Введение
По мнению исследователей, комплексное изучение потенциала детства — важнейшее условие разработки эффективной государственной политики, ориентированной на сбережение народа и социально-демографическое развитие России (Римашевская, 2004). Исследование проблем детства в нашей стране направлено на раскрытие факторов, которые оказывают наибольшее влияние на количественные и качественные аспекты человеческого потенциала в будущем (Римашевская, 2011).
Интеллектуальное развитие — это одна из значимых составляющих человеческого потенциала. Интеллект является одним из самых сложных образований человеческой психики. Его характеризует несколько систем. В нашем исследовании мы рассматриваем систему психических процессов, при помощи которой человек отражает и познает окружающий мир: внимание, память и мышление, воображение. А также практические навыки, в частности цифровые.
Важными представляются факторы, их формирующие. С точки зрения представителей западной психологии ими являются наследственность и среда, комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития (Мелхорн,1989). Они условно делятся на факторы макро- и микросреды. К первым относят: особенности национальной культуры, социально-политического устройства общества, географические условия. К факторам микросреды — семью, образовательные организации, ближайшее окружение. Причем последние оказывают наибольшее воздействие на процесс развития ребенка (Савенков, 2000).
Специфическим фактором влияния на интеллектуальное развитие детей в современном обществе стало распространение электронных устройств и ИКТ. К наиболее значимым последствиям следует отнести изменения внимания, памяти, воображения, мышления, процессов принятия решений (Лысак, Белов, 2013).
По данным научных исследований в России наблюдается вместе с ростом количества одаренных и способных детей увеличение числа детей из групп риска — «интеллектуально пассивных», «с трудностями обучения» (Бутенко, 2001; Клячко, Синельников-Мурылев, 2019; Белорукова, 2005).
Эти данные подтверждают актуальность изучения влияния ИКТ на интеллектуальное развитие детей. Целью исследования стала оценка влияния использования ИКТ и электронных устройств на сформированность памяти, внимания, мышления, воображения, цифровых навыков у детей школьного возраста в Вологодской области.
Ориентируясь на цель, предполагалось решить следующие задачи.
- Представить обзор существующих исследований по данной теме.
- Оценить влияние частоты использования ИКТ и степени зависимости детей от пользования электронными ресурсами на сформированность познавательных процессов.
- Выявить связь между показателями субиндекса интеллектуального развития (СИР) и индекса человеческого потенциала детей (ИЧПД) и зависимостью детей от ИКТ.
- Показать связь между постоянным проведением свободного времени и снижением показателей интеллектуального развития детей школьного возраста.
Методология исследования и информационная база. В нашем исследовании мы использовали ряд понятий, качественную характеристику которых представляем. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей1.
Наиболее распространенными устройствами ИКТ являются компьютер и средства телекоммуникации вместе с размещенной на них информацией. Термин «информационно-коммуникационные технологии» включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей (Петухова, 2013).
Для характеристики изменений интеллекта, происходящих под влиянием информационных технологий, ряд современных исследователей предлагают использовать понятие «клиповое мышление» (Пронина, 2001; Загидуллина, 2012). Оно характеризуется быстрым, но поверхностным усвоением информации, в отличие от понятийного, которое по скорости обработки медленней, чем клиповое, но более углубленное. Тем не менее оно не позволяет соединить многообразие фактов в единое целое.
Термин «клиповое мышление» в научной литературе появился в конце 90-х годов ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир с помощью видеоклипа (Азаренок, 2012). При огромном количестве информации в современном мире оно позволяет быстрее ориентироваться в обстановке, но из-за поверхностного восприятия не способствует развитию духовных качеств.
В работах зарубежных ученых термин употребляется в более широком смысле — «клиповая культура» и понимается как составляющая общей информационной культуры, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков для людей соответствующего склада ума (Тоффлер, 2002).
В отечественной науке Ф.И. Гиренок2 первым употребил термин «клиповое мышление», прогнозируя, что понятийное мышление перестало играть первостепенную роль в современном мире (Гиренок, 1995).
К.Г. Фрумкин (2010) выделил предпосылки формирования «клипового мышления»:
- ускорение темпов жизни и увеличившийся объем информации;
- необходимость актуальности информации и увеличения скорости ее поступления;
- разнообразие информации;
- возрастание видов деятельности, которыми человек занимается одновременно;
- рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Отметим, что, по мнению ученых, клиповое мышление обладает не только недостатками: рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания, — но и положительными характеристиками. Например, тренируется навык переключения внимания: дети могут слушать музыку, общаться в чате, редактировать фотографии, одновременно делая уроки (Rosen, 2007).
В настоящее время эта тема актуальна как для зарубежных, так и российских ученых. Исследователи Института будущего мышления при Оксфордском университете под руководством С. Гринфилд3, а также Лаборатории коммуникации человека и интерактивных медиа Стэнфордского университета4 занимаются междисциплинарными исследованиями в области психологии, неврологии, интерактивных технологий.
Ученые из Оксфордского университета (Великобритания) рассчитали оптимальную продолжительность пребывания перед различными экранами. Исследователи провели опрос 120 тысяч 15-летних подростков (в основном оценивалось психическое здоровье, в том числе социальные навыки) и сравнили результаты с тем временем, которое они проводили за различными гаджетами. Выяснилось, что современные электронные устройства приносят больше пользы, нежели вреда. Ученые пришли к выводу, что гаджеты могут повысить творческий потенциал.
Для компьютера оптимальное время составило 257 мин. (4 ч. 17 мин.) в день; для смартфонов — 120 мин.; для видеоигр — 1 ч 40 мин. Результаты физиолого-гигиенических исследований в России позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1–5-м классах — 15 мин., в 5–7-м классах — 20 мин., 8–9-м — 25 мин., 10–11-м классах — 30 мин. на первом часу занятий и 20 мин. на втором5. Эти нормы не согласуются с результатами научных исследований и реальной потребностью учебной программы.
В отечественной науке также изучается влияние информационных технологий на познавательные процессы людей (Тарасенко, 2017). Ученые Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, (г. Санкт-Петербург) занимаются выявлением референтов «клипового мышления» человека в условиях специально организованной познавательной деятельности (Микляева, Безгодова, 2016). Причем внимание они обращают на исследование и негативных, и позитивных изменений, например, развитие творческой деятельности (Лысак, Белов, 2013; Балдина, Зинцова, 2018). Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: С. Пейперт (1989), И.В. Роберт (2001). В.Г. Шебаниц (2009) и др.
В исследовании использованы общенаучные методы — синтез и сравнительный анализ данных, а также социологические методы исследования.
Исследование проводилось в рамках проекта РФФИ № 18-011-01039 на тему «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества» в 2018 г.
Объект исследования — семьи с детьми в возрасте от 3 до 17 лет, проживающие на территории Вологодской области.
Предмет исследования — человеческий потенциал детского населения, условия и факторы его формирования.
Данное исследование является частью работы по проекту, запланированной для реализации на его первом этапе. В рамках выполнения грантового проекта были разработаны четыре типа анкет для проведения массового социологического опроса семей с детьми в возрасте 3–6, 7–10, 11–14 и 15–17 лет.
Сбор эмпирических данных осуществлялся путем проведения индивидуального раздаточного анкетирования родителей в городах Вологда, Череповец, на территориях муниципальных районов. Объем выборки составил 1500 семей, среди которых 1165 полных по составу и 332 семьи, где ребенка воспитывает один родитель.
В г. Вологде опрошены 397 семей, в г. Череповце — 405 семей, в районах области — 698 семей. Распределение семей по возрастным группам детей было следующим: 472 семьи с детьми 3–6 лет (дошкольники), 408 семей с детьми 7–10 лет (младшие школьники), 376 семей с детьми 11–14 лет (среднего школьного возраста), 244 семьи с детьми в возрасте от 15 до 17 лет (старшеклассники).
Результаты и обсуждение
Переходя к нашему исследованию, обратим внимание на следующее понятие: «человеческий потенциал детского населения» (Шабунова, 2019). Под ним понимается совокупность врожденных способностей и приобретаемых в ходе жизнедеятельности качеств (навыков), динамически изменяющихся по мере взросления, которые необходимы для успешного развития личности, ее социализации и адаптации к меняющимся условиям среды (Короленко, Гордиевская, 2018).
Авторский коллектив проекта разработал индексную методику оценки сформированности человеческого потенциала детского населения (ИСЧПД), опирающуюся на данные социологического опроса.
где IЧПД — интегральный индекс человеческого потенциала детского населения, IЗ — субиндекс здоровья, IИР — субиндекс интеллектуального развития, IСКР — субиндекс социокультурного развития.
В структуре сводного индекса в соответствии с классификацией компонентов качества человеческого потенциала Н.М. Римашевской выделены три субиндекса: здоровья, социокультурного и интеллектуального (умственного) развития, или познавательных процессов (навыков запоминания, мышления, воображения, внимания, цифровых навыков).
В исследовании предпринята попытка оценить сформированность вышеназванных навыков в зависимости от: частоты использования детьми «умной» техники и электронных ресурсов; степени интернет-зависимости.
Существуют физические и психологические признаки состояния зависимости, одним из которых является агрессия, когда родители предлагают ребенку закончить «общение» с компьютером6. Для выявления взаимосвязи мы использовали ответ родителей: «Часто ли Ваш ребенок „выходит из себя“, если кто-то отвлекает его от компьютера, прочих гаджетов или интернета?».
В первую очередь анализ результатов показал, что с повышением возраста увеличивается и доля детей которые «постоянно, несколько раз в день» пользуются компьютерной техникой и такими ресурсами, как интернет, компьютер, мобильный телефон (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Оцените, как часто Ваш ребенок пользуется следующей „умной“ техникой и ресурсами» по возрастным группам, %
В таблице 2 приведены данные об уровне развития навыков у ребенка в зависимости от выбора варианта ответа «очень хорошо сформирован» на вопрос: «Оцените, как часто Ваш ребенок пользуется следующей „умной“ техникой и ресурсами?».
Получено, что у детей в возрасте 7–10 лет, постоянно пользующихся ИКТ и электронными ресурсами, по сравнению с теми, кто делает это реже, лучше сформированы навыки воображения и цифровые навыки. Например, при использовании интернета (45,9% против 41,5%); мобильного телефона (49,3% против 34,1%). Такая же тенденция прослеживается в среднем и старшем школьном возрасте.
Интеллектуальное развитие. У детей дошкольного возраста (3-6 лет) родители оценивали уровень интеллектуального развития.
Результаты у детей в возрасте 11–14 и 15–17 лет, постоянно пользующихся ИКТ, такие же, как и по младшим школьникам: показатели СИР и ИЧПД выше, чем у тех, кто пользуется реже, и сформированность интеллектуальных навыков, кроме цифровых, — ниже.
Поскольку интеллект — это умственная деятельность, то одним из критериев его сформированности выступает успеваемость, как предпосылка — школьная мотивация (Меньшикова, 2009). Мы попытались оценить влияние степени зависимости детей от ИКТ на названные критерии.
У детей всех возрастных групп лет получено, что чем больше зависимость от ИКТ, тем в меньшей степени ребенок справляется с учебной нагрузкой (табл. 3).
Таблица 3. Успеваемость в зависимости степени интернет-зависимости
По данным исследования получили, что степень зависимости от интернета влияет на школьную мотивацию. Чем она более выражена, тем ниже уровень положительного отношения к школе у детей 7–10, 11–14 лет. Обращает на себя внимание возраст 15–17 лет. Выявлена дифференциация стратегий поведения: равные доли детей, у которых сформирована положительная и отрицательная учебная мотивация (табл. 4).
Таблица 4. Влияние степени зависимости от использования электронных ресурсов на отношение к школе, %
Степень зависимости детей от использования электронных ресурсов (далее — степень зависимости) также оказывает влияние на значимость и качественную характеристику учебных мотивов детей (табл. 5). Выявлена прямая связь: чем более выражена степень зависимости, тем больше количество детей, для которых совершенно не значимы познавательные мотивы обучения.
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, значимость учебных мотивов для Вашего ребенка» (ответ «совершенно не значимо»)
Значения СИР и ИЧПД также меньше у детей, которые агрессивно реагируют, когда кто-то отвлекает их от компьютера, чем у их сверстников, реагирующих более спокойно, причем такая тенденция прослеживается по всем возрастам (табл. 6).
Таблица 6. Влияние степени зависимости от использования ИКТ на значения СИР и ИЧПД
Показательны результаты оценки доли детей с хорошо сформированными навыками в зависимости от проведения свободного времени вместе с родителями в будние дни (вариант ответа «Сидим каждый за своим компьютером/ноутбуком/ планшетом/телефоном») (табл. 7).
Таблица 7. Доля детей с хорошо сформированными навыками в зависимости от проведения свободного времени вместе с родителями в будние дни «Сидим каждый за своим компьютером/ноутбуком/планшетом/телефоном», %
У детей, которые часто и постоянно используют такой вид общения с родителями, навыки мышления, воображения развиты в меньшей степени, чем у тех, кто использует эту форму общения «никогда и редко». Исключение составляют «навыки внимания» и «цифровые навыки» школьников 15–17 лет.
Показатели СИР И ИЧПД также ниже у тех детей, которые предпочитают проводить свободное время за «умной» техникой вместе со взрослыми членами семьи. У детей 15–17-летнего возраста прослеживается обратная связь показателей. Можно объяснить это подготовкой к итоговым экзаменам в 9-х и 11-х классах в образовательных целях, для них они часто используют электронные ресурсы.
Число поведенческих факторов, влияющих на здоровье ребенка, растет по мере его взросления: так, на здоровье первоклассников влияет меньшее количество поведенческих факторов, чем у обучающихся 11-х классов. В начальных классах более выражен контроль родителей. На первое место в старшей школе выходит поведение самого ребенка, у старшеклассников (10–11-е классы) слабо сформированы навыки самоконтроля в сфере здоровьесбережения. И воспитательное воздействие родителей также по мере взросления становится более непоследовательным.
Есть расхождения между детьми и родителями в оценках проблем со здоровьем. Так ученики 11-го класса чаще, чем их родители, выбрали ответ, что имеют проблемы со зрением (44% против 34%), опорно-двигательным аппаратом, осанкой (45% против 17%). Девятиклассники по сравнению с родителями также чаще отмечали проблемы со зрением (37% против 29%), функционированием опорно-двигательного аппарата (35% против 15%).
По ответам родителей можно сделать вывод, что они переносят ответственность на школу по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Заключение
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. С повышением возраста увеличивается доля детей, которые «постоянно, несколько раз в день» пользуются ИКТ и электронными ресурсами.
У детей 7–10 и 15–17 лет, постоянно пользующихся ИКТ и электронными ресурсами, по сравнению с теми, кто делает это реже, лучше сформированы цифровые навыки и навыки воображения. В то же время показатели навыков запоминания, мышления и внимания у детей ниже, чем у тех, кто пользуется ими редко (кроме детей 11–14 лет). Тем не менее выявлено противоречие: уровень интеллектуального развития и здоровья, социальной компетенции выше у школьников, постоянно использующих интернет и мобильный телефон.
По мнению родителей, степень зависимости от интернета влияет на успеваемость, школьную мотивацию и качественную характеристику учебных мотивов детей. Выявлена прямая связь — чем больше выражена зависимость от использования электронных ресурсов:
- тем в меньшей степени ребенок справляется с учебной нагрузкой;
- ниже уровень положительного отношения к школе у детей во всех возрастах, больше количество детей, для которых совершенно не значимы познавательные мотивы обучения;
- значения СИР и ИЧПД меньше у детей, «зависимых от интернета и использования электронных ресурсов».
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние ИКТ на формирование познавательных процессов у детей школьного возраста зависит от степени их использования. Причем у детей, постоянно использующих ИКТ, кроме негативных последствий отмечаются и позитивные: выше уровень развития цифровых навыков и воображения, интеллектуального развития и здоровья, социальной компетенции. У детей, «зависимых от интернета», показатели успеваемости, школьной мотивации, способность справляться с учебной нагрузкой ниже.
Считаем необходимой разработку научно-обоснованных адресных рекомендаций родителям, педагогам по использованию ИКТ в учебном процессе для развития интеллектуальных качеств детей различных возрастных групп, а также расчет оптимального норматива времени работы на компьютерах для детей разных возрастов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. В кн.: Психология человека в современном мире: Материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Т.5. Личность и группа в условиях социальных изменений. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 110–112.
- Балдина К.А., Зинцова А.С. Влияние современных технологий на одарённость подростков. Инновационная наука, 2018, No. 5. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/ IN_05_2018_2.pdf (дата обращения: 1.06.2020).
- Белорукова Е.М. Развитие у младших школьников интеллектуальной инициативы: результаты экспериментального исследования. Педагог, 2005, 1 (18), 100–106.
- Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера. Социологические исследования, 2001, No. 12, 84–91.
- Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М: Лабиринт, 1995.
- Загидуллина М.В. Информационное общество в контексте Net-мышления. Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение, 2012, 63 (5), 48–51.
- Клячко Т.Л., Синельников-Мурылёв С.Г. Стратегия для России: образование. М.: Дело, 2018.
- Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка. Социальное пространство, 2018, 5 (17), 1–17.
- Лысак И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов. Известия ЮФУ. Технические науки, 2013, 5 (142).
- Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение. 1989.
- Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей. Вестник ТГПУ, 2009, No. 5, 112–116.
- Микляева А.В., Безгодова С.А. Экспериментально-психологическое исследование «Клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 2016, No. 17, 59–67.
- Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании. Успехи современного естествознания, 2013, No. 10, 15–22.
- Пронина Е.Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака Net-мышления. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2001, No. 6, 74–80.
- Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
- Римашевская Н.М. Детство как потенциал социально-демографического развития России. Народонаселение, 2011, No. 2, 4–11.
- Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России. Безопасность Евразии, 2004, No. 1, 14–32.
- Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах. Информатика и образование, 2001, No. 5, 12–16.
- Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Синельников-Мурылев С.Г. Образование и экономический рост.
- Тарасенко В.В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы. Информационное общество, 1999, No. 1, 43–46.
- Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.
- Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. Ineternum, 2010. №1.
- Шебаниц В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве. В кн: Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М. Буки-Веди, 2012. С. 357–359.
- Шабунова А.А. Детство как этап формирования человеческого потенциала. В кн: Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни : II Римашевские чтения, г. Москва, 26 марта 2019 года. М., 2019.
- Rosen L. Мe, МySpace, and I: Parenting the Net Generation. N.Y., 2007.
Об авторах
Разварина Ирина Николаевна, Калачикова Ольга Николаевна — Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия.
Смотрите также:
- Гудимов В.В. Стресс, игра и смысл
- Гуманитарные исследования в Интернете (под ред. Войскунского А. Е.)
- Хозе Е.Г. Виртуальная реальность и образование
- Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях
ПРИМЕЧАНИЕ
- Сетевые образовательные сообщества; информационно-коммуникационные технологии в образовании и социальной адаптации детей с нарушением слуха.
- Гиренок Ф. И. — доктор философских наук, профессор. Заместитель заведующего кафедрой философской антропологии МГУ. Родился на Алтае в 1948 г. В 1970 г. окончил среднюю школу в г. Алейске (Алтайский край). В 1976 г. окончил философский факультет МГУ. В 1988 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Экология как феномен самосознания цивилизации». Автор книг: «Экология. Цивилизация. Ноосфера» (1987), «Ускользающее бытие» (1994), «Метафизика пата» (1996), «Патология русского ума» (1998).
- The Institute for the Future of The Mind.
- CHIMe Lab.
- Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03.
- Опасна ли детская зависимость от интернета. URL: https://psyhoday.ru/zavisimosti/internet-u-detej. html.