Лучинкина А.И., Юдеева Т.В., Меджитова З.С. Особенности профессиональной самореализации интернет-пользователей

Л

Рост попу­ляр­но­сти Интер­не­та, воз­ник­но­ве­ние в нем новых видов дея­тель­но­сти, соци­аль­ных сете­вых сооб­ществ сви­де­тель­ству­ют о том, что интер­нет-про­стран­ство ста­ло новой сре­дой само­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти. Про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в том, что про­цесс само­ре­а­ли­за­ции может иметь как пози­тив­ную соци­аль­ную направ­лен­ность – про­фес­си­о­наль­ный рост, рас­ши­ре­ние ком­му­ни­ка­тив­ных гра­ниц, соци­аль­но зна­чи­мое твор­че­ство, так и нега­тив­ную – кибер­бул­линг, трол­лизм, хаккинг.

Необ­хо­ди­мость науч­но­го иссле­до­ва­ния это­го про­цес­са заклю­ча­ет­ся в выяв­ле­нии пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей само­ре­а­ли­за­ции в интер­нет-сре­де, что поз­во­лит решить про­бле­му свое­вре­мен­но­го пре­ду­пре­жде­ния деви­а­ций в раз­ви­тии лич­но­сти интернет-пользователей.

Целью ста­тьи явля­ет­ся ана­лиз пси­хо­ло­ги­че­ской спе­ци­фи­ки само­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти в интернет-пространстве.

Мы счи­та­ем, что ана­лиз осо­бен­но­стей про­цес­са само­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве сле­ду­ет начать с осо­бен­но­стей интер­нет-соци­а­ли­за­ции лич­но­сти, а имен­но, с опи­са­ния меха­низ­мов, ини­ци­и­ру­ю­щих этот процесс. 

Основ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские меха­низ­мы соци­а­ли­за­ции лич­но­сти в реаль­ной сре­де, в част­но­сти, копи­ро­ва­ние, иден­ти­фи­ка­ция, под­ра­жа­ние, соци­аль­ная фаси­ли­та­ция, кон­форм­ность лишь частич­но объ­яс­ня­ют ход про­цес­са соци­а­ли­за­ции в интернет-среде. 

Так, копи­ро­ва­ние при­су­ще ран­не­му дет­ству в ходе соци­а­ли­за­ции в семье. Иден­ти­фи­ка­ция как отож­деств­ле­ние себя с дру­ги­ми так­же не все­гда явля­ет­ся веду­щим меха­низ­мом при­со­еди­не­ния чело­ве­ка к Интернет-сети. 

Обра­ща­ясь к резуль­та­там иссле­до­ва­ний в Интер­нет-сре­де, в том чис­ле иссле­до­ва­ний вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти поль­зо­ва­те­лей, нуж­но опре­де­лить, что ини­ци­и­ру­ет про­цесс ее фор­ми­ро­ва­ния меха­низм само­вы­ра­же­ния. Ш. Бюлер счи­та­ла само­вы­ра­же­ния основ­ной врож­ден­ной потреб­но­стью личности. 

По мне­нию С.Л. Рубин­штей­на, В.М. Мяси­ще­ва, лич­ность свое отно­ше­ние к миру выра­жа­ет не толь­ко в фор­ме отдель­ных чувств, поступ­ков, слов, в виде мими­ки и жестов, но и пред­став­ля­ет миру свое «Я», свою лич­ность (а не свой имидж) с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью ори­ги­наль­но­сти, сво­бо­ды и выра­зи­тель­но­сти. Итак, сна­ча­ла лич­ность само­вы­ра­жа­ет­ся в сво­их при­тя­за­ни­ях, а уже потом в спо­со­бе их реализации. 

С точ­ки зре­ния К.А. Абуль­ха­но­вой, само­вы­ра­же­ние явля­ет­ся сред­ством, кото­рым лич­ность про­яв­ля­ет свою актив­ность в каком-то деле, поступ­ка, отно­ше­нии. Надо опре­де­лить, что сред­ство само­вы­ра­же­ния вли­я­ет на харак­тер даль­ней­шей актив­но­сти лич­но­сти [1].

Для ана­ли­за про­бле­мы само­вы­ра­же­ния, уче­ная пред­ла­га­ет сле­ду­ю­щую инди­ка­цию актив­но­сти: неадек­ват­ность, свое­вре­мен­ность или несвое­вре­мен­ность. Соглас­но с цен­ност­но-вре­мен­ной логи­кой лич­но­сти, поми­мо выде­лен­ных К.А. Абуль­ха­но­вой типов регу­ля­ции жиз­ни (сти­хий­но-обы­ден­ный тип регу­ля­ции вре­ме­ни жиз­ни, функ­ци­о­наль­но-дей­ствен­ный тип регу­ля­ции вре­ме­ни жиз­ни, созер­ца­тель­ное отно­ше­ние к вре­ме­ни жиз­ни, твор­че­ски-пре­об­ра­зу­ю­щий тип регу­ля­ции вре­ме­ни жизни). 

Мы счи­та­ем, что ука­зан­ных типов регу­ля­ции жиз­ни, в слу­чае Интер­нет-сре­ды суще­ству­ет пятый тип – соци­аль­но и лич­ност­но-кон­стру­и­ру­ю­щий. К ука­зан­но­му типу регу­ля­ции жиз­ни при­над­ле­жат лич­но­сти, кото­рые в Интер­нет-сре­де про­жи­ва­ют не одну, а несколь­ко жиз­ней, за счет кон­стру­и­ро­ва­ния новых вир­ту­аль­ных иден­тич­но­стей и кон­стру­и­ро­ва­ния их соци­аль­но­го пространства. 

Основ­ная харак­те­ри­сти­ка ука­зан­но­го типа регу­ля­ции жиз­ни – вир­ту­аль­ность. Лич­ность ука­зан­но­го типа может одно­вре­мен­но кон­стру­и­ро­вать несколь­ко иден­тич­но­стей, кото­рые могут иметь раз­лич­ные стра­те­гии пове­де­ния, жиз­нен­ные пер­спек­ти­вы, ген­дер­ную, поли­ти­че­скую и дру­гие принадлежности. 

Надо опре­де­лить, что для кон­стру­и­ро­ва­ния и после­ду­ю­ще­го актив­но­го суще­ство­ва­ния создан­ной вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти уже недо­ста­точ­но одной жиз­нен­ной стра­те­гии. Имен­но поэто­му одной из харак­те­ри­стик лич­но­сти это­го типа явля­ет­ся пере­клю­ча­е­мость и спо­соб­ность удер­жи­вать одно­вре­мен­но в созна­нии несколь­ко стра­те­гий поведения.

Одна­ко оста­ет­ся вопрос о том, что при­вле­ка­ет поль­зо­ва­те­лей в Интер­нет. Мы счи­та­ем, что меха­низ­мом соци­а­ли­за­ции, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние инте­ре­са, высту­па­ет меха­низм вклю­чен­но­сти чело­ве­ка в систе­му соци­аль­ных обра­зов и норм культуры. 

В пре­де­лах субъ­ект­но-дея­тель­ност­но­го под­хо­да и субъ­ект­но-актив­но­го под­хо­дов (С.Л. Рубин­штейн, К.А. Абуль­ха­но­ва) нахо­дим, что осно­вой меха­низ­ма вклю­чен­но­сти явля­ет­ся субъ­ект­ность, что пред­по­ла­га­ет лич­ност­ную активность. 

Прин­цип субъ­ект­но­сти (субъ­ек­та) нераз­рыв­но свя­зан в кон­цеп­ции Рубин­штей­на с дея­тель­ност­ным прин­ци­пом. Актив­ность субъ­ек­та выра­жа­ет­ся, по мне­нию уче­но­го, в фор­мах само­де­тер­ми­на­ции, как сущ­ност­ная харак­те­ри­сти­ка субъекта. 

Итак, соглас­но тако­му под­хо­ду, мож­но выде­лить две состав­ля­ю­щие меха­низ­ма вклю­чен­но­сти: субъ­ект­но-объ­ект­ную и субъ­ект­но-актив­ную. В интер­нет-про­стран­стве субъ­ект­но-объ­ект­ная состав­ля­ю­щая меха­низ­ма вклю­чен­но­сти выра­жа­ет­ся в пас­сив­ном при­вле­че­нии к дея­тель­но­сти дру­гих, в част­но­сти, раз­ме­ще­ние сво­их дан­ных на сай­те орга­ни­за­ции, где рабо­та­ет чело­век или резуль­та­тов труда. 

Субъ­ект­но-актив­ная состав­ля­ю­щая реа­ли­зу­ет­ся в актив­ном при­вле­че­нии лич­но­сти к Интер­не­ту. Чело­век не толь­ко предо­став­ля­ет пас­сив­ное согла­сие на раз­ме­ще­ние инфор­ма­ции, но и при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие в поис­ках, пере­ра­бот­ке и созда­нии дру­гой информации. 

Мы счи­та­ем, что меха­низм вклю­чен­но­сти может быть реа­ли­зо­ван раз­лич­ны­ми сред­ства­ми, в част­но­сти, реаль­но, вир­ту­аль­но, дистан­ци­он­но или напря­мую. В вир­ту­аль­ном про­стран­стве Интер­не­та основ­ной акцент пере­во­дит­ся на лич­ност­ную актив­ность, а имен­но на субъ­ект­но-актив­ную состав­ля­ю­щую меха­низ­ма вклю­чен­но­сти. Итак, лич­ность не толь­ко про­яв­ля­ет свою актив­ность в при­со­еди­не­нии к нор­мам интер­нет-тусов­ки, но и сама выби­ра­ет, меня­ет, созда­ет нор­мы, тусовки.

Обоб­щая выше­ска­зан­ное, акцен­ти­ру­ем вни­ма­ние на том, что осо­бен­но­сти интер­нет-про­стран­ства преду­смат­ри­ва­ют спе­ци­фич­ность само­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти в нем. В наших иссле­до­ва­ни­ях отме­че­но, что про­цесс само­ре­а­ли­за­ции свя­зан с про­цес­сом сотво­ре­ния вир­ту­аль­ной личности. 

В интер­нет-про­стран­стве к основ­ным харак­те­ри­сти­кам вир­ту­аль­ной лич­но­сти мож­но отне­сти: ква­зи­лич­ность, при­ду­ман­ную и управ­ля­е­мую реаль­ной лич­но­стью; изме­не­ние отно­ше­ния ко вре­ме­ни и про­стран­ству; высо­кую сте­пень увле­чен­но­сти вир­ту­аль­ной дея­тель­но­стью; отсут­ствие конеч­ной цели; ори­ен­та­цию на себя; повы­ше­ние уров­ня тех­ни­че­ской гра­мот­но­сти; поляр­ность поведения. 

Транс­фор­ма­ция лич­ност­ных смыс­лов на уровне миро­об­ра­зов при­во­дит к изме­не­нию пред­став­ле­ния об обра­ти­мо­сти собы­тий. Вре­мя течет в обе сто­ро­ны: игрок может пере­иг­рать игру с того места, где сыг­рал неудач­но; автор может уда­лить текст и вер­нуть самую первую вер­сию, нажав соот­вет­ству­ю­щую кноп­ку – все это не может не вли­ять на систе­му цен­но­стей лич­но­сти. То, что все­гда было свя­тым, под­чи­ня­ет­ся поль­зо­ва­те­лю и наде­ля­ет его чув­ством могущества. 

Транс­фор­ми­ру­ет­ся связь при­чи­на – след­ствие: чело­век уже не может одно­знач­но опре­де­лить, где есть при­чи­на, а где след­ствие. В интер­нет-эпо­ху зна­ния ста­но­вят­ся цен­но­стью, а инфор­ма­ция долж­на мисти­че­скую силу. Люди вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой из-за инфор­ма­ции, кото­рую они хра­нят в себе. 

Воз­ни­ка­ют эффек­ты мно­же­ствен­но­сти: чело­век может быть одно­вре­мен­но во мно­гих местах с раз­лич­ным лицом, созда­вая раз­лич­ные вир­ту­аль­ные иден­тич­но­сти. Изме­не­ние про­стран­ствен­но-вре­мен­ных пред­став­ле­ний, воз­мож­ность обра­ти­мо­сти вре­ме­ни нахо­дят­ся в осно­ве изме­не­ний когни­тив­ных уста­но­вок (С.Л. Катреч­ко), воз­мож­ность вир­ту­аль­ной смер­ти и ново­го вир­ту­аль­но­го рож­де­ния при­во­дят к изме­не­нию цен­но­сти чело­ве­че­ской жизни.

Таким обра­зом, чело­век в интер­нет-сети име­ет мно­го­ва­ри­ант­ный выбор для кон­стру­и­ро­ва­ния не толь­ко лич­но­го про­стран­ства, но и само­го себя, одном пространстве.

Поте­ря телес­но­сти пре­вра­ща­ет вза­и­мо­дей­ствие людей во вза­и­мо­дей­ствие обра­зов, симу­ля­кров, вызы­вая необ­хо­ди­мость при­вле­че­ния вни­ма­ния за счет ников, ава­та­ров, статусов. 

Повы­ше­ние раз­но­об­ра­зия в лич­ност­ном раз­ви­тии про­ис­хо­дит с уве­ли­че­ни­ем коли­че­ства без­опас­ных выбо­ров, поступ­ков, экс­пе­ри­мен­тов с лич­ност­ной иден­тич­но­стью, что состав­ля­ет груп­пу задач, свя­зан­ную с лич­ност­ным кон­стру­и­ро­ва­ни­ем. Вне про­стран­ства Интер­не­та часть задач этой груп­пы может быть реше­на лишь частично. 

Сим­во­ли­ка лич­но­сти – досто­я­ние ста­ту­са «чело­век-инфор­ма­ция» при­во­дит к уси­ле­нию про­цес­са пер­со­на­ли­за­ции лич­но­сти, само­сто­я­тель­но­сти в вос­при­я­тии и интер­пре­та­ции инфор­ма­ции. Дан­ный про­цесс так­же свя­зан с раз­мы­ва­ни­ем соци­аль­ных ролей, транс­фор­ма­ци­ей уже суще­ству­ю­щих иден­тич­но­стей и воз­ник­но­ве­ни­ем новых.

Сле­ду­ет отме­тить, что наи­бо­лее функ­ци­о­наль­но, на наш взгляд, про­цесс само­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве про­те­ка­ет у под­рост­ков и моло­де­жи. В свою оче­редь, интер­нет-про­стран­ство, явля­ет­ся есте­ствен­ной и неотъ­ем­ле­мой состав­ля­ю­щей жиз­нен­но­го про­стран­ства детей и совре­мен­ной молодежи. 

Соци­аль­ная важ­ность пре­бы­ва­ния под­рост­ка в интер­нет-сре­де не толь­ко в том, что он избе­га­ет нега­тив­но­го и сти­хий­но­го вли­я­ния ули­цы. Обще­ние с ровес­ни­ка­ми в новых фор­мах вир­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют миро­воз­зре­ние ребенка. 

Интер­нет высту­па­ет для под­рост­ков парал­лель­ной реаль­но­стью, где они обща­ют­ся, нахо­дят новых дру­зей в соци­аль­ных груп­пах, обме­ни­ва­ют­ся ново­стя­ми, делят­ся лич­ны­ми ново­стя­ми и полу­ча­ют мно­же­ство инте­рес­ной, увле­ка­ю­щей­ся для них информации. 

Инфор­ма­ци­он­ные воз­мож­но­сти интер­нет-про­стран­ства созда­ют бла­го­при­ят­ные усло­вия для само­ре­а­ли­за­ции под­рост­ка, про­яв­ле­ния соб­ствен­ной актив­но­сти с помо­щью меха­низ­ма само­вы­ра­же­ния, созда­вая в одной из соци­аль­ных сетей свой про­филь (вир­ту­аль­ный образ Я), с фото­гра­фи­я­ми, музы­кой, роли­ка­ми, филь­ма­ми, инфор­ма­ци­ей и описаниями. 

В интер­нет-сре­де под­рост­ки фор­ми­ру­ют свое соб­ствен­ное, ком­форт­ное и без­опас­ное для них про­стран­ство обще­ния. Это при­во­дит к тому, что под­ро­сток начи­на­ет вос­при­ни­мать интер­нет как сред­ство удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­сти в обще­нии, спо­соб повы­ше­ния само­оцен­ки и избав­ле­ния от раз­но­го рода ком­плек­сов. Вир­ту­аль­ное про­стран­ство поз­во­ля­ет ему най­ти еди­но­мыш­лен­ни­ков, име­ю­щих общие инте­ре­сы и потреб­но­сти, обсу­дить свои про­бле­мы, что в реаль­ной жиз­ни не все­гда возможно. 

Одно­вре­мен­но в сети Интер­нет под­рост­ки полу­ча­ют соци­о­куль­тур­ные зна­ния, уме­ния и навы­ки, кото­рые в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ют осо­бен­но­сти про­цес­са их социализации.

Извест­но, что в под­рост­ко­вом воз­расте у ребен­ка воз­ни­ка­ет спе­ци­фи­че­ский ком­плекс потреб­но­стей, выра­жа­ю­щий­ся в стрем­ле­нии най­ти свое место в груп­пе сверст­ни­ков, вый­ти за пре­де­лы шко­лы и при­со­еди­нить­ся к жиз­ни и дея­тель­но­сти взрос­лых и др. Удо­вле­тво­ряя эти потреб­но­сти в реаль­ном про­стран­стве, под­ро­сток не может избе­жать про­ти­во­ре­чий и трудностей. 

Таким обра­зом, интер­нет-про­стран­ство предо­став­ля­ет воз­мож­ность удо­вле­тво­ре­ния базо­вых соци­аль­ных потреб­но­стей, кото­рые зача­стую не могут быть реа­ли­зо­ва­ны в реаль­ном пространстве. 

Интер­нет-про­стран­ство дает воз­мож­ность под­рост­кам не толь­ко сни­зить эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние, но и повы­сить уро­вень сво­бо­ды через сня­тие мно­гих табу реаль­ной сре­ды, реа­ли­зо­вать потреб­ность в само­утвер­жде­нии, само­вы­ра­же­нии, осо­знать свои возможности.

Про­ве­ден­ные ранее иссле­до­ва­ния, поз­во­ли­ли опре­де­лить, каким обра­зом удо­вле­тво­ря­ют­ся основ­ные потреб­но­сти лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве [2].

1. Физио­ло­ги­че­ские потреб­но­сти. Чело­век нахо­дит­ся одно­вре­мен­но в двух про­стран­ствах: реаль­ном и вир­ту­аль­ном. В реаль­ном про­стран­стве к физио­ло­ги­че­ским потреб­но­стям отно­сят­ся потреб­но­сти в пище, сне, сексе. 

Интер­нет-сре­да удо­вле­тво­ря­ет инфор­ма­ци­он­ный голод лич­но­сти, кото­рый высту­па­ет ана­ло­гом голо­да пище­во­го, воз­мож­но­стью полу­че­ния необ­хо­ди­мой, акту­аль­ной, исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции для жиз­не­де­я­тель­но­сти инди­ви­да в обще­стве. Ука­зан­ная потреб­ность не может быть удо­вле­тво­ре­на в реаль­ной сре­де в свя­зи с уве­ли­че­ни­ем пото­ков инфор­ма­ции и необ­хо­ди­мо­стью ее быст­рой обработки.

Нали­чие раз­но­го рода пор­но-про­дук­ции, рын­ка секс-услуг в Интер­не­те сви­де­тель­ству­ет о воз­мож­но­сти удо­вле­тво­ре­ния сек­су­аль­ных потреб­но­стей с реаль­ным парт­не­ром в вир­ту­аль­ном пространстве. 

Так­же, сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние и на потреб­но­сти в про­дол­же­нии рода. В интер­нет-сре­де эта потреб­ность удо­вле­тво­ря­ет­ся за счет одно­вре­мен­но­го про­жи­ва­ния несколь­ких жиз­ней: сво­их с раз­ны­ми ника­ми, пер­со­на­жей раз­лич­ных роле­вых игр. 

Потреб­ность во сне так­же удо­вле­тво­ря­ет­ся путем выхо­да из кру­га обще­ния и без­дум­но­го про­ве­де­ния вре­ме­ни на каком-то одном сай­те, или изме­не­ния поло­же­ния онлайн на офлайн.

2. Потреб­но­сти в без­опас­но­сти (ано­ним­ность, вир­ту­аль­ная сво­бо­да). Целый пере­чень услуг в Интер­не­те обес­пе­чи­ва­ет удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­сти в без­опас­но­сти: ано­ним­ность обще­ния, воз­мож­ность изме­не­ния име­ни, пароль и логин на стра­ни­цах в соци­аль­ных сетях, воз­мож­ность уйти со стра­ни­цы при малей­шем дис­ком­фор­те, пре­ду­пре­жде­ния анти­ви­рус­ных про­грамм о вирус­ной ата­ке. Таким обра­зом, житель Интер­не­та может чув­ство­вать себя более защи­щен­ным, чем в реаль­ной среде.

3. Блок соци­аль­ных потреб­но­стей. Преж­де все­го, это потреб­ность в обще­нии, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся с помо­щью соци­аль­ных сетей, элек­трон­ной почты, скай­па, ком­мен­та­ри­ев после инфор­ма­ции на поис­ко­вых сай­тах, новост­ных пор­та­лах. Чело­век сам выби­ра­ет, когда ему начать и когда закон­чить обще­ние, что обес­пе­чи­ва­ет удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­сти в безопасности. 

Место и кон­тин­гент обще­ния так­же выби­ра­ет­ся само­сто­я­тель­но. В этом слу­чае слож­но остать­ся обез­до­лен­ным или изо­ли­ро­ван­ным, так как поссо­рить­ся со все­ми сооб­ще­ства­ми в Интер­не­те прак­ти­че­ски невоз­мож­но, а изо­ля­ция может про­изой­ти толь­ко при усло­вии пол­ной пас­сив­но­сти человека. 

Удо­вле­тво­ре­ние социо­ген­ных потреб­но­стей лич­но­стью в целом явля­ет­ся смыс­лом ее жиз­ни (Н.Е. Завац­кая), а интер­нет-про­стран­ство высту­па­ет эффек­тив­ным полем это­го удовлетворения.

4. Поиск новых форм само­вы­ра­же­ния и поло­жи­тель­ной оцен­ки со сто­ро­ны дру­гих (при­над­леж­ность к соци­аль­ной груп­пе). В усло­ви­ях Интер­не­та про­ще най­ти груп­пу людей, кото­рая дает поло­жи­тель­ную оцен­ку поступ­кам и лице поль­зо­ва­те­ля. В этом смыс­ле Интер­нет-про­стран­ство гораз­до демо­кра­тич­нее про­стран­ства реаль­но­го сооб­ще­ства. Если в клас­се или в кол­лек­ти­ве чело­век не полу­ча­ет поло­жи­тель­но­го под­креп­ле­ния сво­их дей­ствий, поступ­ков, созда­ва­е­мом им ими­джа, он ищет дру­гую груп­пу для обще­ния, одна­ко не все­гда успешно. 

В интер­нет-сре­де ярким при­ме­ром поло­жи­тель­ной оцен­ки со сто­ро­ны дру­гих явля­ют­ся ком­мен­та­рии, обще­ние в тема­ти­че­ских груп­пах, над­пи­си на «сте­нах». Мно­гие иссле­до­ва­те­ли в обла­сти пси­хо­ло­гии Интер­не­та отме­ча­ют так­же, что ано­ним­ность обще­ния в Интер­не­те обо­га­ща­ет воз­мож­но­сти само­пре­зен­та­ции чело­ве­ка, предо­став­ляя ему воз­мож­ность не про­сто созда­вать о себе впе­чат­ле­ние, но и быть тем, кем он захочет. 

Таким обра­зом, осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции в Интер­не­те поз­во­ля­ют чело­ве­ку кон­стру­и­ро­вать свою иден­тич­ность по сво­е­му выбору.

Фруст­ра­ция основ­ных соци­аль­ных потреб­но­стей в реаль­ной дей­стви­тель­но­сти может при­ве­сти к фор­ми­ро­ва­нию асо­ци­аль­ных форм пове­де­ния под­рост­ков (Н.Ю. Мак­си­мо­ва). Поэто­му крайне важ­ной и акту­аль­ной явля­ет­ся воз­мож­ность удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей в обще­нии, поло­жи­тель­ной оцен­ке и само­оцен­ке в интернет-среде.

5. Потреб­ность в само­ре­а­ли­за­ции (в под­рост­ко­вом воз­расте – в само­утвер­жде­нии). Эта потреб­ность в Интер­не­те удо­вле­тво­ря­ет­ся раз­лич­ны­ми путя­ми: в искус­стве, играх, обще­нии, заня­тии про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью. Осо­бен­но­сти сре­ды сети Интер­нет предо­став­ля­ют лич­но­сти прак­ти­че­ски без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти само­ре­а­ли­за­ции, творчества.

Таким обра­зом, Интер­нет мож­но рас­смат­ри­вать как мно­го­мер­ное про­стран­ство для само­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти под­рост­ка, предо­став­ля­ю­щее воз­мож­ность для удо­вле­тво­ре­ния базо­вых соци­аль­ных потребностей. 

При­вле­ка­тель­ность интер­нет-про­стран­ства для под­рост­ков обу­слов­ле­но нали­чи­ем «соб­ствен­ной тер­ри­то­рии» и воз­мож­но­стью на дан­ной тер­ри­то­рии само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния, что дает воз­мож­ность под­рост­кам не толь­ко сни­зить эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние, но и повы­сить уро­вень сво­бо­ды через сня­тия мно­гих табу реаль­ной сре­ды и реа­ли­зо­вать тем самым потреб­ность в само­утвер­жде­нии, само­вы­ра­же­нии, осо­знать свои возможности.

Осо­бен­ность дея­тель­но­сти в сети интер­нет заклю­ча­ет­ся в том, что она стро­ит­ся в зави­си­мо­сти от потен­ци­а­ла лич­но­сти: ее моти­вов, потреб­но­стей, инте­ре­сов, интел­лек­ту­аль­но­го развития. 

В слу­чае гар­мо­нич­но­сти соот­но­ше­ния ресур­сов лич­но­сти и отсут­ствия у нее нере­шен­ных жиз­нен­ных про­блем, от кото­рых она может бежать в сеть, интер­нет вполне может стать инстру­мен­том для лич­ност­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и самореализации.

В этой свя­зи пред­став­ля­ет инте­рес про­фес­си­о­наль­ная само­ре­а­ли­за­ция лич­но­сти в интер­нет-сети. Сле­ду­ет отме­тить, что к эмпи­ри­че­ско­му иссле­до­ва­нию при­гла­ша­лись как интер­нет-поль­зо­ва­те­ли (212 чело­век), участ­ву­ю­щие в рабо­те про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ществ, так и не-поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та (101 человек). 

Нами ана­ли­зи­ро­ва­лись про­фес­си­о­наль­ные жиз­нен­ные пла­ны и моти­ва­ция респон­ден­тов к про­фес­си­о­наль­ной само­ре­а­ли­за­ции. С этой целью обо­им груп­пам респон­ден­тов было пред­ло­же­но напи­сать мини-сочи­не­ние «Мой про­фес­си­о­наль­ный выбор» о моти­вах выбо­ра и отно­ше­нии к сво­ей профессии. 

За еди­ни­цу кон­тен­та нами при­ни­ма­лись дихо­то­мии О.Ф. Потем­ки­ной; ори­ен­та­ция на про­цесс, ори­ен­та­ция на резуль­тат, ори­ен­та­ция на труд, ори­ен­та­ция на день­ги, ори­ен­та­ция на власть, ори­ен­та­ция на сво­бо­ду. В ходе иссле­до­ва­ния выяв­ле­ны досто­вер­ные раз­ли­чия (для ρ=0,05) в моти­ва­ции выбо­ра и про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти респон­ден­тов обе­их групп. 

Респон­ден­ты, состо­я­щие в про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ще­ствах, ука­зы­ва­ли на свое жела­ние раз­ви­вать­ся и хоро­шо зара­ба­ты­вать в рам­ках сво­ей про­фес­сии. Кро­ме того, 63,4% респон­ден­тов этой груп­пы ори­ен­ти­ро­ва­ны на дости­же­ние резуль­та­тов сво­ей рабо­ты, что и при­ве­ло их в про­фес­си­о­наль­ное интер­нет-сооб­ще­ство для полу­че­ния необ­хо­ди­мой помо­щи и поддержки. 

Респон­ден­ты, не состо­я­щие в про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ще­ствах, в боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ва­ны на про­цесс дея­тель­но­сти, а не на ее резуль­тат, т. е осу­ществ­ля­ет дея­тель­ность меха­ни­че­ски, не учи­ты­вая изме­не­ния в усло­ви­ях рабо­ты. Ори­ен­та­ция на день­ги у респон­ден­тов этой груп­пы низкая.

Сле­ду­ет отме­тить, что веду­щим меха­низ­мом соци­а­ли­за­ции в груп­пе участ­ни­ков про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ществ явля­ет­ся меха­низм само­вы­ра­же­ния (для ρ=0,05). У наи­бо­лее актив­ных чле­нов про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ществ вто­рым в иерар­хии меха­низ­мов соци­а­ли­за­ции выяв­лен меха­низм вклю­чен­но­сти (для ρ=0,05).

Ана­лиз убеж­де­ний и выска­зы­ва­ний чле­нов про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ществ пока­зал высо­кий уро­вень заин­те­ре­со­ван­но­сти в рам­ках сво­ей спе­ци­аль­но­сти, жела­ние полу­чать боль­ше новой инфор­ма­ции, стрем­ле­ние к само­ре­а­ли­за­ции как профессионала. 

В груп­пе респон­ден­тов, не состо­я­щих в про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ще­ствах, 59,8% выбор­ки не заин­те­ре­со­ва­ны сво­ей про­фес­си­ей, не видят своё буду­щее в выбран­ной про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре, отсут­ству­ет жела­ние изме­нить свое пред­став­ле­ние о про­фес­сии, най­ти поло­жи­тель­ные сто­ро­ны. Респон­ден­ты этой груп­пы пишут, что это «не то, чего они хоте­ли», что это «не в их вку­се», что «не име­ют ника­ко­го инте­ре­са свя­зы­вать своё буду­щее с этим».

Ана­лиз кон­тен­та мно­го­чис­лен­ных про­фес­си­о­наль­ных интер­нет-сооб­ществ пока­зал, что в них за счет боль­ших инфор­ма­ци­он­ных пото­ков и их высо­кой ско­ро­сти про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция тео­ре­ти­че­ских и эмпи­ри­че­ских зна­ний, рож­да­ет­ся интер­нет­но-про­фес­си­о­наль­ный сленг, что нахо­дит свое отра­же­ние в про­фес­си­о­наль­ной кар­тине мира личности. 

У участ­ни­ков одно­го про­фес­си­о­наль­но­го интер­нет-сооб­ще­ства, тема­ти­че­ской груп­пы в силу сов­па­де­ния выход­ных усло­вий (язык, вре­мя, место, тема) может воз­ник­нуть явле­ние смыс­ло­во­го резо­нан­са: когда люди в раз­ных точ­ках зем­но­го шара думаю оди­на­ко­во, что в отдель­ных слу­ча­ях может при­ве­сти к инсайту.

Таким обра­зом, само­ре­а­ли­за­ция лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве име­ет сле­ду­ю­щую пси­хо­ло­ги­че­скую специфику:

  • Само­ре­а­ли­за­цию ини­ци­и­ру­ют меха­низ­мы само­вы­ра­же­ния и вклю­чен­но­сти, акту­аль­ные для интернет-пространства.
  • Само­ре­а­ли­за­ция про­ис­хо­дит за счет повы­ше­ния субъ­ект­но­сти лич­но­сти, что явля­ет­ся основ­ной харак­те­ри­сти­кой лич­но­сти в интернет-пространстве.
  • В каче­стве пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей само­ре­а­ли­за­ции мож­но выде­лить пере­клю­ча­е­мость и спо­соб­ность удер­жи­вать одно­вре­мен­но в созна­нии несколь­ко стра­те­гий поведения
  • Осо­бен­но­сти сре­ды Интер­нет предо­став­ля­ют лич­но­сти без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти само­ре­а­ли­за­ции, творчества.
  • Про­фес­си­о­наль­ная само­ре­а­ли­за­ция лич­но­сти в интер­нет-про­стран­стве име­ет отли­чия от про­фес­си­о­наль­ной само­ре­а­ли­за­ции в реаль­ном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абуль­ха­но­ва-Слав­ская К.А. Дея­тель­ность и пси­хо­ло­гия лич­но­сти. / К.А Абуль­ха­но­ва-Слав­ская. – М.: Нау­ка, 1980. – 231 с.
  2. Лучин­ки­на А.И. Пси­хо­ло­гия интер­нет-соци­а­ли­за­ции лич­но­сти: моно­гра­фия – Сим­фе­ро­поль: ВД «АРІАЛ», 2013. – 350 с.
Источ­ник: Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, III(23), Issue: 46, 2015.

Об авторах

  • Анже­ли­ка Ильи­нич­на Лучин­ки­на - док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая кафе- док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, пер­вый про­рек­тор, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии, Крым­ский инже­нер­но-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, г. Сим­фе­ро­поль, Россия.
  • Татья­на Васи­льев­на Юде­е­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­гии, Крым­ский инже­нер­но-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, г. Сим­фе­ро­поль, Россия.
  • Заре­ма Сер­ве­ров­на Меджи­то­ва - пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­гии, Крым­ский инже­нер­но-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, г. Сим­фе­ро­поль, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest