Неврюев А.Н. Развитие цифровой зависимости: обзор современных зарубежных исследований

Н

Введение

Иссле­до­ва­тель­ский центр пор­та­ла Superjob.ru в июне 2024 года опуб­ли­ко­вал дан­ные соб­ствен­но­го опро­са, кото­рый касал­ся изу­че­ния само­оцен­ки циф­ро­вой зави­си­мо­сти. В резуль­та­тах отме­ча­ет­ся, что уро­вень зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий уве­ли­чи­ва­ет­ся от преды­ду­ще­го к сле­ду­ю­ще­му году1.

Совре­мен­ные тех­но­ло­гии посто­ян­но раз­ви­ва­ют­ся — сле­до­ва­тель­но, появ­ля­ет­ся необ­хо­ди­мость в иссле­до­ва­нии раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тов, кото­рые свя­за­ны с циф­ро­вой зависимостью.

В дан­ном обзо­ре при­ве­де­ны резуль­та­ты иссле­до­ва­ний за послед­ние пять лет, кото­рые каса­ют­ся вопро­сов: что имен­но изу­ча­лось в сфе­ре циф­ро­вой зави­си­мо­сти и изу­ча­ет­ся сей­час? Как пан­де­мия COVID-19 повли­я­ла на циф­ро­вую зави­си­мость? Какие мето­ды при­ме­ня­ют иссле­до­ва­те­ли для изу­че­ния циф­ро­вой зави­си­мо­сти? Как соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ские харак­те­ри­сти­ки раз­ли­ча­ют­ся у людей с высо­ким (низ­ким) уров­нем циф­ро­вой зависимости? 

Нако­нец, будут рас­смот­ре­ны вопро­сы, свя­зан­ные с опи­са­ни­ем иссле­до­ва­ний, в кото­рых изу­ча­лись как лич­ност­ные, так и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки людей с циф­ро­вой зависимостью.

Проблемное поле исследования понятия «цифровая зависимость»

Одна из важ­ных задач для иссле­до­ва­те­лей того или ино­го фено­ме­на заклю­ча­ет­ся в том, что­бы понять, как менял­ся под­ход к его изу­че­нию на про­тя­же­нии вре­ме­ни его существования.

В част­но­сти, Тур­гут Кара­ко­зе вме­сте с кол­ле­га­ми в рабо­те, где они опи­сы­ва­ли трен­ды в дина­ми­ке раз­ви­тия циф­ро­вой зави­си­мо­сти и депрес­сии, выде­ли­ли три основ­ных пери­о­да ана­ли­за поня­тия «циф­ро­вая зависимость». 

В тече­ние пер­во­го пери­о­да (кото­рый длил­ся с 1983 по 2016 год) те авто­ры, кото­рые рас­смат­ри­ва­ли про­бле­му свя­зи меж­ду циф­ро­вой зави­си­мо­стью и депрес­си­ей, в основ­ном уде­ля­ли вни­ма­ние поис­ку при­чин это­го явле­ния, а так­же оцен­ке его послед­ствий. Так­же их инте­ре­со­ва­ли послед­ствия когни­тив­ных иска­же­ний и оди­но­че­ство, кото­рое пере­жи­ва­ет человек. 

Вто­рой пери­од, о кото­ром пишут авто­ры это­го иссле­до­ва­ния при­хо­дит­ся на 2017—2019 годы. В нем иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что поня­тия «интер­нет-зави­си­мость» и «зави­си­мость от циф­ро­вых устройств» по-преж­не­му лиди­ру­ют в каче­стве объ­ек­тов для изучения. 

К темам, кото­рые полу­чи­ли боль­шое рас­про­стра­не­ние в иссле­до­ва­ни­ях в этот пери­од, так­же отно­сит­ся и изу­че­ние алек­се­ти­мии. Боль­шое зна­че­ние так­же при­об­ре­ло изу­че­ние соци­аль­ной под­держ­ки. Резуль­та­ты про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний выяви­ли, что имен­но этот фак­тор игра­ет важ­ную роль в том, что люди более успеш­но справ­ля­ют­ся со стрес­со­вы­ми ситу­а­ци­я­ми, кото­рые воз­ни­ка­ют в их жизни. 

Послед­ний пери­од, на кото­ром оста­нав­ли­ва­ют­ся авто­ры, это 2020—2022 годы. В этот пери­од, как отме­ча­ют иссле­до­ва­те­ли, воз­ник­ли новые и акту­аль­ные темы, кото­рые проч­но вошли в круг иссле­до­ва­тель­ских инте­ре­сов психологов. 

В част­но­сти, к ним отно­сят­ся про­бле­мы, свя­зан­ные с кибер­бул­лин­гом. Под этим тер­ми­ном обыч­но пони­ма­ют бул­линг, кото­рый про­из­во­дит­ся с помо­щью средств инфор­ма­ци­он­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Веро­ят­но, иссле­до­ва­ния, свя­зан­ные с эти­ми вопро­са­ми, еще толь­ко нахо­дят­ся на ста­дии сво­е­го ста­нов­ле­ния [A comprehensive review, 2023].

Не менее важ­ной зада­чей явля­ет­ся уста­нов­ле­ние при­чин, а так­же послед­ствий пове­де­ния людей, кото­рые демон­стри­ру­ют циф­ро­вую зави­си­мость. Далее они будут рас­смот­ре­ны более подробно.

Одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных при­чин воз­ник­но­ве­ния циф­ро­вой зави­си­мо­сти, по мне­нию неко­то­рых людей, явля­ет­ся ску­ка. Иссле­до­ва­те­ли реши­ли про­ве­рить с помо­щью науч­но­го под­хо­да, насколь­ко эта при­чи­на в самом деле может быть свя­за­на с воз­ник­но­ве­ни­ем циф­ро­вой зависимости. 

Уче­ные из Швей­ца­рии Анн-Лин­да Каме­ри­ни, Сюзан­на Мор­ли­но и Лау­ра Мар­чи­а­но изу­чи­ли резуль­та­ты уже про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний, в кото­рых затра­ги­вал­ся вопрос о свя­зи ску­ки с исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых медиа. Их инте­ре­со­ва­ли ста­тьи, кото­рые были опуб­ли­ко­ва­ны в пери­од с 2003 по 2022 год. 

Анн-Лин­да Каме­ри­ни, Сюзан­на Мор­ли­но и Лау­ра Мар­чи­а­но отме­ча­ют, что суще­ству­ет поло­жи­тель­ная кор­ре­ля­ция меж­ду ску­кой и исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых медиа. С дру­гой сто­ро­ны, такие фак­то­ры, как их тип и при­чи­на ску­ки, могут уве­ли­чи­вать, либо, напро­тив, умень­шать ее силу [Camerini, 2023].

К нега­тив­ным послед­стви­ям исполь­зо­ва­ния циф­ро­вой зави­си­мо­сти мож­но отне­сти сни­же­ние уров­ня пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Авто­ры уже про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний отме­ча­ют, что меж­ду уров­нем зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий и пси­хи­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми суще­ству­ет связь. 

В мета­а­на­ли­зе, кото­рый был про­ве­ден Род­же­ром С. Хо, Мел­ви­ном В.Б. Чжан и Тэм­ми И. Цан, было пока­за­но, что меж­ду зави­си­мо­стью от циф­ро­вых тех­но­ло­гий и пси­хи­че­ски­ми рас­строй­ства­ми дей­стви­тель­но суще­ству­ет связь. 

В част­но­сти, Род­жер С. Хо, Мел­вин В.Б. Чжан и Тэм­ми И. Цан отме­ча­ют, что люди, у кото­рых есть при­зна­ки зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий, в три раза чаще зло­упо­треб­ля­ют алко­го­лем, стра­да­ют от СДВГ (син­дро­ма дефи­ци­та вни­ма­ния и гипе­р­ак­тив­но­сти), депрес­сии и тревожности. 

В то же вре­мя, рас­про­стра­нен­ность рас­стройств свя­за­на с воз­рас­том. Так, если при­зна­ки СДВГ встре­ча­лись чаще у моло­дых, то при­зна­ки депрес­сии, напро­тив, у лиц сред­не­го и пожи­ло­го воз­рас­та [The association between, 2014].

Схо­жие резуль­та­ты полу­чи­ли и Сеси­лия Ченг в соав­тор­стве с Анхель Йи-лам Ли в иссле­до­ва­нии резуль­та­тов иссле­до­ва­ний, кото­рые были про­ве­де­ны пре­иму­ще­ствен­но с уча­сти­ем респон­ден­тов из Ближ­не­го Востока. 

В сво­ем иссле­до­ва­нии авто­ры из Гон­кон­га отме­ча­ют допол­ни­тель­но, что раз­ви­тию зави­си­мо­сти от циф­ро­вых медиа спо­соб­ству­ют такие фак­то­ры, как низ­кий уро­вень каче­ства жиз­ни, пло­хие эко­ло­ги­че­ские усло­вия и вре­мя в пути, кото­рые люди тра­тят на пере­дви­же­ние в мест­но­сти [Cheng, 2014].

COVID-19 и цифровая зависимость

Пан­де­мия COVID-19 внес­ла серьез­ные кор­рек­ти­вы в жизнь людей. Новая болезнь отра­зи­лась и на иссле­до­ва­ни­ях, кото­рые про­во­ди­ли авто­ры. В част­но­сти, в одном из иссле­до­ва­ний пока­за­ны резуль­та­ты, соглас­но кото­рым мож­но сде­лать вывод о том, что COVID-19 стал ката­ли­за­то­ром для роста интер­нет-зави­си­мо­сти у людей. Полу­чен­ные в ходе иссле­до­ва­ния резуль­та­ты поз­во­ля­ют выде­лить неко­то­рые тенденции. 

В част­но­сти, Ши-Цю Мэн и кол­ле­ги в ста­тье «Гло­баль­ная рас­про­стра­нен­ность циф­ро­вой зави­си­мо­сти в общей попу­ля­ции: систе­ма­ти­че­ский обзор и мета­а­на­лиз», опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Обзор кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии», отме­ча­ют, что в боль­шей сте­пе­ни интер­нет- и смарт­фон-зави­си­мость была рас­про­стра­не­на сре­ди жите­лей Восточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья, а люди из Соеди­нен­ных Шта­тов Аме­ри­ки демон­стри­ро­ва­ли высо­кий уро­вень зави­си­мо­сти от игр. Так­же уро­вень зави­си­мо­сти ока­зал­ся свя­зан с дохо­дом людей. 

Так, соглас­но наблю­ле­ни­ям Ши-Цю Мэн и кол­лег, люди с низ­ким (или ниже сред­не­го) дохо­дом демон­стри­ро­ва­ли боль­шую сте­пень циф­ро­вой зави­си­мо­сти по срав­не­нию с остальными. 

Ген­дер­ные харак­те­ри­сти­ки так­же раз­ли­ча­лись: у муж­чин был выяв­лен более высо­кий уро­вень интер­нет- и игро­вой зави­си­мо­сти, чем у жен­щин. Ши-Цю Мэн и кол­ле­ги отме­ча­ют, что эти резуль­та­ты тре­бу­ют даль­ней­ше­го осмыс­ле­ния и поис­ка более глу­бо­ких при­чин, кото­рые мог­ли бы подроб­ней объ­яс­нить полу­чен­ные ими резуль­та­ты [Global prevalence of, 2022].

Резуль­та­ты, кото­рые были опи­са­ны выше, так­же были полу­че­ны и в дру­гом иссле­до­ва­нии. Алек­сандри­на-Миха­э­ла Попес­ку и ее соав­то­ры из Румы­нии в ста­тье «Риск зави­си­мо­сти от смарт­фо­на, пове­де­ние и отно­ше­ния, свя­зан­ные с тех­но­ло­ги­я­ми, и пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие во вре­мя пан­де­мии COVID-19» отме­ча­ют, что пан­де­мия COVID-19 спо­соб­ство­ва­ла раз­ви­тию рис­ка циф­ро­вой зави­си­мо­сти и име­ла нега­тив­ные послед­ствия для пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья людей. 

В част­но­сти, Алек­сандри­на-Миха­э­ла Попес­ку и кол­ле­ги утвер­жда­ют, что имен­но во вре­мя пан­де­мии боль­шин­ство людей ори­ен­ти­ро­ва­лись на соб­ствен­ные устрой­ства как для рабо­ты, так и для раз­вле­че­ния. В конеч­ном ито­ге это при­ве­ло к тому, что люди про­во­ди­ли за устрой­ства­ми боль­ше вре­ме­ни и мог­ли раз­вить в себе циф­ро­вую зависимость. 

С дру­гой сто­ро­ны, COVID-19 повы­ша­ла уро­вень стрес­са у людей, а у неко­то­рых так­же уро­вень тре­во­ги и депрес­сии. Одним из меха­низ­мов, кото­рые помо­га­ли людям спра­вить­ся с эти­ми про­бле­ма­ми, заклю­чал­ся в исполь­зо­ва­нии устройств сверх того вре­ме­ни, в тече­ние кото­ро­го они были реаль­но необ­хо­ди­мы. Такое чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние, как отме­ча­ют Алек­сандри­на-Миха­э­ла Попес­ку и дру­гие соав­то­ры, отвле­ка­ло людей от суще­ству­ю­щей реаль­но­сти и созда­ва­ло у них ощу­ще­ние, что они  справ­ля­ют­ся со слож­но­стя­ми [Smartphone addiction risk, 2022].

Авто­ры при­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний отме­ча­ют, что пан­де­мия COVID-19 при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию и раз­ви­тию сле­ду­ю­щих про­блем: сни­же­ние уров­ня вза­и­мо­дей­ствия меж­ду людь­ми, нару­ше­ния, свя­зан­ные со сном, повы­ше­ние уров­ня раз­ви­тия рас­стройств, кото­рые сопря­же­ны с тре­во­гой, депрес­си­ей и дру­ги­ми нега­тив­ны­ми эмо­ци­о­наль­ны­ми состояниями.

Одна­ко не все иссле­до­ва­те­ли соглас­ны толь­ко с нега­тив­ной оцен­кой свя­зи COVID-19 и циф­ро­вой зави­си­мо­сти. В част­но­сти, Нин­кун Сяо и его кол­ле­ги в ста­тье «Вли­я­ние циф­ро­вой сре­ды на когни­тив­ные функ­ции и пси­хи­че­ское здо­ро­вье детей: биб­лио­мет­ри­че­ское иссле­до­ва­ние» не толь­ко отме­ча­ют «тра­ди­ци­он­но» нега­тив­ные послед­ствия пан­де­мии COVID-19, но и рас­смат­ри­ва­ют про­цесс раз­ви­тия циф­ро­вой сре­ды, кото­рый был ини­ци­и­ро­ван пан­де­ми­ей [Career as a].

Методы исследования цифровой зависимости

Для изу­че­ния зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий иссле­до­ва­те­ли исполь­зу­ют раз­лич­ные под­хо­ды. При­ме­ром одно­го из них явля­ют­ся шка­лы само­от­че­та. К при­ме­ру, испы­ту­е­мый дол­жен про­чи­тать утвер­жде­ние и отве­тить на него с помо­щью шка­лы Ликер­та. Одной из таких шкал явля­ет­ся «Шка­ла циф­ро­вой зави­си­мо­сти у детей». Она была пред­ло­же­на кол­лек­ти­вом иссле­до­ва­те­лей из Лива­на и Вели­ко­бри­та­нии (Назир С. Хави, Майя Сама­ха и Марк Д. Гриф­фитс) в ста­тье «Шка­ла циф­ро­вой зави­си­мо­сти для детей: Раз­ра­бот­ка и вали­да­ция» и вклю­ча­ла в себя оцен­ку раз­лич­ных аспек­тов, свя­зан­ных с циф­ро­вой зави­си­мо­стью у детей. 

В част­но­сти, иссле­до­ва­те­ли выде­ли­ли такие, аспек­ты как: сосре­до­то­чен­ность («Когда я не в шко­ле, то про­во­жу мно­го вре­ме­ни за сво­им устрой­ством»), рас­ту­щая потреб­ность («Я чув­ствую необ­хо­ди­мость про­во­дить боль­ше вре­ме­ни с устрой­ством»), огор­че­ние («Я рас­стра­и­ва­юсь, когда меня про­сят пре­кра­тить поль­зо­вать­ся устрой­ством»), про­бле­мы («Я сплю мень­ше, так как поль­зу­юсь устрой­ством»), кон­фликт («Я спо­рю с роди­те­ля­ми, когда они про­сят меня закон­чить исполь­зо­вать устрой­ство»), обман («Я вру роди­те­лям, когда что-то делаю на сво­ем устрой­стве»), заме­ще­ние («Я про­ве­ряю устрой­ство, когда делаю домаш­нюю рабо­ту или дру­гие важ­ные дела»), реци­див («Я не могу кон­тро­ли­ро­вать то, как исполь­зую устрой­ство») и изме­не­ние настро­е­ния («Когда я исполь­зую устрой­ство, то чув­ствую себя луч­ше, даже если мне пло­хо») [Hawi, 2019]. 

Эта шка­ла полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние и в дру­гих иссле­до­ва­ни­ях. В част­но­сти, была созда­на турец­кая вер­сия дан­ной шка­лы. В сво­ей рабо­те «Шка­ла циф­ро­вой зави­си­мо­сти для детей: пси­хо­мет­ри­че­ские свой­ства турец­кой вер­сии» Туба Бага­тар­хан и Дигдем Мюге Сий­ез опи­сы­ва­ют резуль­та­ты иссле­до­ва­ния, в кото­ром при­ни­ма­ли уча­стие дети из Турции. 

Было уста­нов­ле­но, что, в отли­чие от ори­ги­наль­ной вер­сии, где авто­ры опи­сы­ва­ли два фак­то­ра (пер­вый — кон­фликт, обман, заме­ще­ние, реци­див и огор­че­ние; вто­рой — рас­ту­щая потреб­ность, изме­не­ние настро­е­ния, реци­див, сосре­до­то­чен­ность), в дан­ном иссле­до­ва­нии выде­ля­ет­ся толь­ко один фак­тор. Кро­ме того, полу­чен­ные дан­ные пока­зы­ва­ют надеж­ность как для выбор­ки маль­чи­ков, так и для выбор­ки девочек. 

Допол­ни­тель­но Туба Бага­тар­хан и Дигдем Мюге Сий­ез опи­сы­ва­ют пози­тив­ную кор­ре­ля­цию меж­ду зави­си­мо­стью от устройств и зави­си­мо­стью от видео­игр [Bağatarhan, 2023].

Иссле­до­ва­те­лей инте­ре­су­ет зави­си­мость не толь­ко от устройств, но и от про­цес­сов, кото­рые про­те­ка­ют в них. В част­но­сти, Лизет З. Саи­ри­ту­па-Сан­чес из Перу сов­мест­но с кол­ле­га­ми в рабо­те «Раз­ра­бот­ка и вали­да­ция шка­лы пото­ко­вой зави­си­мо­сти (SDS) от онлайн-игр в перу­ан­ской попу­ля­ции» сосре­до­то­чи­лись на про­бле­ме зави­си­мо­сти от стри­мин­га (то есть транс­ля­ций, кото­рые про­хо­дят на раз­лич­ных онлайн-платформах). 

Они раз­ра­бо­та­ли шка­лу зави­си­мо­сти от стри­мин­га, в кото­рую вклю­чи­ли вопро­сы, свя­зан­ные с: вре­ме­нем, кото­рое чело­век тра­тит на про­смотр стри­мов; пере­жи­ва­ни­ем, что чело­век тра­тит мно­го вре­ме­ни на их про­смотр; при­вы­ка­ни­ем, то есть может ли чело­век потра­тить три часа на про­смотр, не отвле­ка­ясь ни на что дру­гое; син­дро­мом отме­ны, то есть тра­тит ли чело­век любое сво­бод­ное вре­мя на про­смотр стри­ма; кон­фликт­но­стью, то есть ссо­ра­ми с близ­ки­ми людь­ми из-за стри­ма; реци­ди­вом, то есть недо­сы­па­ни­ем из-за про­смот­ра стримов. 

Исполь­зо­ва­ние шка­лы пока­за­ло так­же инте­рес­ные вза­и­мо­свя­зи. Напри­мер, была обна­ру­же­на поло­жи­тель­ная кор­ре­ля­ция меж­ду про­смот­ром стри­мов и тре­вож­но­стью чело­ве­ка [Development and validation, 2023].

Иссле­до­ва­те­лей инте­ре­су­ют раз­лич­ные виды зави­си­мо­стей, кото­рые свя­за­ны с циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми. В то же вре­мя инстру­мен­ты, кото­рые они пред­ла­га­ют, вклю­ча­ют в себя похо­жие по смыс­лу либо оди­на­ко­вые по назва­ни­ям шка­лы (напри­мер, «кон­фликт», «реци­див»). Этот факт ука­зы­ва­ет на то, что в даль­ней­ших иссле­до­ва­ни­ях необ­хо­дим более диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный под­ход к иссле­до­ва­нию раз­лич­ных видов зави­си­мо­стей, кото­рые суще­ству­ют на дан­ный момент.

Социально-демографические характеристики цифровой зависимости

Иссле­до­ва­те­ли опи­сы­ва­ют доста­точ­но боль­шой пул харак­те­ри­стик, кото­рые свя­за­ны с циф­ро­вой зави­си­мо­стью. Напри­мер, к таким харак­те­ри­сти­кам отно­сят­ся: пол, воз­раст и т. д. С дру­гой сто­ро­ны, неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли при­ме­ня­ют ком­плекс­ный под­ход и стре­мят­ся объ­еди­нить эти харак­те­ри­сти­ки в опре­де­лен­ный ком­плекс. В част­но­сти, они опи­сы­ва­ют «про­филь», в кото­рый вклю­че­ны пере­чис­лен­ные выше пере­мен­ные. Далее будут опи­са­ны иссле­до­ва­ния, в кото­рых был при­ме­нен дан­ный подход.

Профили цифровой зависимости

Авто­ры иссле­до­ва­ний, в кото­рых опи­са­ны раз­лич­ные про­фи­ли, при­во­дят раз­лич­ные осно­ва­ния для их постро­е­ния. Одна­ко в боль­шин­стве слу­ча­ев им может являть­ся уро­вень зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий и уро­вень актив­но­сти чело­ве­ка в про­стран­стве ком­пью­тер­ных игр. 

Далее при­во­дят­ся резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, в кото­рых авто­ры по-раз­но­му под­хо­дят к про­цес­су постро­е­ния про­фи­лей людей, демон­стри­ру­ю­щих зави­си­мость от циф­ро­вых технологий.

В иссле­до­ва­нии «Изу­че­ние раз­лич­ных типов тех­но­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти у моло­дых взрос­лых: латент­ный ана­лиз про­фи­лей» Мурат Агир­кан, Намик Кемаль Хас­по­лат и Огу­жан Челик опи­сы­ва­ют четы­ре основ­ных про­фи­ля, кото­рые по-раз­но­му опре­де­ля­ют циф­ро­вую зави­си­мость у моло­дых людей. 

Пер­вый про­филь авто­ры назва­ли «неза­ви­си­мые». Мурат Агир­кан, Намик Кемаль Хас­по­лат и Огу­жан Челик отме­ча­ют, что сре­ди всех про­фи­лей люди, попав­шие в эту груп­пу, состав­ля­ют боль­шин­ство. Им мож­но дать сле­ду­ю­щее опи­са­ние: эти люди уме­рен­но исполь­зу­ют циф­ро­вые тех­но­ло­гии, и это исполь­зо­ва­ние не име­ет нега­тив­ных послед­ствий на их жизнь. 

Вто­рая груп­па была назва­на «уме­рен­но зави­си­мые гей­ме­ры». В нее попа­ли те респон­ден­ты, кото­рые демон­стри­ру­ют сред­ний уро­вень зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей, мес­сен­дже­ров и веб-сай­тов. В то же вре­мя они демон­стри­ру­ют высо­кий уро­вень зави­си­мо­сти от онлайн-игр. 

Тре­тья груп­па опи­са­на иссле­до­ва­те­ля­ми как «высо­ко зави­си­мые не гей­ме­ры». Эта груп­па респон­ден­тов име­ет высо­кий уро­вень зави­си­мо­сти от соци­аль­ных сетей, мес­сен­дже­ров, а так­же веб-сай­тов. Вме­сте с тем они демон­стри­ру­ют низ­кий уро­вень зави­си­мо­сти от онлайн-игр. 

Нако­нец, чет­вер­тая груп­па оха­рак­те­ри­зо­ва­на иссле­до­ва­те­ля­ми как «высо­ко зави­си­мые гей­ме­ры». Имен­но у этой груп­пы, по наблю­де­ни­ям иссле­до­ва­те­лей, суще­ству­ет высо­кий риск зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Вхо­дя­щие в нее респон­ден­ты демон­стри­ру­ют высо­кий уро­вень зави­си­мо­сти от всех пере­чис­лен­ных выше тех­но­ло­гий (то есть соци­аль­ных сетей, мес­сен­дже­ров, веб-сайтов). 

Мурат Агир­кан, Намик Кемаль Хас­по­лат и Огу­жан Челик отме­ча­ют, что есть и дру­гие соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ские фак­то­ры, кото­рые в боль­шей сте­пе­ни обу­слав­ли­ва­ют веро­ят­ность того, что чело­век попа­да­ет в опре­де­лен­ную группу. 

Так, было уста­нов­ле­но, что муж­чи­ны чаще при­над­ле­жат к про­фи­лям, кото­рые демон­стри­ру­ют высо­кий уро­вень зави­си­мо­сти от онлайн-игр, а те, кто про­во­дит боль­ше вре­ме­ни в соци­аль­ных сетях, мес­сен­дже­рах и веб-сай­тах, име­ют уро­вень рис­ка циф­ро­вой зави­си­мо­сти выше, чем осталь­ные респон­ден­ты [Ağirkan, 2024].

В свою оче­редь, Муста­фа Сари­те­пе­чи, Хати­дже Йил­диз Дурак и Нилю­фер Атман Услу из Тур­ции в сво­ей ста­тье опи­сы­ва­ют четы­ре основ­ных про­фи­ля циф­ро­вой зависимости. 

За осно­ву деле­ния на про­фи­ли иссле­до­ва­те­ли берут два основ­ных пара­мет­ра: уро­вень зави­си­мо­сти и уро­вень игро­вой актив­но­сти. В зави­си­мо­сти сте­пе­ни выра­жен­но­сти дан­ных харак­те­ри­стик, поль­зо­ва­те­лей интер­нет-про­стран­ства мож­но раз­де­лить на четы­ре основ­ных профиля. 

Пер­вый про­филь — люди с низ­ким уров­нем как зави­си­мо­сти, так и игро­вой актив­но­сти. Вто­рой — люди с низ­ким уров­нем зави­си­мо­сти и, в то же вре­мя, высо­ким уров­нем игро­вой актив­но­сти. Тре­тий — сред­ний уро­вень зави­си­мо­сти и низ­кий уро­вень игро­вой актив­но­сти. Нако­нец, послед­ний про­филь — это высо­кий уро­вень как зави­си­мо­сти, так и игро­вой активности. 

Муста­фа Сари­те­пе­чи, Хати­дже Йил­диз Дурак и Нилю­фер Атман Услу так­же отме­ча­ют, что суще­ству­ют фак­то­ры, кото­рые в боль­шей сте­пе­ни пред­ска­зы­ва­ют зависимость. 

В част­но­сти, жен­щи­ны демон­стри­ру­ют как низ­кий уро­вень зави­си­мо­сти, так и низ­кий уро­вень игро­вой актив­но­сти; сту­ден­ты, кото­рые обу­ча­ют­ся на пер­вом кур­се, чаще демон­стри­ру­ют либо низ­кий, либо, напро­тив, высо­кий уро­вень игро­вой актив­но­сти, в то вре­мя как сту­ден­ты вто­ро­го кур­са, напро­тив, чаще демон­стри­ру­ют высо­кий уро­вень игро­вой актив­но­сти [Saritepeci, 2022].

Нуж­но отме­тить, что в неко­то­рых иссле­до­ва­ни­ях (напри­мер, [Ağirkan, 2024]) рас­смат­ри­ва­ет­ся такой фак­тор, как «соци­аль­но-эко­но­ми­че­ский ста­тус». В част­но­сти, люди с низ­ким соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ста­ту­сом менее склон­ны к циф­ро­вой зави­си­мо­сти [Ağirkan, 2024]. 

Одна­ко не все суще­ству­ю­щие дан­ные под­твер­жда­ют послед­ний тезис. В свя­зи с этим необ­хо­ди­мо рас­смот­реть фак­тор соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са более подробно.

Социально-экономический статус

Отдель­ные иссле­до­ва­ния, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ет­ся вопрос о свя­зи соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са семьи и зави­си­мо­сти от тех­но­ло­гий так­же демон­стри­ру­ют доста­точ­но инте­рес­ные результаты. 

В част­но­сти, в иссле­до­ва­нии Хуан­ху­ан Ли и соав­то­ров «Соци­аль­но-эко­но­ми­че­ский ста­тус семьи и циф­ро­вая зави­си­мость детей млад­ше­го воз­рас­та: моде­ра­ци­он­но-меди­а­ци­он­ная модель» пока­за­но, что люди, обла­да­ю­щие низ­ким уров­нем соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са, в мень­шей сте­пе­ни демон­стри­ру­ют эмо­ци­о­наль­ную теп­ло­ту и пони­ма­ние и, напро­тив, в боль­шей сте­пе­ни — жесто­кость по отно­ше­нию к детям. 

Как пишут Хуан­ху­ан Ли и соав­то­ры иссле­до­ва­ния, это может при­во­дить к тому, что такие дети в боль­шей сте­пе­ни ока­зы­ва­ют­ся под­верг­ну­ты рис­ку воз­ник­но­ве­ния зави­си­мо­сти как неко­то­рой защи­ты от реаль­но­сти, в кото­рой они существуют. 

Кро­ме того, одной из при­чин тако­го пове­де­ния роди­те­лей может быть уста­лость после тяже­ло­го тру­до­во­го дня: у них оста­ет­ся мень­ше ресур­сов, кото­ры­ми они мог­ли бы поде­лить­ся с ребенком. 

Хуан­ху­ан Ли и соав­то­ры так­же отме­ча­ют, что их иссле­до­ва­ние демон­стри­ру­ет так назы­ва­е­мое «пред­по­чте­ние сына». Этот фено­мен заклю­ча­ет­ся в том, что роди­те­ли с низ­ким соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ста­ту­сом в боль­шей сте­пе­ни заин­те­ре­со­ва­ны в том, что­бы удо­вле­тво­рять потреб­но­сти ребен­ка муж­ско­го пола, по срав­не­нию с ребен­ком жен­ско­го пола. 

С дру­гой сто­ро­ны, Хуан­ху­ан Ли и соав­то­ры при­хо­дят к выво­ду, что теп­ло­та и забо­та, про­яв­ля­е­мые роди­те­ля­ми по отно­ше­нию к ребен­ку, могут так­же при­во­дить к воз­мож­но­му воз­ник­но­ве­нию рис­ка зави­си­мо­сти из-за нико­го уров­ня кон­тро­ля [Family socioeconomic status, 2024].

Вопрос об осо­бен­но­стях соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са детей, кото­рые испы­ты­ва­ют про­бле­мы с циф­ро­вой зави­си­мо­стью, инте­ре­со­вал и иссле­до­ва­те­лей из Ирлан­дии и Нор­ве­гии (Тия­на Мило­ше­вич и ее соав­то­ры). Они отме­ча­ют, что вре­мя, кото­рое про­во­дит ребе­нок в Интер­не­те, может быть свя­за­но с его само­оцен­кой и оцен­кой удовлетворенности. 

Если у детей есть воз­мож­ность полу­чать обра­зо­ва­ние, меди­цин­ские услу­ги, а так­же посе­щать раз­лич­ные куль­тур­ные меро­при­я­тия, то вре­мя, кото­рое они про­во­дят в интер­нет-про­стран­стве, пози­тив­но вли­я­ет на их само­оцен­ку и удо­вле­тво­рен­ность. При этом отме­ча­ет­ся нега­тив­ное вли­я­ние пре­бы­ва­ния в Сети на пси­хи­че­ское здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие тех детей, у кото­рых нет опи­сан­ных выше воз­мож­но­стей [Children’s internet use].

Отдель­ным направ­ле­ни­ем иссле­до­ва­ний явля­ют­ся те, что свя­за­ны с про­фи­лак­ти­кой циф­ро­вой зави­си­мо­сти. В них так­же изу­ча­ют­ся осо­бен­но­сти соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го статуса. 

Напри­мер, иссле­до­ва­тель­скую груп­пу из Гер­ма­нии, куда вхо­ди­ли Диа­на Гюрт­лер, Доми­ник Бле­зинг, Энн Мёринг и дру­гие уче­ные, инте­ре­со­вал ответ на вопрос: как мож­но про­ти­во­сто­ять зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий? Для это­го они про­ве­ли мас­штаб­ное иссле­до­ва­ние, в ходе кото­ро­го раз­ра­бо­та­ли мобиль­ное при­ло­же­ние, где заин­те­ре­со­ван­ные сту­ден­ты мог­ли полу­чить помощь от коуча. 

Так­же эту иссле­до­ва­тель­скую груп­пу вол­но­ва­ло, какие имен­но сту­ден­ты при­ни­ма­ют уча­стие в дан­ной про­грам­ме. Ока­за­лось, что девуш­ки чаще при­ни­ма­ли уча­стие в про­грам­ме, по срав­не­нию с моло­ды­ми людь­ми. Кро­ме того, в ней более охот­но участ­во­ва­ли люди, кото­рые оце­ни­ва­ли соб­ствен­ные ком­пе­тен­ции в обла­сти соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия как недо­ста­точ­но развитые. 

При­ло­же­ни­ем часто поль­зо­ва­лись те, кто отме­чал у себя доста­точ­но высо­кий уро­вень стрес­са и про­бле­мы с кон­тро­лем за исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та в соб­ствен­ной жиз­ни [App-Based addiction prevention, 2024].

Личностные характеристики цифровой зависимости

К лич­ност­ным харак­те­ри­сти­кам циф­ро­вой зави­си­мо­сти отно­сят чер­ты, кото­рые опи­са­ны в моде­ли «Боль­шая пятер­ка», осо­бен­но­сти моти­ва­ции, а так­же само­кон­троль. Далее эти харак­те­ри­сти­ки и их свя­зи с циф­ро­вой зави­си­мо­стью будут рас­смот­ре­ны более подробно.

«Большая пятерка»

В иссле­до­ва­нии, кото­рое было про­ве­де­но Дави­де Марен­го и кол­ле­га­ми из Гер­ма­нии, Ита­лии и Соеди­нен­ных Шта­тов Аме­ри­ки, были про­де­мон­стри­ро­ва­ны резуль­та­ты, по кото­рым мож­но сде­лать вывод о свя­зи черт моде­ли «Боль­шая пятер­ка» с исполь­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных плат­форм и про­грамм для общения. 

В част­но­сти, высо­кий уро­вень экс­тра­вер­сии свя­зан с тем, что чело­век исполь­зу­ет соци­аль­ные сети для обще­ния. Низ­кая доб­ро­со­вест­ность и высо­кий уро­вень ней­ро­тиз­ма, напро­тив, при­во­дит к тому, что люди чаще поль­зу­ют­ся WhatsApp и Instagram [One social media, 2020].

Резуль­та­ты дру­гих иссле­до­ва­ний демон­стри­ру­ют, что чер­ты лич­но­сти, состав­ля­ю­щие «Боль­шую пятер­ку» могут отли­чать­ся друг от дру­га в зави­си­мо­сти от стра­ны, в кото­рой про­хо­дит исследование. 

В част­но­сти, Яна Квин­то­ва и соав­то­ры уста­но­ви­ли, что сту­ден­ты из Чехии с высо­ким уров­нем интро­вер­сии и низ­ким уров­нем доб­ро­со­вест­но­сти демон­стри­ро­ва­ли высо­кий уро­вень склон­но­сти к интер­нет-зави­си­мо­сти [Path analysis reveals, 2024].

Мотивация

В послед­нее вре­мя иссле­до­ва­те­лей инте­ре­су­ет не толь­ко вопрос о том, что моти­ви­ру­ет людей поль­зо­вать­ся соци­аль­ны­ми сетя­ми и устрой­ства­ми, но и вопрос, поче­му моло­дые люди выби­ра­ют в каче­стве сво­ей про­фес­сии киберспорт. 

Ответ на него дает про­ве­ден­ное в Вен­грии иссле­до­ва­ние Фан­ни Баньяй и соав­то­ров. Его резуль­та­ты опи­са­ны в ста­тье «Карье­ра про­фес­си­о­наль­но­го гей­ме­ра: игро­вые моти­вы как пре­дик­то­ры карьер­ных пла­нов стать про­фес­си­о­наль­ным игро­ком в киберспорт». 

Фан­ни Баньяй и ее кол­ле­ги при­хо­дят к выво­ду, что мож­но выде­лить три основ­ных фак­то­ра, вли­я­ю­щих на подоб­ный выбор. К ним отно­сят­ся: моти­ва­ция, свя­зан­ная с сорев­но­ва­ни­я­ми (то есть жела­ние побеж­дать, стрем­ле­ние к совер­шен­ство­ва­нию себя и полу­че­нию при­зна­ния со сто­ро­ны дру­гих людей); раз­ви­тие навы­ков (посто­ян­ное обу­че­ние, улуч­ше­ние соб­ствен­ных навы­ков, свя­зан­ных, в том чис­ле, со стра­те­ги­че­ским мыш­ле­ни­ем и спо­соб­но­стью быст­ро при­ни­мать реше­ния); соци­аль­ные моти­вы (жела­ние, быть частью более круп­ной груп­пы и под­дер­жи­вать отно­ше­ния с дру­ги­ми ее участниками). 

Фак­то­ром, кото­рый играл про­ти­во­по­лож­ную роль, ока­за­лась моти­ва­ция спра­вить­ся со стрес­сом (то есть те, кто хотел пре­одо­леть стресс с помо­щью игр, были менее склон­ны к постро­е­нию карье­ры в киберспорте). 

Так­же к чис­лу фак­то­ров мож­но отне­сти такие лич­ност­ные каче­ства, как высо­кий уро­вень само­дис­ци­пли­ны и целе­устрем­лен­ность [Career as a].

Отдель­ные иссле­до­ва­те­ли обра­ща­ют вни­ма­ние на связь меж­ду моти­ва­ци­ей к учеб­ной дея­тель­но­сти и циф­ро­вой зави­си­мо­стью. Так, иссле­до­ва­те­ли из Эсто­нии (Риин Сима и кол­ле­ги) в сво­ей ста­тье опи­сы­ва­ют опыт раз­ра­бот­ки шка­лы зави­си­мо­сти от циф­ро­вых технологий. 

В част­но­сти, как пока­за­ло их иссле­до­ва­ние, высо­ко­му уров­ню зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий сопут­ству­ет низ­кий уро­вень моти­ва­ции в сфе­ре уче­бы, высо­кий уро­вень выго­ра­ния, а так­же труд­но­сти, свя­зан­ные с обу­че­ни­ем, и низ­кий уро­вень удо­вле­тво­рен­но­сти жизнью. 

В целом, мож­но отме­тить, что высо­кий уро­вень зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий сни­жа­ет уро­вень моти­ва­ции к учеб­ной дея­тель­но­сти [Development and validation, 2021].

Самоконтроль

В иссле­до­ва­нии Ага­ты Блах­нио и кол­лег из Поль­ши было опи­са­но, что низ­кий уро­вень само­кон­тро­ля свя­зан с более высо­ким уров­нем циф­ро­вой зави­си­мо­сти. Так, Ага­та Блах­нио и кол­ле­ги отме­ча­ют, что люди с низ­ким уров­нем само­кон­тро­ля более склон­ны к импуль­сив­но­му исполь­зо­ва­нию устройств, а этот фак­тор может при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию зависимости. 

Так­же на зави­си­мость ока­зы­ва­ет вли­я­ние и меди­амуль­ти­за­дач­ность. С одной сто­ро­ны, Ага­ты Блах­нио и кол­ле­ги пишут, что такая муль­ти­за­дач­ность может сни­жать эффек­тив­ность в реше­нии задач, с дру­гой — повы­шать веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния зависимости. 

Кро­ме того, неспо­соб­ные орга­ни­зо­вать соб­ствен­ное вре­мя более склон­ны к циф­ро­вой зави­си­мо­сти по срав­не­нию с теми, кто, напро­тив, демон­стри­ру­ет высо­кий уро­вень само­ор­га­ни­за­ции [Self-Control and Digital, 2023].

Резуль­та­ты похо­же­го иссле­до­ва­ния мож­но най­ти в ста­тье Тима Шуль­ца ван Эндер­та из уни­вер­си­те­та Гер­ма­нии. В част­но­сти, в его иссле­до­ва­нии изу­ча­лась связь меж­ду зави­си­мо­стью от циф­ро­вых тех­но­ло­гий и уров­нем самоконтроля. 

Тим Шульц ван Эндерт отме­ча­ет, что испы­ту­е­мые, кото­рые демон­стри­ро­ва­ли высо­кий уро­вень само­кон­тро­ля, в мень­шей сте­пе­ни склон­ны к циф­ро­вой зависимости. 

Так­же, по его наблю­де­ни­ям, испы­ту­е­мые, склон­ные к выбо­ру неболь­шо­го, но немед­лен­но­го воз­на­граж­де­ния, в мень­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий, чем­чем те, кто выби­рал боль­шее воз­на­граж­де­ние, но потом [Van Endert, 2021].

Иссле­до­ва­те­ли из Китая (Сюй­вэй Шэнь со сво­и­ми соав­то­ра­ми) уточ­ни­ли дан­ные, кото­рые были полу­че­ны в упо­мя­ну­том выше иссле­до­ва­нии. В част­но­сти, в ходе иссле­до­ва­ния было уста­нов­ле­но, что само­кон­троль дей­стви­тель­но нега­тив­но свя­зан с уров­нем зави­си­мо­сти от циф­ро­вых технологий. 

В то же вре­мя было уста­нов­ле­но, что само­кон­троль явля­ет­ся меди­а­то­ром меж­ду стрес­сом и тре­во­гой, а так­же уров­нем раз­ви­тия зави­си­мо­сти от циф­ро­вых тех­но­ло­гий. То есть в опи­сы­ва­е­мом иссле­до­ва­нии он ослаб­лял связь меж­ду ука­зан­ны­ми переменными. 

Кро­ме того, было уста­нов­ле­но, что имен­но само­кон­троль явля­ет­ся моде­ра­то­ром свя­зи меж­ду стрес­сом, тре­во­гой и зави­си­мо­стью от циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Так, у людей с высо­ким уров­нем само­кон­тро­ля связь меж­ду стрес­сом, тре­во­гой и зави­си­мо­стью от циф­ро­вых тех­но­ло­гий была менее выра­же­на по срав­не­нию с груп­пой людей, для кото­рых был харак­те­рен низ­кий уро­вень само­кон­тро­ля [Stress and internet, 2023].

Социально-психологические характеристики цифровой зависимости

Одним из наи­бо­лее ярких про­яв­ле­ний соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик циф­ро­вой зави­си­мо­сти явля­ют­ся отно­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми (или меж­лич­ност­ные отно­ше­ния). Так, в одном из иссле­до­ва­ний, в кото­ром авто­ры про­ве­ли мета­а­на­лиз, была про­де­мон­стри­ро­ва­ла кор­ре­ля­ция меж­ду зави­си­мо­стью от онлайн-тех­но­ло­гий и каче­ством меж­лич­ност­ных отношений.

В част­но­сти, иссле­до­ва­те­ля­ми из Китая — Сюнь Ян и кол­ле­га­ми — в ста­тье «Связь меж­ду циф­ро­вой зави­си­мо­стью и меж­лич­ност­ны­ми отно­ше­ни­я­ми: систе­ма­ти­че­ский обзор и мета­а­на­лиз» было пока­за­ло, что меж­ду зави­си­мо­стью от онлайн-тех­но­ло­гий и каче­ством меж­лич­ност­ных отно­ше­ний суще­ству­ет сла­бая отри­ца­тель­ная корреляция. 

Сюнь Ян и кол­ле­ги дела­ют вывод, что люди с более низ­ким уров­нем меж­лич­ност­ных отно­ше­ний в боль­шей сте­пе­ни склон­ны к зави­си­мо­сти от онлайн-тех­но­ло­гий. При этом авто­ры иссле­до­ва­ния под­чер­ки­ва­ют, что дан­ный эффект харак­те­рен для любой онлайн-тех­но­ло­гии, кото­рая суще­ству­ет на дан­ный момент (смарт­фон, игро­вая зави­си­мость и т. д.). 

Одна­ко Сюнь Ян и кол­ле­ги про­во­дят раз­ли­чие меж­ду онлайн- и офлайн-отно­ше­ни­я­ми. Они отме­ча­ют, что связь меж­ду зави­си­мо­стью и онлайн-отно­ше­ни­я­ми зна­чи­мая и пози­тив­ная. В то же вре­мя было уста­нов­ле­но, что связь меж­ду зави­си­мо­стью и офлайн-отно­ше­ни­я­ми зна­чи­ма и носит отри­ца­тель­ный характер. 

Кро­ме того, было отме­че­но, что уро­вень обра­зо­ва­ния так­же явля­ет­ся фак­то­ром, кото­рый свя­зан с зави­си­мо­стью. В част­но­сти, люди с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем в мень­шей сте­пе­ни склон­ны к зави­си­мо­сти по срав­не­нию с людь­ми, у кото­рых нет выс­ше­го обра­зо­ва­ния [The association between, 2024].

Резуль­тат это­го иссле­до­ва­ния под­твер­жда­ет резуль­та­ты мета­а­на­ли­за, кото­рый был про­ве­ден в 2020 году так­же иссле­до­ва­те­ля­ми из Китая.

Так, Цин-Хонг Хао с соав­то­ра­ми в рабо­те, где был про­ве­ден систе­ма­ти­че­ский обзор и мета­а­на­лиз вза­и­мо­свя­зи меж­ду интер­нет-зави­си­мо­стью и меж­лич­ност­ны­ми отно­ше­ни­я­ми сре­ди под­рост­ков и сту­ден­тов кол­ле­джа на осно­ве коэф­фи­ци­ен­та кор­ре­ля­ции Пир­со­на, выяви­ли сле­ду­ю­щие зако­но­мер­но­сти. Люди, у кото­рых был выяв­лен высо­кий уро­вень интер­нет-зави­си­мо­сти, испы­ты­ва­ли про­бле­мы в меж­лич­ност­ных отношениях. 

Цин-Хонг Хао с соав­то­ра­ми отме­ча­ют, что этот резуль­тат, в первую оче­редь, харак­те­рен для воз­раст­ных групп под­рост­ков и сту­ден­тов колледжей. 

Осо­бые труд­но­сти, как отме­ча­ют авто­ры иссле­до­ва­ния, люди с высо­ким уров­нем интер­нет-зави­си­мо­сти испы­ты­ва­ют в про­цес­се поис­ка людей, кото­рые могут стать дру­зья­ми, и зна­ком­ства с ними [The correlation between, 2022].

Вывод

В дан­ном обзо­ре было отме­че­но, что совре­мен­ные про­бле­мы, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем циф­ро­вой зави­си­мо­сти, каса­ют­ся ситу­а­ций кибер­бул­лин­га, труд­но­стей, свя­зан­ных с эмо­ци­я­ми, и дру­ги­ми характеристиками. 

Несмот­ря на доста­точ­но боль­шое коли­че­ство иссле­до­ва­ний и про­грамм, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся на их осно­ве, необ­хо­ди­мо уси­ли­вать рабо­ту по внед­ре­нию этих резуль­та­тов в повсе­днев­ную жизнь. 

Кро­ме того, боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей опи­сы­ва­ют нега­тив­ное вли­я­ние пан­де­мии COVID-19 на жизнь людей. Суще­ству­ю­щие иссле­до­ва­ния, в основ­ном, отме­ча­ют нега­тив­ное вли­я­ние пан­де­мии на циф­ро­вую зави­си­мость. Лишь неболь­шая часть иссле­до­ва­ний обна­ру­жи­ва­ют и пози­тив­ное влияние. 

В буду­щих иссле­до­ва­ни­ях необ­хо­ди­мо сосре­до­то­чить вни­ма­ние на объ­ек­тив­ной оцен­ке пан­де­мии и ее свя­зи с циф­ро­вой зависимостью. 

Наря­ду с этим суще­ству­ют иссле­до­ва­ния, кото­рые выде­ля­ют соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ские харак­те­ри­сти­ки в каче­стве основ­ных для объ­яс­не­ния воз­ник­но­ве­ния циф­ро­вой зави­си­мо­сти. В част­но­сти, к тако­вым отно­сят соци­аль­но-эко­но­ми­че­ский ста­тус. Одна­ко и тут суще­ству­ю­щие резуль­та­ты демон­стри­ру­ют про­ти­во­ре­чи­вый харак­тер. Это может стать отправ­ной точ­кой для буду­щих исследований. 

Отли­ча­ют­ся и резуль­та­ты (напри­мер, от стра­ны к стране), кото­рые каса­ют­ся как лич­ност­ных, так и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик циф­ро­вой зависимости. 

В даль­ней­шем, веро­ят­но, тре­бу­ет­ся про­ве­де­ние, в том чис­ле, лон­ги­тюд­ных иссле­до­ва­ний для пони­ма­ния при­ро­ды таких различий.

Литература

  1. A comprehensive review on emerging trends in the dynamic evolution of digital addiction and depression / T. Karakose, B. Yıldırım, T. Tülübaş, A. Kardas // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1126815
  2. Karakose T., Yıldırım B., Tülübaş T., Kardas A. A comprehensive review on emerging trends in the dynamic evolution of digital addiction and depression. Frontiers in Psychology, 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1126815
  3. Ağirkan, M., Haspolat, N.K., Çelik, O. Exploring different technology addiction types in young adults: A latent profile analysis // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 27225—27238. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06372-z
  4. Ağirkan, M., Haspolat, N.K., Çelik, O. Exploring different technology addiction types in young adults: A latent profile analysis. Current Psychology, 2024. Vol. 43, pp. 27225—27238. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06372-z
  5. App-Based addiction prevention at German vocational schools: implementation and reach for a cluster-randomized controlled trial / D. Guertler, D. Bläsing, A. Moehring, C. Meyer, D. Brandt, H. Schmidt, F. Rehbein, M. Neumann, A. Dreißigacker, A. Bischof, et al. // Prevention Science. 2024. Vol. 25(5). P. 849—860. https://doi.org/10.1007/s11121-024-01702-w
  6. Guertler D., Bläsing D., Moehring A., Meyer C., Brandt D., Schmidt H., Rehbein F., Neumann M., Dreißigacker A., Bischof A., et al. App-Based addiction prevention at German vocational schools: implementation and reach for a cluster-randomized controlled trial. Prevention Science, 2024. Vol. 25(5), pp. 849—860. https://doi.org/10.1007/s11121-024-01702-w
  7. Bağatarhan, T., Siyez, D.M. The digital addiction scale for children: psychometric properties of the Turkish version // Current Psychology. 2023. Vol. 42. P. 19455—19465. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04675-1
  8. Bağatarhan, T., Siyez, D.M. The digital addiction scale for children: psychometric properties of the Turkish version. Current Psychology, 2023. Vol. 42, pp. 19455—19465. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04675-1
  9. Camerini, A., Morlino, S., Marciano, L. Boredom and digital media use: A systematic review and meta-analysis // Computers in Human Behavior Reports. 2023. Vol. 11. P. 100313. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2023.100313
  10. Camerini, A., Morlino, S., Marciano, L. Boredom and digital media use: A systematic review and meta-analysis. Computers in Human Behavior Reports, 2023. Vol. 11, pp. 100313. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2023.100313
  11. Career as a professional gamer: gaming motives as predictors of career plans to become a professional esport player / F. Bányai, Á. Zsila, M.D. Griffiths, Z. Demetrovics, O. Király // Frontiers in Psychology. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01866
  12. Bányai F., Zsila Á., Griffiths M.D., Demetrovics Z., Király O. Career as a professional gamer: gaming motives as predictors of career plans to become a professional esport player. Frontiers in Psychology. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01866
  13. Cheng, C., Li, A.Y. Internet Addiction Prevalence and Quality of (Real) Life: A meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2014. Vol. 17(12). P. 755—760. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0317
  14. Cheng, C., Li, A.Y. Internet Addiction Prevalence and Quality of (Real) Life: A meta-analysis of 31 nations across seven world regions. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 2014. Vol. 17(12), pp. 755—760. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0317
  15. Children’s internet use, self-reported life satisfaction, and parental mediation in Europe: an analysis of the EU kids online dataset / T. Milosevic, S. Kuldas, A. Sargioti, D.A. Laffan, J.O. Norman // Frontiers in Psychology. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.698176
  16. Milosevic T., Kuldas S., Sargioti A., Laffan D.A., Norman J.O. Children’s internet use, self-reported life satisfaction, and parental mediation in Europe: an analysis of the EU kids online dataset. Frontiers in Psychology. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.698176
  17. Development and validation of a scale for streaming dependence (SDS) of online games in a Peruvian population / L.Z. Sairitupa-Sanchez, A. Collantes-Vargas, O. Rivera-Lozada, W.C. Morales-García. // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1184647
  18. Sairitupa-Sanchez L.Z., Collantes-Vargas A., Rivera-Lozada O., Morales-García W.C. Development and validation of a scale for streaming dependence (SDS) of online games in a Peruvian population. Frontiers in Psychology, 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1184647
  19. Development and validation of the digital addiction scale for teenagers (DAST) / R. Seema, M. Heidmets, K. Konstabel, E. Varik-Maasik // Journal of Psychoeducational Assessment. 2021. Vol. 40(2). P. 293—304. https://doi.org/10.1177/07342829211056394
  20. Seema R., Heidmets M., Konstabel K., Varik-Maasik E. Development and validation of the digital addiction scale for teenagers (DAST). Journal of Psychoeducational Assessment, 2021. Vol. 40(2), pp. 293—304. https://doi.org/10.1177/07342829211056394
  21. Effects of digital environments on children’s cognitive function and mental health: a bibliometric study / N. Xiao, X. Huang, B. Li, L. Sun, S. Kiselev // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 28038—28052. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06476-6
  22. Xiao N., Huang X., Li B., Sun L., Kiselev S. Effects of digital environments on children’s cognitive function and mental health: a bibliometric study. Current Psychology, 2024. Vol. 43, pp. 28038—28052. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06476-6
  23. Family socioeconomic status and young children digital addiction: A moderated mediation model / H. Li, M. Luo, B. Duan, A. Kawulia, M. Su, H. Di // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1435575
  24. Li H., Luo M., Duan B., Kawulia A., Su M., Di H. Family socioeconomic status and young children digital addiction: A moderated mediation model. Frontiers in Psychology, 2024. Vol. 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1435575
  25. Global prevalence of digital addiction in general population: A systematic review and meta-analysis / S.-Q Meng, J.-L. Cheng, Y.-Y. Li, X.-Q. Yang, J.-W. Zheng, X.-W. Chang, Y. Shi, Y. Chen, L. Lu, Y. Sun, et al. // Clinical Psychology Review. 2022. Vol. 92. P. 102128. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2022.102128
  26. Meng S.-Q, Cheng J.-L., Li Y.-Y., Yang X.-Q, Zheng J.-W., Chang X.-W., Shi Y., Chen Y., Lu L., Sun Y., et al. Global prevalence of digital addiction in general population: A systematic review and meta-analysis. Clinical Psychology Review, 2022. Vol. 92, pp. 102128. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2022.102128
  27. Hawi, N.S., Samaha, M., Griffiths, M.D. The digital addiction scale for children: development and validation // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2019. Vol. 22, no. 12. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0132
  28. Hawi, N.S., Samaha, M., Griffiths, M.D. The digital addiction scale for children: development and validation. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 2019. Vol. 22, no. 12. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0132
  29. One social media company to rule them all: Associations between use of facebook-owned social media platforms, sociodemographic characteristics, and the big five personality traits / D. Marengo, C. Sindermann, J.D. Elhai, C. Montag // Frontiers in Psychology. 2020. Vol.11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00936
  30. Marengo D., Sindermann C., Elhai J.D., Montag C. One social media company to rule them all: Associations between use of facebook-owned social media platforms, sociodemographic characteristics, and the big five personality traits. Frontiers in Psychology, 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00936
  31. Path analysis reveals cross-country differences between Czech and Chinese university students in effect of internet and smartphone addiction, mental health, and personality traits on academic achievement in the post-pandemic era / J. Kvintova, J.S. Novotny, H. Liu, L. Vachova, J. Kantor // BMC Psychology. 2024. Vol. 12, no. 1. https://doi.org/10.1186/s40359-024-02069-x
  32. Kvintova J., Novotny J.S., Liu H., Vachova L., Kantor J. Path analysis reveals cross-country differences between Czech and Chinese university students in effect of internet and smartphone addiction, mental health, and personality traits on academic achievement in the post-pandemic era. BMC Psycholog, 2024. Vol. 12, no. 1. https://doi.org/10.1186/s40359-024-02069-x
  33. Saritepeci, M., Durak, H.Y., Uslu N.A. A latent profile analysis for the study of multiple screen addiction, mobile social gaming addiction, general mattering, and family sense of belonging in university students // International Journal of Mental Health and Addiction. 2022. Vol. 21(6). P. 3699—3720. https://doi.org/10.1007/s11469-022-00816-y
  34. Saritepeci, M., Durak, H.Y., Uslu N.A. A latent profile analysis for the study of multiple screen addiction, mobile social gaming addiction, general mattering, and family sense of belonging in university students. International Journal of Mental Health and Addiction, 2022. Vol. 21(6), pp. 3699—3720. https://doi.org/10.1007/s11469-022-00816-y
  35. Self-Control and Digital Media Addiction: The mediating role of media multitasking and time style / A. Błachnio, A. Przepiorka, A. Cudo, A. Angeluci, M. Ben-Ezra, M. Durak, K. Kaniasty, E. Mazzoni, E. Senol-Durak, W. K. Hou, et al. // Psychology Research and Behavior Management. 2023. Vol. 16. P. 2283—2296. https://doi.org/10.2147/PRBM.S408993
  36. Błachnio A., Przepiorka A., Cudo A., Angeluci A., Ben-Ezra M., Durak M., Kaniasty K., Mazzoni E., Senol-Durak E., Hou W. K., et al. Self-Control and Digital Media Addiction: The mediating role of media multitasking and time style. Psychology Research and Behavior Management, 2023. Vol. 16, pp. 2283—2296. https://doi.org/10.2147/PRBM.S408993
  37. Smartphone addiction risk, technology-related behaviors and attitudes, and psychological well-being during the COVID-19 pandemic / A.-M. Popescu, R.-Ș. Balica, E. Lazăr, V. O. Bușu, J.-E. Vașcu // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997253
  38. Popescu A.-M., Balica R.-Ș., Lazăr E., Bușu V. O., Vașcu J.-E. Smartphone addiction risk, technology-related behaviors and attitudes, and psychological well-being during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychology, 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997253
  39. Stress and internet addiction: mediated by anxiety and moderated by Self-Control / X. Shen, C. Wang, C. Chen, Y. Wang, Z. Wang, Y. Zheng, H. Liu // Psychology Research and Behavior Management. 2023. Vol. 16. P. 1975—1986. https://doi.org/10.2147/PRBM.S411412
  40. Shen X., Wang C., Chen C., Wang Y., Wang Z., Zheng Y., Liu H. Stress and internet addiction: mediated by anxiety and moderated by Self-Control. Psychology Research and Behavior Management, 2023. Vol. 16, pp. 1975—1986. https://doi.org/10.2147/PRBM.S411412
  41. The association between digital addiction and interpersonal relationships: A systematic review and meta-analysis / X. Yang, T. Liao, Y. Wang, L. Ren, J. Zeng // Clinical Psychology Review. 2024. Vol. 114. P. 102501. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102501
  42. Yang X., Liao T., Wang Y., Ren L., Zeng J. The association between digital addiction and interpersonal relationships: A systematic review and meta-analysis. Clinical Psychology Review, 2024. Vol. 114, pp. 102501. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102501
  43. The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis / R. C. Ho, M. W. Zhang, T. Y. Tsang, A. H. Toh, F. Pan, Y. Lu, C. Cheng, P. S. Yip, L. T. Lam, C. Lai, et al. // BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. https://doi.org/10.1186/1471-244X-14-183
  44. Ho R. C., Zhang M. W., Tsang T. Y., Toh A. H., Pan F., Lu Y., Cheng C., Yip P. S., Lam, C. Lai L. T., et al. The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis. BMC Psychiatry, 2014. Vol. 14. https://doi.org/10.1186/1471-244X-14-183
  45. The correlation between internet addiction and interpersonal relationship among teenagers and college Students Based on Pearson’s Correlation Coefficient: A Systematic Review and Meta-Analysis / Q. Hao, W. Peng, J. Wang, Y. Tu, H. Li, T. Zhu // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.818494
  46. Hao Q., Peng W., Wang J., Tu Y., Li H., Zhu T. The correlation between internet addiction and interpersonal relationship among teenagers and college Students Based on Pearson’s Correlation Coefficient: A Systematic Review and Meta-Analysis. Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.818494
  47. Van Endert, T.S. Addictive use of digital devices in young children: Associations with delay discounting, self-control and academic performance // PLoS ONE. 2021. Vol. 16(6). P. e0253058. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0253058
  48. Van Endert, T.S. Addictive use of digital devices in young children: Associations with delay discounting, self-control and academic performance. PLoS ONE, 2021. Vol. 16(6), pp. e0253058. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0253058
Источ­ник: Экс­тре­маль­ная пси­хо­ло­гия и без­опас­ность лич­но­сти, 2(1), 60–74. https://doi.org/10.17759/epps.2025020105

Об авторе

Андрей Нико­ла­е­вич Неврю­ев — стар­ший пре­по­да­ва­тель депар­та­мен­та пси­хо­ло­гии и раз­ви­тия чело­ве­че­ско­го капи­та­ла факуль­те­та соци­аль­ных наук и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций, Финан­со­вый уни­вер­си­тет при Пра­ви­тель­стве Рос­сий­ской Феде­ра­ции, (ФГОБУ ВО «Фину­ни­вер­си­тет»), стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры общей пси­хо­ло­гии, Рос­сий­ская ака­де­мия народ­но­го хозяй­ства и госу­дар­ствен­ной служ­бы при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции (РАН­ХиГС), Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Каж­дый вто­рой рос­си­я­нин счи­та­ет, что испы­ты­ва­ет циф­ро­вую зави­си­мость (2024, июнь 05). Иссле­до­ва­тель­ский центр пор­та­ла Superjob.ru. Социо­ло­ги­че­ские опросы.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest