Султанова Л.З., Тохирова М. Роль самопринятия в визуализации аккаунта в социальной сети Инстаграм

С

В насто­я­щее вре­мя соци­аль­ные сети явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью обще­ния людей. На сего­дняш­ний день коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Инста­грам состав­ля­ет 1,35 миллиарда. 

Инста­грам, как одна из самых попу­ляр­ных, осо­бен­но сре­ди моло­де­жи, соци­аль­ных плат­форм, поз­во­ля­ет поль­зо­ва­те­лям созда­вать и редак­ти­ро­вать свои фото­гра­фии и видео, делить­ся ими с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми и полу­чать обрат­ную связь. «С пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, Инста­грам, как любая дру­гая соци­аль­ная сеть, име­ет в осно­ве систе­му вза­и­мо­дей­ствия» [3, c.387].

Соци­аль­ные сети, вклю­чая Инста­грам, силь­но изме­ни­ли спо­со­бы, кото­ры­ми люди вос­при­ни­ма­ют и выра­жа­ют себя. Мно­гие поль­зо­ва­те­ли Инста­грам созда­ют и куль­ти­ви­ру­ют свой лич­ный бренд через визу­а­ли­за­цию сво­их про­фи­лей. Это может вклю­чать в себя изоб­ра­же­ния, филь­тры, сти­ли и темы, кото­рые отра­жа­ют, по сути, их лич­ност­ные особенности. 

Таким обра­зом, соци­аль­ные сети ста­ли местом, где люди обме­ни­ва­ют­ся инфор­ма­ци­ей и вза­и­мо­дей­ству­ют, в основ­ном, с помо­щью визу­аль­ных эле­мен­тов, ино­гда на уровне, кон­ку­ри­ру­ю­щем с реаль­ным миром. 

Иссле­до­ва­тель­ский инте­рес пред­став­ля­ет вопрос, как инди­ви­ду­аль­ные харак­те­ри­сти­ки лич­но­сти вли­я­ют на спе­ци­фи­ку ком­му­ни­ка­ции и визу­а­ли­за­цию акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях, при уче­те актив­но­сти поль­зо­ва­те­лей на этих платформах.

Мы про­ве­ли иссле­до­ва­ние, с исполь­зо­ва­ни­ем пяти мето­дик, объ­ек­том кото­ро­го ста­ло само­при­ня­тие лич­но­сти. Пред­ме­том иссле­до­ва­ния послу­жи­ла роль само­при­ня­тия в визу­а­ли­за­ции акка­ун­та в соци­аль­ной сети Инстаграм. 

Само­при­ня­тие, с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гов, явля­ет­ся одной из базо­вых инте­граль­ных харак­те­ри­стик лич­но­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щая ее целост­ность и устой­чи­вость, кото­рая будет спо­соб­ство­вать внут­рен­не­му ком­фор­ту лич­но­сти и пози­тив­но­му само­ощу­ще­нию [1].

Преж­де все­го мы опре­де­ли­ли осо­бен­но­сти визу­а­ли­за­ции акка­ун­та в соци­аль­ной сети Инста­грам у участ­ни­ков наше­го иссле­до­ва­ния с помо­щью состав­лен­ной нами автор­ской анкеты. 

Далее, исполь­зуя соот­вет­ству­ю­щие мето­ди­ки, опре­де­ли­ли уро­вень само­при­ня­тия и уро­вень само­оцен­ки респон­ден­тов с целью выяв­ле­ния роли само­при­ня­тия в визу­а­ли­за­ции акка­ун­та в соци­аль­ной сети. 

В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 121 чело­век, все жите­ли горо­да Таш­кен­та, поль­зо­ва­те­ли сети Инста­грам, в воз­расте от 18 до 35 лет, обо­е­го пола.

Преж­де все­го мы пред­по­ло­жи­ли, что суще­ству­ет вза­и­мо­связь меж­ду само­при­ня­ти­ем лич­но­сти и уров­нем визу­а­ли­за­ции акка­ун­та в Инста­грам. Кро­ме того, по наше­му мне­нию, мог­ли быть раз­ли­чия меж­ду раз­лич­ны­ми груп­па­ми по визу­а­ли­за­ции акка­ун­та по пара­мет­рам само­при­ня­тия лич­но­сти и уров­ня самооценки. 

Поми­мо основ­ных пред­по­ло­же­ний, мы выдви­ну­ли и несколь­ко част­ных гипо­тез, свя­зан­ных с осо­бен­но­стя­ми визу­а­ли­за­ции акка­ун­та в кон­тек­сте само­при­ня­тия лич­но­сти и уров­ня самооценки.

Необ­хо­ди­мо рас­смот­реть в нача­ле спо­со­бы визу­а­ли­за­ции акка­ун­та в соци­аль­ной сети Инста­грам. Раз­ные спо­со­бы визу­а­ли­за­ции акка­ун­та направ­ле­ны на то, что­бы он при­вле­кал вни­ма­ние дру­гих поль­зо­ва­те­лей и выделялся. 

Вот несколь­ко попу­ляр­ных исполь­зу­е­мых кате­го­рий: еди­ный стиль фото­гра­фий, кол­ла­жи, видео и рилз, тек­сто­вые овер­леи, тема­ти­че­ские посты и т.д. Каж­дая из этих кате­го­рий исполь­зу­ет­ся для улуч­ше­ния визу­аль­но­го вос­при­я­тия акка­ун­та как самим поль­зо­ва­те­лем, так и под­пис­чи­ка­ми. Все исполь­зу­е­мые наши­ми респон­ден­та­ми кате­го­рии были опре­де­ле­ны с помо­щью автор­ской анкеты.

По дан­ным кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за меж­ду уров­нем визу­а­ли­за­ции акка­ун­та и само­при­ня­ти­ем не было обна­ру­же­но вза­и­мо­свя­зей. Поль­зо­ва­те­ли с раз­лич­ны­ми инте­ре­са­ми и эсте­ти­че­ски­ми пред­по­чте­ни­я­ми могут оце­ни­вать визу­аль­ные аспек­ты акка­ун­та по-раз­но­му, неза­ви­си­мо от их самоощущения. 

Само­при­ня­тие — это внут­рен­ний, субъ­ек­тив­ный про­цесс, кото­рый может и не иметь пря­мой свя­зи с внеш­ни­ми атри­бу­та­ми, таки­ми как визу­а­ли­за­ция акка­ун­та. Поэто­му, поль­зо­ва­те­ли, ско­рее все­го, могут при­ни­мать или не при­ни­мать себя вне зави­си­мо­сти от того, как они пред­став­ле­ны в соци­аль­ных сетях.

Инте­рес­но, что мы не обна­ру­жи­ли зна­чи­мых вза­и­мо­свя­зей и меж­ду уров­нем визу­а­ли­за­ции акка­ун­та и пока­за­те­ля­ми самооценки. 

Фак­то­ры, такие как под­держ­ка со сто­ро­ны близ­ких, лич­ные дости­же­ния вне соци­аль­ных сетей и обще­ствен­ное при­зна­ние, могут играть более зна­чи­тель­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии само­оцен­ки, чем визу­аль­ное пред­став­ле­ние себя в Инстаграм. 

Соглас­но резуль­та­там иссле­до­ва­ния, в рам­ках нашей выбор­ки, обна­ру­же­на поло­жи­тель­ная вза­и­мо­связь меж­ду уров­нем визу­а­ли­за­ции акка­ун­та и уров­нем при­тя­за­ний. Веро­ят­но, поль­зо­ва­те­ли, кото­рые актив­но рабо­та­ют над визу­а­ли­за­ци­ей сво­е­го акка­ун­та, име­ют более высо­кие при­тя­за­ния в отно­ше­нии соци­аль­но­го при­зна­ния и успеха. 

Визу­а­ли­за­ция акка­ун­та в дан­ном кон­тек­сте может слу­жить инстру­мен­том для дости­же­ния этих амби­ций, предо­став­ляя плат­фор­му для выра­же­ния себя и при­вле­че­ния внимания.

Что каса­ет­ся раз­ли­чий в резуль­та­тах в свя­зи с полом, то по груп­пе респон­ден­тов - муж­чин не было выяв­ле­но ни одной зна­чи­мой вза­и­мо­свя­зи. По-види­мо­му, у муж­чин осо­бен­но­сти визу­а­ли­за­ции акка­ун­та могут зави­сеть от иных лич­ност­ных характеристик. 

У поль­зо­ва­те­лей жен­щин уро­вень визу­а­ли­за­ции акка­ун­та напря­мую свя­зан с уров­нем при­тя­за­ния. Воз­мож­но, для жен­щин акка­унт в сети Инста­грам явля­ет­ся не толь­ко сред­ством обще­ния, но и инстру­мен­том для дости­же­ния лич­ных и про­фес­си­о­наль­ных целей, что дела­ет визу­а­ли­за­цию акка­ун­та более зна­чи­мой и стра­те­ги­че­ски важной.

Далее мы про­из­ве­ли срав­ни­тель­ный ана­лиз дан­ных, в зави­си­мо­сти от исполь­зо­ва­ния той или иной функ­ции Инста­грам. В целом, при про­вер­ке нали­чия зна­чи­мых раз­ли­чий было выяв­ле­но несколь­ко различий. 

Сто­ит напом­нить, что само­при­ня­тие лич­но­сти, уро­вень само­оцен­ки и уро­вень при­тя­за­ний — это внут­ри­лич­ност­ные аспек­ты, кото­рые могут и не иметь пря­мо­го или види­мо­го вли­я­ния на осо­бен­но­сти исполь­зо­ва­ния визу­а­ли­за­ции акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях. Тем не менее, нами было выяв­ле­но несколь­ко зна­чи­мых различий.

Ока­за­лось, что суще­ству­ет раз­ли­чие меж­ду поль­зо­ва­те­ля­ми, выкла­ды­ва­ю­щи­ми видео в кару­се­ли и теми, кто не выкла­ды­ва­ет. Те, кто мень­ше заин­те­ре­со­ва­ны в под­дер­жа­нии актив­но­го и высо­ко визу­а­ли­зи­ро­ван­но­го при­сут­ствия в соц­се­тях, могут чув­ство­вать себя более аутен­тич­но и менее свя­зан­ны­ми с потреб­но­стью в соот­вет­ствии соци­аль­ным ожи­да­ни­ям. Это может спо­соб­ство­вать более высо­кой само­оцен­ке, так как они мень­ше зави­сят от соци­аль­но­го одобрения.

В рам­ках нашей выбор­ки, респон­ден­ты, кото­рые исполь­зу­ют одни и те же филь­тры для созда­ния сто­рис в Инста­гра­ме, име­ют уро­вень само­оцен­ки ниже, чем те, кто исполь­зу­ет раз­ные фильтры. 

Раз­но­об­ра­зие в выбо­ре филь­тров может так­же отра­жать боль­шую гиб­кость и адап­тив­ность в соци­аль­ных вза­и­мо­дей­стви­ях. Но по нашим дан­ным, лица, кото­рые исполь­зу­ют опре­де­лен­ные филь­тры для созда­ния видео в акка­ун­те, име­ют уро­вень само­оцен­ки ниже, чем дру­гие (воз­мож­но не исполь­зу­ю­щие филь­тров вооб­ще, или исполь­зу­ю­щие раз­ные фильтры).

Кро­ме того, наблю­да­ет­ся тен­ден­ция, что люди с более высо­кой само­оцен­кой менее заин­те­ре­со­ва­ны в том, что­бы пред­став­лять себя в изме­нён­ном или улуч­шен­ном виде через филь­тры; они чаще пред­став­ля­ют себя в есте­ствен­ном состо­я­нии. Воз­мож­но, уве­рен­ность в себе у этих поль­зо­ва­те­лей поз­во­ля­ет им мень­ше зави­сеть от вос­при­я­тия извне в вир­ту­аль­ном про­стран­стве и боль­ше фоку­си­ро­вать­ся на под­лин­но­сти сво­е­го онлайн-присутствия. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что для людей, име­ю­щих высо­кий уро­вень само­оцен­ки, не так важ­но пред­став­лять себя ауди­то­рии в Инста­грам в луч­шем или изме­нён­ном виде. Они могут пока­зы­вать себя в есте­ствен­ном состоянии.

Лица с адек­ват­ной само­оцен­кой, как пра­ви­ло, обла­да­ют луч­шей спо­соб­но­стью к само­ана­ли­зу и само­ре­флек­сии. Это помо­га­ет им более осо­знан­но под­хо­дить к тому, как они пред­став­ля­ют себя в соци­аль­ных медиа, что при­во­дит к тому, что их визу­а­ли­за­ция акка­ун­та ста­но­вит­ся более точ­ным выра­же­ни­ем их личности. 

Кро­ме, того люди с адек­ват­ной само­оцен­кой чув­ству­ют себя более уве­рен­но в сво­их выбо­рах и мень­ше зави­сят от одоб­ре­ния окру­жа­ю­щих. Это поз­во­ля­ет им сво­бод­но выра­жать себя через визу­а­ли­за­цию сво­е­го акка­ун­та, не бес­по­ко­ясь о том, соот­вет­ству­ет ли их стиль или кон­тент ожи­да­ни­ям дру­гих. Адек­ват­ная само­оцен­ка спо­соб­ству­ет раз­ви­тию чув­ства аутентичности. 

Люди, чув­ству­ю­щие себя ком­форт­но с собой, могут исполь­зо­вать свои соци­аль­ные медиа как плат­фор­му для истин­но­го само­вы­ра­же­ния, что дела­ет их визу­а­ли­за­цию более согла­со­ван­ной с их самопринятием.

Так­же нуж­но отме­тить, что поль­зо­ва­те­ли Инста­грам, в рам­ках нашей выбор­ки, кото­рые тща­тель­но под­хо­дят к съем­ке и мон­та­жу видео­ро­ли­ков для пуб­ли­ка­ции, име­ли уро­вень при­тя­за­ний ниже, чем те, кто не дела­ет этого. 

Поль­зо­ва­те­ли, кото­рые тща­тель­но под­хо­дят к съем­ке и мон­та­жу видео­ро­ли­ков, воз­мож­но, более сосре­до­то­че­ны на каче­стве и дета­лях сво­е­го вир­ту­аль­но­го обра­за, чем на широ­ко­мас­штаб­ных или высо­ких при­тя­за­ни­ях. Они могут стре­мить­ся к совер­шен­ству в сво­ем видео­кон­тен­те, что потреб­ля­ет зна­чи­тель­ные ресур­сы вре­ме­ни и энер­гии, остав­ляя мень­ше воз­мож­но­стей, веро­ят­но, для рас­ши­ре­ния сво­их гори­зон­тов или стрем­ле­ния к более амби­ци­оз­ным целям вне сети.

Важ­но отме­тить, что резуль­та­ты наше­го иссле­до­ва­ния пред­став­ля­ют цен­ность для пси­хо­ло­гов-кон­суль­тан­тов, помо­гая им в более глу­бо­ком пони­ма­нии воз­дей­ствия соци­аль­ных сетей на пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие клиентов. 

Эти дан­ные пред­став­ля­ют инте­рес для медиа­ре­сур­сов, име­ю­щих обшир­ную ауди­то­рию в соци­аль­ных сетях. А так­же могут спо­соб­ство­вать более эффек­тив­ной адап­та­ции кон­тен­та к потреб­но­стям и инте­ре­сам вир­ту­аль­ной аудитории. 

Более того, резуль­та­ты дан­но­го иссле­до­ва­ния могут послу­жить осно­вой для раз­ра­бот­ки спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных соци­аль­но- пси­хо­ло­ги­че­ских про­грамм, направ­лен­ных на помощь тем, кто стра­да­ет зави­си­мо­стью от соци­аль­ных сетей.

Литература

  1. Анто­но­ва Н.А. О фено­ме­но­ло­гии при­ня­тия // От исто­ков к совре­мен­но­сти. М.: Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­со­ва, 2015. С. 5–7
  2. Губа­нов Д.А., Нови­ков Д.А., Чхар­ти­шви­ли А.Г. Соци­аль­ные сети: моде­ли инфор­ма­ци­он­но­го вли­я­ния, управ­ле­ния и про­ти­во­бор­ства. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 228 с.
  3. Коз­ло­ва Н.С. Соци­аль­ная сеть «Инста­грам» как соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ское явле­ние - Моло­дой уче­ный. — 2014. — № 16 (75). — С. 387-390.
Источ­ник: «Инно­ва­ции в систе­ме обра­зо­ва­ния: Новые гори­зон­ты для моло­де­жи в нау­ке, тех­но­ло­ги­ях и биз­не­се» V тра­ди­ци­он­ная меж­ду­на­род­ная науч­но-прак­ти­че­ская онлайн-кон­фе­рен­ция, 2024 года, Special Issue 43.

Об авторах

  • Лилия Зия­ут­ди­нов­на Сул­та­но­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, Фили­ал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Ташкенте.
  • Мали­ка Тохи­ро­ва — бака­лавр пси­хо­ло­гии, Фили­ал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Ташкенте.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest