Термин «интернет-зависимость» был впервые введен в психологическую практику американским психиатром Иваном Голдбергом еще в 1995 г., однако под этим выражением он подразумевал не медицинскую проблему, подобную алкоголизму и наркомании, а поведенческую аномалию, характеризующуюся сниженным уровнем самоконтроля и способную разрушить нормальную жизнь человека.
Интернет-зависимость сегодня расценивается как психическое расстройство, выражающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети и постоянным и навязчивым желанием войти туда снова. Как и нужно ли бороться с интернет-зависимостью, каковы признаки этого состояния?
Большое количество людей в мире тратит сегодня более 20 часов в неделю в сети Интернет. И многие из них, как правило, чувствуют или понимают, что они сами (или люди вокруг) тратят слишком много времени в Интернете. Но как понять, что значит много?
Является ли использование интернета привязанностью или это разумное времяпрепровождение? Имеет ли значение то, как человек проводит время в Интернете – бездумный просмотр страниц, работа, интенсивный поиск информации, покупки, общение в социальных сетях или игры?
Многие родители обеспокоены тем, как их дети используют Интернет. Больше половины подростков признаются в анкетах, что выходят в сеть более двух раз в день, а некоторые находятся онлайн постоянно. Многие родителей считают, что подростки пристрастились к мобильным устройствам и не могут провести и дня без гаджета, при этом часть детей этого даже не отрицает.
Один из способов использования сети Интернет — это онлайн-игры. Стоит отметить, что данной пагубной привычке более подвержены мальчики, чем девочки, они могут часами не отрываться от монитора. Ни для кого не секрет, что данный факт не оказывает благотворного влияния на органы зрения. Также длительное «пребывание» в виртуальной реальности может привести к психологическим проблемам: после игры подросток может не сразу переключиться в реальный мир, или он чересчур эмоционально переживает неудачи в игре.
«Зависимость от онлайн-игр, в которых сюжет изменяется с течением реального времени, можно сравнить с зависимостью от азартных игр, в которых игрок также зависит от других партнеров» [5].
Интернет-зависимость не заключается только в онлайн-играх, к ней также относят социальные сети, бессмысленное просматривание страниц, интернет-шопоголизм (покупка «очень нужных» вещей по очень низким ценам). При этом интернет-зависимость разделяется по возрасту и гендеру пользователей.
«Интернет-зависимость подростков – одна из наиболее острых проблем современного общества, так как приводит к снижению школьной успеваемости, нарушению отношений с близкими и сверстниками» [1]. Причины зависимости можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние причины
Факторы, способствующие дезадаптации в реальной жизни:
Травматическая ситуация, стресс, породившие отчуждение от реального мира и людей.
Социальная изоляция — вынужденная или нарочно созданная. Человек оказывается в изоляции и пытается искать пути выхода из этой изоляции.
Внутренние причины
А. Расстройства психики:
- Агорафобия — страх открытого пространства.
- Ксенофобия — боязнь чужих людей.
- Дисморфобия — человек постоянно переживает по поводу собственной внешности.
- Страх общения с другими людьми.
- Комплекс неполноценности.
- Депрессии.
- Акцентуации и патологии, толкающие человека на удовлетворение противозаконных фантазий: садизм, мазохизм, педофилия.
Б. Психологические характеристики личности.
Выделяют следующие характеристики поведения, по которым можно определить характер интернет-зависимости: [3]
- нежелание отвлекаться, а тем более прекращать использование интернета;
- раздражительность при вынужденном отрыве от использования интернета;
- невозможность правильного планирования рабочего времени в сети Интернет;
- желание тратить реальные денежные средства на виртуальный мир;
- отрицание и ложь о реально проведенном времени в сети;
- отстраненность от реального мира и занятости в нем;
- отстранение от эмоций реального мира при работе в интернете;
- избегание физической активности под предлогом срочных дел в сети;
- пренебрежение личными потребностями (отсутствие гигиены и полноценного питания);
- отслеживание всевозможных новинок, связанных с работой или отдыхом в сети Интернет.
Формированию аддиктивного поведения способствуют также следующие особенности Интернет-среды:
- престижность Интернета;
- доступность;
- возможность быстрого поиска необходимой информации;
- возможность общения со знакомыми, находящимися на расстоянии;
- возможность новых социальных контактов (друзей, любимых, знакомых, людей);
- легкость общения в Интернете за счет его анонимности и неполноценности, так как данный вид общения во многом состоит из игры воображения, позволяющей создать себе идеального собеседника;
- возможность создания собственного образа, вызвав предусмотренную и желательную реакцию окружающих, получение их признания;
- возможность удовлетворения сексуальных желаний;
- возможность ухода от проблем реальной жизни;
- свобода действий, поступков, высказываний — свобода от ограничений и социальных норм, накладываемых обществом, возможность общения на «запрещенные» обществом темы, свободное управление информацией;
- безответственность в общении.
Почему же Интернет пространство является столь привлекательным для многих молодых людей? Ответом на данный вопрос служит целый ряд критериев, которые присущи сети Интернет.
- Анонимность. Данный фактор, наверное, является основным, так как он означает «безнаказанность за свои действия». Человек начинает чувствовать себя спокойнее и раскованнее. Особенно привлекательна анонимность для подростов, у которых имеются проблемы с коммуникацией, или они (по какой- то причине) являются изгоями в своем коллективе. Даже замкнутый человек может смело высказывать свое мнение в социальных сетях, не боясь при этом услышать критику или порицания в свой адрес.
- Удобство использования. Интернет сервис доступен в течение 24 часов 7 дней в неделю в любом месте. Технический прогресс позволил почти каждому иметь доступ к сети независимо от времени и места, многочисленные общественные места имеют бесплатные точки доступа к сети Интернет, а некоторые из них оборудованы зарядными устройствами, что не ограничивает пользователя мощностью аккумулятора.
- Избегание. Большинство пространства сети Интернет построено таким образом, чтобы человек мог «отключиться» от проблем реального мира, перестал думать о проблемах в семье, школе, с друзьями. Он находится только здесь и сейчас. К сожалению, данный факт быстро осознается и желание избавиться от эмоций уже является добровольным стремлением, а не необходимостью.
При этом не стоит забывать, что сам по себе Интернет является нейтральным пространством, в котором есть все, и при правильном использовании он будет приносить только пользу. Некоторыми положительными аспектами использования сети Интернет являются: [2]
- Расширение мировоззрения и кругозора. Сеть Интернет не ограничена рамками одного города или даже страны, можно «посетить» самые дальние уголки мира, не выходя из дома.
- Социальные связи. Существует большое количество сайтов для общения людей со всего мира, у многих это общение перерастает в дружбу и даже в любовь. К данному пункту можно также отнести образовательную функцию Интернета в изучении иностранных языков для общения.
- Образование. Ни для кого не секрет, что в интернете есть ВСЁ. Ведь действительно, первоначально Интернет создавался с целью облегчения получения информации. В нем можно найти ответы на любые вопросы: от мнения людей об определенном товаре до самой большой энциклопедии о редких животных.
- Развлечение. Онлайн игры, социальные сети, покупки были отнесены к негативным аспектам, которые вызывают зависимость, но ведь не стоит забывать выражение «золотая середина», ведь именно она является главным критерием всех наших действий.
Литература
- Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика, М. 2014
- Арестова О.П. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.П. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1996. – № 4. – С.14–20.Войскунский А.Е. Психология и Интернет / А.Е. Войскунский. – М. : Акрополь, 2010. − 439 с.
- Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1995. – 346 с
- Yau, Y. and Potenza, M. 2014. Internet Gaming Disorder. Psychiatric Annals, 44(8):379-383.
Об авторе
Осадчая А.В. - аспирант, г. Таганрог, ЧОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики».
Смотрите также:
- Абдрахманова Э. В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости
- Астафьев В. А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет
- Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции
- Пахомова Т. В. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости