Войскунский А.Е. Исследования в области психологии компьютеризации: история и актуальное состояние

В

Цикл про­хо­дя­щих в насто­я­щее вре­мя на факуль­те­те пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва иссле­до­ва­ний дея­тель­но­сти чело­ве­ка в усло­ви­ях опо­сред­ство­ва­ния ее ком­пью­те­ра­ми и ком­пью­тер­ны­ми сетя­ми (Интер­не­том и раз­но­об­раз­ны­ми Интер­нет-сер­ви­са­ми), име­ет опре­де­лен­ную исто­рию, доста­точ­но дли­тель­ную и на всех ее эта­пах отра­жен­ную в науч­ной лите­ра­ту­ре. Поэто­му, поз­во­лим себе лишь бег­ло оста­но­вить­ся на неко­то­рых, наи­бо­лее зна­чи­мых из них.

Начи­на­ет­ся эта исто­рия в 1960-х годах про­шло­го века, когда про­во­ди­мые под руко­вод­ством O.K. Тихо­ми­ро­ва на кафед­ре общей пси­хо­ло­гии иссле­до­ва­ния мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти соста­ви­ли впо­след­ствии фун­да­мент смыс­ло­вой тео­рии мыш­ле­ния (Тихо­ми­ров и др., 1999). Кро­ме это­го, они были осмыс­ле­ны еще и как осно­ва буду­щей пси­хо­ло­гии компьютеризации.

Дей­стви­тель­но, пси­хо­ло­гия ком­пью­те­ри­за­ции име­ет «свое нача­ло» имен­но в нашей стране, более того, она спе­ци­фич­на имен­но для оте­че­ствен­ной нау­ки. Ведь в силу цело­го ряда при­чин, направ­ле­ние, кото­рое во всем мире име­ну­ет­ся «вза­и­мо­дей­ствие чело­ве­ка с ком­пью­те­ром» (human–computer interaction, или HCI и счи­та­ет­ся вполне респек­та­бель­ным, ни в СССР, ни в Рос­сии так и не «вли­лось» в ака­де­ми­че­скую нау­ку (с кафед­ра­ми и факуль­те­та­ми, кни­га­ми и жур­на­ла­ми, сту­ден­та­ми и аспи­ран­та­ми, учеб­ны­ми кур­са­ми и дис­сер­та­ци­я­ми). А ком­плекс когни­тив­ных наук (объ­еди­ня­ю­щий фило­со­фию, ней­ро­пси­хо­ло­гию и ней­ро­фи­зио­ло­гию, пси­хо­ло­гию позна­ва­тель­ных про­цес­сов, искус­ствен­ный интел­лект, линг­ви­сти­ку, HCI и неко­то­рые дру­гие науч­ные направ­ле­ния) все еще про­дол­жа­ет фор­ми­ро­вать­ся (Когни­тив­ные…, 2006).

Обра­тим­ся к началь­но­му эта­пу ста­нов­ле­ния этой дис­ци­пли­ны. Для при­шед­ших в пси­хо­ло­гию в 1950-е годы спе­ци­а­ли­стов, одной из акту­аль­ней­ших мето­до­ло­ги­че­ских, экспериментально—психологических и прак­ти­че­ских задач было: отсто­ять спе­ци­фич­ность пси­хо­ло­ги­че­ско­го зна­ния в усло­ви­ях актив­ной экс­пан­сии наук кибер­не­ти­че­ско­го цик­ла (соб­ствен­но кибер­не­ти­ки, тео­рии инфор­ма­ции, эври­сти­ки и эври­сти­че­ско­го про­грам­ми­ро­ва­ния, тео­рии интел­лек­ту­аль­ных систем, искус­ствен­но­го интел­лек­та, био­ни­ки и др.). 

Не менее акту­аль­ной зада­чей яви­лось выяв­ле­ние, обсуж­де­ние и, по воз­мож­но­сти, пре­одо­ле­ние огра­ни­че­ний, при­су­щих информационно—модельным пред­став­ле­ни­ям, про­ник­шим непо­сред­ствен­но в «тело» пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки — инфор­ма­ци­он­ным кон­цеп­ци­ям пси­хи­ки, ими­та­ци­он­но­му или ситу­а­ци­он­но­му моде­ли­ро­ва­нию, про­грам­ми­ро­ван­но­му обу­че­нию, алго­рит­ми­че­ским моде­лям твор­че­ства, кон­цеп­ции гибрид­но­го интел­лек­та и т.п. Мож­но сме­ло утвер­ждать, что «перед­ним кра­ем» про­ти­во­сто­я­ния яви­лась пси­хо­ло­гия мышления.

Основ­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии мыш­ле­ния, про­ве­ден­ные Я.А. Поно­ма­ре­вым, A.B. Брушлин­ским, О.К. Тихо­ми­ро­вым, В.Н. Пуш­ки­ным и их кол­ле­га­ми, выте­кая из насущ­ных задач пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки, были в то же вре­мя про­ти­во­по­став­ле­ны упро­щен­ным пред­став­ле­ни­ям о мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, исхо­дя­щим из кибер­не­ти­че­ских наук. 

Это отно­сит­ся, напри­мер, к изу­че­нию роли эмо­ци­о­наль­ной акти­ва­ции в реше­нии задач (Тихо­ми­ров, 1969), иссле­до­ва­ния про­гно­сти­че­ских эле­мен­тов в мыш­ле­нии вме­сте с выво­дом о прин­ци­пи­аль­ной кон­ти­ну­аль­но­сти (недизъ­юнк­тив­но­сти) про­цес­сов мыш­ле­ния, кото­рая допол­ня­ет дис­крет­ные (или дизъ­юнк­тив­ные) по сво­ей сути логи­ко-мате­ма­ти­че­ские моде­ли про­цес­сов поис­ка реше­ния и в выс­шей сте­пе­ни харак­те­ри­зу­ет живой твор­че­ский мыс­ли­тель­ный про­цесс (Брушлин­ский, 1979).

В сере­дине 1980-х годов про­фес­сор МГУ O.K. Тихо­ми­ров сфор­му­ли­ро­вал основ­ные поло­же­ния пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции — ново­го направ­ле­ния в рам­ках пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки, при­зван­но­го изу­чать порож­де­ние, струк­ту­ру и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пси­хи­ки в дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с раз­ра­бот­кой и при­ме­не­ни­ем ком­пью­те­ров и про­грамм­но­го обес­пе­че­ния (Тихо­ми­ров, 1986; Тихо­ми­ров, 1988). Пред­ва­ри­тель­ный этап раз­ра­бот­ки это­го иссле­до­ва­тель­ско­го направ­ле­ния он отнес ко вре­ме­ни интен­сив­ной тео­ре­ти­ко-экс­пе­ри­мен­таль­ной рабо­ты в обла­сти пси­хо­ло­гии мышления. 

Для это­го эта­па было харак­тер­но срав­не­ние мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка с прин­ци­па­ми рабо­ты ком­пью­те­ров. Про­ве­ден­ное срав­не­ние не утра­ти­ло зна­чи­мо­сти и по сей день. Это отно­сит­ся, в част­но­сти, к выдви­же­нию (в 1970-х годах) кон­цеп­ции пре­об­ра­зо­ва­ния опо­сред­ство­ван­ной при­ме­не­ни­ем ком­пью­те­ров дея­тель­но­сти в про­ти­во­вес кон­цеп­ци­ям заме­ще­ния и допол­не­ния, или сим­би­о­за (Тихо­ми­ров, 1976).

Сре­ди наи­бо­лее зна­чи­мых для O.K. Тихо­ми­ро­ва задач пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции - экс­пе­ри­мен­таль­ное изу­че­ние нефор­ма­ли­зо­ван­ных мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, едва ли вос­про­из­во­ди­мых в тех­ни­че­ских системах. 

Дру­гие зада­чи пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции пре­тер­пе­ва­ли со вре­ме­нем есте­ствен­ную эво­лю­цию. K при­ме­ру, они вклю­ча­ли кри­ти­че­ский ана­лиз сме­ня­ю­щих друг дру­га кон­цеп­ций и про­ек­тов раз­ра­бот­ки систем искус­ствен­но­го интел­лек­та и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем — управ­ле­ния (АСУ), обу­че­ния (АОС), науч­ных иссле­до­ва­ний (АСНИ), про­ек­ти­ро­ва­ния (САПР) и апо­фе­оз тоталь­но­го гос­пла­ни­ро­ва­ния: обще­го­су­дар­ствен­ную АС (ОГАС) и др. 

Сле­ду­ет допу­стить, что и кри­ти­че­ские заме­ча­ния, и пози­тив­ные сооб­ра­же­ния, выска­зан­ные O.K. Тихо­ми­ро­вым, в опре­де­лен­ной мере спо­соб­ство­ва­ли пере­осмыс­ле­нию при­о­ри­те­тов в обла­сти раз­ра­бот­ки систем с эле­мен­та­ми искус­ствен­но­го интеллекта.

В рам­ках пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции в ука­зан­ном ее пони­ма­нии были про­ве­де­ны мно­го­чис­лен­ные иссле­до­ва­ния лич­ност­ной, эмо­ци­о­наль­ной и моти­ва­ци­он­ной регу­ля­ции дея­тель­но­сти, про­цес­сов при­ня­тия реше­ний, спе­ци­фи­ки осу­ществ­ле­ния тру­до­вой, позна­ва­тель­ной, игро­вой, ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти в усло­ви­ях опо­сред­ство­ва­ния их компьютерами. 

Была осу­ществ­ле­на пси­хо­ло­ги­че­ская экс­пер­ти­за ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ных систем, рас­смот­ре­ны пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия ком­пью­те­ри­за­ции дея­тель­но­сти, про­ана­ли­зи­ро­ван ряд пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ских, про­ект­ных, управ­лен­че­ских, науч­но-иссле­до­ва­тель­ских, инфор­ма­ци­он­но-поис­ко­вых, экс­перт­ных («пони­ма­ю­щих») систем (Интел­лект…, 1979; «Искус­ствен­ный»…, 1976; Кор­ни­ло­ва, Тихо­ми­ров, 1990; Пси­хо­ло­ги­че­ские…, 1987; Тихо­ми­ров, Баба­нин, 1986; Чело­век., 1972; Чело­век., 1973). 

Надо заме­тить, что все эти иссле­до­ва­ния были цели­ком реа­ли­зо­ва­ны в МГУ, а в тече­ние 1970—х годов они парал­лель­но про­во­ди­лись еще и в ака­де­ми­че­ских Инсти­ту­те пси­хо­ло­гии и Инсти­ту­те исто­рии есте­ство­зна­ния и техники. 

Парал­лель­но такой рабо­те, а часто и в тес­ной коор­ди­на­ции с ней, сотруд­ни­ка­ми факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ про­во­ди­лись иссле­до­ва­ния в обла­сти инже­нер­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния (В.П. Зин­чен­ко и др.) и в сфе­ре при­ме­не­ния ком­пью­те­ров в учеб­ном про­цес­се (В.Я. Ляу­дис и др.), на кото­рых в силу огра­ни­чен­но­сти объ­е­ма ста­тьи не будем останавливаться.

Тео­ре­ти­че­ской осно­вой пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции, как это неиз­мен­но при­зна­вал O.K. Тихо­ми­ров (1981; 1993а; 1993б), явля­лись куль­тур­но-исто­ри­че­ская тео­рия раз­ви­тия пси­хи­ки Л.С. Выгот­ско­го и тео­рия дея­тель­но­сти А.Н. Леонтьева. 

Пер­спек­тив­ность подоб­ной пози­ции не оспа­ри­ва­ют совре­мен­ные авто­ры, пред­ла­гая при этом обра­щать вни­ма­ние и на дру­гие заяв­лен­ные в лите­ра­ту­ре тео­рии и кон­цеп­ции (Зин­чен­ко, Мор­гу­нов, 1994; Коул, 1998).

Отме­чен­ные иссле­до­ва­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции свя­за­ны с изу­че­ни­ем осо­бен­но­стей пре­об­ра­зо­ва­ния пси­хи­че­ских про­цес­сов и функ­ций под вли­я­ни­ем компьютеров. 

Дан­ная поста­нов­ка иссле­до­ва­тель­ских про­грамм может счи­тать­ся харак­тер­ной для пер­во­го эта­па иссле­до­ва­ний в обла­сти пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции. Начи­ная со вто­рой поло­ви­ны послед­не­го деся­ти­ле­тия про­шло­го века, начал­ся и до сих пор уско­рен­но раз­ви­ва­ет­ся каче­ствен­ный ска­чок в ком­пью­те­ри­за­ции и инфор­ма­ти­за­ции обще­ства, свя­зан­ный с появ­ле­ни­ем пор­та­тив­ных ком­пью­те­ров, Интер­не­та и WWW, муль­ти­ме­дий­ных систем, мно­го­чис­лен­ных Интер­нет-сер­ви­сов для мас­со­во­го при­ме­не­ния, мобиль­ных средств свя­зи и др. 

При­чем эти про­цес­сы, как нетруд­но заме­тить, раз­ви­ва­ют­ся уско­рен­но и ока­зы­ва­ют воз­дей­ствие не толь­ко на отдель­ные функ­ции и про­цес­сы, как это было ранее, а на лич­ность каж­до­го отдель­но­го чело­ве­ка, даже не при­ме­ня­ю­ще­го ком­пью­те­ры и, мож­но утвер­ждать, на совре­мен­ную куль­ту­ру в целом (Баба­е­ва, Вой­скун­ский, 1998; Вой­скун­ский, 2003; Гума­ни­тар­ные…, 2000). 

Тем самым совре­мен­ный этап пси­хо­ло­гии копью­те­ри­за­ции мож­но обо­зна­чить как изу­че­ние пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тов пре­об­ра­зо­ва­ния культуры.

На совре­мен­ном эта­пе наиме­но­ва­ние «пси­хо­ло­гия ком­пью­те­ри­за­ции» выгля­дит несколь­ко уста­ре­лым, одна­ко нет боль­шо­го резо­на отка­зы­вать­ся от него. Дело в том, что в изме­нив­ших­ся усло­ви­ях ока­за­лись при­ме­ни­мы­ми мно­гие из ранее выдви­ну­тых тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ских поло­же­ний, при­чем область при­ме­не­ния этих поло­же­ний зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась и лишь частич­но видо­из­ме­ни­лась: мно­гие из постав­лен­ных на пер­вом эта­пе задач пред­став­ля­ют­ся акту­аль­ны­ми и на вто­ром эта­пе, а воз­мож­но, и на после­ду­ю­щих (Вой­скун­ский, 2003). 

Вме­сте с тем, доба­ви­лись новые иссле­до­ва­тель­ские обла­сти, сре­ди кото­рых мож­но отме­тить ана­лиз под­хо­дов к реа­ли­за­ции прак­ти­че­ских систем дистант­но­го обра­зо­ва­ния, изу­че­ние ген­дер­ных осо­бен­но­стей при­ме­не­ния ком­пью­те­ров и Интер­не­та, изу­че­ние пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей не извест­ных ранее сооб­ществ (так назы­ва­е­мые, хаке­ры, гей­ме­ры, кибер­пан­ки и др.), выяв­ле­ние и изу­че­ние осо­бен­но­стей новых видов ода­рен­но­сти (к при­ме­ру, мож­но гово­рить о дет­ско-под­рост­ко­вой ода­рен­но­сти в сфе­ре про­грам­ми­ро­ва­ния, веб-дизай­на и т.п.).

Веро­ят­но, спра­вед­ли­вым будет утвер­жде­ние о том, что иссле­до­ва­тель­ская рабо­та в дан­ном направ­ле­нии при­об­ре­ла суще­ствен­но боль­шую соци­аль­ную зна­чи­мость, неже­ли это счи­та­лось харак­тер­ным для пер­во­го этапа. 

И такая рабо­та дей­стви­тель­но ведет­ся, при­чем основ­ной мас­сив иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты по-преж­не­му осу­ществ­ля­ет­ся сила­ми сотруд­ни­ков факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ (Вой­скун­ский, 2002б; Вой­скун­ский, 2005; Гума­ни­тар­ные…, 2000; Тихо­ми­ров, Баба­е­ва, Вой­скун­ский, 1986; Arestova, Babanin, Voiskounsky, 1999). Оста­но­вим­ся вкрат­це на неко­то­рых ито­гах и на веду­щей­ся в этом направ­ле­нии работе.

Одним из ито­гов дан­ной иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты явил­ся сбор­ник «Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те» (2000), в кото­ром были собра­ны ста­тьи сотруд­ни­ков МГУ и пере­во­ды ста­тей зару­беж­ных кол­лег, в том чис­ле спе­ци­аль­но напи­сан­ные для дан­но­го сбор­ни­ка. Зада­ча это­го изда­ния — пред­ло­жить вни­ма­нию заин­те­ре­со­ван­ных чита­те­лей неко­то­рые резуль­та­ты веду­щих­ся в миро­вой нау­ке раз­ра­бо­ток, а так­же обо­зна­чить пер­спек­тив­ные направ­ле­ния акту­аль­ных исследований. 

В дан­ном сбор­ни­ке выска­за­на и обос­но­ва­на мысль, что ком­пью­те­ры, WWW и Интер­нет опо­сред­ству­ют весь­ма раз­но­об­раз­ные виды дея­тель­но­сти, при­чем в первую оче­редь — ком­му­ни­ка­тив­ную, позна­ва­тель­ную и игро­вую (в насто­я­щее вре­мя сле­до­ва­ло бы, по-види­мо­му, гово­рить, ско­рее, о рекре­а­ци­он­ной дея­тель­но­сти, отнюдь не исчер­пы­ва­ю­щей­ся игрой, хотя и вклю­ча­ю­щей ее), а так­же тру­до­вую деятельность. 

Там же было выска­за­но и обос­но­ва­но убеж­де­ние, соглас­но кото­ро­му ком­пью­те­ры и Интер­нет, как ору­дия дея­тель­но­сти, амби­ва­лент­ны отно­си­тель­но направ­ле­ний пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия чело­ве­ка: это раз­ви­тие может пой­ти как по пози­тив­но­му, так и по нега­тив­но­му направ­ле­нию (если вооб­ще счи­тать умест­ны­ми тако­го рода оцен­ки при­ме­ни­тель­но к пси­хи­че­ско­му раз­ви­тию). Ору­дия дея­тель­но­сти, как это чаще все­го быва­ет и, как это извест­но пси­хо­ло­гам, не опре­де­ля­ют направ­ле­ние пси­хи­че­ско­го развития.

Ряд затро­ну­тых в сбор­ни­ке (Гума­ни­тар­ные…, 2000) тема­ти­че­ских направ­ле­ний полу­чил раз­ви­тие в даль­ней­ших пуб­ли­ка­ци­ях. Так, про­бле­ма­ти­ка новых видов само­пре­зен­та­ции и кон­стру­и­ро­ва­ния иден­тич­но­сти, доступ­ных поль­зо­ва­те­лям все­мир­ной «пау­ти­ны», рас­кры­тая в эмпи­ри­че­ской ста­тье немец­ких пси­хо­ло­гов, полу­чи­ла раз­ви­тие в даль­ней­ших рабо­тах спе­ци­а­ли­стов в обла­сти соци­аль­ной пси­хо­ло­гии лич­но­сти (Белин­ская, 2001). 

Ген­дер­ные аспек­ты при­ме­не­ния Интер­не­та, рас­смот­рен­ные в сбор­ни­ке оте­че­ствен­ны­ми и нор­веж­ски­ми авто­ра­ми, полу­чи­ли раз­ви­тие в эмпи­ри­че­ском цик­ле работ, в кото­ром было пока­за­но, что рас­про­стра­нен­ные сте­рео­ти­пы, свя­зан­ные с ген­дер­ны­ми раз­ли­чи­я­ми, в мень­шей сте­пе­ни харак­те­ри­зу­ют оте­че­ствен­ных поль­зо­ва­те­лей, чем в дру­гих стра­нах (Вой­скун­ский, 2004а; Мити­на, Вой­скун­ский, 2005; Mitina, Voiskounsky, 2005). Дан­ное эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние выпол­не­но в пси­хо­се­ман­ти­че­ской парадигме.

Широ­ко обсуж­да­е­мая в послед­нее деся­ти­ле­тие про­бле­ма­ти­ка ком­пью­тер­ной и Интер­нет-зави­си­мо­сти, рас­смот­рен­ная в выпу­щен­ном в 2000 г. сбор­ни­ке в ста­тьях оте­че­ствен­ных и австра­лий­ских пси­хо­ло­гов, полу­чи­ла раз­ви­тие в тео­ре­ти­ко-про­блем­ной ста­тье (Вой­скун­ский, 2004б) и в тео­ре­ти­че­ской ста­тье (Асмо­лов и др., 2004). 

В послед­ней пред­ло­же­на инте­гра­тив­ная (объ­еди­ня­ю­щая инфор­ма­ци­он­ный, ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ский и пато­пси­хо­ло­ги­че­ский под­хо­ды) моде­ли зави­си­мо­сти от Интернета. 

Впер­вые под­ня­тая в миро­вой пси­хо­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ре про­бле­ма­ти­ка нали­чия новой раз­но­вид­но­сти ода­рен­но­сти, а имен­но, ода­рен­но­сти в при­ме­не­нии совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, полу­чи­ла раз­ви­тие в моно­гра­фии «Ода­рен­ный ребе­нок за ком­пью­те­ром» (Баба­е­ва, Вой­скун­ский, 2003) и в ряде ста­тей в оте­че­ствен­ных и в зару­беж­ных изда­ни­ях (Babaeva, Voiskounsky, 2003), в том чис­ле в веб-публикациях.

Зна­чи­мый цикл иссле­до­ва­ний выпол­нен при­ме­ни­тель­но к новым, ранее не извест­ным видам общ­но­стей — в выпу­щен­ном в 2000 г. сбор­ни­ке дан­ная тема была затро­ну­та лишь в ста­тье аме­ри­кан­ско­го автора. 

Наря­ду с ода­рен­ны­ми в при­ме­не­нии инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий детьми и под­рост­ка­ми, такие общ­но­сти оче­вид­ным обра­зом вклю­ча­ют игро­ков в ком­пью­тер­ные игры (гей­ме­ров) и хаке­ров. За послед­ние пять лет выпол­не­но ком­плекс­ное и мас­со­вое эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние моти­ва­ции хаке­ров (Вой­скун­ский, Пет­рен­ко, Смыс­ло­ва, 2003; Вой­скун­ский, Смыс­ло­ва 2002; Вой­скун­ский, Смыс­ло­ва 2003; Voiskounsky, Babaeva, Smyslova, 2000; Voiskounsky, Smyslova, 2003а; Voiskounsky, Smyslova, 2003б). 

Ито­гом дан­но­го иссле­до­ва­ния яви­лась воз­мож­ность выстро­ить дина­ми­че­скую модель раз­ви­тия моти­ва­ции хаке­ров, кото­рая при­от­кры­ва­ет пер­спек­ти­ву воз­дей­ствия на них, веду­ще­го к пози­тив­но­му (в отли­чие от без­услов­но нега­тив­но­го, если не пороч­но­го) раз­ви­тию «хакер­ской» мотивации. 

На осно­ва­нии дан­но­го резуль­та­та про­де­мон­стри­ро­ва­на пер­спек­ти­ва раз­вер­ты­ва­ния целе­на­прав­лен­но­го обу­че­ния под­рост­ков из «груп­пы рис­ка» (напри­мер, ода­рен­ных в при­ме­не­нии инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий) с тем, что­бы по воз­мож­но­сти не допу­стить гипер­тро­фи­ро­ван­но­го раз­ви­тия харак­тер­ных для хаке­ров моти­ва­ци­он­ных ком­плек­сов (Вой­скун­ский, 2006, в печа­ти; Voiskounsky, 2004).

Дру­гое сооб­ще­ство, кото­рое при­влек­ло вни­ма­ние пси­хо­ло­гов из МГУ, — это игро­ки в рас­про­стра­нен­ные ком­пью­тер­ные игры (рав­но как и в спе­ци­аль­но адап­ти­ро­ван­ные иссле­до­ва­тель­ские игры). 

Про­ве­ден­ные эмпи­ри­че­ские иссле­до­ва­ния име­ют целью выявить харак­тер­ный для игро­ков деятельностно—мотивацион-ный ком­плекс (Васи­льев, 2002; Вой­скун­ский, Мити­на, Аве­ти­со­ва, 2005; Вой­скун­ский Мити­на, Аве­ти­со­ва, 2006; Мака­ла­тия, 2003; Тихо­ми­ров, Лысен­ко, 1988; Voiskounsky, Mitina, Avetisova, 2004; Voiskounsky, Mitina, Avetisova, 2005). 

Дей­стви­тель­но, у игро­ков может быть зафик­си­ро­ва­на свя­зан­ная с высо­кой сте­пе­нью погло­щен­но­сти игрой моти­ва­ция — так назы­ва­е­мая «моти­ва­ция пото­ка», при­чем мож­но выска­зать пред­по­ло­же­ние, что уси­лия раз­ра­бот­чи­ков ком­пью­тер­ных игр спе­ци­аль­но наце­ле­ны на ее активацию. 

Посколь­ку ком­пью­тер­ные игры — явле­ние меж­ду­на­род­ное, то сде­ла­на попыт­ка про­ве­сти кросс-куль­тур­ное изу­че­ние моти­ва­ци­он­ных пат­тер­нов, харак­те­ри­зу­ю­щих игро­ков в раз­ных стра­нах — в дан­ном слу­чае, рос­сий­ских и фран­цуз­ских (Вой­скун­ский Мити­на, Аве­ти­со­ва, 2006). 

Фак­тор­ный ана­лиз полу­чен­ных дан­ных поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что эти моти­ва­ци­он­ные пат­тер­ны име­ют общие эле­мен­ты, одна­ко при этом обла­да­ют опре­де­лен­ной спе­ци­фи­кой; воз­мож­но, эта спе­ци­фи­ка име­ет этно­куль­тур­ную основу.

Выше были крат­ко рас­смот­ре­ны иссле­до­ва­ния эмпи­ри­че­ско­го харак­те­ра. Наря­ду с этим ста­вят­ся вопро­сы мето­ди­че­ско­го и про­це­дур­но­го харак­те­ра, пред­ла­га­ют­ся реше­ния таких вопро­сов и выдви­га­ет­ся обоснование. 

Это отно­сит­ся, преж­де все­го, к обос­но­ва­нию пра­во­мер­но­сти и целе­со­об­раз­но­сти «online иссле­до­ва­ний, т.е. иссле­до­ва­ний, опо­сред­ство­ван­ных Интер­не­том (Аре­сто­ва, Баба­нин, Вой­скун­ский, 1995; Баба­нин, Вой­скун­ский, Смыс­ло­ва, 2003; Баба­нин, Вой­скун­ский, Смыс­ло­ва, 2004; Вой­скун­ский А.Е., Скрип­кин, 2001; Гума­ни­тар­ные., 2000). 

Опыт пока­зы­ва­ет, что тако­го рода иссле­до­ва­ния (опрос, экс­пе­ри­мент и ква­зи­экс­пе­ри­мент, тести­ро­ва­ние, фокус-груп­пы и др.) все шире вхо­дит в прак­ти­ку оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных психологов.

Не сле­ду­ет пола­гать, что они ведут­ся в ущерб ана­ли­зу тео­ре­ти­че­ских вопро­сов. Так, на осно­ве обшир­но­го акту­аль­но­го мате­ри­а­ла под­ни­ма­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская про­бле­ма­ти­ка вир­ту­аль­но­сти: дела­ет­ся попыт­ка разо­брать­ся, в чем состо­ит пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (Вой­скун­ский, Селис­ская, 2005). 

Дан­ное иссле­до­ва­тель­ское направ­ле­ние полу­чи­ло уже опре­де­лен­ное эмпи­ри­че­ское раз­ви­тие, здесь видит­ся одна из наи­бо­лее акту­аль­ных для пси­хо­ло­гии созна­ния линий раз­ви­тия. Более того, совре­мен­ная вир­ту­а­ли­сти­ка с потен­ци­аль­ным, а отча­сти и реаль­ным воз­дей­стви­ем на раз­ви­тие про­цес­сов позна­ния и раз­вле­че­ния (тако­го рода систе­мы нахо­дят все более широ­кое при­ме­не­ние в кино­те­ат­рах, музе­ях, систе­ме обу­че­ния и повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и т.д.), пред­став­ля­ют собой поис­ти­не обще­куль­тур­ный феномен.

В пуб­ли­ка­ции (Вой­скун­ский, 2002а) ана­ли­зи­ру­ют­ся осо­бен­но­сти вызван­ных раз­ви­ти­ем Интер­не­та спо­со­бов рабо­ты с тек­ста­ми (а так­же с гипер­тек­ста­ми и гипер­ме­диа) — чте­ния, про­смат­ри­ва­ния, оцен­ки и выбо­ра зна­чи­мых или незна­чи­мых инфор­ма­ци­он­ных элементов. 

Пока­за­но, что широ­кий доступ к Интер­не­ту и труд­но­от­де­ли­мым от него поис­ко­вым систе­мам, кото­рые исполь­зу­ют­ся людь­ми всех воз­рас­тов, вклю­чая ран­ний под­рост­ко­вый воз­раст, обу­слав­ли­ва­ет спон­тан­ное видо­из­ме­не­ние и раз­ви­тие свое­об­раз­ных мето­дов и спо­со­бов рабо­ты с тек­ста­ми. При­чем такое раз­ви­тие прак­ти­че­ски не коор­ди­ни­ру­ет­ся и даже не изу­ча­ет­ся пси­хо­ло­га­ми или педа­го­га­ми. Пред­став­ля­ет­ся, что такое поло­же­ние долж­но полу­чить боль­шую рефлек­сию со сто­ро­ны пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки (Баба­е­ва, Вой­скун­ский, 2003; Вой­скун­ский, 2002б).

Может быть, наи­бо­лее зна­чи­мая про­бле­ма, свя­зан­ная с рас­смат­ри­ва­е­мым в дан­ной ста­тье кру­гом про­блем, — это необ­хо­ди­мость пере­смот­ра соот­но­ше­ния меж­ду про­цес­са­ми инте­ри­о­ри­за­ции и экс­те­ри­о­ри­за­ции (Вой­скун­ский, 2002а; Вой­скун­ский, 2002б). Вслед за Л.С. Выгот­ским, Ж. Пиа­же, П.Я. Галь­пе­ри­ным и дру­ги­ми клас­си­ка­ми пси­хо­ло­ги тра­ди­ци­он­но и пло­до­твор­но зани­ма­ют­ся изу­че­ни­ем меха­низ­мов интериоризации. 

Меж­ду тем бур­ное раз­ви­тие мате­ри­аль­ной куль­ту­ры и, в част­но­сти, совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий побуж­да­ет обра­тить не мень­шее вни­ма­ние на про­цес­сы внеш­не­го опо­сред­ство­ва­ния дея­тель­но­сти: про­цес­сы экс­те­ри­о­ри­за­ции заслу­жи­ва­ют не менее тща­тель­но­го анализа. 

Кон­крет­но— пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти экс­те­ри­о­ри­зи­ро­ван­ной дея­тель­но­сти пред­став­ля­ют собой пер­спек­тив­ную область иссле­до­ва­ний. В этом видит­ся одно из цен­траль­ных для пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки XXI века направ­ле­ний иссле­до­ва­тель­ской активности.

Зани­ма­ясь пси­хо­ло­ги­че­ским изу­че­ни­ем опо­сред­ство­ван­ной ком­пью­те­ра­ми и Интер­не­том дея­тель­но­стью или кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем и обу­че­ни­ем его поль­зо­ва­те­лей, труд­но оста­вать­ся в рам­ках кон­крет­ной спе­ци­а­ли­за­ции внут­ри пси­хо­ло­гии: тре­бу­ют­ся позна­ния в воз­раст­ной, педа­го­ги­че­ской, кли­ни­че­ской, соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, в пси­хо­ло­гии тру­да и в эргономике. 

Обоб­ще­ние же полу­чен­ных в ходе иссле­до­ва­ний резуль­та­тов, как нам пред­став­ля­ет­ся, мож­но и долж­но про­во­дить исклю­чи­тель­но в рам­ках общей психологии.

Не слу­чай­но пси­хо­ло­гия ком­пью­те­ри­за­ции пони­ма­лась О.К. Тихо­ми­ро­вым (1986; 1988; 1992) как раз­дел общей пси­хо­ло­гии; во вся­ком слу­чае, соот­вет­ству­ю­щая иссле­до­ва­тель­ская рабо­та неиз­мен­но велась в рам­ках общей психологии. 

Подоб­ный под­ход не толь­ко не уста­рел, но и при­об­рел допол­ни­тель­ное содер­жа­ние. Ведь совре­мен­ные иссле­до­ва­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции (и широ­ко­го при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий) тре­бу­ют тео­ре­ти­че­ских и мето­ди­че­ских зна­ний, к при­ме­ру, в обла­сти воз­раст­ной пси­хо­ло­гии (ран­няя ода­рен­ность и воз­раст­ная спе­ци­фи­ка в при­ме­не­нии ком­пью­те­ров и Интер­не­та), соци­аль­ной пси­хо­ло­гии (опо­сред­ство­ван­ные ком­пью­те­ром и Интер­не­том обще­ние и груп­по­вая дея­тель­ность), кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии (тре­вож­ность при при­ме­не­нии ком­пью­те­ров, зави­си­мость от Интер­не­та, при­ме­не­ние систем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для тера­пии фобий), педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии (груп­по­вое и инди­ви­ду­аль­ное обу­че­ние посред­ством ком­пью­те­ров, дистант­ное обу­че­ние, игро­вые обу­ча­ю­щие про­грам­мы), орга­ни­за­ци­он­ной пси­хо­ло­гии (спе­ци­фи­ка новых форм заня­то­сти и орга­ни­за­ци­он­но­го пове­де­ния в усло­ви­ях при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий), диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии (сопо­став­ле­ние лич­ност­ных типов в усло­ви­ях непо­сред­ствен­но­го и опо­сред­ство­ван­но­го Интер­не­том обще­ния), когни­тив­ной пси­хо­ло­гии (изу­че­ние осо­бен­но­стей вос­при­я­тия инфор­ма­ци­он­ных бло­ков WWW, рас­пре­де­ле­ния объ­е­мов вни­ма­ния, опе­ри­ро­ва­ния «внеш­ней» памя­тью), пси­хо­ло­гии обще­ния и пси­хо­линг­ви­сти­ки (син­хрон­ное и асин­хрон­ное обще­ние, обще­ние в фор­ме поли­ло­га, рече­вые осо­бен­но­сти мобиль­ной свя­зи) и т.п.

Объ­еди­не­ние доста­точ­но раз­но­род­ной про­бле­ма­ти­ки в рам­ках еди­но­го науч­но­го направ­ле­ния — пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции — воз­мож­но, на наш взгляд, имен­но со все­мер­ной опо­рой на мето­до­ло­гию общей психологии.

Литература

  1. Аре­сто­ва О.Н., Баба­нин Л.Н., Вой­скун­ский А.Е. Спе­ци­фи­ка пси­хо­ло­ги­че­ских мето­дов в усло­ви­ях исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
  2. Асмо­лов А.Г., Цвет­ко­ва Н.А., Цвет­ков А.В. Чело­век в инфор­ма­ци­он­ном поле и инфор­ма­ци­он­ные поля // Мир пси­хо­ло­гии, № 1, 2004.
  3. Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е. Ода­рен­ный ребе­нок за ком­пью­те­ром. - М.: Скан­рус, 2003.
  4. Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия инфор­ма­ти­за­ции // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, т. 9, № 1, 1998, с. 89-100.
  5. Баба­нин Л.Н, Вой­скун­ский А.Е., Смыс­ло­ва О.В. Интер­нет в пси­хо­ло­ги­че­ском иссле­до­ва­нии // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, Сер. 14. Пси­хо­ло­гия, № 3, 2003, с. 79-96.
  6. Баба­нин Л.Н, Вой­скун­ский А.Е., Смыс­ло­ва О.В. Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, опо­сред­ство­ван­ные при­ме­не­ни­ем Интер­не­та // Экс­пе­ри­мент и ква­зи­экс­пе­ри­мент в пси­хо­ло­гии: Учеб­ное посо­бие / Под ред. Т.В. Кор­ни­ло­вой. - СПб.: Питер, 2004, с. 214-233.
  7. Белин­ская Е.П. Лич­ность и новая инфор­ма­ци­он­ная сре­да // Белин­ская Е.П., Тихо­манд­риц­кая О.А. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия лич­но­сти. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
  8. Брушлин­ский А.В. Пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния и кибер­не­ти­ка. — М.: Мысль, 1970.
  9. Брушлин­ский А.В. Мыш­ле­ние и про­гно­зи­ро­ва­ние. — М.: Мысль, 1979.
  10. Васи­льев И.А. Стра­те­ги­че­ское мыш­ле­ние в слож­ных обла­стях реаль­но­сти // Уче­ные запис­ки кафед­ры общей пси­хо­ло­гии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б.С. Брать­ся, Д.А. Леон­тье­ва. — М.: Смысл, 2002, с. 102-118.
  11. Вой­скун­ский А.Е. Интер­нет - новая область иссле­до­ва­ний в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке // Уче­ные запис­ки кафед­ры общей пси­хо­ло­гии МГУ. Выпуск 1. / Под общей ред. Б.С. Бра­ту­ся, Д.А. Леон­тье­ва. — М.: Смысл, 2002а, с. 82-101.
  12. Вой­скун­ский А.Е. Иссле­до­ва­ния Интер­не­та в пси­хо­ло­гии // Интер­нет и рос­сий­ское обще­ство / Под ред. И. Семе­но­ва. — М.: Ген­дальф, 2002б, с. 235—250.
  13. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­гия ком­пью­те­ри­за­ции — исто­рия и совре­мен­ность // Твор­че­ское насле­дие А.В. Брушлин­ско­го и О.К. Тихо­ми­ро­ва и совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния (к 70-летию со дня рож­де­ния). Тези­сы докла­дов науч­ной кон­фе­рен­ции (ИП РАН, 22—23 мая 2003). — М.: ИП РАН, 2003, с. 207—212.
  14. Вой­скун­ский А.Е. Пол. Ген­дер. Интер­нет. // Вест­ник Рос­сий­ско­го Гума­ни­тар­но­го науч­но­го фон­да, 2004а, № 1, с. 169—178.
  15. Вой­скун­ский А.E. Акту­аль­ные про­бле­мы пси­хо­ло­гии зави­си­мо­сти от Интер­не­та / / Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 20046, т. 25, № 1, с. 90-100.
  16. Вой­скун­ский А.E. Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те // Инфор­ма­ци­он­ное обще­ство, 2005, № 1, с. 36-41.
  17. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти в усло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции // Без­опас­ность Рос­сии XXI века. Соци­аль­но-гума­ни­тар­ное иссле­до­ва­ние, 2006 (в печати).
  18. Вой­скун­ский А.Е., Мити­на О.В., Аве­ти­со­ва А.А. Обще­ние и «опыт пото­ка» в груп­по­вых роле­вых Интер­нет-играх // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 2005, т. 26, № 5, с. 47-63.
  19. Вой­скун­ский А.Е., Мити­на О.В., Аве­ти­со­ва А.А. Фено­мен пере­жи­ва­ния опы­та пото­ка в груп­по­вых роле­вых играх, опо­сред­ство­ван­ных Интер­не­том (на мате­ри­а­ле дея­тель­но­сти фран­цуз­ских игро­ков). // Когни­тив­ные иссле­до­ва­ния. / Отв. ред. В.Д. Соло­вьев. М.: Изд-во «Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН», 2006, с. 207-224.
  20. Вой­скун­ский А.Е., Пет­рен­ко В.Ф., Смыс­ло­ва О.В. Моти­ва­ция хаке­ров: пси­хо­се­ман­ти­че­ское иссле­до­ва­ние. // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 2003, т. 24, № 1, с. 104-118.
  21. Вой­скун­ский А.Е., Селис­ская М.А. Систе­ма реаль­но­стей: пси­хо­ло­гия и тех­но­ло­гия // Вопро­сы фило­со­фии, № 11, 2005, с. 119-130.
  22. Вой­скун­ский А.Е., Скрип­кин С.В. Каче­ствен­ный ана­лиз дан­ных как инстру­мент науч­но­го иссле­до­ва­ния // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, Сер. 14. Пси­хо­ло­гия, № 2, 2001, с. 93-109.
  23. Вой­скун­ский А.Е., Смыс­ло­ва О.В. Моти­ва­ция пото­ка и ее изу­че­ние в дея­тель­но­сти хаке­ров // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия моти­ва­ции / Под. ред. Д.А. Леон­тье­ва. - М.: Смысл, 2002, с. 244-277.
  24. Вой­скун­ский А.Е., Смыс­ло­ва О.В. Роль моти­ва­ции «пото­ка» в раз­ви­тии ком­пе­тент­но­сти хаке­ра // Вопро­сы пси­хо­ло­гии, 2003, № 4, с. 35-43.
  25. Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / Под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го. - М.: Тер-ра-Можайск, 2000.
  26. Давы­дов В.В. Виды обоб­ще­ния в обу­че­нии. - М., 1972.
  27. Зин­чен­ко В.П., Мор­гу­нов Е.Б. Чело­век раз­ви­ва­ю­щий­ся. Очер­ки рос­сий­ской пси­хо­ло­гии. - М.: Три­во­ла, 1994
  28. Интел­лект чело­ве­ка и про­грам­мы ЭВ / Под ред. О.К. Тихо­ми­ро­ва. - М.: Нау­ка, 1979.
  29. «Искус­ствен­ный интел­лект» и психология/ под ред. О.К. Тихо­ми­ро­ва. - М.: Нау­ка, 1976, с. 5-40.
  30. Когни­тив­ные иссле­до­ва­ния / Отв. ред. В.Д. Соло­вьев. - М.: Изд-во «Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН», 2006.
  31. Кор­ни­ло­ва Т.В., Тихо­ми­ров О.К. При­ня­тие интел­лек­ту­аль­ных реше­ний в диа­ло­ге с ком­пью­те­ром. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.
  32. Коул М. Куль­тур­но-исто­ри­че­ская пси­хо­ло­гия. Нау­ка буду­ще­го. М.: Коги­то-Центр, 1998.
  33. Мака­ла­тия А.Г. Моти­ва­ция в ком­пью­тер­ных играх // 3-я Рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по эко­ло­ги­че­ской пси­хо­ло­гии (Москва, 1517 сен­тяб­ря 2003 г.). Тези­сы. - М.: Пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут РАО, 2003, с. 358-361.
  34. Мити­на О.В., Вой­скун­ский А.Е. Интер­нет в ген­дер­ном изме­ре­нии // Вве­де­ние в ген­дер­ные иссле­до­ва­ния / Под общей редак­ци­ей И.В. Кости­ко­вой. - М.: Аспект Пресс, 2005, с. 204-216.
  35. Поно­ма­рев Я.А. Пси­хи­ка и инту­и­ция. М.: Поли­т­из­дат, 1967.
  36. Пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы авто­ма­ти­за­ции науч­но-иссле­до­ва­тель­ских работ / Под ред. М.Г. Яро­шев­ско­го и О.К. Тихо­ми­ро­ва. - М.: Нау­ка, 1987.
  37. Пуш­кин В.Н. Пси­хо­ло­гия и кибер­не­ти­ка. — М.: Педа­го­ги­ка, 1971.
  38. Тихо­ми­ров O.K. Струк­ту­ра мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка (Опыт тео­ре­ти­че­ско­го и экс­пе­ри­мен­таль­но­го иссле­до­ва­ния). - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.
  39. Тихо­ми­ров O.K. Фило­соф­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы «искус­ствен­но­го интел­лек­та» // Искус­ствен­ный интел­лект» и пси­хо­ло­гия / под ред. O.K. Тихо­ми­ро­ва. — М.: Нау­ка, 1976, с. 5—40.
  40. Тихо­ми­ров O.K. Л.С. Выгот­ский и совре­мен­ная пси­хо­ло­гия // Науч­ное твор­че­ство Л.С. Выгот­ско­го и совре­мен­ная пси­хо­ло­гия. Тези­сы докла­дов Все­со­юзн. Кон­фе­рен­ции. — М., 1981, с. 151—154.
  41. Тихо­ми­ров O.K. К исто­рии пси­хо­ло­гии ком­пью­те­ри­за­ции // O.K. Тихо­ми­ров, Л.Н. Баба­нин. ЭВМ и новые про­бле­мы пси­хо­ло­гии. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986, с. 192—194.
  42. Тихо­ми­ров O.K. Пси­хо­ло­гия ком­пью­те­ри­за­ции. — Киев: Зна­ние, 1988.
  43. Тихо­ми­ров O.K. Поня­тия и прин­ци­пы общей пси­хо­ло­гии. М.: Изд-во Моск. Унта, 1992.
  44. Тихо­ми­ров O.K. Инфор­ма­ци­он­ный век и тео­рия Л.С. Выгот­ско­го // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 1993а, №1.
  45. Тихо­ми­ров O.K. Тео­рия дея­тель­но­сти, изме­нен­ной ком­пью­тер­ной тех­но­ло­ги­ей // Вест­ник МГУ. Сер.14. Пси­хо­ло­гия. 19936, № 2.
  46. Тихо­ми­ров O.K., Баба­е­ва Ю.Д., Бере-зан­ская Н.Б., Васи­льев И.А., Вой­скун­ский А.Е. Раз­ви­тие дея­тель­ност­но­го под­хо­да в пси­хо­ло­гии мыш­ле­ния. // Тра­ди­ции и пер­спек­ти­вы дея­тель­ност­но­го под­хо­да в пси­хо­ло­гии: шко­ла А.Н. Леон­тье­ва. / Под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го, А.Н. Ждан и O.K. Тихо­ми­ро­ва. — М.: Смысл, 1999.
  47. Тихо­ми­ров O.K., Баба­е­ва Ю.Д., Вой­скун­ский А.Е. Oбще­ние, опо­сред­ство­ван­ное ком­пью­те­ром // Вест­ник МГУ. Сер. 14. Пси­хо­ло­гия. 1986, № 3, с. 31-42.
  48. Тихо­ми­ров O.K., Баба­нин Л.Н. ЭВМ и новые про­бле­мы пси­хо­ло­гии. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986.
  49. Тихо­ми­ров O.K., Лысен­ко Е.Е. Пси­хо­ло­гия ком­пью­тер­ной игры // Новые мето­ды и сред­ства обу­че­ния, вып. №1. М.: Зна­ние, 1988, с. 30—66.
  50. Чело­век и ком­пью­тер / Под ред. O.K. Тихо­ми­ро­ва. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.
  51. Чело­век и ЭВМ. / Под ред. O.K. Тихо­ми­ро­ва. — М.: Эко­но­ми­ка, 1973.
  52. Arestova O., Babanin L., Voiskounsky A. Psychological research of computer—mediated communication in Russia // Behaviour and Information Technology, 1999, vol. 18(2), pp. 141—147.
  53. Babaeva J.D., Voiskounsky A.E. IT— Giftedness in Children and Adolescents. // Educational Technology & Society, vol. 5(1), 2002, pp. 154—162.
  54. Mitina O.V., Voiskounsky A.E. Gender Differences of the Internet—Related Stereotypes in Russia. // PsychNology Journal, 2005, Volume 3, Number 3, pp. 243—264.
  55. http://www.psychnology.org/File/PNJ3(2)/ PSYCHNOLOGY_JOURNAL_3_3_MITINA.pdf
  56. Voiskounsky A. Current problems of moral research and education in the IT environment // Human Perspectives in the Internet Society: Culture, Psychology and Gender / K.Morgan, C.A.Brebbia, J.Sanchez, A.Voiskounsky (eds.). — WIT Press: Southampton, Boston, 2004, pp. 33—41.
  57. Voiskounsky A.E., Babaeva J.D., Smyslova O.V. Attitudes towards computer hacking in Russia. // Cybercrime: Law Enforcement, Security and Surveillance in the Information Age / Ed. By D.Thomas & B.Loader. — L. & NY: Routledge, 2000, pp. 56—84.
  58. Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Playing Online Games: Flow Experience. // PsychNology Journal, 2004, Volume 2, Number 3, pp. 259 — 281.
  59. http://www.psychnology.org/ PSYCHNOLOGYJOURNAL_2_3_VDISKOUNSKYpdf
Источ­ник: Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2006. №1 (1).

Об авторе

Алек­сандр Евге­нье­вич Вой­скун­ский —кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и инфор­ма­ти­за­ции факуль­те­та пси­хо­ло­гии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го университета.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest