Информационная революция 1970-1980 гг. открыла перед человечеством массовый доступ к Глобальной сети и различным гаджетам, обеспечивающим возможность получения информации.
Сеть Интернет постоянно развивается, наполняясь новыми ресурсами и, как следствие, новой информацией. Теперь каждый обладатель гаджета может получить любую информацию в любой момент времени, при этом развитие поисковых систем в сочетании с мобильными помощниками значительно упрощает её поиск.
Пользователю уже не требуется набирать поисковый запрос, достаточно его произнести. Следующий шаг может заключаться в разработке нейроинтерфейсов, которые сделают процесс поиска интуитивным, а само вычленение и усвоение информации «потоковым» и постоянным.
Уже сейчас доступом к глобальному источнику информации обеспечены порядка 4,2 млрд. человек, технические устройства используются для общения, работы, получения знаний, развлечений [10], а также с целью воспитания и проведения досуга детей [4; 9].
При этом техника представляется и воспринимается как средство развлечения, а информационное поле подбирается в соответствии с определенной целью (игра, общение, обучение, проведение досуга и т.п.).
Фрагментарность и специфичность получаемой информации (зачастую визуальной), приводит к формированию клипового сознания и клипового мышления, которые определяют специфический способ взаимодействия и усвоения информации.
Последний процесс, при этом, происходит иррационально и нерефлексивно, оценивается эмоционально, а не логически [2].
Как отмечают Э. Тоффлер и А. Моль, клиповое мышление, как основная форма восприятия в современном обществе, позволяет справиться с информационно насыщенным смысловым и социальным полем постиндустриальной эпохи, где возможно оценить и усвоить только часть информации (интересной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик и т.п.) [8; 15].
При этом возможность получить доступ к информационным ресурсам разных тематик, а также простота поиска, вычленения и присвоения информации может создать ложное впечатление о легкости знания и установку о наличии знаний, вызвать ложное ощущение компетентности.
Подобная установка постоянно подкрепляется: сиюминутное «знание» потребляется без осознания его сущности и смысла, а его логическая нагрузка не подвергается критической оценке.
Таким образом, информация воспринимается как легкая, а «знание» представляется доступным и понятным.
По словам В.Кузнецова, личность может в любой момент отказаться от информации и прервать процесс получения «знания» без ощущения неоконченности и также просто возобновить этот процесс [2].
В данном случае проблема заключается в подмене или отождествлении информации и знаний. Если под информацией понимается набор сведений, которые подлежат восприятию, запоминанию и воспроизведению на поверхностном уровне; то знание – более глубокий процесс, который требует не только восприятия и запоминания, но и обработки преобразования информации в знания [5].
Знание, в данном случае, задействует мыслительные операции и требует личностной активности, которая позволит сделать получаемую информацию персонифицированной.
В условиях становления Информационного общества именно доступ и обладание актуальной информацией является залогом успешного функционирования личности, т.к. информация становится новым сверхценным ресурсом.
Кроме того, разнообразие информации и распространенность технических средств опосредуют онтогенетическое развитие и социализацию личности. Интернет переходит в ряд средств социализации и источников культурных знаков, следовательно, процесс усвоения информации и «знаний» может существенно влиять на сознание и личность в целом.
Например, в отличие от взрослого, ребёнок или подросток часто является лишь носителем какой-либо информации, которую он не может проверить или использовать. При этом в процессе усвоения информации внимание сосредотачивается на внешних признаках простых по форме и содержанию сведений. Подобное упрощенное «знание» приводит к формированию представления о «простом» и «доступном» мире, где каждый получает легкую информацию формализованно-упрощенным способом.
Для того, чтобы познакомиться с научным фактом, нужно просто ввести поисковый запрос в Интернете. Это укрепляет установку, что личность-пользователь уже все знает, что приводит к возникновению псевдокомпетентности.
Описывая содержание и компоненты компетентности личности, И.А. Зимняя выделяет три группы компетентности, направленные на себя, как на субъекта жизнедеятельности, на взаимодействие с другими и на деятельность в целом.
При этом компетенции – это внутренние, потенциальные скрытые новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), проявляющиеся в различных компетентностях человека.
Общая социально-профессиональная компетентность включает в себя четыре блока [3]:
- базовый, интеллектуально обеспечивающий деятельность посредством логических и мыслительных действий и операций;
- личностный, вбирающий в себя характерные для субъекта деятельности личностные свойства (ответственность, организованность, целеустремленность);
- социальный, опосредующий жизнедеятельность личности и взаимодействие с другими;
- профессиональный, помогающий адекватно выполнять профессиональную деятельность и вбирающий в себя умение решать поставленные профессиональные задачи.
Если учитывать влияние клипового мышления и клипового сознания на развитие личности, а также опосредованность хода социализации технологиями и Интернет, то можно предположить, что формирование отдельных блоков компетентности будет происходить специфично, поверхностно, фрагментарно [2; 13].
Здесь следует обратить внимание на то, что достижение ощущения собственной компетентности и решение противоречия между трудолюбием и неполноценностью является ведущей задачей школьного и младшего школьного возраста (в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона) [11].
При этом постижение ребенком технологии культуры происходит не только в рамках общения со значимыми близкими и посредством школьного обучения: ученик может освоить общую культуру, используя техническое средство и Глобальную сеть.
В таком случае усвоение информации и «знания» происходит стихийно, непоследовательно и без объяснения. Информация накапливается, но не подвергается критическому анализу, так как сама по себе она представлена в готовом и «упрощенном» виде, уже готовом для использования-передачи ее другим людям (не только с целью распространения общего знания, но и с целью укрепления собственного ощущения «компетентности»).
Вместо того, чтобы задействовать память и высшие психические функции для запоминания и анализа информации, ребенок ищет эту информацию, тоже самое постепенно проникает и в процесс обучения.
В этих случаях процесс научения сменяется процессом поиска и трансляции готового знания из Глобальной сети. При этом личность может воспринимать найденную им информацию в сети как единственно верную и всеобъемлющую, считая, что с момента прочтения, он становится специалистом.
Ребенок знает, что может получить информацию в Интернете и в результате формируется не только доверие к технике, но и определённая зависимость от неё, как от источника информации.
При этом не имея базовых знаний о принципах отбора и анализа информации он может оказаться заложником не только незнания, но и ложного знания, особенно в эпоху постправды [7].
С появлением такого ресурса как Википедия формируется представление о возможности сбора всей информации в одном месте и её доступности.
Заметим, что в отличие от традиционных энциклопедий, она обладает особым эпистемическим статусом, формируя новые познавательные практики [1]. При этом она не только даёт возможность получать информацию, но и транслировать её путём изменения содержания статей.
При отсутствии доступа к необходимой информации человек, его личность и самооценка могут оказаться под «угрозой».
Например, попадание в ситуацию, когда нет возможности подтвердить свою компетентность, личность может столкнуться с негативной реакцией окружающих, что может привести к снижению уровня самооценки и появлению фрустрации.
Подобным же образом могут возникать проблемы из-за псевдокомпетентности: она может позволить трудоустроиться, но не станет основой для выполнения профессиональной деятельности, так как не несёт ничего кроме трансляции отдельных фактов и не содержит практических навыков.
Примером служит распространенный эффект Даннинга-Крюгера, являющийся метакогнитивным искажением, при котором личность, имеющая низкий уровень квалификации, делает ошибочные выводы и принимает неверные решения, не осознавая это из-за уровня квалификации [12].
В современных условиях пользователи Глобальной сети в большей степени проявляют потребительское поведение в отношении знаний и информации, что во многом соответствует тенденциям макдональдизации.
Процесс познания максимально рационализируется с целью адаптации к быстро меняющимся условиям. Все меньше остается знаний, которые сохраняют актуальность и востребованность на протяжении всей жизни человека.
«Текучесть современности» диктует необходимость в их постоянном обновлении, причём довольно часто не в глубину, а в ширину, формируя «разностороннего» человека, утилитарно воспринимающего и использующего информацию.
В соответствии с тенденциями макдональдизации [14], знания и информация должны быть предсказуемы и стандартизированы, дешевы (а лучше бесплатны), а также просчитываемы, так как Эпоха постмодерна ориентирует на количественные, а не качественные показатели.
Идеальным источником информации в данном случае являются инструкции и гайды, которые подробно, чётко и пошагово описывают достижение определённого результата.
Однако, как отмечают специалисты, подобные процессы проникают в систему образования в целом [6], и как это не парадоксально, именно Глобальная сеть может дать и другой вариант получения знаний.
Сеть Интернет может действительно стать одним из акторов обучения, давая те знания, которыми не обладают окружающие. В этом случае важен процесс отбора источников информации, а также процесс её освоения и запоминания.
Так, далеко не везде есть узконаправленные специалисты, специализированных клубов и секций ещё меньше, и в этом случае блоггеры и видеоблоггеры, профессиональные Виртуальные сообщества могут дать необходимую информацию по теме, ответить на возникающие вопросы.
В данном случае происходит не только трансляция каких-либо фактов, зафиксированных в Интернет-энциклопедиях, а освоение знаний, умений и навыков, формирование подлинной компетентности.
Список литературы
- Голубинская А. В. Что такое википистемология? // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. № 2 (15). С. 25–33.
- Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169–176.
- Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20.
- Исакова И. А., Янак А. Л. Информатизация и гаджетизация современного общества и детства // The Digital Scholar: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 1. С. 131–145.
- Костромина С. Н., Гнедых Д. С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 5–14.
- Кутырев В. А. От образования к о-программированию (или как достичь передового уровня деградации человека) // Философия хозяйства. 2016. № 5 (107). С. 174–185.
- Мантикова А. В., Чупров Л. Ф., Кошенова М. И. Безопасность детей и подростков в интернет-пространстве: мифы, реальность, практические рекомендации // Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов / под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 138–147.
- Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр.; предисл. Б. В. Бирюкова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.
- Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № S30.
- Internet Live Stats [Электронный ресурс].
- Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. N. Y.: McGrow-Hill, 1992. 624 p.
- Kruger J., Dunning D. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, № 6. P. 1121–1134.
- Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. Basic Books, 2008. 375 p.
- Ritzer G. The McDonaldization of Society. Los Angeles: Pine Forge Press, 2009. 553 p.
- Toffler A. The Third Wave. N. Y.: Bantam, 1991. 544 p.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-011-00335 «Коэволюция естественного и искусственного как условие сохранения жизненного мира человека».
Об авторах
- Хусяинов Тимур Маратович — преподаватель департамента социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Института систем и технологий в области информации (Португалия); администратор сетевого научно-информационного портала «Молодые исследователи» . Россия, г. Нижний Новгород.
- Урусова Екатерина Александровна — преподаватель кафедры практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (Мининский университет).
- Белинская Е.П. Человек в информационном мире
- Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет: Основы формирования нового информационного общества
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире
- Урусова Е. А., Хусяинов Т. М. Неслучайные встречи: как технологизируются знакомства и отношения в условиях общества постмодерна