 3 группы на основании результатов методики «Шкала интернет-зависимого поведения Чена»: контрольная группа (КГ) – испытуемые с отсутствием интернет-зависимости (N=104); группа риска (ГР) – испытуемые со склонностью к возникновению интернет-зависимости (N=113); группа с интернетзависимостью (ИЗ, N=72).
В таблице 1 представлены значения средних по методике «Шкала интернет-зависимости Чена» [5].
Таблица 1. Значения средних по шкале интернет-зависимости Чена
Шкалы | Группа 1 («КГ») N=104 | Группа 2 («ГР») N=113 | Группа 3 («ИЗ») N=72 |
Хэмп.± σ | Хэмп.± σ | Хэмп.± σ | |
Шкала компульсивных симптомов | 5,92±1,24 | 10,39±1,92 | 14,86±2,83 |
Шкала симптомов отмены | 6,95±2,01 | 11,21±2,3 | 14,33±2,66 |
Шкала толерантности | 5,86±1,86 | 8,72±1,43 | 12,19±2,35 |
Шкала внутриличностных проблем и проблем, связан- ных со здоровьем | 8,01±1,18 | 12,71±2,21 | 18,26±2,82 |
Шкала управления временем | 7,08±2,29 | 11,30±2,52 | 16,40±2,36 |
Общий CIAS балл | 33,86±5,41 | 54,34±5,53 | 76,47±6,33 |
Общий балл по методике от 65 баллов и выше говорит о наличии интернет-зависимости. Стоит отметить, что ключевыми симптомами интернет-зависимости являются компульсивные симптомы, симптомы отмены и симптомы толерантности.
Для определения уровня рефлексивности, использовался опросник рефлексивности А.В. Карпова. В таблице 2 представлены данные диагностики.
Таблица 2. Уровень рефлексивности по группам
Уровень рефлексивности | Группа 1 «КГ» N = 104 | Группа 2 «ГР» N = 113 | Группа 3 «ИЗ» N = 72 | |||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
Низкий уровень | 4 | 3,85 | 29 | 25,66 | 51 | 70,83 |
Средний уровень | 53 | 50,96 | 74 | 65,49 | 20 | 27,77 |
Высокий уровень | 47 | 45,19 | 10 | 8,85 | 1 | 1,40 |
Как следует из таблицы 2, рефлексивность в группе интернет–зависимых – 70,83% испытуемых имеют низкий уровень рефлексивности, средний – 27,77%, высокий. – 1,40%.
В группе риска 65,49% испытуемых имеют средний уровень, 25,66% – низкий, 8,85% – высокий. В контрольной группе испытуемые имеют средний и высокий уровни почти в равных долях (50,96% и 45,19%).
Для определения различий по уровню выраженности рефлексивности произведем сравнение групп между собой с помощью непараметрического критерия H-критерий Краскала-Уолесса. Результаты сравнения представлены в таблице 3.
Таблица 3. Сравнение уровня рефлексивности по группам
Наименование показателя | Группа 1 «КГ» N = 104 | Группа 2 «ГР» N = 113 | Группа 3 «ИЗ» N = 72 | Критическое значение Краскала-Уоллеса | Уровень знч. |
Средний ранг | Средний ранг | Средний ранг | |||
Уровень рефлексивности | 208,72 | 136,43 | 66,42 | 128,477 | 0,001 |
Статистические значимые различия по уровню рефлексивности обнаружены между контрольной группой, группой риска и группой интернет-зависимых (Н=128,477, р≤0,001).
Уровень рефлексивности в группе «ИЗ» ниже (средний ранг = 66,42), чем в группах «КГ» и «ГР». Среднее значение уровня рефлексивности в группе «КГ» (Х=6,07), в группе «ГР» (Х=4,49) и в группе «ИЗ» (Х=2,97).
Для определения взаимосвязи между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью наблюдается умеренная отрицательная связь (r = -0,647, p ≤ 0,05). Из этого следует, что чем ниже показатель рефлексивности, тем выше значение по шкале интернет-зависимости.
А.В. Карпова определяет рефлексию как уникальное свойство присуще лишь человеку, которое проявляется как процесс репрезентации психике своего собственного содержания [3].
Рефлексивность рассматривается психический процесс, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта [1, 6].
Уровень развития рефлексивных процессов играет огромную роль в поддержании равновесия в динамической системе эмоционально-личностного благополучия.
Отсутствие навыков рефлексии не позволяет проанализировать собственные чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные, мотивы поведения, что приводит к непониманию процесса течения собственной жизни, негативно влияет на самооценку.
Человек пытается отстраниться от проблем и стрессов повседневной жизни, ощущения внутренней напряженности путем ухода в виртуальное пространство. Такое псевдосовладающее поведение приводит к развитию интернет-зависимости.
ВЫВОДЫ
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. На основании данных представленных выше, можно выдвинуть предположение о том, что человек с низким уровнем рефлексивности склонен выбирать уход от реальности путем погружения в виртуальной мир, нежели осмысливать собственную жизнь. Таким способом человек пытается совладать с имеющимися проблемами, которые требуют разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
- Карапетян Л.В. Рефлексивные процессы в структуре эмоционально-личностного благополучия / Л.В. Карапетян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1 (179). – С. 412–415.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24., № 5. – С. 45–57.
- Карпов А.В. Структурная организация внутреннего мира при различном уровне рефлексивности личности / А.В. Карпов, Т.А. Воронова // Методология современной психологии. – 2018. – № 8. – С. 101–107.
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики : учебное пособие / В.Л. Малыгин, К.Л. Феликсов, А.С. Искандирова [и др.] – Москва, 2011 – 32 с.
- Многосмыслова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека / А.А. Многосмыслова // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3 (114). – С. 117–124.
- Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая сфера как рефлексивный процесс / М.В. Чумаков // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология, медицина». – 2016. – № 1 (35). – С. 88–92.
- Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Юрьева Л.Н., Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.
- Griffiths M.D. The evolution of Internet addiction: A global perspective / M.D. Griffiths [et al.] // Addictive Behaviors. – 2016. – № 53. – Р. 193–195.
- Young K.S. Internet addiction: handbook and guide to evaluation and treatment / edited by Kimberly S. Young and Cristiano Nabuco de Abreu. – New Jersey, Canada : Wiley and Sons, 2011. –314 p.
- Young K.S. The evolution of Internet addiction / K.S. Young // Addictive Behaviors. – 2017. – № 64. – Р. 229–230.
Об авторе
Анастасия Алексеевна Колмогорцева — заведующий учебной лабораторией, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема
- Голованевская В.И. Особенности Я-концепции как фактор формирования аддиктивного поведения
- Пахомова Т.В. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости
- Сулер Дж. Компьютерная и интернет-зависимость