Егорова В.И. Селфи как невербальная составляющая виртуальной коммуникации

Е

Введение

Ком­пью­те­ри­за­ция всех сфер дея­тель­но­сти и жиз­ни чело­ве­ка – самый впе­чат­ля­ю­щий фено­мен послед­ней чет­вер­ти XX века. Бла­го­да­ря раз­ви­тию инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий появи­лась новая фор­ма бытия – вир­ту­аль­ная реальность.

Созда­ва­е­мые новой сре­дой усло­вия вир­ту­аль­но­го обще­ния дик­ту­ют свои пра­ви­ла рече­во­го пове­де­ния. Интер­нет – это не что иное, как фор­ма само­вы­ра­же­ния и само­вы­ска­зы­ва­ния. Имен­но поэто­му вир­ту­аль­ное про­стран­ство – это «фор­ма выра­же­ния про­цес­са поис­ка и овла­де­ние миро­воз­зре­ни­ем» [Аннен­ко­ва, 2017]. Дру­ги­ми сло­ва­ми, вир­ту­аль­ная сре­да – это осо­бая фор­ма жиз­нен­но­го поиска.

Люди, обща­ю­щи­е­ся в Интер­не­те, осо­бен­но в соци­аль­ных сетях, прак­ти­че­ски все­гда отли­ча­ют­ся стрем­ле­ни­ем пока­зать себя, закре­пить наи­бо­лее важ­ные для них миро­воз­зрен­че­ские смыс­лы в яркой экс­прес­сив­ной фор­ме, воз­мож­но, непо­нят­ной основ­ной мас­се людей в обще­стве, что про­яв­ля­ет­ся в акти­ви­за­ции, кар­на­валь­но­сти, импро­ви­за­ци­он­но­сти жизни.

Обсуждение

Визу­аль­ный ком­по­нент явля­ет­ся основ­ным ком­по­нен­том соци­аль­ных сетей. Он доми­ни­ру­ет над все­ми ины­ми состав­ля­ю­щи­ми соци­аль­ных сетей. Боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей пуб­ли­ку­ют мате­ри­а­лы с исполь­зо­ва­ни­ем фото­гра­фий либо пуб­ли­ку­ют толь­ко фото­гра­фии с подписями.

Одной из осо­бен­но­стей соци­аль­ных сетей явля­ют­ся «эди­ты», т.е. допол­ни­тель­ные, но в то же вре­мя обя­за­тель­ные атри­бу­ты вир­ту­аль­ной сре­ды. Суще­ству­ет 3 груп­пы «эди­тов»: визу­аль­ные, гра­фи­че­ские и зву­ко­вые [Гриш­ко­ва, 2005; Его­ро­ва, 2020].

Под визу­аль­ны­ми «эди­та­ми» мы пони­ма­ем – те атри­бу­ты, кото­рые отно­сят­ся к систе­ме зри­тель­но­го пред­став­ле­ния, а одним из ком­по­нен­тов визу­аль­ных эди­тов явля­ют­ся «сел­фи».

Сел­фи – это авто­порт­рет, запе­чат­лен­ный на каме­ру мобиль­но­го теле­фо­на. Осо­бен­ность дан­но­го авто­порт­ре­та заклю­ча­ет­ся в том, что чаще все­го он выпол­ня­ет­ся с рас­сто­я­ния вытя­ну­той руки, через зер­ка­ло, либо с исполь­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных при­спо­соб­ле­ний (таких как пал­ка для сел­фи selfiestick).

Пер­вым сел­фи в мире счи­та­ет­ся фото 1839 года аме­ри­кан­ца Робер­та Кор­не­ли­уса, сде­лан­ное в отра­же­нии вит­ри­ны мага­зи­на и став­шее пер­вым сним­ком, где было чет­ко вид­но лицо. В Рос­сии такой мод­ный сни­мок был впер­вые сде­лан в 1913 году. Вели­кая княж­на Ана­ста­сия из рода Рома­но­вых была пер­вым под­рост­ком, кото­рый сфо­то­гра­фи­ро­вал себя в зер­ка­ле, что­бы пора­до­вать кар­тин­кой друга.

Одна­ко, само сло­во вошло в лек­си­кон совре­мен­ни­ков толь­ко в 2002 году. Оно появи­лось на австра­лий­ском фору­ме от ано­ним­но­го поль­зо­ва­те­ля. Парень выло­жил фото­гра­фию, на кото­рой он сфо­то­гра­фи­ро­вал сам себя. В Австра­лии часто исполь­зу­ет­ся суф­фикс «-ie». И дан­ное сло­во быст­ро ста­ло попу­ляр­но во всем мире.

Мно­гие уче­ные изу­ча­ли сел­фи с пози­ции пси­хо­ло­гии, социо­ло­гии, куль­ту­ро­ло­гии, мы же в сво­ем иссле­до­ва­нии будем рас­смат­ри­вать сел­фи как ком­му­ни­ка­тив­ную состав­ля­ю­щую в сете­вом пространстве.

Сел­фи явля­ет­ся сво­е­го рода визу­аль­ным сооб­ще­ни­ем, визу­аль­ным тек­стом, кото­рый рас­про­стра­ня­ет­ся поль­зо­ва­те­ля­ми посред­ством соци­аль­ных сетей. Бла­го­да­ря сел­фи осу­ществ­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­ция поль­зо­ва­те­лей в сете­вом пространстве.

Сел­фи выпол­ня­ют раз­ные функции:

  • само­пре­зен­та­ция,
  • ини­ци­и­ро­ва­ние коммуникации,
  • упро­ще­ние ком­му­ни­ка­ции и др.

Любой чело­век, попа­дая в вир­ту­аль­ное про­стран­ство и желая пооб­щать­ся, дол­жен пред­ста­вить­ся. Само­пре­зен­та­ция поль­зо­ва­те­ля явля­ет­ся инстру­мен­том кон­стру­и­ро­ва­ния и кор­рек­ти­ро­ва­ния обра­за, поз­во­ляя ком­му­ни­ка­то­ру выра­зить свое внут­рен­нее «Я» [Его­ро­ва, 2012; Его­ро­ва, 2013]. 

Делая сел­фи, поль­зо­ва­те­ли заяв­ля­ют о себе и о сво­ей жиз­нен­ной пози­ции. Посред­ством сел­фи поль­зо­ва­те­ли фор­ми­ру­ют соб­ствен­ный визу­аль­ный образ, кото­рый демон­стри­ру­ет­ся дру­гим поль­зо­ва­те­лям Интер­не­та и соци­аль­ных сетей. 

Так­же посред­ством сел­фи поль­зо­ва­те­ли могут пока­зы­вать в сете­вом про­стран­стве свои цен­но­сти. Это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря изоб­ра­же­нию на cел­фи дру­гих людей, напри­мер чле­нов семьи, извест­ных лич­но­стей, и про­чих атри­бу­тов, напри­мер брен­дов одеж­ды, пред­ме­тов рос­ко­ши, еды и т.д.

Поми­мо пред­став­ле­ния иден­тич­но­сти поль­зо­ва­те­ля в Интер­не­те, сел­фи выпол­ня­ют функ­цию ини­ци­и­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­ции поль­зо­ва­те­ля с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми сети.

Пуб­ли­ка­ция сво­е­го сел­фи в интер­нет-про­стран­стве – это сти­мул к диа­ло­гу, воз­мож­ность полу­че­ния одоб­ре­ния, повод обсу­дить новость. Уче­ные счи­та­ют, что cел­фи даже чаще про­во­ци­ру­ют ком­мен­та­рии cо сто­ро­ны поль­зо­ва­те­лей, чем дру­гие виды визу­аль­ных эди­тов [Аннен­ко­ва, 2015; Его­ро­ва, 2020]. 

По мне­нию Н. Кар­ра, делая сел­фи, чело­век про­из­во­дит ново­сти о себе. Он ана­ли­зи­ру­ет резуль­та­ты опро­сов, соглас­но кото­рым поль­зо­ва­те­ли визу­аль­ной соци­аль­ной сети Instagram склон­ны вос­при­ни­мать новост­ную лен­ту это­го ресур­са в каче­стве источ­ни­ка ново­стей. Сел­фи, таким обра­зом, пре­вра­ща­ют­ся в свое­об­раз­ный новост­ной сюжет и ста­но­вят­ся частью ком­му­ни­ка­ци­он­но­го пото­ка [Carr, 2011].

С помо­щью сел­фи, поль­зо­ва­те­ли фото­ви­зу­а­ли­зи­ру­ют жиз­нен­ные собы­тия. Им уже не столь­ко инте­рес­но, кто там изоб­ра­жен, сколь­ко, когда и где сде­ла­но сел­фи [Шма­тов, 2015]. Чело­ве­ку важ­но запе­чат­леть себя «здесь и сей­час», пока­зать дру­гим поль­зо­ва­те­лям опре­де­лен­ный момент сво­ей жиз­ни и свое отно­ше­ние к нему. В этом слу­чае, фото­гра­фия луч­ше любо­го текста. 

Поль­зо­ва­те­ли дела­ют сел­фи на отды­хе, на фоне досто­при­ме­ча­тель­но­стей, они явля­ют­ся неким «отче­том» о про­шед­ших собы­ти­ях в жиз­ни ком­му­ни­ка­то­ра. Но, в отли­чие от реаль­ной ком­му­ни­ка­ции, в сети поль­зо­ва­те­ли скры­ты за экра­на­ми мони­то­ров. Вы може­те быть кем угод­но, наде­вать на себя любые мас­ки, може­те выстав­лять чужие фото, предо­став­ляя лож­ную инфор­ма­цию о себе и о сво­ей жиз­ни [Гриш­ко­ва, 2004; Его­ро­ва, 2012].

Таким обра­зом, сел­фи ста­ло спо­со­бом обще­ния поль­зо­ва­те­лей с воз­мож­но­стью невер­баль­но выра­зить свое сооб­ще­ние, ини­ци­и­ро­вать реак­цию на свое сооб­ще­ние со сто­ро­ны дру­гих пользователей.

Тре­тьей функ­ци­ей сел­фи явля­ет­ся упро­ще­ние веде­ния ком­му­ни­ка­ции. С раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, у людей появи­лось боль­ше воз­мож­но­стей полу­чать инфор­ма­цию и раз­ные дан­ные. Инфор­ма­ции так мно­го, что у поль­зо­ва­те­лей нет вре­ме­ни и воз­мож­но­сти вни­ма­тель­но изу­чать ее, соот­вет­ствен­но они начи­на­ют при­бе­гать к упро­щен­ным спо­со­бам полу­че­ния и пони­ма­ния этой информации. 

Упро­ще­ние сете­вой ком­му­ни­ка­ции дости­га­ет­ся за счет встра­и­ва­ния поль­зо­ва­тель­ско­го сооб­ще­ния в рам­ки узна­ва­е­мо­го шаб­ло­на, кото­рый спо­соб­ству­ет узна­ва­е­мо­сти и облег­ча­ет вос­при­я­тие, помо­гая мгно­вен­но рас­ко­ди­ро­вать информацию.

В вир­ту­аль­ном про­стран­стве, таким шаб­ло­ном высту­па­ют эди­ты, а сле­до­ва­тель­но, и сел­фи. Они лег­ко раз­ли­чи­мы от дру­го­го вида визу­аль­но­го эди­та, их лег­ко иден­ти­фи­ци­ро­вать, а так­же уло­вить их смысл. Поль­зо­ва­те­ли не тра­тят мно­го вре­ме­ни на деко­ди­ро­ва­ние инфор­ма­ции – они осо­зна­ют, кто изоб­ра­жен на фото, где, когда сде­ла­но фото и како­ва его цель.

В послед­нее вре­мя сел­фи ста­ло настоль­ко попу­ляр­ным, что появи­лись раз­ные виды сел­фи. В зави­си­мо­сти от того, где, с кем были сде­ла­ны фото, есть раз­ные виды и назва­ния. Изу­чив соци­аль­ные сети (ВКон­так­те, Одно­класс­ни­ки, Facebook, Instagram и др.), мы выде­ли­ли две боль­шие груп­пы селфи:

  • оди­ноч­ные
  • груп­по­вые.

Каж­дая из групп вклю­ча­ет в себя еще несколь­ко под­ви­дов (рис.1).

Оста­но­вим­ся на каж­дом из них подробнее.

Пер­вый под­вид оди­ноч­но­го сел­фи – это лиф­то­лук. Его мож­но встре­тить прак­ти­че­ски на каж­дой стра­нич­ке любой соци­аль­ной сети. Сло­во состо­ит из двух англий­ских слов «lift» и «look». «Lift» пере­во­дит­ся так же, как и зву­чит — «лифт», а «look» — «вид, образ» и озна­ча­ет фото­гра­фию, сде­лан­ную в лиф­те с зер­ка­ла­ми. Чело­век про­сто вхо­дит в лифт с зер­ка­лом и фото­гра­фи­ру­ет себя на каме­ру. Даже здесь есть про­стор для обра­зотвор­че­ства и изоб­ра­же­ния себя в самых неожи­дан­ных амплуа. 

При­влечь вни­ма­ние, выста­вив свой порт­рет на весь Интер­нет, хотят не толь­ко звез­ды, но и обыч­ные люди. Лифт объ­еди­ня­ет дет­ство и зре­лость, звезд и про­стых обывателей.

Сле­ду­ю­щий под­вид оди­ноч­ных сел­фи – это бифи. Сло­во бифи про­изо­шло от соче­та­ния слов «bikini» и «selfie» – фото в купаль­ни­ке. Они очень попу­ляр­ны летом, когда девуш­ки начи­на­ют сорев­но­ва­ние фото­гра­фий себя в купаль­ни­ке. Девуш­ки по сво­ей при­ро­де хотят всем нра­вить­ся, осо­бен­но муж­ско­му полу, поэто­му часто выстав­ля­ют фото сво­е­го тела в купаль­ни­ках. Плюс таким фото они заяв­ля­ют о том, где они были или где они нахо­дят­ся на дан­ный момент. 

Муж­чи­ны так­же не усту­па­ют и ото­бра­ли сел­фи толь­ко для себя – это мел­фи. Изна­чаль­но, мел­фи про­изо­шло от соче­та­ния слов «moustache» и «selfie» и озна­ча­ло фото муж­ских усов (рис.3).

Но со вре­ме­нем, зна­че­ние сло­ва мел­фи изме­ни­лось и теперь это про­сто муж­ское фото в купаль­ном костю­ме. Одна­ко фана­тов дан­но­го вида сним­ка не так-то и мно­го (рис. 4).

Еще одним из попу­ляр­ных под­ви­дов сел­фи у деву­шек явля­ет­ся хот-дог сел­фи (hot dog and selfie). На пер­вый взгляд кажет­ся, что это сел­фи с сосис­ка­ми, но на самом деле, это изоб­ра­же­ние заго­ре­лых жен­ских ног. В дан­ном слу­чае, чаще все­го, такие сним­ки дела­ют­ся для пока­за того, где нахо­дит­ся поль­зо­ва­тель «здесь и сей­час» (рис.5).

Сел­фи «про­буж­де­ние» – при­зва­но пока­зать миру про­бу­див­ше­го­ся анге­ла, кото­рый едва открыл гла­за, а уже свеж и пре­кра­сен. Но, к сожа­ле­нию, такое быва­ет неча­сто, поэто­му сним­ки не все­гда раду­ют как их хозя­ев, так и обшир­ную ауди­то­рию соц­се­тей (рис.6).

На сего­дняш­ний момент, спорт, фит­нес, здо­ро­вый образ жиз­ни ста­но­вят­ся люби­мым вре­мя­про­вож­де­ни­ем моло­де­жи. Пар­ни и девуш­ки сле­дят за сво­им здо­ро­вьем, ста­ра­ют­ся пра­виль­но питать­ся и откры­то заяв­ля­ют об этом. Поэто­му сле­ду­ю­щим попу­ляр­ным под­ви­дом оди­ноч­но­го сел­фи явля­ет­ся фитнес-селфи. 

Это сним­ки себя на тре­на­же­ре или в спорт­за­ле. Весь­ма спор­ный сни­мок, так как одни видят в нем хва­стов­ство авто­ра, а дру­гие улав­ли­ва­ют некий сти­мул, что­бы постичь таких же или даже луч­ших резуль­та­тов (рис.7).

Самый опас­ный под­вид оди­ноч­но­го сел­фи – это экс­т­рим-сел­фи (ведь ни у кого тако­го нет). Такие фото очень необыч­ны и неве­ро­ят­но опас­ны. Осо­бен­но попу­ля­рен этот под­вид сре­ди под­рост­ков, кото­рые впа­да­ют в край­но­сти и риску­ют жиз­нью ради оше­лом­ля­ю­щей фотографии. 

Такие сним­ки гово­рят о том, что чело­век рис­ко­ван­ный, отваж­ный, ниче­го не боит­ся в жиз­ни, готов на все, но при этом абсо­лют­но без­от­вет­стве­нен, эго­и­сти­чен, так как, рискуя, он не дума­ет ни о ком и ни о чем, кро­ме себя и сво­е­го «я» (рис.8).

Хочет­ся еще отме­тить хотя и не такой попу­ляр­ный под­вид, но немно­го стран­ный и чем-то даже смеш­ной – скотч-сел­фи. Чело­век обма­ты­ва­ет себя скот­чем, изоб­ра­жая весе­лые гримасы. 

Скотч-сел­фи появил­ся в 2014 году, бла­го­да­ря Джи­му Кер­ри. После про­смот­ра филь­ма с акте­ром, где он обма­ты­ва­ет лицо скот­чем, какая-то аме­ри­кан­ка реши­ла это повто­рить и уве­ко­ве­чить свой образ на фото. У нее появи­лось мно­го последователей. 

Чаще все­го поль­зо­ва­те­ли выстав­ля­ют такие фото ради весе­лья, пока­зы­вая, что у них хоро­шее чув­ство юмо­ра, или на спор, что­бы дока­зать дру­гим, что «Я не хуже», «Я тоже так могу» (рис. 9).

Вто­рой боль­шой груп­пой сел­фи явля­ет­ся груп­по­вое сел­фи. Здесь мы встре­ча­ем фото с людь­ми и с живот­ны­ми. Под­вид груп­по­вых сел­фи с людь­ми вклю­ча­ет в себя: гру­фи, рел­фи и вифи.

Гру­фи про­изо­шло от слов «group» и «selfie», т.е груп­по­вой сни­мок, кото­рый вышел за рам­ки соци­аль­ных сетей и вошел проч­но в повсе­днев­ную жизнь (рис.10).

Рел­фи – это соче­та­ние слов «relationship» и «selfie». Это более лич­ные фото­гра­фии с воз­люб­лен­ны­ми. Хотя такое фото часто выгля­дит очень милым и роман­тич­ным, но по резуль­та­там опро­са – это самый раз­дра­жа­ю­щий вид сел­фи (рис.11).

И вифи про­ис­хо­дит от соче­та­ния слов «we» и «selfie» изоб­ра­жа­ют вас с ваши­ми дру­зья­ми (рис.12).

Фел­фи – сокра­ще­ние от «farmer» и «selfie», что озна­ча­ет «фер­мер­ское сел­фи». Но это не озна­ча­ет, что их дела­ют толь­ко фер­ме­ры, хотя суще­ству­ют даже спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные интер­нет-сооб­ще­ства «фел­фи­стов». Впер­вые фел­фи появи­лись в 2013 году и озна­ча­ли «нена­сто­я­щее» фото (fake selfie). 

В 2014 году фел­фи обре­ло новое зна­че­ние, и теперь это фото­гра­фи­ро­ва­ние само­го себя с люби­мым живот­ным – соба­кой, кош­кой, львом, сло­ном – не име­ет зна­че­ния, с каким (рис.13).

Изу­чив раз­ные виды сел­фи в соци­аль­ных сетях (ВКон­так­те, Одно­класс­ни­ки, Facebook, Instagram), мы при­шли к выво­ду, что сел­фи пред­став­ля­ют собой осо­бый вид визу­аль­но­го тек­ста, сооб­ще­ние, исполь­зу­е­мое для осу­ществ­ле­ния ком­му­ни­ка­ции в вир­ту­аль­ном пространстве.

Заключение

Бур­ное раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, интен­сив­ный рост сете­вых ком­му­ни­ка­ций и широ­кое внед­ре­ние в жизнь интер­нет-ком­му­ни­ка­ций, ока­за­ло суще­ствен­ное вли­я­ние на жизнь общества. 

Соци­аль­ные сети предо­ста­ви­ли воз­мож­ность при помо­щи ком­му­ни­ка­тив­ных средств опе­ра­тив­но и демон­стра­тив­но заяв­лять о себе (т.е., демон­стри­руя, пода­вать себя, декла­ри­ро­вать себя) всем чле­нам сете­во­го сооб­ще­ства путем само­пре­зен­та­ции или «само­вос­хва­ле­ния».

Сел­фи – это инстру­мент рас­кры­тия сво­е­го обра­за, кото­рый наце­лен на ока­за­ние вли­я­ния на всех тех, кто в сети «здесь» и «сей­час», т. е. на участ­ни­ков визу­аль­ной медий­ной ком­му­ни­ка­ции. Сел­фи попу­ляр­ны, так как заме­ня­ют реаль­ную коммуникацию. 

Обще­ние рож­да­ет­ся и суще­ству­ет в свя­зи с опре­де­лен­ны­ми потреб­но­стя­ми, в основ­ном моло­дых людей, соци­а­ли­зи­ро­вать­ся и при этом актив­но заявить о себе. Рань­ше люди ходи­ли в клу­бы, на тан­цы, зна­ко­ми­лись друг с дру­гом на ули­це. Сего­дня в сума­то­хе рабо­чих буд­ней гулять неко­гда, танц­пло­щад­ки закры­ты, клу­бы име­ют дру­гое предназначение. 

Моло­дежь обща­ет­ся, глав­ным обра­зом, в вир­ту­аль­ном про­стран­стве. Имен­но таким спо­со­бом мож­но пока­зать себя огром­ной ауди­то­рии, при­чем, очень быст­ро – сфо­то­гра­фи­ро­вал­ся и тут же выло­жил фото в любую соци­аль­ную сеть.

Таким обра­зом, чело­век выплес­ки­ва­ет эмо­ции и полу­ча­ет пси­хо­ло­ги­че­скую раз­груз­ку, нахо­дит­ся в цен­тре вни­ма­ния или про­сто при­вле­ка­ет его к себе. Често­лю­бие и амби­ци­оз­ность — дале­ко не послед­ние каче­ства, при­су­щие людям.

Сел­фи про­сто несут инфор­ма­цию, демон­стри­ру­ют това­ры, помо­га­ют дать совет подру­ге на эта­пе выбо­ра покуп­ки, сооб­ща­ют инфор­ма­цию не сло­ва­ми, а кар­тин­кой. Визу­аль­ная состав­ля­ю­щая выхо­дит на пер­вый план, ото­дви­гая на вто­рой план сло­вес­ные сообщения.

Библиография

  1. Аннен­ко­ва А.В. Осо­бен­но­сти вос­при­я­тия образ­ной состав­ля­ю­щей ими­д­же­вой рекла­мы (неко­то­рые резуль­та­ты ассо­ци­а­тив­но­го экс­пе­ри­мен­та) // Изве­стия Юго-Запад­но­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Линг­ви­сти­ка и педа­го­ги­ка. 2017. Т. 7. № 3 (24). С. 58-66.
  2. Аннен­ко­ва А.В. Спе­ци­фи­ка фор­ми­ро­ва­ния вир­ту­аль­ных обра­зов в ими­д­же­вой рекла­ме // Тео­рия и прак­ти­ка язы­ко­вой ком­му­ни­ка­ции. VII Меж­ду­на­род­ная науч­но-мето­ди­че­ская кон­фе­рен­ция. 2015. С. 16-20.
  3. Гриш­ко­ва В.И. Моло­деж­ный жар­гон // Моло­дежь и XXI век. Тези­сы докла­дов 33 вузов­ской науч­но-тех­ни­че­ской кон­фе­рен­ции сту­ден­тов и аспи­ран­тов в обла­сти науч­ных иссле­до­ва­ний. Курск, 2005. С. 152-153.
  4. Гриш­ко­ва В.И. Спе­ци­фи­ка рече­во­го пове­де­ния муж­чин и жен­щин в линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ни­ях // Язык для спе­ци­аль­ных целей. Систе­ма. Функ­ции. Сре­да. Курск, 2004. С. 36-38.
  5. Его­ро­ва В.И. Депер­со­ни­фи­ка­ция вир­ту­аль­ной реаль­но­сти // Изве­стия Юго-Запад­но­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2012. № 4-1 (43). С. 212-215.
  6. Его­ро­ва В.И. Пер­со­ни­фи­ка­ция как одна из основ­ных осо­бен­но­стей про­яв­ле­ния кар­на­валь­но­сти в вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции // Вест­ник Твер­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Фило­ло­гия. 2012. № 4. С. 49-54.
  7. Его­ро­ва В.И. Эди­ты вир­ту­аль­но­го обще­ния // Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния в гума­ни­тар­ных и есте­ствен­но­на­уч­ных отрас­лях. М., 2020. С.73-79.
  8. Его­ро­ва В.И. Эмо­тив­ная лек­си­ка в линг­ви­сти­ке // Изве­стия Юго-Запад­но­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Линг­ви­сти­ка и педа­го­ги­ка. 2013. № 2. С. 44-49.
  9. Шма­тов П.В. Пси­хо­ло­гия сел­фи // Моло­дежь – Наше Буду­щее. Воро­неж, 2015. С. 41-46.
  10. Carr N. The shallows: What the Internet is doing to our brains. WW Norton & Company, 2011. 304 p.
Источ­ник: Куль­ту­ра и циви­ли­за­ция. 2022. Том 12. No . С. 38-48. DOI: 10.34670/AR.2022.52.92.005

Об авторе

Вик­то­рия Иго­рев­на Его­ро­ва — кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры ино­стран­ных язы­ков, Юго-Запад­ный госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Курск.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest